Наука сна (La science des reves) Скачущий игрушечный пони, самозавязывающиеся шнурки, деревянные машинки, полеты ночью над городом – все это похоже на сны, которые каждый из нас видел в детстве. А вдруг это были не сны, а реальность, и на самом деле действительность – это всего лишь сон.
У главного героя Стефана (Гаэль Гарсия Берналь) серьезные психические проблемы: он живет в своих снах, «просыпаясь» иногда только для того, чтобы свалить на себя пианино, пойти на работу, которую он терпеть не может, выбросить в реку телевизор или обидеть любимую девушку. При этом Стефан - талантливый художник с нестандартным мышлением и очень развитым воображением, любящий мастерить разные забавные штуки своими руками. Странная композиторша Стефани (Шарлотта Генсбур), живущая по соседству, и сексуально озабоченный коллега (Ален Шаба) – единственные люди, которые его понимают. Правда, не всегда… Режиссер Мишель Гондри, снявший до этого небезызвестное «Вечное сияние чистого разума», на этот раз представил публике самую настоящую сказку. В ней есть все необходимые атрибуты: совпадение имен – Стефан и Стефани, машина времени, устройство для чтения мыслей, ожившие игрушки, нехитрые фокусы. Герои, несмотря на возраст «под 30», остались детьми, не утратив непосредственности в восприятии мира, детской наивности, умения плакать от обиды. Ощущение «фильма для детей» подкрепляется явным увлечением режиссера анимацией, главным образом, российской (по его собственным словам). Действительно, здесь собрано все: «Падал прошлогодний снег» Татарского, «Цапля и журавль» Норштейна, «Варежка» Качанова, «Каникулы Бонифация» Хитрука. Кажется, что вот-вот мимо пролетит Пластилиновая ворона или выглянет из-за дерева Домовенок Кузя. При просмотре этого фильма я не раз ловила себя на мысли, что «Наука любви» - это то, что бы получилось, если бы фильм американца Дэвида Линча стал снимать европеец. Вроде бы об одном и том же, но как по-разному! Общих черт можно насчитать много: переплетение сна и реальности, внутренние «демоны» героя, текст, прочитанный задом наперед, яркие второстепенные персонажи, появляющиеся в одной лишь сцене, но западающие в память, меткие шутки, нелепые происшествия, невпопад сказанные фразы… У Линча мы бы увидели коктейль из пугающей мистики, замкнутых чудаков, красных штор и синей коробочки. Но, как известно, у разных поваров из одних и тех же ингредиентов получаются разные блюда. Гондри собрал в своем фильме весельчака-психа, ведущего во сне собственный телеканал, музыкантшу-зануду, по вечерам мастерящую деревянную лодку с растущими из нее деревьями, типографщика-грубияна, «страшного снаружи, доброго внутри», и получил историю о любви, одиночестве, снах и людях, которые похожи на дикобразов из притчи Шопенгауэра, «бредущих по снежной пустыне, жмущихся друг к другу от холода и колющих друг друга своими иглами». Франция, 2006 Режиссер: Мишель Гондри («Вечное сияние чистого разума») В ролях: Гаэль Гарсия Берналь («Сука-любовь», «Нет вестей от бога», «Дневник мотоциклиста»), Шарлотта Генсбур («Лемминг»), Ален Шаба, Миу-Миу. Автор: Людмила Лаврушина
По материалам сайта www.myJane.ru
Похожие статьи |
|