каталог статей |
РџРѕРёСЃРє:
пример: сотовые телефоны расширенный поиск
АвтоМото » Документация » Колесо - штука сложная

Колесо - штука сложная

Прежде всего нужно сразу оговориться. То, что мы обычно называем колесным диском, таковым не является. По всем канонам правильно говорить: колесо. Надетый на него кусок резины, накачанный воздухом, более известный как «шина», лишь прослойка, предохраняющая колесо от непосредственного контакта с дорогой, и не более того.

Колесо– это то, что находится непосредственно между ступицей Рё шиной. И РѕРЅРѕ уже РІ СЃРІРѕСЋ очередь состоит РёР· РѕР±РѕРґР° Рё РґРёСЃРєР°. РћР±РѕРґ – это некий сложной формы цилиндр, РЅР° который надевается шина. РћРЅ имеет СЂСЏРґ конструктивных деталей. Сперва закраины.

Эти элементы призваны фиксировать шину. РћРЅРё должны быть достаточно крепкими, чтобы удержать борта шины Рё противостоять нагрузкам РѕС‚ инструментов РїСЂРё монтаже-демонтаже. Закраины первыми встречаются также СЃ РґРѕСЂРѕРіРѕР№ или препятствием РїСЂРё РїСЂРѕР±РѕРµ колеса. Поэтому РёС… прочность Рё жесткость должны быть очень высокими. РЁРёРЅР° РЅР° РґРёСЃРєРµ опирается РЅР° специальные полки, Рё, как правило, РѕРЅРё выполняются РїРѕРґ небольшим углом (около 5Рѕ), что несколько повышает плотность посадки шины. Колесо - штука сложнаяСпециально для бескамерных шин полки имеют так называемые подкаты, или хампы (РѕС‚ англ. hump – возвышение, Р±СѓРіРѕСЂ). Эти Р±СѓРіРѕСЂРєРё позволяют зафиксировать Р±РѕСЂС‚ покрышки Рё РЅРµ дать ему соскользнуть РІ глубь РґРёСЃРєР° Рё разгерметизировать колесо. Особенно часто это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РїСЂРё совершении резких маневров Рё РІ случае, РєРѕРіРґР° шина частично спущена. РћР±РѕРґ может иметь 1 или 2 хампа, Р° поскольку РѕРЅРё несколько усложняют перебортовку колеса, РёРЅРѕРіРґР° РёС… выполняют слегка усеченными РїРѕ высоте, плоскими (как правило, хамп РЅР° внутренней стороне РѕР±РѕРґР° внутренний). Далее РїРѕ всей окружности РѕР±РѕРґР° имеется углубление – ручей. Ручей нужен РІ первую очередь для облегчения монтажа Рё демонтажа шины. РљСЂРѕРјРµ того, этот элемент призван увеличить жесткость РѕР±РѕРґР°. Диск соединяет РѕР±РѕРґ СЃРѕ ступицей. Р’ РґРёСЃРєРµ делаются РѕРєРЅР°, выполняющие роль вентиляционных отверстий Рё призванные облегчить массу всего колеса. Эти РѕРєРЅР° также позволяют воплотить различные дизайнерские решения (особенно РЅР° легкосплавных колесах). Ближе Рє ступице РІ РґРёСЃРєРµ расположены центральное Рё крепежные отверстия для закрепления колеса РЅР° ступицу.

Маркировка
Колесо - штука сложная Принята международная практика маркировки колес. Р—Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ принимаются геометрические характеристики РѕР±РѕРґР°: посадочный диаметр Рё ширина РѕР±РѕРґР° (Рё тот Рё РґСЂСѓРіРѕР№ размер РІ дюймах). Однако это РЅРµ РІСЃСЏ информация, которую можно найти РЅР° колесе. Рљ примеру, РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ обозначение 7Jx15H2 содержит РІ себе следующее: 7 – ширина РѕР±РѕРґР° РїРѕ посадочным полкам между закраин (РІ дюймах); J – форма закраины (существуют закраины различных размеров, J – самый распространенный тип); x – тип РѕР±РѕРґР° (В«xВ» – неразъемный, В«-В» разъемный); 15 – посадочный диаметр – диаметр РїРѕ полкам РѕР±РѕРґР° (РІ дюймах); H2 – информация Рѕ наличии хампов (РІ данном случае 2). РќР° колесе присутствуют Рё данные Рѕ производителе (наименование или товарный знак), дата изготовления (обычно РіРѕРґ Рё неделя), клеймо контроля качества (типа РћРўРљ), РЅР° литых дисках встречается клеймо рентгеноконтроля (знак отсутствия внутренних дефектов, таких, как литьевые раковины), также важно присутствие клейма госстандарта (РІ Р РѕСЃСЃРёРё это знак РОСТЕСТ). Некоторые производители указывают РЅР° колесах MAX LOAD – предельную весовую нагрузку РЅР° РґРёСЃРє (РІ килограммах или фунтах). Рђ Сѓ американцев можно встретить еще Рё обозначение максимально допустимого давления РІ холодной шине, Рє примеру: MAX PSI 50 COLD (50 фунтов РЅР° квадратный РґСЋР№Рј, или 3,5 РєРіСЃ/РєРІ. СЃРј).

Геометрия
РЎРІРѕР№ диаметр Рё ширина колеса рекомендуются для каждого автомобиля. Р’ последнее время стало модным ставить РЅР° автомобили колеса больших размеров. РџСЂРё выборе того или РёРЅРѕРіРѕ колеса лучше исходить РёР· размеров шины. Рљ примеру, известно, что РІ автомобиль может быть установлено колесо СЃ шиной общим диаметром 600 РјРј. Произведя несложные подсчеты, можно определить, что РїРѕРґ этот размер РїРѕРґС…РѕРґСЏС‚ (СЃ некоторым отклонением) следующие шины: 205/60R14, 205/55R15, 195/50R16, 215/40R17. Р’ принципе, СЃРїРёСЃРѕРє можно еще продолжить. Что РёР· этого РёСЃС…РѕРґРёС‚? Диаметр колеса можно выбрать различный. Главное – чтобы остальные параметры подходили (PCD, ET, DIA). Что касается массы всего колеса, так это РІРѕРїСЂРѕСЃ спорный. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, больше колесо – больше масса, РЅРѕ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны – колесо увеличилось, уменьшилась шина, Р° масса резины – довольно существенная составляющая. РЎ шириной колеса дело обстоит несколько сложнее. РЁРёСЂРёРЅР° РѕР±РѕРґР° относительно ширины профиля шины РЅРµ должна быть слишком большой или маленькой. Р’ противном случае нарушается проектный профиль шины (Р±РѕРєРѕРІРёРЅС‹ либо сжаты закраинами РѕР±РѕРґР°, либо растянуты РЅР° нем). Это РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє ухудшению ездовых характеристик колеса, меняется боковая жесткость, реакция РЅР° РїРѕРІРѕСЂРѕС‚, сопротивление СѓРІРѕРґСѓ. Существует определенная закономерность: ширина РѕР±РѕРґР° должна быть РЅР° 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустимое отклонение РѕС‚ РЅРѕСЂРјС‹ 0,5-1,0 РґСЋР№РјР° для колес R14 Рё меньше Рё 1,0-1,5 РґСЋР№РјР° – для R15 Рё более. Хотя любое допущение РІСЃРµ же хуже, чем стандарт.
Шина на диске опирается на специальные полки, и, как правило, они выполняются под небольшим углом (около 5о), что несколько повышает плотность посадки шины.
Специально для бескамерных шин полки имеют так называемые подкаты, или хампы (РѕС‚ англ. hump – возвышение, Р±СѓРіРѕСЂ). Эти Р±СѓРіРѕСЂРєРё позволяют зафиксировать Р±РѕСЂС‚ покрышки Рё РЅРµ дать ему соскользнуть РІ глубь РґРёСЃРєР° Рё разгерметизировать колесо. Особенно часто это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РїСЂРё совершении резких маневров Рё РІ случае, РєРѕРіРґР° шина частично спущена. РћР±РѕРґ может иметь 1 или 2 хампа, Р° поскольку РѕРЅРё несколько усложняют перебортовку колеса, РёРЅРѕРіРґР° РёС… выполняют слегка усеченными РїРѕ высоте, плоскими (как правило, хамп РЅР° внутренней стороне РѕР±РѕРґР° внутренний).

Колесо - штука сложная ET – Вылет колеса
Прежде чем объяснить понятие вылета колеса, следует уточнить РѕРґРёРЅ момент. РЈ каждого колеса существует так называемая привалочная плоскость. Это та часть колеса, которой РѕРЅРѕ прижимается Рє ступице. Так РІРѕС‚, вылет – это размер между привалочной плоскостью Рё воображаемой плоскостью, делящей колесо РїРѕ РѕР±РѕРґСѓ пополам. Вылет может быть положительным, отрицательным Рё нулевым. Последний встречается редко, Р° отрицательный – РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РЅР° внедорожниках. РќР° маркировке вылет колеса обозначается как ET, E, OFFSET или DEPORT. Рљ примеру: ЕТ25 (вылет положительный 25 РјРј) или ЕТ-15 (вылет отрицательный 15 РјРј). Американцы (РІ отличие РѕС‚ европейцев) значение вылета РЅР° СЃРІРѕРёС… колесах РЅРµ указывают. Каждый автомобиль имеет СЃРІРѕР№ параметр вылета колеса, определяемый производителем РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· конструкции подвески. Его несоблюдение может иметь СЂСЏРґ чаще всего отрицательных последствий. Меньший вылет ставит колеса шире, увеличивается колея, машина становится более устойчивой, увереннее чувствует себя РІ поворотах, РЅРѕ! Колесо может вступить РІ контакт СЃ крылом, изнашивая Рё его, Рё резину, увеличивается плечо, что отрицательно сказывается РЅР° работе ступичных подшипников, деталей подвески Рё рулевого управления (для управляемых колес), увеличивая РёС… РёР·РЅРѕСЃ. Больший вылет, как правило, невозможен, потому что такое колесо РЅР° ступицу, случается, что Рё РІРѕРІСЃРµ невозможно надеть, так как РѕРЅРѕ может упереться РІ детали подвески, тормозной механизм Рё С‚. Рї. РќРѕ даже если такое колесо удастся закрепить, несомненно, сократится радиус поворота управляемых колес, так как колесо будет упираться РІ стенки колесной арки.

PCD – диаметр крепежных отверстий
Другой важнейший показатель колеса – PCD (Pitch Center Diameter). Этот параметр характеризует диаметр расположения крепежных отверстий, Рё, как правило, РѕРЅ указывается вместе СЃ числом, показывающим количество этих отверстий. Например: PCD 5/108. Соблюдать этот размер очень важно! Дело РІ том, что очень часто автовладельцы пытаются установить колеса, Сѓ которых PCD отличается РѕС‚ «родного» РЅР° каких-то 1-2 миллиметра (Рє примеру, 100 РјРј РЅР° 98 РјРј), – несмотря РЅР° столь малую разницу, делать это категорически нельзя. Диск РЅР° ступице крепится болтами (или гайками), имеющими центрирующую (коническую или сферическую) СЋР±РєСѓ. Р’Рѕ время затяжки эти СЋР±РєРё точно центруют колесо РЅР° ступице. Если PCD будет иным, то РІ результате полностью затянутым окажется лишь РѕРґРёРЅ болт или гайка. Остальные же останутся недотянутыми, появится перекос, Рё, казалось Р±С‹, идеально отбалансированное колесо будет «бить», Р° это СЃРЅРѕРІР° повышенный РёР·РЅРѕСЃ ступичных подшипников. Рђ может Рё вообще происходить самооткручивание крепежа.

DIA – диаметр ступицы
У каждого автомобиля есть диаметр посадочного цилиндра ступицы, на которую колесо должно надеваться с минимальным зазором. Именно DIA и является параметром, характеризующим диаметр центрального отверстия колеса. Этот размер замеряется со стороны привалочной плоскости. Иногда можно встретить маркировку HUB. Если DIA окажется меньше, такое колесо попросту не налезет на ступицу. В последнее время многие производители в целях унификации выпускают колеса с заведомо большими значениями DIA, а для установки таких колес на разные автомобили предлагаются центровочные


Автор: Даниил Шургальский
Источник: http://auto-tuning.in.ua/

Похожие статьи

Типы толкателей клапанов
Перед тем, как вы сделаете осознанный выбор распредвала, нужно кое-что узнать об основных параметрах конструкции. Распредвалы должны быть предназначены для работы с определенным типом толкателей клапа...

Маркировка шин
Например, 185/70 R 14 означает: 185 - ширина профиля баллона, 70 - серия ширины (отношение высоты профиля к его ширине=70%), чем меньше эта цифра, тем шире шина смотрится, тем "приземистее" и динамичн...

Дисковые тормоза (Часть 2)
Кстати о тормозном контуре. Это еще один элемент модернизации. На ВАЗах контур выполнен по диагональной схеме (т. е. левое переднее и правое заднее колеса - один контур, а второй - соответственно друг...



Copyright В© 2006-2007 ExcelioN
Правовая информация
Все права защищены
.
Время генерации страницы: 0.041423082351685 сек.