Реферат по предмету «зоопсихология»
Периодизация онтогенеза
В онтогенезе поведения можно выделить два основных периода: пренатальный, и постнатальный.
Пренатальный период.
Уже РІ С…РѕРґРµ эмбриогенеза РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ упражнение зачатков будущих органов, постепенное развитие Рё совершенствование двигательных функций путем накопления «эмбрионального опыта» или "эмбрионального научения". "Рмбриональное научение" РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РЅРµ РЅР° пустом месте, Р° является развитием Рё видоизменением определенной генетической предрасположенности, воплощением Рё реализацией РІ индивидуальной жизни РѕСЃРѕР±Рё РІРёРґРѕРІРѕРіРѕ опыта, накопленного РІ процессе эволюции. Р’ период эмбриогенеза РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ интенсивная подготовка Рє последующим, постнатальным этапам формирования поведения, Р° отчасти Рё само формирование элементов поведения новорожденного путем, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, развития генетически обусловленных компонентов активности Рё, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, накопление эмбрионального опыта.
Постнатальный период.
Особенности развития поведения в постнатальный период. Пренатальный (он же эмбриональный или внутриутробный) период развития животного завершается родами. После момента рождения начинается постнатальный (он же послеутробный или постэмбриональный) период, который заканчивается естественной смертью в результате старения животного. У млекопитающих он включает в себя следующие фазы: новорожденности, смешанного вскармливания, ювенильную, полового созревания, морфо-физиологической зрелости, и старения.
Рождение является поворотным пунктом, РіРґРµ весь процесс развития поведения получает РЅРѕРІРѕРµ направление. Естественно, что РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ постнатального развития появляются совершенно новые факторы Рё закономерности, обусловленные взаимодействием организма СЃ подлинной внешней средой. Р’ этих новых условиях продолжается созревание врожденных элементов поведения Рё РёС… слияние СЃ постнатальным, индивидуальным опытом. Поэтому, несмотря РЅР° коренные различия РІ условиях формирования этих РґРІСѓС… РІРёРґРѕРІ поведения, между этими этапами онтогенеза поведения РЅРµ только нет разрыва, РЅРѕ существует прямая преемственность. Рменно РІ этом проявляется преадаптивное значение эмбрионального поведения.
Роль постнатального периода в жизни животного. Ранний постнатальный (он же неонатальный или период новорожденности) период имеет исключительное значение для жизни особи, т.к. на этом этапе развития формируются важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, устанавливаются связи с жизненно важными компонентами этой среды и закладываются основы поведения взрослого животного.
Развитие поведения новорожденных.
Млекопитающие. Рљ моменту рождения Сѓ детеныша функционируют обонятельный, РІРєСѓСЃРѕРІРѕР№, кожно-температурный Рё вестибулярный анализаторы. Первая поведенческая реакция, которую проявляет новорожденный - положительная реакция РЅР° теплую, покрытую шерстью поверхность. Рта реакция сохраняется РІ течение всего периода новорожденности Рё способствует образовании реакции скучивания. Только что родившийся детеныш, еще будучи связанным РїСѓРїРѕРІРёРЅРѕР№ СЃ плацентой, уже начинает СЃРІРѕР№ путь Рє соскам Рё достигнув РёС… начинает сосать. Рта врожденная пищевая реакция, РІ первые же часы после рождения, как снежный РєРѕРј обрастает условно-рефлекторными реакциями.
Первый период жизни новорожденного детеныша характеризуется прежде всего быстрым ростом и совершенствованием безусловно-рефлекторных реакций.
Период смешанного вскармливания. Второй период нужно рассматривать в качестве переходного. Начало его знаменует появление интереса к пище, которую потребляют взрослые животные. По мере совершенствования движений он начинает отделяться от матери и собратьев, выходить из гнезда, обследовать окружающее пространство. В это время у детеныша активно проявляются врожденные ориентировочные реакции, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы. Короче говоря, он вступает в сообщество и должен освоить существующие в нем законы. В этот период у детенышей уже могут вырабатываться условные рефлексы на любые сигналы внешней и внутренней среды, но скорость их образования еще невелика.
Период социализации. РџРѕ мере своего развития подрастающий детеныш начинает РІСЃРµ больше Рё больше контактировать СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё членами семьи, Р° выходя РёР· гнезда Рё СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё животными. Ртот период имеет РѕСЃРѕР±РѕРµ значение для РІРёРґРѕРІ, которые сохраняют семейные отношения РІ течение достаточно длительного времени.
Ювенильный период.
Особенности ювенильного периода. После четырех месяцев Сѓ щенка начинается новый период онтогенеза – ювенильный, или как его иначе называют, подростковый или предадультный, С‚.Рµ. предшествующий взрослению. РћРЅ продолжается вплоть РґРѕ периода полового созревания. Р’ данный период детеныши большинства РІРёРґРѕРІ перестают питаться материнским молоком. РћРЅРё начинают совершать довольно дальние путешествия РѕС‚ СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ гнезда посещать соседние территории. РЈ детенышей меняются Р·СѓР±С‹, Рё этот процесс сопровождается целым СЂСЏРґРѕРј физиологических особенностей. Формируются типологические особенности темперамента Рё характера, оборонительные реакции. Рдет подготовка Рє половому созреванию, проявляющаяся РІ «сексуальных играх», имеющих РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ значение для дальнейшего полового поведения.
Ртот период является естественным продолжением периода социализации. Р’СЃРµ процессы, связанные СЃ формированием социального поведения животного продолжаются. Однако, если РІ предыдущий период детеныш осваивает РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј правила поведения РІ семье, то РІРѕ время ювенильного периода РѕРЅ должен хорошо усвоить РЅРѕСЂРјС‹ поведения РІ сложном социуме, РІ котором ему предстоит существовать РІ течение всей дальнейшей жизни. Таким образом, период социализации можно условно сравнить СЃ периодом дошкольного воспитания ребенка РІ семье, Р° ювенильный - СЃ воспитанием Рё сложной "притиркой" взаимоотношений РІ средней школе. В
Формирование типологических особенностей. У собак в этот период происходит формирование типологических особенностей. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем-четырем месяцам.
Юношеская осторожность. В начале ювенильного периода у большинства детенышей в начинает проявляться пассивно-оборонительная реакция, резко изменяющая поведение и определяющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности.
Угашение пассивно оборонительной реакции на мало значимые признаки фактически аналогично привыканию, которое обеспечивает адекватность реакциям организма, устраняя все лишние, необязательные, не приносящие ощутимой пользы, не затрагивая лишь самые необходимые, что позволяет экономить массу энергии.
Роль РёРіСЂС‹ РІ процессе развития поведения. Рсключительно важную роль РІ становлении РїСЃРёС…РёРєРё Рё, развитии социального поведения животного имеет игровая деятельность. РРіСЂС‹ детенышей Рё молодых особей очень разнообразны Рё охватывают РІСЃРµ сферы поведения животного РІ С…РѕРґРµ его взросления. Р’ С…РѕРґРµ РёРіСЂС‹ молодое животное приобретает разнообразную информацию Рѕ свойствах Рё качествах предметов РІ окружающей его среде. Рто позволяет конктретизировать, уточнять Рё дополнять накопленный РІ процессе эволюции РІРёРґРѕРІРѕР№ опыт применительно Рє конкретным условиям жизни РѕСЃРѕР±Рё. Важно подчеркнуть, что РІСЃСЏРєРѕРµ манипулирование, особенно РёРіСЂРѕРІРѕРµ, всегда включает РІ себя исследовательский компонент. Согласованность деятельности игровых партнеров основывается РЅР° РѕР±РѕСЋРґРЅРѕР№ врожденной сигнализации. Рти сигналы выполняют функцию ключевых стимулов РёРіСЂРѕРІРѕРіРѕ поведения.
Воспитание детенышей родителями. Фактически, ювенильный период – самый сложный для детенышей большинства видов, поскольку именно в это время они готовятся к самостоятельной жизни.
Становление полового поведения.
Сексуальные РёРіСЂС‹ молодняка. Рзучение влияния условий выращивания детенышей раннего возраста РЅР° последующее половое поведение показало, что для формирования нормального полового поведения самцов необходим контакт СЃРѕ сверстниками РІ период полового созревания. Р’Рѕ время ювенильного периода большое место РІ поведении детенышей занимают сексуальные РёРіСЂС‹. Очень большое значение имеют “сексуальные игры” молодняка, РІ процессе РёС… РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ тренировка отдельных компонентов этого сложного поведенческого акта. Самцы крыс нуждаются для выполнения воспроизводительной функции РІ раннем РёРіСЂРѕРІРѕРј общении СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё крысятами. Р’ этих играх содержатся основные двигательные элементы взрослого самцового поведения. РЈ РЅРѕСЂРѕРє самцы научаются нормальному общению СЃ брачным партнером РІ С…РѕРґРµ совместных РёРіСЂ СЃ 10-недельного возраста...
Особенно отчетливо значение совместных игр детенышей для дальнейшей жизни особи проявляется у обезьян. О пагубных последствиях лишения молодых обезьян возможности играть со сверстниками (или другими животными) убедительно свидетельствуют эксперименты многих исследователей, в частности Харлоу и его сотрудников. Как и у других животных, обусловлены эти нарушения обнаруживаются, у взрослых особей, прежде всего в их неспособности к нормальному общению с себе подобными, особенно с половыми партнерами...
Половое запечаление. РћРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ роль для формирования нормального полового поведения играет правильное половое запечатление. РћРЅРѕ обеспечивает будущее общение СЃ половым партнером. Животное учится распознавать отличительные признаки будущего полового партнера еще РЅР° ранних этапах постнатального развития. РџСЂРё этом запечатление типичных признаков полового партнера должно совершиться Сѓ детеныша РІ таком РІРёРґРµ, РІ каком РѕРЅРё предстанут перед РЅРёРј уже РІРѕ взрослом, половозрелом состоянии. Процесс полового запечатления, РІ отличие РѕС‚ запечатления образа матери Рё объекта следования продолжается довольно долго. Рными словами, половое запечатление имеет достаточно растянутый чувствительный период РЅР° врожденное узнавание общих видоспецифических признаков. Здесь путем облигатного научения накладывается распознавание признаков самки своего РІРёРґР°.
Формирование материнского поведения.
РЈ самок половое поведение РІ значительно большей мере определяется врожденными механизмами Рё более сложным обучением. Рто поведение определяется собственным опытом матери РІ раннем возрасте.
Период полового созревания. К этому моменту молодые млекопитающие в основном завершают период роста.
Период морфофизиологической зрелости. Физиологическая зрелость Сѓ животных наступает СЃ первой течкой Сѓ самок Рё началом устойчивого сперматогенеза Сѓ самцов. Развитие половых желез, стимулируется гонадотропным РіРѕСЂРјРѕРЅРѕРј гипофиза. В
Обучение
Обучение — это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.
Рндивидуально - приспособительная деятельность, РїРѕРјРёРјРѕ разных форм обучения включает РІ себя Рё такой важнейший элемент, как рассудочная деятельность, который РјС‹ рассматриваем ниже.
Классификация форм обучения
Формы обучения животных весьма многообразны и поэтому существует целый ряд их классификаций.
Р’ частности, Р—.Рђ. Р—РѕСЂРёРЅР° Рё Р.Рџ. Полетаева (2001), РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ данных Рћ. Меннинга (Manning, Dawkins, 1992), Р”. Дьюсбери (1981), Р . Томаса (Thomas, 1996), Дж. РџРёСЂСЃР° (Реагсе, 1998) Рё РґСЂ., предлагают следующую классификацию форм индивидуально-приспособительной деятельности животных.
Неассоциативное обучение:
привыкание.
Ассоциативное обучение:
классические условные рефлексы;
инструментальные условные рефлексы. В
Когнитивные процессы
Неассоциативное обучение
Неассоциативное обучение заключается в ослаблении реакции при повторных предъявлениях раздражителя.
1. Сенсибилизация. Сенсибилизацией называется повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента. Сенсибилизацией называют три типа реакций, имеющих между собой мало общего. Главное, а может быть, и единственное, что их объединяет, это повышение возбудимости организма по отношению к определенным раздражителям.
К первому типу реакции относят модификацию поведения, возникающую под воздействием какого-либо стимула. Вторым типом реакций, относимых к сенсибилизации, является способность организма под воздействием одних раздражителей изменять чувствительность к другим. Третий тип реакции для своего возникновения нуждается в систематическом воздействии раздражителя: только в этом случае чувствительность к нему повышается.
2. Привыкание — наиболее примитивная форма обучения. Рто самая элементарная индивидуально вырабатываемая реакция снижения возбудимости называется привыканием. Привыкание распространено чрезвычайно широко: РѕС‚ примитивных существ РґРѕ человека включительно. РћРЅРѕ обеспечивает адекватность реакций организма, устраняя РІСЃРµ лишние, необязательные, РЅРµ приносящие ощутимой пользы, РЅРµ затрагивая лишь самые необходимые, что позволяет экономить массу энергии.
Ассоциативное обучение
При ассоциативном обучении в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания. Формирование этой связи обнаруживается в виде изменений в поведении животного, которые называются условными рефлексами. Кроме того, имеются условные рефлексы, вырабатываемые на простые раздражители и на различные виды комплексных раздражителей, натуральные на естественные признаки предметов (например, на запах пищи) и искусственные — на случайные ее признаки (например, бренчание миски), классические, инструментальные и др.
Обучение животных в процессе онтогенеза
Врожденное поведение
Роды и поведение матери и новорожденного хорошо демонстрируют четкий комплекс врожденных поведенческих реакций.
Врожденное узнавание
Каждый только что появившийся РЅР° свет детеныш уже обладает неким комплексом врожденных реакций, позволяющим ему сразу же после рождения адекватно реагировать РЅР° окружающую среду, что особенно важно для зрелорождающихся животных. Рти поведенческие акты осуществляются РїСЂРё наличии определенных стимулов внешней среды - релизеров, или ключевых раздражителей. Врожденную реакцию РЅР° ключевой раздражитель Рљ.Р.Фабри назвал врожденным узнаванием. Врожденное узнавание РЅРµ лишено каких Р±С‹ то РЅРё было элементов научения. РћРЅРѕ всегда обогащается, корректируется или перестраивается РІ результате приобретения раннего опыта, проявляющегося РІ разных формах постнатального научения.
Облигатное обучение
Рто форма обучения, которая РІ естественных условиях совершенно необходима для выполнения важнейших жизненных функций, С‚.Рµ. относящихся Рє видоспецифическому, инстинктивному поведению. Облигатное обучение Рё врожденное поведение, РІ частности врожденное узнавание, теснейшим образом связаны РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј РІ единый комплекс.
Характерным признаком облигатного обучения является также то, что оно может осуществляться только на протяжении определенных, так называемых чувствительных, периодов онтогенеза.
Рмпринтинг
Среди натуральных условных рефлексов РІ РѕСЃРѕР±СѓСЋ РіСЂСѓРїРїСѓ выделяют так называемое запечатление - импринтинг, который заключается РІ очень быстром обучении определенным жизненно важным действиям. Рмпринтинг может происходить РІ строго определенные критические периоды онтогенеза. Обычно запечатление осуществляется РІ раннем детстве Рё может произойти только РІ течение специального чувствительного периода, Р°, если этот период будет упущен, РІ более РїРѕР·РґРЅРёРµ СЃСЂРѕРєРё РѕРЅРѕ уже РЅРµ осуществится. Рто форма облигатного обучения, РїСЂРё котором очень быстро фиксируются РІ памяти отличительные признаки объектов инстинктивных поведенческих актов. Классический импринтинг характерен для копытных животных Рё РґСЂСѓРіРёС… зрелорождающихся млекопитающих Рё для выводковых птиц Рё характеризуется исключительно быстрым формированием. Рефлекторные акты, осуществляемые животными РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ информации, усвоенной путем запечатления, обычно являются фрагментами инстинктивных реакций, поэтому необходимость РёС… образования генетически запрограммирована. РћРЅРё видоспецифичны, Рё РёС… образование почти так же обязательно, как Рё наличие самих инстинктов. Классический пример запечатления — формирование реакции следования Р·Р° матерью Сѓ птенцов выводковых птиц, или, РїРѕ современной терминологии, запечатление привязанности. Сама РїРѕ себе реакция эта врожденная, РЅРѕ РІ течение первых часов после вылупления молодые птицы должны "запечатлеть" облик матери. Если РІ этот период утята РЅРµ СѓРІРёРґСЏС‚, утки, то впоследствии Р±СѓРґСѓС‚ ее бояться. Более того, Сѓ утенка, РЅРµ встретившего РІ соответствующий период подходящего для запечатления объекта, РІ дальнейшем его поведение будет резко нарушено: РѕРЅ будет избегать контактов СЃРѕ всеми живыми существами. Если же РІ этот период РЅР° глаза утенку попадает какой-РЅРёР±СѓРґСЊ движущийся предмет, например футбольный РјСЏС‡ или игрушечная машина, то РѕРЅ начинает реагировать РЅР° него как РЅР° СЃРІРѕСЋ мать Рё РІСЃСЋРґСѓ следовать Р·Р° РЅРёРј. РџРѕРјРёРјРѕ запечатления привязанности, которое обеспечивает контакт птенцов СЃ матерью РІ ранний период онтогенеза, существует Рё так называемое половое запечатление, которое обеспечивает последующий правильный выбор полового партнера птицей РїРѕ достижении ею половозрелости. Если первая форма запечатления характерна для выводковых птиц, то вторая форма играет существенную роль Рё РІ формировании поведения птенцовых.
Натуральные условные рефлексы
Натуральными условными рефлексами называют условные рефлексы РЅР° натуральные раздражители, образующиеся практически после первой встречи СЃ безусловным раздражителем. . Рти рефлексы характерны для данного животного так же, как строение его Р·СѓР±РѕРІ или окраска. РџРѕРјРёРјРѕ стадных, Рє РЅРёРј относятся РјРЅРѕРіРёРµ пищевые, ориентировочные, терморегуляционые Рё РґСЂСѓРіРёРµ.
Натуральные условные рефлексы образуются РІ определенный период жизни животного. Р’ первые часы жизни малыши учатся узнавать голос Рё облик матери, запоминают РїРѕР·Сѓ сосания молока. Р’ течение первых недель вырабатываются рефлексы общения СЃ животными своего РІРёРґР° (социальные). Р’ определенный период жизни животные научаются отличать съедобную пищу РѕС‚ негодной. Зачастую это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РїСЂРё наблюдении Р·Р° тем, как кормится мать. Приобретенные навыки сохраняются РЅР° РІСЃСЋ жизнь Рё изменяются СЃ большим трудом. В
Опосредованное обучение
Р’ формировании условных рефлексов важное значение имеет способность перенимать опыт путем подражания СЃРІРѕРёРј товарищам РїРѕ стае Рё даже животным РґСЂСѓРіРѕРіРѕ РІРёРґР°. Такая способность, иначе называемая опосредованным обучением, отмечается почти Сѓ всех РІРёРґРѕРІ млекопитающих Рё птиц, Р° также Сѓ РјРЅРѕРіРёС… РІРёРґРѕРІ рыб. Опосредованное обучение обычно РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ врожденной способности животных Рє подражанию, часто подкрепляется определенной сигнализацией Рё закрепляется памятью. . Поэтому условные рефлексы, приобретаемые РІ результате опосредованного обучения, физиологи нередко называют имитационными условными рефлексами. В
Облигатное обучение
Существуют такие формы научения, которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение, РЅРѕ, тем РЅРµ менее, представляют СЃРѕР±РѕР№ ничто РёРЅРѕРµ, как результат накопления индивидуального опыта, правда, РІ жестких, типичных для данного РІРёРґР° рамках. Рто, прежде всего, формы так называемого облигатного научения, которым, РїРѕ Р“.Темброку, обозначается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного РІРёРґР° РІРЅРµ зависимости РѕС‚ частных условий жизни РѕСЃРѕР±Рё. Другими словами, представитель биологического РІРёРґР° может быть научен только тем формам поведения, которые ведут Рє завершающим фазам видоспецифических поведенческих актов.
Факультативное обучение
В противоположность облигатному факультативное обучение, согласно Г.Темброку, включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь, Совершенно естественно, что эти условия не могут быть одинаковыми для всех представителей данного вида. Способствуя, таким образом, максимальной конкретизации видового поведения в частных условиях среды обитания вида, факультативное научение является наиболее гибким, лабильным компонентом поведения животных.
Навык является важнейшей формой факультативного научения. Рассмотрим несколько основных особенностей навыка.
1.Первая особенность заключается в том, что способность к выработке навыка проявляется только лишь на определенном уровне филогенеза.
2.В процессе формирования навыка применяется врожденная двигательная реакция или новая на впервые предъявленную ситуацию. В последнем случае появляется новое, генетически не фиксированное поведение.
3.Вне зависимости от качества получаемого навыка, решающим для закрепления его является положительное подкрепление совершенного действия.
4.Еще одним отличительным признаком навыка служит то, что он формируется в результате упражнений и нуждается в дальнейшей тренировке для сохранения и закрепления.
Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения
При анализе любого проявления психической деятельности постоянно встает вопрос о врожденных и приобретаемых компонентах поведения. Что же получает особь в наследство от предыдущих поколений в генетически фиксированном врожденном виде и чему она должна научиться в порядке приобретения индивидуального опыта? Современное понимание взаимоотношений врожденного и благоприобретенного в онтогенезе поведения животных исходит из признания не только наличия, но и взаимообусловленности этих компонентов. Процесс онтогенеза поведения открывается нам во всей его сложности и противоречивости как подлинно диалектическое формирование качественно нового в результате количественных преобразований первичных функциональных состояний развивающегося организма.
Список литературы
1. Сотская М.Н. Зоопсихология. Учебник