А. В. Ходус. к.б.н., директор НП по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства «Агрософия».
Ркологическое сельское хозяйство активно развивается РІ РјРёСЂРµ Рё начинает развиваться РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Объем РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ рынка экологической продукции оценивался РІ 2002Рі. РІ $25 млрд. РІ РіРѕРґ. РџРѕ прогнозам, Рє 2020 РіРѕРґСѓ РѕРЅ может достичь оборота РІ $200—250 млрд. РІ РіРѕРґ.
Рынок экологической (альтернативной) продукции – качественно иной рынок продукции и услуг, гарантирующий потребителю более высокое качество потребляемых товаров. На нём устанавливаются повышенные цены. При желании маркировать продукцию как «экологическая» в странах Западной Европы, Японии, США, Австралии или Китая необходимо, прежде, подтвердить её статус и получить все необходимые разрешения.
Большинство рынков экологической продукции, например, Европейского Союза или США, сформировались вследствие установления и под непосредственным влиянием так называемых Директив, которые определяют необходимые требования к продукции, методам ее производства и позволяют маркировать её как «экологическая» («органическая», «биологическая», «биоорганическая», «биодинамическая», «био», «эко»*).
Директивы или Стандарты – это та основа, та законодательная база, определяющая «правила игры» или «рамочные условия», на которой строится система сертификации, рынок экологической продукции, рождаются её производители и потребители.
Международных Директив экологического производства, по которым происходит сертификация, в настоящее время не существует, и сбивающее с толка число «экологических» стандартов делает ориентацию экологически хозяйствующего предприятия, особенно на начальном этапе, достаточно сложной.
Главные типы экологических стандартов можно обобщить так:
Международные частные или межправительственные рамочные стандарты, такие как Международные базисные стандарты РФОАМ (IFOAM) или Пищевой Кодекс;
Основные действующие Стандарты или Директивы, такие как Директивы ЕС (Р•РРЎ) в„– 2092/91 или Американская национальная органическая программа(USDA).
Частные Стандарты экологического производства, такие как Деметр (Demeter), Натурланд (Naturland), Биоланд (Bioland), Геа (Geae), РРєРѕРІРёРЅ (Ekowin) Рё С‚.Рґ.
Среди международных рамочных стандартов (Рђ) РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ внимания заслуживают Базисные Стандарты РФОАМ. РС… цель - гармонизировать различные программы сертификации путём создания универсальных рамочных условий для экологических стандартов РІРѕ всём РјРёСЂРµ. Р’ настоящее время РїСЂРё сертификации РѕРЅРё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ использоваться напрямую, Р° для экологических предприятий тропических стран РЅРµ являются важными. Однако РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть полезны для понимания лежащих РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ принципов Рё версий всех программ экологической сертификации РІРѕ всём РјРёСЂРµ.
Основные действующие стандарты (В) регулируют определённые экологические рынки, т.е. определяют основные минимальные «экологические» требования, которые должны быть выполнены в отношении продукции и процесса её производства в соответствии с маркировкой и соответствующим рынком. Существуют различные рынки экологической продукции со своими индивидуальными требованиями по сертификации, т.е. со своими собственными Директивами и Стандартами.
Наиболее важными из них являются:
Российская Федерация - РЎРўРћ «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании Рё соответствующей маркировке экологической продукции» РќРџ «АГРОСОФРРЇВ» (Находящийся РІ стадии публичного обсуждения Технический Регламент «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании Рё соответствующей маркировке экологической продукции»)
Европейский РЎРѕСЋР· - Постановление (Р•РРЎ) в„– 2092/91 «Об экологическом земледелии Рё соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции Рё продуктов питания»
Органический рынок США - Национальная Органическая Программа, которая вступила в силу в ноябре 2002 года (USDA).
Японский экологический рынок – Японские сельскохозяйственные стандарты JAS
Швейцария, Рзраиль, Аргентина, Чехия, Болгария, Австралия - экологические регламенты, эквивалентные Постановлению (Р•РРЎ) в„– 2092/91
Другие импортирующие и экспортирующие страны, которые в настоящее время разрабатывают свои собственные действующие стандарты экологического производства.
Несмотря на различные Стандарты и Директивы продукция производится по сходным правилам производства и является результатом равноценных по эффективности инспекционных мероприятий.
Тем не менее, продукция, которая, например, экспортируется в Европейский Союз, должна быть сертифицирована в соответствии с требованиями Постановления ЕС для экологического производства, продукция, которая экспортируется в США – в соответствии с национальной органической программой (USDA).
Сдерживающим фактором развития экологического сельского хозяйства и природопользования, рынка экологической продукции в России остается отсутствие принятой на государственном уровне законодательно-нормативной базы. На государственном уровне до сих пор не определено, что значит термин «экологический» и как должна производиться подобная продукция. В настоящее время каждый желающий может маркировать свою продукцию как «экологическая», «биологическая», «органическая», не неся перед потребителем каких-либо дополнительных обязательств, чем многие с успехом пользуются для получения конкурентных преимуществ на рынке.
Вместе с тем, в России за последний год в этом направлении сделаны существенные шаги.
Р’ сотрудничестве СЃ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРј региональным экологическим центром, Рнститутом рыночной экологии РРњРћ (Швейцария) РќРџ «Агрософия» были осуществлены переводы РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык основных стандартов экологического сельского хозяйства Европейского РЎРѕСЋР·Р° Рё Соединенных штатов Америки: «Постановление ЕС в„– 2092/91 «Об экологическом земледелии Рё соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции Рё продуктов питания», «Национальная органическая программа NOPВ» РЎРЁРђ, «Руководство 1/2002 для получения сырья посредством контролируемо - устойчивого СЃР±РѕСЂР° РґРёРєРѕСЂРѕСЃРѕРІВ», «Общие РЅРѕСЂРјС‹ для свежих овощей Рё фруктов EUREPGAPВ».
В настоящее время Некоммерческим Партнерством ведется мониторинг данных стандартов, их своевременное дополнение и изменение.
Совместно СЃ Министерством сельского хозяйства Р Р¤, Госстандартом РќРџ «АГРОСОФРРЇВ» работает над созданием РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° государственном СѓСЂРѕРІРЅРµ стандартов экологического производства, гармонизированных Рё эквивалентных общемировым.
Партнерство приняло участие во «2-ом Международном заседании по гармонизации и эквивалентности в экологическом сельском хозяйстве», организованном FAO, IFOAM и UNCTAD как открытая платформа для диалога между государственными, общественными и частными организациями (межгосударственными, государственными и гражданского общества). С российской стороны было предложено обсудить проект будущего технического регламента экологического производства как единого, эквивалентного всем другим государственным регламентам экологического сельского хозяйства (ЕС, США, Японии, Австралии, Швейцарии). Предложение было поддержано консультационной группой при Министерстве сельского хозяйства Швеции и другими участниками встречи и внесено в план 3-его заседания в ноябре 2004 года.
Р’ марте 2004Рі. РќРџ «АГРОСОФРРЇВ», РґРѕ вступления РІ силу Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… РРєРѕ-стандартов, гармонизированных СЃРѕ Стандартами основных целевых рынков экологической продукции, прежде всего, Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Европейского РЎРѕСЋР·Р°, РЎРЁРђ Рё РЇРїРѕРЅРёРё, РІ качестве Стандартов экологического сельского хозяйства Рё природопользования приняло Постановление Р•РРЎ в„– 2092/91 «Об экологическом земледелии Рё соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции Рё продуктов питания», Р° РІ качестве стандартов биодинамического сельского хозяйства - Стандарты «ДЕМЕТЕР».
С апреля 2004г. Партнерство приступило к разработке технического регламента «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции».
07 апреля 2004 РіРѕРґР° Госстандарт Р РѕСЃСЃРёРё РїСЂРёРЅСЏР» Рё утвердил соответствующе уведомление без каких-либо замечаний Рё разногласий. Уведомление Рѕ разработке технического регламента опубликовано РІ апрельском выпуске «Вестника технического регулирования» Госстандарта Р РѕСЃСЃРёРё Рё РІ Рнтернет.
Уведомление о разработке проекта технического регламента
Разработчик: Некоммерческое Партнерство РїРѕ развитию экологического Рё биодинамического сельского хозяйства «АГРОСОФРРЇВ»
Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС: сельскохозяйственное производство и природопользование; продукция сельского хозяйства и ее производные, дикоросы и их производные; экологическая маркировка. Коды ОКС: 01.040.13; 65.020.99; 67.020; 67.040; 13.020.50.
Наименование проекта технического регламента «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции»
Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента
отсутствие в Российской Федерации законодательства, регулирующего сферы экологического сельского хозяйства, экологического природопользования и экологической продукции.
Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента нет
Срок публичного обсуждения проекта технического регламента 12 (двенадцать) месяцев
Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу 141500, Московская область, г. Солнечногорск, ул. Красная, д.20, тел./факс +7 095 994-03-97, эл. почта: [email protected]
Копию проекта технического регламента можно получить 141500, Московская область, г. Солнечногорск, ул. Красная, д.20, тел./факс +7 095 994-03-97, эл. почта: [email protected]
Целью Технического Регламента «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции» является создание в Российской Федерации на государственном уровне нормативно-правовой базы в области экологического сельского хозяйства и природопользования.
РќРџ «АГРОСОФРРЇВ» была разработана стратегия создания Технического Регламента, которую можно тезисно можно было Р±С‹ выразить следующим образом:
«Устойчивое развитие»
«Гармонизация» & «Защита производителя»
«Для России»
«Все вместе»
«Компетентность»
«Устойчивое развитие». В основу Технического Регламента положена модель устойчивого развития, что, конечно, не противоречит общемировому опыту: экологическое сельское хозяйство и природопользование – это устойчивое развитие экологической, экономической и социальной сфер общества.
«Гармонизация & Защита производителя». Гармонизация будущего регламента с европейским, а лучше – ещё и с американским, и с японским – важное требование, которое учитывается при его разработке. В противном случае, российское понятие «экологического сельского хозяйства», «экологической продукции» будут отличными от «экологического сельского хозяйства» ЕС, США, Японии, и, стало быть, российскому производителю нужно будет решать, на какой рынок ему производить: внутренний, ЕС, США, Японии с соответствующей последующей сертификацией либо по Стандартам, которые будут разработаны, либо по Стандартам экологического производства Европейского союза ЕС 2092/91, Стандартам национальной органической программы США NOP, либо японским стандартам экологического сельского хозяйства JAS.
Вместе с тем, если будущий Технический Регламент «уложится» в рамочные условия (которые достаточно широки) этих постановлений (различия между которыми непринципиальны), это обеспечит признание российской экологической продукции на любом из рынков и не потребует различных видов (в зависимости от целевого рынка сбыта) ежегодной дорогостоящей сертификации. С другой стороны, если будущий регламент не «уложится» в рамки ни одного из вышеперечисленных Стандартов (ЕС 2092/91, NOP, JAS), существует опасность, что он окажется «мёртвым» и не будет работать – производитель возьмёт за основу любое из трёх Постановлений (благо, они переведены уже на русский язык), в соответствии с ним будет вести производство и проходить сертификацию, как это происходило до сих пор и происходит сейчас в России.
Таким образом, Технический Регламент (РўР ) «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании Рё соответствующей маркировке экологической продукции» разрабатывается РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ, прежде всего, РРєРѕ-стандартов ЕС, РЎРЁРђ Рё РЇРїРѕРЅРёРё РІ качестве его «рамочных условий». Р’СЃРµ предложения РїРѕ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРјСѓ РўР , лежащие РІРЅРµ этих «рамок» Рё ставящие РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ признание СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ регламента РЅР° международном СѓСЂРѕРІРЅРµ как эквивалентного Рё гармонизированного регламентам основных целевых рынков (что повлечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ трудности Рё препоны РІ развитии экологического Рё биодинамического сельского хозяйства РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации) приниматься РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚.
«Для России». Обобщение и использование богатого российского опыта в области экологического сельского хозяйства и природопользования, учет специфических условий Российской Федерации – другая важная составляющая при его разработке.
«Все вместе». Привлечение и объединение всех заинтересованных в развитии экологического & биодинамического сельского хозяйства и природопользования сторон различных уровней - следующая важнейшая составляющая при разработке Технического Регламента «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции». В настоящее время в разработке Технического Регламента принимают участие:
государственные организации, производители, переработчики, продавцы и потребители, общественные организации, научно-исследовательские институты, сертификационные ведомства, консалтинговые агентства, частные лица
районного, регионального, федерального и международного уровней.
К участию в разработке Технического Регламента «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции» приглашаются все заинтересованные в развитии данного направления стороны.
«Компетентность». Формирование рабочих групп по той или иной специализации, отражаемой в Техническом Регламенте (земледелие, растениеводство, защита растений, семеноводство, животноводство, ветеринария, кормление животных, разведение и содержание животных, бухгалтерия, учет, инспекция, контроль, аккредитация и т.п.) и их активная работа - это возможность создать высокопрофессиональный Технический Регламент «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции».
Р’ сентябре 2004Рі. Р·Р° стандарты экологического сельского хозяйства Рё природопользования РќРџ «АГРОСОФРРЇВ» РІ качестве РЎРўРћ приняло находящийся РІ стадии публичного обсуждения Рё полностью эквивалентный Рё гармонизированный СЃ СЌРєРѕ-стандартами Европейского РЎРѕСЋР·Р°, РЅРѕ, вместе СЃ тем, учитывающий СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ специфику, Технический Регламент «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании Рё соответствующей маркировке экологической продукции».
РћРґРЅРѕР№ РёР· составляющих Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… РРєРѕ-стандартов является РРєРѕ-маркировка. Так же, как Рё РІ Европейском РЎРѕСЋР·Рµ, право РРєРѕ-маркировки получают те предприятия, продукция которых содержит РЅРµ менее 95% В«РРєРѕВ» - ингредиентов - произведенных/импортированных РІ соответствии СЃ РРєРѕ-стандартами. Оставшиеся 5% должны являться допущенными Рє применению ингредиентами РІ соответствии СЃРѕ «Списком разрешенных веществ» (Приложение VI). Право РРєРѕ-маркировки предоставляется только РІ том случае, если РїСЂРё производстве продукции РЅРµ использовалось ионизирующее излучение. Наконец, право маркировки получают только предприятия, прошедшие инспекционный контроль Рё подтвердившие «экологический» статус своего производства. РџСЂРё этом, маркировка содержит название Рё/или кодовый номер инспекционного органа, осуществившего контроль.
РџСЂРё разработке Рмблемы СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ РРєРѕ-продукции разработчикам предстояло решить СЂСЏРґ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ относительно:
Названия
Рзображения
Принадлежности
Происхождения продукции
Устойчивого регионального развития
Результатом стала разработка РРєРѕ-знака «Чистые Росы» РІ РІРёРґРµ трилистника СЃ каплей СЂРѕСЃС‹, СЃ указанием названия «Чистые росы» Рё региона производства СЌРєРѕ-продукта (субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), например, Санкт-Петербург, РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРє, Белгород, РњРѕСЃРєРІР° Рё С‚.Рї.
Название "Чистые росы", по мнению разработчиков, подчеркивает не только "чистоту" самого продукта, но и "чистоту" его производства при неухудшающейся экологии. Также название «Чистые росы» косвенно указывает на принадлежность Российской Федерации, увеличивая, тем самым, предпосылки знака быть принятым всеми сторонами в качестве национального.
Рзображение трилистника Рё капли СЂРѕСЃС‹ символично тем, что чище СЂРѕСЃС‹ среди распространенных природных явлений РІСЂСЏРґ ли можно что-то себе представить. Р’ изображении эмблемы используется гамма естественных зеленых (растительность) Рё голубых (РІРѕРґР°) тонов, что, РїРѕ мнению разработчиков, РІ наибольшей степени соответствует РїСЂРёСЂРѕРґРµ, жизни, окружающей среде "СЌРєРѕ", Р° также РІРѕРґРµ - РѕСЃРЅРѕРІРµ жизни РЅР° Земле.
Кроме того, трилистник олицетворяет собой три различные сферы, которые находятся под пристальным вниманием при производстве экологической продукции: мониторинг земельных угодий, сертификация процесса производства и, наконец, сертификация конечного продукта на соответствие требованиям обязательной сертификации ГОСТ.
Рмблема сделана круглой, что, РїРѕ мнению разработчиков, РІ наибольшей степени отражает целостность, цикличность Рё устойчивость РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ, социуме, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ.
Рмблема предусматривает также указание РЅР° субъект Федерации либо РґСЂСѓРіРѕРµ государство, РіРґРµ была произведена экологическая продукция, что, РїРѕРјРёРјРѕ указания РЅР° происхождение продукции, могло Р±С‹ способствовать устойчивому региональному развитию, стимулировать развитие регионального маркетинга Рё увеличить сбыт регионально произведенной СЌРєРѕ-продукции.
Относительно собственности РЅР° РРєРѕ-знак «Чистые росы» было решено, что РРєРѕ-знак РЅРµ должен принадлежать какой-либо частной организации, РЅРѕ движению. Как показывает опыт РґСЂСѓРіРёС… стран, это РІ наибольшей степени способствует успешному развитию направления экологического & биодинамического хозяйствования.
Вместе СЃ тем, для потребителя крайне важна "узнаваемость" СЌРєРѕ-знака. Потребитель, РїСЂРё выборе товара, РЅРµ может "держать РІ голове" множество различных СЌРєРѕ-знаков СЃ РёС… частными отличиями РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°. РљСЂРѕРјРµ того, единый знак позволяет сосредоточить маркетинговые усилия, РЅРµ "распыляясь" РЅР° несколько направлений. Отчасти этим объясняется феномен столь успешного развития "РРљРћ" РІ Швейцарии, РїРѕ сравнению, например, СЃ Германией (РѕР±Рµ страны достаточно успешны РІ РРєРѕ-отрасли).
РРєРѕ-знак «Чистые росы» представляет СЃРѕР±РѕР№ предварительный вариант возможной Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ СЌРєРѕ-маркировки, Рё подлежит публичному обсуждению. Р’СЃРµ отклики, мнения Рё собственные варианты крайне важны.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecounion.ru/