Р’Рѕ РІСЃСЏРєРѕР№ науке используется определенная СЃСѓРјРјР° методов исследования. Рти методы подразделяются РЅР°: всеобщие (философские), вооружающие РІСЃРµ области познания, например метафизический Рё диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математический Рё РґСЂ. Рё специфические - для каждой отрасли науки.
В экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода- метафизика и диалектика.
Метафизика рассматривает РІСЃРµ явления разрозненно, РІ состоянии РїРѕРєРѕСЏ Рё неизменяемости. Рто необходимо РІ тех случаях, РєРѕРіРґР° анализируется какой-то элемент системы РІ отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Так же РјС‹ поступим, например, РїСЂРё классификации типов собственности, форм хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы [5, СЃ.27].
Ркономическая теория полнее отражает действительность, РєРѕРіРґР° берет РЅР° вооружение диалектику - учение Рѕ наиболее общих закономерностях становления Рё развития всех явлений РїСЂРёСЂРѕРґС‹, общества Рё мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770- 1831)- создатель систематической теории диалектики- центральное место РІ этой теории отводил противоречию. Последнее РѕРЅ рассматривал как единство взаимоисключающих Рё одновременно взаимно предполагающих РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как “мотор”, как внутренний импульс РІСЃСЏРєРѕРіРѕ развития. Рто, разумеется, РІ полной мере относится Рё Рє СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ.
РџСЂРё изучении хозяйственных процессов авторы, например, СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСЃ признают наличие противоречий РІ разных областях хозяйственной деятельности. Так, профессора Рљ. Макконнелл Рё Рњ. Брю пишут: “Не существует экономических систем без слабостей Рё недостатков”. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· этого, РѕРЅРё доказывают как необходимость, так Рё “несостоятельность” государственного сектора СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ доказательства РІ пользу равенства РІ распределении РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё против равенства, выставляют аргументы “за” рынок Рё “против” рынка [5, СЃ.16].
Диалектический метод отражает противоречия РІ РёС… неразрывном единстве. Рто позволяет РЅР° практике избежать односторонних Рё ошибочных решений, объединять РІ целостность, казалось Р±С‹, несоединимые стороны явления. Поэтому РІ хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃ (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок). Р’ последующих темах РјС‹ сможем научиться соединять, скажем, такие противоположности, как СЃРїСЂРѕСЃ Рё предложение, конкуренция Рё монополия, рыночный Рё государственный регуляторы СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.
Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.
Ркономическая теория Рё практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны РІСЃРµ попытки рассматривать СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, оказалось, что экономические принципы Рё законы РїРѕ-разному действуют РІ зависимости РѕС‚ фактора времени (РІ краткосрочном Рё долгосрочном периодах). Р’ послевоенный период (СЃ 40-50-С… РіРѕРґРѕРІ) РјРЅРѕРіРёРµ хозяйственные отношения стали анализироваться СЃ учетом развития форм регулирования национального хозяйства, перемен РІ состоянии рынка, РІ соотношении конкуренции Рё монополии Рё РґСЂ.
Однако исторический подход к анализу хозяйственной деятельности таит в себе существенные недостатки. Обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднять серьезное теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Преодолеть эти недостатки помогает логический метод.
Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.
Логический метод помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции и т. д.
Чтобы освободиться от стихийных сил хозяйственного развития или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремиться как можно полнее и глубже познать объективную логику экономического развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования и улучшения управления хозяйством [5, с.19].
Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.
Ркономическая теория изучает РЅРµ быстропротекающие Рё случайные события. РћРЅР° стремится Рє научным обобщениям типичных фактов, поэтому обращается Рє экономической статистике. Последняя дает точное описание Рё измерение количественных процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни РЅР° протяжении более или менее продолжительного периода - 10, 20 Рё более лет.
Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу - выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире.
Список литературы
Банки Рё банковские операции: учебник для РІСѓР·РѕРІ / Р•.Р¤. Р–СѓРєРѕРІ, Р›.Рњ. Максимова, Рћ.Рњ. Маркова Рё РґСЂ.; РџРѕРґ ред. Р•.Р¤. Р–СѓРєРѕРІР°. – Рњ.: Банки Рё биржи; ЮНРРўР, 1997, - 351СЃ.
Деньги, кредит, банки: Учеб. / Р“.Р. Кравцова, Р“.РЎ. Кузьменко, Р•.Р. Кравцов Рё РґСЂ.; РџРѕРґ ред. Р“.Р. Кравцовой. – РњРЅ.: БГРРЈ, 2003. – 527СЃ.
Курс рыночной экономики. / Под ред. Г.Н. Рузавина. - М.: Менеджмент, 1994. – 212с.
РљСѓСЂСЃ экономической теории: Конспект лекций / Р•.Рњ. Анципович, Рђ.Р’. Бондарь, Р›.Р’. Воробьева Рё РґСЂ.; РџРѕРґ РѕР±С‰. ред. Р.Р. Лобковича. – РњРЅ. РћРћРћ «Мисанта», 1997. – 336СЃ.
Макконнелл Рљ.Р ., Брю РЎ.Р›. РРєРѕРЅРѕРјРёРєСЃ: Принципы, проблемы Рё политика. Р’ 2 С‚.: Пер. СЃ англ. 11-РіРѕ РёР·Рґ. Рў.1. – Рњ.: Республика, 1992, – 399СЃ.
Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – СПб: Питер, 2000. – 496с.: ил.
Основы экономической теории: Схемы, диаграммы, таблицы / Л.Н. Давыденко, В.А. Войцеховский, С.Г. Галуза и др. – Мн.: Выш.шк., 1991. – 207с.
РћСЃРЅРѕРІС‹ экономической теории: Учеб. РїРѕСЃРѕР±РёРµ / Р’.Р›. Клюня, Рњ.Р›. Зеленкевич, Рќ.Р’. Черченко Рё РґСЂ.; РџРѕРґ ред. Р’.Р›. Клюни. – РњРЅ.: РќРљР¤ В«Ркоперспектива», 1996. – 336СЃ.
Современная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов РІСѓР·РѕРІ). Ростов-РЅР°-Дону: РР·Рґ-РІРѕ «Феникс», 1999. – 192СЃ.
Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.
Тарасов Р’.Р. Деньги, кредит, банки: Учебное РїРѕСЃРѕР±РёРµ. – РњРЅ.: Мисанта, 2003. – 512СЃ.
Теория национальной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё: Учеб. РїРѕСЃРѕР±РёРµ / РџРѕРґ ред. Р.Рњ. Лемешевского. – РњРЅ.: «Плюсминус», 1994. – 168СЃ.
Фишер РЎ., Дорнбуш Р ., Шмалензи Р . РРєРѕРЅРѕРјРёРєР°: Пер. СЃ англ. РЎРѕ 2-РіРѕ РёР·Рґ. – Рњ.: «Дело ЛТД», 1993. – 864СЃ.
Ркономическая теория / РџРѕРґ ред. Рќ.Р. Базылева, РЎ.Рџ. Гурко. – РњРЅ.: Ркоперспектива, 2002. – 637СЃ.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/