Контрольная работа студента 1-го курса Коханова Виталия Анатольевича
Рнститут повышения квалификации Рё переподготовки руководящих работников Рё
специалистов при ГрГУ им. Я. Купалы
В соответствии с принятой Программой деятельности Правительства, а также Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 1998 год, утвержденным Указом Президента страны, Совет Министров Республики Беларусь, являясь центральным органом государственного управления, осуществляет непрерывный анализ реального положения дел в экономике, контролирует функционирование всего народнохозяйственного комплекса в разрезе отраслей, министерств, объединений и регионов, принимает необходимые оперативные меры.
1. Общая оценка выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития за 8 месяцев 1998 года
Ртоги работы народнохозяйственного комплекса Р·Р° январь-август 1998 РіРѕРґР° показывают, что важнейшие параметры РїСЂРѕРіРЅРѕР·Р° социально-экономического развития РЅР° 1998 РіРѕРґ РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј выполняются.
(процент)
Показатели | РџСЂРѕРіРЅРѕР· РЅР° 1998 РіРѕРґ | Ртоги Р·Р° 8 месяцев |
| | |
Р’Р’Рџ | 107 - 108 | 111,0 |
Промышленность | 108 - 109 | 112,0 |
Продукция сельского хозяйства | 104 - 105 | 100,7 |
Производство товаров народного потребления | 110 - 111 | 120,6 |
Положительным моментом является рост инвестиций в основной капитал (127,3 процента за 8 месяцев, по прогнозу - 112 -- 113 процентов). При этом темпы роста инвестиций в производственную сферу (127 процентов) почти достигли значений непроизводственной сферы (128 процентов).
Таким образом, вопреки всем негативным предсказаниям оппонентов, и в текущем году экономика республики демонстрирует устойчивый рост.
В его основе как более полное использование ранее созданного производственного потенциала, так и освоение новых мощностей.
Существенное влияние оказывает сбалансированное государственное регулирование рыночных процессов, которое выступает как обязательный атрибут белорусской модели экономического развития.
Положительные сдвиги в экономике позволили сократить безработицу, повысить реальные денежные доходы населения, ускорить решение социальных вопросов.
Правительство, полностью контролируя ситуацию, вместе с тем признает: по отдельным направлениям есть проблемы, есть серьезные сбои.
Так, с марта текущего года по разным причинам лихорадит потребительский рынок и приходится прилагать дополнительные усилия по его стабилизации.
Крайне неблагоприятные (за весь послевоенный период) погодно-климатические условия этого года явились суровым испытанием для тружеников села, усложнили условия уборки, обусловили недобор валового сбора зерна.
Дискриминационная политика Запада в отношении белорусских товаров затрудняет преодоление дефицита внешней торговли.
Приходится преодолевать негативные последствия финансово-бюджетного и валютного кризиса в России.
Среди конкретных негативных моментов, которые сегодня требуют к себе максимум внимания со стороны Правительства следует выделить:
1.Рнфляцию.
2.Дестабилизацию валютного рынка и обменного курса белорусского рубля.
3.Дефицит торгового баланса
4.Снижение рентабельности предприятий реального сектора экономики.
5. Невысокий уровень жизни определенной части населения республики.
2. Вопросы финансовой и макроэкономической стабилизации
2.1. Рнфляция. Ценовая политика
Рндекс потребительских цен Р·Р° январь-август составил 3,4 процента (РїСЂРё РїСЂРѕРіРЅРѕР·РЅРѕРј среднемесячном значении РЅР° РіРѕРґ 2 процента), РІ том числе Р·Р° август — 3,8 процента.
Среди основных инфляционных факторов следует выделить нереализованный инфляционный потенциал, сформированный на конец 1997 года (индекс цен на промышленную продукцию на 25,1 процентных пункта превысил индекс потребительских цен).
Непосредственно на росте цен сказалось снижение обменного курса белорусского рубля. В итоге примерно 50 процентов прироста цен обусловлено “импортируемой инфляцией”. Свое воздействие на форсирование инфляции оказывают и параметры проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики.
Особо следует выделить отсутствие высокоэффективного противозатратного механизма (из-за слабой рыночной конкуренции, из-за проявлений монополизма), когда все мыслимые и немыслимые затраты, рост заработной платы без адекватного подъема эффективности производства и т.п. стремятся перенести на издержки производства, потом на цены и таким способом “свалить” все фантазии и потери на конечного потребителя.
Поэтому сегодня инфляция — в определенной степени еще и результат безответственности и бесхозяйственности, иногда — беззащитности перед поставщиком-монополистом.
Развитие инфляционных процессов в республике могло протекать еще более интенсивно, если бы государство не проводило взвешенную ценовую политику, направленную, с одной стороны, на сдерживание роста цен и тарифов (защищая уровень жизни населения), с другой - на преодоление диспропорций в уровнях цен, на ликвидацию перекрестного субсидирования.
Падение обменного курса российского рубля и рост цен на российском рынке в начале сентября резко обострили ситуацию на потребительском рынке. Возникла необходимость принятия ряда защитных мер, в том числе и ценовых подвижек, чтобы не оголить республиканский рынок. Но линия на защиту уровня жизни наших людей, на недопущение необоснованного роста цен, на индексацию доходов населения остается неизменной.
2.2. Стабилизация внутриреспубликанского потребительского рынка
Устойчивые темпы экономического развития позволяют стабильно наполнять товарами внутриреспубликанский потребительский рынок.
Розничный товарооборот увеличился на 41,4 процента (прогноз 8 - 9 процентов). Несмотря на значительный рост объемов продаж в текущем году (мясопродукты - 12 процентов, цельномолочная продукция - 16 процентов, яйца, сыр, масло животное, сахар — 1,3 - 1,9 раза), удалось в целом сохранить потребительский рынок в относительном равновесии. Кроме того, по большинству позиций увеличены текущие запасы товаров в торговой сети.
Ртому содействует устойчивая работа отраслей народного хозяйства, Р° также способность Беларуси Рє самообеспечению основными видами продовольствия.
В республике создается государственный продовольственный резерв на осенне-зимний период для города Минска, областных центров и крупных городов. По состоянию на 21 сентября годовое задание по накоплению сливочного масла выполнено на 85,4 процента, твердых сыров - на 108,5 процента, сухого молока - на 84,4 процента. На хладокомбинатах города Минска заготовлено в 1,5 раза больше прошлогоднего уровня мясопродуктов. Аналогичная работа проводится и в областях.
Следует отметить, что негативные процессы, имеющие место в экономике Российской Федерации, по-прежнему отрицательно влияют на республиканский потребительский рынок. В связи с необходимостью оперативного реагирования на ситуацию, Правительством создана Временная комиссия по защите потребительского рынка во главе с вице-премьером Л.П.Козиком, которая вырабатывает предложения по регулированию товарных потоков и предотвращению несанкционированного вывоза товаров, предпринимает иные действия по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь (от 4 сентября 1998 г. № 15) “О неотложных мерах по защите потребительского рынка”. Вносимые предложения регулярно рассматриваются Президиумом Совета Министров.
В соответствии с поручением Президента страны разрабатываются проекты нормативных актов, предусматривающих дополнительные рычаги по эффективной защите потребительского рынка. Минторгу следует более активно включатся в регулирование всего объема розничной торговли, отрабатывая новые формы работы с негосударственным сектором.
Вместе СЃ тем специально остановлюсь Рё подчеркну — республика осуществляла Рё будет осуществлять экспортные поставки продовольствия РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ Федерацию. Так, Р·Р° восемь месяцев текущего РіРѕРґР° СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ продукции РђРџРљ РІРѕР·СЂРѕСЃ РЅР° 4 процента Рё составил более 170 млн. долларов. Рто: 32 тыс. тонн РјСЏСЃР°, 11 тыс. тонн мясных консервов, 18 тыс. тонн масла животного Рё С‚.Рґ. РџРѕ расчетам Минсельхозпрода наши возможности РїРѕ экспорту продовольствия РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ РЅР° IV квартал определяются РІ объеме около 50 млн. долларов РЎРЁРђ.
2.3. Стабилизация обменного курса белорусского рубля
Есть все основания считать, что положение на валютном рынке остается сложным и противоречивым. Что сегодня, например, не устраивает директора белорусского предприятия?
а) Наличие множественности валютных курсов, что усложняет калькулирование и учет.
б) Сохранение значительного разрыва между официальным и рыночным курсами, что делает невыгодным обязательную продажу.
в) Дефицит СКВ на Межбанковской валютной бирже, что тормозит платежный процесс воспроизводства.
г) Сохранение обязательной продажи части валютной выручки по низкому официальному курсу, что приводит к потере части оборотных средств.
Производственника в первую очередь интересует валютное обеспечение воспроизводства. Поэтому, сохраняя обязательную продажу, необходимо в ближайшее время вернуться к этому вопросу и уточнить методику расчета свободного остатка валютной выручки, саму идею валютной окупаемости производства.
Нацбанку необходимо также пересмотреть сложившуюся практику влияния на рыночное курсообразование и не замыкаться только валютной биржей. Стабильный валютный рынок - это когда предприятие (или гражданин) может свободно удовлетворить свою заявку на СКВ.
Безусловно, такие действия, как ограничение РїРѕ использованию белорусского рубля РІ международных расчетах, прекращение официальных внешних котировок белорусского рубля — меры временного характера. РџРѕРєР° Р¶Рµ РІРёРґРЅРѕ, что чем меньше становился РІ июле - августе остаток белорусских рублей РЅР° счетах нерезидентов, тем больше возрастала разница между официальным Рё рыночным курсами. Рто - противоречит стратегическому расчету, РїРѕ которому Нацбанк планировал взять таким СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј неорганизованный валютный рынок РїРѕРґ контроль. Анализ показывает, что динамика рыночного обменного РєСѓСЂСЃР° непосредственно зависит Рё РѕС‚ динамики денежных агрегатов. Никто РЅРµ отменял “золотое правило” денежного обращения: для того, чтобы определить минимальный (базовый) уровень РєСѓСЂСЃР° национальной денежной единицы, необходимо денежную массу разделить РЅР° валютные резервы. Реальная ситуация заставляет более критически оценивать СЌРјРёСЃСЃРёРѕРЅРЅСѓСЋ активность.
Поставленные Президентом страны стратегические задачи по стабилизации валютного рынка требуют внесения изменений в денежно-кредитную политику. В таком аспекте мы оцениваем эффективность ранее принятой Программы неотложных мер по стабилизации обменного курса белорусского рубля. Ряд ее положений требует конкретизации с учетом изменившихся условий. Национальному банку следует предпринять необходимые меры по стабилизации системы межгосударственных платежей.
2.4. Внешняя экономическая деятельность
Важнейшим приоритетом в работе Правительства является внешнеэкономическая деятельность.
Практика подтверждает, что увеличение на один процент валютной выручки от экспорта товаров позволяет повысить курс белорусского рубля на 0,8 процента. Отсюда - особое значение сбалансированной внешней торговли.
В январе-июле внешнеторговый оборот увеличился на 11 процентов; экспорт на 10,1; импорт - на 11,8 процента. Дефицит внешней торговли составил 989 млн. долларов США, что на 162 млн. долларов США превышает уровень аналогичного периода прошлого года. Объем сальдо внешнеторговых операций, требующих денежной оплаты (с учетом положительного сальдо по услугам), составляет примерно 400 млн. долларов США.
Р РѕСЃС‚ дефицита торгового баланса, превышение темпов роста импорта над экспортом свидетельствуют Рѕ слабой работе РњР’РРЎ РїРѕ координации экспортно-импортных потоков. РќР° этом направлении необходимы конкретные Рё эффективные решения.
Особую озабоченность вызывает рост дефицита внешней торговли со странами дальнего зарубежья (858 млн. долларов). Проведенный анализ показал, что это обусловлено прежде всего переориентацией импортных потоков из стран СНГ на государства дальнего зарубежья (ниже цена - выше качество), предпочтительностью наращивания объемов экспорта в государства Содружества и сохранения рынков сбыта в данном регионе.
В структуре импорта из государств дальнего зарубежья инвестиционные товары занимают 33 процента. На долю сырьевых ресурсов приходится 44 процента. По сравнению с соответствующим периодом 1997 года доля инвестиционных товаров возросла на 6 процентных пунктов, а доля сырьевых ресурсов и критического импорта сократилась на 8 пунктов.
В числе основных причин падения белорусского экспорта в страны дальнего зарубежья в январе-июле текущего года (-103 млн. долларов), по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, можно отметить сокращение объемов поступления в республику российской нефти и реализации нефтепродуктов. Снижение экспорта капролактама и азотных удобрений допущено из-за падения мировых цен на эту продукцию и неблагоприятной финансовой ситуацией в странах Юго-Восточной Азии.
На состоянии торгового баланса сказывается и все более дискриминационная политика западных стран, в частности ЕС. Поэтому необходимо повышать конкурентоспособность нашей продукции, активизировать меры по стимулированию экспорта и рационализации импорта, по защите отечественных производителей, адекватно предпринимать ответные меры.
Анализируя внешний товарооборот, следует отметить достижение положительного итога в торговле с Россией (122,0 млн. долларов США), а также уменьшение до 130 млн. долларов США дефицита внешней торговли со странами СНГ.
Россия по-прежнему остается для нас доминирующим торгово-экономическим партнером (86,6 процента от торгового оборота со странами СНГ). За семь месяцев объем торговли с Россией увеличился на 18 процентов и достиг почти 6 млрд. долларов США (экспорт увеличился на 21,8 процента).
Полностью оправдал себя курс Президента страны на развитие прямых связей с регионами России. В ходе реализации заключенных договоров и соглашений с регионами восстанавливаются прямые хозяйственные и человеческие связи, выравнивается торговый баланс между двумя союзническими государствами.
Такой положительный опыт регионального сотрудничества, в духе договоренностей президентов двух стран, предстоит реализовать и в контактах с Украиной.
Необходимо продолжить работу по улучшению условий внешней экономической деятельности на рынках стран СНГ. Один из центральных вопросов - это порядок взимания акцизов и налога на добавленную стоимость.
В отношениях с основными партнерами по СНГ при исчислении налога на добавленную стоимость действует принцип “страна происхождения”, что автоматически приводит к удорожанию импортируемого сырья и материалов, а затем и белорусской продукции, которая оказывается в невыгодном положении. В ходе очередных межправительственных переговоров мы намерены обстоятельно рассмотреть эту проблему с учетом интересов Беларуси и позитивной мировой практики.
Рффективность работы внешнеэкономического комплекса республики , РІ том числе Министерства внешних экономических связей, Министерства иностранных дел, отраслевых министерств РїРѕ итогам семи месяцев текущего РіРѕРґР° рассмотрена РЅР° специальном заседании Правительства. Были отмечены положительные изменения, РЅРѕ сделаны Рё серьезные замечания Р·Р° недостаточный уровень работы РїРѕ координации внешнеэкономической деятельности, РїРѕ обеспечению валютной окупаемости предприятий, отраслей Рё регионов, РїРѕ организации исполнения договоренностей, достигнутых РЅР° высшем СѓСЂРѕРІРЅРµ, РїРѕ системе контроля. Совет Министров дал соответствующие оценки кадрам, определил перечень мер СЃ конкретными сроками исполнения Рё будет держать эти проблемы РїРѕРґ контролем.
2.5. Бюджетная политика
Устойчивое функционирование реального сектора экономики создало основу для последовательного исполнения бюджета.
За январь— август 1998 года республиканский бюджет (с учетом целевых бюджетных фондов) выполнен по доходам в сумме 74,8 трлн. рублей (75,6 процента от годового плана) и по расходам - 80,5 трлн. рублей (69,6 процента). Дефицит республиканского бюджета составил 5,7 трлн. рублей, или 1,8 процента к ВВП (при прогнозном показателе 3,5 процента). Стабильные поступления по основным доходным источникам позволили профинансировать запланированные расходы и мероприятия.
Плановые расходы I полугодия профинансированы РЅР° 97,5 процента, РёР· РЅРёС… РІРѕ II квартале - РЅР° 99,5 процента. Расходы III квартала (июль— август) профинансированы РЅР° 67,4 процента, что несколько выше расчетного нормативного показателя (66,7 процента). Бюджетные средства РІ первоочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ направлялись РЅР° обеспечение денежных выплат населению, выполнение мероприятий РїРѕ ликвидации последствий аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, поддержку сельскохозяйственного производства Рё решение жилищной проблемы, Р° также РЅР° социально-культурные мероприятия.
По учреждениям и организациям, финансируемым из республиканского бюджета, не допускалось просроченной задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий. В летнюю кампанию обеспечена своевременная выплата отпускных.
Средства, передаваемые местным бюджетам областей и г. Минска из фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, в текущем году перечислялись в опережающем порядке. За январь — август местным бюджетам областей и г. Минску перечислено 12,5 трлн. рублей (79,3 процента годовых назначений).
Однако, следует отметить, что ряд министерств, бюджетных организаций продолжает допускать нарушения финансовой и сметной дисциплины в части нецелевого расходования выделяемых из бюджета средств.
Не снижается задолженность перед бюджетом субъектов хозяйствования. С учетом отсроченных сумм (5,6 трлн. руб.) общий объем недопоступлений составит (на 1 августа 1998 года) 9,4 трлн. рублей, что больше реального дефицита.
Предприятия Минпрома в первом полугодии 1998 года внесли в бюджет и внебюджетные фонды только 87,5 процента от начисленной суммы. В итоге 40 процентов задолженности перед бюджетом приходится на предприятия Минпрома. Каждое четвертое из них имеет долг перед бюджетом.
Несколько о дефиците бюджета. Его финансирование осуществляется в основном за счет средств, полученных от размещения государственных ценных бумаг (7,8 трлн. рублей, или 64,2 процента от суммы планируемого привлечения на 1998 год).
Кроме того, в августе на финансирование дефицита бюджета привлечены кредиты Национального банка в размере 0,6 трлн. рублей, что составляет менее 10 процентов от предусмотренной Законом о бюджете на 1998 год суммы (6,1 трлн. рублей).
Рзвестно, что РІ 1998 РіРѕРґСѓ запланировано покрыть Р·Р° счет ГКО 73 процента дефицита республиканского бюджета. Анализ ситуации показывает, что сложилось устойчивое снижение СЃРїСЂРѕСЃР° первичных инвесторов РЅР° ГКО. Поэтому необходимо вносить коррективы РІ механизм реализации ГКО РЅР° первичном Рё вторичном рынках Рё далее совершенствовать банковские операции СЃ РЅРёРјРё, повышать привлекательность государственных ценных бумаг, сводить РґРѕ РјРёРЅРёРјСѓРјР° ту часть дефицита республиканского бюджета, которую Р±СѓРґСѓС‚ покрывать Р·Р° счет СЌРјРёСЃСЃРёРё ГКО. Р’ целом остро стоит РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ дальнейшем снижении дефицита бюджета Р·Р° счет уменьшения расходов РЅР° всех направлениях. Должен быть сделан полный вывод РёР· СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… событий. РќР° рынке ГКО Сѓ нас сегодня еще нет большой проблемы, так как внутренний долг около 3 процентов РѕС‚ валового внутреннего продукта. РќРѕ РјС‹ обязаны экономить РІРѕ всем Рё жить РїРѕ средствам, подчинять логике стабильного экономического развития.
3. Реальный сектор экономики
3.1. Промышленность
Предельно кратко остановлюсь на положении дел в основных сферах реального сектора экономики.
За 8 месяцев 1998 года промышленность выполнила практически все прогнозные показатели. Объем продукции увеличился на 12 процентов (прогноз на год 108-109 процентов). Замедлились темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности.
Отрасль вышла фактически на 100-процентную оплату текущего потребления энергоресурсов.
Вместе с тем сложным остается финансовое положение ряда предприятий. Рентабельность промышленного производства в январе — июле 1998 года составила 11,1 процента против 13,1 процента в соответствующем периоде прошлого года.
В текущем году рентабельность предприятий промышленности увеличилась с 9,7 процента (январь) до 11,1 процента (январь - июль).
Однако 15,7 процента предприятий оказались убыточными (1997 год - 15,5), 48,1 процента предприятий промышленности имеют рентабельность до 10 процентов, что весьма недостаточно (когда критическая рентабельность составляет 22 - 24 процента).
В качестве основных причин снижения рентабельности наш директорский корпус чаще всего выделяет: рост амортизации (из-за переоценки основных фондов); 2-процентное ограничение роста цен на продукцию, реализуемую на внутреннем рынке; обязательную 40- процентную продажу валютной выручки по курсу МВБ и покупку недостающей валюты (на закупку сырья и материалов) по высокому рыночному курсу.
Но следует учитывать и другие не менее важные обстоятельства:
- длительную незагруженность основных фондов. Настало время обращать внимание не только на рентабельность продукции, но и на рентабельность производства;
- наличие излишнего персонала (отсюда - уравнительность в зарплате);
- высокий удельный вес в себестоимости условно-постоянных расходов;
- низкую конкурентную способность выпускаемой продукции по качеству и вынужденность ее реализации (особенно на внешних рынках) по заниженным экспортным ценам;
- приобретение на внешних рынках сырья и материалов, как правило, по ценам выше мировых.
Что вызывает такие переплаты - доминирование бартера, дефицит СКВ или монополизм поставщиков, недоступность рынков сырья или теневой переток капитала? По всем этом необходимо разобраться предельно конкретно с каждой отраслью и с каждым предприятием в этой отрасли.
При наличии противозатратного механизма складывалась бы иная картина, так как эффективный собственник сам заинтересован в рационализации производства. Что касается противозатратного механизма, то эта проблема в последнее время приобретает особое звучание. Рост издержек производства стабильно провоцирует инфляцию. Слабость противозатратного механизма усиливает опасность вытеснения белорусских товаров с внешних рынков. Отсутствие простого и высокоэффективного стимула снижать материалоемкость и энергоемкость продукции будет постоянно сдерживать рост национального уровня заработной платы, ее удельный вес в ВВП.
Повышению удельного веса оплаты труда РІ издержках производства должно предшествовать заметное снижение материалоемкости продукции, повышение производительности труда. Рто та ключевая проблема, Рѕ которой долгое время профсоюзы Рё большинство наших хозяйственников стараются РЅРµ говорить. Тем временем кучи металлических стружек, тепло, уходящее РІ трубу, РґСЂСѓРіРёРµ бросовые затраты оплачивают или потребители (через СЂРѕСЃС‚ цен, если СЃ этим мирятся), или производители - снижая чистый РґРѕС…РѕРґ Рё зарплату персоналу.
Да, РІ республике разработана Рё принята Республиканская программа энергосбережения. Р’ текущем РіРѕРґСѓ РЅР° этом участке есть положительные СЃРґРІРёРіРё. Так, весь РїСЂРёСЂРѕСЃС‚ Р’Р’Рџ (+11 процентов) получен без увеличения потребления топлива. Рнергоемкость Р’Р’Рџ РїРѕ сравнению СЃ соответствующим периодом прошлого РіРѕРґР° снижена РЅР° 13 процентов. РќРѕ это только первые шаги РІ решении этой глобальной задачи.
3.1.1. Другие проблемы экономического развития реального сектора
Кроме того, существуют и другие проблемы, которые негативно влияют на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Особо надо выделить проблему качества продукции, обновление ассортимента. Определенная работа в этом направлении ведется. На освоение конкурентоспособной продукции направлены президентские программы “Бытовая электроника”, межотраслевая программа “Фурнитура” и другие.
Положительно, что в модернизации производства все более активно задействуется отечественное станкостроение. Пример Минского моторного завода и других предприятий показывает, что такие задачи можно успешно решать собственными силами, загружая имеющиеся производственные мощности.
Вместе с тем работа по обновлению ассортимента и повышению качества продукции ведется еще слабо.
Следует отметить, что государством постоянно оказывается значительная “точечная помощь” промышленным предприятиям путем представления различных преференций, в том числе налоговых и таможенных льгот, выделения прямых ассигнований из бюджета и предоставления гарантий по иностранным кредитам, реструктуризации задолженности, льгот по оплате за энергоресурсы, по распределению выручки, а также путем предоставления льготных кредитов.
Предприятиям с длительным циклом производства было разрешено произвести дооценку материальных ценностей по цене их последнего приобретения, что укрепило их собственные оборотные средства. 23 предприятиям Минпрома была предоставлена финансовая льгота в виде нормативного распределения выручки от реализации продукции.
Необходимо отметить, что РІ большинстве случаев эти Рё РґСЂСѓРіРёРµ РІРёРґС‹ поддержки себя оправдывали. РћРЅРё способствовали улучшению работы объединений “Рнтеграл”, “Горизонт”, “Минский тракторный завод”, “БелавтоМАЗ”, Р° также СЂСЏРґР° РґСЂСѓРіРёС… предприятий.
Вместе с тем надо признать справедливыми критические замечания Комитета государственного контроля по поводу предоставления льгот и преференций, а также учета получаемого экономического эффекта. Здесь явно не дорабатывают и Минфин, и Минэкономики, и отраслевые министерства. Необходимо внести необходимые изменения в нормативные документы, улучшить систему оперативного учета и контроля, повысить ответственность предприятий за эффективное использование предоставляемой помощи.
3.2. Топливно-энергетический комплекс
Вопросы надежного обеспечения народного хозяйства Республики Беларусь топливно-энергетическими ресурсами (включая их поставку, условия оплаты, соблюдение платежной дисциплины) - в центре внимания Правительства.
За 8 месяцев в республику поставлено 9,8 млрд. куб. метров газа (96,5 процента от запланированного объема). Основная проблема сегодня - это своевременная оплата поставок газа.
Контролируя вопрос погашения образовавшегося долга, Правительство ведет работу по уточнению условий и схем оплаты поставок газа в республику. С Минфином России ведутся переговоры по взаимозачету, в счет поставок белорусских товаров бюджетным организациям России. “Белтрансгаз” с участием Белгазпромбанка, Газонефтехимической компании уже использует краткосрочный кредит с последующей поставкой материально-технических ресурсов субъектам хозяйствования России.
За январь - август 1998 г. на переработку поступило 7043 тыс. тонн нефти, в том числе из Российской Федерации 6021 тыс. тонн (соответственно - 93 и 95 процентов к аналогичному периоду 1997 года).
Производственным объединением "Белоруснефть" добыто 1022 тыс. тонн нефти (100 процентов к уровню января - августа прошлого года).
Ухудшились платежи концерну "Белнефтехим" субъектами республики, получившими нефтепродукты. Долг сельскохозяйственных потребителей — 465 млрд. рублей; “Белэнерго” - 72,5 млрд. рублей.
Несмотря на все сложности, Правительством приняты меры по созданию необходимых запасов топлива для работы в осенне-зимний период 1998/99 года.
На 1 сентября 1998 г. на предприятиях концерна "Белнефтехим”, нефтеперерабатывающих предприятиях и в государственном резерве в наличии имелось дизельного топлива, автомобильного бензина и топочного мазута соответственно 256, 129 и 109 процентов к аналогичному периоду 1997 года. Так что в зиму мы входим с нормальным запасом топлива. Вместе с тем надо отметить, что медленно накапливают эксплуатационные запасы топочного мазута на предприятиях концерна “Белэнерго”. На начало сентября запас топочного мазута составил только 70 процентов к уровню прошлого года.
Правительство предоставило гарантии по кредиту на общую сумму 560 млрд. рублей, выданному Белпромстройбанком производственным объединениям энергетики и электрификации (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 1998 г. №1201)
3.3. Сельское хозяйство
Заметные организационные и технологические изменения продолжают осуществляться в сельскохозяйственном производстве.
Совершенствуется структура посевных площадей. Почти в два раза увеличились посевы пшеницы, на 90 процентов - рапса. Площади под зернобобовые культуры составили почти 350 тыс. гектаров. В текущем году в структуре многолетних трав злаков - не более 20 процентов. Стали доминировать бобовые травы.
Улучшилось воспроизводство семенного материала. Наметились положительные сдвиги в обновлении машинно-тракторного парка. Накапливается опыт по организации механизированных отрядов.
Р’ текущем РіРѕРґСѓ государством была оказана селу заметная поддержка (всего более 12 трлн. рублей, РІ том числе 8 трлн. рублей РёР· фонда поддержки, 2,5 трлн. рублей - льготные кредиты для проведения весенне-полевых работ, топливный кредит - 1,5 трлн. рублей). Рто позволило РЅР° 18 процентов увеличить внесение минеральных удобрений, обновить технический парк, организованно выполнить весенние полевые работы Рё рассчитывать РЅР° хороший урожай.
О погодных условиях текущего года вряд ли стоит подробно говорить (засуха в начале вегетации зерновых, переувлажнение со второй половины вегетации). Затопленными оказались более 200 тыс. гектаров сельхозугодий. Сильно полегшие посевы с повышенной засоренностью при постоянных дождях крайне затруднили уборочный процесс, предопределили большие потери выращенного урожая, как никогда затянули период уборки. В силу чего валовый сбор зерна составил немногим более 5,2 млн. тонн при урожайности 22,8 центнера с гектара.
Надо признать, что сложные условия уборки в последние годы становятся уже правилом. Нужно делать соответствующие выводы. Следует активизировать работу по обновлению парка комбайнов. Для своевременного и качественного ремонта комбайнов более полно целесообразно использовать рембазу предприятий республиканского объединения “Белагропромтехника”. Рначинать эту работу не в июле, а уже сегодня. Необходимо решать проблему производства собственного зерноуборочного комбайна. Более полно нужно использовать также технические мощности республики по производству зерноуборочных жаток.
В текущем году, с учетом уменьшившегося сбора зерна, на фоне недобора кормов, особо актуальное значение приобретает повышение эффективности скармливания зернофуража посредством обогащения его комплексом кормовых добавок. При использовании местных сырьевых ресурсов (белок зернобобовых культур, сапропели, галиты, известняки и др.) резко снизятся затраты на импорт этих добавок.
На развитии животноводства положительно сказались принятые меры по повышению эффективности крупных откормочных комплексов. Уже в прошлом году удалось снизить расход кормов на единицу продукции и повысить среднесуточные привесы животных. За первое полугодие нынешнего года в свиноводстве этот показатель достиг 454 грамма, что на 13,5 процента выше, чем в 1997 году.
Сейчас разворачивается программа по повышению эффективности комплексов по откорму крупного рогатого скота. Реализуемые мероприятия позволили обеспечить рост продуктивности животноводства. За 8 месяцев текущего года производство (выращивание) мяса скота и птицы увеличилось на 11 процентов, молока - на 6 процентов. Закупки выросли соответственно на 15 и 9 процентов.
В республике продолжается работа по оздоровлению и реформированию неплатежеспособных хозяйств. В порядке выполнения Указа Президента от 3 марта 1998 г. № 97 постановлением Правительства ряд сельскохозяйственных предприятий отнесен к подлежащим реформированию. По каждому неплатежеспособному хозяйству, при помощи районных комиссий, разрабатывается программа финансового оздоровления и реструктуризации.
Опыт ряда районов и хозяйств показывает, что такое реформирование не исключает присоединение убыточных хозяйств к другим предприятиям АПК (Белптицепром, Белагропромтехника, Белсельхозхимия), а также создание кооперативно-долевых хозяйств, развитие фермерских хозяйств. Минсельхозпрод и облисполкомы должны четко определиться по каждому такому колхозу и совхозу и практически решать эту наболевшую проблему с учетом накопленного опыта.
По 12 районам, находящимся в худших природных и экономических условиях, определен комплекс первоочередных мер по активизации мелиоративного строительства, сортообновления, по увеличению закупки основных видов сельхозтехники и т.д. На эти цели предусмотрено выделить 939 млрд. рублей. Ход выполнения принятого решения, а также степень эффективности использования выделенных ресурсов будут специально рассмотрены в Правительстве в ближайшее время.
В этом аспекте у Правительства есть серьезные претензии к Минсельхозпроду, где накопившиеся проблемы стремятся разрешить прямолинейно через очередное повышение цен, оставляя в стороне рост эффективности производства.
По-прежнему беспокоит положение дел в агрокомплексе Минской области. Надо признать, что здесь по многим позициям ситуация продолжает ухудшаться. Нет должного внимания к положению дел со стороны Минского облисполкома.
Все наши усилия в развитии сельского хозяйства направлены на повышение его устойчивости и эффективности, на создание условий для производительного труда и достойной жизни сельских тружеников.
4. Социальная политика
За 7 месяцев текущего года (по сравнению с 1997 годом) реальные денежные доходы населения увеличились на 23 процента. Если в 1996 году реальная зарплата увеличилась на 5,1 процента, в 1997 году - на 14,5, то за 8 месяцев текущего года - на 36,8 процента.
Ркономический СЂРѕСЃС‚ позволяет постепенно повышать реальную покупательную способность заработной платы, что подтверждают фактические данные. РќР° среднемесячную заработную плату РІ прошлом РіРѕРґСѓ РјРѕР¶РЅРѕ было приобрести 1,1 объема минимальной потребительской РєРѕСЂР·РёРЅС‹, РІ текущем РіРѕРґСѓ - 1,4 объема такого набора.
Генеральным соглашением между Правительством, республиканскими объединениями предпринимателей и профсоюзов предусмотрено обеспечить в 1998 году уровень среднемесячной заработной платы в отраслях народного хозяйства не ниже 130 процентов от минимального потребительского бюджета.
Фактически сегодня выходим на уровень 135-140 процентов. Обеспечивается постепенное увеличение доли оплаты труда в ВВП. Так, если в 1995 году удельный вес оплаты труда в ВВП составил 33 процента, в 1996 — 1997 годах — около 37 процентов, то в текущем году примерно 46 - 47 процентов.
В соответствии с указаниями Президента страны продолжается совершенствование системы оплаты труда. С 1 октября повышается тарифная ставка первого разряда до 700 тыс. рублей (доплаты к тарифным ставкам работников 1 - 5 разрядов составят от 200 до 50 тыс. рублей).
В определенной мере будут тем самым несколько сглажены диспропорции в оплате труда между бюджетной сферой и реальным сектором экономики. В целом зарплата работников бюджетной сферы повысится на 18 - 20 процентов.
С учетом установок, предусмотренных Указом Президента страны, в хозрасчетной сфере зарплата находится в зависимости от увеличения объемов производства и повышения эффективности хозяйств. С принятием нового варианта Единой тарифной сетки, впервые после преодоления в экономике кризисных явлений, будет установлено оптимальное соотношение межразрядных коэффициентов не менее 7 процентов.
Должное внимание уделяется пенсионному обеспечению. Своевременно производится перерасчет пенсий с учетом действующего законодательства.
Выплата пенсий производится стабильно, в соответствии с графиком, до 25 числа каждого месяца. С 1 сентября, вслед за внесенными изменениями и дополнениями в Закон о пенсионном обеспечении, увеличены размеры пенсий по случаю потери кормильца на каждого иждивенца с 30 до 40 процентов среднемесячного заработка кормильца, принимаемого для исчисления пенсии, а на детей — круглых сирот — с 30 до 50 процентов среднемесячного заработка обоих кормильцев.
Кроме этого, с 1 сентября увеличен размер социальных пенсий. Указанные изменения коснутся более 180 тысяч пенсионеров.
Жилищное строительство является одним из важнейших социальных приоритетов в работе Правительства.
Ввод в эксплуатацию жилых домов увеличился за 8 месяцев на 120,3 процента, в сельской местности - на 135,8 процента.
Надо отметить, что двухлетний опыт функционирования в республике института субсидирования граждан (при строительстве, реконструкции или покупке жилых помещений) продемонстрировал его жизнеспособность и социально-экономическую эффективность. Объем государственных безвозмездных субсидий, предоставленных гражданам на строительство и приобретение жилья, в 1996 году составил 136,4 млрд. рублей (при плане 452,4 млрд. рублей), а в 1997 году - 645,9 млрд. рублей (при плане 424,31 млрд. рублей). На 1998 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. ? 427 на субсидирование предусмотрено 1000,5 млрд. рублей, в том числе 300 млрд. рублей - на финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры.
Вместе с тем мы видим и проблемы. Во-первых, происходит снижение удельного веса привлекаемых собственных средств граждан. В 1996 году каждый рубль, использованный на предоставление субсидий, в среднем по республике привлек 2,01 рубля собственных средств граждан, инвестированных в жилищное строительство. В 1997 году этот показатель составил 0,98 рубля, в 1998 — 0,76 рубля на 1 рубль субсидий.
Очевидно, что предоставление льготных кредитов и одноразовых безвозмездных субсидий снижает заинтересованность вкладывать собственные средства.
Во-вторых, допускаются многочисленные нарушения при определении лиц на получение субсидий и льготных кредитов. Должного порядка здесь еще нет. Система субсидирования и льготного кредитования не является достаточно прозрачной. Должностные лица допускают нарушения при постановке на учет.
В связи с этим в настоящее время разработан проект нового положения, где предусмотрены дополнительные, более жесткие условия предоставления одноразовых субсидий.
РР· открытых РЅР° текущий РіРѕРґ кредитных линий РЅР° жилищное строительство Р·Р° 8 месяцев СѓР¶Рµ использовано 85 процентов объема (С‚.Рµ. 7,2 трлн. рублей), что может затруднить РІ четвертом квартале финансирование жилищного строительства. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим особенно актуальной становится задача сокращения РЅРµ завершенного строительства жилья (4,4 млн. РєРІ. метров или 115 процентов РѕС‚ РіРѕРґРѕРІРѕРіРѕ задания РїРѕ РІРІРѕРґСѓ). Средства необходимо концентрировать РЅР° вводных жилых домах. Задачи, поставленные РІ области жилищного строительства, должны быть Рё Р±СѓРґСѓС‚ выполнены РІ полном объеме.
5. Дальнейшее совершенствование управления народнохозяйственным комплексом
Рядом декретов и указов Президента страны создана устойчивая правовая база для формирования современной системы управления народнохозяйственным комплексом. Она адекватна обновленной Конституции страны, закрепляет прогрессивные организационные решения. Очень важно, что в развитие этих положений принят новый Закон о Совете Министров Республики Беларусь. Поэтому необходимо продолжить работу по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления.
Есть поручение Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко выработать конкретные предложения, направленные на повышение степени взаимодействия Совета Министров и других органов государственного управления. Правительство со всей ответственностью приступило к их разработке, с учетом современного понимания активной роли и значения государства в переходный период.
Надо отметить, что за последний период заметно видоизменилась работа Совета Министров. Мы меньше стали тонуть в дежурных, спонтанных вопросах. Работа приобрела более плановый характер, с ориентацией на перспективу. Рассматриваемые вопросы, как правило, имеют межотраслевой характер. В таком аспекте были рассмотрены вопросы функционирования строительного комплекса, легкой промышленности, совершенствования внешней экономической деятельности и другие. Принятые решения ставятся на контроль. Конкретизируя Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы, Правительство подготовило и приняло ряд концепций по промышленной и сельскохозяйственной политике, по совершенствованию жилищно-коммунального комплекса. Составлен прогноз социально-экономического развития республики до 2015 года.
Сложилось нормальное взаимодействие между Правительством и законодательной властью. Члены Президиума Совета Министров регулярно выступают в Парламенте с отчетами. Есть хорошее взаимодействие с Комиссиями депутатов при подготовке законопроектов.
Определился тесный рабочий контакт с судебной властью
Последнее время заметно улучшилась координация деятельности с руководством Национального банка по широкому спектру проблем. Конструктивно работает координационный совет по денежно-кредитной и финансовой политике с участием руководителей крупнейших банков.
Есть хорошее взаимодействие между Правительством Рё облисполкомами. Председатели облисполкомов принимают активное участие РІ работе Правительства. РС… конструктивные предложения, Р° РїРѕСЂРѕР№ Рё критические замечания реализуются повседневно.
Принципиальное значение при выработке стратегических решений имеют рабочие совещания, проводимые под председательством Президента страны. Готовятся они по конкретным проблемам социально-экономической жизни. Очень важно, что сам процесс выработки решений имеет открытый и сбалансированный характер.
Без натяжек можно признать, что у Правительства постепенно формируются конструктивные рабочие отношения и с Комитетом государственного контроля. Особое значение, по мнению Правительства, сегодня имеет последовательная реализация предложений республиканской комиссии, созданной распоряжением Президента Республики Беларусь (21.03.1998 № 44рп).
По отдельным направлениям для выработки конкретных мероприятий были созданы специальные рабочие группы, которые возглавили заместители Премьер-министра и Председатель Правления Национального банка. Меры экстренного характера были включены в протокольную запись заседания Президиума Совета Министров.
Надо признать, что реализация рекомендаций и предложений республиканской комиссии заставила многие министерства и ведомства по иному взглянуть на складывающуюся ситуацию, внести в свою работу существенные коррективы. Вопросы реализации предложений республиканской комиссии рассмотрены на заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов, советов концернов, а также исполкомов.
Регулирование процессов расчетов между банками, частичное освобождение от налога на прибыль экспортеров, пересмотр порядка первоочередных инвестиционных проектов для финансирования из республиканского фонда поддержки экспортеров, меры по защите отечественного товаропроизводителя, поставка отечественных товаров по прямым связям, разработка мер по использованию в строительстве нормативного метода ценообразования - далеко не полный перечень позиций, по которым на практике есть конкретный результат.
Здесь особо надо выделить отработку новой системы ценообразования на лесоматериалы, совершенствование порядка участия нерезидентов в поставках энергоносителей, а также вопросы по регулированию внешней экономической деятельности.
Надо отметить, что отдельные рекомендации Рё предложения республиканской РєРѕРјРёСЃСЃРёРё требуют дополнительной проработки. Рто касается, например, РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ РїРѕ собственности, Р° также предложений РїРѕ отпуску отечественной продукции предприятиям торговли без предварительной оплаты, ограничению деятельности фирменной торговли, РїРѕ запрету производства спирта Рё ликероводочной продукции коммерческими структурами, разработке РїРѕСЂСЏРґРєР° купли-продажи долговых обязательств предприятий Рё РґСЂСѓРіРёС….
Есть договоренность: по тем позициям, где есть своеобразные разночтения, подключать группы экспертов и определить общие позиции.
Надо признать, что отдельные разработанные мероприятия не были выполнены в срок или выполнены в неполном объеме, опять же, из-за низкой исполнительской дисциплины. Поэтому, несмотря на заметные сдвиги в лучшую сторону, здесь есть еще над чем поработать, совершенствуя систему управления. Рповышение требовательности Правительство начало прежде всего со своего Аппарата. Так, за нарушение исполнительской дисциплины ряду сотрудников объявлены взыскания.
Плохо работают аппараты отдельных министерств. Неоднократно СЃСЂРѕРєРё выполнения поручений нарушали РњРёРЅРїСЂРѕРј, Минкультуры, РњРР”, Р° также концерны “ Белнефтехим” , “ Белтопгаз” Рё “ Белресурсы” . Р’СЃРµ это - результат недостаточной организации управленческого труда, РїСЂСЏРјРѕР№ безответственности. Поэтому Правительство намерено усилить требовательность Рё исполнительскую дисциплину. Легкой Р¶РёР·РЅРё здесь никто РЅРµ должен искать.
Серьезные недоработки РІ области внешнеэкономической деятельности обусловлены РЅРёР·РєРѕР№ результативностью работы Минвнешэкономсвязей. Рто Министерство РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ еще РЅРµ стало координирующим органом РїРѕ защите экономических интересов республики. РџРѕ-прежнему недостаточно эффективно работает Министерство РїРѕ координации деятельности республиканских органов государственного управления РїРѕ выполнению прогнозных показателей внешней торговли, особенно РІ части ограничения некритического импорта.
РќРµ отработано оперативное руководство работой дипломатических представительств СЃРѕ стороны РњРР” Рё Минвнешэкономсвязей, особенно РїРѕ урегулированию РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, связанных СЃ выполнением протокольных поручений. РР·-Р·Р° плохой подготовки трижды переносилось рассмотрение РЅР° заседании Президиума Совета Министров отчетов руководителей РњРР”, Минвнешэкономсвязей Рё Министра РїРѕ делам РЎРќР“ РѕР± итогах выполнения министерствами Рё РґСЂСѓРіРёРјРё республиканскими органами государственного управления поручений Президента Республики Беларусь РїРѕ результатам официальных Рё рабочих визитов РІ иностранные государства РІ 1995-1997 годах.
РџРѕ СЂСЏРґСѓ позиций Сѓ Правительства есть претензии Рё Рє руководству РњРёРЅРїСЂРѕРјР°. Рто — качество продукции Рё СЃР±РѕРё РІ выпуске РЅРѕРІРѕР№ техники, неплатежи РІ бюджет, невозврат кредитов.
Есть факты нарушения регламента Минфином. Министат в текущем году не внес на рассмотрение Правительства ни одного вопроса, хотя проблем на этом направлении предостаточно. Нет хорошей юридической шлифовки у тех проектов, которые вносятся Мингосимуществом. На коллегиях не заслушиваются отчеты руководителей территориальных комитетов. Пробуксовывает реформа заработной платы, которую курирует Минтруд. Каждый год вносятся различные изменения в тарифную сетку. Здесь мы - мировые чемпионы. Однако четкая система регулирования зарплаты еще не создана. Минтруд формально контролирует ликвидацию задолженности по зарплате.
Своеобразие экономической политики, проводимой в республике заключается в том, что неожиданно для всех полисимейкеров (не говоря уже о специалистах министерства экономики) показатели первой половины 1998 года в два раза превышают прогнозные параметры. Несовпадение прогноза и реальной экономической ситуации официальными властями никак не объясняется, за исключением случаев использования пропагандистского клише о своеобразном пути развития республики как восстановления всего лучшего, что было при социализме.
Макроэкономическая суть происходящих процессов заключается в инфляционном стимулировании совокупного спроса на потребительские и инвестиционные товары при фактическом субсидировании двух секторов (жилищное строительство и сельское хозяйство). Рост искусственной кредитной денежной массы ведет логически и фактически к падению курса национальной денежной единицы и увеличению инфляции.
Стимулирование “разогрева” промышленности и сельского хозяйства вызывает увеличенное потребление сырьевых и энергетических ресурсов (из России), что привело к текущей задолженности в 430 миллионов долларов перед российскими поставщиками. Правительство и Национальный Банк пытаются в данных условиях использовать административные методы управления экономикой, усиливая контроль за экспортно-импортными операциями, валютными трансфертами.
Р’ выступлениях белорусского президента стали звучать призывы Рє востребованию поставки части энергоресурсов СЃРѕ стороны Р РѕСЃСЃРёРё РІ РІРёРґРµ гуманитарной помощи, что является симптоматичным для последнего времени. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, страна РЅРµ может остановить значительный СЂРѕСЃС‚ импорта, РІ результате чего отрицательная величина чистого экспорта составила Рє РёСЋРЅСЋ 1998 РіРѕРґР° – 784,7 миллионов долларов. Рто свидетельствует Рё Рѕ том, что РїСЂРё отсутствии внешних инвестиционных потоков объективно Беларусь РЅРµ РІ состоянии поддерживать стабильный РєСѓСЂСЃ своей денежной единицы. Ситуация может быть охарактеризована как инфляционный производственный СЂРѕСЃС‚ РїСЂРё общей нестабильности монетарной сферы Рё ценовых деформациях.
Принципы экономической политики 1998 года
Для многих аналитиков ситуация в белорусской экономике является весьма спорной и сомнительной с точки зрения оценки реальных процессов и их статистического оформления. Вместе с тем, феномен белорусской экономики не может держаться лишь на статистических аберрациях либо ошибочных методах экономической политики.
Проблема “зарыта” гораздо глубже. Начало нынешнего года показало, что в белорусской экономике превалирует экстенсивный рост экономики, что при хронической недогрузке мощностей основных отраслей стимулируется специально инициируемым спросом. Что касается использования мощностей промышленности, то эта проблема не решена в пост советских странах в связи с жесткой монетарной политикой и общеэкономическими требованиями формирования жестких бюджетных ограничений для хозяйственных субъектов. Собственно это и есть реализация принципов рыночной, конкурентной и эффективной экономики.
Что касается переходных состояний, то принципы классической экономической теории не совсем совпадают с реалиями “производственной машины” которая была запущена в работу во времена первых пятилеток и просто так не остановится, даже если многие экономисты возжелают сделать свою страну непременно рыночной и непременно демократической. Беларусь демонстрирует “последние шансы” неосоциализма в его стихийно кейнсианской форме, которая стала все четче проявляться в экономической политике нынешних политических элит республики.
Под давлением соответствующих лоббистских групп увеличение кредитной эмиссии по сравнению с прошлым годом воздействовало на то, что основные макроэкономические агрегаты оказались в 1,5-2,5 раз выше прогнозных. При этом в ходе принятия прогнозных показателей сдвижка параметров на 1 пункт обсуждалась чуть ли не как принципиальный вопрос будущей экономической политики 1998 года. Все получилось и проще, и парадоксальнее. Собственно говоря, можно было и не строить таких прогнозов, а выдвинуть просто тезис “большого скачка”. Все получилось бы в результате прекрасно.
В Беларуси дело выглядит таким образом, что президент поручил своим лучшим чиновникам в правительстве разработать ориентиры для экономики, но цифры были этими чиновниками занижены почти в два раза. В иные времена такое можно было признать вредительством врагов народа. Белорусская официальная пропаганда пока молчит по данному поводу, так как более или менее приемлемых вариантов объяснений данному феномену евро-тигрового экономического роста просто нет.
Однако обратим внимание РЅР° то, что увеличение совокупных агрегатов макроэкономических потоков происходило РІ реальном секторе СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Рто сильная сторона белорусской действительности. Вместе СЃ тем, что касается финансовой сферы, то ситуация РІ стране РїРѕРєР° является крайне негативной. Обменный РєСѓСЂСЃ белорусского рубля противоречиво Рё медленно приближается Рє рыночным параметрам, Р° нормальной внутренней конвертируемости денежной единицы достичь РїРѕРєР° РЅРµ удалось.
Одной из самых сложных проблем для президентской команды является проблема инфляции, к которой у руководства республики весьма специфическое отношение. По большому счету, понимание природы и механизмов инфляционных процессов весьма условное и субъективное. За весь последний период активной политики “дешевых денег” практически ничего не делалось по созданию нормальной ситуации на денежном и кредитном рынках, что “оторвало” реальный сектор от монетарного. Есть нечто “производственное”, замеряемое объемами выпуска товаров и “рыночное”, что выражается в движении денежных потоков и трансфертов финансовых ликвидных инструментов.
Руководство республики считает самым главным злом финансовый и банковский сектор (интересно, что аналогичную точку зрения в свое время отстаивал Генри Форд), само существование которого в негосударственной форме является почти что преступлением. По крайней мере, неоднократно утверждалось, что финансовые и денежные проблемы Беларуси инспирированы частными московскими (а может киевскими) и балтийскими банками, которые и привели белорусский рубль к обвалу в марте этого года.
Специальная комиссия Комитета государственного контроля (орган с широкими полномочиями и лично курируемый президентом) после анализа ситуации обнаружила, что причины падения курса национальной денежной единицы связаны с большей степени с кредитными эмиссиями. Дело не только и не столько в спекуляциях и недобросовестном поведении покупателей ресурсов газа и нефти, сколько в социалистической монетарной политике нынешних полисимейкеров. Такого рода “открытия”, очевидные профессиональным экономистам, стали одним из выводов специальной комиссии, доклад которой был даже засекречен. Едва ли стоило ли это делать при четко диагностируемой ситуации в экономике республики. Впрочем, резоны были только лишь политические.
В контексте развития реального сектора основные параметры и тренды экономической динамики первой половины 1998 года имеют следующие характерные особенности:
не прогнозируемое и неожиданное опережение роста реальных доходов по сравнению с увеличением размеров ВВП, что свидетельствует о новой растущей макроэкономической диспропорции. Если реальные доходы увеличились на 20 процентов при прогнозе в 6-7 пунктов, то внутренний валовой продукт прирос всего на 12.5 пунктов. При этом у занятых в реальном секторе растут ожидания повышения минимальной заработной, как исходной основы увеличения заработков рабочих и служащих;
резкое увеличение объемов внутренних продаж потребительских товаров. РџСЂРёСЂРѕСЃС‚ составил 41,4 процента РїРѕ сравнению СЃ аналогичным периодом прошлого РіРѕРґР°. Рто массовое усиление потребительства имеет СЃРІРѕРё специфические предпосылки, связанные СЃ административным торможением инфляции, РєРѕРіРґР° цены отрываются РѕС‚ своей стоимостной РѕСЃРЅРѕРІС‹ Рё растут диспропорции относительных Рё абсолютных цен;
инвестиционный рост на 28,8 пунктов, что обеспечило увеличение основных агрегатов отраслей экономики. Министерство экономики считало максимально возможным обеспечение для этого года показателей роста инвестиций всего на 12-13 процентов, что весьма много для страны, выходящей из затянувшейся экономической рецессии;
рост негативного совокупного чистого экспорта, который достиг за 5 месяцев величины в 784,7 миллионов долларов;
рост отрицательного торгового баланса со странами вне СНГ. Если в прошлом году он составлял –188,3 млн. USD, то в этом году уже достиг –615,9 млн. USD.
В целом эти макроэкономические тренды являются своего рода “ответом” экономики на столь явно выраженную социалистическую денежную политику и стимулирование субсидиарного развития строительства и сельского хозяйства. С другой стороны, падение реальных доходов населения в результате действия инфляционного налога, вроде как опровергается статистическими выкладками о 20 процентном приросте доходов за 6 месяцев этого года. Вместе с тем, помесячный анализ свидетельствует о том, что в январе произошло 12 процентное падение реальной заработной платы, после некоторого роста к апрелю она опять падает на 4,4 процента и пребывает затем на достигнутом уровне.
Рто однозначно диагностируется потребительскими подходами населения, которое РЅРµ воспринимает показатели 20-процентного прироста реальных РґРѕС…РѕРґРѕРІ как СЃРІРѕРё собственные. РџРѕ этой причине РґРѕ 80 процентов населения республики оценивают СЃРІРѕРµ экономическое положение как средне-плохое.
Что касается основных макроэкономических агрегатов, то, естественно, показатели динамики валового внутреннего продукта являются самыми универсальными и важными для экспресс диагностики состояния страны и реализации ее потенциальных возможностей.
Динамика ВВП
Как видно из диаграммы в производстве валового внутреннего продукта существуют специфические квартальные колебания. Неизвестно хотели или нет производители продукции воспроизводить лучшие социалистические традиции, но к концу квартала показатели улучшаются. Вместе с тем обратим внимание на то, что имеет место и значительный перепад показателей: от –9 до +10. Нашей экономике еще далеко до устойчивости, хотя ряд секторов отличается значительной динамикой без снижения параметров. В производстве ВВП в отличие от прежних годов заметно увеличение объемов выпуска агарного сектора. 7 процентный прирост продукции — это уже достижение, хотя цена его слишком дорога, сектор остается субсидируемым, как и в прежние времена.
Министерство статистики РїРѕ данным Р·Р° половину 1998 РіРѕРґР° РЅРµ РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ абсолютной величины Р’Р’Рџ Р·Р° РёСЋРЅСЊ месяц, РЅРѕ его РјРѕР¶РЅРѕ высчитать как разницу, что дает величину РІ 46779млн. рублей (228360-181581). Рто больше майского показателя РЅР° 14,6 процента РІ текущих ценах (46779/40792)С…100). РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, индекс цен Р·Р° РёСЋРЅСЊ составил 2,7 пункта РїРѕ сравнению СЃ маем. Таким образом, получается, что реальные изменения Р’Р’Рџ достигли показателя РІ +11,9 процента. Как РЅРё странно, РЅРѕ министерство статистики РЅРµ опубликовало вообще данный показатель. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, ценовые изменения промышленной продукции были выше, РЅРѕ это РЅРµ так. Средний индекс РЅР° РёСЋРЅСЊ был незначительным (РїРѕ белорусским масштабам) — 3,6 пункта, хотя продукция электротехнического назначения подорожала РЅР° 10,6 процента, Р° производство труб РЅР° 6,9 пунктов. РќРѕ это, что называется, исключение РёР· правила.
Принимая во внимание отмеченные факты, когда ВВП вырос на 11,9 процентов, тем не менее, вырисовывается ситуация, что именно это обстоятельство обходится вниманием официальных отчетных статистических данных за первое полугодие 1998 года. Скорее всего, необычность ситуации заставляет делать это именно таким образом. Белорусские статистические чиновники, стараясь занизить показатели инфляции сами себя загоняют в угол. В конечном итоге ситуация говорит сама за себя.
Качественные характеристики анализируемых процессов заключаются, прежде всего, в том, что при высоком росте ВВП (+12,5) мы еще больше увеличили свое внутреннее потребление (рост товарооборота на +41,4). Весьма проблематичный показатель, так как увеличение реальных доходов составило всего 20 процентов. Следовательно, на 21 процент прироста продаж на внутреннем рынке товары покупаемые в республике вывозились за пределы страны, либо покупались теми, кто имеет не декларируемые доходы. Расхождение весьма существенное и оно, пожалуй, впервые проявило себя в белорусской макроэкономической реальности.
Вместе СЃ тем, СЃ учетом реальных РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё покупательной способности наших домашних хозяйств РјРѕР¶РЅРѕ утверждать, что это скрытый СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ белорусских товаров, прежде всего, РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ. Попытки правительства ограничить вывоз потребительских товаров РјРѕР¶РЅРѕ признать неэффективными, хотя РІСЃРµ лучшие силы милиции Рё прочих силовых структур были брошены РЅР° это бесперспективное дело. Ртоги первого полугодия наглядно свидетельствуют Рѕ повторении ошибок “славного” советского прошлого, РєРѕРіРґР° запретами пытались бороться СЃ нормальными, объективными процессами Р¶РёР·РЅРё СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё общества.
Надо также подчеркнуть и такой момент, что вследствие искусственного сдерживания цен внутри страны белорусские товары имеют достаточно высокую ценовую конкурентоспособность на российском рынке, что и создало именно такого рода ситуацию. Специально подчеркнем то, что весь официальный экспорт составил 2,9 миллиардов долларов, но это без учета скрытого трансферта товаров и услуг.
РРєСЃРїРѕСЂС‚-РёРјРїРѕСЂС‚: СЂРѕСЃС‚ отрицательного торгового баланса
Последние три года особую “болевую точку” белорусской экономики стал представлять торговый баланс и все то, чт