Введение
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Р’ различных государствах такие банки называются РїРѕ-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (РЎРЁРђ), Банк Англии, Банк РЇРїРѕРЅРёРё, Банк Рталии Рё РґСЂ.
Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Несмотря на то что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству.
I. Общая характеристика центральных банков
Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:
• участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
• процедура назначения (выбора) руководства банка;
• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.
В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.
Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
Р’ СЂСЏРґРµ стран (например, РІ РЎРЁРђ, Швеции Рё Рталии) формулировка задач центрального банка РІ законодательстве дана только РІ общих чертах. Тем РЅРµ менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей Рё задач центрального банка играет второстепенную роль, Рё его влияние необходимо рассматривать только РІ совокупности СЃ анализом традиций Рё условий функционирования центрального банка.
От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.
Наиболее РЅРёР·РєРѕР№ степенью независимости РѕС‚ вмешательства государственных органов РІ денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции Рё Рталии. Р’ этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает РІ роли консультанта Рё призван руководствоваться решениями правительства. РЎРѕ времен второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ руководство Банком Франции находится РїРѕРґ влиянием министерства финансов.
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.
Несколько на более высокой ступени независимости находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.
Пятый фактор независимости центрального банка выражается РІ наличии законодательного ограничения кредитования правительства Рё влияет как РЅР° экономическую, так Рё РЅР° политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только РїСЂРё наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена РІ большинстве развитых стран РјРёСЂР°. Рсключение составляют РЎРЁРђ Рё Великобритания, РіРґРµ государственные займы распределяются РЅР° открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии Рё Нидерландов.
II. Задачи и функции центральных банков
Центральные банки являются регулирующим звеном РІ банковской системе. РџРћРРўРћРњРЈ РёС… деятельность связана СЃ укреплением денежного обращения, зашитой Рё обеспечением УСТОЙЧРВОСТРнациональной денежной единицы Рё ее РєСѓСЂСЃР° РїРѕ отношению Рє иностранным валютам:
развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
• эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
• банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
• банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;
• главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
• органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.
В качестве банка банков центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.
Важную роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора центральным банком. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функцию выполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль передан министерству финансов).
При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
Рљ регулирующей функции относится регулирование денежной массы РІ обращении. Рто достигается путем сокращения или расширения наличной Рё безналичной СЌРјРёСЃСЃРёРё Рё проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.
Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.
В законе о национальном банке большое значение отводится информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.
Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
Рнформационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. Р’ РїРѕСЂСЏРґРєРµ информационного обмена, Р° также СЃ целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, РІ том числе Рё РЅР° международном СѓСЂРѕРІРЅРµ. Функции центрального банка зачастую переплетаются, РёР· РѕРґРЅРѕР№ вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи или Функции Центрального банка Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ соответствии СЃ Федеральным законом "Рћ внесении изменений Рё дополнений РІ Закон Р Р¤ "Рћ Центральном банке Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (Банке Р РѕСЃСЃРёРё)"" РѕС‚ 26 апреля 1995 Рі. Центральному банку Р Р¤ предписано выполнение следующих функций:
• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
• быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
• устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
• устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
• проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;
• осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;
• выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;
• регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;
• организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;
• в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финан-совых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;
• осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.
Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.
III. Денежно-кредитное регулирование
Центральный банк регулирует СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ РЅРµ РїСЂСЏРјРѕ, Р° через денежно-кредитную систему. Воздействуя РЅР° кредитные институты, РѕРЅ создает определенные УСЛОВРРЇ для РёС… функционирования. РћС‚ этих условий РІ известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков Рё РґСЂСѓРіРёС… финансовых институтов, что Рё оказывает влияние РЅР° С…РѕРґ экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка РЅР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ Рё влияют РЅР° условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы РІ значительной степени воздействуют РЅР° выбор путей Рё методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, РЅР° предпочтение РёРј тех или иных инструментов денежной политики.
Функции контролирующих органов РІ денежно-кредитной сфере нередко переплетаются. Например, РІ РЎРЁРђ важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду СЃ Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Ртот орган был создан задолго РґРѕ появления ФРС, РІ 1863 Рі. РІ соответствии СЃ Законом "Рћ национальной денежной единице". Контролер денежного обращения наблюдает Р·Р° деятельностью всех кредитных инструментов,-находящихся РІ ведении организаций федерального СѓСЂРѕРІРЅСЏ.
Кроме этого органа правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.
При выдаче лицензии проверяются прежде всего "финансовые тылы" вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.
Специфические условия сложились в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.
Дисконтные дома выступают в роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую центральный банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.
Примером конструктивного сотрудничества между банковской системой страны и центральным банком служат отношения между двумя уровнями банковской системы Нидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных направлений политики центрального банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский национальный банк.
Немецкий федеральный банк строит свои контакты с национальной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.
Большинство центральных банков ряда ведущих стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые представляют собой ядро банковской системы.
Рнструменты регулирования. Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия РЅР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ. Традиционно Рє РЅРёРј относятся: дисконтная (учетная) Рё залоговая политика; политика минимальных резервов: операции РЅР° открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов Рё сочетание РёС… применения банками разных стран зависят РѕС‚ СЂСЏРґР° предпосылок.
Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран РїРѕРґ традиционные концепции денежной политики показали, что РЅРё монетаризм, РЅРё теории государственного регулирования РІ чистом РІРёРґРµ РЅРµ находят своего выражения РІ практике воздействия РЅР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ страны. Р’ перспективе РјРѕР¶РЅРѕ рассчитывать РЅР° компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка. РџСЂРё этом РІ настоящее время РІСЃРµ больше приоритет отдается рыночным механизмам РїРѕ сравнению СЃ административными методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского законодательства РІ СЂСЏРґРµ европейских стран РІ начале 90-С… РіРі. (Австрии, Рталии, Франции Рё РґСЂ.)
Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели
Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.
Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под внутренней понимается безинфляционное развитие, под внешней - стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам).
В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.
В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.
Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.
Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет прежде всего об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.
РќРµ менее важным требованием является равномерность воздействия РЅР° конкурентоспособность отдельных РіСЂСѓРїРї или всех кредитных институтов. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим мероприятия центрального банка подразделяются РЅР° РґРІРµ РіСЂСѓРїРїС‹. Рљ первой РёР· РЅРёС… относятся меры воздействия РЅР° часть коммерческих банков. Вторая РіСЂСѓРїРїР° включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. Р’ качестве примера РјРѕР¶РЅРѕ привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Рнструменты, относящиеся Рє обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку РѕРЅРё одинаково влияют РЅР° конкурентоспособность кредитных институтов РїРѕ отношению РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ внутри различных РіСЂСѓРїРї или всех банков РІ целом. Рто РЅРµ исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных Рё мелких).
Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:
• традиционные или нетрадиционные;
• административные или рыночные;
• общего действия или селективной направленности;
• прямого или косвенного воздействия;
• краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного механизма. Например, при проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном рынке и одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов.
Под долгосрочными целями денежно-кредитной политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время.
Рффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит РѕС‚ успешного РёС… сочетания РїСЂРё достижении разных РїРѕ срокам целей. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования Рё РґСЂ.). Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции "СЃРІРѕРї" РІ рамках валютной политики, арбитраж РІ рамках политики открытого рынка, так Рё некоторые традиционные инструменты (РІ Германии - операции СЃ федеральными ценными бумагами).
Дисконтная (учетная) Рё залоговая политика центрального банка. Кредитные институты имеют возможность получать РїСЂРё необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или РїРѕРґ залог ценных бумаг. Смысл дисконтной Рё залоговой политики заключается РІ том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять РЅР° ситуацию РЅР° денежном рынке Рё рынке капиталов. Практически РІРѕ всех странах Европейского Сообщества кредитные институты имеют возможность рефинансирования непосредственно РІ национальном банке. Рсключение составляют Рталия Рё Португалия. РџСЂРё этом рефинансирование может происходить как РїРѕРґ залог ценных бумаг, так Рё без залога.
Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при необходимое количественное ограничение или временное приостановление выд, чи залоговых кредитов.
При осуществлении дисконтной и залоговой политики центральны банк может селективно воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей определенного рода путем изменения требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей. Селективное воздействие нередко сопровождается общеэкономически ми последствиями. Так, при ограничении объема определенных ценных бумаг, принимаемых в залог или к переучету, центральный бан снижает в целом кредитный потенциал коммерческих банков.
Поэтому в настоящее время общеэкономический эффект воздействи путем проведения дисконтной или залоговой политики выступает по своему значению на первый план. Макроэкономический эффект регу лирования учетной ставки подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением ее величины и темпом роста валового на ционального продукта.
Рзменение контингента рефинансирования позволяет центральному банку достигать следующего эффекта. РџСЂРё ограничении континген та коммерческие банки вынуждены обращаться Рє более РґРѕСЂРѕРіРёРј источ никам кредитования, например Рє залоговым кредитам, что означаем снижение объема РёС… кредитного потенциала Рё удорожание кредитов Ставка РїРѕ залоговым кредитам центрального банка обычно выше став РєРё переучета.
В Бельгии, Германии, Дании и Нидерландах кредитные институть имеют возможность рефинансироваться в ограниченном объеме у центрального банка по ставкам ниже рыночных. В Германии и Дании кредитные институты могут при этом получать практически нелимитированные кредиты центрального банка дополнительно по рыночным ставкам, что повышает их ликвидность и конкурентоспособность по сравнению с коммерческими банками других европейских государств.
Рассмотрим действие данного инструмента на примере изменения величины учетной ставки. Если цель центрального банка -удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты. Центральному банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами (путем повышения ставок по минимальным резервам и т. д.). При прочих равных условиях, в случае действенного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не изменять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.
Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.
Рзменение учетной ставки центрального банка влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ изменения условий РЅРµ только РЅР° денежном рынке, РЅРѕ Рё РЅР° рынке ценных бумаг, РІ чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок РїРѕ кредитам Рё депозитам РЅР° денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение СЃРїСЂРѕСЃР° Рё СЂРѕСЃС‚ предложения ценных бумаг. РЎРїСЂРѕСЃ РЅР° ценные бумаги уменьшается как СЃРѕ стороны небанков, потому что более привлекательными для РЅРёС… становятся депозиты, так Рё СЃРѕ стороны кредитных институтов, вследствие того, что РїСЂРё РґРѕСЂРѕРіРёС… кредитах выгоднее РїСЂСЏРјРѕРµ финансирование.
Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.
Осуществляя дисконтную и ломбардную политику центральный банк выполняет "сигнальную миссию". Снижение учетной ставки центрального банка кредитные институты и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной и ломбардной ставок и служит сигналом к проведению контрактивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам "подготовиться" к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его "сигнальной миссии" при проведении дисконтной и залоговой политики.
В результате учетная и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.
Центральный банк Российской Федерации предоставляет банковскому сектору централизованные кредиты, выдаваемые на рыночных условиях в рамках денежно-кредитной программы Правительства и ЦБ РФ. До конца 1992 г. механизм рефинансирования кредитных институтов, принятый в развитых странах, в практике экономического регулирования Банка России фактически отсутствовал. Центральный банк Российской Федерации пытался влиять на процентные ставки коммерческих банков путем регулирования объема и цены централизованных кредитов, что отвечало требованиям поставленной задачи антиинфляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок достичь поставленной цели антиинфляционного регулирования не удалось. С января 1997 г. ЦБ РФ изменял ставки рефинансирования несколько раз и снизил их с 48%, 42%, 36%, 24% до 21% в октябре 1997 г.
Курс Банка России на развитие рыночных механизмов регулирования выразился в организации кредитных аукционов, с введением которых ограничивается административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка.
Политика обязательных резервов. В развитых странах, кроме Великобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используются различные структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.
Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия РїРѕ вкладам клиентов. Ртот мотив использования минимальных резервов существует Рё сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет СЃРІРѕСЋ задачу "кредитора последней инстанции".
Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент "жесткого" регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.
По закону о Немецком федеральном банке центральный банк правомочен требовать от кредитных институтов соблюдения беспроцентных минимальных резервов.
В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы для коммерческих банков существует ряд льгот:
• бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк;
• причисление наличных средств коммерческих банков, находящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.
Кроме приведенных выше "компенсирующих мер", дополнительно используется субвенционное рефинансирование путем переучета векселей. В некоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены путем приобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель - финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных резервов при относительно небольшом проценте. Такую политику чаще всего проводит центральный банк, вынужденный финансировать дефицит государственного бюджета.
При установлении ставок по минимальным резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между центральным и коммерческими банками. Так, в Нидерландах повышение наличных (кассовых) резервов кредитных институтов определяется путем согласования этой величины между центральным банком Нидерландов и коммерческими банками.
В механизме расчета ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются, в разных странах наблюдаются существенные различия. Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.
Практически во всех развитых странах процесс подачи данных коммерческими банками для расчета минимальных резервов формализован. Так, Немецкий федеральный банк предлагает использование специального формуляра, посредством которого отдельные кредитные институты заявляют о своих обязательствах, подлежащих учету при расчете минимальных резервов.
Рффективность инструмента обязательных резервов зависит РѕС‚ широты охвата РёРјРё различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность РѕР±С…РѕРґР° СЃРІРѕРёС… требований СЃРѕ стороны кредитных институтов. Например, РІ обязательства, облагаемые минимальными резервами РІ Германии, включаются вклады РґРѕ востребования, срочные Рё сберегательные вклады СЃСЂРѕРєРѕРј РґРѕ четырех лет, Р° также привлеченные средства РЅР° межбанковском денежном рынке Рё долговые обязательства - именные Рё РЅР° предъявителя - СЃСЂРѕРєРѕРј РґРѕ РґРІСѓС… лет. РџРѕ закону Рѕ банковской деятельности ставки РїРѕ минимальным резервам имеют верхнюю границу, РїСЂРё этом для разных РІРёРґРѕРІ вкладов границы неодинаковы. Ставки РїРѕ обязательным резервам классифицируются РЅРµ только РїРѕ видам обязательств, РЅРѕ Рё РїРѕ величине, срокам Рё происхождению (относительно резидентов Рё нерезидентов).
Размеры ставок РїРѕ минимальным резервам существенно колеблются РїРѕ странам. Наивысшие ставки установлены РІ Рталии Рё Рспании. РќР° противоположном полюсе находится РЇРїРѕРЅРёСЏ, РіРґРµ ставка РїРѕ минимальным резервам обычно РЅРµ превышает 2,5%. Банк Англии, который практически РЅРµ использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует РѕС‚ кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету РІ минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками РїРѕ минимальным резервам РјРѕР¶РЅРѕ объяснить тем, что РІ странах, РіРґРµ установлена высокая резервная ставка, обязательства РїРѕ минимальным резервам обычно РЅРµ являются беспроцентными.
В большинстве развитых стран в последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В Японии резервные ставки претерпели последнее существенное колебание после первого нефтяного кризиса середины 70-х гг., однако они остались после этого практически на том же уровне. В США резервная система уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов, однако Немецкий федеральный банк успешно использует данный инструмент, хотя и значительно реже, чем во времена функционирования Бреттонвудской валютной системы.
Стремление центральных банков добиться четкого выполнения требований РїРѕ соблюдению минимальных резервов наталкивается РЅР° попытки коммерческих банков уклониться РІ рамках закона РѕС‚ платежей РїРѕ поддержанию обязательных резервов. Так, РІ РЎРЁРђ РІ конце 70-С… РіРі. РјРЅРѕРіРёРµ банки вышли РёР· ФРС РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РІ то время предписания РїРѕ минимальным резервам касались только банков-членов. Развитие новых финансовых операций Рё появление свободных РѕС‚ резервного бремени еврорынков дало новые возможности коммерческим банкам РЎРЁРђ, так как депозиты, размещенные РЅР° еврорынке, остаются РЅРµ охваченными национальными минимальными резервами. РџСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ это РїРѕ следующей причине: центральный банк отдельной страны либо вообще РЅРµ использует механизм минимальных резервов (Люксембург), либо РѕС‚ обязательств РїРѕ минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов (РІРѕ Франции Рё Рспании), либо учету РІ минимальных резервах РЅРµ подлежат те депозиты нерезидентов, которые компенсируются кредитами нерезидентам (РІ Германии).
С появлением новых путей обхода предписаний по минимальным резервам руководителям денежно-кредитной политики приходится все чаще изменять условия их взимания. В начале 80-х гг. США выступили с инициативой ввести единую систему минимальных резервов на еврорынке. Тогда данное предложение не нашло достаточной поддержки и поэтому не имело успеха.
Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически РІРѕ всех развитых странах. РџСЂРё этом страны, придерживающиеся твердого валютного РєСѓСЂСЃР°, применяют данный инструмент РІ рамках политики РіРёР±РєРѕРіРѕ регулирования. РЎ развитием международных экономических связей, РІ том числе РІ банковском секторе, РїСЂРё создании свободных экономических Р·РѕРЅ, крупных региональных экономических объединений (например, таких, как Р•РРЎ) использование политики минимальных резервов требует постоянной адаптации Рє изменяющимся условиям.
Политика открытого рынка. Такая политика представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др.
Традиционными средствами проведения политики открытого рынка являются операции СЃ государственными ценными бумагами РЅР° вторичном рынке, характерные для Великобритании, Германии, Греции, Рталии Рё Франции. Операции РЅР° первичном рынке СЃ государственными ценными бумагами осуществляются РІ строго определенных рамках РІ Великобритании. Для Банка Англии политика открытого рынка выступает ведущим инструментом экономического регулирования. Прочие инструменты используются нерегулярно. РџСЂРё проведении политики открытого рынка Банк Англии концентрируется РЅР° РґРІСѓС… основных операциях: РІ рамках долгосрочной политики - РЅР° операциях СЃ облигациями государственного займа, Р° РІ краткосрочной - РЅР° операциях СЃ казначейскими векселями. Рта политика осуществляется через дисконтные РґРѕРјР° путем установления для РЅРёС… твердых ставок РїРѕ купле-продаже ценных бумаг. Таким образом, РЅР° денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, что способствует успешному проведению учетной политики. Операции РЅР° первичном рынке СЃ негосударственными ценными бумагами РЅРµ находят широкого распространения РІ рамках политики открытого рынка.
Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.
Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального банка есть две возможности реализации своей цели:
либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.
Контрактивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.
При всех существующих различиях в осуществлении политики открытого рынка можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что центральные банки разных стран уделяют все большее внимание развитию данного инструмента; это связано со стремлением к регулированию экономики рыночными, а не административными методами.
Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов.
Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются (например, на величину Ь). Соответственно на эту величину возрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведении экспансивной депозитной политики необходимо учитывать и обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов. Если допустить, что размещенные в результате проведения депозитной политики в кредитных институтах денежные средства государственного сектора состоят на долю с из наличных денег, то общий объем резервов коммерческих банков увеличивается на (1 - с) • Ь. При увеличении резервов коммерческих банков путем притока депозитов из государственного сектора сумма минимальных резервов при ставке г возрастет на г • (1 - с) • Ь. Тогда резервы кредитных институтов увеличатся на разницу между двумя вышеприведенными данными.
При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.
Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются в зависимости от исторического периода. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование.
Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Однако в современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы. Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице Минфина и т.п.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название "валютных интервенций". Приобретая за счет официальных золото-валютных резервов (или путем соглашений "своп") национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Заключение
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.
Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.
Список литературы
1. Банковское дело / РїРѕРґ ред. Рћ. Р. Лаврушина, Рњ. 1998
2. Уткин Р. Рђ., РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р“. Р. "Нововведения РІ банковском бизнесе Р РѕСЃСЃРёРё",
3. Рњ. 1999
4. Деньги, кредит, банки / РїРѕРґ ред. Рћ. Р. Лаврушина
5. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Фомина О.Е.)
6. Постатейный комментарий к Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (Фомина О.Е.)
7. Комментарий к Закону "О банках и банковской деятельности" (Фомина О.Е.)
8. "Соответствует ли Конституции Федеральный закон о Банке России?" (С.Кашкин, "Российская юстиция", 1999, N 10)
9. "Финансово-правовые отношения с участием банков" (Карасева М., "Хозяйство и право", 1997, N 11)
10. "Гражданский кодекс и банковское законодательство" (В.Белых, М.Скуратовский, "Хозяйство и право", 1997, N 4)
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat2000.bizforum.ru/