Пашутин Сергей Борисович, доктор биол. наук
Улучшать качество бизнеса можно разными способами Рё РЅРµ последняя роль РІ этом отводится информационным технологиям. Уже сегодня Рнтернет, как массовое явление, помогает формировать Рё совершенствовать РёРјРёРґР¶ фирмы; создавать новые СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ общения СЃ партнерами, РІ том числе стимулировать появление новых услуг Рё каналов сбыта; расширять географическое пространство Рё стирать временные ограничения. Результаты использования Рнтернета уже начинают оправдывать вложенные РІ него средства, Р° РјРЅРѕРіРёРµ руководители предприятий перестали воспринимать расходы РЅР° создание Рё поддержку СЃРІРѕРёС… корпоративных сайтов, только как часть рекламного бюджета. Рто совпало СЃ закономерным спадом эйфории РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ универсальности Рё сверхвозможностей Рнтернета. Зато теперь, вместо пропаганды Рё ажиотажного Р±СѓРјР° наблюдается адекватное использование действительных преимуществ, предоставляемых сетевыми технологиями. Рти преимущества востребованы наиболее продвинутыми РІ технологическом плане отраслями СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.
Фармацевтический рынок, судя по всему, к таковым не относится, несмотря на то, что располагает всеми возможностями для перехода к более зрелой стадии развития бизнеса, которая, безусловно, сможет привлечь внимание серьезных инвесторов. Подобная стратегическая близорукость обусловлена вполне известными объективными и субъективными особенностями, присущими конкретно фармацевтическому рынку, а также информационной закрытостью, недостаточной предсказуемостью намерений и дефицитом прозрачности финансово-хозяйственной деятельности у целого ряда его участников.
Для исправления этих перекосов, использование интернет-технологий - РІРЅРµ конкуренции. Речь идет Рѕ возможностях собственного корпоративного веб-сайта РІ Рнтернете, для освещения РІ нужном ракурсе СЃРІРѕРёС… сильных сторон. РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ имиджевое мероприятие может быть достаточно эффективным, РЅРѕ РїСЂРё условии грамотного информационного наполнения сетевой странички. Р’ принципе, информация, размещенная РЅР° корпоративном сайте (Рѕ профиле компании, особенностях бизнеса, услугах, проектах, партнерах, пресс-релизах Рё С‚.Рї.) СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° работать РЅР° формирование имиджа Рё репутации. Однако, Р·Р° исключением некоторых продвинутых компаний, должной результативности РІ фармацевтическом секторе РЅРµ наблюдается. Потому как, РІСЃРµ, что присутствует РЅР° сайте, представляет интерес лишь для СѓР·РєРѕРіРѕ РєСЂСѓРіР° партнеров этой компании. Других сведений, которыми можно было Р±С‹ привлечь посетителей, либо нет, либо РёС… недостаточно для регулярного посещения сайта отраслевой аудиторией. Скорее всего, это обусловлено нежеланием РёС… владельцев расходовать дополнительные средства необходимые для улучшения корпоративного ресурса. Рхотя отдача РѕС‚ вложений будет несоизмеримо большей, РІСЃРµ равно РїСЂРё создании сайта РІ большинстве случаев присутствует стереотипный РїРѕРґС…РѕРґ СЃРѕ стандартным, малоинтересным содержанием Рё таким же формальным набором сетевой атрибутики.
Тем РЅРµ менее, роль корпоративных ресурсов можно повысить. Р РІ первую очередь Р·Р° счет привлекательных продуктов Рё(или) услуг. Прежде всего, сайт должен быть прописан РІ различных поисковых системах. Необходимо организовать “перехват” пользователей, которые через Рнтернет хотят получить информацию Рѕ фармацевтических услугах вообще. Большое значение для маркетингового анализа рынка представляет установление обратной СЃРІСЏР·Рё для контактов СЃ целевой аудиторией. Рто интересный для посетителей Рё удобный инструмент для оперативного реагирования Рё персонифицированной работы методом “точечного маркетинга”. РљРѕ всему прочему это еще Рё источник важной информации, РїСЂРё дополнительном осуществлении РѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рё анкетирования посетителей сайта. Для популяризации ресурса РјРѕРіСѓС‚ быть созданы виртуальные дискуссионные клубы - чаты, Р° также - форумы для обмена мнениями РїРѕ взаимным интересам. Для дополнительного привлечения целевой аудитории Рё одновременно СЃ целью стимулирования Рё повышения сбыта, РјРѕРіСѓС‚ быть внедрены системы электронных заказов Рё продаж для оптовых покупателей (что уже начали практиковать крупные дистрибьюторы). Р, конечно же, самое главное - это интересное для целевой аудитории (как для партнеров, так Рё для конкурентов) информационное наполнение корпоративного ресурса. Первоначально там РјРѕРіСѓС‚ быть размещены регулярно обновляемые СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ Рё зарубежные новости отрасли. Аналитические РѕР±Р·РѕСЂС‹, статистические исследования, рейтинговые таблицы, справочная информация, либо база данных РїРѕ бизнес-историям участников рынка сделают корпоративный ресурс еще более интересным, Р° значит Рё более посещаемым.
Однако, СЃ точки зрения качества бизнеса, более эффективным инструментом воздействия РЅР° целевую аудиторию Рнтернета, РІСЃРµ же является РЅРµ корпоративный сайт, Р° крупный отраслевой портал СЃ миссией оказания влияния РЅР° динамику процессов РІ фармбизнесе. Возможности такого общерыночного ресурса, РїРѕРјРёРјРѕ его информационной емкости, значительно шире, нежели Сѓ корпоративной странички. Рљ тому же, чисто внутренние проблемы корпоративного сайта несопоставимы СЃ более глобальными задачами сильного, лидирующего общеотраслевого ресурса. Да Рё интересен РѕРЅ будет уже РЅРµ отдельным, Р° практически всем отраслевым участникам Рё соответственно станет более популярным Рё авторитетным. РќРѕ РїСЂРё этом реализация РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ проекта является более дорогостоящим Рё трудоемким мероприятием. Рчтобы запуск портала себя оправдывал, Р° его задачи РїРѕ сведению Рё концентрации информационных потоков имели Р±С‹ больше шансов РЅР° успех, необходимо СЃ помощью эффективных технологических приемов, привлекательных интернет-услуг Рё широкомасштабного информационного наполнения, добиваться стратегического охвата всех участников рынка Рё приобретения тем самым конкурентных преимуществ. РЎ этой целью должна быть выделена главная служба портала, которая будет привлекать РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ количество посетителей пакетом необходимых РёРј услуг Рё информационных ресурсов. Набор вспомогательных служб(услуг) может быть произвольным. РћРЅ зависит, главным образом, РѕС‚ финансовых возможностей владельцев портала Рё РѕС‚ СѓСЂРѕРІРЅСЏ РёС… притязаний. Для привлечения пользователей вполне допустимыми РїРѕ соотношению “цена/качество” интернет-услугами, РјРѕРіСѓС‚ являться собственная поисковая система (для СѓРґРѕР±РЅРѕР№ навигации между отраслевыми сайтами), тематический каталог-рейтинг ресурсов (интернет-статистика), WAP-версия портала (для доступа Рє сайту посредством мобильной СЃРІСЏР·Рё). Еще лучше сочетать ресурсы фармацевтического портала СЃ торговой площадкой (электронные торги класса Р’2Р’), что РїРѕРјРёРјРѕ ощутимого всплеска интереса будет приносить еще Рё заметную материальную выгоду. РџСЂРё этом, сетевые возможности портала позволяют учитывать Рё специфику ведения СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ бизнеса, РєРѕРіРґР° выстраивание деловых отношений (договоренности Рѕ цене товара РІРЅРµ СЃРІСЏР·Рё СЃ прайс-листом, реальные СЃРєРёРґРєРё Рё откаты) РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ зачастую РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ процессов трудно поддающихся алгоритмизации. Р’ этих случаях удобным решением может стать система “приватных чатов”, которая позволит Рё покупателю Рё продавцу конкретизировать СЃРІРѕРё условия перед заключением электронной сделки.
РџРѕРјРёРјРѕ вышеназванных мероприятий, Рѕ значимости портала можно судить РїРѕ расширению коммуникационных каналов Рё налаживанию оптимального информационного обмена между участниками фармацевтического рынка. Рљ числу подобных возможностей сетевых технологий относится продвижение образовательных программ Рё проведение дистанционных тренинговых семинаров для специалистов РїРѕ всем сегментам фармацевтического рынка. Рљ РЅРёРј же РїРѕ праву можно отнести Рё выход РЅР° смежные рынки, то есть формирование дополнительной целевой аудитории среди, например, представителей рынка медицинской техники, либо РёРЅРѕР№ медицинской продукции. Р’ полной мере это допустимо для издательской деятельности (размещение РЅР° портале электронных версий РєРЅРёРі Рё периодических изданий, распространение РїРѕРґРїРёСЃРєРё), Рё для проведения выставочных мероприятий. Р’ последнем случае, Сѓ портала бесспорные преимущества, причем РЅР° всех этапах подготовки Рё проведения выставок Рё конференций, РїРѕ сравнению СЃ традиционными способами общения Рё средствами СЃРІСЏР·Рё. Рто касается СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё времени, средств Рё сопровождается удобствами Рё оперативностью, особенно РїСЂРё централизованном экстерриториальном информационном оповещении, Р° также возможностями РїРѕ обеспечению обратной СЃРІСЏР·Рё между организаторами Рё участниками экспозиции РїСЂРё регистрации, оплате, оформлении стендов, документации Рё РїСЂ. РљСЂРѕРјРµ того, портал может быть удобным PR-инструментом работы СЃ прессой РІ дополнение Рє традиционным способам информационного обмена. Действительно, корпоративный ресурс располагает уникальными возможностями Рё значительным потенциалом, как для совершенствования собственного имиджа РІ РІРёРґРµ проведения PR-акций, РІ том числе Рё для популяризации корпоративной идеологии, так Рё для целенаправленной пропаганды Рё внедрения РІ общественное сознание собственного видения отраслевых проблем. Чрезвычайно важно РїСЂРё этом РЅРµ допускать этических конфликтов СЃ фармацевтическим окружением. Принадлежность портала Рє той или РёРЅРѕР№ фармацевтической структуре РЅРµ должна афишироваться. Дабы избежать обвинений РІ ангажированности Рё тем самым РЅРµ лишать себя части рынка, поддержка общерыночного сайта Рё его информационное наполнение может быть возложена РЅР° формально независимое консалтинговое агентство. Фармацевтическая компания РїСЂРё этом контролирует его деятельность Рё финансирует реализацию проекта. Наоборот, если владельцем портала выступает консалтинговая, либо иная, например, инвестиционная фирма, то ей следует оповестить РѕР± этом как можно больше заинтересованных лиц, поскольку поддержка авторитетного ресурса самым благоприятным образом отразится РЅР° ее имиджевой репутации.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://aup.ru/