Каждая компания хотела бы успешно продавать свой товар, да еще по ценам выше, чем у конкурентов. Однако ситуация на рынке не всегда бывает благоприятной и возникает необходимость снизить стоимость продукта. Как же правильно реагировать на демпинг?
Константин Ргоревич Терехин, независимый консультант-практик РїРѕ управлению сбытом Рё маркетингом
Каждая компания хотела бы успешно продавать свой товар, да еще по ценам выше, чем у конкурентов. Однако ситуация на рынке не всегда бывает благоприятной и возникает необходимость снизить стоимость продукта. Как же правильно реагировать на демпинг?
Существует множество СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ ценовой РІРѕР№РЅРѕР№. Например, можно создать эксклюзив. Очевидно, что РІ этом случае ценовая конкуренция невозможна РІ принципе. Также можно применить методику «запутывания» клиента. Ярчайший пример дают сотовые операторы. Рзучая тарифные планы, потребитель РЅРµ может РёС… сравнить. Конечная стоимость услуг состоит РёР· абонентской платы, платы Р·Р° разговоры внутри сети Рё СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё мобильными номерами, СЂРѕСѓРјРёРЅРіР°, платы Р·Р° международные Рё междугородние переговоры С‚. Рї. Таким образом, ценовая РІРѕР№РЅР° РЅРµ возникает, так как цену невозможно сопоставить. Уже три РіРѕРґР° СЏ подключен Рє РѕРґРЅРѕРјСѓ тарифному плану, поскольку верю (!), что РѕРЅ РїРѕ-прежнему для меня самый выгодный.
Р, наконец, можно найти аргументацию высокой цены Р·Р° товары Рё услуги компании. Здесь ничего запутывать РЅРµ нужно. Фирма заявляет несколько более высокую цену, чем конкуренты, РЅРѕ РїСЂРё этом предлагает клиентам реальное отличие СЃРІРѕРёС… товаров или услуг РѕС‚ альтернативных предложений. Цена важный, РЅРѕ РЅРµ единственный атрибут товара. Поэтому можно привлечь внимание потребителя Рє положительному отличию товаров или услуг компании, «отодвинув», таким образом, цену РЅР° второй план. Ноутбуки «Тошиба» стоят дороже аналогичных СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… марок, РЅРѕ зато РѕРЅРё более виброустойчивы. Рто является весьма важной характеристикой, если учесть режим РёС… эксплуатации. РћРґРёРЅ РёР· вариантов изменения аргументации — конкурентное преимущество.
«Фланговые» и «партизанские» войны
Менять аргументацию можно также с помощью других методов стратегического маркетинга, в частности маркетинговых войн. В рамках этого подхода рассмотрим «фланговые» и «партизанские» действия.
Для примера возьмем компьютерную мышь. Обычно она стоит порядка трех-пяти долларов. С точки зрения «фланговых войн», фирма должна предложить товар, который изменит выбор покупателей в ее пользу. Так, например, сначала на рынке появились оптические мыши, которые позволили раз и навсегда забыть о неприятной процедуре чистки шарика и приводящих механизмов. Потом появились беспроводные мыши. Следует отметить, что цена подобных устройств начинается от 15-17 долларов. Вслед за этим некоторые компании предложили потребителям оптические радиомыши стоимостью 22-25 долларов.
Существует также стратегия «партизанских РІРѕР№РЅВ». Фирме необходимо найти сегмент, РЅР° который никто РЅРµ претендует. Так, например, РЅР° рынке теперь представлены мыши РІ деревянном РєРѕСЂРїСѓСЃРµ. Естественно, РѕРЅРё приятнее РЅР° ощупь, чем пластмассовые. РС… цена начинается РѕС‚ 100-150 долларов. Чуть позднее появились деревянные мыши, используемые РІ качестве сувенирной продукции, СЃ логотипами или дарственными надписями. Р’СЃРµ эти РїРѕРґС…РѕРґС‹ позволяют изменить аргументацию Рё мотивировать клиента заплатить больше, несмотря РЅР° присутствие менее РґРѕСЂРѕРіРёС… альтернатив.
Пять правил снижения цен
Что еще можно порекомендовать в контексте ведения ценовых войн?
Правило первое. Не снижайте цены только потому, что так поступают все вокруг. Но и не игнорируйте действительность. Чаще всего первым о падении цен узнают от своих клиентов менеджеры по продажам, и сразу же идут к руководителю с предложением предпринять ответные шаги. Руководству первым делом следует проверить достоверность полученной информации. Например, можно задать клиенту вопрос: «Какая компания и насколько снизила цены?» Если клиент отказывается назвать конкурента, то такие сведения стоит считать недостоверными. Если же он называет фирму, необходимо продолжить выяснение истины. Для этого разумно побеседовать с другими клиентами, проанализировать динамику их закупок у вашей компании (не падает ли объем?). Также можно использовать методы конкурентной разведки. В данном случае — попытаться провести переговоры с клиентом от имени вымышленной компании. Если информация подтвердится, то сначала руководителю стоит попытаться использовать методы, предложенные в этой статье. Если они не сработают, придется снизить цену.
Правило второе. Подходите Рє снижению цен творчески. Творчество РІ принципе РЅРµ алгоритмизируется. РќРѕ РІ качестве РѕРґРЅРѕР№ РёР· рабочих идей можно предложить «асимметричность». Рто означает, что фирма снижает цену РЅРµ РЅР° тот же товар, что конкурент, Р° РЅР° тот, который РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ ему максимальную прибыль. Таким образом, компания наносит удар РїРѕ источнику финансового благополучия конкурента Рё вынуждает его задуматься Рѕ целесообразности продолжения ценовой РІРѕР№РЅС‹.
Правило третье. Оно касается распродажи. Любая распродажа должна иметь причину и быть ограничена во времени. Если это не выполняется, клиенты начинают воспринимать заниженную цену не как временную, а как постоянную. Впоследствии будет крайне сложно ее повысить.
Правило четвертое. Снижайте цены только РЅР° зрелом рынке. Что такое незрелый рынок? Рто ситуация, РєРѕРіРґР° РЅРµ устоялся РєСЂСѓРі поставщиков, покупателей, Р° главное, каналы распространения информации между РЅРёРјРё. Р’ данном случае снижение цены РІРґРІРѕР№РЅРµ неразумно: потребители просто РЅРµ узнают Рѕ вашей акции своевременно.
Правило пятое. Убедитесь, что выгоду получает конечный пользователь. Рто далеко РЅРµ всегда удается выполнить. Р’СЃРµ же если это РІ вашей власти, сделайте так, чтобы СЃРєРёРґРєР° РЅРµ оседала Сѓ посредника (внутри канала распределения). РћРЅР° должна тратиться вашими партнерами РЅР° увеличение объема закупок, путем привлечения новых клиентов или увеличения продаж существующим. Другими словами, добейтесь того, чтобы посредник, то есть ваш покупатель, РІ этом смысле работал РЅРµ «с прибыли», Р° «с оборота». Будучи коммерческим директором РІ компании, торгующей импортной полиграфической бумагой, СЏ испытал РЅР° себе подобный РїРѕРґС…РѕРґ. Р’ ответ РЅР° нашу РїСЂРѕСЃСЊР±Сѓ Рѕ дисконте РЅР° очередную партию бумаги РѕС‚ экспортера РјС‹ получали запрос относительно наших намерений потратить эти деньги. Если РјС‹ собирались осуществить «общефирменные расходы» (сделать ремонт, купить транспорт, открыть филиал Рё С‚. Рї.), нам отказывали. Согласие РјС‹ получали только, если направляли эти деньги РЅР° увеличение объема продаж торговых марок именно этого поставщика. Для этого РјС‹ проводили дополнительные рекламные акции, предоставляли бесплатные пробные партии потенциальным клиентам.
Обратите внимание на еще один момент. Если цена на рынке устойчиво падает, вам, скорее всего, тоже придется ее снизить. Но прежде чем на это пойти, предложите клиенту такой вариант. Вы оставляете сумму сделки неизменной, но увеличиваете количество товара. Если партнер на это согласится, вам удастся увеличить объем продаж в целом по компании и улучшить структуру продаж клиенту.
Подведем итог. Всеми силами избегайте ценовой конкуренции. Практически всегда есть способ занять необходимую рыночную нишу, не прибегая к демпингу. Если же вы подверглись ценовой атаке, обдумайте и применяйте методики, изложенные в данной статье.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/