Рпотека существовала еще РІ Древней Греции. Само слово «ипотека» было введено РІ обращение афинским архонтом (правителем РіРѕСЂРѕРґР°-государства) Солоном РІ начале VI века РґРѕ РЅ.СЌ. До этого РІ Афинах обязательства обеспечивались личностью должника, которому РІ случае неуплаты грозило рабство. Для того, чтобы заменить личную ответственность имущественной, Солон организовал следующий РїРѕСЂСЏРґРѕРє: кредитор ставил РЅР° земельном владении должника (обыкновенно РЅР° пограничной меже) столб СЃ надписью, что это имущество служит обеспечением его претензий РЅР° известную СЃСѓРјРјСѓ. Такой столб назывался ипотекой, что РІ переводе СЃ греческого означает «подставка». Р’ переносном смысле это слово стало употребляться для обозначения залога недвижимости.
В историческом процессе развития залога (обеспечения обязательств недвижимым имуществом должника) ипотека представляла собой третью - наиболее совершенную его форму. Самая древняя форма залога заключалась в отчуждении должником кредитору имущества, предназначенного служить обеспечением долга. Вторая проявлялась в том, что имущество передавалось не в собственность кредитора, а лишь в его владение и пользование (вместо процентов); при получении удовлетворения кредитор был обязан возвратить это имущество. В третьем случае кредитор также публично обязывался возвратить должнику имущество при уплате долга, однако при этом собственник сохранял за собой право пользования и распоряжения имуществом, но лишь настолько, насколько это не было сопряжено с его (имущества) ухудшением, наносящим вред кредитору.
Древняя Греция.
Рпотека утвердилась РІ Древней Греции СЃРѕ времен Солона, однако широкое распространение получила несколько позже - РІ IV веке РґРѕ РЅ.СЌ. Залог земли РІ большей степени применялся состоятельными гражданами Рё обычно РЅРµ был связан СЃ нуждами экономического характера, то есть РЅРѕСЃРёР» потребительский характер. РћР± этом свидетельствует масса так называемых залоговых надписей, большая часть РёР· которых приходится РЅР° IV век РґРѕ РЅ.СЌ.
Залоговые надписи на закладных камнях представляли собой древний аналог ипотечных книг, сложившихся в Европе в Новое время. Они давали возможность каждому узнать о состоянии данного недвижимого имущества и, прежде всего о степени обремененности его ипотечными долгами. Публичность ипотеки обеспечивала интересы и потенциального покупателя земли, то есть способствовала ее превращению в предмет торгового оборота.
Древний Рим.
Р’ Древнем Р РёРјРµ ипотека получила еще большее развитие. Рто связано СЃ аграрной специализацией Р РёРјР° (РІ отличие РѕС‚ греков, главным источником богатства для которых являлись торговля, мореплавание, Р° позднее мануфактурное производство), вследствие чего земля здесь представляла относительно большую ценность, Р° принцип частной собственности РЅР° землю получил основательное законодательное оформление. Первоначально здесь была распространена самая древняя форма залога недвижимости, РїСЂРё которой закладываемое имущество передавалось РІ собственность кредитору. Должник же, погасив долг, получал право требовать имущество обратно. Позднее получила распространение ипотека, РїСЂРё которой имущество оставалось РІ собственности Рё использовании должника, Р° кредитор получал право требовать удовлетворения РёР· ценности данной недвижимости.
Р’ Древнем Р РёРјРµ РЅРµ было системы ипотечных РєРЅРёРі, Рё хотя основная идея ипотечной системы, заключающаяся РІ защите кредитора Рё добросовестного приобретения вещных прав третьими лицами, РЅРµ была чужда СЂРёРјСЃРєРѕРјСѓ законодательству, ипотечные сделки сопровождались разного СЂРѕРґР° махинациями. Поскольку принцип публичности ипотеки, РІ отличие РѕС‚ Древней Греции, здесь РЅРµ соблюдался, кредитор РЅРµ РјРѕРі быть уверен, что это имущество уже РЅРµ заложено. Должник имел возможность закладывать имущество Сѓ нескольких лиц, таким образом, получая РїРѕРґ него кредит, значительно превышающий рыночную стоимость залога. Рљ этому прибавилось РІ более РїРѕР·РґРЅРёР№ период развитие так называемых генеральных ипотек, охватывающих РІСЃРµ имущество должника (движимое Рё недвижимое), Рё ипотек, устанавливаемых РІ пользу известных лиц (как правило, РёР· представителей знати) самим законом. Рта форма ипотеки получила название тайной ипотеки. Р’ результате подрывалось само значение реального кредита. Полученные СЃСЃСѓРґС‹ использовались знатью РІ потребительских целях, главным образом для поддержания роскошного образа жизни.
Средневековая Европа.
У древних германцев до XIII века господствовал принцип имущественной ответственности за долги. Но потеря владения и права пользования недвижимостью, эксплуатация которой часто составляла основное занятие должника, были очень неудобны. Уже в XIII веке - сначала только в больших городах - стала развиваться новая форма залога недвижимости. Заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, при этом собственник лишался права отчуждения имущества и его вторичного залога.
В средневековье путем рецепции (то есть заимствования и последующей адаптации) римского права ипотека перешла в западно-европейское законодательство, и прежде всего германское. Германское право не остановилось на римской форме ипотеки: оно привнесло в нее условие гласности и постепенно формализовало его путем введения уже в XIX веке системы земельных и ипотечных книг в Германии, а также в Австрии, Швейцарии и других странах. Но еще задолго до этого были заложены основы этой системы. В средневековой Европе возникла практика совершения актов об отчуждении или залоге недвижимой собственности в народных собраниях, церквях или городских ратушах, позже - путем занесения актов об отчуждении в судебные или городские книги.
В§1.2. Рволюция ипотечного кредитования.
С конца XVII века разрабатывается специальное законодательство, регулирующее права на недвижимое имущество и формулирующее основные положения ипотечного права. В западноевропейское законодательство ипотека перешла с двумя основными чертами:
она стала применяться только к недвижимому имуществу;
продажа заложенных имений стала производиться не самим кредитором, а при посредничестве суда.
Ссуды под обеспечение недвижимостью предоставлялись сначала частными лицами (ростовщиками, торговцами), затем банкирами, банковскими домами и частными банками. Так, например, в Англии в XVIII веке выделялась группа банков Вестенда, которые обслуживали земельную аристократию и провинциальное дворянство, обеспечивая хранение их сбережений и предоставляя им ссуды под залог земли или недвижимости. Специализированные ипотечные учреждения появляются в Европе в первой половине XIX века. Первым по времени основания был Баварский ипотечный и вексельный банк, начавший свои операции в 1835 году для Баварии и некоторых других государств Южной Германии. Однако до 60-х годов ипотечный кредит в германских государствах удовлетворялся преимущественно государственными или же земскими земельными учреждениями. Во Франции в 1852 году возник специализированный ипотечный банк «Земельный кредит». В Австрии, несмотря на широкое развитие ипотеки, специализированные (акционерные и земские) учреждения появились только во второй половине XIX века, а до этого ссуды под обеспечение недвижимости выдавали государственные кредитные учреждения. В Англии же специализированных ипотечных банков в XIX веке еще не существовало.
Появление ипотечной системы (ипотечных книг) в XVIII-XIX веках.
Рпотечная система создавалась параллельно СЃ системой поземельных РєРЅРёРі, РІ которых фиксировались РІСЃРµ права земельных собственников, Р° также необходимые сведения Рѕ текущем юридическом положении земельных участков, включая РІСЃРµ изменения РІ правах собственности РЅР° эти участки. Р’ ипотечных книгах фиксировалось только то, что было связано СЃ залогом. Земли, свободные РѕС‚ залогов, РІ ипотечные РєРЅРёРіРё РЅРµ попадали. Цель ипотечной системы - предотвратить опасности, связанные СЃ негласными способами установления прав РЅР° недвижимость. РџРѕ мере того, как земля становилась товаром, появляется необходимость исключить СЂРёСЃРє для покупателя, что имение (земельный участок) РІ действительности РЅРµ принадлежит продавцу, Р° также СЂРёСЃРє для кредиторов РїРѕ закладной, что РЅР° имении уже есть долги, РЅРµ заявленные РїСЂРё установлении залога.
Сущность ипотечной системы заключалась РІ том, что для каждого недвижимого имущества велась РІ специальном учреждении особая РєРЅРёРіР°, РіРґРµ записывалось РІСЃРµ, что относилось Рє вещным правам, предметом которых служило это имущество: РёРјСЏ собственника, переходы права собственности, сервитуты (то есть ограниченные права третьих лиц), Р° также лежащие РЅР° имении долги. Р’СЃРµ записи РІ ипотечных книгах имели РЅРµ просто справочное, Р° строго юридическое значение. Рпотека приобретала юридические права СЃРѕ времени занесения ее РІ ипотечную РєРЅРёРіСѓ. Создание ипотечной системы свидетельствовало Рѕ высоком СѓСЂРѕРІРЅРµ залогового права.
Законченная ипотечная система была введена в Пруссии (Уставы 1783-1872 гг.), в Австрии (Гражданское уложение 1811 г. и Устав 1871 г.), в Саксонии (Устав 1843 г., подтвержден в 1863 г.) и в некоторых других немецких государствах. Таким образом, ипотека, возникнув еще в эпоху античности, прошла через средневековье и вошла в Новое время, приспосабливалась уже к новым экономическим потребностям. При рабовладении и феодализме ипотечный кредит представлял собой разновидность ростовщического капитала. В этом случае ссудные деньги являлись капиталом лишь для кредиторов. В руках заемщиков они служили главным образом покупательным или заемным средством и использовались в основном в потребительских целях.
Функции ипотеки в XIX веке.
По мере развития и утверждения рыночных отношений ипотека приобрела функции, свойственные современному кредиту. Благодаря ипотеке государственный, банковский и кооперативный капитал устанавливает свой контроль над значительной частью земельного фонда. В то же время ипотека становится одним из основных каналов обеспечения притока инвестиций в сельское хозяйство и в другие отрасли экономики, помогая предпринимателям (владельцам недвижимости) увеличить долю производительно используемого капитала, а земледельцам - финансировать покупку участков земли при сравнительно высоком уровне цен на нее.
Все эти функции ипотеки начали «работать» в европейских странах в первой половине XIX века, когда здесь складывались (а кое-где уже сложились) национальные рынки. Однако, в полной мере, они проявили себя во второй половине XIX века, когда в результате индустриализации капиталистических стран, гигантски увеличившей масштабы общественного производства и ускорившей процессы урбанизации и технического прогресса в сельском хозяйстве, перед ипотекой возникли новые задачи и новые возможности.
Рсторические особенности ипотеки РІ разных странах.
При этом необходимо отметить, что особенности общественно-экономического развития каждой отдельно взятой страны (в частности, различия в регулировании гражданских правоотношений и банковской деятельности) в значительной степени определили этапы эволюции и современные черты ипотеки в них. Так, например, существенные исторические и нынешние различия гражданских законодательств в странах романо-германского и англосаксонского права породили различные подходы в оформлении взаимоотношений сторон по договору ипотеки в этих странах:
во всех государствах континентальной Западной Европы (кроме Дании) режим ипотеки имеет много общего: обязательное нотариальное удостоверение актов, регистрация в кадастре или поземельной книге, публикация ипотек и другие существенные формальности;
в странах англосаксонского права концепция ипотеки более гибкая и менее формализованная, в частности, там нет необходимости в нотариально заверенном акте, а ипотека может носить общий характер, когда предмет залога подробно не обозначен или отсутствует публикация на этот счет. Датская система является промежуточной - она использует обе вышеописанные схемы.
Другой пример: исторически и законодательно обусловленная развитость фондового рынка США (в частности, до самого последнего времени американские банки могли заниматься инвестиционно-фондовой деятельностью только как исключительной) повлияла на чрезвычайную развитость американского рынка ценных бумаг, в том числе долговых обязательств, обеспеченных ипотекой.
В§1.3. Рстория ипотеки РІ Европе.
Понятие Рѕ кредитовании РїРѕРґ залог недвижимости Рё само название "ипотека", как уже говорилось выше, возникли еще РІ древней Греции. РќР° границе заложенного имения устанавливался каменный столб, РЅР° котором делались записи Рѕ долговых обязательствах заемщика. Рто явление было первым шагом РЅР° пути формирования РѕСЃРЅРѕРІ системы ипотечного кредитования, РЅРѕ это еще далеко РЅРµ та система, которую РјС‹ воспринимаем как классическую. РќР° этом этапе была реализована лишь часть финансово-экономической сути системы ипотечного кредитования - организация инвестиционного процесса РїСЂРё наличии залога ликвидной недвижимости. Ртот процесс современные экономисты РЅРµ называют системой ипотечного кредитования, потому что РІ нем отсутствовал механизм рефинансирования, который появился гораздо позже, РІРѕ второй половине XVIII века, РІ Германии. Его рождение было неизбежным явлением РІ период Р±СѓСЂРЅРѕРіРѕ развития товарно-денежных отношений Рё организации финансового рынка РІ государствах Западной Европы. Р’ странах СЃ развитой СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ система ипотечного кредитования является частью финансового рынка. Р’ зависимости РѕС‚ национальных особенностей Рё исторического пути создания различаются несколько разновидностей классических систем ипотечного кредитования. Основная суть РёС… отличия кроется РІ особенностях механизма рефинансирования. Р’ дореволюционной Р РѕСЃСЃРёРё, как Рё РІРѕ всей Европе, действовала так называемая одноуровневая система.
Рсторический опыт развития ипотечного кредитования РІ различных странах РјРёСЂР° представлен авторским коллективом РєРЅРёРіРё "Правовые проблемы организации рынка ипотечного кредитования РІ Р РѕСЃСЃРёРё" РїРѕРґ редакцией Р’.РЎ.Ема. Авторский коллектив провел глубокий анализ эволюции одноуровневой системы ипотечного кредитования РІ Европе, включая Р РѕСЃСЃРёСЋ. РћРЅ сделал вывод, что эта модель является наиболее приемлемой для внедрения РІ условиях современной Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ РєРЅРёРіРµ представлена возможная одноуровневая модель ипотечного кредитования РІ современной Р РѕСЃСЃРёРё, сделан глубокий анализ правовых проблем ее создания Рё обеспечения функционирования. Авторы РєРЅРёРіРё сделали первый профессиональный комплексный РїРѕРґС…РѕРґ Рє правовой оценке перспектив развития системы ипотечного кредитования РІ современной Р РѕСЃСЃРёРё.
Суть одноуровневой системы ипотечного кредитования состоит в том, что выдавший ипотечный кредит банк самостоятельно рефинансирует ипотечные кредиты за счет выпуска ценных бумаг облигационного типа - закладных листов. Выпуск и обращение закладных листов регулируются специальным законодательством и отличаются от регулирования выпуска облигаций. Выпускать ценные бумаги, именуемые "закладной лист", не может ни один другой эмитент, кроме того, который определен законодательством. Деятельность ипотечных банков строго контролируется государством и органами банковского надзора.
Такая модель уже долгое время действует в ряде западноевропейских стран: Дании, Германии, Франции и т.д. Недавно в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии были приняты законы, направленные на организацию в этих странах одноуровневой системы ипотечного кредитования. Основным достоинством одноуровневой модели является сравнительная дешевизна ее организации по отношению к двухуровневой модели, что существенно снижает стоимость кредита для заемщика. Кроме того, одноуровневая модель более проста в законодательном регулировании.
Закладной лист является европейским финансовым продуктом, уходящим своими корнями в греческую ипотеку и в итальянские долговые обязательства. Главные вехи его развития — это нидерландские колониальные сертификаты и закладные листы Силезского ландшафта (1769 год). Процесс, начавшийся в те годы, привёл в 1852 году к появлению во Франции банка Credit Fonciere de France. Впервые в истории появилось кредитное учреждение, которое аккумулировало капитал с помощью выпуска закладных листов, а полученные средства размещало в форме ипотечных ссуд. Такая система получила распространение почти во всех странах Европы. Первым ипотечным банком в России стало «Санкт-Петербургское городское кредитное общество», основанное в 1861 году. Общество и выдавало долгосрочные кредиты, обеспеченные ипотекой, и рефинансировало их за счёт средств, полученных от размещения эмиссии закладных листов.
1767 г. Пруссия. «Ландшафты в Силезии».
Зарождение идеи организации одноуровневой системы ипотечного кредитования можно отнести РєРѕ временам правления короля РџСЂСѓСЃСЃРёРё Фридриха Вильгельма Первого. Рменно РѕРЅ передал РІ ведение РґРІРѕСЂСЏРЅ-землевладельцев планирование государственной земельной кредитной кассы.
После Семилетней РІРѕР№РЅС‹ (1756-1763 РіРі.) РІ РџСЂСѓСЃСЃРёРё царил острый кредитный голод, остро стояла задача срочного восстановления сельского хозяйства. Собственники земли были РЅРµ РІ состоянии накопить капитал, необходимый для восстановления разрушенных Рё полуразрушенных имений, закупки семян Рё скота. Высокие налоги приводили Рє многочисленным случаям разорения помещиков. Рнвесторы уже РЅРµ верили РІ РѕСЃРѕР±СѓСЋ надёжность кредитов, выдаваемых РїРѕРґ залог недвижимости. Р’ РІРѕР·РґСѓС…Рµ витала идея создать специальную систему кредитования, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅСѓСЋ решить весь комплекс финансовых проблем. Кредиторы боялись давать займы тем должникам, чья платежеспособность РЅРµ была РёРј известна, или которую РѕРЅРё РЅРµ могли оценить. Земля явилась надежнейшим залогом. Р—Р° предоставленный капитал выдавались ценные ипотечные бумаги, РІ которых был точно обозначен заложенный земельный участок. Рто Рё были предшественники современных закладных листов. Р’ 1767 Рі. был издан закон, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ которого было принято Положение Рѕ создании так называемых «Ландшафтов РІ Силезии». Ландшафтами РІ XVIII РІ. называли кредитные товарищества, занимавшиеся предоставлением ипотечных кредитов. Ландшафт являлся сословным образованием.
После определённой подготовки 29 августа 1769 Рі. РїРѕ распоряжению Фридриха Великого был создан Силезский ландшафт. Силезский ландшафт был объединением, созданным государством для привлечения кредитов РЅР° выгодных для заёмщика условиях. Р’ этот кредитный СЃРѕСЋР· были обязаны входить РІСЃРµ РґРІРѕСЂСЏРЅРµ Рё помещики РІ РѕРєСЂСѓРіРµ. Рто обязательное членство давало право РЅР° получение кредита. Правда, первоначально кредитование осуществлялось РЅРµ РІ денежной форме, Р° путём получения закладного листа, который помещик отдавал РІ залог кредитору, найденному РёРј самостоятельно. Между земельным участком, обременённым ипотекой, Рё соответствующим закладным листом существовала тесная СЃРІСЏР·СЊ (так называемый залог имения). Р’ качестве кредитного обеспечения владелец закладного листа располагал:
имением, поименованным и описанным в закладном листе;
обязательствами ландшафта, который осуществлял возврат кредита и процентов по нему;
поручительством всех землевладельцев, входящих в ландшафт, правда, только в случае неисполнения должником своих обязательств и только в роли вещных должников;
По примеру Силезии в Пруссии и в других германских государствах вскоре появились свои ландшафты. Однако правила приёма в них несколько отличались от существовавших в Силезии. Так, например, членство в них перестало быть обязательным для всех землевладельцев. В обязательном порядке членами становились лишь помещики, желающие получить кредит. Менее жёсткой стала и связь между обременённым кредитным обязательством имением и закладным листом. Таким образом, закладной лист превратился в ценную бумагу, которую эмитировал непосредственно ландшафт, под выдаваемые им ипотечные кредиты.
В начале XIX в. ландшафты начали терять свой сословный характер в результате реформ 1806 г., позволивших горожанам и крестьянам покупать дворянские поместья.
Анализ эволюции системы ипотечного кредитования невольно наталкивает на мысль, что ее совершенствование было всегда связано с повышением ликвидности долговых обязательств заемщиков. Основополагающим элементом ликвидности является степень надежности или гарантий. Например, образование ландшафтов давало дополнительные гарантии кредиторам. Кредитору по ценным ипотечным бумагам было предоставлено следующее кредитное обеспечение. Говоря современным языком, кредитное товарищество на период займа выступало гарантом сделки. Желавший получить кредит член Ландшафта для обеспечения этого кредита оформлял залог недвижимости, указывая поместье, которое служило порукой данной бумаги. Таким образом, субъектами кредитования под залог недвижимости являлись Ландшафт и кредитор. Кредиты предоставлялись только на половину стоимости поместья, служившего его обеспечением. По общему правилу передача ценных ипотечных бумаг требовала регистрации.
Получив на руки ипотечные бумаги, член Ландшафта, для приобретения денежной суммы, должен был их продать. Член Ландшафта выплачивал Ландшафту полугодовые проценты и сборы за услуги органов управления. Ландшафтам были даны широкие права (в отношении должников они могли взимать проценты и сборы без предварительного судебного разбирательства) производить опись имущества, продажу с публичных торгов, а также препятствовать владельцу участка в продаже земель, чтобы не уменьшать стоимость обеспечения.
Обращение ипотечных бумаг явилось первой ступенью рынка капитала. Право РЅР° РёС… выпуск было строго регламентировано. РћРЅ РјРѕРі производиться только СЃ санкции органов власти Рё только после проверки надежности обеспечения. Ландшафты постепенно выработали стандарты относительно того, РєРѕРјСѓ можно выдавать кредиты. Рта практика быстро распространилась РїРѕ Европе. Ценные ипотечные бумаги, благодаря тому, что РІ качестве обеспечения долга РїРѕ РЅРёРј выступали поместья, хорошо продавались.
Как уже отмечалось выше, развитие системы ипотечного кредитования тесно связано с уровнем состояния кредитно-финансовой системы государства и общего промышленного и экономического прогресса. Ввиду того, что индустриализация началась раньше и более интенсивно развивалась в других европейских странах, особенно в Англии, Нидерландах и Франции, принцип использования ипотечных бумаг для финансирования строительства более активно применялся в этих странах, нежели в Германии, где он первоначально зародился. Система ипотечного кредитования из Германии перешла в Польшу и Францию.
1852 г. Франция. Credit Fonder de France.
Следующий важный этап развития ценных ипотечных бумаг был связан СЃ учреждением РІРѕ Франции РІ 1852 Рі. Credit Foncier de France (CFF). Ртот институт облегчил получение кредита РЅР° нужды сельского хозяйства. Р’ РѕСЃРЅРѕРІСѓ была положена идея централизации ипотечного кредитования РїРѕ всей территории Франции,  декретом РѕС‚ 10 декабря 1852 РіРѕРґР° РѕРЅ был объявлен единственным банком Франции, которому разрешалось заниматься ипотечным кредитованием. Рто привело Рє более равномерному распределению капиталов между Парижем Рё провинциями. Р’ выдаваемой ценной ипотечной бумаге перестало указываться конкретное имущество, отвечающее РїРѕ конкретной бумаге. Была устранена общая ответственность, характерная для ландшафтов. Обладатель закладного листа стал иметь непосредственное требование только Рє эмитенту этой бумаги. После учреждения CFF появился независимый непосредственно РѕС‚ залога земельного участка инструмент — закладной лист, как ценная бумага. Р’ результате была создана новая система ипотечного кредитования, которая уже РІ то время содержала РІ себе РІСЃРµ основные принципы современной системы.
Создание банка Credit Fonder de France стало важным импульсом для становления системы закладных листов РІ Европе. Р’Рѕ Франции прусская система ландшафтов была усовершенствована. Однако CFF РїРѕ-прежнему пользовался привилегиями Рё оставался единственным эмитентом закладных листов. Р’ отличие РѕС‚ РїСЂСѓСЃСЃРєРёС… ландшафтов CFFбыл создан РІ форме общества частного права СЃ привлечённым капиталом. Членство определенных социальных РіСЂСѓРїРї населения РЅРµ было обязательным, Рё заёмщики РЅРµ становились автоматически его членами. CFF имел право эмитировать долговые обязательства или закладные листы. Рто обстоятельство позволяло ему выдавать кредиты РІ денежной форме, Р° долговые обязательства продавать тем, кто желал надёжно разместить СЃРІРѕРё сбережения. Тем самым была ослаблена жёсткая СЃРІСЏР·СЊ между активными Рё пассивными операциями, существовавшая РІ РџСЂСѓСЃСЃРёРё: РІ закладном листе РЅРµ указывались конкретные имения, РІ реестр недвижимости РЅРµ заносились обременения РїРѕ конкретному закладному листу, РЅРµ существовало солидарной вещной ответственности заёмщиков. Держатели закладных листов имели возможность предъявлять СЃРІРѕРё требования только ипотечному банку.
1862 г. Франкфурт. Первый ипотечный банк.
Ценные ипотечные бумаги приобрели характер облигаций, обеспеченных ипотекой, выплаты РїРѕ которым производятся РёС… держателям. Рдея создания частных земельно-кредитных учреждений РІРѕ Франции была воспринята РІ Германии Рё привела Рє учреждению ипотечных банков. Первым банком, занимающимся исключительно ипотечным кредитованием, был Франкфуртский ипотечный банк, основанный РІ 1862 Рі. Затем последовало создание еще 12 банков, каждый РёР· которых действует Рё поныне.
РЎ закладкой экономических РѕСЃРЅРѕРІ классической системы ипотечного кредитования началось формирование системы гарантий Рё государственного регулирования. Так для национальных гарантий надежности ипотечного банка большинство национальных европейских законодательств ограничивают РєСЂСѓРі операций банков, которым дано право выпускать закладные листы. До настоящего времени РІ Дании ипотечные банки имеют право осуществлять только РѕРґРёРЅ РІРёРґ деятельности предоставление ипотечных кредитов, основанных РЅР° выпуске ценных бумаг. РќР° территории Германии ипотечные банки получают возможность осуществлять только операции СЃ минимальным СЂРёСЃРєРѕРј. РР· 40 ипотечных банков, существовавших РІ 1900 Рі., 29 банков были "чистыми" ипотечными банками Рё 11 - "гибридами", осуществлявшими наравне СЃ ипотечным кредитованием общую банковскую деятельность.
Важным показателем надежности ипотечного банка является наличие ограничений по объему эмитируемых ценных бумаг. Только зная соотношение эмиссии к объему обеспечения, инвестор может быть уверен в надежности ценных бумаг. Надежность обеспечения закладных листов достигается следующим образом. Все ипотечные кредиты заносятся в специальную книгу банка - реестр ипотечных кредитов. Но кредит выдается не в полном объеме, а в размере 60% от размера обеспечения. В случае банкротства ипотечного банка инвесторы должны получить преимущественное право по требованиям из закладных листов.
По сравнению с другими европейскими законодательствами Германия дает две дополнительные гарантии надежности ипотечного банка и закладных листов:
в каждом ипотечном банке имеется управляющий, назначаемый органом надзора за банками;
существует система банковского надзора, обеспечивающая периодические выборочные проверки.
На рубеже XIX-XX столетий немецкие ипотечные банки, совокупная балансовая стоимость которых достигла 6,5 млрд DEM, занимали значительное место на рынке. Они представляли собой третью по значимости группу кредитных учреждений после сберегательных банков (8,8 млрд DEM) и частных коммерческих банков (6,9 млрд DEM). Примерно такая же картина складывалась в Европе в целом.
1900 г. Германия. Закон об ипотечных банках.
1 января 1900 г. вступил в силу Закон об ипотечных банках. В дискуссии, предшествовавшей его принятию, центральное место занимали вопросы, связанные с конкурсным правом, так как во время кризиса, разразившегося после периода грюндерства, были ликвидированы не только многие предприятия, но и 61 банк. Поэтому всё больше внимания уделялось выработке единых в масштабах государства подходов к вопросам, связанным с защитой интересов вкладчиков.
Целями принятого закона Германской империи об ипотечных банках были провозглашены:
создание правовой среды для того, чтобы посредники, работающие на рынке капитала, имели возможность обеспечить стабильное предложение долгосрочных средств под невысокую процентную ставку для капиталовложений в ключевые отрасли народного хозяйства, в частности, в городское и жилищное строительство;
создание правовых условий для функционирования системы рационального рефинансирования на рынке капитала и осознание того, что «утрата доверия к этим банкам будет связана с потерями сбережений широкими слоями населения»;
защита интересов владельцев закладных листов и получателей ипотечных кредитов.
На основе этих целей были разработаны основные принципы Закона об ипотечных банках, а именно:
особые условия лицензирования ипотечных банков;
особый порядок государственного надзора за ипотечными банками;
принцип специализации ипотечных банков с ограничением круга разрешённых видов операций;
принцип ипотечного покрытия с учётом как количества, так и качества объектов, входящих в состав покрытия;
предельный объём обязательств по закладным листам;
принцип конгруэнтности (сопоставимости);
залоговая стоимость как самостоятельный показатель, рассчитанный по принципу максимальной осторожности и устойчивости в долгосрочной перспективе;
предельная сумма (лимит) кредита на уровне 60% от залоговой стоимости объекта;
защита интересов заёмщиков;
обязательное внесение объектов, входящих в состав покрытия, в реестр покрытия;
задачи доверенного лица;
закреплённое в законе право держателей закладных листов на первоочерёдное удовлетворение их требований при банкротстве ипотечного банка;
особые правила публикации баланса и другой отчётности.
Жизнестойкость и развитие системы закладных листов.
Первая и Вторая мировые войны, инфляция и мировой экономический кризис 30-х гг. нанесли серьезный урон ипотечному кредитованию. Вклад ипотечного кредитования в восстановление экономики в послевоенный период был значителен. Характерной чертой ипотечного кредитования была его долгосрочность. Вплоть до конца 60-х гг. закладные листы выпускались на срок, превышающий 30 лет, и заемщикам, соответственно, предлагалась ипотека с фиксированной процентной ставкой на срок, превышающий 30 лет.
Несмотря РЅРё РЅР° какие испытания, закладные листы зарекомендовали себя, как надежное средство привлечения капиталов РЅР° рынок недвижимости. Согласно статистике Европейского ипотечного СЃРѕСЋР·Р° РІ Брюсселе РѕР±РѕСЂРѕС‚ закладных листов насчитывал Рє концу 1995 Рі. РІ Европе 537 млрд РРљР®. РР· РЅРёС… примерно 70% были эмитированы немецкими институтами. Тем самым немецкий рынок закладных листов является РЅРµ только самым большим сегментом немецкого рынка доходных ценных бумаг, РЅРѕ Рё самым большим рынком облигаций РІ Европе Рё шестым РїРѕ величине рынком облигаций РІ РјРёСЂРµ.
Система закладных листов доказала свою жизнестойкость и адаптивность к экономическим условиям разных стран. Совсем недавно, после распада социалистической системы в континентальной Европе, задача выбора модели ипотечного кредитования встала перед бывшими социалистическими странами. Некоторые из них (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) избрали для себя одноуровневую модель ипотечного кредитования. За сравнительно недолгий период - с середины 1995 до начала 1998 г.г. - в этих странах были созданы правовые основы для выпуска и обращения закладных листов, а также организации и деятельности ипотечных банков.
РџСЂРё выборе модели ипотечного кредитования Рё РїСЂРё выработке РЅРѕСЂРј, регулирующих отношения РІ этой области, законодатели этих стран руководствовались РЅРµ только историческим опытом СЃРІРѕРёС… стран, РЅРѕ Рё новейшими изменениями РІ Европе. Поскольку роль закладных листов РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ велика, европейское законодательство выработало минимальные требования Рє РЅРёРј. Целью европейского законодательства является интеграция национальных закладных листов РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ стран ЕС Рё единообразное улучшение национального регулирования РІ области закладных листов. Рто еще РѕРґРЅР° мера, оказывающая значительное влияние РЅР° привлекательность европейских финансовых инструментов.
Несмотря на то, что все рассматриваемые бывшие социалистические страны соблюдают требования ЕС к закладным листам, законодательство этих стран, принятое для регулирования процессом ипотечного кредитования, различно. Так, например, в Венгрии и Польше действуют специализированные ипотечные банки, а в Чехии и Словакии не стали вводить строгую специализацию ипотечных банков и ограничили выдачу специальных лицензий на право выпуска закладных листов коммерческим банкам.
В то время как словацкие, венгерские и польские законы, подобно немецкому, предписывают оценивать стоимость предмета залога, ориентируясь на перспективу, Чехия берет курс на рыночную стоимость недвижимости. Если в Польше, Венгрии и Словакии законодатель ограничил выпуск закладных листов 60% стоимости обеспечения по выданным ипотечным кредитам, то чешский законодатель установил этот лимит 70%.
Законодательства всех четырех перечисленных стран едины во мнении, что обеспечительная ценность по закладным листам должна учитываться в специальном реестре. Название "закладной лист" юридически защищается во всех рассматриваемых законодательствах. Во всех упомянутых странах устанавливается особый, выходящий за пределы общего банковского надзора, публичный надзор за ипотечными банками.
Чехия, Словакия, Венгрия и Польша в сравнительно короткий период законодательно закрепили инструмент рефинансирования - закладной лист. При этом они учитывали тенденции развития в других европейских странах современного законодательства, а также европейского права. С введением закладного листа для рефинансирования долгосрочных ипотечных кредитов в этих странах был заложен фундамент для постоянного привлечения капитала на ипотечный рынок, а следовательно, и для осуществления крупных инвестиций в недвижимость.
Р’ настоящее время РІ 18 европейских странах имеются законы, регулирующие деятельность ипотечных банков Рё выпуск закладных листов. Конкретные законопроекты разработаны РІ Рстонии, Ррландии Рё РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Рдёт работа над законопроектами или РёС… концепциями РІ Бельгии, Рталии, Словении Рё Белоруссии. Р’ центрально-европейских странах СЃ трансформируемой СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ выдано следующее количество лицензий: Польша — 3; Чехия — 9; Венгрия — 2; Словакия — 5; Латвия — 1. Количество СЌРјРёСЃСЃРёР№ РїРѕ странам: Польша — 2; Чехия — 20; Венгрия — 5; Словакия — 4; Латвия — 4. Количество Рё объём СЌРјРёСЃСЃРёР№ РїРѕ странам (РІ млн. евро): Польша — 4,92; Чехия — 627,47; Венгрия — 23,17; Словакия — 12,92; Латвия — 6,55.
В§1.4. Рстория ипотеки РІ РЎРЁРђ.
Проблемы развития ипотечного рынка жилья по-настоящему привлекли к себе внимание американского правительства лишь во время Великой депрессии. До 30-х годов жилищные проблемы, несмотря на всю их серьезность, не обращали на себя такого внимания, которого они заслуживали. В то время ипотечный рынок был весьма раздроблен и малоэффективен. В 20-е и 30-е годы небольшие банки представляли ипотеки посредством предоставления ссуд, полученных через депонируемые в банки средства населения. Довольно часто возникавшие в это время в США финансовые крахи приводили к замораживанию банковских депозитов, что в свою очередь приводило к тому, что источник получения ипотек иссякал. Крушение в 1929 г. биржи в Соединенных Штатах привело к большим трудностям, связанным с рынком финансов, собственными накоплениями граждан, а также с владением недвижимостью в сфере жилья и фермерства.
РќР° протяжении периода СЃ 1900 РїРѕ 1934 РіРѕРґС‹ РІ Соединенных Штатах РЅРµ наблюдалось участия государства или правительственных органов РІ обеспечении финансирования рынка недвижимости. Большая часть финансирования этого рынка поступала РёР· личных средств граждан, РёР· накоплений семей, РёР· частных инвестиций ипотечных компаний. Лишь небольшая доля ипотечных компаний Рё банков участвовала тогда РІ развитии рынка недвижимости. Р’ результате величины процентных ставок часто изменялись, Р° кредиты давались РЅР° очень непродолжительный период, что провоцировало экономический РєСЂРёР·РёСЃ Рё способствовало тому, что РІСЃСЏ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° страны впадала РІ депрессию. Рто состояние напоминает РєСЂРёР·РёСЃРЅСѓСЋ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ Р РѕСЃСЃРёРё конца XX века.
Когда в 1933 г. Франклин Рузвельт вступил в должность президента, экономика США находилась в глубоком и затяжном экономическом кризисе. Банки выдавали кредиты только на срок от одного до трех лет и отказывались продлевать их в связи с отсутствием капитала. Они вынуждены были очень часто забирать у граждан их имущество в качестве залога. Все это приводило к банкротству, к крушению банковской системы, к потере имущества, к утрате личных накоплений, а также к крушению рынка недвижимости в целом. Положение в жилищном секторе было особенно тяжелым: половина всех домовладельцев оказалась неспособной выполнять свои ипотечные обязательства, их дома переходили в собственность залогодержателей. Значительная часть населения оказалась перед реальной угрозой потери своего дома. В это время делается вывод о том, что политика, обеспечивающая достаточное число ипотек, предоставляемых на экономически выгодных условиях и стимулирующих развитие жилищного сектора, явится проявлением высшей государственной мудрости.
Вслед за периодом Великой депрессии были введены необходимые законодательные и регулирующие нормативные акты для исправления экономического положения страны:
было признано, что ипотечные вклады в недвижимость должны представлять собой инвестиции невысокого риска;
стало ясно. что недвижимость и, в особенности недвижимость, связанная с жильем, представляет собой очень эффективное средство возрождения экономики.
1934 г. Федеральная Жилищная Администрация.
Рто было началом первого этапа государственного регулирования системы ипотечного кредитования. Р’ результате этой политики РІСЃРµ большее Рё большее количество финансов, капитала стало доступно гражданам для того, чтобы производить займы РЅР° строительство Рё РїРѕРєСѓРїРєСѓ недвижимости. Рменно этот механизм РїРѕРјРѕРі Соединенным Штатам РІ значительной степени восстановиться после депрессии 1929 Рі. Организация вторичного рынка ипотечных кредитов Рё содействие государства его развитию были ответом РЅР° упадок жилищного рынка времен Великой депрессии 30-С… РіРѕРґРѕРІ.В РћРґРЅРёРј РёР· наиболее важных законов, принятых РІ то время, был Национальный закон Рѕ жилье РѕС‚ 1934 Рі., РЅР° основании которого была создана Федеральная Жилищная Администрация СЃ целью развития программ ипотечного страхования. РћРЅР° взялась Р·Р°: решение РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ там, РіРґРµ РЅР° ипотечных рынках Рё рынках жилья существовали наибольшие трудности. Федеральная Жилищная Администрация оказала содействие РІ разработке стандартов Рё гарантий, позволивших повысить эффективность работы этих рынков:
Федеральная Жилищная Администрация стандартизировала условия предоставления ипотек. Для покупателей это означало меньший размер первого РІР·РЅРѕСЃР° Рё отсутствие необходимости прибегать Рє дорогостоящим кредитам. Стандартизация также обеспечила развитие Рё еще РѕРґРЅРѕРіРѕ аспекта рынка: банки, выступавшие РІ роли первоначальных кредиторов, получили возможность «упаковывать» Рё продавать ипотеки РІ форме ценных бумаг для конечных инвесторов, которые, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, могли осуществлять СЃ РЅРёРјРё торговые операции или продавать РёС… РЅР° рынке. Рто означало, что кредитное учреждение, предоставляющее ипотечную СЃСЃСѓРґСѓ, Рё инвестор, вкладывающий СЃРІРѕРё средства РІ ипотеку, уже РЅРµ являлись РѕРґРЅРёРј Рё тем же лицом. Было положено начало формированию вторичного рынка ипотек;
Федеральная Жилищная Администрация обеспечила страхование ипотек, предоставляемых РЅР° приобретение РґРѕРјРѕРІ. Страхование обусловливало снижение СЂРёСЃРєРѕРІ для кредиторов Рё, следовательно, помогало расширить РєСЂСѓРі людей, удовлетворяющих требованиям РЅР° получение ипотечных кредитов. Рто страхование дало определенные гарантии тому, чтобы кредитор СЃРјРѕРі получить залог Рё РІ конечном итоге вернуть те деньги, которые РѕРЅ дал РїРѕРґ заем для РїРѕРєСѓРїРєРё или строительства жилья. Федеральная Жилищная Администрация гарантировала кредитору выплаты денежных СЃСѓРјРј РІ случае нарушения заемщиком обязательств РїРѕ внесению платежей РїРѕ жилищной ипотеке.
На протяжении восьми лет Федеральная Жилищная Администрация смогла обслужить примерно 25% ипотечного рынка Соединенных Штатов. Гарантии страхования ипотечного кредитования были выданы примерно 90% владельцев жилищного рынка.
В 1934 г. Конгресс США утвердил программу для обеспечения гарантий по кредитам Администрации по делам ветеранов. Кредитные программы Федеральной Жилищной Администрации и Администрации по делам ветеранов в процессе их реализации формировали и поддерживали основные направления ипотечного кредитования. Результатом этой деятельности стали: снижение размера первоначального взноса за приобретаемое жилье, осуществляемого заемщиком за счет собственных средств; увеличение срока кредитования (с 20 до 30 лет) и установление фиксированной ставки по ипотечному кредиту.
1935 г. Финансовая корпорация по реконструкции.
В 1935 г. Конгресс создал Финансовую корпорацию по реконструкции. Одной из наиболее важных программ Финансовой корпорации по реконструкции (РФК) была программа, включающая покупку застрахованных Федеральной Жилищной Администрацией, а позднее и гарантированных Администрацией по делам ветеранов ипотечных кредитов. В результате реализации этой программы повысилась ликвидность кредитов Федеральной Жилищной Администрации и Администрации по делам ветеранов, они стали более привлекательными для кредиторов, что способствовало развитию ипотечных рынков. РФК оказала существенную помощь в увеличении оборота ипотечных кредитов Федеральной Жилищной Администрации.
1938 г. Федеральная Ассоциация ипотечного кредитования («Фэнни Мэй»).
Последним и главным звеном в развитии политики системы ипотечного кредитования в Соединенных Штатах было создание в 1938 г. Конгрессом США Федеральной национальной ассоциации ипотечного кредитования - FNMA (сокращенно – «Фэнни Мэй»). Появление централизованной структуры вторичного рынка ипотек определило начало следующего этапа государственного регулирования национальной системы ипотечного кредитования.
«Фэнни Мэй» первоначально была создана как филиал Агентства финансирования работ по реконструкции. Она сотрудничала с РФК с целью развития вторичных ипотечных рынков. «Фэнни Мэй» смогла создать вторичный рынок ипотечного кредитования в Соединенных Штатах. В конце 1938 г. «Фэнни Мэй» имела в своем портфеле застрахованных Федеральной Жилищной Администрацией ипотечных кредитов на сумму более чем 80 млн долларов.
Важным катализатором развития жилищного сектора и становления системы ипотечного кредитования США стало внесение изменения в Налоговый кодекс 1939 г., согласно которому налогоплательщикам давалось право вычитать процент по ипотечной ссуде из дохода, подлежащего налогообложению. Для лиц, имеющих обязательства по ипотечной ссуде, предоставлялся ряд налоговых льгот. Таким образом, был создан стимул для получения заемных средств с помощью ипотечного кредита.
РФК, вплоть РґРѕ ее СЂРѕСЃРїСѓСЃРєР° РІ 1948 Рі., специализировалась РЅР° РїРѕРєСѓРїРєРµ уже выданных ипотечных кредитов, Р° «Фэнни РњСЌР№В» выполняла стабилизирующие задачи. РћРЅР° была создана как правительственная организация, которая должна была обеспечить социальную стабильность. Р, таким образом, выполняя эти функции, РѕРЅР° работала примерно последующие 30 лет. РћРЅР° поддерживала возможность обращения РЅР° рынке кредитов Федеральной Жилищной Администрации Рё Администрации РїРѕ делам ветеранов СЃ фиксированной процентной ставкой. Первоначально «Фэнни РњСЌР№В» была уполномочена покупать кредиты, гарантированные Федеральной Жилищной Администрацией.
В 1954 г. «Фэнни Мэй» стала акционерным обществом. Государством была произведена реструктуризация компании «Фэнни Мэй» для того, чтобы часть этой компании смогла получать свой собственный доход, непосредственно от продажи акций.
Сам факт акционирования государственной компании говорит о том, что работа частного капитала на вторичном рынке стала не только выгодной для размещения инвестиций, но и выгодной для развития инфраструктуры вторичного рынка ценных бумаг. Механизм, рожденный государством для активизации первичного рынка, стал самодостаточным на определенном этапе развития системы. Реальным подтверждением этого вывода является тот факт, что «Фэнни Мэй» в 1968г. стала полностью частной компанией.
Р’ 1968 Рі. «Фэнни РњСЌР№В» была разделена РЅР° РґРІР° самостоятельных юридических лица, РЅР° каждое РёР· которых была возложена часть первоначально принадлежащих «Фэнни РњСЌР№В» функций. РћРґРЅРёРј РёР· РЅРёС… была Правительственная Национальная Рпотечная Ассоциация - GNMA (именуемая «Джинни РњСЌР№В»). РћРЅР° начинала как чисто федеральное агентство РІ составе Департамента жилищного Рё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ развития, СЃ помощью которого РІ рамках ссудосберегательной системы страны упаковывались Рё продавались ипотечные СЃСЃСѓРґС‹ РЅР° рынках капитала, что привело Рє дальнейшему развитию вторичного рынка. Облегчив процесс реализации ипотек РЅР° рынках капитала, банки смогли быстрее осуществлять РѕР±РѕСЂРѕС‚ СЃРІРѕРёС… ипотечных средств Рё, таким образом, генерировать РІСЃРµ большее число новых ипотек. Естественно, что это позволило существенно увеличить объем средств, направляемых РІ отрасль жилищного строительства.
«Фэнни Мэй» являлась частной корпорацией, хотя все еще и сохраняющей некоторую связь с федеральным правительством. В 1968 г. компания «Фэнни Мэй» была приватизирована. Она была приватизирована именно в связи с тем фактом, что эффективно работала. Бюджетный дефицит составлял в тот момент примерно $ 100 млрд. Поэтому решено было приватизировать компанию. Но функционировала компания «Фэнни Мэй», выполняя те же самые задачи. На «Джинни Мэй» была возложена государственная поддержка жилищных программ. «Фэнни Мэй» стала специализироваться в продаже и покупке ипотечных кредитов на вторичном ипотечном рынке, повышая тем самым ликвидность и инвестиционные возможности кредиторов. Благодаря усилиям «Фэнни Мэй» и «Джинни Мэй» был создан рынок кредитов Федеральной Жилищной Администрации и Администрации по делам ветеранов.
1970 Рі. Федеральная РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Рпотечного Кредитования («Фрэдди Мак»).
Р’ то же время негарантированные Рё незастрахованные правительством ипотечные кредиты РёР·-Р·Р° отсутствия стандартной документации продолжали быть низколиквидными. Стояла задача вовлечь РІ рыночный РѕР±РѕСЂРѕС‚ Рё эти обычные ипотечные кредиты. Рменно для этого РІ 1970 Рі., РґРІСѓРјСЏ годами позже «разгосударствления» «Фэнни РњСЌР№В», специальным Законом Рѕ чрезвычайном финансировании жилищного строительства была создана Федеральная Корпорация Рпотечного Кредитования - FHLMC, именуемая сокращенно «Фрэдди Мак». РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью «Фэнни РњСЌР№В» Рё «Фрэдди Мак» было привлечение новых ресурсов инвестиционного капитала Рє жилищному рынку путем повышения обращаемости всех ипотечных кредитов Рё выработки единообразных стандартов аля облегчения оборота РЅР° вторичном ипотечном рынке. «Фэнни РњСЌР№В» Рё «Фрэдди Мак» были наделены полномочиями РїРѕ РїРѕРєСѓРїРєРµ как обычных, так Рё гарантированных ипотечных кредитов. До этого времени «Фэнни РњСЌР№В» было разрешено покупать только ипотеки, застрахованные или гарантированные правительством или уполномоченными РёРј лицами.В В В В В
Рто расширение РёС… полномочий имело несколько важных последствий. Первым была выработка РІ процессе тесного сотрудничества «Фэнни РњСЌР№В» Рё «Фрэдди Мак»а твердых стандартных форм, используемых РЅР° всей территории РЎРЁРђ РїСЂРё сделках СЃ обычными ипотеками. Другим последствием были пересмотр Рё одобрение «Фэнни РњСЌР№В» Рё «Фрэдди Мак»ом частных компаний ипотечного страхования. Каждое РёР· агентств поддерживало "одобренный СЃРїРёСЃРѕРє" частных страховщиков. Для РѕР±РѕРёС… агентств частное ипотечное страхование обязательно РІ случаях, РєРѕРіРґР° СЃСѓРјРјР° кредита превышает 80% оценочной стоимости залога.
Таким образом, самым значительным результатом поддержки правительства была организация сильного вторичного ипотечного рынка. Выпуск ценных бумаг, обеспеченных ипотечным залогом, позволил перевести риск от вкладчика, кредитора 1 к самому инвестору. Деятельность указанных структур обеспечила первоначальные основы создания вторичного ипотечного рынка, привлечение средств вторичных инвесторов в сферу ипотечного кредитования. Они обеспечили выход системы на очередной — третий этап развития, который характеризуется совершенствованием вторичного рынка ипотек за счет развития финансовых технологий на рынке капитала, позволивших существенно расширить круг инвесторов жилищных облигаций.
Значение «Фэнни Мэй» и «Фрэдди Мак» велико и в настоящее время. Они регулируют и поддерживают вторичный рынок ипотечного кредитования, их деятельность, в конечном счете, оказывает влияние и на условия первоначального ипотечного кредитования. В 1981 г. «Фэнни Мэй» получила полномочия непосредственно участвовать в торговле акциями на Wall Street, и этот механизм вторичного рынка позволил охватить в то время примерно 87% ипотечного кредитования в Соединенных Штатах. В настоящее время «Фэнни Мэй» является шестой по величине корпорацией в США.
«Фэнни Мэй» и «Фрэдди Мак» обеспечивают два вида услуг рынку капитала, они предоставляет банкам механизм, который позволяет им:
продавать кредиты;
трансформировать кредиты в ценные бумаги, обеспеченные ипотечным залогом.
В настоящий момент портфель «Фэнни Мэй» включает примерно $3,17 трлн.
Приобретенные займы финансируются РѕРґРЅРёРј РёР· РґРІСѓС… СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ. РС… можно держать РІ портфеле, используя разницу между процентом, полученным РїРѕ займу, Рё стоимостью приобретения. Р’ РґСЂСѓРіРѕРј случае закладные РјРѕРіСѓС‚ быть объединены РІ фонд СЃ похожими займами Рё проданы, как ценные бумаги, РґСЂСѓРіРёРј инвесторам. Р’ этом случае обычно между процентами СЃ закладных РІ фонде Рё выплатой инвесторам РїРѕ ценным бумагам разница меньше, однако РѕРЅР° более устойчивая. Отсюда меньшая потребность РІ средствах. Ртот процесс, который обычно называют секьюритизацией, может принимать множество различных форм. РћРЅ впитал РІ себя РІСЃРµ разнообразие РІРёРґРѕРІ Рё классов ценных бумаг. Обычно эти ценные бумаги известны как В«fannie maesВ» или В«freddi maesВ», no названию организаций, РёС… выпускающих. РћР±Рµ Корпорации выпускают долговые Рё ценные ипотечные бумаги через брокерские фирмы РЅР° Wall Street.
1983 г. «Обеспеченное ипотечное обязательство».
РџРѕРјРёРјРѕ роли правительства РІ формировании ипотечного рынка, сами финансовые рынки разработали СЂСЏРґ новых технологий, которые оказали существенное влияние РЅР° становление этого рынка. Спад РЅР° рынке недвижимости, наблюдавшийся РІ РЎРЁРђ РІ В 80-Рµ РіРѕРґС‹, Рё методы, применявшиеся для преодоления сложившейся ситуации, привели Рє СЂСЏРґСѓ значительных перемен РЅР° рынках ипотечного капитала. Рти перемены навсегда изменили СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ финансирования операций СЃ недвижимостью РІ РЎРЁРђ. Р’ 1983 Рі. был применен новый инструмент для работы РЅР° вторичном рынке ценных бумаг, который явился подлинной новацией РЅР° ипотечном рынке. РћРЅ известен РїРѕРґ названием «Обеспеченное ипотечное обязательство».В Рспользование данного инструмента позволило ссудосберегательным компаниям «переупаковывать» ипотечные обязательства таким образом, чтобы удовлетворить инвесторов, которые РґРѕ этого РЅРµ выступали РІ качестве покупателей ипотечных инструментов.
Рто привело Рє расширению числа участников рынка. Например, традиционные инвесторы, такие как пенсионные фонды, приобретают инвестиционные инструменты СЃ более длительными сроками обращения, Р° фонды, осуществляющие операции СЃ инструментами денежного рынка, покупают инвестиционные продукты со сроками обращения менее РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕРґР°. Внедрение «Обеспеченного ипотечного обязательства» стимулировало СЃРїСЂРѕСЃ. РЅР° ипотечные продукты РїРѕ более РЅРёР·РєРёРј процентным ставкам. Р’ 90-Рµ РіРѕРґС‹ специалисты РїРѕ разработке финансовых продуктов, работающие РІ инвестиционных банках, начали создавать «Обеспеченные ипотечные обязательства» таким образом, чтобы РёС… структура РЅРµ отпугивала своей сложностью потенциальных инвесторов РїРѕ принципу: чем проще, тем лучше. Рнвесторы, вкладывающие средства РІ ценные бумаги, обеспеченные закладными, должны понимать суть инструментов, которые РѕРЅРё приобретают.
Секьютеризация ипотечных обязательств.
Таким образом, РјС‹ отмечаем важное дополнение Рє собирательному образу современной классической ипотеки. Ранее РјС‹ уже делали вывод, что совершенствование системы ипотечного кредитования идет РїРѕ пути повышения ликвидности долговых обязательств. Р’ развитие этой мысли заметим, что РІ условиях современности эта финансовая технология, получившая название "секьюритизация", является инструментом повышения ликвидности ипотечных обязательств. Секьюритизация - это трансформация ипотечных кредитов РІ более ликвидную форму, С‚.Рµ. выпуск ценных бумаг, обеспеченных ипотечными закладными. Р’ РЎРЁРђ длительное время было спонсорство Рё поддержка Правительства. Р’ настоящее время этот рынок РЅРµ обращается Рє правительственным гарантиям Рё даже Рє банкам, как РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ источнику кредитования строительства многоквартирных РґРѕРјРѕРІ. Ртот ипотечный рынок стал основным источником финансирования для строительства Рё РїРѕРєСѓРїРєРё многоквартирных РґРѕРјРѕРІ. РљРѕРіРґР° финансисты обращаются Рє вторичному рынку, то получают значительно более широкую базу для финансирования, чем если Р±С‹ обращались Рє банкам. Р’ РЎРЁРђ рынок коммерческих ценных бумаг начался СЃ $5 млрд. РІ 1991 Рі. Рё РІРѕР·СЂРѕСЃ РґРѕ $80 млрд. РІ 1998 Рі.
Развитие секьюритизированного рынка РІ Соединенных Штатах началось СЃРѕ следующего. Р’ 80-Рµ РіРѕРґС‹ начался сильный спад РЅР° рынке недвижимости. Падала стоимость недвижимости, что приводило Рє увеличению случаев невыполнения кредитных обязательств. Р’ результате РјРЅРѕРіРёРµ банки, Р° также страховые компании, которые были основными источниками финансирования РЅР° этом рынке, забрали СЃРІРѕРё деньги, Р° РєРѕРіРґР° кредиты РЅР° многоквартирные РґРѕРјР° оказались, обречены РЅР° провал, Рё РёС… необходимо было рефинансировать, прежние источники отказывались делать это. Р’ 90-Рµ РіРѕРґС‹ наблюдался очень большой РєСЂРёР·РёСЃ ссудосберегательной системы страны, Рё сотни, Р° то Рё тысячи компаний попали РІ этот РєСЂРёР·РёСЃ. Соединенным Штатам пришлось создать специальное агентство для того, чтобы РѕРЅРѕ могло взять РЅР° себя обязанности этих обанкротившихся банков Рё РёС… кредиты. Ртот институт назывался «Резолюшн траст корпорейшн» - RTC.
Р’ результате Сѓ этой компании оказались РЅР° руках сотни миллиардов так называемых безнадежных кредитов. Р чтобы каким-то образом избавиться РѕС‚ РЅРёС…, компании пришлось выйти РЅР° частный секьюритизированный рынок Рё создавать специальные структуры, инструменты, СЃ помощью которых можно было Р±С‹ разрешать эту проблему. Технологию секьюритизации, которая используется РІ Соединенных Штатах, начинают применять Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… европейских странах. Р’ этих странах банки РІСЃРµ еще вкладывают большие средства РІ коммерческие Рё многоквартирные кредиты Рё используют РёС… РІ СЃРІРѕРёС… банковских портфелях. РќРѕ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РѕРЅРё хотят более эффективно использовать СЃРІРѕРё капиталы, РѕРЅРё тоже начали применять секьюритизацию, РЅРѕ очень постепенно.
Привилегии «Фэнни Мэй» и «Фрэдди Мак».
«Фэнни Мэй» и «Фрэдди Мак» имеют схожую организацию и пользуются одинаковыми федеральными привилегиями. Рта и другая являются акционерными корпорациями, чьими акциями торгует Нью-Йоркская Биржа. Обеими руководят Советы Директоров, состоящие из 18 членов Совета, из которых 13 выбирают акционеры, а 5 назначает президент. Обеим необходимо иметь штаб-квартиры в Вашингтоне (округ Колумбия, столичная территория), обе являются объектом наблюдения (но не управления) федеральной полиции - безопасность, порядок регулирования и финансовый мониторинг.
РћР±Рµ корпорации ограничены РѕРґРЅРѕР№ линией деятельности (жилищная ипотека) Рё получают различные официальные привилегии для помощи РІ выполнении задачи. Рти привилегии таковы:
кредитная линия Казначейства США в размере до 2,25 млрд. долларов;
право продавать ценные корпоративные бумаги без ограничения через финансовые институты, регулируемые государством (в основном, банки и сберегательные ассоциации); определение ценных ипотечных бумаг, которые они выпускают или гарантируют, к категории second-lowest credit risk (второй наименьший кредитный риск) в депозитных учреждениях;
право их долговых обязательств служит гарантией общественных депозитов;
право на продажу их ценных бумаг через Федеральный Резервный открытый рынок;
освобождение от государственных и местных налогов (кроме налога на собственность и федеральных налогов на прибыль);
освобождение от регистрационных требований по ценным бумагам и Биржевых комиссионных;
полномочие использовать федеральные резервные банки в качестве финансовых агентов.
Несмотря РЅР° эти привилегии, РІ современных условиях обязательства «Фэнни РњСЌР№В» Рё «Фрэдди Мак» РЅРµ являются обязательствами Правительства, Рё РѕРЅРё РЅРµ гарантируются Казначейством РЎРЁРђ. Корпорации также РЅРµ принадлежат государству. Тем РЅРµ менее тот факт, что Правительство поддерживает РёС…, показывает, что Правительство РЅРµ допустит провала РЅРё РѕРґРЅРѕР№ РёР· этих компаний. Наконец, инвесторы всегда требуют СЃ корпораций меньшие проценты, чем СЃ остальных предприятий. РР·-Р·Р° своего особенного статуса Рё предположения, что обязанности этих компаний РјРѕРіСѓС‚, РІ какой-то степени, считаться обязательствами Федерального Правительства, РІ 1992 РіРѕРґСѓ были предприняты меры РїРѕ созданию официальной системы регулирования безопасности Рё стабильности деятельности.
Департамент Жилищного и Городского Развития.
Регулирование деятельности и политика наблюдения осуществляется Департаментом Жилищного и Городского Развития. В настоящее время этот контроль, в основном, выражается в наблюдении руководящих органов. Регулирование Безопасности и Стабильности Деятельности и мониторинг ведутся Офисом по Надзору за Федеральными Жилищными Предприятиями - OFHEO - независимым агентством, работающим с HUD, но не находящимся у него в подчинении.
В настоящее время в США существует больш