В течение длительного времени проблема возникновения инфляции и борьбы с ней рассматривалась в нашей стране в сугубо теоретическом плане. При переходе России к рыночной экономике эта проблема вышла на первый план при оценке экономического и социального развития. В рыночной экономике воздействие инфляции на социально-экономическое развитие не однозначно, а сама инфляция имеет сложный механизм действия, без знания которого нельзя выработать действенную антиинфляционную политику.
Одним из важных аспектов в контексте антиинфляционной политики является исследование взаимосвязи инфляции и заработной платы. Взаимосвязь инфляции с номинальной и реальной заработной платой - два аспекта единой проблемы. Однако каждый из них имеет свою сферу действия.
Номинальная заработная плата - один из факторов, который надо учитывать с точки зрения его воздействия на инфляционный процесс, уровня и путей его воздействия.
Реальная заработная плата - это следствие инфляционных процессов, определяющее не только уровень жизни населения, но и важные параметры экономического развития.
Взаимосвязь обоих показателей - как номинальной, так и реальной заработной платы - с инфляцией можно определить, ответив на вопросы:
• может ли заработная плата и в какой мере быть источником инфляции;
• как влияет инфляция на заработную плату;
• в каком соотношении находятся показатели уровня заработной платы и роста цен с другими экономическими показателями;
• какие меры в зарубежных странах принимаются для недопущения резкого падения заработной платы в ее реальном содержании в условиях инфляции.
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть, что представляет собой инфляция, каков ее механизм.
Рнфляция - это повышение СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕРіРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЏ цен, что РІРѕРІСЃРµ РЅРµ означает, что повышаются обязательно РІСЃРµ цены. Более того, РѕРґРЅР° РёР· характерных черт инфляции заключается РІ том, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. РћРґРЅРё подскакивают, РґСЂСѓРіРёРµ поднимаются более умеренными темпами, третьи РІРѕРІСЃРµ РЅРµ поднимаются. Р’ этом заложена динамичность экономических показателей РІ рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Рыночный механизм генерирует ценовые сигналы, указывая направления инвестиций, стимулируя расширение производства Рё предложения товаров, что способствует снижению или повышению цен РЅР° РЅРёС….
Виды инфляции определяются ее уровнем, от которого зависит социально-экономическая политика в странах рыночной экономики и характер антиинфляционных мер.
Умеренная инфляция (3-4% РІ РіРѕРґ). Такого СЂРѕРґР° инфляция присуща РІ настоящее время большинству развитых стран. Рто нормальный уровень инфляции для рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РІ которой РѕРЅ играет своего СЂРѕРґР° роль катализатора экономического роста.
Ползучая инфляция. Выход инфляции на уровень 8-10% свидетельствует о нарастании дестабилизационных явлений в экономической политике страны.
Галопирующая инфляция характеризуется темпами до 50% в год. Она свидетельствует о серьезных сбоях в экономическом развитии и при отсутствии эффективной антиинфляционной политики может довольно быстро перейти на стадию гиперинфляции.
Гиперинфляция. В отношении количественного определения гиперинфляции мнения экономистов расходятся. С. Никитин^ считает гиперинфляцией рост цен на 50-100 и более процентов в год. Западные экономисты (С. Фишер и другие) гиперинфляцией считают такое положение, когда годовая норма инфляции превосходит уровень 1000%.
При гиперинфляции теряют стоимость не только деньги, но и все активы, зафиксированные в номинальном выражении: правительственные облигации, сберегательные счета, пенсии, страховые полисы.
Кто выигрывает от гиперинфляции? Лицами, оказавшимися в выигрыше, являются должники. Среди должников главное место занимает государство, чьи пассивы - деньги и государственные облигации - теряют стоимость.
Что же происходит с обществом, если нажитые состояния в-один миг превращаются в ничто? Перераспределение богатства от кредиторов к должникам в таких огромных масштабах, как это случается во время гиперинфляции, может легко дестабилизировать общество.
Рљ числу стран СЃ гиперинфляцией относится СЂСЏРґ стран Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, Мексика, Р° также Рзраиль Рё Югославия. Р’ Аргентине РІ 1993 РіРѕРґСѓ цены превышали уровень 1988 Рі. РІ 298 тысяч раз, РІ Мексике уровень 1980 Рі. был превышен РІ 23 тыс. раз, РІ Рзраиле Р·Р° тот же период - РІ 97 тыс. раз. Р’ Югославии Р·Р° время СЃ 1980 РїРѕ 1991 Рі. цены возросли РІ 1708 тыс. раз. Гиперинфляция - удел РјРЅРѕРіРёС… стран Восточной Европы РІ постсоциалистический период.
Темпы инфляции. Борьба с инфляцией зависит, в первую очередь, от типа самой инфляции.
Зарубежные экономисты различают два основных типа инфляции: инфляция спроса ("инфляция покупателей") и инфляция издержек ("инфляция продавцов").
Модель инфляции СЃРїСЂРѕСЃР° показывает, что РїСЂРё данном объеме СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕРіРѕ предложения увеличение СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕРіРѕ СЃРїСЂРѕСЃР° РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє более высокому СѓСЂРѕРІРЅСЋ цен ("слишком РјРЅРѕРіРѕ денег - слишком мало товаров"). РР· этого РёСЃС…РѕРґРёС‚ рестриктивная финансовая политика, РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ которой заложены идеи монетаризма.
Однако рост цен не единственный признак инфляции. Она возможна и при стабильных ценах, если они сочетаются с хроническим отставанием предложения от спроса. Таков был характер инфляции в условиях командно-административной системы, когда инфляция носила подавленный характер.
Подавленная инфляция характеризуется замораживанием цен и доходов, установлением верхних пределов их роста. В плановой экономике подавленная инфляция стала неизлечимой болезнью. Она создала условия для возникновения теневой экономики, способствуя образованию хронического товарного голода в официальном секторе народного хозяйства и процветанию той части теневой экономики, которая специализировалась на перепродаже товаров по ценам, близким к условиям равновесия. При подавленной инфляции стираются ориентиры в развитии экономики, возникают дефицитные ожидания. Значит ли это, что у экономики, страдающей от подавленной инфляции, есть только один выход - максимально допустимая свобода цен, т.е. открытая инфляция?
Открытая инфляция в умеренных пределах содействует установлению реальных соотношений стоимости товаров и услуг. Однако зарубежные специалисты обращают самое серьезное внимание на то, что открытой инфляции свойственно такое явление как адаптивные инфляционные ожидания, ведущие к раскручиванию инфляционной спирали.
Рнфляционные ожидания имеют микроэкономическую РїСЂРёСЂРѕРґСѓ, определяются реальными событиями, происходящими РЅР° конкретных рынках товаров Рё услуг, Рё имеют СЃРІРѕРёРј следствием расходование средств потребителя РЅР° приобретение товаров РІ ущерб сбережениям. Рти процессы, возникающие РЅР° микроэкономическом СѓСЂРѕРІРЅРµ, оказывают серьезное влияние РЅР° макроэкономическое развитие, поскольку РїСЂРё инфляционных ожиданиях сокращаются средства для инвестиций, что препятствует расширению производства, отдаляет рынок РѕС‚ насыщения товарами. Р’ этих условиях без принятия специальных мер, направленных РЅР° гашение инфляционных ожиданий, любая антиинфляционная политика, как свидетельствует опыт стран рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РЅРµ может дать желаемый результат, поскольку антиинфляционная политика РЅР° макроэкономическом СѓСЂРѕРІРЅРµ, например, сокращение бюджетного дефицита, переход Рє неинфляционной денежной политике требует определенного периода времени для восприятия ее рядовыми потребителями.
Ориентация государственной политики на открытую или подавленную инфляцию в рыночной экономике - вопрос тактики. Здесь можно сослаться на А.Я. Лившица, который считает, что, "если брать длительную перспективу, то максимально допустимая свобода цен является единственным эффективным методом развития, однако в краткосрочной перспективе это не так просто. Если хозяйство монополизировано, не располагает развитой рыночной инфраструктурой, обременено гипертрофированной, отсталой в техническом отношении промышленностью, а благосостояние граждан и так низкое - нужен плавный поворот в сторону открытой инфляции.
Каков же характер инфляции в Российской Федерации? В настоящее время в экономике страны сосуществуют черты как подавленной, так и открытой инфляции. Негативные последствия ограничительной финансовой политики, направленной на подавление инфляции, выразились в неплатежах между предприятиями, невыплатах заработной платы, отставании доходов населения от роста цен. Вместе с тем, установление т.н. "валютного коридора" играет безусловно положительную роль в плане сдерживания инфляционной спирали. Однако, значительный рост цен на отдельные виды товаров и. услуг (энергоносители, транспорт, жилье и коммунальные услуги) несет в себе все отрицательные свойства открытой инфляции и, прежде всего, содействует росту инфляционных ожиданий, вызывает соответствующее поведение как продавцов, так и потребителей на рынках товаров и услуг с негативными последствиями для макроэкономики.
Механизм воздействия инфляции на заработную плату
В рыночной экономике в условиях инфляции спроса, когда причина или толчок к инфляции возникает на товарном рынке в сфере спроса, создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Вследствие увеличения спроса на рабочую силу повышается номинальная заработная плата. Таким образом, в условиях инфляции, вызванной увеличением спроса, увеличение заработной платы является следствием или симптомом инфляции, результатом избыточного совокупного спроса, а не ее причиной. Увеличение заработной платы просто способствует инфляции, а не вызывает ее.
Модель инфляции, обусловленная ростом издержек производства, допускает две причины ее возникновения:
1) в силу удорожания сырья, топлива и других вещественных компонентов производства, вследствие роста импортных цен, изменения условий добычи сырья, повышения транспортных расходов и пр.
2) в результате повышения заработной платы под давлением профсоюзов, требований работников и т.д.
В рыночной экономике возможна такая ситуация, при которой крупные профсоюзы могут добиться большого повышения заработной платы. Более того, этим повышением они устанавливают новый стандарт зарплаты не только для членов профсоюзов, но и для работников, не являющихся членами профсоюзов. Если повышение зарплаты в масштабах всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, например, как рост производительности труда, то увеличиваются издержки на единицу продукции. Производители отвечают на это сокращением производства товаров и услуг. При неизменном спросе это уменьшение предложения приводит к повышению уровня цен. Так, чрезмерное повышение номинальной заработной платы ведет к инфляции, обусловленной ростом издержек.
В условиях спровоцированного профсоюзами увеличения издержек на единицу труда в результате повышения заработной платы предприниматели сокращают объемы производства, растет безработица. А это для профсоюзов в дальнейшем становится препятствием при выдвижении требований увеличения заработной платы. Таким образом, рост затрат на J единицу рабочей силы не может породить длительную инфляцию. К тому 1же, могут быть приняты согласованные финансовые и фискальные меры, содействующие увеличению совокупного спроса в ответ на уменьшение 1 объема выпуска продукции и рост безработицы, которые могут быть вызваны инфляцией, обусловленной увеличением заработной платы. Следовательно, наиболее правильный вывод заключается в том, что повышение заработной платы вряд ли является серьезной причиной инфляции. Другими словами, рост заработной платы, по-видимому, не может вызывать большого повышения существующего уровня инфляции независимо от других факторов.
Таким образом, опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что колдоговорное регулирование роста заработной платы при стабильном уровне цен или его незначительном повышением не может привести к раскручиванию инфляционной спирали. Так, в США, по мнению американских экономистов К. Макконнелла и С. Брю, основные вспышки быстро развивающейся инфляции начинались либо с увеличением совокупного спроса, либо с серьезных нарушений в механизме предложения, которые почти или вовсе не имели никакого отношения к повышению заработной платы. Так, источниками "великой" инфляции 70-х годов были, с одной стороны, увеличение государственных военных расходов в конце 60-х годов, а с другой - нарушения в механизме предложения, связанные с деятельностью ОПЕК и дефицитом сельскохозяйственной продукции. В 1973-1974 гг. цены на нефть утроились, а вместе с ними подскочили цены на продукты питания и сырье. Второе повышение цен на нефть отмечалось в 1979-1980 гг., что сопровождалось повышением уровня инфляции в этот период.
Таким образом, инфляция, обусловленная ростом издержек производства, порождает его спад, а он, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек.
Еще РѕРґРёРЅ аспект воздействия инфляции издержек производства РЅР° его эффективность заключается РІ том, что РІ условиях открытой инфляции цены обычно растут быстрее номинальных РґРѕС…РѕРґРѕРІ. Если РЅР° это посмотреть глазами предпринимателя, то окажется, что издержки РЅР° рабочую силу увеличиваются медленнее, чем затраты РЅР° приобретение средств производства, сырья Рё материалов. (Р’ настоящее время РІ Р РѕСЃСЃРёРё РёР·-Р·Р° удорожания сырья Рё энергоносителей доля заработной платы РІ стоимости единицы продукции значительно снизилась). Рто РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє тому, что РёР·-Р·Р° опережающего роста цен РЅР° материальные ресурсы РїРѕ сравнению СЃ издержками РЅР° рабочую силу предпринимателю выгодно держать РІ производстве устаревшее Рё сравнительно дешевое оборудование, Р° РЅРµ заменять его новым, более РґРѕСЂРѕРіРёРј. Таким образом, РІ условиях инфляци Рё издержек РїСЂРё росте цен РЅР° материальные ресурсы сохраняется отсталое техническое состояние производства. Р’ реальной действительности очень сложно разделить РґРІР° типа инфляции: инфляцию СЃРїСЂРѕСЃР° Рё инфляцию издержек. РќРѕ важно определить, какой РІРёРґ инфляции является генератором роста цен. Существуют Рё РґСЂСѓРіРёРµ причины, вызывающие инфляцию. Рнфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер. РћРЅР° может стимулироваться неоправданно высоким РєСѓСЂСЃРѕРј национальной валюты (бегство РѕС‚ дешевых денег) или неоправданным снятием ограничении РЅР° регулируемые цены ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье Рё С‚.Рґ.). Практически действуют РЅРµ РѕРґРЅР°, Р° комплекс причин Рё переплетающихся, взаимосвязанных факторов. Поэтому Рё методы Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ инфляцией должны носить комплексный характер, своевременно уточняться, корректироваться, чтобы максимально соответствовать конкретной ситуации. Р’ Р РѕСЃСЃРёРё РІ результате ужесточения денежной Рё бюджетной политики покупательная способность заработной платы постоянно снижается. Только РІ 1995 Рі. РѕРЅР° снизилась РЅР° 31%, соответственно, снизился СЃРїСЂРѕСЃ. Важную роль стала играть инфляция издержек производства: СЂРѕСЃС‚ цен РЅР° энергоносители, сырье, транспорт. РќРѕ РІ отдельные периоды играет СЃРІРѕСЋ роль Рё инфляционный СЃРїСЂРѕСЃ, поддерживаемый ростом РґРѕС…РѕРґРѕРІ отдельных РіСЂСѓРїРї населения Рё инфляционными ожиданиями.
Политика регулирования доходов в условиях инфляции
Регулирование РґРѕС…РѕРґРѕРІ РІ странах рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё формируется Рё реализуется РІ С…РѕРґРµ сложного взаимодействия государственной политики Рё интересов фирм.РќР° рынке труда отношения между фирмами Рё РёС… работниками регулируются долговременными соглашениями, имеющими зачастую определенную подоплеку. Даже РІРѕ время спада, РєРѕРіРґР° безработица высока, фирмы СЃ неохотой сокращают заработную плату Рё даже РЅРµ препятствуют ее некоторому, пусть Рё РЅРµ очень существенному, росту. Р’ любом случае РѕРЅРё РЅРµ отказывают РІ росте заработной платы работникам, которых РѕРЅРё надеются сохранить. Рти повышения заработной платы рассматриваются как инструмент компенсации работникам потерь РѕС‚ инфляции. Однако, РёР·-Р·Р° того, что фирмы компенсируют СЃРІРѕРёРј работникам такие потери, РѕРЅРё увеличивают издержки, которые даже РІРѕ время спада РІС…РѕРґСЏС‚ РІ цены. Здесь РІРѕРїСЂРѕСЃ заключается РІ том, насколько умеренно растут цены Рё заработная плата. Таким образом, эффективность экономического развития определяется взаимодействием СЂСЏРґР° факторов разнонаправленного характера, знание которых помогает фирмам разрабатывать СЃРІРѕСЋ производственную Рё социальную политику.
Регулирование роста номинальной заработной платы
Непосредственное государственное воздействие на рост заработной платы может быть реализовано двумя методами:
1) законодательным контролем за ростом заработной платы и цен, который ограничивает и регулирует действия фирм в этих направлениях;
2) договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений.
Р’ странах рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё законодательный контроль Р·Р° ростом цен Рё ростом номинальной заработной платы может осуществляться РїРѕ нескольким каналам. РћРґРёРЅ РёР· РЅРёС… - налоговая система, которая может предусматривать наказание или поощрение для фирм Рё занятых РЅР° РЅРёС… работников РІ зависимости РѕС‚ роста цен Рё заработной платы. Допустим, фирмам объявляется, что уровень уплачиваемых РёРјРё налогов зависит РѕС‚ роста цен РЅР° РёС… продукцию. Рљ примеру, СЂРѕСЃС‚ цен РґРѕ 5% РЅРµ вызывает каких-либо штрафных санкций. РќРѕ Р·Р° каждый следующий процентный РїСѓРЅРєС‚ правительство увеличивает ставку налогообложения. Налоговая ставка может увеличиваться, скажем, РЅР° 2 пункта Р·Р° каждый процент прироста цен РЅР° продукцию фирмы. РџСЂРё реализации такой политики СЂРѕСЃС‚ цен обходится фирмам слишком РґРѕСЂРѕРіРѕ. Следовательно, Сѓ РЅРёС… появляется стимул РЅРµ допускать значительного увеличения цен. Р РѕСЃС‚ цен РїРѕ всем фирмам, таким образом, составит значительно меньшую величину, Рё темпы инфляции сократятся. Аналогичным образом РјРѕРіСѓС‚ быть использованы повышенные налоговые ставки Рё РЅР° СЂРѕСЃС‚ заработной платы.РџСЂРё РґРѕРіРѕРІРѕСЂРЅРѕРј регулировании уровней цен Рё заработной платы правительство может обратиться Рє профсоюзам СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ ограничить РІ течение данного РіРѕРґР° СЂРѕСЃС‚ заработной платы, например, РґРІСѓРјСЏ процентами. Другой вариант - достижение РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃР° между правительством Рё профсоюзами, РїСЂРё котором профсоюзы обязуются РЅРµ требовать слишком большого увеличения заработной платы РІ обмен РЅР° обещание правительства сдерживать СЂРѕСЃС‚ налогов.Как РЅР° практике реализуется политика РґРѕС…РѕРґРѕРІ? Для политики РґРѕС…РѕРґРѕРІ характерны три типовые ситуации. Первая типовая ситуация предполагает сбалансированность роста социально-экономических показателей. Примером может служить РЇРїРѕРЅРёСЏ.Р’ РЇРїРѕРЅРёРё система заработной платы отличается большой гибкостью. Ежегодно РІ стране проводится серия переговоров предпринимателей Рё работников РІ лице представляющих РёС… профсоюзов РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ размерах повышения заработной платы, С‚.РЅ. "весеннее наступление трудящихся". РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ уже достигнутого общенационального соглашения фирмы ведут переговоры СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё работниками относительно повышения заработной платы, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· экономических показателей деятельности фирмы. Гибкость РІ принятии решений РїРѕ заработной плате обеспечивает РЅР° СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… предприятиях сама система заработной платы, РїСЂРё которой 25-30% заработка выплачивается РІ РІРёРґРµ премий, зависящих РѕС‚ размеров прибылей фирмы. Рто означает, что, РєРѕРіРґР° понижается СЃРїСЂРѕСЃ Рё вслед Р·Р° этим размеры прибыли фирмы, уровень заработков работников также автоматически понижается. Р’ немалой степени этому содействуют система "пожизненного найма" СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… работников Рё организация профсоюзов РЅРµ РїРѕ отраслям, Р° РїРѕ предприятиям. Р’РІРёРґСѓ наличия устойчивых связей СЃРѕ своей фирмой СЏРїРѕРЅСЃРєРёРµ работники обычно легче соглашаются РЅР° сокращение заработной платы, РєРѕРіРґР° РёС… фирма испытывает трудности, поскольку РѕРЅРё58Рђ.Рђ.Никифоровавполне РјРѕРіСѓС‚ рассчитывать РЅР° возмещение СЃРІРѕРёС… потерь РѕС‚ таких уступок РїСЂРё улучшении экономических условий.Р’ Германии, достигшей РЅРµ менее впечатляющих успехов РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ инфляцией, иная система ее предотвращения. РћРґРёРЅ раз РІ РіРѕРґСѓ между профсоюзами Рё предпринимателями проводятся переговоры относительно повышения заработной платы. Р’ РЅРёС… принимает участие Рё правительство, объявляя Рѕ СЃРІРѕРёС… намерениях РІ отношении экономической политики РЅР° предстоящий период. РџСЂРё правительстве Германии функционирует Совет экспертов РІ составе пяти ведущих ученых страны РїРѕ вопросам экономической политики, который подготавливает РїСЂРѕРіРЅРѕР·С‹ экономических показателей, РІ том числе РїРѕ росту производительности труда, СѓСЂРѕРІРЅСЋ безработицы Рё возможному росту цен. Ртими данными руководствуются профсоюзы РїСЂРё заключении колдоговоров, соизмеряя требования РїРѕ повышению заработной платы СЃ изменением РґСЂСѓРіРёС… социально-экономических показателей Рё, РІ первую рчередь, СЃ уровнем безработицы Рё ростом производительности труда. Однако подобная взвешенная политика возможна РІ условиях стабильной экономической ситуации, чем Рё определяется ее эффективность. Вторая типовая ситуация СЃ регулированием роста заработной платы Рё цен отмечается РІ периоды кризисных явлений РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, ползучей инфляции, переходящей зачастую РІ галопирующую.Здесь эффективность контроля над ростом заработной платы Рё ценами зависит РѕС‚ общественного настроения, готовности людей пойти РЅР° определенные жертвы. Примером тому служит осуществление контроля Р·Р° ростом заработной платы РІ РЎРЁРђ. Такой контроль применялся РІ этой стране РІРѕ время второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹, РІРѕР№РЅС‹ РІ Корее Рё РІ РіРѕРґС‹ кризисных спадов РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Его эффективность была разная. Если РІ РіРѕРґС‹ второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ именно политика регулирования РґРѕС…РѕРґРѕРІ удерживала цены РѕС‚ такого же быстрого роста, какой имел место РІРѕ время предыдущих РІРѕР№РЅ, то РІ последующие периоды политика сдерживания РґРѕС…РѕРґРѕРІ успеха РЅРµ имела. Р’ 1971 Рі. администрацией РќРёРєСЃРѕРЅР° был введен контроль Р·Р° заработной платой Рё ценами. Президентский указ РѕР±СЉСЏРІРёР» незаконным: 1 ) увеличение заработной платы; 2) установление цен РЅР° товары, которые Р±С‹ превышали максимальные, зафиксированные РІ течение 30 дней перед введением указа РІ силу; 3) увеличение размеров ренты. Рта политика положительного эффекта РЅРµ дала. Практически РѕРЅР° была смята ростом цен РЅР° нефть, РЅР° сельскохозяйственную продукцию Рё была формально отменена РІ 1974 РіРѕРґСѓ.Р’ 1978 Рі. администрация Картера призвала профсоюзы Рє добровольному ограничению требований относительно роста заработной платы семью процентами, Р° компаниям рекомендовала снизить цены РЅР° 0,5% РїРѕ сравнению СЃ 1977 РіРѕРґРѕРј. Однако РЅРё профсоюзы, РЅРё предприниматели РЅРµ откликнулись РЅР° эти призывы.Р’ начале 80-С… РіРі. администрация Рейгана РІ течение трех лет РїРѕРґСЂСЏРґ проводила ограничительную денежную политику. Р’ рамках этой политики профсоюзы пошли РЅР° ограничение роста заработной платы РІ форме С‚.РЅ. "переговорных уступок" РїСЂРё заключении коллективных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, что РІ определенной мере объяснялось жесткой антипрофсоюзной позицией Рейгана, уволившего всех авиадиспетчеров, принимавших участие РІ забастовке. РљСЂРѕРјРµ того, РЅР° позицию профсоюзов РІ отношении требований роста заработной платы давил высокий уровень безработицы - 7%. Вместе СЃ тем снижение темпов инфляции происходило РїРѕРґ влиянием Рё РґСЂСѓРіРёС… факторов. Устойчивая позиция доллара обеспечила сильную конкуренцию РЅР° товарном рынке СЃРѕ стороны импорта, сдерживающую СЂРѕСЃС‚ внутренних цен, РІ то время как РЅР° внешнем рынке цены РЅР° нефть, сельскохозяйственную продукцию Рё товары промышленного назначения упали. Р’ результате инфляция снизилась СЃ 10% РІ 1981 РіРѕРґСѓ РґРѕ 3% РІ 1984 РіРѕРґСѓ.Другой пример регулирования РґРѕС…РѕРґРѕРІ правительством страны дает Великобритания. Первая попытка регулирования РґРѕС…РѕРґРѕРІ относится Рє 1916 РіРѕРґСѓ. Р’ течение нескольких месяцев правительство осуществляло контроль Р·Р° заработной платой. РќРѕ РїРѕРґ давлением профсоюзов РѕРЅРѕ вынуждено было РѕС‚ него отказаться. Р’ период второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ стороны добровольно пришли Рє соглашению РѕР± ограничении роста цен Рё номинальной заработной платы. После РІРѕР№РЅС‹ правительство продолжало РєСѓСЂСЃ РЅР° регулирование роста РґРѕС…РѕРґРѕРІ. РЎ 1962 Рі. РІ стране действует правительственный орган, РІ чьи функции РІС…РѕРґРёС‚ контроль Р·Р° ростом РґРѕС…РѕРґРѕРІ. Вначале это была Национальная РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїРѕ доходам. Затем РѕРЅР° была преобразована РІ Национальный Совет РїРѕ экономическому развитию РЅР° трехсторонней РѕСЃРЅРѕРІРµ. Р’ 1965-1969 РіРі., РїСЂРёРґСЏ Рє власти, лейбористское правительство создало Национальный Комитет РїРѕ ценам Рё доходам для осуществления контроля Р·Р° предприятиями РїРѕ реализации РёРјРё рекомендаций правительства относительно роста заработной платы Рё цен РЅР° продукцию. РЎ РїСЂРёС…РѕРґРѕРј Рє власти консерваторов активизировалась деятельность Комитета РїРѕ заработной плате. Предусматривалось, что заключаемые соглашения РїРѕ заработной плате, прежде чем вступить РІ действие, должны быть одобрены Комитетом. Рто касалось РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј работников крупных предприятий. Предприятия СЃ числом занятых менее 1 тыс. человек ограничивались регистрацией соглашений. Предприятия СЃ числом занятых 10-100 человек РЅРµ проходили регистрацию, РЅРѕ Сѓ себя должны были иметь соответствующие документы. Р’ стране был РїСЂРёРЅСЏС‚ также СЂСЏРґ антиинфляционных законов. Так, РІ 1966 Рі. парламентом был РїСЂРёРЅСЏС‚ "Закон Рѕ ценах Рё доходах". Затем антиинфляционные законы были приняты последовательно РІ 1872 Рі., 1973 Рі., 1975 Рі. Р’СЃРµ эти меры - С† административные, Рё законодательные - РЅРµ могли, естественно, избавить страну РѕС‚ инфляции, РЅРѕ РѕРЅРё позволяли сдерживать инфляцию РЅР° определенном СѓСЂРѕРІРЅРµ Рё, главное, заставляли социальных партнеров - профсоюзы Рё работодателей - действовать осмотрительно, РІ рамках имеющихся возможностей. Кратковременное "замораживание" заработной платы применяется Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… странах как временная мера, способствующая выравниванию роста заработной платы Рё цен. Так, РІ Рталии СЃ РёСЋРЅСЏ 1993 РіРѕРґР° РїРѕ октябрь 1994 РіРѕРґР° была заморожена заработная плата 100 тысяч руководителей предприятий обрабатывающей промышленности. Рто оказалось возможным благодаря тому, что, РІ отличие РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… стран, заработная плата руководителей устанавливается Рё регулируется колдоговорами (EIRR, May 1994, в„– 244, СЂ.8). Р’ Германии колдоговором РІ металлообрабатывающей промышленности предусматривалось замораживание заработной платы СЃ января РїРѕ май Рё ее СЂРѕСЃС‚ РЅР° 2% СЃ РёСЋРЅСЏ РїРѕ декабрь 1994 Рі. Р’ среднем Р·Р° РіРѕРґ темпы роста заработной платы РїРѕ колдоговору составили 1,7%, С‚.Рµ. выравнивались РїРѕ отношению Рє росту цен.
Третья типовая ситуация с контролем роста цен и заработной платой возникает в условиях гиперинфляции. Здесь одних мер по корректировке роста заработной платы и цен недостаточно. Как показывает практика зарубежных стран, здесь требуется разработка комплексных программ по борьбе с гиперинфляцией, в которых бы предусматривалось принятие мер по различным направлениям экономической политики на макроуровне, дополненных мерами социально-экономического характера.
Один из показательных примеров активной борьбы с гиперинфляцией дает Мексика. Программы борьбы с инфляцией, принятые в этой стране, сочетали методы регулирования как на макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятий. Последнее касалось, прежде всего, решений ,в отношении роста заработной платы. Когда Мексика после нескольких лет относительного процветания (1978-1981 гг.) оказалась перед угрозой гиперинфляции, была принята программа (в соответствии с рекомендациями МВФ), предусматривающая проведение налоговой реформы, в т.ч. повышение налогов на потребительские товары. Правительство ввело для большей части внешнеторговых сделок контролируемый курс песо. Была проведена национализация банков для предотвращения утечки капиталов за границу. Для сокращения потребительского спроса и стабилизации денежного обращения правительство установило контроль за ростом заработной платы. Было принято согласованное решение между представителями правительства, предпринимателями и руководством Конфедерации трудящихся Мексики о регулярном пересмотре минимума заработной платы (2 раза в год), что осуществлялось в течение пяти последующих лет. В итоге в результате принятых мер инфляция снизилась до 59,2%.
Однако достигнутые результаты РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ инфляцией оказались непрочными. Зависимость мексиканской СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РѕС‚ колебаний цен РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕРј рынке РІ сочетании СЃ ростом СЃРїСЂРѕСЃР° РЅР° внутреннем рынке обусловила снижение положительного сальдо бюджета. Рнфляция возросла. Чтобы РЅРµ допустить снижения деловой активности, СЃ инфляцией стали бороться поэтапно. Вначале повышались цены РЅР° продукцию Рё услуги госсектора соответственно издержкам производства. Затем стал постепенно замедляться ритм плановой девальвации падения РєСѓСЂСЃР° песо. Одновременно постепенно снижались импортные пошлины, особенно РІ отношении тех товаров, цены РЅР° мексиканские аналоги которых становились монопольно высокими. Между представителями правительства, предпринимателями Рё профсоюзами был подписан пакт экономической солидарности (РџРРЎ), РІ котором устанавливались пределы роста инфляции РЅР° ближайшие месяцы. Стороны обязались совместно контролировать СЂРѕСЃС‚ цен Рё зарплаты, прежде всего путем взаимного самоограничения. 75 РІРёРґРѕРІ основных продовольственных продуктов, товаров первой необходимости Рё услуг (РІ С‚.С‡. электроэнергия Рё бензин) включались РІ состав "семейной РєРѕСЂР·РёРЅС‹". Цены РЅР° компоненты "семейной РєРѕСЂР·РёРЅС‹" могли повышаться только СЃ согласия участников РџРРЎ. Вместе СЃ тем был сломан старый механизм регулирования минимальной заработной платы, заключавшей РІ себе элементы ее индексации соответственно росту цен.
Важную роль в снижении цен в частном секторе сыграла внешнеторговая политика. При установлении в стране монопольно высоких цен на какой-либо мексиканский продукт власти оперативно реагировали уменьшением импортных пошлин на соответствующий иностранный продукт, и, как правило, это приводило к снижению соответствующих цен на внутреннем рынке. Своевременная либерализация внешней торговли оказала большое позитивное воздействие на замедление роста внутренних цен в процессе борьбы с инерционной инфляцией. Важное значение имел и гибкий валютный курс, и пактовая форма установления пределов роста цен на ряд ключевых продуктов в каждый данный период.
Пример Мексики - один из характерных примеров борьбы с инфляцией, свидетельствующий о том, что эффективная антиинфляционная политика должна непременно сочетать меры как макро-, так и микроэкономического порядка.
Мексика - не единственная страна в Латинской Америке, встретившаяся с гиперинфляцией. На протяжении последнего десятилетия высокий уровень инфляции был характерен и для Бразилии. Перманентный рост денежной массы в обращении и дисбаланс национальных финансов стали ключевыми проблемами для экономики страны. Причины этих негативных процессов бразильские экономисты видят в структурной несбалансированности различных секторов национального хозяйства, значительном удельном весе в экономике убыточных предприятий госсектора. Все это в комплексе обусловливало наращивание дефицита госбюджета, покрываемого за счет эмиссии денежных знаков и государственных ценных бумаг, что способствовало увеличению инфляции. В качестве антиинфляционных мер использовались широкомасштабное государственное вмешательство в финансово-экономическую и социальную сферы, "шоковая терапия", замораживание цен и зарплат, увольнение госслужащих, сокращение дотаций госпредприятиям.
Однако, давая на определенных этапах положительные результаты в плане сдерживания инфляции, проводимые правительством в рамках "силовой политики" мероприятия лишь отдаляли последующий инфляционный взрыв. За неминуемым размораживанием цен следовал их скачок вверх и стремительное раскручивание инфляционной спирали, приводящее к падению реальной заработной платы и в целом уровня жизни основной массы населения. Отсутствие немедленных положительных результатов для основных масс населения от реформ, рассчитанных на долгосрочную перспективу, при концентрации правительством своих усилий исключительно в сфере финансов, объективно способствовало нарастанию социальной напряженности в обществе.
Под давлением левых партий и профсоюзов правительство зачастую было вынуждено прибегать к корректировке "на ходу" тех или иных аспектов своих программ, что в конечном итоге приводило к выхолащиванию их изначального смысла и закладывало основы будущих неудач. Чтобы исправить это положение, в стране была разработана специальная программа по социальным вопросам, рассчитанная на долгосрочную перспективу. Она включает 4 подпрограммы. Первая - "Программа гарантии прожиточного минимума" - призвана систематизировать помощь государства наименее обеспеченным слоям населения. В ней, например, предусматривается, что лицам 25 лет и старше, получающим менее одной минимальной заработной платы, выплачивается компенсация в размере 30% от разницы между средней и минимальной заработной платой. Во-вторых, предусмотрена переориентация политики национального банка социально-экономического развития, занимавшегося ранее финансированием крупных проектов, на поддержку малых предприятий. В-третьих, изыскиваются средства на развитие муниципалитетов, стимулирование в них кооперативного движения. В-четвертых, программа строительства муниципального жилья, для чего предусматривается централизованная финансовая поддержка.
Меры РїРѕ смягчению инфляции. Рндексация РґРѕС…РѕРґРѕРІ
Борьба с инфляцией не исключает мер по смягчению последствий инфляции для жизненного уровня населения. Умение жить в условиях инфляции означает, что все экономические институты должны быть полностью адаптированы к условиям инфляции.
РћРґРЅРёРј РёР· действенных инструментов РІ этом отношении является индексация РґРѕС…РѕРґРѕРІ населения: заработной платы, пенсий, социальных РїРѕСЃРѕР±РёР№. Р’ странах рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ 70-С… РіРі. был РІР·СЏС‚ РєСѓСЂСЃ РЅР° адаптацию СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рє условиям инфляции. Однако даже широкое распространение индексации РЅРµ помогло решить проблему радикально. Дело РІ том, что индексация весьма сложна для осуществления, поскольку между изменением цен Рё моментом, РєРѕРіРґР° выплаты СЃРјРѕРіСѓС‚ быть скорректированы, существует временной лаг. РљСЂРѕРјРµ того, такой вариант приспособления Рє инфляции может привести Рє ситуации, РєРѕРіРґР° инфляция выйдет РёР·-РїРѕРґ контроля, Рё страна может оказаться РІ состоянии чрезвычайно высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ инфляции. РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ происходило РІ таких странах, как Бразилия, Рзраиль, РіРґРµ РІ середине 80-С… РіРі. СЂРѕСЃС‚ инфляции сопровождался большими масштабами индексации, что приводило Рє раскручиванию инфляционной спирали.
Еще РѕРґРёРЅ фактор индексации заработной платы РїРѕР±СѓРґРёР» СЂСЏРґ стран отказаться РѕС‚ автоматического повышения заработной платы РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ростом цен. Как показала практика стран рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, индексация заработной платы РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє сближению уровней заработной платы РЅРёР·РєРѕ- Рё высококвалифицированных работников, тем самым отрицательно воздействуя РЅР° материальные стимулы РЅР° производстве. Ртим можно объяснить, почему большинство стран РІ условиях умеренной инфляции прибегает Рє периодическим пересмотрам уровней заработной платы РѕРґРёРЅ, реже РґРІР° раза РІ РіРѕРґ.
Как показывает опыт зарубежных стран, рост заработной платы в условиях нормального функционирования рыночной экономики не может быть устойчивой причиной инфляции. В условиях инфляции спроса ее pocт является следствием роста цен и расширения в последующем производства. В условиях инфляции издержек заработная плата как наиболее 1 гибкий элемент издержек производства может послужить причиной инфляции лишь на короткий период времени.
Тем не менее, определение источника инфляции - важный этап раз-1 работки любой программы борьбы с ней.
В России с начала проведения радикальных экономических реформ 'основной целью государственной политики является экономическая стабилизация, а средством ее достижения - ограничительная фискальная политика. В результате около 40% населения страны живет ниже прожиточного уровня. В 1995 году продолжалось падение его уровня жизни. Реальная заработная плата снизилась на 29%.
Для России в настоящий момент наиболее характерна "инфляция предложения", вызванная огромным ростом цен на энергоносители, транспорт, сырье и лишь в ограниченной мере сверхвысокими доходами небольшой части населения.
"Затухающий контур" инфляции является результатом того, что ограничение спроса происходит одновременно со спадом в реальном секторе экономики. В результате, по мнению экспертов Центробанка Российской Федерации, на каждом этапе достигается определенная сбалансированность спроса и предложения. Однако каждый раз - на более низком по сравнению с предшествующим периодом уровне.
В этих условиях объявленное или необъявленное замораживание заработной платы, все большее отставание минимальной заработной платы от прожиточного минимума, невыплаты заработной платы, падение покупательной способности заработной платы, грозит замедленностью процессов выхода страны из глубокого экономического кризиса. По мнению экспертов Минтруда РФ, превышение допустимого уровня жесткости в отношении доходов населения привело к сужению емкости внутреннего рынка, что стало одной из основных причин уменьшения товарооборота, падения объемов производства в отраслях, выпускающих товары для населения.
Может ли быть в этих условиях эффективной политика регулирования инфляции с помощью "замораживания" цен и заработной платы? Как показывает опыт зарубежных стран, такая политика имеет краткосрочный эффект для стабилизации экономики, и то при условии согласия на это социальных партнеров. В долговременной же перспективе она не приносит результатов в экономическом плане, а в социальном ведет к дальнейшему нарастанию напряженности в обществе.
Замораживание заработной платы воспринимается населением только в условиях чрезвычайной ситуации, например, во время войны или гиперинфляции. Однако, в случае гиперинфляции замораживание заработной платы и цен в странах рыночной экономики является частью комплексных антиинфляционных программ, понятых и принятых обществом, при этом тяготы выхода из тяжелого экономического положения разделяются (в разной степени) всеми слоями населения, а не только его слабозащищенной частью.
Здесь следует иметь ввиду еще одно обстоятельство. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, попытки государства смягчить неравенство с помощью противоинфляяионных компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Поскольку такие выплаты носят обычно избирательный характер и предназначаются большей частью беднякам, многодетным семьям, пенсионерам и т.п., наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества при всем том, что средний класс является самой массовой и экономически активной частью современного общества. Любая избирательность в распределении противоинфляционной компенсации обязательно приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, подрывает мотивацию к труду и инвестированию, повышает социальную напряженность.
В настоящее время в российской Федерации нет оснований для оптимистического прогноза в отношении роли материальных стимулов в деле повышения эффективности производства.
Однако исходить из того, что заработная плата не может быть серьезным источником инфляции и значительное повышение номинальной заработной платы в Российской Федерации не повлечет серьезных экономических последствий, было бы заблуждением. Здесь следует иметь ввиду, что на стимулирование инфляции большое воздействие оказывают инфляционные ожидания. Заявления официальных органов о повышении заработной платы подстегивает товародержателей к соответствующему повышению цен. От того, что явится опережающим моментом - номинальная заработная плата или рост цен, будет зависеть динамика реальной заработной платы и, соответственно, покупательная способность населения. Однако делать прогнозы в этом отношении в современных условиях для России весьма проблематично.
Вместе с тем, значительное повышение номинальной заработной платы при условии эффективного государственного контроля за ростом цен, прежде всего на топливо, электроэнергию и сырье, может в течение определенного периода содействовать замедлению роста производственных издержек на готовую продукцию, повышению прибыльности предприятий обрабатывающих отраслей, правда, за счёт значительного роста цен на продукцию последних, и позволит им увеличивать объем продукции. Одновременно рост номинальной заработной платы при стабилизации или менее быстром росте цен на потребительские товары на основе государственного регулирования цен будет означать увеличение покупательной способности населения, "размораживание" подавленного спроса. Однако, как показывает зарубежная практика, в рыночной экономике за счет таких мер можно создать стимулы для экономического роста лишь на определенный отрезок времени. Но все же это даст возможность разработать дальнейшие шаги к экономическому возрождению страны.
Возникает вопрос, как проводить адаптивную антиинфляционную политику в отношении заработной платы? Следует ли использовать метод индексации заработной платы или проводить единовременные меры по повышению минимальной заработной платы и, соответственно, вслед за этим по повышению всех остальных ставок и окладов?
Выше уже говорилось о недостатках в использовании метода индексации заработной платы в связи с ростом цен: сложность расчетов, отрицательное влияние на дифференциацию заработной платы квалифицированных и неквалифицированных работников и т.д. В странах рыночной экономики это привело к отказу от общенациональных систем индексации заработной платы и перемещения использования такого регулирования на уровень коллективных договоров, приблизив тем самым решение проблем повышения заработной платы в связи с ростом цен к конкретным условиям производственной деятельности предприятий и к показателям уровня жизни отдельных регионов. Вместе с тем западные страны не отказались от практики установления на общенациональном уровне законодательно или путем заключения соглашений на трехсторонней основе минимальной заработной платы.
В России, с ее дифференциацией в доходах населения по отраслям, регионам и професяионально-квалификационным группам работников, нерациональной структурой оплаты труда, вопросы повышения заработной платы в связи с инфляцией должны решаться вкуяе с другими вопросами оптимизации структуры заработной платы, имея ввиду повышение ее стимулирующей роли, а не только ее воспроизводственную функцию.
Следует иметь ввиду также следующее обстоятельство. Перед Россией- стоит еще одна глобальная задача - восстановление единого экономического пространства, поскольку для страны в настоящее время характерны значительные различия в социально-экономическом положении отдельных регионов. Очевидно, на ближайшую перспективу при повышении заработной платы надо исходить не только из целесообразности общего повышения заработной платы, но и из принципа ее оптимизации по регионам и профессионально-квалификационным группам работников.
В снижении инфляции важную роль может сыграть и новая налоговая система с ее акцентом на подоходные налоги с физических лиц, что позволит сократить разрыв между бедными и богатыми.
Зарубежный опыт показывает, что при всех вариантах борьбы с инфляцией возникают свои трудности. Нет быстрых и безболезненных путей ее сокращения, тем более нет универсальных методов борьбы с нею.
Рффективными методами Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ ней РјРѕРіСѓС‚ стать только комплексные программы, включающие меры как РЅР° макроэкономическом СѓСЂРѕРІРЅРµ, РІ том числе РїРѕ достижению жесткой финансовой стабилизации, так Рё РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ предприятий, включая меры РїРѕ ограничению роста заработной платы, который РЅРµ сопровождается соответствующим ростом производительности труда. РћРґРЅРё меры РїРѕ "замораживанию" заработной платы снизить инфляцию РЅРµ РјРѕРіСѓС‚, поскольку даже РЅР° РјРёРєСЂРѕСѓСЂРѕРІРЅРµ заработная плата - это лишь РѕРґРёРЅ РёР· экономических показателей, взаимоувязанный СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё показателями.
Рнфляция - глобальная экономическая проблема. Чтобы сдерживать ее РІ умеренных рамках, требуются усилия специалистов разного экономического профиля, воплощенные РІ комплексные мобильные государственные программы. Только такая политика может способствовать достижению стабилизации социально-экономического развития страны.
Список литературы
Рђ.Рђ. Никифорова, доктор экономических наук (Рнститут труда Минтруда Р Р¤). Рнфляция Рё заработная плата