Внимание к региону определяется тем, что в последнюю, четверть века он неизменно оставался наиболее динамично развивающимся районом мира. Напомним, что в конце 40-х гг. эксперты ООН сходились в том, что обусловленная итогами второй мировой войны "азиатская стагнация" затянется на долгие годы. Однако уже в 50-е гг. начала стремительно развиваться Япония. В конце 60-х - начале 70-х был зафиксирован резкий скачок в темпах развития Тайваня, Гонконга, Сингапура и Южной Кореи.
Рменно тогда Рё применительно Рє эти Рј государствам появились РґРІР° новых понятия: научное - "новые индустриальные страны" ( РќРРЎ) Рё публицистическое - "азиатские тигры". Р’ 80-Рµ РіРі. РјРёСЂ оказался свидетелем высоких темпов экономического роста стран АСЕАН - Рндонезии, Филиппин, Таиланда, Малайзии Рё Брунея, которые стали называть "азиатскими драконами". Р’ конце 80-С… РіРі. РЅР° путь Р±СѓСЂРЅРѕРіРѕ экономического развития встал Вьетнам. Рконечно же Китай. РЎ середины 80-С… РіРі. экономисты Рё политики РІ этой стране ищут пути сокращения темпов роста народного хозяйства. Однако Рё РІ 1993 Рі., как отмечалось РЅР° РҐIV съезде Коммунистической партии Китая, РїСЂРёСЂРѕСЃС‚ промышленного производства составил 21%, Р° всего валового национального продукта - более 9%.
Высокие достижения китайской СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, обеспечившие резкое улучшение жизни более чем миллиардного населения, оказывают РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ влияние РЅР° РІСЃРµ страны РђР·РёРё, Рё РЅРµ только РЅР° РЅРёС…. Р’ докладе Всемирного банка, озаглавленном. "Восточноазиатское чудо" (1993 Рі.) говорится, что Восточная РђР·РёСЏ стала "средоточием технологической цивилизаций" - великого исторического СЃРґРІРёРіР° РІ истории человечества, который, РІРёРґРёРјРѕ, определит облик РјРёСЂР° РІ начале XXI РІ. Там же говорится, что РІ последние 30 лет восточноазиатские страны развивались РІ 2 раза быстрее, чем страны Латинской Америки. Уже РІ 1993 Рі совокупный РїСЂРѕРґСѓРєС‚ РЇРїРѕРЅРёРё, "четырёх тигров", четырех драконов Рё Китая существенно превзошел совокупный РїСЂРѕРґСѓРєС‚ РЎРЁРђ. Особенно стремительно развивался Сѓ "тигров" Рё "драконов" СЌРєСЃРїРѕСЂС‚: РёС… доля РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ торговле готовыми изделиями возросла СЃ 1965 РїРѕ 1990 Рі, СЃ 9 РґРѕ 25%. Восточноазиатские страны весьма эффективно использовали плоды своего экономического роста для снятия социальной напряжённости, Р°. следовательно, для обеспечения политической стабильности. Рменно политическая нестабильность РІ большинстве случаев ставит крест РЅР° планах осуществления кардинальных реформ. Так, например, РЅР° Тайване РґРѕС…РѕРґ самых богатых 20% населения РІ 5,8 раза выше РґРѕС…РѕРґРѕРІ 20% самых бедных семей. Р’ Южной Корее тот же показатель составляет 8, Р° РІ Бразилии Рё Мексике - более 20. Особенно впечатляет осуществленная РІ регионе Р±РѕСЂСЊР±Р° СЃ бедностью, ликвидация нищеты.
Напомним, что индекс Рнгеля - удельный вес продовольствия РІ потребительской РєРѕСЂР·РёРЅРµ - определяет состояние "Р·Р° гранью нищеты" как состояние, РїСЂРё котором более 90% РґРѕС…РѕРґРѕРІ идёт РЅР° пропитание. Так, РІ Малайзии Р·Р° последние тридцать лет доля населения, живущего "Р·Р° гранью нищеты" сократилась СЃ 37 РґРѕ 5%, Р° РІ Рндонезии -СЃ 60 РґРѕ 15%. Р’ Сингапуре Рё РЅР° Тайване людей, имеющих РґРѕС…РѕРґ менее 300 долларов РЎРЁРђ РІ месяц, практически РЅРµ осталось. Рти страны вышли РЅР° западноевропейский уровень средней заработной платы.
Причины, послужившие РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ столь резкого изменения РІ состоянии СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё социальной сферы, различны. Авторы уже упоминавшегося доклада Всемирного банка отрицают СЏРїРѕРЅСЃРєСѓСЋ или восточноазиатскую исключительность Рё пришли Рє выводу, что "восточноазиатского чуда" РЅРµ существует: здесь люди "больше РґСЂСѓРіРёС… учились, больше работали Рё больше экономили". Сквозная мысль доклада весьма проста: качественные преобразования были обеспечены прежде всего Р·Р° счёт разумной валютно-финансовой Рё кредитной политики, надёж РЅРѕР№ финансовой системы, внедрения новейших технологий, СѓРїРѕСЂР° РЅР° СЌРєСЃРїРѕСЂС‚, развития образования Рё инфраструктуры, высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ накоплений. Р’ действительности единой восточноазиатские модели роста или развития РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ существовало. Р’СЃРµ РѕРЅРё проводили экономическую политику СЃ разной степенью вмешательства государства РІ хозяйственную сферу. РќРµ было Рё РѕРґРЅРѕР№ постоянной политики РІ рамках отдельно взятой страны. Рзменение характера решаемых задач РІ той или РёРЅРѕР№ стране вело Рё Рє изменению политики.Рљ примеру, Южная Корея перешла РѕС‚ РєСѓСЂСЃР° РЅР° всемерное поощрение экспорта легкой промышленности РІ 60-С… РіРі, Рє избирательному развитию определенных отраслей тяжёлой промышленности РІ 70-Рµ. Р’ 80-Рµ РіРі ее политика РІРЅРѕРІСЊ переменилась - СѓРїРѕСЂ был сделан РЅР° развитие новых технологий Рё перестройку ставших неэффективными отраслей. Р’ определении направления этих перемен велика была роль государства, РЅРѕ РѕРЅР° РЅРµ была только жестко директивной. Р’ странах Восточной РђР·РёРё получили широкое распространение льготное кредитование Рё налоговые льготы отдельным отраслям, всячески поощрялся СЌРєСЃРїРѕСЂС‚. РљСЂРѕРјРµ Гонконга Рё Сингапура, остальные "тигры" Рё "драконы" РЅР° начальной стадии своего роста делали СѓРїРѕСЂ РЅР° импортные барьеры для защиты своей промышленности. Даже возмужавшие "тигры" Рё "драконы" РІ начале 90-С… РіРі. защищали большинство отраслей промышленности системой тарифных Рё иных пошлин, устанавливаемых государством. РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° стран Восточной РђР·РёРё успешно развивалась, поскольку РІСЃРµ РёС… правительства, без исключения, прибегали Рє различным политическим мерам для увеличения инвестиций, РЅРµ порывая СЃ национальными традициями, используя сложившуюся РЅР° протяжении веков веру большинства населения РІ сильную государственную власть. Р’СЃРµ правительства стран региона развивали национальную систему образования СЃ целью подготовки квалифицированной рабочей силы, воспитания психологического стереотипа, РІ котором Р±С‹ тесно связывались усилия, направленные РЅР° углубление образования Рё СЂРѕСЃС‚ квалификации СЃ представлениями РѕР± улучшении качества жизни. Ртой же цели было призвано служить Рё предоставление налоговых льгот Рё СЃСѓР±СЃРёРґРёР№, кредитных льгот тем частным фирмам, которые оказывали финансовую Рё материальную поддержку школам Рё университетам. РќРµ вызывает сомнения то обстоятельство, что аналогичные явления были отмечены РІ большой Рё растущей РіСЂСѓРїРїРµ стран.
Очевидно, что РІ условиях Восточной РђР·РёРё ускоренное развитие РѕРґРЅРѕР№ отдельно взятой страны оказывало Рё сказывает значительное влияние РЅР° РґСЂСѓРіРёРµ страны, порождая цепную реакцию развития. Одновременно ослабевала РёС… зависимость РѕС‚ перепадов конъюнктуры РІ РЎРЁРђ Рё РЇРїРѕРЅРёРё. Модернизация инфраструктуры Рё перестройка промышленной базы, увеличение внутреннего потребительского СЃРїСЂРѕСЃР° Р·Р° счет расширения собственного среднего слоя населения способствовали росту производства, стимулировали появление нетрадиционных перспективных рынков, трансформировали региональные товаропотоки, содействовали оживлению инвестиционных Рё технологических обменов. Здесь сформировался собственный технологический Рё научно-технический потенциал, появились альтернативные РЎРЁРђ Рё РЇРїРѕРЅРёРё инвесторы РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЏ, прежде всего Тайвань. Высокие результаты, достигнутые странами восточноазиатского региона, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј были обусловлены сотрудничеством Рё обменом технологиями, капиталом Рё информацией, РЅРѕ это сотрудничество требовало организационного оформления. Преобладающим инструментом такого сотрудничества здесь стало создание национальных экономических территорий. Суть рыночных СЌРєРѕРЅРѕРјРёРє, сформировавшихся РІ странах Восточной РђР·РёРё, состоит, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РІ том, что государственное регулирование играло Рё играет существенную роль, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ - РІ том, что главными ускорителями обмена капиталом, технологиями, информацией стали частные компании. Р’ странах Восточной РђР·РёРё усиливается внутренняя конкуренция, РЅРѕ РІ то же время увеличивается число очагов роста (РІ страновом Рё отраслевом плане), расширяются возможности экономического маневра, обеспечивается многовариантность развития Рё сохранения высокого динамизма. Р’ результате складывается многополюсная экономическая система, центры которой - РЇРїРѕРЅРёСЏ, РЎРЁРђ, Китай, РќРРЎ, "азиатские драконы", - оказывая раз РЅРѕРµ РїРѕ степени Рё характеру влияние, взаимодействуя между СЃРѕР±РѕР№, определяют вектор регионального Рё -- чем дальше, тем больше -- РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ развития. Восточноазиатские страны, показавшие всему РјРёСЂСѓ, что Рє экономическому процветанию Рё социальной стабильности можно прийти различными путями, РґРѕ конца 80-С… РіРі. РЅРµ торопились СЃ институциональным оформлением своего сообщества. Большинство РёР· РЅРёС… предпочитали сами решать, каким отраслям отдавать приоритет, РєРѕРіРґР° Рё как открывать СЃРІРѕРё рынки для иностранных товаров Рё капиталов. РџСЂРё этом существует развитый механизм сопоставления Рё согласования позиций.
Прежде всего должна быть названа Ркономическая Рё социальная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РћРћРќ для стран РђР·РёРё Рё РўРёС…РѕРіРѕ Океана - специализированная организация, созданная РІ 1947 Рі. Р’ РРЎРљРђРўРћ РєСЂРѕРјРµ стран-членов РћРћРќ РѕС‚ РђР·РёРё Рё тихоокеанского региона РІС…РѕРґСЏС‚ еще Рё ассоциированные члены - всего около 50. Следующей должна быть названа Ассоциация стран Юго-Восточной РђР·РёРё, межправительственная организация, созданная РІ разгар "культурной революции" РІ Китае РІ 1967 Рі. (АСЕАН) .Рта организация объединила государства СЃРѕ значительной китайской диаспорой (рассматривавшиеся РІ то время как "пятая колонна" РљРќР ) -- Рндонезию, Малайзию, Филиппины, Таиланд Рё Сингапур, -- Рє которым позднее присоединился Бруней. Р’ регионе сегодня действует множество организаций, объединяющих ученых» деловые РєСЂСѓРіРё, разного СѓСЂРѕРІРЅСЏ политиков. Представляется» что наиболее значимой среди РЅРёС… призвана стать Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (РђРўРРЎ). Возникшая РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 1989 Рі., Р·Р° день РґРѕ падения Берлинской стены как "форум министров Рё высших правительственных служащих" организация объединила 15 государств: Австралию, Бруней, Канаду, Китай, Гонконг, Рндонезию, РЇРїРѕРЅРёСЋ, Южную Корею, Малайзию, РќРѕРІСѓСЋ Зеландию , Тайвань, Таиланд Рё РЎРЁРђ.Принятое самоназвание - форум - подчеркивало РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРѕРЅРЅРѕ-консультативный характер новообразования. Р’ 1992 Рі. РђРўРРЎ создает собственный секретариат, который наделяется СЃСѓРіСѓР±Рѕ техническими функциями. Четвертая ежегодная встреча лидеров РђРўРРЎ, РЅР° которую демонстративно РЅРµ приехал последовательный сторонник СЃСѓРіСѓР±Рѕ азиатской ориентации организации премьер-министр Малайзии Мохатхир Мохаммед, состоялась РІ Сиэтле. РќР° ней РЎРЁРђ предприняли массированную попытку придать конструкции РђРўРРЎ большую жесткость, превратить ее РІ организацию, принимающую решения. Перед встречей Рё РЅР° самой встрече РЎРЁРђ всячески подчеркивали то обстоятельство, что РђР·РёРё отводится приоритетная роль РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј развитии, что АТРзанимает первостепенное место РІРѕ внешнеполитических заботах РЎРЁРђ. Постоянно публиковались данные Рѕ том, что РЅР° РђР·РёСЋ приходится более 40% американского внешнеторгового оборота, что РІ 1992 Рі. СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ РЎРЁРђ РІ РђР·РёСЋ достиг 120 млрд долл., обеспечив 2,3 млн рабочих мест, что товарооборот РЎРЁРђ СЃ РђРўР РЅР° 40% превышает товарные потоки, идущие через Атлантический океан. Государственный секретарь РЎРЁРђ Уоррен Кристофер, находясь РІ июле 1993 Рі. РІ Сингапуре РЅР° сессии АСЕАН, заявил "Рѕ первенстве РђР·РёРё" РІРѕ внешней политике РЎРЁРђ. РќР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, означает ли это перемену взглядов РЎРЁРђ РЅР° РјРёСЂ, РѕРЅ ответил: "Да, это изменение РІ американской точке зрения. Как торговый партнер РђР·РёСЏ РІ полтора раза крупнее, чем Европа. Речь РЅРµ идёт Рѕ том, чтобы принизить каким-то образом наши взаимоотношения СЃ Европой. Рто первенство, СЏ Р±С‹ сказал, РЅРµ РїРѕ внутреннему существу, Р° РІ смысле возможностей для развития новых взаимоотношений РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ Рё РІ сфере безопасности". Рљ встрече РІ Сиэтле РіСЂСѓРїРїР° экспертов РІРѕ главе СЃ бывшим заместителем министра торговли РЎРЁРђ Р¤.Бергстеном был подготовлен доклад. "Перспективы для РђРўРРЎ - Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества". Доклад предлагал начать движение РїРѕ пути, пройденному Европейским сообществом, Рё выработать, для начала график создания Р·РѕРЅС‹ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ торговли. Президент РЎРЁРђ Клинтон, открывая встречу лидеров стран-участниц, РіРѕРІРѕСЂРёР», что РІ будущем РђРўРРЎ представляется ему как организация, переходящая РѕС‚ занятости РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј экономическими проблемами, Рє сотрудничеству РІ области политики: "Азиатско-Тихоокеанский регион предстаёт как регион, РІ котором открытая экономическая конкуренция является источником рабочих мест Рё процветания, Р° РЅРµ источником враждебности Рё нестабильности... Как регион, РІ котором недавно возникшие политические СЃРІРѕР±РѕРґС‹ умножаются растущими личными свободами Рё правами человека". Однако попытки форсировать процессы РђРўР РѕРІСЃРєРѕР№ интеграции, так же как Рё связать проблемы регионального сотрудничества СЃ проблемой прав человека, Сѓ большинства участников понимания РЅРµ нашли. Как комментировал РІ прессе РЅРµ называемый "азиатский дипломат", Клинтон отдает приоритет СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, РЅРѕ РЅРµ уделяет должного внимания культурная традициям Рё ценностям, которым привержена РђР·РёСЏ. Практически РІСЃРµ восточноазиатские лидеры разделяют уверенность РІ том (РѕР± этом РѕРЅРё РїСЂСЏРјРѕ заявили РЅР° проводившей РћРћРќ РІ Вене конференции РїРѕ правам человека), что "западное толкование" прав человека РЅРµ вписывается РІ азиатские реалии Рё традиции. РџРѕ РёС… мнению, РєРѕРіРґР° большинство людей станут зажиточными, будет создано устойчивое среднее сословие, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РїСЂРёРґСѓС‚ сами СЃРѕР±РѕР№, восточноаэиатские лидеры любят цитировать великого социалиста-утописта Шарля Фурье, утверждавшего, что СЃРІРѕР±РѕРґР° - пустой призрак, РїРѕРєР° РѕРґРЅРё РјРѕРіСѓС‚ безнаказанно морить голодом РґСЂСѓРіРёС…. РќР° встрече РІ Сиэтле РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· лидеров РђРўРРЎ РЅРµ вступил РЅР° пленарных заседаниях РІ открытое противостояние СЃ позицией американской стороны, которая сумела учесть позиции даже наиболее азиатские настроенных лидеров."РњС‹ стремимся Рє тому, чтобы АТРбыл единым , Р° РЅРµ разделенным, - РіРѕРІРѕСЂРёР» Клинтон. - РњС‹ стремимся Рє тому, чтобы проводить политику открытости, Р° РЅРµ закрытости РІ сфере СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё". Р’ итоге РЅР° встрече было заявлено, что РЅРё Рѕ каких торговых блоках речи РЅРµ идет, что руководящей является идея "открытого регионализма", что цель РђРўРРЎ - вместе облегчать компаниям делать бизнес РІ масштабах громадного региона. Что же касается создания Р·РѕРЅС‹ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ торговли, то Рє обсуждению первого варианта графика движения Рє ней было намечено приступить РІ 1996 Рі. РћРґРЅР° РёР· главнейших проблем, которой занималась встреча РІ Сиэтле, - будущее РђРўРРЎ. Малайзийский представитель, - Р° Малайзия была представлена министром СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё - заявила, что РѕРЅР° рассматривает встречу РІ Сиэтле как одноразовую. РќР° следующий день президент Рндонезии Сухарто (Рндонезия - ближайший сосед Рё наиболее тесный партнёр Малайзии РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, политике Рё сфере РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹) предложил провести следующую встречу РЅР° высшем СѓСЂРѕРІРЅРµ" стран-членов РђРўРРЎ через РіРѕРґ РІ своей стране.
РќР° встрече РІ Сиэтле был выработан главный критерий для членства РІ РђРўРРЎ - открытая СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Рё тесные СЃРІСЏР·Рё СЃ экономиками РґСЂСѓРіРёС… стран-членов РђРўРРЎ. Там же РїРѕ предложению РЎРЁРђ Рё Канады РІ РђРўРРЎ была принята Мексика Рё РїРѕ предложению Австралии, РќРѕРІРѕР№ Зеландии Рё Рндонезии - Папуа-Новая Гвинея. Малайзия, для того чтобы исправить сложившееся преобладание РІ РђРўРРЎ стран СЃ развитой СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ Рё РќРРЎ, предложила принять РІ организацию Чили - страну СЃ развивающейся СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№. Одновременно било заявлено, что прием Чили должен продемонстрировать РґСЂСѓРіРёРј странам возможность присоединения Рє РђРўРРЎ, если изберут правильную политику. Участники встречи РІ Сиэтле договорились, что после принятия Чили РѕРЅРё накладывают трехлетний мораторий РЅР° прием новых членов. Единственное конкретное заявление сиэтлской встречи РїРѕ экономическим вопросам касалось "Уругвайского раунда переговоров" Генерального соглашения РїРѕ тарифам Рё торговле (ГАТТ) РІ Женеве. Р’ нем содержался призыв умножить усилия для успешного завершения этих переговоров, СЃ чем связывалась возможность экспорта сельскохозяйственной продукции РёР· РґСЂСѓРіРёС… регионов РІ страны Европейского сообщества. РќР° встрече РІ Сиэтле благоприятно была воспринята идея создания РІ рамках РђРўРРЎ Азиатско-тихоокеанского форума (РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРѕРЅРЅРѕ-консультативного института) РїРѕ проблемам безопасности.
Рдея коллективной безопасности РІ РђР·РёРё РЅРµ РЅРѕРІР°. РћРЅР° поднималась бывшим руководством бывшего РЎРЎРЎР Рё РІ застойные, Рё РІ перестроечные времена. Р’ ответ РЅР° продвижение этой идеи лидеры постмаоистского Китая СЃ конца 70-С… РіРі РІРѕ РІСЃРµ СЃРІРѕРё международные соглашения включали положения "Рѕ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ гегемонизмом". Стойкими противниками идеи коллективной безопасности РІ РђР·РёРё были Рё американцы. Р’ РЅРѕРІРѕР№ же ситуации руководство РЎРЁРђ РІ демонстрации готовности сохранить роль "гаранта" С…СЂСѓРїРєРѕРіРѕ равновесия СЃРёР» РІ регионе РІРёРґРёС‚ возможность упрочить здесь СЃРІРѕРё позиции. РџСЂРё этом необходимо отдавать себе отчет РІ том, что даже самые большие приверженцы СЃСѓРіСѓР±Рѕ "азиатской идеи" являются сторонниками дозированного американского военного присутствия РІ регионе. РўРѕС‚ же Рњ.Мохаммед, который РЅРµ поехал РІ Сиэтл, поскольку, РїРѕ его мнению, негоже, чтобы Организация азиатского сотрудничества заседала РЅР° Американском континенте, предоставил территорию Малайзии для частичного размещения американских военных, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё вынуждены были свернуть СЃРІРѕРё военные базы РЅР° Филиппинах. Большинство лидеров восточноаэиатских стран РёСЃС…РѕРґСЏС‚ РёР· того, что РёС… регион продолжает оставаться местом, откуда может исходить реальная СѓРіСЂРѕР·Р° геополитических Рё военных конфликтов, которые РјРѕРіСѓС‚ поколебать стабильность всей планеты. Крах СССРизменил ситуацию РІ регионе, РёР±Рѕ прежде всего был нарушен сложившийся Рё казавшийся стабильным баланс СЃРёР». Особенно осложнилась ситуация РІ треугольнике РЎРЁРђ-Китай-РЇРїРѕРЅРёСЏ.
Большим потрясением для АТР, да и всего мира, была позиция КНДРв отношении Договора о нераспространении ядерного оружия. С одной стороны, японское руководство заявило, что если у Северной Кореи будет своё ядерное оружие, то оно будет считать себя свободным от всех закрепленных в конституции и определенных международно-правовыми документами ограничений в сфере вооружений. Президент США Клинтон, с другой стороны, заявил, что нападение на Южную Корею будет расцениваться как нападение на США.
РўСЂСѓРґРЅРѕ прогнозируется будущее Китая. Всеми, РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае подавляющим большинством, признана неизбежность превращения РљРќР РІ недалеком будущем РІ экономического супергиганта. Рто может стать благом для всего РјРёСЂР°, если страна найдет плавный путь перехода РѕС‚ тоталитаризма Рє патерналистско-авторитарному, Р° РІ перспективе Рё Рє демократическому режиму. РќРѕ никто РЅРµ РІРёРґРёС‚ реальных гарантий РѕС‚ возможности Рё РёРЅРѕРіРѕ варианта развития событий. Р’ начале века, РєРѕРіРґР° предпринималась попытка уйти РѕС‚ деспотического режима, страна распалась РЅР° множество фактически независимых образований, РіРґРµ каждый удачливый генерал объявлял себя президентом Рё единственным лидером страны, ведя кровавую Р±РѕСЂСЊР±Сѓ против всех себе подобных. Р’ нынешних условиях гипотетический распад КНРможет привести Рє тому, что РїРѕРґ обломками Р±СѓРґСѓС‚ похоронены РјРЅРѕРіРёРµ РёР· его соседей.
Позиция восточноазиатских стран, в том числе и в сфере безопасности, определяется сложным комплексом противоречивых проблем, среди которых преобладает стремление занимать самостоятельную позицию, не попасть под преобладающее влияние ни одного из существующих и перспективных экономических, политических и военных гигантов. Американское присутствие в Восточной Азии рассматривается ныне как существенный элемент системы сдержек и противовесов Китаю и Японии.
Можно сказать, что американское присутствие здесь нужно настолько, насколько РѕРЅРѕ обеспечивает баланс СЃРёР» Рё РЅРµ допускает склонения чаши весов РІ любом РёР· направлений. Конечно, проблема безопасности находится РІ сфере внимания азиатских лидеров, РЅРѕ РЅРµ является РІ настоящее время доминирующей. Рто проявилось Рё РІ том, что проблемы безопасности активно обсуждались РЅР° двусторонних встречах РІ Сиэтле, РЅРѕ РЅРµ выносились РЅР° пленарные заседания.
Год, прошедший между встречами РЅР° высшем СѓСЂРѕРІРЅРµ РІ Сиэтле Рё РІ загородной резиденции индонезийских президентов - Богоре, был насыщен переговорами Рё заседаниями экспертов. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ внимание уделялось проблеме СЃСЂРѕРєРѕРІ Рё процедуру создания Р·РѕРЅС‹ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ торговли РІ РђРўР . Поскольку речь шла Рѕ жизненно важных проблемах, переговоры были трудными. Достаточно сказать, что РІ С…РѕРґРµ продолжавшейся несколько дней РІ Джакарте встречи высших должностных лиц достигнуть взаимоприемлемого соглашения РЅРµ удалось. Министры иностранных дел Рё СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РЅРµ достигнув консенсуса, передали проблему создания РЎРР— РЅР° рассмотрение лидеров. 15 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1994 Рі. лидеры 18 стран подписали Декларацию Рѕ ее создании.
Участники совещания взяли РЅР° себя обязательство "освободить Рё открыть торговлю РІ АТРпутем осуществления программы либерализации РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ принципов открытой, многосторонней торговли". Первоначальный план действий РїРѕ созданию Рє 2020 Рі. Р·РѕРЅС‹ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ торговли РІ АТРрешено подготовить Рє следующей встрече стран-участниц РђРўРРЎ, которая состоится РІ 1995 Рі РІ Осаке (РЇРїРѕРЅРёСЏ). Достигнуто принципиальное соглашение Рѕ том, что разные страны станут участниками Р·РѕРЅС‹ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ торговли РІ разное время. Первыми Рє поставленной цели (2010 Рі. ) РїСЂРёРґСѓС‚ индустриально развитые государства. Затем, СЃ разрывом РІ пять лет отменят таможенные пошлины страны СЃРѕ среднеразвитой СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ - РќРРЎ Рё еще через пять лет - развивающиеся государства. Рменно разброс РІ сроках Рё достижение договоренности, что либерализация торговли РІ АТРбудет достигаться постепенно, через СЂСЏРґ двусторонних Рё иных соглашений, Р° РЅРµ путём заключения всеобъемлющего соглашения, как это имело место РїСЂРё заключении РІ 1993 Рі. Североамериканского соглашения Рѕ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ торговле, Рё позволило достигнуть взаимоприемлемого решения. РР· практического осуществления принципа "единство РІ многообразии" должно вырасти древо экономического процветания региона РІ будущем веке. Представитель Гонконга заявил РЅР° встрече РІ Богоре: "Нашей главной задачей было достичь согласия РІ отношении этой широкой цели Рё РЅРµ увязнуть РЅР° данном этапе РІ выработке формулировок Рё конкретных методов ее достижения". Участники встречи РІ Богоре выработали формулу "РіРёР±РєРѕРіРѕ консенсуса", позволяющего тем, кто РїРѕРєР° РЅРµ готов присоединиться Рє конкретному решению РЅР° момент его принятия, сделать это позже.
Ртоги встречи РІ Богоре получили оптимистическую оценку СЃРѕ стороны участников встречи РІ верхах. Р’ прессе РєСЂРѕРјРµ восторженных были Рё негативные оценки. Европейцы РІ большинстве своём заняли выжидательную позицию. Рто Рё понятно: РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ смотреть Рё выжидать. Рђ неактивная позиция Р РѕСЃСЃРёРё привела Рє тому, что уже упоминавшийся нами Р¤.Бергстен заметил РЅР° страницах РіРѕРЅРєРѕРЅРіРѕРІСЃРєРѕРіРѕ еженедельника "Рйшауик": "Надо еще посмотреть, действительно ли Р РѕСЃСЃРёСЏ является тихоокеанской державой". Правда, премьер-министр Малайзии Рњ.Мохаммад РЅРµ сомневается РІ том, что Р РѕСЃСЃРёСЏ должна быть членом РђРўРРЎ. Министр иностранных дел Южной Кореи убежден, что "РІ РђРўРРЎ должны входить РІСЃРµ главные РёРіСЂРѕРєРё региона", Р° Р РѕСЃСЃРёСЏ "остается единственным РёР· таких РёРіСЂРѕРєРѕРІ, РїРѕРєР° РЅРµ охваченных рамками организации".
Различия во взглядах на возможное членство России в АТР, существующие между участниками этой организации, нетрудно объяснить и понять. Сложнее понять позицию самой России. С одной стороны, политика России в отношении АТРзначительно активизировалась. В 1992-1994 гг. состоялась серия визитов российского руководства во многие страны региона. В ходе визитов Президента России Ельцина в Республику Корея, КНРи Японию, а также во "внешнеполитической концепции Российской Федерации" сформулирован курс России в АТР. Начиная с 1992 г. российский министр иностранных дел начал принимать участие в работе расширенного совещания министров иностранных дел стран АСЕАН.
Р РѕСЃСЃРёСЏ вступила РІ СЂСЏРґ неправительственных региональных организаций. РћРЅР° поддержала позицию высших руководителей семи развитых стран, которые РЅР° своей встрече РІ РўРѕРєРёРѕ РІ 1993 Рі. высказались РІ пользу создания переговорного механизма контроля Р·Р° политическим решением конфликтов РІ РђРўР . 13 октября 1993 Рі. РІ ТокиоЕльцин подписал Декларацию Рѕ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕ-СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… отношениях, РІ пятом пункте которой говорится, что стороны "придерживаются общего мнения Рѕ наличии возможностей для динамичного развития, которое может продемонстрировать азиатско-тихоокеанский регион РІ РјРёСЂРµ XXI века". Там же выражена уверенность РІ том, что Р РѕСЃСЃРёСЏ "станет активным Рё конструктивным партнером РІ этом регионе". РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, представляется, что разработка реалистичной, лишённой РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј унаследованных РѕС‚ прошлого СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ внешней политики идеологизированных РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ ещё предстоит. РњС‹ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ займем достойного места РІ РђРўР , если РЅРµ осуществим всестороннего хозяйственного развития своего Дальнего Востока Рё РЎРёР±РёСЂРё. Р РѕСЃСЃРёСЏ должна наконец перестать осуществлять азиатско-тихоокеанскую политику, опираясь лишь РЅР° потенциал СЃРІРѕРёС… европейских областей Рё РЅРµ выходя Р·Р° рамки деклараций РІ том, что касается реального освоения СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ Дальнего Востока. Рменно реальное оживление хозяйственной жизни РІ регионе позволит подключиться Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє интеграционным процессам РІ РђРўР Рё даст ответ РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, является ли Р РѕСЃСЃРёСЏ азиатско-тихоокеанской державой.
Н. Гаврилов
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asiapacific.narod.ru/