Львов РРѕСЃРёС„ Георгиевич
Сегодняшние представители экономической науки очень любят подчеркивать абсолютную неизбежность пугающей многих объемистости их теоретических трудов, используя зачастую в качестве эпиграфа для таковых следующие известные слова своего великого коллеги Альфреда Маршалла: "Любое краткое изложение экономических идей способствует заблуждениям (исключая, возможно, данное мое утверждение)". Настоящей статьей, однако, мы планируем доказать как раз прямо противоположное – что основные положения собственно фундаментальной экономической теории вполне могут быть изложены буквально на нескольких страницах, ибо исходная базовая сущность экономики сама по себе удивительно проста.
Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей.
Р.Ньютон
Теории, которые постепенно приспосабливаются к наблюдаемым данным, приводят к нагромождению разрозненных утверждений.
Рђ.Рйнштейн
Уровень прогресса прямо связан с уровнем абстрагирования.
Дж. К.Максвелл
Сегодняшние представители экономической науки очень любят подчеркивать абсолютную неизбежность пугающей многих объемистости их теоретических трудов, используя зачастую в качестве эпиграфа для таковых следующие известные слова своего великого коллеги Альфреда Маршалла: "Любое краткое изложение экономических идей способствует заблуждениям (исключая, возможно, данное мое утверждение)" [1, С.12.]. Настоящей статьей, однако, мы планируем доказать как раз прямо противоположное - что большой объем может быть сколько-нибудь оправдан разве что только в том особом случае, когда речь идет о многогранном анализе многочисленных конкретных ситуаций, встречающихся в реальной хозяйственной практике людей. Основные же положения собственно фундаментальной экономической теории вполне могут быть изложены, как далее и будет сделано, буквально на нескольких страницах, ибо исходная базовая сущность экономики сама по себе удивительно проста. Многословие же здесь является прямым следствием просто недостаточной степени понимания освещаемой проблематики, т. е. за ним прячется элементарная неспособность точно осмыслить, а следовательно - и ясно изложить, главные аспекты того или другого коренного вопроса.
Р’ этом смысле современная экономическая теория действительно характеризуется, Рє сожалению, как Рё предупреждал РІ приведенном РІ качестве эпиграфа высказывании Альберт Рйнштейн, буквально бросающейся РІ глаза разобщенностью РјРЅРѕРіРёС… СЃРІРѕРёС… главных разделов, отсутствием необходимой согласованности РІ самих подходах Рє трактовке освещаемых РІ РЅРёС… явлений. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, названная теория РЅР° самом деле представляет СЃРѕР±РѕР№ именно подчеркнутое РёРј вынужденное нагромождение многочисленных разрозненных утверждений, что Рё является главной причиной переживаемых ею сегодня весьма серьезных трудностей, хорошо известных специалистам. Р’РѕС‚ как описывает, например, это ее состояние РІ предисловии Рє СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ изданию известной РєРЅРёРіРё Марка Блауга "Ркономическая мысль РІ ретроспективе" член-корреспондент Р РђРќ Р’.РЎ. Автономов: "После того, как марксистская парадигма экономического анализа была отправлена "РЅР° заслуженный отдых", РІ области экономической теории Сѓ нас образовался некий вакуум, который, естественно, заполняется некритически заимствованными фрагментами западной экономической теории. Слово "фрагменты" употреблено РЅРµ случайно. Дело РІ том, что современная западная экономическая наука РЅРµ знает такого жанра, как типичный для прошлого века трактат РїРѕРґ названием "Принципы политической СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё", РІ котором РІ единую систему увязываются РІСЃРµ экономические закономерности. Отдельные отрасли экономического анализа настолько специализировались, что даже самые синтетические СѓРјС‹ РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ создать оригинальную теорию, охватывающую РІСЃРµ" [2, РЎ.РҐIРҐ.].
РџСЂРё этом сама названная Автономовым специализация хотя Рё несет РІ себе, конечно, определенное рациональное зерно, РЅРѕ РІ целом никак РЅРµ может быть объяснена просто накоплением достаточно большого объема знаний, требующим введения обычного для таких случаев общественного разделения труда. Напротив, - РѕРЅР° РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј определяется именно неспособностью экономической науки объяснить РІСЃРµ изучаемые ею явления СЃ неких принципиально единых позиций, вследствие чего таковая Рё разделяется РЅР° множество почти РЅРµ взаимоувязанных между СЃРѕР±РѕР№ отдельных направлений. Рменно поэтому знаменитый Йозеф Алоиз Шумпетер, РѕСЃРѕР±Рѕ подчеркнув РІ своей фундаментальной "Рстории экономического анализа" несомненную "важность специализации, РІ результате которой (РЅР° сравнительно поздней стадии) возникли отдельные науки", специально уточняет затем далее (речь Сѓ него идет сначала Рѕ специализации научного РїРѕРёСЃРєР° РІ целом, РЅРѕ РІСЃРµ сказанное РІ полной мере относится, как РјС‹ СѓРІРёРґРёРј, Рё Рє вынужденной специализации внутри собственно самой экономической науки), что "этот процесс специализации РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ следовал никакому рациональному плану - СЏРІРЅРѕРјСѓ или неявному. Совокупность наук,- продолжает РѕРЅ,- РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ имела логичной структуры, РѕРЅР° похоже скорее РЅР° тропический лес, чем РЅР° здание, возведенное РїРѕ плану... Р’ особенности это относится Рє экономической науке, РЅРµ являющейся строгой наукой, наподобие акустики, Р° скорее совокупностью плохо упорядоченных Рё непересекающихся областей знания РІСЂРѕРґРµ "медицины". Поэтому РјС‹ будем приводить определения экономической науки Сѓ РґСЂСѓРіРёС… авторов,- добавляет Шумпетер,- прежде всего для того, чтобы поразиться РёС… неадекватности, РЅРѕ сами РЅРµ будем придерживаться РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· РЅРёС…" [3, РЎ.254,255.].
Рдействительно - отмечаемое Шумпетером многообразие существующих определений экономической науки, зачастую РїСЂСЏРјРѕ противоречащих РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ, настолько поражает, что попросту вынуждает сделать следующий РЅРµ очень приятный для экономистов вывод: глубинный смысл СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё как таковой вообще ускользает РѕС‚ РёС… понимания. "Р’ первой половине РҐIРҐ века,- пишет РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ РІ упомянутой выше своей РєРЅРёРіРµ сам Марк Блауг,- ...СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° (С‚. Рµ. изучающая ее теория - Р.Р›.) рассматривалась как исследование "РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё причин богатства народов" (РЎРјРёС‚), "законов, которые регулируют распределение произведенного РЅР° Земле" (Рикардо) Рё "законов движения капитализма" (Маркс). Однако после 1870 Рі.,- указывает РѕРЅ,- СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ стали рассматривать РІ качестве науки, которая анализировала "человеческое поведение как отношение между данными целями Рё ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности применения" - удачное определение, сформулированное РІ 1932 Рі. Р РѕР±Р±РёРЅСЃРѕРј: РїСЂРё буквальном понимании этой дефиниции РјРЅРѕРіРѕРµ РёР· происшедшего ранее теряет право называться экономической наукой. После РґРІСѓС… столетий заботы РѕР± увеличении ресурсов Рё росте потребностей СЃ 1870 Рі. СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° стала РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј исследованием принципов, управляющих эффективным распределением ресурсов РїСЂРё условии, что Рё ресурсы, Рё потребности заданы заранее.
Классическая экономическая теория,- продолжает Блауг,- была настолько же макро-, насколько и микроэкономикой; неоклассическая теория была уже только микроэкономикой; макроэкономика вновь обрела себя при посредстве Кейнса и в течение десятилетия или около того фактически заменила микроэкономику" [2, С.4.]. Затем эти два направления, добавим от себя, фактически разделись, существуя хотя и в рамках одной неоклассической теории, но практически обособленно друг от друга. А в конечном счете, повторим еще раз, экономическая наука вообще распалась на множество почти невзаимосвязанных между собой отдельных утверждений, что прямо свидетельствует как раз о непонимании ею глубинной сущности всей экономической действительности в целом. Отсюда, заметим, и отмеченное выше многословие, обусловленное отсутствием у автора возможности выразить свою мысль простым и доходчивым языком, базирующимся именно на таком едином понимании. Вот эту главную проблему экономической науки мы и хотели бы теперь по возможности ликвидировать, предложив простое и наглядное (и как следствие - предельно краткое) объяснение самой сути экономики.
Начнем же РјС‹ решение данной задачи СЃ выбора наиболее естественной аксиоматики - ведь РІ целом вообще ничего нельзя сделать, как справедливо заметил Архимед, РЅРµ имея точки РѕРїРѕСЂС‹. РќРµ существует, соответственно, Рё научных теорий без положенных РІ РёС… РѕСЃРЅРѕРІСѓ определенных аксиом, Рё правильный выбор последних играет очень важную роль, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј определяя итоговый уровень всей построенной РЅР° данном фундаменте теоретической концепции РІ целом. Так что всегда следует очень ответственно относиться Рє выбору РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ фундамента, РЅР° котором Рё возводятся затем уже СЃСѓРіСѓР±Рѕ логические теоретические построения. Основная же рекомендация РїРѕ формированию требуемой аксиоматической базы напрямую содержится РІ тех самых словах Рсаака Ньютона, которые, являясь основным эпиграфом Рє настоящей статье, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј определяют Рё РІСЃРµ ее итоговое содержание. Р’ полном своем РІРёРґРµ это его знаменитое высказывание представляет СЃРѕР±РѕР№ первое РёР· специально сформулированных РёРј четырех главных принципов познания РїСЂРёСЂРѕРґС‹ - дословно: "Правил философствования" - Рё выглядит РІ "Математических началах натуральной философии" следующим совершенно недвусмысленным образом: "РќРµ должно принимать РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ иных причин сверх тех, которые истинны Рё достаточны для объяснения явлений... РџСЂРёСЂРѕРґР° ничего РЅРµ делает напрасно, Р° было Р±С‹ напрасным совершать РјРЅРѕРіРёРј то, что может быть сделано меньшим. РџР РРОДА РџР РћРЎРўРђ Р РќР• РОСКОШЕСТВУЕТ РР—Р›РРЁРќРРњР РџР РР§РНАМРВЕЩЕЙ" [4, РЎ.502.]!
Рменно РёР· последней, наиболее важной здесь для нас ньютоновой мысли как раз Рё следует упомянутая выше основная рекомендация РїРѕ формированию той РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№ аксиоматической базы, которая Рё должна закладываться РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ любой заслуживающей внимания теории: нужно обязательно стремиться использовать как можно меньшее число исходных аксиом, РІ пределе - всего РѕРґРЅСѓ, СЃ позиций которой можно было Р±С‹ объяснить абсолютно РІСЃРµ исследуемые явления! Необоснованное же "размножение" таких аксиом, С‚. Рµ. именно "роскошествование излишними причинами вещей", как раз Рё РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє тому самому "нагромождению разрозненных утверждений", Рѕ котором специально говорилось выше. Только СѓСЏСЃРЅРёРІ для себя РІСЃРµ это, РјС‹ можем смело переходить теперь Рє главной задаче настоящей статьи.
РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° - это очень просто!
Все выше сказанное о правилах выбора необходимых аксиом в полной мере относится, понятно, и непосредственно к экономической науке, где также существует своя собственная базовая аксиоматика. Применяемые здесь основные аксиомы сами по себе достаточно просты и в целом широко известны, хотя в соответствующей литературе и не принято по ряду причин обозначать выражающие их положения именно данным особым термином. Они к тому же несколько разнятся в зависимости от конкретной точки зрения того или другого автора, но все же легко можно выделить в них, как правило, некую общую черту, свойственную, по крайней мере, авторам одной и той же научной школы. А таковых в экономической науке, как известно, совсем немного, в глобальном плане - всего две, называемых обычно, как мы видели, классической и неоклассической. Более того - и в аксиоматике этих главных школ, если присмотреться, тоже можно найти больше общих черт, чем различий, что говорит об отличии указанных вариантов теории друг от друга не столько по выбору самой главной аксиомы, сколько по способу ее последующей интерпретации.
Впрочем, РЅРµ стоит Рё преуменьшать эти отличия, РёР±Рѕ именно РѕРЅРё, как будет далее показано, Рё помешали РІ конечном счете экономической теории превратиться сегодня РІ целостную единую концепцию. РР·-Р·Р° чего Рё возникла, напомним, необходимость РІ самой настоящей статье, призванной наполнить экономический взгляд РЅР° происходящее объективным единым содержанием. РќРѕ сейчас нам РїРѕРєР° предстоит сделать выбор РІ пользу конкретной аксиоматики только РѕРґРЅРѕР№ РёР· РґРІСѓС… названных базовых школ, СЃ позиций которой РјС‹ Рё начнем развивать далее СЃРІРѕР№ анализ. Выбор этот, вообще РіРѕРІРѕСЂСЏ, достаточно произволен. РќРѕ, учитывая, что исторически первой сложилась РІСЃРµ-таки классическая школа, исходные труды которой увидели свет еще РІРѕ второй половине восемнадцатого века, Р° также РїСЂСЏРјРѕ связанную СЃ этим обстоятельством относительную простоту Рё бесхитростность большинства ее научных концепций, РЅРµ успевших вылиться еще РЅР° тот момент РІ слишком большое "нагромождение" используемых аксиом, именно ее аксиоматику Рё используем РјС‹ теперь РІ качестве отправной точки своего исследования.
Главными авторами этой школы являются, как отмечено Блаугом, Адам Смит и Давид Рикардо, к которым обязательно следует добавить еще и упоминавшегося вместе с ними Карла Маркса. А основной аксиомой здесь выступает основополагающее утверждение о том, что главным, определяющим все экономические пропорции, фактором, является совершенно особый экономический параметр - затраты человеческого труда. Причем наиболее последовательно данный принцип реализуется как раз в марксовой экономической концепции, где он доводится до своего полного логического завершения путем введения в теорию специальной категории так называемого всеобщего абстрактного труда. Абстрактного прежде всего в том смысле, что при его исчислении абстрагируются от различий тех особых форм, которые принимает реальный человеческий труд в том или ином конкретном производственном процессе, и учитывают только нечто принципиально общее, характеризующее затраты самого труда вне зависимости от указанных сугубо внешних его различий.
Ртим общим, определяющим единое внутреннее содержание подобных затрат, как совершенно справедливо указывает тот же Маркс, является потеря самим человеком РїСЂРё совершении РёРј трудовых усилий некоторого количества СЃРІРѕРёС… глубинных жизненных СЃРёР», неизбежно затрачиваемых РїСЂРё любой физической или умственной деятельности. Причем речь должна идти РІ конечном счете, подчеркнем теперь этот момент специально, Рѕ затрате принципиально единой жизненной силы, обобщающей РІ себе РІСЃРµ остальные, С‚. Рє. только РїСЂРё таком важнейшем условии будет обеспечено универсальное единство Рё самого абстрактного труда. Р’ данной статье, посвященной чисто экономическим проблемам, РјС‹ Рё далее будем РїРѕ традиции называть эту обобщенную характеристику собственно жизненной силой, хотя РЅР° РІСЃСЏРєРёР№ случай специально подчеркнем, что РІ действительности ей соответствует вполне конкретная физическая величина, обычно называемая СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ энергией. Для экономических целей, однако, важно только то, чтобы указанная обобщенная характеристика, повторим, была принципиально единой, С‚. Рє. именно эта ее фундаментальная черта Рё придает необходимую целостность обсуждаемой сейчас РѕСЃРѕР±РѕР№ аксиоматике.
Ртак, именно затрата обобщенной жизненной силы человека, как уже было сказано, Рё определяет РїРѕ мысли представителей классической экономической школы РІСЃРµ основные пропорции РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, РІ чем Рё состоит РІ действительности основная суть РёС… базового, играющего роль ключевой РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№ аксиомы, утверждения. Верно РѕРЅРѕ или нет - РІРѕРїСЂРѕСЃ РґСЂСѓРіРѕР№, РЅРѕ названная основополагающая аксиома существует Рё без нее попросту нельзя представить себе теорию РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· указанных "классических" авторов. Поэтому Рё РјС‹ смело можем взять ее теперь РЅР° СЃРІРѕРµ вооружение, попытавшись развить, однако, далее РґРѕ некоторого более глубокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ.
Логика наша будет РїСЂРё этом такова: утверждение Рѕ чрезвычайной значимости реализуемых РІРѕ время труда затрат человеческой жизненной силы, способных определять СЃРѕР±РѕСЋ РІСЃРµ основные законы функционирования СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, означает прежде всего то, что чрезвычайно важна именно сама РїРѕ себе эта жизненная сила. Рначе Р±С‹ ее затраты попросту РЅРµ играли Р±С‹ той решающей роли, какая РёРј отведена РІ рамках рассматриваемой сейчас РѕСЃРѕР±РѕР№ концепции. Теперь же значимость этих затрат легко находит СЃРІРѕРµ объяснение - запас жизненной силы следует, понятно, беречь Рё поэтому РїРѕ возможности "экономить" РІ том числе Рё собственно ее специальные затраты. Другими словами, именно утверждение Рѕ существовании абстрактного запаса обобщенной жизненной силы человека, определяющего, РІРёРґРёРјРѕ, итоговое состояние его организма, Рё является действительной скрытой аксиомой классицизма! Рђ вывод РѕР± РѕСЃРѕР±Рѕ важной роли ее специальных затрат выступает лишь единственно осознанным РёРј естественным следствием РёР· этого ключевого положения. РџРѕРЅСЏРІ, наконец, это фундаментальное обстоятельство, легко можно расширить теперь перечень таких следствий, для чего достаточно прибегнуть опять-таки Рє совершенно элементарным логическим рассуждениям.
Ведь если названное краеугольное утверждение уже сознательно принять за основу, то из него далее неотвратимо следует еще несколько чрезвычайно важных для науки выводов. Рв первую очередь легко осознается, в частности, что для человека должно быть принципиально важно не только бережно относиться к выступающим в виде абстрактного труда специальным затратам своей обобщенной жизненной силы, но также и по возможности пополнять и вообще сохранять в более широком смысле этого слова ее фундаментальный запас! А значит, - именно данной цели и посвящен в конечном счете еще один важнейший экономический процесс - потребление ("непосредственное потребление", "потребление как таковое"). То самое потребление, между прочим, которое почему-то считалось у "классиков" количественно неопределенным и на этом основании даже было вообще выведено К.Марксом за сферу интересов непосредственно самой экономической науки. Теперь же мы можем устранить этот явный пробел в их рассуждениях и прямо предположить, что включение в анализ процесса потребления по меньшей мере столь же важно для полноценного осмысления любой экономической проблемы, как и собственно самого труда.
Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, наряду СЃ исходным понятием абстрактного труда РІ теории обязательно должно присутствовать Рё ничуть РЅРµ менее объективное понятие абстрактного потребления, отражающее РЅР° сей раз единое внутреннее содержание уже именно различных РїРѕ своей внешней форме конкретных потребительских актов! Сводящихся РІ конечном счете, подчеркнем еще раз, Рє сбережению тем или иным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј опять же обобщенной жизненной силы человека.
Р’ физическом плане процесс абстрактного потребления может принимать, как легко заметить, РґРІРµ принципиально мыслимые формы. Первая РёР· РЅРёС… связана непосредственно СЃ пополнением запаса жизненной силы (РїСЂСЏРјРѕРµ потребление) Рё может быть весьма наглядно представлена, например, физиологическим процессом питания. Вторая же олицетворяет СЃРѕР±РѕР№, напротив, уже само РїРѕ себе сбережение этой силы (косвенное потребление) Рё заключается РІ предотвращении (РІ общем случае - уменьшении) ее самопроизвольной утраты РІ результате протекания естественных природных процессов. РР±Рѕ РІСЃРµ РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ подвержено естественному разрушению, РІ чем Рё состоит РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ содержательное СЏРґСЂРѕ наиболее общего РёР· всех известных естественнонаучных законов - так называемого второго начала термодинамики. Рменно РІ отмеченном предотвращении такого разрушения, Р° значит - Рё собственно потерь обобщенной жизненной силы, Рё состоит конечный смысл потребления, скажем, одежды, жилища Рё РґСЂСѓРіРёС… аналогичных "защитных" благ. Р’СЃРµ же остальные РІРёРґС‹ потребления так или иначе сводятся РІ конечном счете Рє повышению эффективности именно названных РґРІСѓС… базовых форм, способствуя росту извлекаемого РїСЂРё РёС… реализации полезного эффекта.
Другими словами, РІСЃРµ возможные формы потребления имеют РІ своей РѕСЃРЅРѕРІРµ то принципиально общее, что связанный СЃ РЅРёРјРё абстрактный полезный эффект всегда выражается РІ РѕРґРЅРёС… Рё тех же единицах измерения, отражая СЃРѕР±РѕР№ РІ действительности объем приобретенной или сбереженной всеобщей жизненной силы. Рменно данное обстоятельство Рё позволяет говорить РѕР± абстрактном потреблении как Рѕ едином экономическом понятии, итоговый результат которого РЅРµ только принципиально поддается, РІРѕ-первых, опять же универсальному количественному исчислению, как ранее затраты того же абстрактного труда, РЅРѕ Рё, РІРѕ-вторых, что еще более важно, исчислению РІ тех же самых единицах, что Рё сами эти последние! Ведь РЅР° базе последнего вывода легко осознается далее еще целый СЂСЏРґ очень важных научных положений, как раз Рё позволяющих легко понять РІ конечном счете сам итоговый смысл всей СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ целом. РќРѕ РІ первую очередь становится теперь совершенно очевидным, что Рё сами специальные затраты тоже РјРѕРіСѓС‚ выступать СЃРЅРѕРІР°-таки РІ РґРІСѓС… основных СЃРІРѕРёС… ипостасях: либо РІ РІРёРґРµ РїСЂСЏРјРѕРіРѕ расхода жизненной силы (прямые ее потери), что, строго РіРѕРІРѕСЂСЏ, Рё есть сам абстрактный труд, либо опять же РІ РІРёРґРµ потерь косвенных.
Рта вторая, косвенная форма затрат имеет, как легко понять, самое непосредственное отношение уже именно Рє абстрактному потреблению (РІ обеих его формах) Рё состоит РЅР° самом деле просто РІ ограничении последнего! Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, само существование абстрактного потребления РїСЂСЏРјРѕ предполагает далее существование также Рё "абстрактного недопотребления", как РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ дополнительного РІРёРґР° специальных затрат. Р’ некоторых вариантах классической экономической теории (Рќ.РЈ.Сениор, Дж. РЎС‚. Милль Рё РґСЂ.) этот косвенный РІРёРґ потерь пытались-таки учесть РІ форме так называемых "издержек воздержания", РЅРѕ РїСЂРё этом вводили РёС…, Рє сожалению, чисто эмпирически. Рў. Рµ. без РІСЃСЏРєРѕРіРѕ теоретического обоснования РЅР° базе некой ключевой РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№ аксиомы, РёР±Рѕ такое обоснование принципиально невозможно дать, как теперь СЏСЃРЅРѕ, без обязательного предварительного осмысления самого РїРѕ себе абстрактного потребления. Рђ РѕРЅРѕ, повторим, так Рё осталось Сѓ классиков РІ целом абсолютно РЅРµ осознанным, вследствие чего тот же Карл Маркс, например, сознательно отказался вводить РІ СЃРІРѕСЋ теорию Рё собственно издержки воздержания, лишенные какой-либо строгой аргументации.
Но отмеченная двойственность совокупных абстрактных затрат, основанная на принципиальной одноразмерности обеих их составляющих, - это еще далеко не самое главное из того, что прямо следует из выявленной ранее фундаментальной одноразмерности самих затрат и абстрактного полезного эффекта. Ведь теперь появляется прямая возможность выразить количественно, причем в принципиально одинаковых единицах измерения, как сами полные затраты, связанные с тем или иным определенным производственным процессом, так и его итоговый полезный результат, извлекаемый в конечном счете при потреблении создаваемого здесь продукта! А следовательно,- попросту сравнить, наконец, между собой эти два главных параметра любого процесса производства и сформулировать в итоге на данной простейшей основе сам фундаментальный смысл экономической деятельности вообще: получение результата, принципиально превышающего по своему размеру инициировавшие его создание целенаправленные затраты! Для того, собственно говоря, и нужны сами эти последние, ибо какой-то уровень потребления может существовать в общем случае и без таковых. Теперь же он принципиально увеличивается, благодаря чему опять же решается сама конечная задача сохранения и наращивания запаса жизненной силы соответствующего человека!
Краткий комментарий
Вот и все объяснение фундаментальной сути экономики, которое заняло, как и было обещано, всего несколько страниц (и которое легко может понять, согласитесь, любой обыкновенный здравомыслящий человек). Причем для осмысления этой ее сущности, обращаем теперь внимание особо, мы не использовали никаких других исходных аксиом, кроме постулированных самой экономической наукой. Мы просто сделали из главной аксиомы классической ее школы (причем принципиально одной единственной!) совершенно естественные выводы, позволившие существенно дополнить и углубить названную базовую аксиоматику. Но так и не стали, повторим, выходить за ее исходные рамки, хотя и посмотрели теперь на экономику с существенно более широких позиций. А это означает, что вообще не должно возникать никаких сомнений в конечной истинности нарисованной сейчас нами общей картины, если только не отказываться при этом также и от всех предыдущих наработок самой классической экономической теории! Впрочем, уже сама по себе предельная простота этой очень выразительной картины делает ее настолько естественной и наглядной, что она едва ли способна вызвать теперь у кого-нибудь элементы сомнения.
Напротив - опыт показывает, что некоторые РёР· читателей испытывают сейчас, возможно, даже некоторое разочарование РѕС‚ РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ простоты полученных нами ответов РЅР° казалось Р±С‹ "вечные" РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ экономической теории, РёР±Рѕ инстинктивно готовились Рє привычным РёРј трудным Рё весьма многочисленным рассуждениям. Рђ теперь вообще готовы, вполне вероятно, заявить, что почти РІСЃРµ РёР· вышеизложенного РѕРЅРё фактически давно "чувствовали" сами Рё потому описанная картина экономической реальности является для РЅРёС… РїРѕ существу самоочевидной. РќРѕ такое впечатление, как далее будет специально показано, обманчиво - очевидной сущность СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё становится РІ действительности лишь после обязательного осмысления приведенных сейчас нами конкретных рассуждений. РС… конечный смысл состоит, как уже СЏСЃРЅРѕ, просто РІ доведении "классического" принципа абстрагирования РґРѕ существенно более глубокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ Рё результирующем распространении его РІ итоге РЅРµ только РЅР° труд, РЅРѕ Рё РІСЃРµ остальные экономические категории. РџСЂРё этом РІ полной мере становится РІРёРґРЅР°, подчеркнем, глубокая правота еще РѕРґРЅРѕРіРѕ величайшего ученого, главного создателя классической теории электромагнитного поля Джеймса Клерка Максвелла, непосредственно утверждавшего (СЃРј. третий эпиграф Рє настоящей статье), что РІ науке "уровень прогресса РїСЂСЏРјРѕ связан СЃ уровнем абстрагирования"! Без такого абстрагирования, как теперь будет кратко продемонстрировано, осмыслить РґРѕ конца выявленные сейчас простейшие истины невозможно РІ принципе.
Ртак, итоговая сущность СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, повторим еще раз, состоит просто-напросто РІ получении РїСЂРё помощи целенаправленных затрат определенного полезного эффекта, принципиально превышающего таковые РїРѕ своей величине. Разность же между этими величинами как раз Рё является тем искомым выигрышем, ради которого Рё осуществляется РІСЃСЏ деятельность. Причем теперь можно условно различать РґРІРµ части полного выигрыша, связанные, соответственно, СЃ РїСЂСЏРјРѕР№ Рё косвенной формами целенаправленных затрат - абстрактным трудом Рё абстрактным недопотреблением. Рхотя конечной целью любых экономических усилий является, понятно, только РІСЃСЏ СЃСѓРјРјР° РІ совокупности, РЅР° практике каждая РёР· указанных частей полного выигрыша имеет определенные особенности РІ своем конкретном проявлении. Рэто, РєСЂРѕРјРµ всего прочего, РїСЂСЏРјРѕ сказывается Рё собственно РЅР° осмыслении ее экономической наукой. Выигрыш РѕС‚ целенаправленного недопотребления, например, РІ некоторых СЃРІРѕРёС… проявлениях хорошо виден РІ современной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ каждому - ведь практически всем известно, что итоговая цель предпринимательства состоит РІ конечном счете именно РІ том, чтобы затратив сначала какое-то определенное количество денег, получить благодаря этому РІ итоге принципиально больше, извлекая тем самым так называемую предпринимательскую прибыль.
Рменно счастливая возможность выразить здесь затраты Рё результат РІ строго одинаковых внешних единицах измерения - денежных - позволяет РІ данном частном случае РїСЂСЏРјРѕ сравнивать РёС… между СЃРѕР±РѕР№ Рё вычитать затем РґСЂСѓРі РёР· РґСЂСѓРіР° РЅРµ прибегая Рє более строгим рассуждениям. Рпотому эта составная часть выигрыша издавна была предметом изучения экономической науки, фигурируя РІ трудах авторов классической ее школы РІ форме так называемой "прибыли РЅР° капитал", Р° неоклассической - "процента" (существуют Рё РґСЂСѓРіРёРµ формы проявления выигрыша РѕС‚ воздержания, которые РІ настоящей статье рассматриваться РїРѕРєР° РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚). Выигрыш же РѕС‚ целенаправленного труда, напротив, принципиально скрыт РѕС‚ посторонних глаз, Рё вследствие этого РЅРµ только РЅРµ осознается РЅР° обыденном СѓСЂРѕРІРЅРµ, РЅРѕ зачастую остается непонятым также Рё собственно экономической теорией. Р’ частности,- РѕРЅ так РЅРёРєРѕРіРґР° Рё РЅРµ был осознан "классиками", Р° РІ неоклассической теории хотя Рё присутствовал РІ неявном РІРёРґРµ РЅР° этапе ее становления, РІ конце концов оказался однако, как РјС‹ еще СѓРІРёРґРёРј, полностью потерян. РќРѕ для целостного осмысления экономической действительности выигрыш РѕС‚ труда, как теперь всем СЏСЃРЅРѕ, столь же важен, как Рё выигрыш РѕС‚ недопотребления, РёР±Рѕ только РІ совокупности РѕРЅРё позволяют РґРѕ конца осознать саму итоговую цель предпринимаемых здесь комплексных усилий. Рнепонимание его большинством людей принципиально РЅРµ позволяет осмыслить РёРј РїРѕ-настоящему также Рё саму базовую суть всей СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ целом.
Впрочем, Рё РІ отношении объяснения выигрыша РѕС‚ воздержания, выступающего РІ достаточно чистом РІРёРґРµ, как уже было сказано, РІ форме хорошо знакомого всем процента, науке тоже похвастаться РїРѕРєР° РІ целом абсолютно нечем. Ведь процент, Р° также Рё вообще сама предпринимательская прибыль (РІ современной теории эти понятия разделяются), хотя Рё находятся уже множество лет РІ центре всеобщего внимания, РЅРѕ представляют СЃРѕР±РѕР№ РІ действительности самый настоящий камень преткновения для абсолютно всех существовавших РєРѕРіРґР°-либо экономических теорий. РС… авторы, подчеркнем, буквально "сломали себе Р·СѓР±С‹" (хотя некоторые так Рё РЅРµ поняли этого) РІ бесплодных попытках объяснить истинное происхождение любого СЂРѕРґР° прибыли. Причем для собственно классической экономической школы такой РёСЃС…РѕРґ выглядит теперь совершенно естественным: РѕРЅР° принципиально РЅРµ могла понять сущность любого выигрыша прежде всего РёР·-Р·Р° того, что умела количественно измерять РЅР° абстрактном СѓСЂРѕРІРЅРµ, как выше уже было отмечено, лишь РѕРґРЅРё только затраты. Сам же результат производства, заключающийся РІ абстрактном полезном эффекте, извлекаемом РїСЂРё потреблении его продукта, РІ количественном отношении оставался для нее РІ целом, повторим, тайной Р·Р° семью печатями.
Рђ следовательно, - столь же неуловимым был Рё сам абстрактный выигрыш, равный разности между названными результатом Рё затратами. (Всегда, Р° РЅРµ только РІ некоторых особых частных случаях, способных быть выраженными РІ строго одинаковых единицах измерения - РёСЃС…РѕРґРЅРѕ обязательное условие для самого РёС… сравнения Рё последующего РїСЂСЏРјРѕРіРѕ вычитания РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· РґСЂСѓРіРѕРіРѕ.) Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, РёР· РґРІСѓС… основных "РЅРѕРі", РЅР° которых Рё "стоит" РЅР° самом деле СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° - специальных затрат Рё получаемого СЃ РёС… помощью полезного эффекта - классическая школа смогла опереться РІ какой-то мере только РЅР° РѕРґРЅСѓ РёР· РЅРёС… (затраты). Откуда Рё сама ее "теоретическая хромота", принципиально РЅРµ позволяющая осознать истинную суть всей данной деятельности РІ целом. Рљ тому же Рё сами затраты оказались осмыслены ею, напомним, РїРѕ-настоящему только наполовину, С‚. Рє. издержки воздержания были введены здесь РІ теорию разве что только номинально (РґР° Рё то далеко РЅРµ всеми). Рђ значит, - для адекватного осмысления собственно выигрыша РѕС‚ недопотребления, лежащего РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ того же процента, Сѓ "классиков" вообще РЅРµ было абсолютно никаких реальных шансов.
В целом же их теория может быть охарактеризована как концепция, сумевшая познать главные аспекты фундаментальной экономической реальности фактически только на четверть, т. к. и затраты, и эффект, уточним еще раз специально, обязательно содержат в себе в общем случае как прямую, так и косвенную составляющие. Т. е. являются, как и все в природе, двойственными, вследствие чего сама экономическая теория для полноты охвата ею всех рассматриваемых явлений должна опираться в конечном счете уже на четыре специальных своих "ноги". А классическая школа сумела до конца осмыслить из этих четырех главных элементов экономики лишь один только абстрактный труд, из-за чего ее общая "теоретическая хромота" оказалась еще более ярко выраженной. В некоторых особых частных случаях, правда, которые за неимением места мы здесь обсуждать не будем, частично были осмыслены и другие элементы, так что в целом степень ее приближения к правильному пониманию должна быть оценена по справедливости как промежуточная между четвертью и половиной. Но итоговая оценка самой возможности "классиков" осознать истинную сущность экономики остается при этом, ясно, все же принципиально негативной.
Рдействительно - ни Смит, ни Рикардо, как хорошо известно, так и не сумели ничего конкретного сказать о происхождении хотя бы той же единственно осознанной ими прибыли на капитал. Т. е. логически вывести само ее существование непосредственно из отмеченной выше главной аксиомы своей теории. Рпотому просто постулировали названную прибыль как самостоятельную данность на правах еще одной отдельной аксиомы, никак не связанной с исходной. Не намного дальше продвинулись на этом пути, впрочем, и упоминавшиеся уже выше Н.У.Сениор и Дж. Ст. Милль, в целом правильно связавшие процент с издержками воздержания. Но фактически просто постулировавшие опять же как сами эти издержки, так и собственно порождаемый ими процент, никак не увязав их с упомянутой главной аксиомой. К.Маркс же, как раз и поставивший перед собой прежде всего задачу разрешить, наконец, эту наболевшую проблему - объяснить на основе одной только аксиомы об абстрактном труде лежащую на поверхности вещей злополучную прибыль на капитал, - казалось бы добился желанной цели. Умудрившись совершить вообще невозможное, он неким непостижимым образом "объяснил"-таки названную прибыль в рамках все такой же принципиально ограниченной сугубо "затратной" классической теории, в которой отрицание универсальной измеримости полезного эффекта выступало по существу базовой отправной точкой всей аргументации!
Но теперь уже каждому должно быть очевидно, даже без вникания в конкретные детали его концепции, что такой результат можно было получить на описанной исходно ограниченной основе только ценой скрытого нарушения законов логики. Другое дело, что для строгого научного подхода одного только отмеченного понимания в целом еще совершенно недостаточно и требуется обязательно указать далее (с соответствующими аргументами) на саму допущенную Марксом ключевую логическую неточность. Но в рамках данной статьи, к сожалению, сделать это в полной мере просто невозможно - ведь анализ конкретных ошибок, как хорошо известно, всегда необычайно сложен и объемен, особенно если речь идет о логической неточности такого в высшей степени аккуратного в данном отношении автора, каковым, без сомнения, был К.Маркс.
Сам же данный предельно краткий анализ основных классических концепций мы на этом вообще заканчиваем, а вместе с ним - и весь настоящий беглый комментарий к основным выводам данной основополагающей статьи в целом. Отметим только напоследок, что и у оставшейся пока не рассмотренной неоклассической школы существует точно такая же ограниченность в самом понимании исходных аспектов экономики, как и у анализировавшейся до сих пор классической. Разве что только проблемы у нее возникли, в отличие от последней, в первую очередь со строгим научным осмыслением на сей раз уже самих абстрактных производственных затрат! Причем сначала опять-таки одних только издержек воздержания, а затем и всех реальных затрат в совокупности, что с точки зрения возможности осознания истинной природы прибыли (в том числе и собственно процента) принципиально вело, понятно, к неизбежно негативному итоговому результату. Другими словами, неоклассическая концепция тоже оказалась в своей основе страдающей все той же упомянутой теоретической "хромотой", хотя теперь уже и на противоположную основную экономическую "ногу".
Что же касается введенного выше количественного представления степени приближения той или РёРЅРѕР№ школы Рє истинному пониманию фундаментальной экономической реальности, то РІ соответствии СЃ нашей схемой неоклассическая теория должна быть признана относительно верной примерно РІ такой степени: РЅР° начальном своем этапе - РЅР° три четверти (Р·Р° счет осмысления обеих базовых форм абстрактного потребления Рё РѕРґРЅРѕР№ - трудовой - формы абстрактных затрат), РЅР° заключительном - только наполовину. Р’ конечном же счете, если учесть некоторые вторичные обстоятельства, даже еще меньше, С‚. Рµ. итоговая ее количественная оценка опять же расположилась РІ промежутке между половиной Рё четвертью. РќРѕ строго проиллюстрировать Рё объяснить данное несколько парадоксальное положение дел РјС‹ сможем, Рє сожалению, уже только РІ следующей специальной статье, так Рё называющейся: "Рћ сложной СЃСѓРґСЊР±Рµ неоклассической теории". РР±Рѕ полноценный анализ возможных вариантов искаженного понимания простой самой РїРѕ себе истины, как уже отмечалось (Рё как легко установить даже РїРѕ размерам настоящего раздела), всегда намного сложнее Рё объемнее ее непосредственного позитивного изложения.
Список литературы
1. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - Пресс, 1996.
2. Блауг Рњ. Ркономическая мысль РІ ретроспективе. - Рњ.: "Дело ЛТД", 1994.
3. Рстоки: РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ истории народного хозяйства Рё экономической мысли. Вып. 1. - Рњ.: РРєРѕРЅРѕРјРёРєР°, 1989.
4. Ньютон Рсаак. Математические начала натуральной философии. - Рњ.: Наука, 1989.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/