Михаил Щербаченко, ОАО "ВЗТДиН"
В последнее время на многих российских предприятиях все чаще принимается решение о внедрении систем, автоматизирующих процесс бюджетирования. Но, как показывает практика, сроки ввода системы в эксплуатацию нередко затягиваются. Одной из причин этого является большая номенклатура выпускаемой продукции и, как следствие, сложность и трудоемкость ввода нормативно-справочной информации.
Такая проблема встала и на нашем предприятии.
После детального анализа были выявлены узкие участки, на которых наблюдалось отставание по срокам от общего процесса внедрения.
Прежде всего трудности возникли при прогнозировании спроса на готовую продукцию. Для большой номенклатуры (~ 2 тыс. позиций с учетом всех выпускаемых типоразмеров) и чуть меньшего количества покупателей распланировать спрос вручную оказалось достаточно трудоемко. Первоначально в качестве решения проблемы было предложено укрупнить планирование в двух измерениях:
по группам номенклатуры (ассортиментным группам);
по группам клиентов.
Укрупнение плана до ассортиментных групп (болты, гайки, шпильки и т.п.) сократило количество позиций более чем на 2 порядка, а покупатели были разбиты на несколько основных групп (клиенты, работающие по ранее заключенному договору, автопромышленность и т.п.). Так как эта работа была поручена коммерческой службе, номенклатура оказалась представлена в классификации удобной для отдела продаж. Таким образом, распланировать спрос в такой структуре стало менее трудоемко.
Но здесь возникла другая проблема. Для расчета производственной программы по ассортиментным группам необходимо спрогнозировать нормируемые затраты:
нормы расхода основных и вспомогательных материалов;
пооперационные расценки (зарплата основных рабочих);
нормы на энергетические ресурсы;
нормы комплектности.
Нормативно-справочная информация (РќРЎР) РїРѕ нормируемым затратам присутствует РЅР° предприятии для конкретной номенклатуры РїРѕ конкретным типоразмерам. Поэтому выигрыш РІ трудозатратах РЅР° РІРІРѕРґ планового СЃРїСЂРѕСЃР° "компенсировался" трудозатратами получения РќРЎР РїРѕ ассортиментным группам. РўРѕ есть, чтобы просчитать производственную программу РЅР° некий "средний болт", нужно получить средние РЅРѕСЂРјС‹ РЅР° основные Рё вспомогательные материалы, средние расценки РїРѕ операциям Рё прочие нормируемые затраты, Р° для этого необходимо, как РјРёРЅРёРјСѓРј, определить РІСЃСЋ номенклатуру РІ структуре, предложенной коммерческой службой. РљСЂРѕРјРµ этого любое усреднение ведет Рє увеличению погрешности РІ расчетах, причем эта погрешность растет РІ геометрической прогрессии РѕС‚ количества измерений, претерпевших укрупнение.
После рассмотрения предложенной классификации по потребителям несогласие выразила экономическая служба. Представленное коммерсантами разбиение по группам потребителей затрудняет возможность анализа полученных результатов, соотнесения плановых данных с фактическими.
На основании вышеописанных сложностей решение об укрупнении планирования спроса было признано неприемлемым. Поступило предложение взять за основу прогнозирования спроса отгрузку аналогичных прошлых периодов, откорректировать и дополнить новыми планируемыми к выпуску изделиями. Для этого был проведен целый комплекс работ:
из учетной системы предприятия была извлечена информация об отгрузке второго полугодия 2002 и 2001 годов в натуральных и стоимостных показателях с учетом скидок;
проведен ABC-анализ покупателей, для планирования выбраны покупатели, по которым отгрузка в денежном выражении превысила определенную сумму (пренебрежимо малую), остальные покупатели были отнесены в группу прочих клиентов;
проведен ABC-анализ номенклатуры, для планирования выбрана номенклатура, по которой отгрузка составила не менее 1% от общей отгрузки по полугодию;
для анализа коммерческой службе предоставлена информация РїРѕ сравнению фактической отгрузки второго полугодия 2001-2002 РіРѕРґРѕРІ СЃ планируемым СЃРїСЂРѕСЃРѕРј РЅР° 2003 РіРѕРґ. Рнформация была представлена РІ СѓРґРѕР±РЅРѕР№ для анализа форме СЃ помощью сводных таблиц, графиков Рё диаграмм РІ приложении MS Excel;
в приложении MS Access изготовлен инструмент для предварительной пометки и редактирования клиентов и номенклатурных позиций для включения в планируемый спрос.
Таким образом, количество планируемой номенклатуры было уменьшено РІ три раза, причем погрешность планирования практически РЅРµ увеличилась. После того, как коммерческая служба скорректировала СЃРїСЂРѕСЃ РІ натуральном выражении, РІРѕР·РЅРёРє РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ ценах отгрузки. РР· учетной системы РІ откорректированный помесячный СЃРїСЂРѕСЃ автоматически были помещены цены РёР· текущего общего прайс-листа. РќРѕ так как политика предприятия предусматривает наличие разных СЃРєРёРґРѕРє для различных клиентов, коммерческая служба подготовила СЃРїРёСЃРѕРє планируемых СЃРєРёРґРѕРє РѕС‚ текущих цен РїРѕ потребителям Рё информация автоматически была учтена РІ данных Рѕ СЃРїСЂРѕСЃРµ. Аналогично была внесена информация РїРѕ отсрочкам платежа РїРѕ клиентам помесячно.
После проведения этих операций мы получили массив информации в электронном виде, а точнее таблицу на SQL-сервере, следующей структуры:
Месяц | Код продукта | Код клиента | Количество | Цена | Отсрочка |
Автоматизированная система бюджетирования, используемая РЅР° предприятии для постановки бюджетного планирования, реализована РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ современной системы управления базами данных Рё обеспечивает различные средства интеграции СЃ внешними информационными системами предприятия. Подсистема "Синхронизация данных" предназначена для импорта данных РёР· различных внешних источников Рё приведения РёС… РІ точное соответствие СЃ данными, содержащимися РІ таблицах самой системы, РїСЂРё помощи шлюзов - преобразователей данных. Рспользование шлюзов позволяет произвести закачку Рё синхронизацию данных бесконечное число раз, РїСЂРё этом удаляя ранее закаченные РїСЂРё помощи шлюза данные, РЅРµ повреждая данные, занесенные пользователем.
Рспользуя модуль синхронизации данных, информация РїРѕ запланированному СЃРїСЂРѕСЃСѓ попала РІ систему бюджетирования Рё стала доступна для включения РІ расчет общего бюджета предприятия.
Часть данных РїРѕ СЃРїСЂРѕСЃСѓ РІСЃРµ-таки пришлось занести вручную - данные РїРѕ новым изделиям. Рта информация заносилась РІ систему параллельно СЃ тем, как редактировался массив, полученный автоматическим путем.
Ввод нормативно-справочной информации, касающейся выпускаемой номенклатуры, как было сказано выше, также долог и трудоемок. Список из 600 позиций выпускаемых изделий тоже не мал. Вывод напрашивается сам собой - нужна автоматизация ввода, тем более что требуемые данные в том или ином электронном виде, но присутствуют и доступны.
Р’Рѕ-первых, РЅРѕСЂРјС‹ РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ Рё вспомогательный материал. РќР° предприятии функционирует так называемый технологический модуль - программа, РІ которой технологическая служба ведет номенклатурный справочник, цеховые маршруты (переходы), описывает маршрутную пооперационную технологию изготовления изделий, Р° экономическая служба - пооперационные расценки РїРѕ зарплате основных рабочих. Комплекс имеет двухуровневую архитектуру Рё реализован РЅР° SQL-Server Рё MS Access. Ртот модуль стал современным приемником РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· проектов, выполненных РЅР° РР’Рњ ЕС 1036 РІ начале 80-С…, РїРѕ ведению технологической РќРЎР. Был создан инструмент, который преобразовывает информацию РїРѕ структуре производства, нормам материалов, пооперационным технологическим маршрутам Рё расценкам Рє структуре, приемлемой для ее загрузки РІ автоматизированную систему бюджетирования Рё РІСЃРµ эти данные автоматически стали доступны для включения РІ расчет общего бюджета предприятия.
Во-вторых, немаловажный фактор, который необходимо учитывать при расчете производственной программы промышленного предприятия, а значит и общего бюджета предприятия - остатки на складах готовой продукции. На момент расчета бюджета предприятия затоваренность склада представляла довольно внушительную величину. Было предложено несколько методов моделирования растоваривания склада, но после разностороннего анализа было принято решение в качестве прогноза принять постепенное снижение остатков на 2-3% в месяц. По ряду позиций коммерческая служба запланировала более скорые темпы растоваривания. Теперь нужно было перенести полученные прогнозы в электронный вид. Для этого из действующей учетной системы были выбраны остатки на текущий момент, на них была наложена принятая схема растоваривания и, затем, они были выведены на редактирование для коммерсантов. В качестве промежуточного редактирования использовались обычно распространенные и доступные приложения MS Office, в частности MS Excel и MS Access. Далее отредактированные данные по нормам остатков на складах готовой продукции были представлены в форме, приемлемой для ее загрузки в автоматизированную систему бюджетирования.
Р’-третьих, достаточно объемной задачей стало отражение планируемых цен реализации Рё индексов РёС… изменения. Так как СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° продукцию планировался СЃ учетом реализации прошлых периодов, то цены РЅР° продукцию СЏРІРЅРѕ требовали корректировки. Для этого коммерческой службе было дано задание спрогнозировать отпускные цены. Р—Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ решено было взять текущие цены прайс-листа. Р’ автоматическом режиме СЃ помощью модуля синхронизации данных РёР· учетной системы цены попали РІ бизнес-РїСЂРѕРіРЅРѕР·С‹ "РЎРїСЂРѕСЃ" Рё "Рндексы изменения цен" автоматизированной системы бюджетирования.
Таким образом, основные данные попали в систему бюджетного планирования и стали доступными для расчета. Недостающая информация была введена в систему вручную. Пробный расчет бюджета показал, что входные данные частично некорректны. Например, что по части запланированной номенклатуры отсутствуют нормы на основной материал или вспомогательный материал, по другим позициям не внесены цены, третья часть не определена в структуре производства и т.п. Вывод напрашивался сам собой - необходима система тестов на корректность и полноту входной информации. После анализа сложившейся ситуации было принято решение протестировать входные данные по следующим направлениям:
отсутствие норм по основным и вспомогательным материалам;
отсутствие расценок по операциям по основным рабочим;
отсутствие номенклатуры в структуре производства;
неопределенные отпускные цены;
неопределенные цены на материалы;
неопределенные производственные мощности по номенклатуре.
Р—Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ была взята информация РїРѕ СЃРїСЂРѕСЃСѓ РЅР° готовую продукцию, то есть данные РґСЂСѓРіРёС… бизнес-РїСЂРѕРіРЅРѕР·РѕРІ тестировались РїРѕ СЃРїРёСЃРєСѓ номенклатуры Рє планируемой реализации. Другими словами, каждый номенклатурный номер, запланированный РІ бизнес-РїСЂРѕРіРЅРѕР·Рµ "РЎРїСЂРѕСЃ" прогонялся через систему тестов, смоделированных СЃ помощью представлений SQL Server. Рто беспрепятственно позволила сделать открытая архитектура программного комплекса для расчета бюджета. Представления, показывающие результаты тестов, были визуализированы для пользователя СЃ помощью стандартного инструмента MS Excel - сводных таблиц, Рё позволили получать РІ течение работ РїРѕ составлению бюджета актуальную информацию РїРѕ отклонениям РІ корректности РќРЎР Рё бизнес-РїСЂРѕРіРЅРѕР·РѕРІ. Проведя несколько итераций РїРѕ тестированию Рё корректировке входных данных, планово-бюджетная служба приняла решение Рѕ том, что отклонения РІ корректности НСРпренебрежимо малы. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, входные данные для расчета СЃРІРѕРґРЅРѕРіРѕ бюджета предприятия введены полностью.
Расчет был выполнен, но как показала практика, набор отчетных форм, представленных в выбранной системе, недостаточно полно соответствовал специфики нашего предприятия. Рэти неудобства были связаны не только с многономенклатурностью производства, но и с другими причинами. Например, производственная программа согласно принятой на предприятии учетной политике, должна была быть обсчитана в средних учетных ценах, а не в отпускных, как предлагается в системе. А представление спроса и отгрузки по клиентам в разрезе укрупненных групп номенклатуры вообще отсутствует.
Как было сказано выше, выбранная система для автоматизации бюджетного процесса имела открытую архитектуру. То есть было представлено полное описание представлений SQL Server, которые могут быть использованы в отчетах различного рода. Например, представление "dbo.отч_ПроизвПрограммаОтходыРазвернутая" показывает отходы по производственной программе в разрезе подразделений, развернутые помесячно, а "dbo.отч_СебестоимостьПроизводственнаяГодАГ" - годовую производственную себестоимость в разрезе ассортиментных групп. Наряду с представлениями, выводящими информацию уже в удобном для пользователя виде, в системе имеются "представления-полуфабрикаты", которые могут быть использованы в качестве самостоятельных "кирпичиков" для составления более сложных и специфических отчетов силами IT-службы предприятия. Таким образом, проблема недостающих и специфических отчетов была решена малыми силами в кратчайшие сроки с использованием стандартных и вновь разработанных представлений данных. Новые отчеты, представляющие рассчитанный сводный бюджет предприятия в удобной для пользователя форме, были визуализированы с помощью сводных таблиц MS Excel.
Вот, вкратце, все проблемы, возникшие при внедрении автоматизированной системы бюджетного планирования на нашем многономенклатурном предприятии, и описания путей их решения.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cfin.ru