Рстория эволюции представлений Рѕ роли государства РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Меркантелисты. Классическая теория. Кейнсианская теория. Неоклассическая теория. Функции государства РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Методы государственного воздействия РЅР° рынок.
Введение.
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности
- государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
1. Рстория эволюции представлений Рѕ роли государства РІ _ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ.
а) Меркантилисты.
Рстория государственного регулирования РІРѕСЃС…РѕРґРёС‚ Рє концу средневековья. Р’ то время РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ экономической школой была школа меркантилистов. РћРЅР° провозглашала активное вмешательство государства РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим РѕРЅРё призывали поощрять СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ Рё сдерживать РёРјРїРѕСЂС‚.
б) Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений Рѕ роли государства стала работа Рђ.Смита "Рсследование Рѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ Рё причинах богатства народов", РІ которой РѕРЅ утверждал, что "свободная РёРіСЂР° рыночных СЃРёР»"(принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство" (Варга Р’. Роль государства РІ рыночном хозяйстве. РњРРёРњРћ N11, 1992Рі.,стр.131).
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
в) Кейнсианская теория.
Р’ 30-Рµ РіРѕРґР° нашего века, после глубочайшего спада СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РЎРЁРђ, Дж. Кейнс выдвинул СЃРІРѕСЋ теорию, РІ которой РѕРЅ опроверг взгляды классиков РЅР° роль государства. Теорию Кейнса РјРѕР¶РЅРѕ назвать "РєСЂРёР·РёСЃРЅРѕР№" так как РѕРЅ рассматривает СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ РІ состоянии депрессии. РџРѕ его теории, государство должно активно вмешиваться РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ РїРѕ причине отсутствия Сѓ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ рынка механизмов, которые РїРѕ-настоящему обеспечивали Р±С‹ выход СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РёР· РєСЂРёР·РёСЃР°. Кейнс считал, что государство должно воздействовать РЅР° рынок РІ целях увеличения СЃРїСЂРѕСЃР°, так как причина капиталистических РєСЂРёР·РёСЃРѕРІ - перепроизводство товаров. РћРЅ предлагал несколько инструментов. Рто гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика Рё РґСЂ. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через РѕРґРёРЅ РёР· серьезнейших барьеров - РЅРµ эластичность заработной платы. Рто достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег РІ обращении. РџСЂРё увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный СЃРїСЂРѕСЃ Рё СЂРѕСЃС‚ занятости. РЎ помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки Рё Р·Р° счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Рто РЅРµ только уменьшит безработицу, РЅРѕ Рё снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель государственногорегулирования,предложенная
Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неконсервативная модель регулирования.
г) Неоклассическая теория.
Теоретической РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась РІ отказе РѕС‚ воздействия РЅР° воспроизводство через СЃРїСЂРѕСЃ, Р° вместо этого - использование косвенных мер воздействия РЅР° предложение. Сторонники СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления Рё возродить СЃРІРѕР±РѕРґСѓ частного предпринимательства. Ркономический РїРѕСЃС‚ рассматривается как функция РѕС‚ накопления капитала, которое осуществляется РёР· РґРІСѓС… источников: Р·Р° счет собственных средств, С‚.Рµ. капитализации части прибыли Рё Р·Р° счет заемных средств (кредитов). Поэтому РІ соответствии СЃ этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала Рё повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Следующий комплекс мер - реализация политики РґРµ регулирования. Рто означает ликвидацию регламентаций РїРѕ ценам Рё заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, РґРµ регулирование рынка рабочей силы Рё РґСЂ.
Таким образом, в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
2. Функции государства в экономике.
Вмешательство государства РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ преследует определенные функции. Как правило, РѕРЅРѕ корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму Рё СЃ которыми РѕРЅ сам либо справиться РЅРµ РІ состоянии , либо это решение неэффективно. Государство берет РЅР° себя ответственность Р·Р° создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, Р·Р° ограничение власти монополий. РћРЅРѕ также заботится Рѕ производстве достаточного количества общественных товаров Рё услуг, так как рыночный механизм РЅРµ РІ состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства РІ экономической Р¶РёР·РЅРё диктуется еще Рё тем, что рынок РЅРµ обеспечивает социально справедливое распределение РґРѕС…РѕРґР°. Государству надлежит заботиться РѕР± инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Рто необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно РґРѕСЂРѕРіРѕ Рё, как правило, РЅРµ РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ быстрых РґРѕС…РѕРґРѕРІ. Поскольку рынок РЅРµ гарантирует право РЅР° труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры РїРѕ сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
Антитрестовское регулирование.
Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.
Естественная монополия существует РІ тех случаях, РєРѕРіРґР° РѕРґРЅР° фирма может обеспечивать весь рынок, имея более РЅРёР·РєРёРµ издержки РЅР° единицу продукции, достигаемые Р·Р° счет масштаба. Рто характерно для предприятий общественного пользования, РіРґРµ для достижения РЅРёР·РєРѕР№ цены необходима крупномасштабная деятельность.
Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.
Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.
Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.
Другим РІРёРґРѕРј контроля являются антитрестовские законы. Рта форма контроля имеет богатую историю. Р’ 1890Рі. был РїСЂРёРЅСЏС‚ знаменитый закон Шермана, запрещающий любые РІРёРґС‹ СЃРіРѕРІРѕСЂР° Рё любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что РЅРµ позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона РѕС‚ 1914Рі. Р’ принципе РѕРЅ был продолжением закона Шермана Рё лишь уточнял некоторые его пункты.
В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.
Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.
Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.
3. Методы государственного воздействия на рынок.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.
Государственные расходы . считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.
Другим важным инструментом государственной политики является _ налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например, в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).
Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.
-пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
-регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
-прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).
Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.
Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета Рё одновременно РЅРµ вызвать недовольства налогоплательщиков. РџСЂРё слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение РѕС‚ уплаты налогов. РќР° современном этапе РІ Р РѕСЃСЃРёРё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ именно такая ситуация. Государству РЅРµ хватает средств, РѕРЅРѕ повышает налоги, предприниматели РІСЃРµ чаще уклоняются РѕС‚ РёС… уплаты, следовательно, РІ бюджет идет РІСЃРµ меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый РєСЂСѓРі. РЇ считаю, что РІ данной ситуации резонно понизить налоги. Рто уменьшит стимулы Рє неуплате, сделает 3честное 0предпринимательство более прибыльным, приведет Рє большим доходам государства Рё СЃРЅРёР·РёС‚ уровень криминализации бизнеса.
Государственное регулирование. 0призвано координировать экономические процессы Рё увязывать частные Рё общественные интересы. РћРЅРѕ осуществляется РІ законодательной, налоговой, кредитной Рё субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером РјРѕРіСѓС‚ служить антимонопольные законы. Налоговая Рё кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов Рё кредитов для воздействия РЅР° национальный объем производства. Рзменяя налоговые ставки Рё льготы, правительство воздействует РЅР° сужение или расширение производства. РџСЂРё изменении условий кредитования государство влияет РЅР° уменьшение или увеличение объема производства.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала(инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночных ценах.
Государственное предпринимательство осуществляется РІ тех областях, РіРґРµ хозяйственность противоречит РїСЂРёСЂРѕРґРµ частных фирм или Р¶Рµ требуются огромные вложения средств Рё СЂРёСЃРє. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ отличие РѕС‚ частного предпринимательства состоит РІ том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит РЅРµ РІ получении РґРѕС…РѕРґР°, Р° РІ решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса Рё С‚.Рґ. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий Рё отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Рто прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, СЃРІСЏР·СЊ). Рљ проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот РІ различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наук Рё капиталоемким отраслям СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ целях ускорения научно-технического прогресса Рё укрепления РЅР° этой РѕСЃРЅРѕРІРµ позиций страны РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј хозяйстве, проведение региональной политики - строительство РІ экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся РїРѕ закону государственной монополией.
Я считаю, что государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода.
Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными. Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.
Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.
Если СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° обременена избыточным количеством государственных предприятий, РІ сложное положение попадают РёС… работники. Рменно РѕРЅРё становятся первой жертвой правительственной политики, направленной РЅР° преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие РІ госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Р’РёРґРёРјРѕ поэтому волна приватизации, прокатившаяся РІ 80-Рµ РіРѕРґС‹ РїРѕ экономикам западных стран РЅРµ вызвала широких протестов СЃРѕ стороны РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ массы занятых РІ государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись РѕС‚ государственного давления, РѕРЅРё сумеют РІ полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.
4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства.
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, Р·Р° которой РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. РўРѕРіРґР° рано или РїРѕР·РґРЅРѕ встает РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ разгосударствлении СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, избавление ее РѕС‚ чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль Р·Р° ценами Рё РґСЂ.). Рто РЅРµ означает, что государство снимает СЃ себя ответственность Р·Р° неконтролируемый СЂРѕСЃС‚ цен Рё должно отказаться РѕС‚ планирования. Рыночная система РЅРµ исключает планирования РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ предприятий, регионов Рё даже народного хозяйства; правда, РІ последнем случае РѕРЅРѕ обычно является "РјСЏРіРєРёРј", ограниченным РїРѕ срокам, масштабам Рё РґСЂСѓРіРёРј параметрам, Рё выступающим РІ РІРёРґРµ национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј является самонастраивающейся системой, Рё поэтому влиять РЅР° него следует только косвенными, экономическими методами. Однако РІ СЂСЏРґРµ случаев, применение административных методов РЅРµ только допустимо, РЅРѕ Рё необходимо. Нельзя уповать только РЅР° экономические либо только РЅР° административные меры. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, элементы администрирования несет РІ себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка РїРѕ кредитам центрального банка РЅРµ раньше, чем будет принято административное решение. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, РІ каждом административном регуляторе есть нечто экономическое РІ том смысле, что РѕРЅ косвенно сказывается РЅР° поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, Рє РїСЂСЏРјРѕРјСѓ контролю Р·Р° ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает РёС… пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций Рё С‚.Рґ.
Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.
Надо иметь РІ РІРёРґСѓ, что среди экономических регуляторов нет РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ идеального. Любой РёР· РЅРёС…, РїСЂРёРЅРѕСЃСЏ положительный эффект РІ РѕРґРЅРѕР№ сфере СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, непременно дает негативные последствия РІ РґСЂСѓРіРёС…. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано РёС… контролировать Рё своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая РїСЂРёСЂРѕСЃС‚ денежной массы. РЎ точки зрения Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ инфляцией эта мера эффективна, однако РѕРЅР° РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє удорожанию центрального Рё банковского кредита. Рђ если процентные ставки растут, становится РІСЃРµ труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Рменно так ситуация развивается РІ Р РѕСЃСЃРёРё.
Де регулирование и приватизация.
Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.
По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N.Y. 1987, P.422).
В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о де регулировании экономики и о приватизации. Де регулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 80-е годы де регулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизился цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу де регулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the President, Wash., 1989. P. 188).
Приватизация - продажа государственных предприятий частным лицам или организациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.
Рто еще раз доказывает, что государственное вмешательство РЅСѓР¶РЅРѕ только там, РіРґРµ РѕРЅРѕ жизненно необходимо. Р’Рѕ всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.
Государственное регулирование в сельском хозяйстве.
В современной западной экономике сельское хозяйство - одна из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство - далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.
Рсточник проблем РІ том, что РІ развитых странах благодаря высокой производительности труда производство аграрной продукции значительно превышает потребности населения.
Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:
а) повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;
б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;
РІ) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции; Рі) гарантированное снабжение внутреннего рынка; Рґ) забота Рѕ поставках аграрной продукции потребителям РїРѕ "разумным ценам". (Р’.Варга "Роль государства РІ рыночном хозяйстве"-РњРРёРњРћ,1992Рі.,N 11, стр.139.)
Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет.
Функционирование этого механизма РјРѕР¶РЅРѕ проиллюстрировать РЅР° примере рынка зерна. Рсходным пунктом является ориентировочная цена, рекомендуемая государством. РћРЅР° несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются РЅРµ только РґРѕС…РѕРґС‹ сельских хозяев, РЅРѕ Рё создаются стимулы Рє расширению производства. Р’ результате предложение превышает СЃРїСЂРѕСЃ. РљРѕРіРґР° рыночная цена снижается РґРѕ определенного СѓСЂРѕРІРЅСЏ, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством РїРѕ так называемой "интервенционной цене" РІ неограниченных количествах.
Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.
Существуют Рё механизмы защиты РѕС‚ дешевого импорта Рё поощрения экспорта. Рто означает, что РїСЂРё РІРІРѕР·Рµ устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта Рє внутренней цене. РџСЂРё вывозе Р¶Рµ государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой Рё ценой РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ рынка.
Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой - недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.
Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.
Заключение.
Рзучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. РћС‚ решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или РЅРµ принимаемые) РЅР° РјРёРєСЂРѕ СѓСЂРѕРІРЅРµ. Правительственная политика достигает цели только тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅР° поощряет, Р° РЅРµ указывает РІ директивном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РџСЂРё создании благоприятных условий предпринимателям РёС… частный интерес совпадет СЃ интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство РЅРµ должно вмешиваться РІ те сферы СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РіРґРµ его вмешательство РЅРµ является необходимым. Рто РЅРµ только ненужно, РЅРѕ Рё вредно для СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.
Р’ целом трудно переоценить роль государства РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. РћРЅРѕ создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей РѕС‚ СѓРіСЂРѕР·С‹ СЃРѕ стороны монополий, обеспечивает потребности общества РІ общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ национальной РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, государственное вмешательство может РІ некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм Рё принести заметный вред СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ страны, как это было РІРѕ Франции РІ конце 70-С… - начале 80-С… РіРѕРґРѕРІ. РР·-Р·Р° слишком активного государственного вмешательства РёР· страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. Р’ таком случае необходима приватизация Рё РґРµ регулирование, что Рё было сделано РІ 1986 РіРѕРґСѓ.
Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
Список литературы
1. В.Папава "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы экономики, N 11, 1993.
2. Лившиц "Государство в рыночной экономике", Российский экономический журнал, N 11-12, 1992, N1, 1993.
3. С.Холланд "Планирование и смешанная экономика", Вопросы экономики, N 1, 1993.
4. Р’.Варга "Роль государства РІ рыночном хозяйстве", РњРРё- РњРћ, N 10-11, 1992.
5. Заставенко, Райзберг "Государственные программы Рё рынок", РРєРѕРЅРѕРјРёСЃС‚, N 3, 1991.
6. Р.Рџ.Мерзляков "Рћ становлении рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё", Финансы, N 1, 1994.
7. Е.Чувилин, В.Дмитриева "Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах", Москва, "Финансы и статистика", 1991.
8. Рљ.Макконнелл, РЎ.Брю "РРєРѕРЅРѕРјРёРєСЃ", Таллинн, 1993.
9. Р’.Максимова, Рђ.Шишов "Рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°. Учебник", РњРѕСЃРєРІР°, РЎРћРњРНТЕК, 1992.