Реферат
Удмуртский государственный университет
Ркономический факультет
1.Вступление
Термин “шведская модель” РІРѕР·РЅРёРє РІ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ становлением Швеции как РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· самых развитых РІ социально-экономическом отношении государств. РћРЅ появился в конце 60-С… РіРѕРґРѕРІ, РєРѕРіРґР° иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание РІ Швеции быстрого экономического роста СЃ обширной политикой реформ РЅР° фоне относительной социальной бесконфликтности РІ обществе. Ртот образ успешной Рё безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда СЃ ростом социальных Рё политических конфликтов РІ окружающем РјРёСЂРµ.
Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.
Основными целями модели, как СѓР¶Рµ отмечалось, РІ течение длительного времени были полная занятость Рё выравнивание РґРѕС…РѕРґРѕРІ. РС… доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - СЃ 1932 Рі. (Р·Р° исключением 1976-1982 РіРі.) -Сѓ власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . Р’ течение десятилетий СЃ СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что усиливает реформистское рабочее движение РІ стране. Швеция отличается РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… стран принятием полной занятости РІ качестве главной Рё неизменной цели экономической политики, Р° шведский народ РІ целом - активный ее сторонник.
Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.
К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.
На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -
“Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.
С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
Рто привело Рє очень большой роли государства РІ Швеции РІ распределении, потреблении Рё перераспределении национального РґРѕС…РѕРґР° через налоги Рё государственные расходы, достигшие рекордных уровней. Р’ реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”
2.Основные черты экономического развития
За сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе) страны, какой она была в середине XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе.
Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.
 |
В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение.
Доля рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась половина работающего населения.
Р’ условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего РІ Северную Америку. Р’ 1860-1930 РіРі. страну покинули 1,2 млн. шведов. Рмиграция позволила избежать голода Рё массовой безработицы. Швеция избежала участия РІ РѕР±РѕРёС… мировых войнах, что позволило РЅРµ только сохранить производственный потенциал Рё трудовые ресурсы, РЅРѕ Рё значительно обогатиться РЅР° поставках воюющим странам Рё РїСЂРё восстановлении европейской СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.
В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г.составляла 25%.
Р’ послевоенный период СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Швеции развивалась быстрыми темпами. Рто были ее “золотые” РіРѕРґС‹. Главным фактором этого развития был СЌРєСЃРїРѕСЂС‚. Р РѕСЃС‚ производительности труда составлял РІ среднем РІ РіРѕРґ 5,1% РІ первой половине 60-С… РіРѕРґРѕРІ Рё 4,3% РІ 1965-1974 РіРі. Рто объяснялось значительными капиталовложениями Рё успехами РІ политике занятости.
В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горно добывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на мировом рынке.
Рзбыток мощностей Рё РЅРёР·РєРёР№ РјРёСЂРѕРІРѕР№ СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° чугун Рё сталь отрицательно отразились РЅР° черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла СЃРІРѕРё позиции РїРѕРґ натиском конкурентов, прежде всего РёР· Северной Америки. Большой РјРёСЂРѕРІРѕР№ избыток мировых мощностей РІ судостроении РІ сочетании СЃРѕ слабым СЃРїСЂРѕСЃРѕРј как РЅР° новые СЃСѓРґР°, так Рё РЅР° фрахтование резко сократил выпуск СЃСѓРґРѕРІ РІ Швеции . Производство РѕР±СѓРІРё Рё одежды испытывало очень серьезную конкуренцию СЃРѕ стороны некоторых развивающихся стран, РіРґРµ издержки РЅР° рабочую силу были значительно РЅРёР¶Рµ, чем РІ Швеции . Чтобы избежать слишком резких структурных СЃРґРІРёРіРѕРІ РІ промышленности Рё быстрого роста безработицы, государство СЃ середины 70-С… РїРѕ начало 80-С… РіРѕРґРѕРІ предоставляло РІ значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению Рё горнодобывающей промышленности.
Р’ 1977 Рі. (впервые Р·Р° 25 лет ) сократился Р’РџРџ. Слабый РїСЂРёСЂРѕСЃС‚ РІ 1978-1980 РіРі. сменился очередным падением РІ 1981 Рі. РЎ середины 70-С… РіРѕРґРѕРІ темпы роста производительности труда резко замедлились Рё составили РІ 1975-1984 РіРі. только 1,4% РІ РіРѕРґ. Количество отработанных часов СЃ середины 60-С… РіРѕРґРѕРІ сократилось РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј вследствие законодательных реформ Рѕ рабочих часах, Рѕ пенсионном возрасте Рё РѕР± отпусках. Рти реформы учитывали СЂРѕСЃС‚ населения Рё долю занятых женщин.
С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как “валютная змея”. Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность.
С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика начала выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на 2,4%, промышленное производство - на 5,1%, производительность труда - на 7,4%. В 1984 году рост ВПП составил 4% - наивысший показатель с 1973 г. Главным фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два года темпы роста несколько снизились из-за замедления роста экспорта. Повышение доходов населения привело к увеличению личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных показателях ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980 - 525 млрд., в 1985 г. - 861, в 1989 г. - 1221 млрд. крон.
Р’ целом РІ 80-С… годах Швеция имела РїСЂРёСЂРѕСЃС‚ Р’РџРџ чуть выше среднего РїРѕ Западной Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась РЅР° шведской промышленности. Производственные мощности использовались РЅР° 90%, Р° РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… отраслях этот показатель был еще выше. Рто потребовало значительного объема новых капиталовложений. Р—Р° 1983-1989 РіРі. объем промышленных инвестиций вырос более чем РЅР° 60% . Нехватка квалифицированной рабочей силы Рё большое количество невыходов РЅР° работу - основные причины, сдерживающие расширение промышленного производства. Несмотря РЅР° это, объем производства быстро увеличивался. Поступление Рё объем заказов, прибыльность после 1982 РіРѕРґР° находились РЅР° достаточно высоком СѓСЂРѕРІРЅРµ. Высокий инвестиционный уровень наблюдался Рё РІ сфере услуг, которая РІ меньшей мере зависит РѕС‚ конъюнктуры. РћРЅ выражался главным образом РІ рационализации производства Рё насыщении его электронно-вычислительной техникой.
Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий.
3. Смешанная экономика
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою “нишу”, выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.
Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью , фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.
3.1 Частный сектор
Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм,в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно и тоже лицо.В другую группу входят крупные компании,зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций,принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам - с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г., в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании,фонды,в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился - с 53% в 1975г. до 79% в 1985 г. (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За после военный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров - с 70% в 1951 г. до примерно 20% в 1985 г. - вследствие прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.
Таким образом,институциональная собственность РІ значительной степени заменила частных лиц. Р’ настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций - учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных Рё страховых компаний, РЅР° которые РІ 1985 Рі. приходилось соответственно 14, 14 Рё 10%. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло РІ силу различных причин.Некоторые РёР· РЅРёС… ввели принадлежащие РёРј дочерние компании РЅР° фондовую Р±РёСЂР¶Сѓ,сохраняя значительную, Р° часто Рё подавляющую часть акций РІ своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали РІ качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций возникли РІ результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным явлением стали “стратегические” вложения капитала РІ акции. Ртому способствовала высокая ликвидность РјРЅРѕРіРёС… фирм вследствие роста продаж Рё прибылей после 1982 Рі. Р’ частности, “Сканска” купила “Сандвик”, “Вольво”- значительную часть “Фармасия” Рё “Стура” - “Суидиш мэтч”.
Вместе СЃ тем резко возросло Рё число шведов, владеющих акциями.Рто объясняется как сокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников,так Рё быстрым ростом числа компаний,зарегистрированных РЅР° Стокгольмской фондовой Р±РёСЂР¶Рµ.Важную роль сыграло появление РЅРѕРІРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹ индивидуальных владельцев акций после создания РІ 1978 Рі. различных акционерно-инвестиционных фондов.Сбережения РІ этих так называемых всеобщих фондах РїРѕРґ управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РѕС‚ правительства. До 1984 Рі. вкладчики получали СЃРєРёРґРєСѓ 30% СЃ налогов РЅР° СЃРІРѕРё годовые сбережения РІ дополнение Рє необлагаемым налогом дивидендам Рё приросту стоимости акций. Р’ 1984 Рі. налоговая СЃРєРёРґРєР° была отменена,РЅРѕ остальные стимулы остались. Р’ 1985 Рі. РЅР° эти инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, Рё эта доля продолжала постепенно расти.
В последние годы большой интерес к шведским акциям проявили иностранные инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7% стоимости всех акций. Кроме того, некоторые шведские компании появились на некоторых западноевропейских фондовых биржах,а также в Нью-Йорке и Токио,что объясняется их желанием обеспечить лучшие,чем в Швеции,финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.
РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства Рё капитала Рё монополизации РІ ведущих отраслях. РќР° крупных предприятиях ( СЃ числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых РІ промышленности,Р° РЅР° мелких (РґРѕ 50 человек) - 17%. РџСЂРё этом СЂРѕСЃС‚ концентрации проявляется прежде всего РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ крупных фирм. Р’ РѕРґРЅРѕР№ РёР· 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы РІ промышленности. РќР° долю 200 крупнейших компаний приходится РїРѕ 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений Рё экспорта Швеции .
В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма “Вольво” уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира “Дженерал моторз” (15 млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.
Р’ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ Швеции очень высока монополизация производства.РћРЅР° наиболее сильна РІ таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (РЎРљР¤),автомобилестроение (“Вольво” Рё “СААБ-Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника (“Рлектролюкс”, АББ, “Ррикссон”), деревообрабатывающая Рё целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му РѕРє Думше” Рё РґСЂ.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них ( по принятой в шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным концерном “Вольво”.
Р’ финансовую РіСЂСѓРїРїСѓ “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую РґРѕ 40% экспорта, 20% Р’Р’Рџ страны Рё обеспечивающую 40% занятости РІ промышленности Швеции, РІС…РѕРґСЏС‚ семейные РіСЂСѓРїРїС‹ Валленбергов, Юнсонов,Боньеров,Лундбергов,Седербергов. Среди РЅРёС… выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных РЅР° Р±РёСЂР¶Рµ фирм. Р’ целом примерно 25 компаний Валленбергов имели РІ 1986 Рі. РѕР±РѕСЂРѕС‚ 250 млрд РєСЂРѕРЅ Рё прибыли около 18 млрд РєСЂРѕРЅ. Р’ Швеции Рё Р·Р° границей РЅР° РёС… предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Рмперия Валленбергов считается РѕРґРЅРѕР№ РёР· крупнейших РІ Западной Европе.
Вторая финансовая РіСЂСѓРїРїР° - “Свенска хандельсбанкен” - включает РІ СЃРІРѕР№ состав РєСЂРѕРјРµ объединения РІРѕРєСЂСѓРі самого банка РіСЂСѓРїРїС‹ финансовых воротил Андерса Валля Рё РСЂРёРєР° Пенсера Рё семейные РіСЂСѓРїРїС‹ Стенбеков Рё чемпе. Однако здесь семейства РЅРµ играют значительной роли.
3.2 Государственный сектор
Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.
Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность) . Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.
Размер государственного сектора может измерятся в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г. Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.
Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.
Национализированные предприятия РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј сконцентрированы РІ сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, Р° также РІ судостроении, коммунальных услугах Рё РІ транспорте. Р’ этих секторах РЅР° национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех товаров Рё услуг. РС… основная цель - расширение производства СЃ достижением прибыльности. Однако конец 70-С… РіРѕРґРѕРІ характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации коалиционным буржуазным правительством РІ 1977 Рі. судостроительных Рё металлургических частных компаний Рё РёС… дальнейшего слияния РІ результате структурного РєСЂРёР·РёСЃР° РІ этих отраслях СЃ целью сохранения занятости. Правительство активно субсидировало эти компании РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° возвратившиеся Рє власти социал-демократы РІ 1982 Рі. РЅРµ покончили СЃ политикой “кормления хромых уток”.
Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.
Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило 25 тысяч человек.
Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССРи НСБ, металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий банк “Нурдбанкен”.В 1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).
Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.
Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основа шведской системы социального страхования - различные виды социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд. крон.
Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют имеют собственные источники доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[1] и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.
В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на социальное страхование.
Для местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67 млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование - основной источник доходов.
Государственный сектор наиболее развит РІ сфере услуг. Р’ социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, РІ том числе РІ здравохранении - 92%, РІ образовании Рё РќРРћРљР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. Р’ целом Р¶Рµ РїРѕ статистике РЅР° государство приходится 49% занятых РІ секторе услуг, Р° СЃ учетом государственных компаний - 56%.
Государственный сектор важен для повышения эффективности СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Ртому способствует, например, хорошее качество Рё РЅРёР·РєРёРµ издержки РЅР° такие важные государственные услуги, как транспорт Рё СЃРІСЏР·СЊ, система образования. Р’ этом четко РІРёРґРЅРѕ взаимодействие частного Рё государственного секторов: СЂРѕСЃС‚ РґРѕС…РѕРґРѕРІ РѕС‚ первого используется через налоговые Рё РґСЂСѓРіРёРµ поступления РІ государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению, что РІ СЃРІРѕСЋ очередь способствует большей эффективности СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РіРґРµ РѕСЃРЅРѕРІСѓ составляет частный сектор.
3.3 Кооперативы
Особенностью шведской экономики является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.
Р’ смешанной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ кооперативное движение действует РІ качестве “третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной Рё государственной собственности, основываясь РЅР° принципах демократии Рё пользуясь широкой народной поддержкой. Р’ некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой РЅР° рынке РІ интересах простых людей, например РІ вопросах ценообразования. Р’ прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв СЃ частными картелями. Рту роль РѕРЅРё играют Рё сейчас, хотя Рё РІ менее драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.
Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава ; независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.
Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных движений:“свободного” религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).
КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось вследствие слияний;с 950 в 1920 г. до 138 в 1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.
Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.
Таким образом, кооперативы играют очень важную роль РІ современном шведском обществе. РќРѕ происшедшие РІ 50-60 РіРѕРґС‹ СЃРґРІРёРіРё Рє укрупнению экономических предприятий СЃ целью снижения издержек оказали воздействие Рё РЅР° кооперативы, также как Рё РЅР° РґСЂСѓРіРёРµ РІРёРґС‹ бизнеса. Рта тенденция стала серьезно угрожать демократии РІ кооперативах. Р’ настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов РЅР° положение дел РІ кооперативах.
4. Уровень жизни
Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире
Согласно РѕРґРЅРѕР№ РёР· целей шведской модели - равенства, РґРѕС…РѕРґС‹ выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. РЁРёСЂРѕРєРѕРµ перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий РІ доходах. Р’ 1986 Рі. РІ Швеции РЅР° 20% самых богатых семей приходилось 37,5% РґРѕС…РѕРґРѕРІ, РЅР° 20% самых бедных - 12% (для РЎРЁРђ соответственно 43,7% Рё 4,6%). Заметно сократилась разница РІ оплате мужчин Рё женщин; РІ 1987 Рі. средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения : РІ Рталии - 84,8%; РІ Германии - 73% ; РІ Великобритании - 70,5% ; РІ РЇРїРѕРЅРёРё - 48,5%).
После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения (например,пенсионеров). В 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.
Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках,облигаций,акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.
Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.
Страны | ВВП на душу населения (долл.США) | Телефоны (шт.) | Телевизоры (шт.) | Легковые автомобили (шт.) | Потребление электроэн-ии на душу (кВч) | Безработица (%) |
Швеция | 18876 | 890 | 393 | 420 | 17079 | 1,6 |
Германия | 18280 | 640 | 379 | 463 | 6900 | 8,7 |
Англия | 11765 | 524 | 346 | 318 | 5477 | 8,4 |
РЎРЁРђ | 18338 | 760 | 813 | 559 | 11204 | 5,4 |
РЇРїРѕРЅРёСЏ | 19465 | 555 | 261 | 241 | 5733 | 2,5 |
Франция | 15818 | 608 | 332 | 394 | 5870 | 10 |
Уровень доходов в 1987 г.
Размер РґРѕС…РѕРґР° | Число мужчин | Число женщин | Ртого |
0 | 20 278 | 21 755 | 42 033 |
В 1-39 999 | 476 061 | 905 017 | 1 381 078 |
В 40 000-79 999 | 560 063 | 1 139 362 | 1 699 425 |
В 80 000-119 999 | 1 029 254 | 1 020 719 | 2 049 973 |
120 000-159 999 | 778 000 | 320 563 | 1 098 563 |
160 000-199 999 | 274 161 | 69 438 | 343 599 |
200 000-299 999 | 186 304 | 29 199 | 215 503 |
300 000-499 999 | 52 067 | 5 756 | 57 823 |
500 000 и выше | 10 707 | 1 227 | 11 934 |
5.Заключение
Ртак, основные цели шведской модели - полная занятость Рё равенство, которые зависят РѕС‚ стабильности цен, экономического роста Рё конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер Рё активной политики РЅР° рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости СЃРѕ стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния Рё профсоюзная политика солидарности РІ области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась РІ течение нескольких десятилетий Рё показала жизнеспособность идей политики солидарности РІ области зарплаты, полной занятости без инфляции,активной политики РЅР° рынке труда. Какие Р¶Рµ выводы РёР· опыта Рё достижений шведской модели РјРѕР¶РЅРѕ сделать?
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Меньших успехов Швеция добилась РІ РґСЂСѓРіРёС… областях: цены росли быстрее, чем РІ большинстве РґСЂСѓРіРёС… стран РћРРЎР , Р’Р’Рџ увеличивался медленнее, чем РІ СЂСЏРґРµ стран Западной Европы,производительность труда почти РЅРµ росла. Падение темпов роста производительности труда - международное явление, вызванное , РІ частности, расширением сектора услуг, который менее способен Рє рационализации. Р’ определенной степени неблагоприятное развитие РІ Швеции объясняется большим государственным сектором, который, РїРѕ определению, РЅРµ дает роста производительности. Таким образом, инфляция Рё относительно скромный экономический СЂРѕСЃС‚ являются определенной ценой, уплаченной Р·Р° полную занятость Рё политику равенства.
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство,опирающееся на меньшинство в рикстаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюктуры.
Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
Список литературы
1) Волков А.М. “Швеция : социально-экономическая модель” М.”Мысль”1991
[1] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц).В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.