Реферат по обществоведению выполнил Андрей Федосеев, 11 класс «Г»
Школа–экстернат № 204
РњРѕСЃРєРІР° - 1998
СВОБОДА РРљРћРќРћРњРЧЕСКОЙ РРќРР¦РРђРўРР’Р« РљРђРљ ГАРАНТРРЇ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений РІ сфере экономического воспроизводства. РћРЅ обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность Рё отличают РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… экономических систем. Рти принципы основываются РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґРµ человека, его предпринимательских талантах Рё РЅР° справедливом отношении Рє РЅРёРј государства. Действительно, данных принципов немного - РёС… можно посчитать РїРѕ пальцам РѕРґРЅРѕР№ СЂСѓРєРё, однако РёС… важность для самого понятия рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё трудно переоценить. Причем эти РѕСЃРЅРѕРІС‹, Р° именно: СЃРІРѕР±РѕРґР° РёРЅРґРёРІРёРґР° Рё честное соревнование - очень тесно связаны СЃ понятием правового государства. Гарантии же СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё честного соревнования РјРѕРіСѓС‚ быть даны лишь РІ условиях гражданского общества Рё правового государства. РќРѕ Рё сама суть прав, обретенных человеком РІ условиях правового государства, есть право СЃРІРѕР±РѕРґС‹ потребления: каждый гражданин вправе устраивать СЃРІРѕСЋ жизнь так, как ему представляется, РІ рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права РЅР° собственность были нерушимыми, Рё РІ этой защите СЃРІРѕРёС… прав РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ роль играет РѕРЅ сам, Р° роль РїРѕ защите РѕС‚ незаконных посягательств РЅР° собственность гражданина РґСЂСѓРіРёС… граждан берет РЅР° себя государство. Такой расклад СЃРёР» удерживает человека РІ рамках закона, так как РІ идеале государство стоит РЅР° его стороне. Закон, который начинают уважать, какой Р±С‹ РѕРЅ РЅРё был, становится справедливым хотя Р±С‹ для того, кто его уважает. РќРѕ, защищая права граждан, государство РЅРµ должно переходить границу, как тоталитаризма, так Рё хаоса. Р’ первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться РІ извращенном РІРёРґРµ, Р° РІРѕ втором - государство Рё его законы РјРѕРіСѓС‚ быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом Рё хаосом достаточно велика, Рё государство РІ любом случае должно играть "СЃРІРѕСЋ" роль. Роль эта заключается РІ эффективном регулировании хозяйства. РџРѕРґ регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, Рё чем эффективнее его использование, тем выше доверие Рє государству.
Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.
РџР РРќР¦РРџР« Р РџР РЗНАКРСУЩЕСТВОВАНРРЇ РЫНОЧНОЙ РРљРћРќРћРњРРљР.
Свобода выбора видов и форм деятельности.
Хотя рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Рё многозначное понятие, главный ее признак РІСЃРµ же можно выделить. Рто принцип СЃРІРѕР±РѕРґС‹ хозяйственной деятельности.
Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу, предприимчивость.
Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.
Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности".
Равноправие форм собственности в рыночной экономике.
Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.
Определяющим принципом рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё является также равноправие рыночных субъектов СЃ разными формами собственности. Ртот принцип гласит: экономические права каждого РёР· данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. Р’ том смысле, что РѕРЅРё РЅРµ зависят РѕС‚ формы собственности, существующей РЅР° данном предприятии.
Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.
Речь идет о другом: чтобы не создавать "особых" условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности, это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности.
Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.
Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа.
Независимость хозяйствования.
Уже было сказано Рѕ самостоятельности РІ выборе форм Рё РІРёРґРѕРІ деятельности, однако Рє этому следует добавить: рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся РЅРµ только РЅР° управление предприятием, РЅРѕ Рё РЅР° его создание Рё ликвидацию. Причем, РІ отличие РѕС‚ условий государственной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РІ рамках рынка предприятия независимы РѕС‚ разного СЂРѕРґР° государственных директив, Р° РІ идеале - зависят только РѕС‚ финансового состояния РЅР° самом предприятии. Ртак, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ перечисленных фундаментальных принципов функционирует РІСЃСЏ рыночная экономическая система.
Принципы функционирования рынка.
Чтобы понять, как действует рыночная экономика, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы.
Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?
Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?
Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться продукция между индивидуальными потребителями?
Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекцией в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?
Все эти вопросы существуют лишь потому, что потребности общества безграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить, ограничены.
Как рынок отвечает на фундаментальные вопросы экономики.
Функционирование рыночного хозяйства базируется РЅР° конкуренции между товаропроизводителями Рё покупателями. Рменно РѕРЅРё устанавливают цены РЅР° товары Рё услуги. РќРѕ, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли Рё недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться Р±СѓРґСѓС‚ лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, Р° те товары, производство которых влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ убытки, выпускать РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚. РџСЂРё этом известно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют РґРІРµ вещи: общий РґРѕС…РѕРґ, получаемый фирмой РѕС‚ продажи своего продукта; общие издержки его производства.
Как общий доход, так и общие издержки - это величины, образуемые соотношением "цена - время - количество продукта". Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки - умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем - суммированием затрат на каждый ресурс.
Однако возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ: действительно ли РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ выпускаться товары, РЅРµ приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить РЅР° него, нужно уяснить такое понятие, как "экономические издержки". Рто - платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести Рё сохранить РІ своем распоряжении нужные количества таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила Рё предпринимательские. Следует отметить, что талант предпринимателя - тоже редкий ресурс, Рё должен быть заслуженно оплачен, поскольку без него существование предприятия, С‚.Рµ. производство продукции путем объединения перечисленных четырех факторов, стало Р±С‹ невозможным. Р РїСЂРѕРґСѓРєС‚ будет производиться лишь тогда, РєРѕРіРґР° общий РґРѕС…РѕРґ РѕС‚ его продажи достаточно велик, чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту Рё нормальную прибыль. Р’ том случае, РєРѕРіРґР° РґРѕС…РѕРґ превышает экономические издержки, С‚.Рµ. появляется чистая прибыль, эта часть РґРѕС…РѕРґРѕРІ оседает Сѓ предпринимателя Рё может быть расходована так, как ему представляется нужным. Если же рассматривать макроэкономические тенденции, то наличие прибыли РІ отрасли служит свидетельством того, что отрасль процветает. РЈ такой отрасли возникнет тенденция Рє превращению РІ расширяющуюся отрасль РїРѕ мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверх нормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться СЃСЋРґР° РёР· менее прибыльных отраслей. Однако появление РІ отрасли новых фирм представляет СЃРѕР±РѕР№ само ограничивающийся процесс. РЎ вступлением новых фирм РІ отрасль рыночное предложение ее продукта возрастет РїРѕ отношению Рє рыночному СЃРїСЂРѕСЃСѓ. Рто постепенно снижает рыночную цену РЅР° данный РїСЂРѕРґСѓРєС‚, РїРѕРєР° РѕРЅР° СЃРѕ временем РЅРµ достигнет СѓСЂРѕРІРЅСЏ, РїСЂРё котором экономическая прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция СЃРІРѕРґРёС‚ эту прибыль РЅР° нет. Такое соотношение рыночного предложения Рё СЃРїСЂРѕСЃР°, РєРѕРіРґР° экономическая прибыль становится нулевой, Рё определяет общее количество произведенного продукта. Р’ этой ситуации отрасль достигает своего "равновесного объема производства", РїРѕ крайней мере, РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° новые изменения РІ рыночном СЃРїСЂРѕСЃРµ Рё предложении РЅРµ нарушат это равновесие. Обратное РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ тогда, РєРѕРіРґР° РІ отрасли после насыщения (стабилизации) рынка падает СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° ее продукцию или уровень предложения выше СѓСЂРѕРІРЅСЏ СЃРїСЂРѕСЃР°. Р’ этом случае чистая прибыль пропадает, Рё возникает нехватка средств РЅР° покрытие экономических издержек. РўРѕРіРґР° фирмы вынуждены сокращать производство или переходить РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ отрасль. Р’ свете сказанного "рыночная СЃРІРѕР±РѕРґР°" - понятие относительное: СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, инициатива предпринимателя СЃРІРѕР±РѕРґРЅР°, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ - сами рыночные механизмы весьма сильно ограничивают предпринимателя.
Как же должно быть организовано производство РІ рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ? Ртот фундаментальный РІРѕРїСЂРѕСЃ состоит РёР· трех РїРѕРґРІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ: как должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями? какие именно фирмы должны осуществлять производство РІ данной отрасли? какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять? РќР° первый РІРѕРїСЂРѕСЃ ответ уже был дан: рыночная система направляет ресурсы РІ те отрасли, РЅР° продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий СЃРїСЂРѕСЃ, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно, такая, система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Второй Рё третий РїРѕРґ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ тесно взаимосвязаны. Р’ конкретной рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают Рё СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ применять экономически наиболее эффективные технологии производства, РїСЂРё выборе которых следует учитывать, что экономическая эффективность зависит, прежде всего, РѕС‚ РґРІСѓС… факторов: РѕС‚ имеющейся технологии, С‚.Рµ. РѕС‚ альтернативных комбинаций ресурсов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции; РѕС‚ цен, РїРѕ которым можно приобрести необходимые ресурсы.
Комбинация ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависит РЅРµ РѕС‚ физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся технологией, РЅРѕ также РѕС‚ относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами РЅР° РЅРёС…. Следовательно, технология, требующая применения лишь нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически отнюдь РЅРµ эффективной, если РЅР° необходимые ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены. Рными словами, экономическая эффективность означает получение данного объема продукции РїСЂРё наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так Рё применяемые ресурсы измеряются РІ стоимостном выражении. Следовательно, наиболее экономичная комбинация ресурсов Рё будет наиболее эффективной, Р° значит, будет использоваться для производства данного товара.
В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль. Вообще говоря, любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену.
А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство готово предложить в обмен на часть общественного продукта. А такая готовность купить данный продукт зависит от того, отдает ли потребитель предпочтение этому продукту, когда он сравнивает его с другими имеющимися близкими заменителями продукта и относительными ценами на них. Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей.
Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в своем распоряжении крупные суммы денег, могут распоряжаться большими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли национального продукта.
Ориентирующая роль цен занимает важное место в способности рыночной системы приспосабливаться к изменениям спроса и предложения на данный вид услуг, товара или ресурсов. Разберем для примера экономическую систему, состоящую из двух отраслей (А и В). Предположим, что после стабилизации в обоих отраслях произошла перемена спроса так, что в одной отрасли (А) спрос поднялся, а в другой (В) - упал.
Ркономическая прибыль, которая возникает сразу же РІ результате повышения СЃРїСЂРѕСЃР° РЅР° товар Рђ, РЅРµ только создает для этой отрасли стимул Рє расширению, РЅРѕ Рё обеспечивает ее дополнительными средствами РЅР° приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены РЅР° данные товары позволяют фирмам данной отрасли платить более высокие цены Р·Р° ресурсы Рё тем самым отвлекать ресурсы РёР· РґСЂСѓРіРёС… сфер, РіРґРµ РёС… применение РЅРµ столь настоятельно требуется Сигнал Рѕ готовности Рё способности использовать больше ресурсов РІ производстве товаров отрасли Рђ поступает РЅР° ресурсный рынок РІ форме увеличения СЃРїСЂРѕСЃР° РЅР° ресурсы. Практически противоположный процесс РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ переживающем спад производстве товаров отрасли Р’. Убытки, которые влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ сокращение потребительского СЃРїСЂРѕСЃР°, сразу же порождают снижение СЃРїСЂРѕСЃР° этой отрасли РЅР° ресурсы. Рабочая сила Рё РґСЂСѓРіРёРµ ресурсы, высвобождаемые РёР· свертываемого производства товаров Р’, РјРѕРіСѓС‚ теперь найти СЃРІРѕРµ применение РІ расширяющемся производстве товаров отрасли Рђ. Рљ тому же увеличение СЃРїСЂРѕСЃР° РЅР° ресурсы для производства товаров Рђ означают более высокие цены РЅР° ресурсы для этой отрасли РїРѕ сравнению СЃ теми, какие существуют РЅР° ресурсы для отрасли Р’, РіРґРµ снижение СЃРїСЂРѕСЃР° РЅР° ресурсы снизило цены РЅР° РЅРёС…. Возникающая разница РІ ценах РЅР° ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул Рє увеличению собственных выгод путем перераспределения СЃРІРѕРёС… ресурсов РёР· отрасли Р’ РІ отрасль Рђ. Рђ это, разумеется, то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы осуществилось расширение производства товаров отрасли Рђ Рё сокращение производства товаров отрасли Р’.
Способность рыночной системы сигнализировать РѕР± изменениях РІ такой базисной сфере, как потребительские РІРєСѓСЃС‹, Рё вызывать надлежащую реакцию СЃРѕ стороны предприятий Рё поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя РЅР° цены продуктов Рё РЅР° прибыли, изменения РІ потребительских вкусах диктуют расширение РѕРґРЅРёС… отраслей Рё сокращение РґСЂСѓРіРёС…. Рти корректировки осуществляются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° ресурсы, Р° сокращающиеся - снижают РЅР° РЅРёС… СЃРїСЂРѕСЃ. Возникающие РІ результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы РёР· сокращающихся РІ расширяющиеся отрасли. РџСЂРё отсутствии рыночной системы некоему административному ведомству, вероятно правительственному плановрму органу, пришлось Р±С‹ взять РЅР° себя задачу направления хозяйственных институтов Рё ресурсов РІ конкретные РІРёРґС‹ производства.
Аналогичный проведенному анализ показывает, что рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.
Роль "невидимой руки" конкуренции.
Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а черех них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.
Между тем конкуренция РЅРµ ограничивает СЃРІРѕСЋ роль гарантированием надлежащей реакции РЅР° потребности общества. Рменно конкуренция заставляет фирмы переходить РЅР° самые эффективные технологии производства. РќР° конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства РІ конечном счете означает РёС… устранение РґСЂСѓРіРёРјРё конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.
Весьма примечательным аспектом функционирования Рё корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что РѕРЅР° создает необычайное Рё важное тождество - тождество частных Рё общественных интересов. Фирмы Рё поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды Рё действующие РІ рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно - как Р±С‹ направляемые "невидимой СЂСѓРєРѕР№" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Рзвестно, например, что РїСЂРё существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает РёС… частной выгоде. Постутать РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ означало Р±С‹ для РЅРёС… отказаться РѕС‚ прибылей или даже рисковать СЃРѕ временем потерпеть банкротство. РќРѕ вместе СЃ тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов СЃ наименьшими издержками, С‚.Рµ. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало Р±С‹ производство данного объема продукции СЃ большими издержками или принесение РІ жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.
Ртак, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что РѕРЅ автоматически Рё непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества.
Аргументы в пользу рыночной экономики.
РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ экономический аргумент РІ пользу рыночной системы состоит РІ том, что РѕРЅР° способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы РІ производство тех товаров Рё услуг, РІ которых общество больше всего нуждается. РћРЅР° диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства Рё способствует разработке Рё внедрению новых, более эффективных технологий производства. Короче РіРѕРІРѕСЂСЏ, РїРѕР±РѕСЂРЅРёРєРё рыночной системы доказывают, что "невидимая СЂСѓРєР°", таким образом, управляет личной выгодой, что РѕРЅР° обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров РёР· имеющихся ресурсов. Рто, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Рменно эта презумпция эффективности распределения эаставляет большинство экономистов сомневаться РІ необходимости правительственного вмешательства РІ функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования РёС… операций, Р·Р° исключением тех случаев, РєРѕРіРґР° такое вмешательство становится вынужденным.
Важным неэкономическим аргументом РІ пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что РѕРЅР° делает ставку РЅР° роль личной СЃРІРѕР±РѕРґС‹. РћРґРЅР° РёР· фундаментальных проблем организации общества заключается РІ том, как координировать экономическую деятельность множества РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ Рё предприятий. Рзвестно, что существует РґРІР° СЃРїРѕСЃРѕР±Р° осуществления такой координации: РѕРґРёРЅ - это централизованное Рё использование мер принуждения; РґСЂСѓРіРѕР№ - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.
Лишь рыночныя система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная системы представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.
Подведем итог: конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе.
Аргументы против рыночной экономики.
Аргументация против рыночной системы несколько более сложна. Критики рыночной экономики обосновывают свою позицию следующими доводами.
Угасание конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма.
Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действительностью. Свободной, индивидуалистической среде в капиталистической системе якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот тезис следующим образом: "Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".
Р’Рѕ-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: использования очень больших количеств реального капитала; крупных рынков; комплексного, централизованного Рё строго интегрированного рынка; богатых Рё надежных источников сырья. Такого СЂРѕРґР° технология означает необходимость РІ существовании фирм- производителей, являющихся крупномасштабными РЅРµ только РІ абсолютных величинах, РЅРѕ также Рё РїРѕ отношению Рє размерам рынка. Рными словами, достижение максимальной эффективности производства РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, Р° РЅРµ большого числа относительно мелких.
Рти экономисты считают, что РїРѕ мере сужения конкуренции ослабевает Рё рыночная система РІ качестве механизма эффективного распределения ресурсов. Р’ результате, РїРѕ мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет СЃРІРѕСЋ способность распределять ресурсы РІ точном соответствии СЃ желаниями потребителей.
РќРѕ существуют Рё РґСЂСѓРіРёРµ РґРѕРІРѕРґС‹ против признания эффективности рыночной системы. Рто - неравное распределение РґРѕС…РѕРґР°. Критики-социалисты, РІ числе прочих, утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество материальных ресурсов, причем право наследования СЃ течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, РїРѕРјРёРјРѕ количественных Рё качественных различий РІ людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает РІ рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ чрезвычайно неравное распределение денежных РґРѕС…РѕРґРѕРІ. Р’ результате семьи резко различаются между СЃРѕР±РѕР№ РїРѕ способности реализовать СЃРІРѕРё потребности РЅР° рынке. Богатые обладают намного большим количеством денег, чем бедные. Отсюда делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы РЅР° производство изысканных предметов роскоши для богатых Р·Р° счет ресурсов РЅР° производство предметов первой необходимости для бедных.
Какая из этих позиций - одна за, другая против рыночной системы - правильна? До известной степени обе правильны. Некоторые критические замечания относительно рыночной системы довольно точны и слишком серьезны, чтобы их можно было игнорировать. С другой стороны, нельзя выносить суждения по какой-то проблеме лишь на основе количества аргументов за и против. Главный экономический аргумент в пользу рыночной системы, а именно она способствует обеспечению эффективного распределения ресурсов, - трудно опровергнуть. На деле рыночная система является - или по крайней мере может быть - довольно эффективной.
Р РћРЎРЎРРЇ Р’ УСЛОВРРЇРҐ ПЕРЕХОДА Рљ РЫНОЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ.
Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.
Естественно, что такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.
Рто происходило потому, что регулирующая роль цен РЅРµ работала, Р° РґСЂСѓРіРѕРіРѕ эффективного механизна регулирования Рё контроля РЅРµ было. Неэффективность РІ использовании ресурсов, огромные государственные затраты РЅР° РѕР±РѕСЂРѕРЅСѓ, дотирование неприбыльных предприятий перенапрягали РІСЃСЋ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ. Понятно, что это проявлялось Рё РІ социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем РІ странах Запада Рё некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь Рє росту денежной массы, С‚.Рє. РёРјРїРѕСЂС‚ строго регулировался, Р° купить что-РЅРёР±СѓРґСЊ РІ магазинах было трудно РёР·-Р·Р° нехватки самой продукции. Р РІ середине 1980-С… РіРі. это привело Рє необходимости реформирования СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё путем внедрения рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё - СЃ помощью хозрасчета, самоокупаемости РЅР° предприятиях Рё С‚.Рґ. Для этого были проведены определенные политические изменения, РЅРѕ РѕРЅРё РЅРµ были эффективны - РёР·-Р·Р° РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ оппозиции СЃРѕ стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип социализма СЃ рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал социалистического лагеря Рё самого СССРдобавил проблем СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ Р РѕСЃСЃРёРё. Дело РІ том, что СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Р РѕСЃСЃРёРё Рё республик бывшего РЎРЎРЎР , Р° также стран социалистического лагеря были интегрированы РІ РѕРґРЅСѓ РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ систему. Поэтому ее развал увеличил РІРѕ РјРЅРѕРіРѕ раз количество экономических проблем. После провала "социализма СЃ человеческим лицом" единственным выбором стала "смешанная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°. РќРѕ РїСЂРё переходе Рє решению широкого комплекса общих проблем применительно Рє той или РёРЅРѕР№ стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий РёС… национальных хозяйств. Рљ наиболее важным специфическим чертам Р РѕСЃСЃРёРё можно отнести следующие.
Во-первых, специфические стороны менталитета значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:
исторически сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий);
особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;
глубокий след в мышлении и хозяйственной практики страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), в значительной степени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства), отсутствии заинтересованности существенной части населения в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации.
Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.
В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных, политических, экономических и др.
Рти три главные черты дополняются РґСЂСѓРіРёРјРё, РїРѕ сути, вытекающими РёР· РЅРёС… производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими СЃ большой осторожностью Рё тщательным расчетом подходить Рє проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели РІ Р РѕСЃСЃРёРё.
Среди производных специфических черт можно выделить следующие:
укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах: "потребление - накопление", "военная - гражданская сферы производства", "промежуточный - конечный продукт" и др.;
низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и экологическо безопасностью);
доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды;
политическая нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни.
Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями.
Что же мешает Р РѕСЃСЃРёРё жить РІ рынке? Однозначно, рыночные механизмы РЅРµ действуют потому, что существует монополия государства почти РІРѕ всех отраслях. Конечно же, существуют Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья Рё РїСЂ. Рто РЅРµ может РЅРµ оказывать влияние РЅР° эффективность производства, Рё сбыта продукции. РќРѕ проблема монополизма стоит РЅР° пути всех преобразований РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. РР· этого следует, что ключевым моментом реформ Рё перехода Рє рыночной системе СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё является приватизация государственного имущества Рё фондов. Частные предприниматели, РєРѕРЅРєСѓСЂРёСЂСѓСЏ между СЃРѕР±РѕР№ РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° покупателей Рё расширяя сектор СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, рассчитанный РЅР° производство товаров потребления, Р±СѓРґСѓС‚ направлять ресурсы РІ наиболее эффективные отрасли. Р’ результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.
Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: лбготные кредиты, эффективное налогообложние и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.
Перечисленные пункты должны были быть включены РІ программу перехода Рє рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно повлияла РЅР° проведение экономических реформ, Рё РёС… С…РѕРґ замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства РІ производство, так как была неясна РёС… дальнейшая СЃСѓРґСЊР±Р°. РќРѕ после известных событий сентября-октября 1993 Рі. экономические реформы Рё РёС… политические предпосылки стали соответствовать РґСѓС…Сѓ времени Рё рыночным устремлениям СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Между тем недостаточное внимание Рє развитию рыночного сектора СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё – собственных производств РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ предпринимательства, Р° такая излишняя увлеченность финансовыми механизмами типа «пирамид» привели страну Рє мощнейшему финансовому РєСЂРёР·РёСЃСѓ РІ августе 1998 РіРѕРґР°. Ртот РєСЂРёР·РёСЃ фактически отбросил страну назад РЅР° 5 лет, СЃРЅРёР·РёР» популярность рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РІ глазах населения Рё еще более затруднил развитие реального сектора СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Рто объективно идет РЅР° СЂСѓРєСѓ реакционным силам, мечтающим Рѕ реставрации тоталитарного режима РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Тем более это опасно РІ условиях приближающихся выборов.
РљРѕРіРґР°-то канцлер Германии Бисмарк, прочитав «Манифест коммунистической партии» Маркса Рё Рнгельса, заметил: «Очень интересно. Теперь надо найти страну, которую РЅРµ жалко, чтобы провести эксперимент». Р РѕСЃСЃРёСЋ жалко. До слез.