В. В. Костин, генеральный директор Новосибирского авиаремонтного завода, С. П. Воронков, директор консалтинговой и аудиторской фирмы «Промаудит ВСТ», Новосибирск
Авиация местных воздушных линий в Сибири, являясь одним из важнейших видов транспорта, в настоящее время переживает большие трудности. Сейчас летает лишь 12-15% имеющегося парка вертолетов и самолетов, остальная техника стоит на земле с выработанным ресурсом и, если не будут приняты экстренные меры, уже не сможет взлететь никогда. Вместе с тем в регионах катастрофически не хватает санитарной, сельскохозяйственной, транспортной авиации, авиации для тушения лесных пожаров, и нет средств для покупки новой техники.
В сложившейся экономической ситуации мы предлагаем максимально использовать возможности вторичного рынка вертолетов и самолетов в сочетании с технологиями лизинга путем создания крупной Сибирской лизинговой компании, базирующейся на авиатехнике вторичного рынка.
РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° вторичного рынка может быть охарактеризована следующими цифрами.
Остаточная стоимость вертолета РњР-8Рў без ресурса составляет 350-450 тыс. СЂСѓР±. Для восстановления его летной годности требуется 6,5-7,5 млн СЂСѓР±., таким образом, стоимость вертолета СЃ восстановленным ресурсом составляет 6,85 - 7,95 млн СЂСѓР±. Новый вертолет стоит 87-100 млн СЂСѓР±., С‚. Рµ. РІ 12 раз дороже. Соответственно стоимость ресурсного часа (СЃСѓС…РѕРіРѕ лизинга) Р±/Сѓ вертолета РІ 12 раз дешевле, чем Сѓ РЅРѕРІРѕРіРѕ. Рто дает возможность авиапредприятиям, берущим РІ лизинг такие вертолеты, работать СЃ прибылью.
Механизм лизинга позволяет авиапредприятиям, не вкладывая единовременно очень больших средств, частями платить за полученную в лизинг технику в процессе ее эксплуатации, т. е. из уже полученного дохода. А значит избежать омертвления значительных средств на весь срок выработки ресурса (2,5-3 года) и спасти их от инфляции.
Р’ экономическую РѕСЃРЅРѕРІСѓ создаваемой РЎРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ авиализинговой компании положен следующий критерий: величина парка машин должна быть такой, чтобы СЃСѓРјРјР° ежемесячного лизингового платежа была достаточна для восстановления летной годности РѕРґРЅРѕР№ единицы авиатехники. Рто условие позволит обеспечить режим реинвестирования внутри лизинговой компании, С‚. Рµ. обновление основных фондов Р·Р° счет консолидированных амортизационных отчислений РІ условиях неконтролируемой инфляции.
Расчеты, проведенные для базовой модели вертолета РњР-8, показывают, что создаваемая лизинговая компания должна иметь РЅРµ менее 35 машин. Рто позволит РІ условиях инфляции полностью использовать амортизационные отчисления, ставить РЅР° крыло 2-3 машины РІ месяц Рё Р·Р° три РіРѕРґР° довести парк РґРѕ 80-90 машин без привлечения дополнительных инвестиций. Ртот парк, выполняя народнохозяйственные задачи, будет являться серьезным резервом для МЧС РІ РЎРёР±РёСЂСЃРєРѕРј регионе.
Вертолетная программа - это лишь первый этап создания РЎРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ авиализинговой компании, так как эта программа полностью обеспечена имеющимися РІ регионе техническими ресурсами Рё производственными мощностями. Рто 250-300 вертолетов, выработавших ресурс, Рё незагруженные мощности РІ первую очередь РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРєРѕРіРѕ 401-РіРѕ завода Гражданской авиации (ГА) (РћРђРћ РќРђР Р—), Красноярского (67-РіРѕ завода ГА) Рё РћРјСЃРєРѕРіРѕ авиаремонтного завода.
В проекте уже действует Омское НПО «Полет», осуществляющее модернизацию самолетов АН-2 и выпуск совместно с Моторостроительным заводом им. Баранова самолетов АН-3. Далее планируется восстановление летной годности сохранивших календарные сроки самолетов АН-24, АН-30, АН-32 и передача их в лизинг. Конечная задача - переход на лизинговые операции с новой авиационной техникой, начиная с самолета типа АН-38 НАПО им. В. П. Чкалова.
Проект возрождения хозяйственной и местной авиации Сибири через лизинговую компанию «Авиаинвестресурс» является социальной программой. Ее реализация возможна только при государственной поддержке.
На этапе создания компании эта поддержка может быть обеспечена путем решения вопроса о передаче из государственных ведомств и авиакомпаний выработавшей ресурс авиатехники и помощью в получении инвестиционного кредита (бюджетной ссуды) в сумме 10-12 млн дол. США сроком на три года под залог объектов лизинга.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.auditorium.ru