Введение.
Всемирная Торговая Организация (Р’РўРћ) - "World Trade Organization" начала действовать СЃ 1-РіРѕ января 1995 РіРѕРґР°. Ее создание - результат сложных Рё многоплановых международных торговых переговоров, РІ которых участвовало 125 государств. Переговоры, проводившиеся РІ рамках ГАТТ, получили название Уругвайский раунд (переговоры были открыты РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Пунта-дель-Рсте, Уругвай, РІ сентябре 1986 РіРѕРґР°, почему Рё получили это название).
Всемирная Торговая Организация - это организационный межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.
ВТО, штаб-квартира которой находится в Женеве (Швейцария), является на сегодняшний день единственной глобальной международной организацией, занимающейся нормами осуществления торговли между странами
Моделью, на основе которой создавалась ВТО, является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948 - 1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО. Секретариат ГАТТ стал именоваться "Секретариат ВТО", а Генеральный директор ГАТТ - Генеральным директором ВТО.
Р’РўРћ РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј - более жесткое РїРѕ характеру создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное СЂСЏРґРѕРј обязательств, Рё существующие параллельно СЃ РЅРёРј РїРѕРґ СЌРіРёРґРѕР№ Р’РўРћ Генеральное Соглашение РїРѕ Торговле Услугами (ГАТС) Рё Соглашение РїРѕ Торговым Аспектам Прав Рнтеллектуальной Собственности (РўР РРџРЎ).
Но одно направление уже определилось - правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет те правовые условия, на основе которых мировая торговля товарами и услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые "правила движения" на мировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой системы и не смогут участвовать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.
Цель настоящей работы - изучить вопрос о международном учреждении - ВТО, познакомиться с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности, а также раскрыть ее роль в мировой экономике.
Глава I. Деятельность Всемирной торговой организации.
Р’РўРћ, как уже отмечалось, родилась РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ С…СЂСѓРїРєРѕРіРѕ РєРѕРјРїСЂРѕРјРёСЃСЃР° РІ последние недели Уругвайского раунда. Р’ предшествовавших документах: Декларации Пунта-дель-Рсте (сентябрь 1986 РіРѕРґР°), открывшей Раунд; РІ решениях так называемого среднесрочного РѕР±Р·РѕСЂР° РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ министров (1988 РіРѕРґ), РІ первом предварительном проекте Заключительного акта Раунда, представленного РІ Брюсселе Конференции Министров (декабрь 1990 РіРѕРґР°), РЅРµ предусматривалось, что Раунд завершится трансформацией ГАТТ РІ полноправное, РЅРѕРІРѕРµ международное учреждение - Р’РўРћ.
В проекте Заключительного акта переговоров, который был предан гласности в декабре 1991 года, содержалось предложение о создании Международной Торговой Организации, однако многочисленные квадратные скобки почти по всем основным положениям проекта указывали на серьезные разногласия между его участниками и говорили о том, что вопрос этот остался нерешенным.
15 апреля 1994 года в городе Марракеше официальный документ о завершении переговоров - Заключительный акт, был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации - ВТО.
Соглашение о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в общий пакет договоренностей. Они составляют несколько десятков объемных томов и носят сугубо конкретный характер.
Контуры пакета договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть очерчены перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих его содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной "архитектуре" пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам-участницам переговоров для принятия.
Центральное место в пакете соглашений занимают следующие группы документов.
Соглашение об учреждении ВТО, включающее три главных правовых документа[1]:
Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие в это новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений (часть из которых имелась ранее, но в новой редакции);
Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй составной частью ВТО;
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - третья составная часть ВТО.
Страна, становящаяся членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех договоренностей, входящих в этот пакет. Особым статусом обладают только четыре соглашения (Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о правительственных закупках, Международное соглашение по молочным продуктам, Договоренность по говядине), обязательства по которым действительны только в отношении стран, их подписавших.
Сущность соглашений и договоренностей, составляющих пакет договоренностей Уругвайского раунда, кратко представлены в приведенной ниже таблице.
Таблица 1.
Вопрос | Существо соглашения или договоренности |
Торговые барьеры Таможенные тарифы | Протокол Рє ГАТТ—1994 предполагает снижение среднего СѓСЂРѕРІРЅСЏ таможенных пошлин РЅР° промышленные товары РЅР° 38% РІ течение 5 лет, упразднение пошлин РїРѕ 11 группам товаров, увеличение доли связанных пошлин РґРѕ 97% РІ промышленно развитых странах Рё РґРѕ 91% РІ развивающихся странах. Однако, РїРѕ имеющимся оценкам, после реализации тарифных договоренностей РѕС‚ 30 РґРѕ 50% всех ставок пошлин РІ РЎРЁРђ, ЕС, РЇРїРѕРЅРёРё Рё Канаде Р±СѓРґСѓС‚ иметь высоту 5% Рё выше Рё только РѕС‚ 37 РґРѕ 48% всех ввозимых товаров РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ облагаться пошлиной. Максимальные ставки РЅР° отдельные товары РІ этих странах Р±СѓРґСѓС‚ достигать 70-120%. Рначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, сохраняется довольно высокий тарифный протекционизм Рё после Уругвайского раунда (РЈР ). |
Нетарифные меры (НТМ) | Договоренность об отказе от применения НТМ так называемой «серой зоны» (меры, нерегулируемые ГАТТ, в их числе «добровольные» ограничения экспорта, соглашения об упорядочении сбыта). Более жесткое применение положений статьи XI ГАТТ, новый кодекс по правилам импортного лицензирования. Пересчет нетарифных мер, применяемых в сельскохозяйственной торговле, в так называемый «тарифный эквивалент» и их сокращение в течение 6 лет на 36%. Характерно, что тарифные эквиваленты в США, ЕС, Японии и Канаде составляют 450, 280, 552 и 171 процент соответственно. В целом, договоренности Уругвайского раунда не предусматривают снижение конкретных нетарифных мер на основе тарифных позиций, как в случае ставок пошлин, а устанавливают более жесткие правила в отношении нетарифных мер. Внимательное изучение правил и положений новых Соглашений и уже применяемых положений и прецедентов ГАТТ говорит о том, что многие нетарифные ограничения сохранили право на жизнь. |
Торговые барьеры по отдельным группам товаров |
Товары, производимые на основе природных ресурсов | Снижение пошлин и увеличение доли связанных пошлин. Доля необлагаемого импорта по этой группе товаров составляет в США, ЕС, Японии и Канаде около 60% товарных позиций. |
Тропические товары | Снижение максимальных тарифных ставок и увеличение доли связанных тарифов в Канаде, ЕС, Японии и США составит 74, 50, 40, 73% по сельхозпродуктам и 13, 57, 78, 53% по сырьевым товарам соответственно. |
Текстильные изделия и одежда | Соглашения по текстилю и одежде. Постепенная, в четыре этапа (растянутых на 10 лет) отмена Соглашения по изделиям из различных видов волокон (Multi-Fiber Arrangement-MFA) и применение на этом участке положений и дисциплины ГАТТ. Ограничения, действующие в рамках MFA, должны быть полностью отменены к концу этого срока. Однако средние ставки пошлин на эти товары останутся высокими. В Канаде, ЕС, США и Японии средний размер пошлин составит 9,4; 7,8; 14,9 процентов при очень высоких ставках пошлин на отдельные товары. При этом импортные квоты не должны больше использовать в торговле текстильными товарами. |
Сельскохозяйственные товары | Соглашение РїРѕ сельскому хозяйству направлено РЅР° то, чтобы распространить РЅР° этот участок РјРёСЂРѕРІРѕР№ торговли действие основных положений ГАТТ. Соглашение предусматривает перевод всех мер, ограничивающих РёРјРїРѕСЂС‚ СЃ/С… товаров, РІ тарифный эквивалент РїРѕ специально разработанной методике Рё постепенное снижение тарифов РІ среднем РЅР° 36% Р·Р° 6 лет. Второй элемент соглашения — снижение РїСЂСЏРјРѕР№ государственной внутренней поддержки сельского хозяйства. Р—Р° 1995-2000 РіРѕРґС‹ государственная поддержка СЃ/С… РІ РЎРЁРђ, ЕС, РЇРїРѕРЅРёРё Рё Канаде должна снизиться СЃРѕ 143 млрд. долл. РґРѕ 117 млрд. долларов. Для расчета этого процесса используется сложная методология перевода всех форм поддержки РІ так называемый агрегированный показатель поддержки (РђРџРџ). Ркспортные СЃСѓР±СЃРёРґРёРё должны быть сокращены Р·Р° 6 лет РЅР° 36% РІ расчете РЅР° бюджетные ассигнования Рё РЅР° 21% РІ расчете РЅР° количество субсидируемого экспорта. Другими словами, реализация соглашения РїРѕ сельскому хозяйству сохраняет довольно высокий уровень аграрного протекционизма, особенно РїРѕ СЃ/С… продуктам умеренной Р·РѕРЅС‹, Рё обеспечивает сохранение высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ внутренней государственной поддержки сельского хозяйства. |
Укрепление Рё развитие системы ГАТТ – 1994 | Соглашение Рѕ создании Р’РўРћ включает ГАТТ РІ качестве главной составной части правовой РѕСЃРЅРѕРІС‹, регулирующей международную торговлю товарами РІ рамках РЅРѕРІРѕР№ торговой организации. Одновременно соглашения Рё договоренности УРсущественно укрепляют ГАТТ. Соглашения Рѕ защитных мерах, СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏС… Рё компенсационных пошлинах, антидемпинге Рё РґСЂСѓРіРёРµ соглашения, которые развивают положения ГАТТ. Рти Рё РґСЂСѓРіРёРµ соглашения становятся интегральной частью ГАТТ. Вместе СЃ СЂСЏРґРѕРј иных договоренностей РѕРЅРё создают новый ГАТТ-1994, отличное РІ правовом отношении РѕС‚ прежнего ГАТТ, получившего название ГАТТ-1947. Важное отличие ГАТТ-1994 РѕС‚ ГАТТ-1947 заключается РІ том, что страны, принимающие обязательства ГАТТ-1994, должны привести СЃРІРѕРµ национальное законодательство, регулирующее внешнюю торговлю, РІ полное соответствие СЃ ГАТТ-1994 (ГАТТ-1947 требовало сблизить его РІ максимально возможной степени). |
РЎСѓР±СЃРёРґРёРё Рё компенсационные пошлины | Соглашение Рѕ СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏС… Рё компенсационных мерах становится интегральной составной частью ГАТТ. Содержит определение термина «субсидия», достигнутое консенсусом. Соглашение определяет те РІРёРґС‹ СЃСѓР±СЃРёРґРёР№, которые должны быть запрещены (экспортные СЃСѓР±СЃРёРґРёРё Рё СЃСѓР±СЃРёРґРёРё для национальных товаров, защищающие РёС… РЅР° национальных рынках); СЃСѓР±СЃРёРґРёРё, которые разрешены или РјРѕРіСѓС‚ быть применены РїСЂРё условии, что РѕРЅРё РЅРµ нарушают торговые интересы РґСЂСѓРіРёС… стран. Рто соглашение содержит специальное положение для стран переходного периода. |
Применение статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) | Уточнение процедур расчета размера демпинга и укрепление процедур антидемпинговых мер, установление факта ущерба от демпинга и механизма урегулирования споров, введение понятия минимальный ущерб, при котором антидемпинговые меры не будут применяться. Соглашение предусматривает автоматическую отмену антидемпинговой пошлины в течение 5 лет с момента ее введения. |
Правила происхождения товаров | Соглашение, обязывающее страны-участницы гармонизировать национальные правила происхождения товаров и применять их таким образом, чтобы не создавать дополнительных препятствий для международной торговли. |
Санитарные и фитосанитарные меры | Соглашение признает право вводить эти меры, но требует гармонизации подобных национальных мер, применения их на недискриминационной основе (национальный режим) и осуществления таким путем, чтобы они не создавали дополнительных препятствий для международной торговли. |
Технические барьеры в торговле | Новая, более четкая редакция Соглашения о технических барьерах в торговле 1979 года. |
Торговые аспекты инвестиционной политики | Соглашение, запрещающее применение мер инвестиционной политики, противоречащих статье III ГАТТ (национальный режим) и статье XI. Соглашение содержит примерный, открытый перечень подобных мер. |
Защитные меры | Соглашение устанавливает порядок введения защитных мер на основании статьи XIX ГАТТ, определяет временные рамки применения этих мер (не более 8 лет), запрещает применение защитных мер, не регулируемых правилами ГАТТ (меры серой зоны) и требует их устранения в течение 4-х лет. |
Новые вопросы: Международная торговля услугами | Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) — самостоятельное соглашение, создающее многосторонний механизм, определяющий правила международной торговли услугами. Содержит три части. В первой излагаются определения торговли и поставки услуг и определяется, что сфера действия соглашения распространяется как на трансграничное движение услуг, так и на их поставки и потребление в рамках национальных территорий стран-участниц. Кроме того, соглашение определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере торговли услугами. Вторая и третья части соглашения — приложения о специальном статусе отдельных видов услуг и списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг. |
Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности | Соглашение РїРѕ этой РіСЂСѓРїРїРµ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ — самостоятельное соглашение, входящее РІ правовую систему Р’РўРћ. Соглашение РўР РРџРЎ устанавливает правила применения национального режима Рё режима РќР‘. Р’ соглашении также содержатся конкретные положения РІ отношении авторских прав, торговых знаков, географических указаний, промышленных образцов, топологии интегральных схем, торговых секретов, «ноу-хау». Положения соглашения определяют меры, которые должны предпринять таможенные органы для предотвращения РІРІРѕР·Р° товаров СЃ поддельными товарными знаками Рё самих поддельных товаров. |
Новый институционный механизм: Всемирная Торговая Организация (Р’РўРћ) | Соглашение Рѕ создании Р’РўРћ (создает единый институционный Рё организационный механизм для реализации всех соглашений Рё договоренностей РЈР ). Соглашение определяет главные функции Р’РўРћ, устанавливает ее межгосударственные органы. Р’РўРћ РІ своей деятельности будет применять практику ГАТТ, решения, процедуры Рё методы принятия решения, установившиеся РІ ГАТТ. Р’РўРћ РЅРµ будет применять каких-либо действий или санкций РІ отношении стран, нарушающих соглашение (ГАТТ—1994, ГАТС или РўР РРџРЎ), РЅРѕ может разрешать пострадавшим странам РЅРµ применять режим наибольшего благоприятствования Рє нарушителям. Членом Р’РўРћ может стать страна, присоединившаяся РєРѕ всем соглашениям Рё договоренностям РЈР '. Р’ рамках Р’РўРћ действуют общие для всех соглашения, единая система урегулирования Р’РўРћ СЃРїРѕСЂРѕРІ Рё механизм РѕР±Р·РѕСЂР° торговой политики отдельных стран-участниц. |
Рсточник: Шахрай Р’. Рћ. Актуальная тема: Всемирная торговая организация. Р’ журн. «Российский экспортер», в„– 3, 2000
Функции ВТО - это организация исполнения всех соглашений Раунда. Кроме того, ВТО – это форум многосторонних торговых переговоров между участниками ВТО по всем вопросам их взаимных торговых отношений, входящих в круг ее ведения, очерченный пакетом соглашений, а также и по более широкому кругу вопросов, если такое решение будет принято конференцией на уровне министров.
ВТО действует в качестве органа по периодическим обзорам торговой политики стран-участниц, а также и в качестве органа по рассмотрению спорных и конфликтных ситуаций на межправительственном уровне.
Главный орган Р’РўРћ - Конференция РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ министров, собирающаяся раз РІ РґРІР° РіРѕРґР°. Рта конференция обладает всеми правами Р’РўРћ, может осуществлять РІСЃРµ ее функции Рё принимать решения. Р’ перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный Совет. Р’ числе функций Совета - организация работы органа РїРѕ разрешению СЃРїРѕСЂРѕРІ Рё органа РїРѕ проведению РѕР±Р·РѕСЂРѕРІ торговой политики.
РљСЂРѕРјРµ того, РІ составе Р’РўРћ созданы: Совет РїРѕ торговле товарами, Совет РїРѕ торговле услугами, Совет РїРѕ торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет РїРѕ торговле товарами будет наблюдать Р·Р° реализацией многосторонних соглашений РїРѕ торговле товарами. Рто собственно ГАТТ-1994, сохранившее СЃРІРѕСЋ автономию РІ рамках Р’РўРћ; Совет РїРѕ торговле услугами - орган, следящий Р·Р° выполнением ГАТС, Рё Совет РїРѕ интеллектуальной собственности, наблюдающий Р·Р° действием этого соглашения. Организованы также Комитет РїРѕ торговле Рё развитию, Комитет РїРѕ ограничениям, связанный СЃ состоянием платежного баланса, Рё Комитет РїРѕ бюджетным, финансовым Рё административным вопросам.
ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет организации и размер взносов отдельных стран-участниц основывается на традиционной практике и правилах ГАТТ-1947.
Соглашение о ВТО предусматривает различные пути присоединения к нему.
В соответствии с Марракешским решением министров о принятии Соглашения об учреждении ВТО присоединяющиеся страны делятся на несколько групп. Участницы ГАТТ, чтобы быть членами ВТО, должны принять многосторонние торговые соглашения, развивающие ГАТТ (помимо ГАТТ-1994), а также Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) и Соглашение по Торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Страны-участницы Уругвайского раунда (не члены ГАТТ), чтобы стать членами ВТО, должны были сначала завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретных обязательств по ГАТС. Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, применявшие положения ГАТТ на так называемой фактической основе.
Помимо этого в июле 1993 года Комитет по торговым переговорам постановил, что страны и территории, ведущие переговоры в ГАТТ, но не имеющие статуса участника Уругвайского раунда, могли принимать участие в Раунде и начинать переговоры об условиях присоединения к ВТО.
В эту категорию вошло 19 стран. В середине 1994 года было учреждено 19 рабочих групп, в рамках которых велись переговоры о вступлении в ВТО Болгарии, Балтийских государств, Словении, Хорватии, Армении, Белоруссии, Молдовы, Украины и ряда других государств. Сейчас число стран, вступающих в ВТО, составляет более 30 государств.
К этой же группе относится и Россия. В соглашении о ВТО говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Министерская конференция двумя третями голосов членов ВТО.
Процедура присоединения к ВТО носит следующий характер[2].
Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный Совет ВТО. Участвовать в работе группы могут все члены ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Значительная часть работы в группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры о взаимном снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать три протокола, содержащие перечень уступок и обязательств в этой области (протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок услуг).
Ртогом заседаний Рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ становится доклад Группы Генеральному Совету Р’РўРћ, содержащий краткое содержание РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёРё Рё выводы Рабочей РіСЂСѓРїРїС‹. Одновременно готовятся проект решения Генерального Совета Р’РўРћ, названные выше протоколы Рѕ доступе РЅР° рынок Рё протокол Рѕ присоединении. Доклад Рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ Рё протокол Рѕ присоединении должны быть одобрены Генеральным Советом Р’РўРћ. Решение Генеральный Совет принимает РґРІСѓРјСЏ третями голосов. Решение Рѕ присоединении страны Рє Р’РўРћ вступает РІ силу через 30 дней после его принятия (ратификации) присоединяющейся страной. Такова обычная процедура. Однако реальное содержание эта процедура приобретает только после того, как РѕРЅР° будет проверена практикой. Рђ практика, как показала деятельность ГАТТ Рё Р’РўРћ, часто существенно меняет первоначальный смысл, заложенный РІ протокольные Рё процедурные РЅРѕСЂРјС‹.
Характерный пример - присоединение Словении, которая стала первой страной, присоединившейся Рє Р’РўРћ. Словения взяла РЅР° себя широкий РєСЂСѓРі обязательств, относящихся Рє внешнеторговому режиму страны, входящих РІ РєСЂСѓРі ведения ГАТТ РІ его РЅРѕРІРѕР№ редакции 1994 РіРѕРґР°. Однако РІ С…РѕРґРµ обсуждения РЅР° Рабочей РіСЂСѓРїРїРµ очень большое внимание было обращено Рё РЅР° такие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, РїРѕ существу выходящие Р·Р° рамки ГАТТ, как приватизация, государственное участие РІ собственности, государственная торговля (РІ более широком плане, чем это предусмотрено РІ ГАТТ). Р СЏРґ членов Рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ указали, что обязательства Рё заверения, отраженные РІ Докладе Рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ Рё Протоколе Рѕ присоединении, должны ограничиваться обязательствами, закрепленными РІ ГАТТ 1947 РіРѕРґР°. Рабочая РіСЂСѓРїРїР° приняла Рє сведению заявления этих стран Рѕ том, что никакие заверения или обязательства правительства Словении сверх тех, которые предусмотрены РІ Генеральном Соглашении или связанных СЃ РЅРёРј вспомогательных документах, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ служить прецедентом РЅРё для будущих присоединений, РЅРё для РґСЂСѓРіРёС… переговоров или процедур ГАТТ. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, СЂСЏРґ РґСЂСѓРіРёС… членов Рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ заявили, что мандат рабочих РіСЂСѓРїРї РїРѕ вопросам присоединения включает РІ себя изучение внешнеторгового режима присоединяющейся страны РІ широком плане Рё определение РЅР° этой РѕСЃРЅРѕРІРµ условий присоединения. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё рабочие РіСЂСѓРїРїС‹ должны изучать РІСЃРµ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, имеющие отношение Рє международным торговым СЃРІСЏР·СЏРј. Рти страны отметили, что РІ тех случаях, РєРѕРіРґР° государственная политика непосредственно отражается РЅР° условиях функционирования рынка, включая доступ Рє нему, Рабочая РіСЂСѓРїРїР° РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ присоединения может СЃ полным основанием добиваться большей степени транспарентности РІ осуществлении такой политики.
В связи с вопросами о государственных предприятиях и приватизации Словения приняла на себя конкретные обязательства представить намеченный график приватизации на основе соответствующего законодательства, ежегодно представлять подробную информацию о ходе осуществления и степени завершенности процессов приватизации и реформы собственности, в том числе сведения о состоянии международных торговых операций государственных и общественных предприятий, остающихся неприватизированными. В этой связи некоторые члены Рабочей группы подчеркнули, что вопрос о присоединении страны не должен увязываться с принятием мер в областях, не охватываемых положениями Генерального Соглашения, таких, как перестройка экономики, включая реформу структуры собственности или приватизацию. Аналогичные дискуссии протекали в Рабочих группах по вопросу о присоединении Болгарии и Монголии и, судя по всему, будут иметь место и в случае присоединения других стран, включая Россию.
Рабочая группа по Словении завершила свою работу, рекомендовав принять Словению в ГАТТ-1947, и в соответствии с пунктом 8(в) решения министров от 14.04.94 года Рабочая группа приняла решение вновь собраться для изучения доклада Словении о торговле услугами и о режиме в отношении прав интеллектуальной собственности. Обсуждение условий принятия Словении и разногласия в Рабочей группе показывают, что реальная процедура присоединения к ВТО может быть наполнена иным смыслом, чем то, что заложено в Соглашении о ВТО.
Глава II. Всемирная торговая организация и мировая экономика.
Начало ХХI столетия несет в себе как новые тенденции, направления и формы развития современной мировой экономики, связанные, прежде всего, с ее растущей глобализацией, так и новые проблемы и противоречия. Процесс глобализации мировой экономики предъявляет качественно новые требования к системе международных организаций, прежде всего к тем из них, которые фактически являются организациями общемирового, глобального масштаба. Существенную, во многом определяющую роль в процессе глобализации мировой экономики играет ВТО.
С учетом принятия в ноябре 2001 г. на конференции ВТО в Дохе (Катар) в состав этой организации КНРи Тайваня доля стран - участниц ВТО в мировой торговле товарами увеличивается почти до 95%.
Можно сказать, что на протяжении этих пяти десятилетий в значительной мере была преодолена тенденция к усилению протекционизма, господствовавшая в период между двумя мировыми войнами, а частично и после второй мировой войны. Результатом явился динамичный рост международной торговли - с 1948 по 2000 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 млрд. долл. до 6 346 млрд. долл., то есть более чем в 18 раз. Его среднегодовой темп (около 7%) более чем в 1,5 раза опережал темп роста мирового производства (около 4%)[3].
Как отметил 2 января 2002 г. в своем новогоднем послании правительствам стран - участниц ВТО генеральный директор этой организации Майк Мур, «прошлый год был действительно выдающимся годом для Всемирной торговой организации, может быть, наиболее значительным в нашей короткой истории… Я думаю, что мы можем сейчас с уверенностью утверждать, что мы действительно получили рождение ВТО. Сейчас это не старый ГАТТ с немногими символическими жестами в направлении новой глобальной реальности, и лучше отражаются новые потребности нашего более широкого членства…»[4]
Однако к началу ХХI столетия ВТО не удалось разрешить всех противоречий и проблем международной торговли. Напротив, появились новые проблемы, связанные, в частности, с глобализацией мировой экономики, которая помимо позитивных несет в себе и негативные черты. Свидетельством подобных негативных аспектов явился финансовый кризис 1997-1998 гг., потрясший ранее, казалось бы, наиболее благополучный регион развивающихся государств - новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем перекинувшийся на другие регионы мира. Для 2001 г. в целом характерна значительно худшая динамика мировой экономики, чем в 2000 г.
Не случаен в связи с этим и тот факт, что именно ВТО оказывается одним из основных объектов критики со стороны антиглобалистов (что проявилось особенно отчетливо в декабре 1999 г. в Сиэтле, где фактически была сорвана сессия ВТО, в сентябре 2000 г. в Праге во время ежегодной сессии международных финансовых организаций и летом 2001 г. в Генуе во время встречи руководителей восьми ведущих стран мира ("G-8").
Отмечая неоднозначность оценок деятельности ВТО, следует подчеркнуть, что в настоящее время существует целое направление, объединяющее теоретиков и политиков-практиков, выступающих против либерализации международной торговли и того доминирующего положения, которое в этом процессе занимает не только ВТО, но и другие международные экономические организации. По их мнению, либерализация международной торговли ухудшает экономическое положение беднейших слоев населения в развивающихся странах, ведет к дальнейшему перераспределению "глобального мирового дохода" в пользу стран "золотого миллиарда", открывает доступ к достижениям НТП лишь крупнейшим ТНК и ведущим странам мира.
Несмотря на определенную маргинальность подобной позиции, она вместе с тем не лишена оснований и опирается на вполне реальные процессы, протекающие в рамках глобализирующейся мировой экономики. Действительно, в своей реальности современная мировая экономика не оставляет иллюзий по поводу свободной конкуренции, равных экономических условий для всех субъектов мирового хозяйства. Одним из наиболее крупномасштабных противоречий современного мира фактически становится противоречие между группой ведущих индустриально развитых стран, которые стремятся формировать "новый мировой порядок", и всеми остальными странами, которые "не вписываются" в ядро мировой экономики и составляют ее периферию.
Пример Китая, вступившего в ВТО в конце 2001 г., свидетельствует об имеющихся в данной области проблемах. Китай был принят в ВТО с 200 существенными оговорками. В частности, КНРдолжна полностью открыть свой внутренний страховой рынок для иностранных инвесторов и отменить особые условия инвестирования в специальных (особых) экономических зонах, сыгравших свою значительную роль в экономическом развитии страны. В течение 15 лет Китай не будет считаться страной с рыночной экономикой, а значит, не сможет применять защитные антидемпинговые процедуры и обращаться в т.н. Roster (квазиарбитражный суд ВТО). Тем самым страна оказывается лишенной одного из ключевых прав вновь принятых членов ВТО (особенно развивающихся стран). ВТО также будет осуществлять мониторинг китайского законодательства в экономической области и практики регулирования экономики с точки зрения их соответствия задачам, поставленным перед КНРпри его приеме. В связи со вступлением Китая в ВТО снижаются импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, что в сочетании с ожидаемым замедлением темпов роста ВВП страны может привести к обострению проблемы занятости, прежде всего в сельской местности[5].
Для РјРЅРѕРіРёС… еще Р’РўРћ является неизвестной величиной. Рто РЅРµ удивительно, ведь РІ отличие РѕС‚ таких организаций, как Международный валютный фонд, деятельность Р’РўРћ РЅРµ наглядна: Р’РўРћ РЅРµ предоставляет многомиллиардных кредитов, РЅРµ участвует РІ формировании текущей экономической политики государств. РќРѕ ее роль РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ велика, Рё СЃ этим согласны как противники, так Рё сторонники Р’РўРћ. Р’ нее сейчас РІС…РѕРґСЏС‚ почти 150 стран, РЅР° долю которых приходится 95% оборота РјРёСЂРѕРІРѕР№ торговли. Рименно через Р’РўРћ РѕРЅРё устанавливают правила РёРіСЂС‹ РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕРј рынке.
Нынешний политический РєСѓСЂСЃ РЅР° вступление Р РѕСЃСЃРёРё РІ Р’РўРћ разделил активную часть отечественной бизнес-элиты РЅР° противников Рё сторонников этого шага. Первые утверждают, что Р РѕСЃСЃРёСЏ совершенно РЅРµ готова Рє открытию своего рынка для экспансии западных конкурентов. Производительность труда РІ Р РѕСЃСЃРёРё - 12% РѕС‚ СѓСЂРѕРІРЅСЏ РЎРЁРђ, 18% - РѕС‚ СѓСЂРѕРІРЅСЏ Германии, 23% - РѕС‚ СѓСЂРѕРІРЅСЏ Великобритании. Производительность же труда лежит РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ конкурентоспособности. РўРѕ есть то, что, Рє примеру, РІ РЎРЁРђ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ Р·Р° час, РјС‹ делаем Р·Р° семь часов. РЇСЃРЅРѕ, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ противники вступления РІ Р’РўРћ, что открытие СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ рынка приведет Рє массовому банкротству отечественных предприятий Рё толпы безработных просто сметут правительство, которое это допустило. РРј возражают: СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° современной Р РѕСЃСЃРёРё может эффективно развиваться лишь РїСЂРё активном взаимодействии СЃ мировым рынком товаров Рё услуг. Снижение СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… тарифов, переход РЅР° международные правовые РЅРѕСЂРјС‹, отмена многочисленных торговых ограничений Рё участие Р РѕСЃСЃРёРё РІ механизме разрешения СЃРїРѕСЂРѕРІ приведут Рє улучшению имиджа страны РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕР№ арене, снижению СѓСЂРѕРІРЅСЏ бюрократизации, росту иностранных инвестиций, повышению вследствие конкуренции качества СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… товаров Рё РІ перспективе Рє росту экспорта наукоемких товаров Рё услуг. РќРѕ как Р±С‹ РЅРё шла эта РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЏ, политическое решение уже принято - Р РѕСЃСЃРёСЏ стремится РІ Р’РўРћ. Хотя ей надо договориться СЃ каждой РёР· стран, входящих РІ Р’РўРћ, решающее слово остается Р·Р° Соединенными Штатами[6].
Рта полемика, развернувшаяся сейчас РІ Р РѕСЃСЃРёРё, довольно четко представляет как положительную, так Рё отрицательную роль Р’РўРћ РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕР№ арене.
Тем не менее, вопрос о вступление в ВТО решается отдельно для каждого государства, которое, в случае положительного решения о приятии его во ВТО, становится еще одним звеном мировой торговли.
ВТО, как и все другие организации, имеет свои недостатки. Но главные возражения не могут быть адресованы самой ВТО. Задача ВТО состоит в том, чтобы установить основные правила международной торговли, она не предназначена для достижения других социальных целей. Поэтому проблема на самом деле заключается не в ВТО, а в отсутствии таких же влиятельных и эффективных организаций, всецело предназначенных для достижения этих самых социальных целей. На самом деле, самая главная проблема нынешнего мирового порядка заключается в том, что производство товаров личного потребления возобладало над социальным развитием, то есть перед обеспечением общественных благ.
Заключение.
Всемирная Торговая Организация начала свою деятельность 1 января 1995 года в обстановке, коренным образом отличной от той, которая существовала в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко изменилась политическая и экономическая роль международной торговли товарами и услугами для экономического благосостояния большинства государств мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо более сложным экономическим организмом, чем об этом судили в начале 80-х годов, определяя будущие контуры многосторонних переговоров. ВТО, в отличие от ГАТТ, не имела "разгонного" периода. В апреле 1994 года совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. Сегодняшние экономические условия отличаются еще сильнее от тех, в которых создавалась и функционировала ВТО.
За прошедшие два года определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это:
доступ на рынки (тарифные и нетарифные барьеры);
реализация правила ВТО по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;
правила в отношении использования антидемпинговых пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер;
импортное лицензирование и процедуры импортного лицензирования. Все сказанное выше относится и к этому направлению деятельности ВТО.
Вместе с тем, более резко обнажились противоречия между США и Европейским Союзом, США и Японией в подходах к реализации целого ряда договоренностей ВТО. Все это позволяет говорить о процессе накопления проблем деятельности ВТО и необходимости поиска нетрадиционных развязок.
Сейчас очень РјРЅРѕРіРёРµ ратуют Р·Р° изменение статуса Р’РўРћ. Большинство считает, что изменение "королевского" статуса Р’РўРћ должно идти РІ следующем РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Р’Рѕ-первых, если РјС‹ хотим избежать того, чтобы национальные интересы оказались РЅР° последнем месте, то РїРѕСЂСЏРґРѕРє старшинства между законами Р’РўРћ Рё национальными законами должен быть изменен РЅР° обратный. РџСЂРё нынешнем РїРѕСЂСЏРґРєРµ вещей РЅРё РѕРґРЅР° страна РЅРµ может ввести торговые санкции, чтобы заставить РґСЂСѓРіСѓСЋ страну следовать ее стандартам, если импортируемый РїСЂРѕРґСѓРєС‚ физически такой же, как производимый РІ этой стране. Невозможен, например, запрет РЅР° РёРјРїРѕСЂС‚ РіРѕРІСЏРґРёРЅС‹, получаемой СЃ использованием РіРѕСЂРјРѕРЅРѕРІ, если нет документов, подтверждающих отличие такого продукта РѕС‚ РіРѕРІСЏРґРёРЅС‹, РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёРјРѕР№ внутри страны. Рсключением является случай, РєРѕРіРґР° существует международное соглашение, подписанное обеими странами. РќРѕ такие соглашения очень сложно заключить.
Во-вторых, ВТО, возможно, вышла за пределы своих полномочий, когда начала заниматься вопросами, касающимися прав на интеллектуальную собственность. Права на интеллектуальную собственность помогли превратить науку в бизнес, а бизнес, конечно же, мотивируется прибылью. Можно привести доводы в пользу того, что этот процесс зашел слишком далеко и создает препятствие решению важных для развивающегося мира задач. Сегодня, например, гораздо больше денег тратится на разработку косметики, чем на лечение тропических болезней.
Однако, РїРѕ словам Р”. РЎРѕСЂРѕСЃР° «протестующие, желающие "сократить Рё потопить" Р’РўРћ, задушат курицу, несущую золотые яйца. Рхотя нам следует решительно отвергнуть эти призывы, РјС‹, тем РЅРµ менее, должны принять РІРѕ внимание законную Рё глубоко прочувствованную обеспокоенность критиков РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ использования Рё распределения этих "СЏРёС†"В»[7]. Рти слова как нельзя лучше СЃСѓРјРјРёСЂСѓСЋС‚ материал, рассмотренный РІ данной работе.
Список литературы
Р”. РЎРѕСЂРѕСЃ Отчет РїРѕ глобализации. Цикл статей. – Рњ.: РР·Рґ-РІРѕ института «Открытое общество», 2001
Орешкин С. М. ВТО и реальный бизнес. – М.: «Градиент», 2001
Смитиенко Б. М. Всемирная торговая организация в мировой экономике и перспективы вступления России в ВТО. – М.: «Финансовая академия», 2002
Смитиенко Б.М., Супрунович Б.П. Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли. - М.: «Финансовая академия», 2002
Харламов РЎ. Р“. Вступление Р РѕСЃСЃРёРё РІ Р’РўРћ продолжается. – Рњ.: В«РРјР°-пресс», 2002
Шахрай В. О. Актуальная тема: Всемирная торговая организация.// В журн. «Российский экспортер», № 3, 2000
Moore Pledges to Build on Doha Success in 2002 // WTO News: 2002 Press Releases. Press / 266. 2 January 2002
World Trade Slows Sharply in 2001 Amid the Uncertain International Situation // WTO News: 2001 Press Releases. Press / 249. 19 October 2001
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/
[1]Шахрай В. О. Актуальная тема: Всемирная торговая организация.// В журн. «Российский экспортер», № 3, 2000
[2]Шахрай В. О. Актуальная тема: Всемирная торговая организация.// В журн. «Российский экспортер», № 3, 2000
[3] World Trade Slows Sharply in 2001 Amid the Uncertain International Situation // WTO News: 2001 Press Releases. Press / 249. 19 October 2001. P.5
[4] Moore Pledges to Build on Doha Success in 2002 // WTO News: 2002 Press Releases. Press / 266. 2 January 2002. P. 1,3
[5] Смитиенко Б. М. Всемирная торговая организация в мировой экономике и перспективы вступления России в ВТО. – М.: «Финансовая академия», 2002, с. 12
[6] Орешкин С. М. ВТО и реальный бизнес. – М.: «Градиент», 2001, с.22
[7]Р”. РЎРѕСЂРѕСЃ Отчет РїРѕ глобализации. Цикл статей. – Рњ.: РР·Рґ-РІРѕ института «Открытое общество», 2001, СЃ.18