Подготовил Александр Бабынин
Школа № 4
РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРє
2000/01
ВВЕДЕНРР•
Выбирая тему для реферата, я не случайно выбрал эту тему, потому что не так давно, на летних каникулах я прочитал очень интересную научно-популярную книгу журналиста-международника и востоковеда В. Овчинникова «Ветка сакуры» об Японии. Я и раньше знал, что японские товары – одни из лучших в мире. Весь мир восхищается японской бытовой техникой, у нас в России, самыми популярными автомобилями, иностранного производства, являются японские марки. Они достаточно дёшевы и качественны (редко ломаются).
Однако, узнав больше о Японии, я узнал, что в 1945 году Япония находилась в таком же, если не худшем положении, чем наша страна. В нашей стране отставание всегда объясняли последствием разрухи и войны. Япония же за короткий период времени сделала мощный рывок из прошлого в будущее, став передовой страной мира по большинству отраслей промышленности и уровню жизни населения.
Рљ тому же, РІ журнале «Наука Рё жизнь» СЏ увидел выразительный СЂРёСЃСѓРЅРѕРє: маленький человечек СЃ раскосыми глазами восседал РЅР° куче денег. РЎ гордостью Рё удивлением взирал РѕРЅ РЅР° обступивших его людей, которые, протягивая Рє нему СЂСѓРєРё, просили: «Дай! Дай!В» Рто представители разных континентов. Лица Сѓ РЅРёС… то белые, то смуглые, то совсем тёмные, волосы тоже разные: американским ёжиком, то РїРѕ-африкански курчавые.
Рисунок этот сопровождал статью о финансовом положении Японии, о том, что она стала главным кредитором в мире.
А у нас в это время, по пол года учителям, врачам, пенсионерам не выдавали заработную плату и пенсию, т.к. не было денег. Шахтёры выходили на рельсы, перекрывая Транссибирскую магистраль, требуя 8-ми месячную задолженность за работу у правительства.
Поэтому, мне очень захотелось понять и разобраться, в чём же причины «экономического чуда» Японии.
РќРђРЁР ВОСТОЧНЫЕ СОСЕДР
РЇРїРѕРЅРёСЏ, наш восточный сосед – древнее, самобытное государство. РћРЅРѕ расположено РЅР° архипелаге, который тянется СЃ севера РЅР° СЋРі вдоль восточного побережья Азиатского континента, её главные острова Хоккайдо (наименее населённый) РЅР° севере, РҐРѕРЅСЃСЋ Рё РЎРёРєРѕРєСѓ РІ центре Рё РљСЋСЃСЋ РЅР° СЋРіРµ. Рмеется также более трёх тысяч небольших островов. Площадь РЇРїРѕРЅРёРё 378 тысяч квадратных километров (это 60% территории Франции, меньше чем республика РљРѕРјРё РІ Р РѕСЃСЃРёРё), причём 87% этой территории покрыто горами, вулканами. Для строительства РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Рё сельскохозяйственных ферм остается лишь 80 тысяч квадратных километров (РїРѕ территории можно сравнить СЃ размерами Тверской области или Ставропольского края Р РѕСЃСЃРёРё). РќР° этом РјРёРЅРё пространстве живёт 127,7 миллионов человек (Р° Рє 2005-РјСѓ РіРѕРґСѓ, РїРѕ РїСЂРѕРіРЅРѕР·Сѓ ученых, ожидается 130 миллионов). РџСЂРё такой перенаселенности, страна очень тесна, поэтому земля страшно дорогая.
Какой-нибудь иностранный банк хотел бы построить свой офис, например, в Токио или Осаке, но земля, под этот маленький банк, стоит в несколько тысяч раз дороже, чем центре Нью-Йорка или Лондона. Можно бы построить на окраине, там земля подешевле, но тогда нужно будет платить всем ближайшим жителям огромную компенсацию за то, что загораживают солнце, а земля эта будет по стоимости центра Нью-Йорка.
Многие крыши домов Токио не пустуют: на плоских крышах, помимо площадок для сушки белья, детских «луно-парков», скверов всё чаще можно видеть зелёные сетки, огораживающие площадки для игры в гольф. Нет им места на земле.
РќРµ хватает места РЅР° земле Рё дорогам РјРЅРѕРіРёРµ РґРѕСЂРѕРіРё подняты над землёй РЅР° 12-60 метров. Рђ если РґРѕСЂРѕРіР° РІ РЇРїРѕРЅРёРё РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ РїРѕ земле, то РѕРЅР° СЃ РґРІСѓС… сторон обнесена забором 3,5-4 метра высотой. Рти глухие железобетонные стены, поросшие плющом, охраняют окрестные деревни РѕС‚ шума РґРѕСЂРѕРіРё, Р° поля РѕС‚ выхлопных газов.
РЎРўР РђРќРђ ПОСЛЕ Р’РўРћР РћР™ РњРР РћР’РћР™ ВОЙНЫ
Состояние РЇРїРѕРЅРёРё РІ первые послевоенные РіРѕРґС‹ было крайне тяжелым. Рзоляция РѕС‚ внешнего РјРёСЂР° была полной. Страна, потерявшая РІ РІРѕР№РЅРµ 40 % своего материального состояния, Рё РЅРµ имеющая источников сырья, была отрезана РѕС‚ внешних сырьевых рынков. Уничтожено РІ стране 30% оборудования тяжёлой промышленности, после атомных бомбардировок почти полностью разрушены Нагасаки Рё РҐРёСЂРѕСЃРёРјР°, РІ руинах лежала сама столица – РўРѕРєРёРѕ. Демобилизовано 9 миллионов солдат, РІ страну въехало 1,5 миллиона человек беженцев, инфляция достигла 5000%. Нехватка товаров Рё материалов была всеобщей. РќРµ хватало продуктов питания. Р’ то время даже говорилось Рѕ том, что 10 миллионов японцев РјРѕРіСѓС‚ умереть РѕС‚ голода. РљСѓСЂСЃ СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ йены РїРѕ отношению Рє американскому доллару постоянно падал, что свидетельствовало Рѕ полной расстроенности финансовой системы. Р, тем РЅРµ менее, японцы испытали чувство облегчения РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ окончанием РІРѕР№РЅС‹, общество было переполнено различными надеждами: РІСЃРµ были РІ равной степени бедны, Рё Сѓ каждого был такой же, как Рё Сѓ всех, СЃРІРѕР№ шанс. Р’СЃРµ приходилось начинать СЃ нуля.
Направление, выбранное для развития страны, может показаться парадоксальным: первое – прекратить программу субсидирования промышленности, РІР·СЏРІ тем самым инфляцию РїРѕРґ контроль; второе – должна быть прекращена зависимость развития предприятия РѕС‚ внешних источников финансирования; третье – принимается решение установить твердые РєСѓСЂСЃС‹ йены Рє доллару. Рти меры создали суровые условия для тех отраслей промышленности, которые субсидировались РёР· иностранных или правительственных источников финансирования. Положение усугублялось Рё тем, что РІ результате разделения крупных монополистических объединений – «Мицуи», «Мицубиси» Рё «Сумитомо» прервались традиционные СЃРІСЏР·Рё СЃ иностранными поставщиками сырьевых товаров. Приходилось Рё здесь РІСЃРµ начинать СЃ начала.
Программа развития, поставившая на грань катастрофы многочисленные предприятия и торговые фирмы, преследовала цель остановить рост цен. Банкротство многих фирм представлялось меньшим злом, чем инфляция. Уменьшение спроса на товары привело к спаду. Не было уверенности, что японская экономика выдержит резкое ухудшение конъюнктуры. Увеличение спора со стороны американцев, в связи с начавшейся в 1950 году войной в Корее, спасло многие японские фирмы. Бум продолжался в течение целого года, затем снова наступил спад.
Нужно было принимать решение о долгосрочном развитии экономики страны, её принципиальной ориентации. Рассматривались две возможности: построение послевоенной экономики путем максимального развития экспорта и вторая возможность – ориентация развития на внутренний спрос. Среди правительственных и деловых кругов победила первая концепция, но осуществить ее было нелегко.
Главное затруднения – фирмы были отрезаны от мировых рынков. Они не знали реального спроса на товары, не имели информации из разных стран на товары, которые подлежали импорту в Японию. Невозможность проводить эту работу вынуждала японские фирмы занимать оборонительную позицию в отношении иностранных конкурентов.
РРєСЃРїРѕСЂС‚ РІ это время был крайне ограниченным. Р’ РЎРЁРђ поставлялись текстильные изделия, рыбные консервы, РјРѕСЂСЃРєРёРµ продукты; РІ страны СЋРіРѕ-восточной РђР·РёРё – текстиль Рё каустическая СЃРѕРґР°. Первые сделки осуществлялись путем переписки. Рто было время первых шагов РІ промышленности Рё торговли. Затем начался бег, РіРѕРЅРєР°. Период СЃ 1953 РїРѕ 1960 РіРѕРґС‹ – это время восстановление СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Промышленность превысила уровень довоенного производства. Рто был успех, РЅРѕ СЏРїРѕРЅСЃРєРёРµ товары, Р·Р° исключением текстильных, еще РЅРµ могли конкурировать СЃ изделиями западных стран. Себестоимость СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ продукции была выше, Р° качество ниже. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим производство товаров ориентировалось РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РЅР° внутренний рынок, который быстро насыщался, РЅРѕ это уже РЅРµ привело Рє спаду. Р’ промышленности было применено сильнодействующее Рё крайне эффективное средство, которое впоследствии выручило СЏРїРѕРЅСЃРєРёР№ деловой РјРёСЂ РІРѕ всех кризисных ситуациях. РћРЅРѕ называется – структурные изменения Рё реорганизация. Благодаря этому средству быстро повысилась конкурентоспособность СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… товаров. Разрыв СЃ западными фирмами РЅР° международных рынках таял РЅРµ РїРѕ РґРЅСЏРј, Р° РїРѕ часам. Произошло то, что весь РјРёСЂ называет «японским экономическим чудом».
Развитие РЇРїРѕРЅРёРё РІ период высоких темпов роста РІ значительной степени результат внедрения передовой технологии развитых стран. Рто факт. РќРѕ как осуществлялось это внедрение? Как небольшая фирма РіРґРµ-РЅРёР±СѓРґСЊ РЅР° Хоккайдо или РЅР° РљСЋСЃСЋ могла внедрить передовую технологию такой же небольшой фирмы РІ Брюсселе или РІ Чикаго? Откуда японская фирма могла узнать, РіРґРµ какая технология применяется, РїСЂРё каких условиях, сколько Р·Р° ту или РёРЅСѓСЋ техническую РЅРѕРІРёРЅРєСѓ нужно заплатить? Потребовалось собрать информацию Рѕ лучших технических достижения РІ РјРёСЂРµ, изучить коммерческую информацию, знать юридические условия приобретения Рё последствия применения технических новшеств.
Технический консультационный центр, открытый фирмой «Мицуи» в 1960 году, сыграл особенно важную роль. Помимо главной конторы в Токио сбором технической информации занимались большие отделения в Нью-Йорке, Лондоне и Дюссельдорфе, позже такие же центры открылись в Париже, Риме и многих городах США. Специалисты этих центров читали технические журналы, сидели в патентных библиотеках, устанавливали деловые отношения с исследовательскими институтами и университетами, составляли обзоры применяемых технологий по отраслям промышленности. У японцев не было проблем получения новых технологий у других фирм, ведь они за них хорошо платили. Вот в чем секрет японского чуда.
По опубликованным правительством Японии данным, в техническом отношении японская промышленность в 1949 году на 20 лет отставала от американской. А уже через 11 лет, т.е. в 1960 году промышленность Японии обогнала американскую на 20 лет.
Потом был сделан следующий шаг. РР· того, что изготовлялось РІ РґСЂСѓРіРёС… странах, требовалось отобрать лучшее. Выбирали самое эффективное, передовое: лучшие конструкции машин, передовые технологии стали. Рскали РїРѕ всему РјРёСЂСѓ, впрочем, ищут Рё сейчас. Японцы очень быстро внедряют любое открытие, РїРѕ сравнению СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё странами. Торговая фирма терпеливо ждет Сѓ РІРѕСЂРѕС‚ какого-либо института рождающееся изобретение, чтобы тут же подхватить его, доработать, улучшить Рё внедрить РІ производство. РЈ японцев это называется коммерциализацией изобретений, открытий, новых конструкций Рё технологий.
Кто РјРѕРі предсказать, что горная страна, расположенная РЅР° островах, изрезанных заливами Рё проливами, РЅРµ имеющая РґРѕСЂРѕРі посвятит себя, СЃРІРѕРё усилия Рё ресурсы развитию автомобильной промышленности? Рто ведь РЅРµ зонтики, РЅРµ часы или фотоаппараты. Для автомобилей нужна сталь, для стали – СЂСѓРґР° Рё уголь. Автомобиль – синтез РјРЅРѕРіРёС… производств: машиностроения Рё электроники, С…РёРјРёРё Рё нефтепереработки. РќРѕ главное – это детище американских пространств, шоссейных РґРѕСЂРѕРі РїРѕ три - четыре полосы РІ каждую сторону, это РїСЂРѕРґСѓРєС‚ традиции, которая СѓС…РѕРґРёС‚ РєРѕСЂРЅСЏРјРё РІ начало столетия.
Однако сейчас автомобилестроение – РѕРґРЅР° РёР· ключевых отраслей СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Рта отрасль, охватывающая очень большую сферу производства. Пять гигантов СЏРїРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ автомобилестроения «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мазда» Рё «Мицубиси» объединяют работу тысяч средних Рё мелких фирм. Совместно СЃРѕ сферой продаж, шинным производством, бензозаправками Рё обслуживанием РІ автомобильном деле РЇРїРѕРЅРёРё занято свыше пяти миллионов человек.
Р’ 1986 РіРѕРґСѓ японцами было произведено 12 миллионов 260 тысяч автомобилей. Рто уже РІ РґРІР° раза больше. Чем РІ Германии Рё РІ четыре раза больше, чем РІРѕ Франции. Р’ 1999 РіРѕРґСѓ произведено 20 миллионов 700 тысяч автомобилей (большее количество выпускает только РЎРЁРђ). Миллионы СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… автомобилей экспортируются РІ десятки стран РјРёСЂР°, РѕРЅРё обеспечиваются обслуживанием Рё запасными частями. Рђ ведь японцы начали развивать эту отрасль после РІРѕР№РЅС‹ практически СЃ нуля.
Проведённые после РІРѕР№РЅС‹ правительством РЇРїРѕРЅРёРё реформы оказались успешными. Рто произошло прежде всего благодаря наличию сильной власти, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ осуществлять реформы. РљСЂРѕРјРµ того, РІ РЇРїРѕРЅРёРё преобладали некоррумпированные чиновники, способные добросовестно осуществлять реформы. Для того чтобы победить РІ конкурентной Р±РѕСЂСЊР±Рµ между предприятиями Рё чтобы поднять СЃРІРѕР№ жизненный уровень, японцы работали самозабвенно (РІ то время рабочий день был 10 часов).
В сфере экономики сохранился контроль над ценами и распределением главных видов материальных ресурсов. Он способствовал предотвращению увеличения разрыва в доходах населения.
В промышленной сфере правительственные низкопроцентные кредиты направлялись прежде всего на возрождение ключевых отраслей – производства металла и угля, а затем на развитие экспортных производств.
Акцент делался не на импорт потребительских товаров, а на внедрение передовых технологий.
С трудом, но американские фирмы начинают понимать: им самим есть чему поучиться у японцев, своих вчерашних учеников.
ОБРАЗОВАНРР•
РЎСЂРѕРє обучения РІ школах РЇРїРѕРЅРёРё – 12 лет (6 лет – начальная школа, 3 РіРѕРґР° – младшая средняя школа, 3 РіРѕРґР° – старшая средняя школа). Бесплатное обучение – 9 лет. РЎ 1974-РіРѕ РіРѕРґР° начаты эксперименты РїРѕ более раннему обучению детей РІ начальной школе – СЃ 4-С… лет, начаты эксперименты работы РЅР° РР’Рњ РІ школе. Общее обучение должно подготовить всех граждан Рє жизни РІ «эпоху информатики». Учебный РіРѕРґ начинается СЃ 1-РіРѕ апреля.
Детей приучают уже с младших классов жёстко планировать своё время не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане. Помимо заданий к следующему уроку, ученик должен помнить о письменных рефератах и устных докладах, которые он обязан подготовить по данному предмету за месяц, за четверть, за полугодие и т.д.
Примечательно, что домашние задания не ограничиваются учебниками. Школьников учат пользоваться справочной литературой, работать в библиотеках, музеях, самостоятельно собирать дополнительные материалы по заданной теме.
Таким образом, японских детей уже с ранних школьных лет вооружают многими навыками, которые у нас многие получают лишь в вузе.
Во-вторых, хочется отметить, что японская школа воспитывает такое ценное качество, как обязательность. Здесь немалую роль играет система «оценок по контракту». Например, после изучения Европы, преподаватель географии поручает учащимся за 4-8 недель подготовить письменный реферат и устное сообщение по одному из европейских государств.
Причём учащиеся должны решить: на какую оценку подписывать контракт с преподавателем?
Если на «тройку» – методическая разработка будет состоять из 7-ми небольших вопросов, если на «четвёрку» – на 12, если на «пятёрку» – на 19. Для подготовки более объёмного реферата отводится больше времени, зато требуется использовать больше источников.
Каждый школьник должен сделать нелёгкий выбор: либо выполнить меньший объём работы и быстрее от неё отделаться, либо сознательно взять на себя дополнительное бремя труда и ответственности, чтобы получить более высокую оценку.
Ученик, который подписал контракт на «пятёрку» и выполнил его на «четвёрку», т.е. в большем объёме, чем требуется для удовлетворительной оценки, всё равно получает «двойку». Любое недовыполнение равнозначно провалу, никакое перевыполнение не вознаграждается. Нужно лишь одно: выполнить контракт, точно сдержать данное слово.
Можно рассказывать ещё о сроках подачи рефератов. Преподаватели уже с младших классов приучают к строгой дисциплине.
Всё это формирует у японцев такие качества, как организованность, обязательность, дисциплина воли и верность слову. Рвсё это, насколько можно судить, положительно сказывается в дальнейшем на их трудовой деятельности. Поэтому в Японии готовые изделия уже не подлежат проверке, т.к. они сделаны качественно и в этом все уверенны.
Р’ 1998 РіРѕРґСѓ известные экономисты Рё психологи нескольких стран проводили тесты РЅР° сообразительность, называемые «Коэффициентом Рнтеллекта». Р’ разных странах РїРѕ разным возрастам проверялось население РЅР° сообразительность. РџСЂРё решении разных задач Рё РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ начислялись очки. Цифра 130 указывала РЅР° большие способности, 140 очков – РЅР° талант.
С большим удивлением психологи и экономисты разных стран обнаружили, что средний балл у японцев значительно выше. Сообразительность японцев поражала, т.к. интеллект 130 баллов – у 90%.
Более высокий уровень интеллекта японцев обнаружили уже СЃ 6-ти летнего возраста. Рто стало загадкой, которую разные исследователи пытаются решить СЃ помощью нескольких теорий. Ркономисты объяснили рекордно быстрое развитие СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РЇРїРѕРЅРёРё более высоким уровнем интеллекта Рё образованности СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… рабочих Рё инженеров.
Отличительная черта японского национального характера – это стремление к заимствованиям и умение творчески перерабатывать новшества, т.е. изобретены жидкие кристаллы ещё в СССР, японцы купили лицензию на это открытие, их инженеры накинулись на это открытие, чтобы усовершенствовать и внедрить. Через пол года после покупки у них вышли телевизоры на жидких кристаллах.
Правительство думает Рѕ школьном образовании. Сначала решение парламента: оснащать школы телевизорами, видеомагнитофонами Рё РР’Рњ. РЎ 1971 РіРѕРґР° работают РґРІРµ телевизионные программы, 126 часов РІ неделю Рё РґРІРµ радио программы (122 часа РІ неделю) РЅР° программу школы. Для учителей издаются специальные методические указания РїРѕ работе СЃ телепередачами РІ классах.
С осени 1972 года в школах были организованы просмотры телепередач с использованием лучших учителей страны.
Р’ 1976 РіРѕРґСѓ РїРѕ указанию парламента был построен телецентр РІ 130-ти километрах РѕС‚ РўРѕРєРёРѕ РІ Рі. Татэяма специально для школьных программ, для развития детей РІ патриотическом Рё музыкальном аспектах. Его эксплуатация оказалась экономически выгодной (чем увеличение преподавательского состава Рё оборудования РІ классах). Ртот телецентр был связан первый РіРѕРґ СЃ четырьмя городами. Смотрели эти открытые СѓСЂРѕРєРё лучших преподавателей страны 1320 классов Рё 40 залов, РіРґРµ передавались учебные программы РїРѕ четырём каналам. РџРѕ пятому каналу была обеспечена обратная СЃРІСЏР·СЊ. Учащиеся задавали РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рё тут же получали ответы. РљСЂРѕРјРµ того, школа могла вести через центр трансляцию СЃРІРѕРёС… СѓСЂРѕРєРѕРІ РІ РґСЂСѓРіРёРµ школы. Центр управлялся РІРѕСЃСЊРјСЊСЋ специалистами, РёР· РЅРёС… всего четыре педагога.
Кроме того, в Японии каждый ребёнок до пятнадцати лет может позвонить по телефону на телестудию в программу «Мони Мони!» и спросить о том, что его интересует. Например, один спрашивает: «Скажите, кто изобрёл галстук? Мой папа, уходя на работу, каждый день одевает галстук». Другой спрашивает: «Вот опубликована длина нашей планеты. Скажите, кто измерил и как?» Каждому позвонившему указывают дату выхода передачу, когда будет дан ответ на его вопрос.
РЎРўР РћРТЕЛЬСТВО
Фантазии японцев питаются, в частности, новыми строительными проектами. За рубежом они участвуют в строительстве моста через Босфор, осуществили строительство туннеля через Ла-Манш, который связал Великобританию с континентом. В апреле 1988 года вступил в эксплуатацию мост, который соединил Сикоку с городами Хиросима и Окаяма, расположенными на главной островной территории страны. Мост прошёл через внутреннее море Японии, называемое Средиземным. Оно тянется между островами Хонсю и Сикоку на протяжении 1440 километров, ширина моря от 5 до 55 километров. Расстояние между ними преодолевается за 8 минут на автомобиле. Кто не спешит, может, как прежде, потратить 1,5 часа, плывя на пароходе. Мост опирается на пять островков внутреннего моря. Он состоит практически из шести мостов, общей длинной 12,3 километра.
Почти одновременно с мостом через японское Средиземное море строился туннель под проливом, разделяющим острова Хонсю и Хоккайдо.
РЎРѕ строительством связан Рё оригинальный проект реконструкции квартала Маруночи. Рто деловой район, РіРґРµ РјРЅРѕРіРёРµ конторы хотят иметь СЃРІРѕРё офисы, РіРґРµ уже находятся около трёхсот фирм Рё компаний.
РќР° выставке «Портопия-81В», открывшейся РІ РіРѕСЂРѕРґРµ РљРѕР±Рµ, рассказывалось Рѕ фантастическом проекте постройки РіРѕСЂРѕРґР° РІ океане. Ркспозиция посвящена была окончанию строительства РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ искусственного острова РІ акватории РљРѕР±Рµ. РћРЅРѕ продолжалось около 15 лет Рё обошлось РІ 530 миллиардов иен. Выбрано было место, РіРґРµ глубина РјРѕСЂСЏ была РЅРµ больше 100 метров, была смонтирована круговая дамба, состоящая РёР· связанных между СЃРѕР±РѕР№ металлических кессонов, для большей устойчивости заполненных песком. Длина дамбы 100 километров, Р° площадь, которую дамба отвоевала Сѓ РјРѕСЂСЏ – 700 квадратных километров. Рта площадь равна 23-Рј токийским кварталам. Город рассчитан РЅР° население РІ 2 миллиона человек. Поражают СЃСЂРѕРєРё строительства: строительство дамбы, откачка РІРѕРґС‹ – 1,5 РіРѕРґР°, засыпка стеклом, землёй Рё строительство порта Рё жилых РґРѕРјРѕРІ – 8 лет. Сейчас РІ этом порту обрабатывается около 2/3 РіСЂСѓР·РѕРІ, поступающих РІ РљРѕР±Рµ, живёт 1,5 миллиона жителей, многочисленные отели, магазины, жилые РґРѕРјР° (Р·Р° такое время наши строители СЃРѕРѕСЂСѓРґСЏС‚ разве что мясокомбинат районного масштаба, свиноферму или РґРѕРј культуры).
В нашей стране только идут дебаты – когда и где строить Диснейленд. Практичные же японцы в считанные месяцы намыли в море остров 143 гектара, сравнимый по площади с московской ВДНХ, и создали страну развлечений и отдыха ни с чем не сравнимую.
А строят как! Рассказывается в книге «Япония наших дней», что автор видел строящийся небоскрёб в 104 этажа, о котором сказали, что это город 21-го века, а строительная площадка занимает чуть больше места, чем сам будущий объект. Вместо бесконечного забора вокруг стройки – у японцев сетка, растущая вверх по мере роста здания, а башенный кран внутри здания и поднимается вверх вместе со стенами, а вокруг ни мусора, ни грязи – чистота!
Мэр Москвы – Юрий Лужков, предложил японцам построить скоростную линию между Москвой и Санкт-Петербургом, или, хотя бы, между аэропортом Шереметьево и гостиницей «Международная». Последним предложением японцы заинтересовались – им же делегациям будет легче добираться до гостиницы…
РАБОТА
Для японцев работа – процесс, который не ограничен каким-то определённым набором дел и действий, не имеет он и определённых границ. Говоря иначе, для японцев работа – это процесс, который не накладывается на жизнь, а является ограничной составляющей жизни. По данным профессора Тиёхиро Коно, на вопрос «Что является более важным источником жизненных ценностей: работа или жизнь вне работы?» 65% японцев ответили – работа, а только 27% - жизнь вне работы. Для сравнения: в США эти цифры соответственно составили 24% и 61%, а в Великобритании - 27% и 60%.
Результаты труда для японцев РЅРµ сама цель, Р° средство поддержания определённых отношений, средство выполнения обязательств. РР· этого непосредственно вытекает существенная особенность трудовой деятельности РІ РЇРїРѕРЅРёРё: здесь результаты труда РЅРµ распадаются РЅР° качественную Рё количественную составляющие. Качественные характеристики труда являются ведущими, РѕРЅРё соотносятся СЃ характером труда работника, СЃ его отношением Рє своему делу, квалификационным уровнем. РћРґРёРЅ РёР· самых значимых принципов трудовой деятельности японцев – «стыдно делать плохо», «нужно делать только РЅР° отлично!В»
Японцы воспринимают труд, как обязательное явление, которое можно любить или не любить, которое может доставлять удовольствие или не доставлять, но которое нельзя избежать, и поэтому к нему нужно относиться со всей степенью серьёзности с полной отдачей и отличным качеством. В силу такого отношения к работе в Японии фактически рабочий день существенно превышает формально установленный. По окончанию рабочего дня работники обычно несколько часов в той или иной форме продолжают производственную деятельность.
А как же работает японский руководящий персонал?
Совсем не так, как у нас. Здесь нет личных кабинетов и секретарей. Например, у нас мэрия руководит городом. Всё здание – в кабинетах, с письменными столами и телефонами, многие кабинеты с секретарями. В Японии же – большие залы с множеством столов, за которыми сидят и рядовые работники, и их непосредственные начальники: заведующие отделами, группами. Столы заведующих стоят при этом на таких местах, откуда легко просматриваются рабочие столы подчинённых сотрудников. Хорошо видны и сами начальники. При такой организации работы – взаимный контроль: на глазах у начальства подчинённым нельзя отвлечься от работы, завязать по телефону частный разговор, вести праздную болтовню с сослуживцами, удаляться на перекуры; то же не может себе позволить себе начальник на глазах у подчинённых. Зато доступ к нему по служебному делу открыт в любую минуту и ему нетрудно вступить в контакт со своими сотрудниками.
А как хорошо посетителю! Получив при входе информацию о том, кто и где занимается его вопросом, посетитель поднимается на нужный этаж, подходит к барьеру, протянувшемуся вдоль зала в виде узкого стола, останавливается там, где рабочее место нужного ему чиновника. А тот, подойдя к барьеру с другой стороны, выясняет суть дела, принимает бумаги и т.д. Тут же решается вопрос посетителя.
Работа в больших залах – это норма в подавляющем большинстве управленческих учреждений. Так работает основная масса служащих офисов, фирм, банков, газетных редакций и муниципалитетов.
Личные кабинеты СЃ секретарями есть, РЅРѕ Сѓ людей, занимающих очень высокие государственные посты: Сѓ министров правительства, РёС… заместителей, Сѓ начальников департаментов, Сѓ губернаторов, Сѓ ректоров университетов. РС… лишь единицы РІ каждом РєСЂСѓРїРЅРѕРј РіРѕСЂРѕРґРµ.
Р РђР”РРћ РТЕЛЕВРДЕНРР•
Период 1945-1950 Рі.Рі. СЏРїРѕРЅСЃРєРёРµ исследователи радиовещания РРЅ-РР№С‡-РљСЌР№ рассматривают РІ тесной СЃРІСЏР·Рё СЃ американской оккупацией страны. Штаб оккупационных РІРѕР№СЃРє РЎРЁРђ начал заниматься вопросами радиовещания РЇРїРѕРЅРёРё СЃ первых дней капитуляции. Первая передача вышла РІ эфир 23 сентября 1945 РіРѕРґР°. Р’СЃРµ передачи Рё РЅР° СЏРїРѕРЅСЃРєРѕРј языке представлялись для цензорского контроля. РЎРєРѕСЂРѕ американские передачи стали популярными, особенно «домашние драмы» Рё музыка. Более 70% радиослушателей обращались Рє специальным передачам РЅР° английском языке, чтобы легче общаться СЃ американцами. Р’ кинотеатрах шли исключительно американские фильмы.
1 июня 1950 года вступил новый закон парламента о создании частных японских радиовещательных компаний, а 1 сентября 1951 года две коммерческие станции в городах Нагоя и Осака вышли в эфир.
Р’ феврале 1953 РіРѕРґР° телецентр РІ РўРѕРєРёРѕ начал регулярные телепередачи, положив начало развитию РЅРѕРІРѕРіРѕ периода РІ деятельности средств массовой информации населения. Первыми РІ РјРёСЂРµ японцы сделали спутниковую СЃРІСЏР·СЊ, запустив спутник перед олимпиадой, которая проходила РІ РўРѕРєРёРѕ РІ РЅРѕСЏР±СЂРµ 1963 РіРѕРґР°. Р’СЃСЋ олимпиаду РѕРЅРё показали РјРёСЂСѓ РїРѕ цветному телевидению. Рто был РіРѕРґ юбилейный – 10 лет СЃРѕ РґРЅСЏ открытия телевидения, РІ это время РІ РЇРїРѕРЅРёРё уже было 54 телекомпании, ведущих телевизионное вещание РїРѕ 36-ти каналам.
В ноябре 1984 года в Японии очередная новинка – видеомагнитофон, способный осуществлять многократную запись и воспроизведение цветного изображения с помощью специального диска, который заменил традиционную плёнку.
Японии принадлежит разработка нью-медио и их внедрение (заимствовали технический опыт зарубежных стран, купив лицензию, обеспечив скачёк в развитии японской радиоэлектронике. К нью-медио относят кабельное телевидение, видео коммуникацию, титровое телевидение (телегазета) и телефаксимиле (система информирования потребителей через банк данных и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНРР•
РЇ перечитал довольно РјРЅРѕРіРѕ литературы Рѕ РЇРїРѕРЅРёРё. РњРЅРѕРіРёРµ авторы пытаются объяснить, РІ чём же главный секрет СЏРїРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ «экономического чуда». Некоторые РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏСЋС‚ умелым Рё очень тонким государственным регулированием экономическими процессами, некоторые – корпоративным РґСѓС…РѕРј страны, некоторые – РІ системе пожизненного найма рабочих, некоторые РІ специфической, СЃСѓРіСѓР±Рѕ СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ практике принятия решений «снизу вверх» РІ продвижении РїРѕ службе Рё оплате труда «по старшинству» Рё, наконец, РІ основах СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ религии Рё культуры. Однако, спросите любого японца, «кто обеспечил экономический рывок страны РІ послевоенные РіРѕРґС‹?В» Рё РІС‹ услышите РІ ответ РѕРґРЅРѕ странно звучащее слово - «сарариман». Рто искажённый СЏРїРѕРЅСЃРєРёРј произношением термин переводится РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык, как «человек, живущий РЅР° зарплату».
Рвот с этим японцем я согласен. Рывок сделали рабочие руки рядовых трудолюбивых японцев, их профессионализм и ум инженеров, конструкторов, технологов, экономистов. Я считаю, что не только рабочие и инженеры своим трудом совершили рывок, но и школьные учителя. Школа играет не только решающую роль в интеллектуальном развитии ребёнка, но и значительную роль в формировании его характера, воспитывая огромное трудолюбие, настойчивость, целеустремленность.
Я рад, что выбрал эту тему и познакомился (по литературе) с этой страной, которая является примером для нашей страны.
Список литературы
РџСЂРѕРЅРЅРёРєРѕРІ Р’.Рђ., Ладанов Р.Р”. – «Японцы» – 1985
Латышев Р.Рђ. – «Япония наших дней» – 1986
Сашин А.П. – «Главный секрет японского экономического чуда» – 1998
Камионко В.Ф. – «Роботы и самураи» – 1997
Камионко В.Ф. – «Радио и телевидение в современной Японии» – 1997
Ефимов М.Б. – «Японские вертикали» – 1987
Р–СѓРєРѕРІ Р•.Рџ. – В«Рстория РЇРїРѕРЅРёРёВ» – 1939
РђРќ СССР– В«Рстория РЇРїРѕРЅРёРё (1945-1975)В» – 1978
Овчинников В.В. – «Ветка сакуры» – 1975
Григорьева Рў.Рџ. – «Ещё раз Рѕ востоке Рё западе» (В«Рностранная литература» в„–7) – 1975
Афанасьев В.А. – «Старина и современность. Япония наших дней» (газета «Правда») – 24/061979
Степанчук Ю. – «В ожидании чуда» – 1991
Соколов Рђ.Р. – «Япония Рё образование» (издательство «Наука» РЎРЎРЎР , Рнститут научной информации РїРѕ общественным наукам)
Латышев Р.Рђ. – «Без кабинетов Рё секретарш» (газета «Правда») – 14/04/1997
Овчинников В.В. – «Об отношении к работе в Японии» (газета «Московский метрополитен») – 18/05/1994
Виханский Рћ.РЎ. – «Японские стандарты поведения» (журнал В«РРљРћВ» СЃРёР±РёСЂСЃРєРѕРіРѕ отделения РђРќ)
Медведев Р. – «Японские парадоксы» («Советская Сибирь» №73) – 18/04/1998