Р§РўРћ СЛЕДОВАЛО БЫ РџРћРќРРњРђРўР¬ РџРћР” СПЕЦРАЛЬНЫМРЗОНАМР?
Рнтернационализация хозяйственной Р¶РёР·РЅРё, потребность более эффективного использования географических Рё иных преимуществ определенных территорий привели Рє созданию РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… странах особых экономических Р·РѕРЅ. Р’ различных вариантах РѕРЅРё существуют РІ РљРќР , РЎРЁРђ, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ррландии, Южной Корее Рё РІ СЂСЏРґРµ РґСЂСѓРіРёС… государств.
Р’ РјРёСЂРµ было создано около 600 Р·РѕРЅ, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РІРѕ второй половине XX века, хотя первая Р·РѕРЅР° классического типа — таможенная существовала РІ Гибралтаре СѓР¶Рµ РІ XIX веке. Р’ Западной Европе РІ начале 90-С… РіРѕРґРѕРІ действовало около 100 свободных экономических Р·РѕРЅ. Больше всего РёС… было создано РІ Швейцарии (26), Рспании (22), Рталии (II), РІРѕ Франции (10), РІ Финляндии (7), ФРГ (6).
Рзвестно, что РґРѕ революции РІ Одессе, Батуме существовали "порты франко" — свободные таможенные Р·РѕРЅС‹. РџСЂРё всем разнообразии РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј созданные Р·РѕРЅС‹ РјРѕР¶РЅРѕ свести Рє нескольким основным типам: таможенной, Р·РѕРЅРµ экспортного производства Рё комплексной (наиболее успешный пример последней дает Р·РѕРЅР° РІРѕРєСЂСѓРі ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная Р·РѕРЅР° была создана РІ РЇРїРѕРЅРёРё РЅР° острове Окинава). Р’ РљРќР Рё РІ некоторых РґСЂСѓРіРёС… странах были созданы технологические Р·РѕРЅС‹. РњРёСЂРѕРІРѕР№ опыт свидетельствовал Рѕ том, что для создания Р·РѕРЅС‹ требуется наличие СЂСЏРґР° факторов. Рљ РёС… числу наши экономисты отнесли следующие:
связь с международными рынками (транспортные и телекоммуникационные возможности);
степень развития инфраструктуры, в том числе деловой инфраструктуры (банковское и страховое обслуживание, экспедиторские, информационные и другие службы, биржи и т.п.);
определенный уровень развития промышленности в регионе, позволяющий устанавливать субподрядные отношения, использовать квалифицированный персонал;
обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;
обеспеченность кадрами специалистов в области практического осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм сотрудничества с зарубежными странами'.
Главным РІСЃРµ Р¶Рµ остается выгодное СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕ-географическое положение Рё привлекательность для иностранного инвестора. Р’ любом случае Р·РѕРЅС‹, как правило, создавались РЅР° ограниченных пространствах. РЈ нас Р¶Рµ пошли РїРѕ РґСЂСѓРіРѕРјСѓ пути. Р’ Р РѕСЃСЃРёРё было декларировано создание большого числа Р·РѕРЅ, часть РёР· которых охватывала целые края Рё области, значительные РїРѕ СЃРІРѕРёРј территориям (Алтайский край, Читинская область, Кемеровская область Рё РґСЂ.) (2) Рсходным РїСЂРё создании этих Р·РѕРЅ было благое пожелание улучшить положение Рё решить РґСЂСѓРіРёРµ задачи, главным образом, Р·Р° счет предоставления льгот РїРѕ сохранению РІ местном бюджете налоговых отчислений, Р° это оказалось нереальным.
В гораздо большей степени мировому опыту соответствует практика других государств СНГ.
Сказанное не означает, что в России нет зон со всех точек зрения, отвечающих приведенным выше критериям. Ярким примером удачного выбора представляется нам зона "Янтарь", расположенная на территории бывшей Восточной Пруссии. Географическое положение этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженный Польшей и Литвой. Транспортные возможности: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конечный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской колеей, и автомагистрали Калининград—Берлин, планы полного восстановления которой уже подготовлены. Сам Калининград (бывший Кенигсберг) — город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.
Другой удачный пример выбора — порт Находка на Дальнем Востоке, составивший вместе с прилегающим к нему районом единую экономическую зону.
Перспективными представляются другие зоны на Дальнем Востоке — зона на Сахалине и особая экономическая зона "Курилы". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии Курильских островов" предприятиям и организациям этого района предоставляются широкие дополнительные льготы в сфере экономической деятельности. Но в общем в России при созданий свободных зон пошли по особому пути, к тому же назвав эти зоны зонами совместного предпринимательства, что отражено в ряде актов.
Более привычным и соответствующим международной практике представляется термин "свободная экономическая зона", которым мы и пользуемся в дальнейшем изложении.
Ртак, свободная экономическая Р·РѕРЅР° — это территория, РЅР° которой устанавливаются особый режим Рё особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов Рё предприятий СЃ иностранными инвестициями, Р° также отечественных предприятий Рё граждан.
К свободным экономическим зонам следует относить и зоны экспортного производства, и свободные таможенные зоны.
Президент Российской Федерации Указами от 10 декабря 1992 г. "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево" и от 3 июня 1993 г. "О свободных таможенных зонах "Московский Фран-ко-Порт" и "Франко-Порт "Терминал" поддержал предложение правительства Москвы по созданию в Москве свободной таможенной зоны "Московский Франко-Порт" на территории, прилегающей к аэропорту "Внуково", и свободной таможенной зоны "франко-Порт "Терминал" на территории Западного речного порта(3).
Правительство Москвы 10 мая 1994 г. приняло постановление о поэтапном создании свободной таможенной зоны "Франко-Порт "Терминал".
Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1994 г. было предусмотрено создание свободной таможенной зоны "Аэропорт Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской области.
Рс экономической, и с юридической точек зрения следует отличать региональные проекты привлечения зарубежных инвесторов в Россию от планов создания свободных экономических зон(4).
Общим является стремление привлечь иностранные инвестиции. Однако в зонах реализации этой цели должен действовать комплекс таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и внешнеэкономических стимулов для предприятий при условии создания такой административной структуры, которая в максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление хозяйственной деятельности и создание предприятий.
В Законе Киргизии "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан" от 16 декабря 1992 г. предусматривается, что свободные экономические зоны включают в себя свободные таможенные зоны, зоны экспортного производства и зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 1). Причем свободные таможенные зоны и зоны экспортного производства в качестве субзон могут входить в зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 4).
Р РђР—Р’РРўРР• ПРАВОВОГО РЕГУЛРР РћР’РђРќРРЇ
Как осуществляется правовое регулирование РІ части, касающейся создания Р·РѕРЅ Рё определения особых условий для инвестирования иностранных капиталовложений РІ таких зонах? Р’Рѕ РјРЅРѕРіРёРµ законодательные акты РѕР± иностранных инвестициях были включены специальные положения РѕР± иностранных инвестициях РІ свободных экономических зонах (СЃС‚.СЃС‚. 41, 42 Закона РѕР± иностранных инвестициях Р РѕСЃСЃРёРё, СЃС‚. 48 Закона Украины, СЃС‚.СЃС‚. 38, 39 Закона Таджикистана, СЃС‚. 23 Закона Рстонии).
В некоторых республиках были приняты специальные законы. 30 ноября 1990 г. был принят Закон "О свободных экономи-ческих зонах в Казахской ССР". Затем последовал ряд постановлений Верховного Совета Республики Казахстан о создании зон в отдельных районах и городах. Однако Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта 1994 г. "О мерах по упорядочению деятельности свободных экономических зон" все ранее принятые постановления были признаны утратившими силу.
Р’ Беларуси было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь РѕС‚ 26 февраля 1992 Рі. "Рћ создании РЎРР— РІ районе Рі. Бреста", однако затем действие его было приостановлено.
16 декабря 1992 г. был принят Закон Республики Кыргызстан "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан".
Верховным Советом Украины 13 октября 1992 г. был принят Закон "Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон"(5).
Декрет Украины предусматривает, что специфика регулирования иностранных инвестиций в специальных (свободных) экономических зонах устанавливается законодательством Украины о специальных (свободных) экономических зонах (ст. 49).
В мае 1993 г. в Туркменистане был принят Указ Президента о статусе семи таких зон.
РР· стран Балтии законодательство Рѕ РЎРР— имеется РІ Литве. 12 марта 1993 Рі. было принято постановление Правительства Литовской Республики "Рћ создании свободных экономических Р·РѕРЅ". До этого 28 мая 1992 Рі. было принято постановление Правительства Литовской Республики "Рћ создании РІ Рі. Клайпеде территории СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ международного предпринимательства". Постановлением Правительства РѕС‚ 12 марта 1993 Рі. РІ это постановление были внесены изменения.
Р’ Р РѕСЃСЃРёРё Верховным Советом были приняты постановления РѕС‚ 14 июля 1990 Рі. Рё РѕС‚ 13 сентября 1990 Рі. "Рћ создании Р·РѕРЅ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ предпринимательства", Р° также постановление Правительства Рѕ мерах РїРѕ развитию свободных экономических Р·РѕРЅ. Первой такой Р·РѕРЅРѕР№, правовой статус которой был определен парламентом Р РѕСЃСЃРёРё, стала находящаяся РЅР° Дальнем Востоке Р·РѕРЅР° РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Находка. Специальное постановление Рѕ ней было принято Верховным Советом РСФСР24 октября 1990 Рі. Позднее принимались документы Рѕ РґСЂСѓРіРёС… зонах, РІ частности Рѕ зонах СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ предпринимательства Рі. Ленинграда Рё Рі. Выборга Рё Рѕ хозяйственно-правовом статусе СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ экономической Р·РѕРЅС‹ РІ Рі. Зеленограде (распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСРот 12 Рё 21 мая 1991 Рі.), Рѕ создании СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ экономической Р·РѕРЅС‹ "Сахалин" (постановление Президиума Верховного Совета РСФСРот 27 мая 1991 Рі.). Положение Рѕ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ экономической Р·РѕРЅРµ РІ Калининградской области (РЎРР— "Янтарь") было утверждено постановлением Совета Министров РСФСРот 25 сентября 1991 Рі. Такие положения, принятые Рё РїРѕ РґСЂСѓРіРёРј зонам, определяли правовые РѕСЃРЅРѕРІС‹ хозяйственной деятельности РІ РЅРёС…, цели РёС… создания Рё С‚.Рґ. Так, цель создания РЎРР— "Янтарь" была сформулирована следующим образом. РЎРР— "Янтарь" создается РІ целях:
ускорения решения задач социально-экономического развития Калининградской области;
повышения жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала отечественных предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;
развития производства экспортной и импортозаменяющей продукции, трансконтинентального транзита;
отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Р СЏРґ общих РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ принципиального характера, касающихся всех РЎРР—, был определен Указом Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 4 РёСЋРЅСЏ 1992 Рі. "Рћ некоторых мерах РїРѕ развитию свободных экономических Р·РѕРЅ (РЎРР—) РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации". Ртим Р¶Рµ Указом была предусмотрена подготовка Закона "Рћ свободных экономических зонах РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации".
РЎРўРђРўРЈРЎ СВОБОДНОЙ РРљРћРќРћРњРЧЕСКОЙ Р—РћРќР«
Любая РЎРР— независимо РѕС‚ места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории СЃРѕ всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, РЅР° территории которого создается Р·РѕРЅР°, Рё осуществление его СЃСѓ-веренных прав РїСЂРё этом РЅРµ затрагиваются. Рмеется РІ РІРёРґСѓ, что РЎРР— — хозяйственные, Р° РЅРµ политические образования, государственная власть РІ РЅРёС… будет осуществляться органами власти Рё управления. Распространено ошибочное мнение, будто РїСЂРё создании Р·РѕРЅ какая-то часть государственной территории будет сдаваться РІ аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.
Но дело в том, что, когда в экономической литературе применительно к зонам говорится об анклавах, данный термин имеет не тот смысл, в котором он употребляется в государственно-правовой и международно-правовой литературе, где под анклавом понимается территория одного государственно-правового образования, окруженная территорией другого государства. Здесь речь идет именно об особой, чисто экономической зоне, продолжающей оставаться в пределах государства.
Практика создания Р·РѕРЅ РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации свидетельствует, что путем принятия положения РїРѕ каждой Р·РѕРЅРµ РјРѕР¶РЅРѕ определить ее территориальные пределы. Так, согласно Рї. 3 Положения Рѕ РЎРР— "Янтарь", эта Р·РѕРЅР° "располагается РІ административных границах Калининградской области СЃ прилегающими Рє ней районами континентального шельфа Рё экономической Р·РѕРЅС‹ РЎРЎРЎР (РєСЂРѕРјРµ районов территории области, связанных СЃ обеспечением РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ страны)". Напомним читателю, что Положение было принято РґРѕ распада РЎРЎРЎР , после которого речь должна идти Рѕ шельфе Рё экономической Р·РѕРЅРµ РІ Балтийском РјРѕСЂРµ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Таким образом, создание РЎРР— РЅРµ предполагает каких-либо территориальных изменений, передвижения границ как РІ пределах какого-либо государства, так Рё РІРЅРµ его.
Могут быть, конечно, особые случаи. В международной практике наиболее известным из них было установление особого международно-правового статуса Вольного города Данцига (ныне Гданьск). По Версальскому миру территория Данцига не входила ни в состав Германии, ни в состав Польши, гарантом был Верховный комиссар Лиги Наций.
Представляют интерес различные проекты создания совместных РЎРР—, создаваемых РґРІСѓРјСЏ или несколькими приграничными странами. Рљ числу таких Р·РѕРЅ РјРѕРіСѓС‚ быть отнесены СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕ-китайские экономические Р·РѕРЅС‹ РІ районе Благовещенск-РҐСЌР№С…Рµ, различные Р·РѕРЅС‹ РІ Причерноморье.
Р’ Республике Крым прорабатывается проект создания РІ Керчи СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ экономической Р·РѕРЅС‹, Р° также возможность создания такой Р·РѕРЅС‹ РІРѕ всей Республике, которая будет тесно связана РЅРµ только Рµ Украиной, РЅРѕ Рё СЃ Россией. Так, планировалось СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ обращение РІ Р·РѕРЅРµ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ валюты. Парламент Республики Крым провозгласил создание РІ этой Р·РѕРЅРµ общего открытого режима. Рто подтверждено Указом Президента Украины РѕС‚ 23 РёСЋРЅСЏ 1993 Рі.
РРЅРѕРіРґР° возникают РґСЂСѓРіРёРµ проблемы. Так, привнесение политических аспектов может затруднить Рё РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае замедлить развитие Р·РѕРЅС‹ "Янтарь", если рассматривать ее как "Еврорегион Кенигсберг".
Есть проблемы и в связи с необходимостью обеспечить деятельность свободной зоны "Янтарь". Как известно, территория входящей в состав России Калининградской области, на которой располагается зона, не имеет общей границы с другими областями Российской Федерации. Более того, на пути потока людей и товаров из зоны в Россию и обратно установлены две границы. Между правительствами России и Литвы 29 июля 1991 г. заключено соглашение о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области. Приведем важнейшие положения этого соглашения, которые имеют значение для деятельности свободной экономической зоны.
Стороны намерены установить льготный таможенный режим между Калининградской областью Российской Федерации и Литовской Республикой (ст. 1).
Литовская Республика обязуется беспрепятственно обеспечивать передачу природного газа, поставляемого Российской Федерацией для нужд Калининградской области, по газопроводу, проходящему по территории Литовской Республики (ст. 3).
Стороны обязуются урегулировать отдельным соглашением условия транзита пассажиров — лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, через территорию Литовской Республики, а также транзита лиц, постоянно проживающих в Литовской Республике, через территорию Калининградской области.
Такое соглашение должно основываться на принципах добрососедства, общепризнанных нормах международного права и учитывать документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ст. 7).
Стороны заключают соглашения об условиях транзита транспортных средств и грузов Российской Федерации по железнодорожным и шоссейным дорогам, воздушным трассам, водным путям, трубопроводам, а также электроэнергии по линиям электропередачи через территорию Литовской Республики, а также Литовской Республики — через территорию Калининградской области.
Литовская Республика гарантирует транзитные перевозки народнохозяйственных грузов Российской Федерации через территорию Литовской Республики. Российская Федерация гарантирует транзитные перевозки народнохозяйственных грузов Литовской Республики через территорию Калининградской области так же, как и других районов Российской Федерации, без обложения таможенными пошлинами (ст. 8).
Стороны подтверждают свое стремление сохранять и развивать сложившиеся хозяйственные связи между предприятиями и предпринимателями Калининградской области и Литовской Республики (ст. 9).
Стороны согласились в том, что в целях развития торгово-экономических связей между Калининградской областью и Литовской Республикой целесообразно создать экономические миссии соответственно в городе Вильнюсе и в городе Калининграде (ст. 12).
22 мая 1992 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о сотрудничестве Калининградской области Российской Федерации и северовосточных воеводств Польши.
Осуществление планов создания и эффективной деятельности зоны "Янтарь" в значительной степени зависит от реализации соглашений России с Литвой и Польшей.
Р’ свободных экономических зонах действует законодательство соответствующего государства (гражданское, хозяйственное, трудовое Рё С‚.Рґ.), Р·Р° исключением тех изъятий, которые установлены законодательными актами РѕР± иностранных инвестициях, законами Рѕ РЎРР— (если РѕРЅРё имеются) Рё положениями Рѕ конкретных зонах. РћСЃРѕР±РѕРµ значение для регулирования хозяйственной деятельности РІ РЎРР— приобретает, естественно, законодательство Рѕ предпринимательской деятельности, налоговое законодательство, положения законодательства РѕР± акционерных обществах Рё обществах СЃ ограниченной ответственностью, антимонопольного законодательства, РґСЂСѓРіРёС… актов, связанных СЃ переходом Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Что Р¶Рµ касается органов хозяйственного управления, то РЅР° практике встречаются различные варианты решения этой непростой проблемы. Р’ РѕРґРЅРёС… случаях (например, РІ Р·РѕРЅРµ "Янтарь") был создан Комитет РїРѕ развитию РЎРР—. Было предусмотрено, что Положение Рѕ Комитете утверждает Совет Министров РСФСРпо согласованию СЃ Калининградским областным Советом народных депутатов.
Р’ наиболее частых случаях, РєРѕРіРґР° территория Р·РѕРЅС‹ полностью совпадает СЃ территорией области, РіРѕСЂРѕРґР°, района Рё С‚.Рґ., РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ административного Рё хозяйственного руководства Р·РѕРЅС‹ должны возлагаться РЅР° соответствующие местные органы власти Рё управления. Р’' этих случаях административное управление РЎРР— должно возлагаться РЅР° соответствующие территориальные органы региона, РІ рамках которого предлагалось РЅР° правах самостоятельного структурного подразделения создавать администрацию Р·РѕРЅС‹. Функции генерального администратора РЎРР— может выполнять приглашаемый РїРѕ контракту специалист.В .
Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и внезональных предприятий, местных, а также центральных органов управления. Они должны действовать на коммерческих принципах.
Корпорация призвана заниматься перспективным планированием развития РЎРР—, представлять хозяйственные интересы Р·РѕРЅС‹ внутри страны Рё Р·Р° рубежом (включая проведение рекламы, мероприятий РїРѕ привлечению инвестиций Рё С‚.Рї.), объявляет Рё РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ торги РЅР° размещение новых производств, организует привлечение Рё профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляет строительство Рё эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство Рё сдачу РІ аренду земельных участков, обеспечивает, РІ случае необходимости, снабжение Рё финансирование предприятий^
Высшим органом корпорации является правление, РІ составе которого должны быть представлены руководители отечественных предприятий Рё предприятий СЃ иностранными инвестициями. Р’ правление РїРѕ должности РІС…РѕРґРёС‚ Генеральный администратор РЎРР—.
Если Р¶Рµ РЎРР— РЅРµ совпадает СЃ территорией, определяемой административно-территориальным делением, тогда неизбежно должна быть создана администрация Р·РѕРЅС‹. Желательно, чтобы Генеральный администратор РІС…РѕРґРёР» РІ состав исполнительного органа той территории, РЅР° которой создана Р·РѕРЅР°. Р РїСЂРё этой системе вопросами хозяйственного развития Р·РѕРЅС‹ может заниматься специальная корпорация.
Международный опыт подсказывает, что эффективной РІ любом случае является такая система администрации РІ Р·РѕРЅРµ, РїСЂРё которой иностранным инвесторам, желающим осуществлять РІ Р·РѕРЅРµ хозяйственную деятельность, РЅРµ надо было Р±С‹ обращаться РІ какие-то центральные органы. Рзвестно, что РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… странах, РіРґРµ были образованы специальные Р·РѕРЅС‹, широкое распространение получила система обслуживания "РІ РѕРґРЅРѕРј месте", РєРѕРіРґР° РІСЃРµ РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ выдачи необходимых разрешений Рё лицензий, связанных СЃ осуществлением капиталовложений, решались РЅР° месте РІ оперативном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Поскольку РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации создано несколько Р·РѕРЅ Рё РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ создание новых, РІРѕР·РЅРёРє РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ координации РёС… деятельности федеральными органами управления. Рти проблемы решались РІ Указе Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 4 РёСЋРЅСЏ 1992 Рі., согласно которому Комитет РїРѕ иностранным инвестициям (СЃРј. выше) обязан контролировать Рё координировать деятельность РїРѕ созданию Рё развитию свободных экономических Р·РѕРЅ РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёРё.
РќР° Украине органами управления РІ РЎРР— независимо РѕС‚ ее типа являются: местные Советы народных депутатов Рё местные администрации РІ пределах СЃРІРѕРёС… полномочий; орган хозяйственного развития Рё управления РЎРР—, создаваемый РїСЂРё участии субъектов экономической деятельности Украины Рё иностранных субъектов такой деятельности. Р’ то Р¶Рµ время РІ Казахстане органами государственной власти РЅР° территории Р·РѕРЅС‹ являются Советы народных депутатов, которые делегируют полномочия исполнительной власти административному совету Р·РѕРЅС‹.
Согласно Закону Украины о зонах 1992 г., исполнительным директором органа хозяйственного развития и управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту. Для сравнения следует отметить, что в Казахстане аналогичная должность может быть предоставлена только гражданину Казахстана.
Согласно СЃС‚. 14 Закона Кыргызстана 1992 Рі., органом управления РЎРР— является генеральная дирекция РЎРР—, Генеральный директор РЎРР— назначается Правительством. Представляется интересной РЅРѕСЂРјР°, согласно которой РІ случае совпадения границ РЎРР— СЃ границами территориальной единицы республики (РіРѕСЂРѕРґ, район) исполнение функций Генерального директора РЎРР— возлагается РЅР° главу соответствующей местной государственной администрации.
УСЛОВРРЇ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТРРНОСТРАННЫХ РНВЕСТОРОВ
Правовой режим Рё условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов Рё предприятий СЃ иностранными инвестициями определяются законодательством РѕР± иностранных инвестициях Рё положениями Рѕ свободных экономических зонах. Остановимся РЅР° Положении Рѕ Р·РѕРЅРµ "Янтарь". Р’ нем говорится Рѕ том, что иностранные инвестиции пользуются РЅР° территории СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ экономической Р·РѕРЅС‹ правовой защитой Рё что РёС… режим РЅРµ может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества отечественных юридических лиц Рё граждан. Р’ Положении также предусмотрено, что РЅРµ допускается какая-либо дискриминация предприятий СЃ иностранными инвестициями РїРѕ сравнению СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё действующими РІ РЎРР— предприятиями (Рї. 6). Говорится Рё Рѕ том, что РЅСЃ допускается принудительное изъятие иностранных инвестиций: "РќРµ допускается также секвестр инвестированного имущества, Р·Р° исключением временного приостановления РїРѕ решению СЃСѓРґР° права инвестора РЅР° вывоз этого имущества РґРѕ погашения инвестором СЃРІРѕРёС… обязательств" (Рї. 7). РќР° первый взгляд, включение этих общих положений, повторяющих соответствующие положения СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ законодательства (Р·Р° исключением последнего), представляется излишним. Однако СЃ практической точки зрения включение таких правил РІ Положение дает иностранному инвестору более полное представление Рѕ режиме инвестиций РІ данной Р·РѕРЅРµ.
Согласно СЃС‚. 42 Р—РР Р РѕСЃСЃРёРё, РІ Р·РѕРЅРµ "Янтарь" был максимально упрощен РїРѕСЂСЏРґРѕРє регистрации предприятий СЃ иностранными инвестициями. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 42 Р—РРпредприятие СЃ участием иностранного капитала СЃ объемом РґРѕ 75 млн. СЂСѓР±., Р° также филиалы, отделения Рё представительства предприятий СЃ иностранными инвестициями РјРѕРіСѓС‚ регистрироваться непосредственно РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ Р·РѕРЅРµ Комитетом РїРѕ развитию СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ экономической Р·РѕРЅС‹ (Рї.8).
Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ создания совместных предприятий должны решаться РЅР° месте (Рї. 9). РџРѕ данным РЅР° май 1994 Рі., РІ Р·РѕРЅРµ "Янтарь" было зарегистрировано 771 предприятие СЃ иностранными инвестициями, РёР· РЅРёС… — 565 СЃ долевым участием Рё 206 — полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Общий объем иностранных инвестиций Р·Р° 1993 РіРѕРґ составил 5 млн.долл. РЎРЁРђ. Р’ конце 1994 Рі. РІ РЎРР— работало СѓР¶Рµ 866 РЎРџ.
Р’ Р·РѕРЅРµ "Янтарь" РІРѕР·РјРѕР¶РЅС‹ различные формы хозяйственной деятельности иностранных фирм. Так, РјРЅРѕРіРёРµ польские Рё австрийские фирмы выразили интерес Рє возможностям создания консигнационных складов, что представляет несомненный интерес для государств, РЅРµ имеющих выхода Рє РјРѕСЂСЋ, Р° также для таких соседских стран, как Польша. Как Рё РєРѕ РІСЃСЏРєРѕР№ РЎРР—, имеющей перспективы хозяйственного развития, проявляют интерес многочисленные банки, желающие участвовать РІ создании совместных банков. Такие предложения были сделаны банками Польши, Рталии Рё РЎРЁРђ.
Хозяйственная деятельность РІ Р·РѕРЅРµ осуществляется без каких-либо ограничений. Рсключение сделано Положением РІ отношении хозяйственной деятельности, связанной СЃ использованием расположенных РЅР° территории Р·РѕРЅС‹ месторождений топливно-энергетических Рё минерально-сырьевых ресурсов. Р’ этих случаях применяется действующее РІ Р РѕСЃСЃРёРё специальное законодательство.
Необходимо отметить, что такой особый режим применяется РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ этих случаях РїРѕ отношению РєРѕ всем зонам. Р’ Указе Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 4 РёСЋРЅСЏ 1992 Рі. "Рћ некоторых мерах РїРѕ развитию свободных экономических Р·РѕРЅ (РЎРР—) РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ федерации" было специально предусмотрено, что условия хозяйственной деятельности РІ РЎРР— для иностранных инвесторов, деятельность которых связана СЃ РїРѕРёСЃРєРѕРј, разведкой, эксплуатацией Рё добычей возобновляемых Рё невозобновляемых природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа Рё РјРѕСЂСЃРєРѕР№ экономической Р·РѕРЅС‹, определяются соответствующим законодательством Рё нормативными актами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Р’СЃРµ находящиеся РІ Р·РѕРЅРµ "Янтарь" предприятия имеют право осуществлять посреднические Рё бартерные операции, которые производятся РІ этой Р·РѕРЅРµ СЃ товарами Рё услугами (Рї. 10). РРєСЃРїРѕСЂС‚ произведенных РІ Р·РѕРЅРµ товаров, Р° также РёРјРїРѕСЂС‚ РЅРµ .подлежат квотированию Рё лицензированию, РєСЂРѕРјРµ тех товаров, которые предусмотрены установленным законодательством перечнем.
В отношении подлежащих лицензированию товаров, производимых в зоне, возник вопрос о предоставлении права на их лицензирование администрацией зоны. Комитет по развитию зоны "Янтарь" попросил предоставить ему такое право в отношении янтаря, рыбы и угля, добываемого на территории зоны. Комиссия по развитию и использованию янтаря получила право выдавать лицензии на разработку и вывоз янтаря за пределы зоны. Товар считается произведенным в зоне, если величина добавленной стоимости его обработки на территории свободной экономической зоны составляет не менее 30% (п. 19).
Ркспортируемые товары, которые производятся РІ Р·РѕРЅРµ, Рё импортируемые товары, которые используются для производства продукции или реализации РЅР° месте, освобождаются РѕС‚ уплаты таможенной пошлины (Рї. 21). Р’ первые пять лет функционирования Р·РѕРЅС‹ полученная предприятием СЃ иностранными инвестициями валютная выручка РЅРµ менее 30% остается РІ его распоряжении, Р·Р° исключением 10% выручки, подлежащей продаже РІ фонд развития Р·РѕРЅС‹, Рё 10% — РІ фонд социальной защиты населения (Рї. 27).
Отметим, что таможенные льготы не распространяются на экспорт и импорт товаров через территорию свободной экономической зоны.
Особенно следует остановиться РЅР° налоговых льготах. Согласно СЃС‚. 41 Р—РР Р РѕСЃСЃРёРё, РІРѕ всех РЎРР— установлен льготный налоговый режим. РћРЅ заключается РІ том, что иностранные инвесторы Рё предприятия СЃ иностранными инвестициями облагаются налогами РїРѕ сниженным ставкам, включая налог РЅР° переводимую Р·Р° границу прибыль. РџСЂРё этом ставки налогов РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть меньше 50% налоговых ставок, действующих РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёРё для этого РІРёРґР° налогоплательщиков. Р’ Положении Рѕ РЎРР— "Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы: 1) РІСЃРµ предприятия РІ Р·РѕРЅРµ освобождаются РѕС‚ уплаты налога РЅР° СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ продукции, РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёРјРѕР№ РІ Р·РѕРЅРµ, Рё РЅР° РёРјРїРѕСЂС‚ товаров, используемых РїСЂРё производстве экспортной или "импортозамещающей" продукции (Рї. 28); 2) РІ течение первых пяти лет функционирования Р·РѕРЅС‹ налог РЅР° прибыль находящихся РІ ней предприятий РЅРµ может превышать 30%; 3) для предприятий СЃ иностранными инвестициями РІ размере 30 Рё более процентов Рё для всех предприятий СЃ объемом экспорта РЅРµ менее 30 % РіРѕРґРѕРІРѕРіРѕ объема производства введены налоговые каникулы СЃСЂРѕРєРѕРј РґРѕ 5 лет РІ отношении уплаты налогов Рё перевода части прибыли Р·Р° границу, установлено взимание налога РЅР° прибыль РЅРµ более 16%, Р·Р° исключением части прибыли, переводимой Р·Р° границу (Рї. 25).
Часть прибыли, реинвестируемая всеми предприятиями РЎРР— РІ развитие производства, социальной сферы Рё инфраструктуры Р·РѕРЅС‹, вообще освобождается РѕС‚ налогообложения (Рї. 26).
Следует подчеркнуть, что согласно Указу РѕС‚ 4 РёСЋРЅСЏ 1992 Рі. РґРѕ принятия закона Рѕ свободных экономических зонах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации сохранен тот РїРѕСЂСЏРґРѕРє налогообложения, который был установлен Законом Р РѕСЃСЃРёРё РѕР± иностранных инвестициях Рё положениями Рѕ свободных экономических зонах. Следовательно, установленный РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации общий РїРѕСЂСЏРґРѕРє налогообложения, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ которого иностранные инвестиции Рё предприятия СЃ иностранными инвестициями были лишены некоторых действовавших ранее льгот, РЅР° налогообложение РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ экономической Р·РѕРЅРµ РЅРµ распространяется. Рными словами, основные налоговые льготы сохраняются только для свободных Р·РѕРЅ.
Однако налоговая служба Российской Федерации в письме от 29 июня 1993 г. разъяснила, что специальные налоговые льготы в свободных экономических зонах не должны применяться.
РР· установленных Законом РѕР± иностранных инвестициях Р РѕСЃСЃРёРё льгот наиболее существенны следующие: пониженные ставки для пользования землей Рё иными природными ресурсами, право РЅР° долгосрочную аренду СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 70 лет СЃ правом субаренды, возможность введения упрощенного РїРѕСЂСЏРґРєР° въезда Рё выезда иностранных граждан, РІ том числе Рё безвизового. Для Р·РѕРЅС‹ "Янтарь", как Рё для СЂСЏРґР° РґСЂСѓРіРёС… Р·РѕРЅ, упрощенный РїРѕСЂСЏРґРѕРє въезда Рё выезда введен Положением Рѕ Р·РѕРЅРµ (Рї. 35).
Помимо указанных льгот, в зоне "Янтарь" введена система начисления зарплаты в иностранной валюте путем перечисления ее на специальные счета в банке и выплаты в виде именных чеков, расчетно-кредитных карточек и других безналичных платежей для использования в специальных магазинах зоны и за рубежом.
Мы подробно изложили Положение о свободной экономической зоне "Янтарь", утвержденное в сентябре 1991 г. Но, как отмечалось в ряде публикаций, многие пункты этого Положения не удалось реализовать на практике(7).
Поэтому большое значение в этой связи имеет Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 1993 г. о Калининградской области.
Р’ Указе предусмотрено, что предприятия СЃ иностранным участием, созданные РІ 1992 РіРѕРґСѓ, получают налоговый кредит СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 10 лет СЃ момента получения объявленной прибыли, если РѕРЅРё действуют РІ сфере материального производства. Другие предприятия, занятые производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, если доля этой продукции Сѓ предприятия РЅРµ РЅРёР¶Рµ 75%, получают налоговый кредит РЅР° 5 лет, остальные предприятия — РЅР° 4 РіРѕРґР°. РџСЂРё этом изменения РІ налоговом законодательстве должны распространяться РІ последующем РЅР° область лишь РїСЂРё согласии ее компетентных органов. Снимаются ограничения РЅР° регистрацию РЎРџ. Товары, произведенные РІ Калининградской области, освобождаются РѕС‚ экспортных пошлин РЅР° 10 лет. Рмпортные товары освобождаются РѕС‚ пошлин Рё НДС, РЅРѕ акцизы СЃ РЅРёС… взимаются. Квоты РЅР° СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ нефти, рыбы, янтаря, согласно Указу, РїРѕ-прежнему должны устанавливаться федеральными органами.
Указом Президента Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 4 РёСЋРЅСЏ 1^92 Рі. среди мер, направленных РЅР° поддержание Рё развитие РЎРР—, предусмотрено осуществление государственной программы приватизации РЅР° территории РЎРР— РІ первоочередном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Часть средств, которая подлежит перечислению РІ центральный бюджет, остается РІ зонах Рё пойдет РЅР° формирование фондов развития, залоговых Рё страховых фондов. РџРѕ РЅРёРј предоставляются бюджетные кредиты. Средства, полученные РІ счет таких кредитов, должны направляться органами управления свободных Р·РѕРЅ РЅР° финансирование ключевых объектов инфраструктуры Р·РѕРЅС‹. Здесь усматривается стремление РІ масштабе Р РѕСЃСЃРёРё поддержать хозяйственную деятельность свободных экономических Р·РѕРЅ Рё сделать инвестирование РІ РЅРёС… более привлекательным для иностранных предпринимателей.
Согласно Закону Украины о зонах, хозяйственным субъектам предоставляется свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений не устанавливается. На все субъекты экономической деятельности распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельности зон право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.
РќР° территории РЎРР—, согласно Закону Кыргызстана Рѕ РЎРР— 1992 Рі., действует упрощенный режим въезда Рё выезда иностранных граждан. Конкретные правила въезда Рё выезда устанавливаются для каждой Р·РѕРЅС‹ Министерством иностранных дел Кыргызстана Рё отражаются РІ Положении Рѕ Р·РѕРЅРµ (СЃС‚. II).
Р’ Положении Рѕ РЎРР— "Брест" было предусмотрено, что хозяйственную деятельность РІ Р·РѕРЅРµ РјРѕРіСѓС‚ осуществлять белорусские Рё иностранные юридические Рё физические лица, которые создают предприятия, филиалы Рё представительства РІРѕ всех допустимых законом формах Рё ведут хозяйственную деятельность РІ любых сферах, Р·Р° исключением запрещенных действующим законодательством.
Был также предусмотрен особый таможенный режим: освобождение РѕС‚ оплаты таможенной пошлиной товаров Рё РёРЅРѕРіРѕ имущества, импортируемых РЅР° территорию РЎРР— "Брест" Рё экспортируемых СЃ этой территории. Транзит через территорию РЎРР— или перепродажа товаров, РЅРµ подвергшихся переработке РІ Р·РѕРЅРµ, Р° также поставки через Р·РѕРЅСѓ РЅР° СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ товаров РёР· РґСЂСѓРіРёС… регионов Республики Беларусь должны осуществляться без каких-либо тарифно-таможенных Рё налоговых льгот.
РќР° территории Р·РѕРЅС‹ действует также особый налоговый режим. Налог РЅР° прибыль всех предприятий, расположенных РІ РЎРР— "Брест", уплачивается РІ размере РЅРµ более 25% СЃ учетом налога РЅР° перевозимую Р·Р° рубеж часть прибыли РІ валюте перевода. Р’ Р·РѕРЅРµ РЅРµ применяются налоги РЅР° СЌРєСЃРїРѕСЂС‚-РёРјРїРѕСЂС‚ Рё РґСЂСѓРіРёРµ экономические меры регулирования средств, направляемых РЅР° потребление, Р° также ограничения РїРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЋ рентабельности РїСЂРё ценообразовании Рё налогообложении.
Освобождаются РѕС‚ уплаты транзитного налога юридические Рё физические лица РїСЂРё транспортировке РёРјРё РіСЂСѓР·РѕРІ, предназначенных для РЎРР— "Брест", через территорию Беларуси.
Совместные предприятия СЃ участием иностранных юридических лиц Рё граждан, если доля иностранного участника РІ уставном фонде превышает 30%, Рё предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные предприятия), РІСЃСЏ выручка которых образуется только Р·Р° счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождаются РѕС‚ уплаты налога РЅР° прибыль РІ течение первых пяти лет СЃ момента получения РёРјРё РґРѕС…РѕРґР°, включая первый РіРѕРґ получения РґРѕС…РѕРґР° РІ РЎРР—.
Список литературы
1 Общие принципы создания Р·РѕРЅ совместного предпринимательства// Приложение Рє газете "РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Рё Р¶РёР·РЅСЊ". 1991. в„– 34. РЎ.5— 6; Р—РѕРЅС‹ совместного предпринимательства РІ РЎРЎРЎР . Концепция создания Рё функционирования //Внешняя торговля. 1989. в„– 6. РЎ.2.
2 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 2166.
3 Быков А. Совместные с зарубежными странами свободные экономические зоны: постановка проблемы// Внешняя торговля. 1994. № 2—3. С. 39—40.
4. Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 50. Ст. 676.
5 Общие принципы создания зон совместного предпринимательства. С.6.
6 Караваев Р’. Региональное развитие Рё сотрудничество (Калининградская область, РЎРР— "Янтарь")//Внешняя торговля. 1994. NВ» 2—3. РЎ. 22—25; Карянина Рў. Пойдет ли Европа РІ нарисованную дверь. Калининград осваивает статус СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ экономической Р·РѕРЅС‹//Российская газета. 1994. 16 июля.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ed.vseved.ru/