I. Понятие налоговой системы
Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога: 1) объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению; 2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; 3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог; 4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; 5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3) Сѓ источника Ртот налог вносится лицом выплачивающим РґРѕС…РѕРґ. Поэтому оплата налога производится РґРѕ получения РґРѕС…РѕРґР°, причем получатель РґРѕС…РѕРґР° получает его уменьшенным РЅР° СЃСѓРјРјСѓ налога. Например подоходный налог СЃ физических лиц. Ртот налог выплачивается предприятием или организацией, РЅР° которой работает физическое лицо. Рў.Рµ. РґРѕ выплаты, например, заработной платы РёР· нее вычитается СЃСѓРјРјР° налога Рё перечисляется РІ бюджет. Остальная СЃСѓРјРјР° выплачивается работнику. Существуют РґРІР° РІРёРґР° налоговой системы: шедулярная Рё глобальная. Р’ шедулярной налоговой системе весь РґРѕС…РѕРґ, получаемый налогоплательщиком, делится РЅР° части - шедулы. Каждая РёР· этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул РјРѕРіСѓС‚ быть установлены различные ставки, льготы Рё РґСЂСѓРіРёРµ элементы налога, перечисленные выше. Р’ глобальной налоговой системе РІСЃРµ РґРѕС…РѕРґС‹ физических Рё юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов Рё упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется РІ Западных государствах.
1. Роль налогов в рыночной экономике
Роль налогов в рыночной экономике. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.
Рто, конечно, так. РќРѕ РЅРµ это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать Рё без РЅРёС…. Хотя Р±С‹ СЃ помощью экономических нормативов отчислений РѕС‚ прибыли РІ бюджет, применявшихся РІ нашей стране СЂСЏРґ лет. РќР° первое место следует поставить функцию, без которой РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, базирующейся РЅР° товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рта функция налогов - СЂ Рµ Рі Сѓ Р» Рё СЂ Сѓ СЋ С‰ Р° СЏ. Рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° РІ развитых странах - это регулируемая СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°. РЎРїРѕСЂС‹ РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ РІ современном РјРёСЂРµ, РЅРµ регулируемую государством, невозможно. РРЅРѕРµ дело - как РѕРЅР° регулируется, какими способами, РІ каких формах Рё С‚.Рґ. Здесь, как РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, возможны варианты. РќРѕ каковы Р±С‹ РЅРё были эти формы Рё методы, центральное место РІ самой системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется РІ РґРІСѓС… основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. РћРЅРѕ состоит главным образом РІ определении "правил РёРіСЂС‹", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих РЅР° рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей Рё наемных рабочих. Рљ РЅРёРј относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов Рё покупателей, деятельность банков, товарных Рё фондовых Р±РёСЂР¶, Р° также Р±РёСЂР¶ труда, торговых РґРѕРјРѕРІ, устанавливающие РїРѕСЂСЏРґРѕРє проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг Рё С‚.Рї. Рто направление государственного регулирования рынка непосредственно СЃ налогами РЅРµ связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
В условиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, другие сельскохозяйственные продукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке. Приведенные положения могут служить примером использования государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении.
Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия, "мастодонты" промышелнности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения. В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Если например, в 1992 году малое предприятие получило 240 тыс.рублей прибыли и использовало 110 тыс.руб. на развитие своего производства - приобретение новых машин и механизмов, строительство производственного здания, то налогом облагается прибыль в сумме всего 130 тыс.руб. (32% от этой суммы, то есть 41,6 тыс.руб. направляется в бюджет). Как видно из приведенного примера, если малое предприятие не "проедает" полученную прибыль, а направляет ее на развитие своего производственного потенциала, то есть инвестирует, то оно в значительной степени может избежать налогообложения прибыли. До тех пор, кончено, пока оно остается малым, не выходит за пределы установленного количественного критерия - численности работаюдих. Как только оно выйдет за пределы этого критерия (например, в промышленности - численность работающих на предприятии составит 210 чел.), с этого месяца оно будет облагаться налогом в общем порядке.
РќРµ менее существенна другая льгота, предусматривающая учет одновременно РґРІСѓС… параметров - РЅРµ только размеров предприятия, РЅРѕ Рё СЂРѕРґР° деятельности: освобождаются РѕС‚ налога РЅР° прибыль РІ первые РґРІР° РіРѕРґР° работы предприятия РїРѕ производству Рё переработке сельскохозяйственно продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные Рё РїРѕ производству строительных материалов РїСЂРё условии, что выручка РѕС‚ указанных РІРёРґРѕРІ деятельности составляет более 70% РІ общей СЃСѓРјРјРµ выручки РѕС‚ реализации продукции (работ, услуг). Р’ отличие РѕС‚ первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена РІРѕ времени: предприятие пользуется ею РІ течение РґРІСѓС… лет СЃРѕ РґРЅСЏ его регистрации. Очевидно, РѕРЅР° направлена РЅР° то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть, стать, как говорится, РЅР° РЅРѕРіРё. Другая функция налогов - стимулирующая. РЎ помощью налогов, льгот Рё санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения РІ расширение производства Рё РґСЂ. Стимулирование технического прогресса СЃ помощью налогов проявляется прежде всего РІ том, что СЃСѓРјРјР° прибыли, направленная РЅР° техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания Рё СЂСЏРґР° РґСЂСѓРіРёС… освобождается РѕС‚ налогообложения. Рта льгота, кончено, очень существенная. Р’ прежнем Законе Рѕ налогах этой льготы РЅРµ было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, РЅРѕ непоследовательный. Р’Рѕ РјРЅРѕРіРёС… развитых странах освобождаются РѕС‚ налогообложения затраты РЅР° научно-исследовательнские Рё опытно-конструкторские работы. Делается это РїРѕ-разному. Так, РІ Германии указанные затраты включаются РІ себестоимость продукции Рё тем самым автоматически освобождаются РѕС‚ налогов. Р’ РґСЂСѓРіРёС… странах эти затраты полностью или частично исключаются РёР· облагаемой налогом прибыли. Аналогичная РЅРѕСЂРјР° была предусмотрена Рё Сѓ нас РІ прежнем законодательстве: облагаемая прибыль уменьшалась РЅР° СЃСѓРјРјСѓ, составлявшую 30% затрат РЅР° проведение научно-исследовательских Рё опытно-конструкторских работ. Было Р±С‹ целесообразно Рё сейчас установить, что РІ состав затрат, освобождаемых РѕС‚ налога, полностью или частично (например, 50%) РІС…РѕРґСЏС‚ расходы РЅР° РќРР Рё РћРљР . Другой путь - включать эти расходы РІ затраты РЅР° производство.
Рдея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление способствовать возрождению СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ деревни пронизывает РІСЃРµ наше налоговое законодательство. Например, Законом "Рћ налогообложении РґРѕС…РѕРґРѕРІ банков" предусмотрено, что ставка налога РЅР° РґРѕС…РѕРґ банка составляет 30%. Р’ то же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес кредитных вложений РІ сельскохозяйственную деятельность РЅРµ менее 50% всех вложений, ставка налога РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ устанавливается РЅР° треть ниже общей - 20%. Объективно это значит, что если РїСЂРё типовой процентной ставке, например, 18% можно предоставлять СЃСЃСѓРґС‹ сельскохозяйственным предприятиям Рё фермерам РїРѕРґ 15% годовых Рё РїСЂРё этом кредитор (банк) РЅРµ только РЅРµ теряет часть прибыли, РЅРѕ даже выигрывает Р·Р° счет льготного налогообложения. Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов РІ государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем РЅР° решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так Рё социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических Рё РґСЂ.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Перераспределительная функция налоговой системы РЅРѕСЃРёС‚ СЏСЂРєРѕ выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ социальную направленность, как это сделано РІ Германии, Швеции, РјРЅРѕРіРёС… РґСЂСѓРіРёС… странах. Рто достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств РЅР° социальные нужды населения, полного или частичного освобождения РѕС‚ налогов граждан, нуждающихся РІ социальной защите. Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части РґРѕС…РѕРґРѕРІ предприятий Рё граждан для содержания государственного аппарата, РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ станы Рё той части непроизводственной сферы, которая РЅРµ имеет собственных источников РґРѕС…РѕРґРѕРІ (РјРЅРѕРіРёРµ учреждения культуры - библиотеки, архивы Рё РґСЂ), либо РѕРЅРё недостаточны для обеспечения должного СѓСЂРѕРІРЅСЏ развития - фундаментальная наука, театры, музеи Рё РјРЅРѕРіРёРµ учебные заведения Рё С‚.Рї.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки и самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить преимущества наших пятилеток перед французскими, например, четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять равным 5 годам.
Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.
Стабильность налогов означает относительную неизменность РІ течение СЂСЏРґР° лет основных принципов системы налогообложения, Р° также наиболее значимых налогов Рё ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей Рё предприятий СЃ государственным бюджетом. Если иметь РІ РІРёРґСѓ сегодняшний день, то речь должна идти Рѕ налоге РЅР° добавленную стоимость, акцизах, налоге РЅР° прибыль Рё РґРѕС…РѕРґС‹. РњРЅРѕРіРёРµ же РґСЂСѓРіРёРµ налоги Рё сам состав системы налогообложения РјРѕРіСѓС‚ Рё должны меняться вместе СЃ изменением экономической ситуации РІ стране Рё РІ общественном производстве. Например, налог РЅР° перепродажу вычислительной техники Рё персональных компьютеров РЅРѕСЃРёС‚ конъюнктурный характер: уляжется "Р±СѓРј" РІ области реализации указанных товаров, отечественные цены РЅР° РЅРёС… приблизятся Рє мировым, Рё налог этот потеряет смысл. Сейчас РІ Р РѕСЃСЃРёРё действует почти три десятка налогов Рё СЃР±РѕСЂРѕРІ, РЅРµ считая различных пошлин. РќРµ РІСЃРµ РёР· РЅРёС… выдержат испытание временем, РЅРѕ РІ челом нынешняя система налогообложения наиболее близка Рє принятой РЅР° Западе, учитывая, что Рё там имеются существенные различия РїРѕ странам, Рё налоговая система Швеции отличается РѕС‚ действующей РІ Германии, Р° налоги РІ Англии заметно отличаются РѕС‚ принятых РІ Дании Рё С‚.Рї. Правда, РІ странах Р•РРЎ налоговая система унифицируется Рё СЃ 1 января 1993 РіРѕРґР° остались лишь несущественные различия. РќРѕ стабильность системы налогообложения - РЅРµ РґРѕРіРјР° Рё РЅРµ самоцель. Ради нее нельзя жертвовать РЅРё РѕРґРЅРѕР№ РёР· присущих этой. системе Рё выполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей Рё РґСЂ. Опыт РЎРЁРђ Рё РґСЂСѓРіРёС… развитых стран совершенно однозначно свидетельствует Рѕ том, что налоговая система РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј является функцией РґРІСѓС… аргументов - экономической политики государства Рё состояния народного хозяйства РІ данный период. Если экономическое положение страны, решаемые РІ данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений РІ налоговую систему, то РѕРЅРё, естественно, должны быть внесены, РЅРѕ РїРѕ возможности - СЃ РЅРѕРІРѕРіРѕ хозяйственного РіРѕРґР°. Р—Р° последние РіРѕРґС‹ система взаимоотношений предприятий СЃ государственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения. Хотя эти изменения были различными РїРѕ своему характеру, РЅРѕ можно утверждать, что РѕРЅРё отличались определенной внутренней логикой. Рто утверждение базируется РЅР° том факте, что каждое последующее изменение было шагом вперед РїРѕ пути предоставления предприятиям широкой хозяйственной самостоятельности. Началось это движение СЃ экономической реформы 1965-1966 РіРі., РєРѕРіРґР° впервые РІ нашей хозяйственной практике предприятиям было разрешено создавать Р·Р° счет своей прибыли фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд социально-культурных мероприятий Рё жилищного строительства, фонд материального поощрения. РџРѕ сравнению СЃ прежним РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, РєРѕРіРґР° предприятия были совершенно бесправны РІ распоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервые подводивший РїРѕРґ юридически провозглашенные лозунги самостоятельности предприятий реальную экономическую базу.
Реальную, РЅРѕ СЏРІРЅРѕ недостаточную, так как отчисления РѕС‚ прибыли РІ государственный бюджет РЅРµ ограничивались установленными нормативами, РІ него отчислялся "свободный остаток прибыли", то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений РІ бюджет, вышестоящим органам Рё РІ фонды экономического стимулирования предприятий. Рто означало, что принятый РїРѕСЂСЏРґРѕРє распределения прибыли предприятий СЏРІРЅРѕ отдавал предпочтение государственному бюджету. Следующим существенным шагов РІ совершенствовании системы взаимоотношений предприятий СЃ государственным бюджетом был переход Рє так называемому полному хозяйственному расчету Рё самофинансированию. Его главное достоинство, РЅР° РјРѕР№ взгляд, состояло РІ том, что РїРѕСЂСЏРґРѕРє распределения прибыли приобретал нормативный характер: РЅРµ часть, Р° РІСЃСЏ прибыль предприятий распределялась РїРѕ утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам, РІ результате чего автоматически устранялся так раздражавший предприятия "свободный" остаток прибыли, РЅРёРєРѕРіРґР° РІ действительности РЅРµ являвшийся свободным. Одновременно признавалось равенство интересов предприятия Рё государства РїСЂРё распределении прибыли, поскольку нормативы формировались СЃ учетом потребностей предприятий РІ средствах РЅРµ только РЅР° простое, РЅРѕ Рё РЅР° расширенное воспроизводство, Р° также РЅР° содержание социальнобытовой сферы (принадлежащего предприятию детского сада, пионерлагеря, базы отдыха) Рё жилищное строительство. Однако, система экономических нормативов страдала существенными недостатками. Прежде всего, нормативы, которые РїРѕ идее должны быть едиными, то есть предъявлять РєРѕ всем предприятиям одинаковые общественные требования, РЅРµ деле были РЅРµ только дифференцированными, РЅРѕ Рё практически индивидуальными. Вместо единых требований РєРѕ всем предприятиям получалось наоборот: сами эти требования как Р±С‹ приспосабливались Рє положению, возможностям каждого предприятия. Единство принципов формирования нормативов было подменено явным субъективизмом, размеры нормативов больше зависели РѕС‚ взаимоотношений СЃ министерскими чиновниками, чем РѕС‚ объективных условий Рё требований. Поэтому замена экономических нормативов распределения прибыли налогом РЅР° прибыль была логическим продолжением РєСѓСЂСЃР° РЅР° устранение РёР· системы экономических взаимоотношений предприятий Рё государства элементов субъективизма Рё волюнтаризма.
Налоги - это те же экономические нормативы, РЅРѕ только подлинно единые Рё стабильные, независящие РѕС‚ воли отдельных лиц. Рндивидуализация налоговых ставок, льгот Рё санкций запрещена, РёС… можно дифференцировать РїРѕ отраслям, производствам, регионам, РЅРѕ никак РЅРµ РїРѕ отдельным предприятиям. Налоги относятся Рє классу экономических нормативов, РѕРЅРё формируются РїРѕ принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога РЅР° прибыль можно рассматривать как норматив отчислений РѕС‚ прибыли РІ бюджет, РЅРѕ установленный РЅР° общегосударственном СѓСЂРѕРІРЅРµ. Замена нормативов отчислений РѕС‚ прибыли РІ бюджет системой налогообложения прибыли была целесообразна, даже необходима, независимо РѕС‚ перехода Рє рыночным отношениям РІ стране, РЅРѕ последний СѓСЃРєРѕСЂРёР» эту замену Рё сделал ее неизбежной, так как предпринимательская деятельность РЅРµ может развиваться эффективно РІ условиях неопределенности экономических взаимоотношений СЃ государством, СЃ бюджетом. Нормально функционирующая система налогов является РѕРґРЅРёРј РёР· средств Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ теневой СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№: ведь уплата налога СЃ того или РёРЅРѕРіРѕ РґРѕС…РѕРґР° означает признание его легальности, законности, РІ то время как наличие РґРѕС…РѕРґР°, укрываемого РѕС‚ налогообложения РІРІРёРґСѓ его незаконности преследуется государством.
Повышение роли налогов РІ нашей стране, превращение РёС… РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ СЃРїРѕСЃРѕР± изъятия части РґРѕС…РѕРґРѕРІ физических Рё юридических лиц РІ государственный Рё местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. РџСЂРё достижении определенного СѓСЂРѕРІРЅСЏ грамотности населения налоги Р±СѓРґСѓС‚ восприниматься РёРј СЃ пониманием, как форма участия СЃРІРѕРёРјРё средствами РІ решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов Р±СѓРґСѓС‚ отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий Рё государства. Как РјРёСЂРѕРІРѕР№, так Рё отечественный опыт свидетельствуют Рѕ преимуществах налоговой системы перед любой РґСЂСѓРіРѕР№ формой изъятия части РґРѕС…РѕРґРѕРІ граждан Рё предприятий РІ государственный бюджет. РћРґРЅРѕ РёР· этих преимуществ - правовой характер налогов. РС… состав, ставки Рё санкции определяются РЅРµ министерствами Рё ведомствами, даже РЅРµ правительствами, Р° принятыми парламентами Законами. Рэто далеко РЅРµ формальность. Рљ примеру, РІ Р РѕСЃСЃРёРё правительство предлагало установить ставку налога РЅР° прибыль предприятий 40% (такой РѕРЅР° была РІ проекте закона), однако парламентарии приняли РёРЅРѕРµ решение - 32%, разница очень существенная. Переход РѕС‚ нормативов отчислений РѕС‚ прибыли РІ бюджет Рє налогам означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом РІСЃРµ равны. Рто РЅРµ означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно Рё нужно, РЅРѕ дифференциация проводится РїРѕ экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, РЅРѕ никак РЅРµ РїРѕ отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть РѕС‚ категории, Рє которой относится плательщик, РѕС‚ того, Рє какой социальной РіСЂСѓРїРїРµ относится гражданин или Рє какой РїРѕ размерам РіСЂСѓРїРїРµ относится предприятие, РЅРѕ РѕРЅР° РЅРµ зависит Рё РІ принципе РЅРµ может зависеть РѕС‚ того, кто именно непосредственно платит. Рђ фиксированный размер ставок Рё РёС… относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов. Налоги органически вписываются РІ формируемую РІ нашей стране систему экономических отношений, основанную РЅР° действии прежде всего закона стоимости. РџСЂРё разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан Рё государства, общества РІ целом.
2. Состав единой системы налогообложения в Российской Федерации
Введенная с 1 января 1992 года новая налоговая система Российской Федерации включает 4 группы налогов:
1. Общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;
2. Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
3. Местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;
4. Общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.
Состав налогов и сборов может меняться по решению соответствующих органов. В настоящее время он определен законом "Об основах налоговой системы в РСФСР". К общегосударственным налогам, взимаемым на всей территории РФ по единым ставкам, относятся: 1. Налог на добавленную стоимость. 2. Акцизы. 3. Подоходный налог с банков. 4. Подоходный налог со страховой деятельности. 5. Налог с биржевой деятельности. 6. Налог на операции с ценными бумагами. 7. Таможенная пошлина. 8. Подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий. 9. Подоходный налог с физических лиц. 10. Налоги и платежи за использование природных ресурсов. 11. Налоги на транспортные средства. 12. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.
К республиканским налогам и налогам национально-государственным и административно-территориальных образований относятся: 1. Налог на имущество предприятий. 2. Лесной доход. 3. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.
К местным налогам и сборам относятся: 1. Налог на имущество физических лиц. 2. Земельный налог. 3. Сбор за право торговли. 4. Налог на рекламу (до 5% от стоимости услуг по рекламе) 5. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. 6. Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками. 7. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. 8. Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты (по ставке до 0.1% от суммы сделки) и др.
Законы, приводящие к изменению налоговых платежей, обратной силы не имеют. Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик. В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).
Кратко рассмотрим налоги, имеющие для предприятий наиболее существенное значение: налог РЅР° добавленную стоимость, акцизы, налог РЅР° прибыль, налог РЅР° имущество. Р’ настоящее время РІРѕ всем РјРёСЂРµ наблюдается тенденция Рє упрощению налоговой системы. Рто Рё понятно. Чем проще налоговая система, тем, как СЏ уже упоминал, проще определять экономический результат, меньше забот РїСЂРё составлении отчетных документов Рё тем больше остается времени Сѓ предпринимателей РЅР° обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, Р° РЅРµ РЅР° то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить Р·Р° правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников РІ финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что РІ некоторых странах вообще существует РѕРґРёРЅ единственный налог РЅР° добавленную стоимость.
В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов. Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать. Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.
Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому я считаю, что для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.
Список литературы
1. Белялов А.З. "Рекомендации: как избежать больших российскихналогов",Москва:МВЦ "АЙТОЛАН",1995.
2. Киперман Г.Я.,Белялов А.З. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации",Москва,МВЦ "АЙТОЛАН",1992 г.
3. Закон РСФСР"Об основах налоговой системы в РСФСР"
4. Указ Президента РФ "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" (с приложениями)
5. Журнал "Финансы" N 7 за 1996 год.
6. Журнал "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию" приложение к журналу "Финансы", N 8,9,11 за 1998 год.
7. Газета "РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Рё жизнь", N 27,28 Р·Р° 1997 РіРѕРґ.
8. Умнова Н.Т. Налоговая система.