1. Понятие правосознания и его функции
Будучи РѕРґРЅРѕР№ РёР· форм общественного сознания, правосознание представляет СЃРѕР±РѕР№ совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, РёС… объединений, всего общества РІ целом относительно права Рё правовых явлений. Рто познавательно-оценочное отношение людей Рє прошлому Рё действующему законодательству, идеи Рѕ его дальнейшем совершенствовании, Рѕ законности, правосудии. РЎСЋРґР° также РІС…РѕРґРёС‚ также осознание объективной необходимости права РІ современном обществе, его социального назначения, СЃРІСЏР·Рё СЃ такими демократическими идеалами, как справедливость, СЃРІРѕР±РѕРґР°, естественные Рё неотъемлемые права личности. Наконец, это Рё отношение Рє актам поведения людей, РёС… оценочная характеристика СЃ точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок Рё ценностных ориентаций РЅР° неукоснительное соблюдение РЅРѕСЂРј права.
Определяясь уровнем развития общества и ,в первую очередь, экономическими отношениями, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.).
Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).
Функции правосознания:
познавательно-оценочная (гносеологическая). Рто изучение Рё познание права (действующего Рё прошлого), его СЃРІСЏР·Рё Рё взаимозависимости СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё общественными явлениями, анализ его основных принципов Рё институтов. Рљ этой функции относится также оценка всех правовых институтов, отдельных действующих РЅРѕСЂРј СЃ точки зрения РёС… эффективности, актуальности, СЃРІСЏР·Рё СЃ общественной жизнью, интересами личности, обеспечения ее материальных Рё духовных потребностей, степени отражения РІ РЅРёС… общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, СЃРІРѕР±РѕРґС‹.
Познавательная функция - это также оценка собственного поведения личности, поступков других людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, качества деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценка всех других социальных институтов (государства, партий, культуры, церкви и др.) с точки зрения их взаимоотношения с правом. Творчески-критический характер правосознания в этой функции виден наиболее отчетливо;
правового моделирования (прогностическая функция). Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Прежде чем получить свое выражение в юридических актах, будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обусловливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юридической культурой.
Для высокого качества деятельности законодателя важное значение имеют изучение Рё учет общественного мнения, использование предложений РїРѕ совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, РІ материалах РЎРњР, письмах граждан Рё С‚.Рґ., разработка научных концепций будущих актов. Р’ современных условиях, РєРѕРіРґР° практически создается качественно обновленная правовая система Р РѕСЃСЃРёРё, существенно возрастают роль юридической науки РІ правотворческой деятельности, ее ответственность Р·Р° качество рекомендаций Рё РїСЂРѕРіРЅРѕР·РѕРІ; регулятивная. Высокий уровень правосознания является непременным условием точного Рё последовательного осуществления РЅРѕСЂРј права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей реализуются РёС… предписания. Чем выше степень сознательного восприятия Рё уважения юридических установлений, тем точнее РѕРЅРё исполняются. Высокий уровень правосознания обеспечивает авторитет законодательства, понимание его разумности Рё необходимости, воспитывает чувство нетерпимости Рє нарушениям правопорядка.
Правосознание также является необходимым элементом процесса применения права государственными органами. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе разрешения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их цели и социальное назначение, внимательно изучить и оценить обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. При этом правосознание не может быть основанием для отхода под тем или иным предлогом (устарелость, нецелесообразность и др.) от точного смысла закона, решения дела, вопреки или независимо от его содержания. В условиях режима законности, становления правового государства противопоставлять в правоприменительной деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных принципов правосознания - это необходимость укреплять законность в государстве, противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым беспределом недобросовестных работников государственного аппарата;
идейно-воспитательная. Правосознание служит РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать РЅРѕСЂРјС‹ права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения Рє закону как непреложной ценности, без которой РЅРµ может существовать цивилизованное общество. Рто база для формирования правовой установки личности, С‚.Рµ. ее психологической готовности, предрасположенности Рє соблюдению РЅРѕСЂРј закона, складывающейся РїРѕРґ воздействием различных социальных Рё психологических факторов.
Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни, как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия, материального и духовного прогресса человечества.
2. Основные виды правосознания
Рмеются различные основания деления правосознания РЅР° РІРёРґС‹.
1. В зависимости от характер отражения правовой действительности правосознание разделяется на:
правовую идеологию;
правовую психологию.
Правовая идеология, будучи главной, профилирующей частью правосознания, представляет СЃРѕР±РѕР№ совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые РІ общем, концентрированном РІРёРґРµ отражают Рё оценивают правовую действительность. Рто, РІ первую очередь, теоретико-философское, Р° также Рё обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости Рё социальной роли, путей дальнейшего развития. РћРЅР° включает РІ себя такие концептуально оформленные идеи Рё теории, как обеспечение Рё защита собственности, прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ личности, народовластие, господство закона РІ государстве, независимость правосудия, защита РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё рациональное использование ее богатств, Р±РѕСЂСЊР±Р° СЃ преступностью, развитие Рё укрепление сотрудничества между государствами Рё народами.
Сегодня в нашей стране неизмеримо возрастает потребность в создании обновленной государственно-правовой идеологии, отрицающей диктат, правовой нигилизм и оправдание произвола, исповедующей идеи правового государства, законности и цивилизованного гражданского общества.
Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, РІ которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных РіСЂСѓРїРї, коллективов, отдельных граждан Рє праву РІ целом Рё отдельным его нормам, правопорядку, Рє юридическим учреждениям Рё основам РёС… деятельности. Рто стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива РЅР° юридические установления Рё РёС… действие, качество Рё уровень правотворчества Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ правонарушениями, действенность работы СЃСѓРґРѕРІ Рё иных правоприменительных органов. Возмущение или, наоборот, равнодушие относительно конкретных актов неправомерного поведения, огорчение РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ неспособности правоохранительных органов переломить криминогенную обстановку РІ стране, радость, чувство гордости РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ принятием нужного закона формируют область правовой психологии.
Рффективность законодательства, всей правоприменительной практики РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј зависит РѕС‚ психологического настроя общества, человеческих чувств Рё оценок.
2.По субъектному составу правосознание можно классифицировать на:
общественное;
коллективное;
РіСЂСѓРїРїРѕРІРѕРµ;
индивидуальное.
Общественное правосознание - это сумма накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого конкретного человека о праве.
Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве соответствующего государства.
Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.). Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп (например, шахтеры и работники энергетического блока).
Рндивидуальное правосознание - совокупность правовых взглядов Рё чувств каждого конкретного РёРЅРґРёРІРёРґР°. Будучи РІ принципе неспособным полно Рё глубоко охватить весь комплекс правовых явлений РІ обществе, РѕРЅРѕ отражает лишь некоторые наиболее существенные его черты. РџСЂРё этом, РІ силу разных способностей РёРЅРґРёРІРёРґР°, форм участия его РІ общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия РІ СѓСЂРѕРІРЅРµ правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. РЈ РѕРґРЅРёС… РѕРЅРѕ может быть глубоким, максимально приближенным Рє общественному, Сѓ РґСЂСѓРіРёС… - ограниченным, отстающим РѕС‚ общего СѓСЂРѕРІРЅРµ общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь РІРІРёРґСѓ РїСЂРё организации правового воспитания, пропаганде законодательства.
3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на:
обыденное;
профессиональное;
научное.
Обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся, в первую очередь, к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.
Профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и т.д.). От него во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в периодической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.
Профессиональное правосознание формируется, в первую очередь, на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.
Научное (теоретическое) правосознание - теории, концепции, взгляды, выражающие в концентрированном виде - в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках - глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экономической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.
3. Правовое воспитание
Будучи основным средством формирования Рё повышения СѓСЂРѕРІРЅСЏ правосознания Рё правовой культуры граждан, инструментом РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ воспитания личности РІ условиях построения РІ Р РѕСЃСЃРёРё правового государства, правовое воспитание представляет СЃРѕР±РѕР№ РѕСЃРѕР±СѓСЋ форму деятельности государства, его органов Рё должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную РЅР° формирование РІ сознании людей уважения Рє праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков Рё привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию РїСЂРё исполнении Рё использовании юридических РЅРѕСЂРј. Рто система мер, направленных РЅР° внедрение РІ сознание РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ демократических правовых Рё моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений РІ необходимости Рё справедливости РЅРѕСЂРј.
Целями правового воспитания являются:
достижение прочных знаний людей Рѕ законодательстве, законности, правах Рё обязанностях личности, РІ первую очередь, тех РЅРѕСЂРј, которые непосредственно касаются человека. Рзвестно СЃ древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся СЃ волей законодателя, РЅРµ освобождает РѕС‚ ответственности Р·Р° его нарушение;
повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.
Правовое воспитание - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:
пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.);
издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);
устная правовая пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;
правовое образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;
профессиональное правовое образование, подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);
наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);
влияние юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;
влияние произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф.Достоевского, Л.Толстого, Т.Драйзера, современных российских авторов).
Основные принципы правового воспитания:
связь с жизнью;
связь c юридической практикой;
научный характер;
яркость и образность;
ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.
В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту жительства граждан, в значительной степени ослабло. Многие формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем, такие формы показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции, в целом, в стране значительно увеличилась.
4. Правовая культура
Культура общества - это совокупность материальных Рё духовных ценностей, созданных людьми РЅР° протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ развития, гуманистического мировоззрения. Рто достижения материального производства, науки, искусства, идеологические Рё моральные ценности.
Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.
Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества Рё включая РІ себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет РІСЃРµ, что создано человечеством РІ правовой сфере, - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества Рё судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные РєРѕСЂРЅРё, историческую память, юридические обычаи Рё традиции. Рто обусловленное социальным, экономическим Рё духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.
Правовая культура предполагает достаточное значение должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.
Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.
В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.
Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры.
Реальный уровень юридической культуры РІ каждом обществе Рё РЅР° разных этапах его развития неодинаков, что зависит РѕС‚ РјРЅРѕРіРёС… разнохарактерных факторов. Рто уровень развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё страны Рё благосостояния ее граждан, национальные, религиозные Рё иные особенности, политический строй Рё способность власти устанавливать Рё охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки Рё образования Рё РґСЂ. Р’ современном СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј государстве такой уровень, как применительно Рє отдельным гражданам, так Рё РєРѕ всему обществу РІ целом, Рє сожалению, РїРѕРєР° еще достаточно РЅРёР·РѕРє, Рё нужно РјРЅРѕРіРѕРµ сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета Рё действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания РІ нашей стране правового государства, олицетворяющего СЋСЂРёРґРёРєРѕ-культурные ценности РјРёСЂРѕРІРѕР№ цивилизации.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/