Введение
Целью этой работы является составление целостного представления РѕР± РѕРґРЅРѕР№ РёР· самых важных европейских институтов - Европейского Рнвестиционного Банка. Занимающий центральное место РІ процессе построения Объединенной Европы, банк постоянно увеличивает СЃРІРѕРµ значение путем диверсификации СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ финансирования, увеличения объемов предоставляемых средств, увеличения числа стран, получающих кредиты РІ этом банке. РќРѕ для стран восточной Рё Центральной Европы банк стал представлять особый интерес РІ последние несколько лет, РєРѕРіРґР° РІ результате процессов демократизации, происходящих РІ этих странах банк повернул СЃРІРѕР№ взгляд Рё РІ РёС… сторону. Возникла идея объединения Европы РѕС‚ Атлантика РґРѕ Урала. Рта идея создала новые перспективы РІ политике Европейского РЎРѕСЋР·Р° Рё, РІ частности, Р•РР‘. Банк отреагировал сразу, хотя Рё осторожно, РІРІРёРґСѓ нестабильности происходящих РІ Восточной Рё Центральной Европе демократических процессов, Р° теперь становится РѕРґРЅРёРј РёР· гарантов необратимости этих процессов.
I. Место Европейского инвестиционного банка в финансовой структуре Европы.
1. Создание Р•РР‘.
Европейский инвестиционный банк является автономным институтом РІ рамках Европейского РЎРѕСЋР·Р°, созданной СЃ целью финансировать инвестиционные проекты, которые стимулируют сбалансированного развития РЎРѕСЋР·Р°. Банк основан РІ 1958Рі. РІ силу Рї.129 Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°. являющийся частью решения Рѕ создании Европейского Сообщества, Р•РР‘ РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ СЃРІРѕРё операции РІ качестве банка, набирающего большую часть СЃРІРѕРёС… финансовых средств РЅР° рынках капиталов.
Р•РР‘ является собственностью стран-участников ЕС, которые принимают участие РІ формировании его уставного капитала. Банк - финансово независимый институт, РЅРµ получающая средств РёР· бюджета РЎРѕСЋР·Р°. Р’ создании банка РІ 1958Рі. приняли участие следующие страны: Германия, Франция, Рталия, Бельгия, Голландия, Люксембург. Р’ 1973Рі. присоединились: Объединенное королевство, Дания Рё Ррландия; РІ 1981Рі. - Греция, Рё РІ 1986 - Рспания Рё Португалия. Банк располагает собственной административной структурой, аппаратом принятия решений, Р° также контрольными органами.
Р’ качестве РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· основных международных заемщиков, который всегда получал высший рейтинг кредитоспособности (РђРђРђ), Р•РР‘ РІ состоянии мобилизовать большие средства РЅР° оптимальных условиях. Рти средства банк предоставляет РЅР° бесприбыльной РѕСЃРЅРѕРІРµ, РїСЂРё этом определяет незначительную надбавку Рє СЃСЃСѓРґРЅРѕРјСѓ проценту для покрытия административных расходов.
2. Участие Р•РР‘ РІ политике ЕС Рё отношения СЃ остальными институтами РЎРѕСЋР·Р°.
Создававшийся совместно СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё институтами СЃРѕСЋР·Р°, Р•РР‘ функционирует РїРѕ основным направлениям достижений экономических целей РЎРѕСЋР·Р°, Р° также выполняет вспомогательную функцию РІ осуществлении политики ЕС РІ области оказания помощи третьим странам. Р•РР‘ исполняет СЃРІРѕРё исключительные задачи, требующие строгий контроль Р·Р° операциями, Р° также ориентируется РїСЂРё проведении своей политики РЅР° положения Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ которого был создан банк.
Следовательно, Р•РР‘ определяется РґРІСѓРјСЏ параметрами, которые характеризируют его как специфического института: РІРѕ-первых РІ качестве института ЕС банк осуществляет "общественные услуги", Р° РІРѕ-вторых РІ качестве собственно банка имеет РїСЂСЏРјРѕР№ доступ РЅР° финансовые рынки. Степень его независимости, которая определяется Уставом банка, является свидетельством РѕР± его уникальном положении среди институтов ЕС.
Финансовая независимость банка предполагает наличие Р·РґРѕСЂРѕРІРѕР№ финансовой структуры, которая РІ данном случае определяется капиталовложениями стран-участниц ЕС Рё резервами (обязательными резервами, РІ размере 10% РѕС‚ уставного капитала, Рё дополнительными резервами). Рто позволяет банку занимать средства РЅР° самых выгодных условиях на рынках, РіРґРµ РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј набираются ресурсы банка.
Рта независимость РІ оперативной деятельности Рё РІ структуре, которая сочетается СЃ очень четко определенной ролью, что касается целей, РЅРѕ РіРёР±РєРѕР№ РІ отношений средств РёС… достижения, позволяет Р•РР‘ концентрировать СЃРІРѕСЋ деятельность РЅР° тех направлениях, РІ которых развиваются цели Европейского РЎРѕСЋР·Р° Рё реалии экономической ситуации РІ Европе.
Р’ то время как Р•РР‘ независима РІ процессе принятия решений Рё РІ финансовых аспектах сущности своей деятельности, то его роль РІ качестве института ЕС требует тесную координацию СЃ экономической политикой РЎРѕСЋР·Р° Рё поддержание тесных связей СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё его институтами. Однако это сотрудничество РЅРµ лишает Р•РР‘ независимости, предоставленной Р РёРјСЃРєРёРј РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј: РЅРё РѕРґРЅРѕ решение ЕС РЅРµ может быть навязано банку.
Рђ. Отношения Р•РР‘ СЃ Комиссией ЕС.
Комиссия является основным партнером банка в системе Союза. В этом положении отражается дополняющий характер двух институтов в процессе осуществления экономических аспектов строительства Европейского Союза и определяется как клаузами, регулирующими их деятельность, так и ежедневным сотрудничеством между ними.
Согласно Рї.11 Устава Р•РР‘, РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ определяет РѕРґРЅРѕРіРѕ директора Рё РѕРґРЅРѕРіРѕ сменяемого директора среди тех, кто назначается Советом управляющих Р•РР‘ членами директората банка. РљСЂРѕРјРµ этого, согласно СЃС‚. 21 Устава Р•РР‘ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ дает СЃРІРѕРµ мнение РїРѕ каждому финансовому предложению банка перед тем как банк предоставит заем. Р’ этом принципе отражается согласованность инвестиционного проекта СЃ экономическими целями РЎРѕСЋР·Р°.
Следует отметить, что сотрудничество между Р•РР‘ Рё Комиссией выходит Р·Р° рамки тесного РјРёРЅРёРјСѓРјР°, определенного Уставом банка.
РќР° практике персонал банка Рё РљРѕРјРёСЃСЃРёРё поддерживают тесные взаимоотношения, сотрудничая РЅР° оперативном СѓСЂРѕРІРЅРµ РІ рамка разнообразных сфер деятельности, Р° РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ использует назначенного ею директора РІ качестве РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ СЃРІСЏР·Рё СЃ Р•РР‘.
Сотрудничество осуществляется, например, путем согласования программ обеих институтов в области получения средств на финансовых рынках. Подобным образом банк сотрудничает с Комиссией при осуществлении банком операций, возложенные на него мандатом Союза, а также в связи с координированием политики в отношении третьих стран, в которых банк финансирует проекты (Средиземноморских стран, стран Восточной Европы). Кроме того банк тесно сотрудничает с комиссией и в отношении осуществления проектов ЕС по охране окружающей среды и улучшения жизненной среды, в частности в отношении координации операций по защите Средиземноморья. Такое сотрудничество наблюдается сейчас при разработке проекта о защите от загрязнения Балтийского моря.
Следует подчеркнуть также Рё активное сотрудничество РІ поддержку более отсталых районов ЕС. Р’ зависимости РѕС‚ созданных СЃ этой целью Структурных фондов, Р•РР‘ принимает участие РІ разных операциях РЎРѕСЋР·Р° (предоставление кредитов РёР· Структурных фондов РљРѕРјРёСЃСЃРёРё). Р•РР‘ также участвует вместе СЃ Комиссией РІ определение приоритетов предоставления кредитов Рё условия предоставления, принимает участие РІ контроле Рё оценке результатов. РЎ этой целью Р•РР‘ имеет СЃРІРѕРёС… представителей РІРѕ всех трех комитетах, созданных РїСЂРё каждом структурном фонде, Р·Р° деятельностью которых следит Р•РР‘ Рё РІ которых участвует. Чтобы обеспечить базу этих связей сотрудничества, Р•РР‘ создал представительство РІ Брюсселе РїСЂРё перенесении своей штаб-квартиры РІ Люксембург РІ 1968Рі. Рто представительство осуществляет СЃРІСЏР·СЊ СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё институтами РЎРѕСЋР·Р°, включая РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ.
Характер связей, направленных на достижение взаимодополняющих целей, позволяют обоим институтам формировать продуктивные взаимоотношения в своих действиях. Спорные вопросы между двумя институтами возникают редко, и несмотря на то, что согласно Устава банка Комиссия может выразит свое отрицательное мнение по поводу предоставления какого-либо кредита, такая ситуация до сих пор не наступала.
Представитель Комиссии присутствует также на ежегодном собрании Совета управляющих, когда обсуждается политика банка по предоставлению кредитов и может дать рекомендации о приспособлении этих проектов к экономическими тенденциями в Союзе.
Р‘. Отношения Р•РР‘ СЃ Советом ЕС.
Р’ отличии РѕС‚ отношений между Р•РР‘ Рё Комиссией ЕС, его отношения СЃ Советом РЅРµ регулируются никакими институциональными правилами. РќРѕ, несмотря РЅР° это, Р•РР‘ следит очень внимательно Р·Р° действиями Совета, так как согласно Р РёРјСЃРєРѕРјСѓ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Совет объединяет правовую систему ЕС Рё обеспечивает координацию политической Рё экономической деятельности стран-участниц ЕС1.
Представители Р•РР‘ как правило приглашаются для принятия участия РІ заседаниях Совета министров, РІ случае если обсуждаемый РєСЂСѓРі РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ касается деятельности банка.
Решения Рѕ предоставлении кредита Европейским Рнвестиционным Банком странам РЅРµ участникам ЕС, такие как Польша Рё Венгрия, является СЏСЂРєРѕР№ иллюстрацией механизма принятия решений РІ свете независимости банка. РџРѕ предложению РљРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё СЃ подтверждением Совета министров, РІ контексте решения Рѕ предоставлении помощи этим странам РІ разных формах РїСЂРё переходе Рє рыночным формам хозяйства, действия Р•РР‘ РјРѕРіСѓС‚ направляться Советом ЕС. Таким образом Совет может рекомендовать банку рассмотреть соответствующую возможность, РЅРѕ только органы банка РјРѕРіСѓС‚ принять решение относительно СЃСѓРјРјС‹ Рё условий финансирования[1].
Р•РР‘ также принимает участие РІ встречах Координационных Рё Ассоциационных советов, проводимых между ЕС Рё третьими странами, СЃ которыми подписаны финансовые протоколы, либо которые являются участниками Ломейской конвенции. РќР° этих встречах предоставляется возможность оценки достижения конкретных результатов Рё определения будущего направления развития политики РЎРѕСЋР·Р° РІ области оказания помощи, основным участником которой является Р•РР‘, РІ силу того, что банк предоставляет средства этим странам как РёР· собственных ресурсов, так Рё РїРѕ мандату.
Р’. РЎРІСЏР·Рё Р•РР‘ СЃ Европарламентом.
Оставаясь независимым РІ рамках организационных форм Рё РґСЂСѓРіРёС… институтов ЕС, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ функцией Р•РР‘ является содействие выполнению основных экономических целей ЕС. Опираясь РЅР° это положение, Р•РР‘ постоянно информирует Парламент Рѕ регулировании деятельности банка РІ поддержку строительства РќРѕРІРѕР№ Европы. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, Р•РР‘ чувствует себя полностью связанным СЃ решениями Рё мнением Парламента.
Р•РР‘ Рё Европарламент поддерживают СЃРІСЏР·Рё РЅР° высшем СѓСЂРѕРІРЅРµ. РљСЂРѕРјРµ того Парламент регулярно приглашает членов управления Р•РР‘ РЅР° заседания некоторых РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏС…, РіРґРµ рассматриваются РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, имеющие значение для оперативных целей банка.
Р“. РЎРІСЏР·СЊ Р•РР‘ СЃ РЎСѓРґРѕРј ЕС.
Р’ текстах РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ, заключаемых банком, Р° также РІ его Уставе существуют СЂСЏРґ статей, относящихся Рє отношениям Р•РР‘ СЃ РЎСѓРґРѕРј ЕС.
РЎСѓРґ применяет СЃРІРѕРё права РІ случаях, относящихся Рє исполнению СЃРѕ стороны стран-участниц ЕС РёС… обязательств Рє Р•РР‘ Рё Рє легитимности решений, принимаемых Советом управляющих Рё директоратом Банка[2]. РЎСѓРґ также разрешает СЃРїРѕСЂС‹ между банком Рё персоналом, работающем РІ нем.
Согласно Уставу Р•РР‘ РІСЃРµ СЃРїРѕСЂС‹, возникающие между банком Рё его кредиторами Рё должниками, разрешаются компетентным СЃСѓРґРѕРј страны-участника, выбранной страной применимого права[3]. Рто относится Рє спорам, возникшим РїРѕ контракту между банком Рё страной-участником. Что касается СЃРїРѕСЂРѕРІ, возникшим РёР· контрактов СЃ третьими странами, то РѕРЅРё разрешаются РЎСѓРґРѕРј ЕС.
Рґ. Отношения Р•РР‘ СЃ Финансовым СЃСѓРґРѕРј ЕС.
Созданный Брюссельским РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј 1975Рі., Финансовый СЃСѓРґ распространяет СЃРІРѕРё полномочия вплоть РґРѕ финансовой инспекции ЕС. Следовательно Финансовый СЃСѓРґ РЅРµ имеет права проверять операции, финансируемые РёР· собственных средств Р•РР‘. Такие операции РјРѕРіСѓС‚ стать объектом проверки только путем применения контрольных процедур, определяемых Уставом Р•РР‘[4].
Однако РїРѕРґ управлением банком находятся средства, определенные мандатом РЎРѕСЋР·Р°. Проверка этих операций осуществляется РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, подписанного Р•РР‘, Комиссией ЕС Рё Финансовым СЃСѓРґРѕРј РІ результате многолетнего сотрудничества РІ этой области.
являясь полноправным и полноценным институциональным органом ЕС, Европейский инвестиционный банк поддерживает широкую сеть со всеми остальными институтами Союза, которые содействуют при выполнении его функций. Отношения сотрудничества как на институциональном, так и на оперативном уровне, позволяет банку координировать свои действия с другими институтами, сохраняя при этом свою независимость. Такой подход способствует увеличению эффективности различных инструментов ЕС, с целью финансировать как можно больше инвестиции, служащим интересам Объединенной Европой.
III. Организация Р•РР‘.
1. Организационная структура и способ принятия решений.
Созданная РЅР° основании Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, который поставил начало Европейского экономического сообщества, Р•РР‘ выделяется РЅР° фоне остальных институтов Сообщества, Р° теперь РЎРѕСЋР·Р°, как финансово независимая организация СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё собственными органами управления. Создание этих органов Рё РёС… полномочия регулируются Уставом Р•РР‘, который является протоколом Рє Р РёРјСЃРєРѕРјСѓ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ. Протокол - это неотъемлемая часть Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рё обладает той же юридической силой, что Рё сам РґРѕРіРѕРІРѕСЂ.
Управление Р•РР‘ осуществляется Советом управляющих, директоратом Рё Управлением.
Совет управляющих состоит из министров стран-участниц. Совет определяет основные направления кредитной деятельности банка, при этом особое внимание уделяется новым целям, связанным с развитием ЕС. Совет обязан следить за соблюдением этих основных направлений. Кроме этого Совет управляющих:
- принимает решение об увеличении уставного капитала;
- в случае финансирования специальных проектов может принять решение о предоставлении кредита со стороны стран-участников банку, при невозможности привлечения этих средств на финансовых рынках7 Совет управляющих может также принять решение о приоритетном погашении этих кредитов.
- применяет свои права относительно назначения и освобождения от должности членов директората и Управления, а также правомочен менять количество членов Управления.
- правомочен принимать решения о предоставлении кредитов для проектов в странах, не входящих в ЕС.
- принимает годовой отчет директората.
- принимает годовой баланс и отчет о прибылей и убытков.
-назначает комиссию из трех членов, которая ежегодно устанавливает факты проведения операций банка и правильное ведение документов.
- квалифицированным большинством прекращает предоставления кредитов или выдача гарантии в пользу страны-участника, не выполняющей свои обязательства, проистекающие из ее членства[5].
Решения Совета управляющих принимаются обычным большинством, которое должно представлять не менее 45% уставного капитала.
Каждая РёР· стран-участниц РїСЂРё голосовании получает число голосов, соответствующее ее долевому участию РІ уставном фонде Р•РР‘. Голоса распределяются следующим образом:
Бельгия В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В 5В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В Ррландия                            3
Великобритания                    10В В В В В В В В В В В В В В В В В В Рспания                              8
Германия                              10В В В В В В В В В В В В В В В В В В Рталия                                10
Голландия                              5                   Люксембург             2
Греция                        5                    Португалия               5
Дания                          3                    Франция                              10 [6]
Принятие решения квалифицированным большинством требует минимум 54 голоса по меньшей мере 8 стран. Когда решение требует единодушного принятия то воздержание от голосования не может помешать принятию данного решения[7].
директорат вправе принимать решения РІ отношении предоставления кредитов Рё выдачи гарантий, Р° также РІ отношении получения кредитов. Р’ ведении этого органа находится определение размера процента РїРѕ предоставляемым кредитам Рё комиссионных РїРѕ выдаваемым гарантиям. директорат следит Р·Р° правильностью деятельности Р•РР‘, обеспечивает управлением банком согласно Р РёРјСЃРєРѕРјСѓ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ, Уставу Рё директивам, принимаемым Советом управляющих. Р’ конце финансового РіРѕРґР° директорат представляет РЅР° одобрение Совета РіРѕРґРѕРІРѕР№ отчет Рё, РєРѕРіРґР° Совет РѕРґРѕР±СЂРёС‚ отчет, его публикует.
директорат состоит из 22 директоров и 12 сменяемых членов, назначаемых Советом управляющих сроком на 5 лет. Количество директоров, представляющих страну-участника определяется ее долей в уставном капитале банка. Кроме стран-участников своих представителей (2) в директорате имеет и Комиссия ЕС. Сменяемые члены не имеют права голоса, за исключением тех случаев, когда замещают постоянного директора из своей страны (или Комиссии)[8].
Управление состоит из президента и 6 вице-президентов, назначаемые сроком на 6 лет Советом управляющих по предложению директората.
Управление осуществляет контроль за текущей деятельностью банка, подготавливает решения директората, в частности решения о привлечении средств, предоставлении кредитов и выдачи гарантий, и приводит эти решения в исполнение.
Работники банка находятся в подчинении президента. Управление и персонал банка несут ответственность только перед банком и полностью независимы при осуществлении своих обязанностей[9].
Р’ начале 1993Рі. общая численность персонала Р•РР‘ составила 819 человек РёР· всех стран-участников ЕС. Кадровая политика Р•РР‘ приобретает РІСЃРµ большее значение, так как рынки, РЅР° которых банк привлекает Рё предоставляет средств, увеличиваются, нарастает Рё число участников, операции банка отмечают значительный СЂРѕСЃС‚ РїРѕ объему Рё сложности, Р° информационные технологии играют РІСЃРµ более заметную роль. для успешной работе РІ этой среде необходима высокая степень профессионализма, способность Рє приспособлению. Важным элементом такого РїРѕРґС…РѕРґР° является преследование самого эффективного метода РїСЂРё наборе персонала. РґСЂСѓРіРёРј критерием является улучшенный критерий оценки деятельности, введенный недавно банком.
Р’ течение последних нескольких лет твердая бюджетная политика Р•РР‘ перетерпела некоторые изменения, главным образом РёР·-Р·Р° постоянно растущей части административных расходов, которые РґРѕ 1989Рі. держались примерно РЅР° РѕРґРЅРѕРј СѓСЂРѕРІРЅРµ. Рта связано прежде всего СЃ новыми видами деятельности, которые банк развернул РІ период 1990 - 1993РіРі.
Усилия, применяемые РІ сфере организации банка Рё кадровой политики, приведут Рє дальнейшему значительному увеличению производительности персонала банка. Р РѕСЃС‚ кредитной деятельности Рё большая сложность проводимых операций, как например операции РІ Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, начало деятельности РІ Болгарии, Р° также увеличивающаяся доля сложных проектов РІ частном секторе РІ странах ЕС, были достигнуты РЅРёР·РєРёРј темпом прироста численности персонала Рё увеличения административных расходов. Р•РР‘ Рё дальше собирается идти РїРѕ этому пути.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tc.lib.ru/
1. Р РёРјСЃРєРёР№ РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, СЃС‚. 145.
[1]. Устав Европейского инвестиционного банка, ст. 18.
[2]. Р РёРјСЃРєРёР№ РґРѕРіРѕРІРѕСЂ, СЃС‚. 180.
[3]. Устав Европейского инвестиционного банка, ст. 29.
[4]. Устав Европейского инвестиционного банка, ст. 14.
[5]. Устав Европейского инвестиционного банка, ст. 31-37.
[6]. "100 Questions & Answers. EIB.", стр. 47.
[7]. Устав Европейского инвестиционного банка, ст. 38.
[8]. Устав Европейского инвестиционного банка, ст. 42.
[9]. Устав Европейского инвестиционного банка, ст. 48.