Ртика Рё бизнес. Соединимы ли РѕРЅРё? Можно ли говорить РѕР± этике бизнеса? РќР° первый взгляд такие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РЅРѕСЃСЏС‚ СЃСѓРіСѓР±Рѕ риторический характер. Казалось Р±С‹, РЅР° РЅРёС… можно дать столь же краткий Рё даже несколько ироничный ответ: "Да, этика бизнеса вполне возможна, поскольку существует". Однако строгий критик вправе учинить дотошный РґРѕРїСЂРѕСЃ: "Р’ чем доказательства этого существования Рё даже самой его возможности? Только лишь РІ том, что выходят РєРЅРёРіРё СЃ соответствующими заголовками Рё читаются РєСѓСЂСЃС‹ РїРѕ этике бизнеса РІ школах бизнеса?". РћРЅ может справедливо указать Рё РЅР° то, что СЃ точки зрения некоторых общепризнанных этических теорий (достаточно вспомнить теорию Р. Канта) этика Рё бизнес принципиально несовместимы. Хотя Р±С‹ потому, что подлинно этический поступок РЅРµ должен, РїРѕ логике таких теорий, преследовать никакой личной выгоды, РІ то время как весь бизнес, напротив, замешан РЅР° максимизации личной выгоды.
РќРѕ так ли просто РІСЃРµ обстоит сегодня РЅР° самом деле, Рѕ какой именно этике идет речь РІ современных теориях Рё воззрениях, наконец, что реально представляет СЃРѕР±РѕР№ ныне существующая этика бизнеса РІРѕ всех ее - теоретических, эмпирических, прикладных - формах. Рмеем ли РјС‹ дело СЃ неким фантомом, мифом (даже мистификацией) или СЃ объективным феноменом? Попытаемся ответить РЅР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹.
РњРѕСЏ позиция РїСЂРё этом коротко может быть изложена РІ следующих тезисах. Нет Рё РІ принципе РЅРµ может быть "чистой" этики Рё "чистой" СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Бесспорно, существует тот нравственный закон, Рѕ котором говорили Кант Рё Р›. Толстой, Рё экономические законы, Рѕ которых РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ экономисты. РќРѕ РѕРЅРё функционируют РІ конкретном историческом пространстве Рё опосредуются конкретным социокультурным контекстом. Ключевым звеном, через которое идет это опосредование, является живой человек СЃ особенностями его биосоциальной, психологической Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґС‹: потребностями, мотивацией, поисками смысла жизни Рё С‚.РЅ. Ркономисты, РЅРµ понимающие или РЅРµ признающие этого, СЃ недоумением обнаруживают, как РёС… элегантные СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕ-математические модели деформируются Рё трансформируются РІ реальном социальном процессе. Моральные ригористы РІ СЃРІРѕСЋ очередь обречены РЅР° пессимистические стенания РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ несовершенства Рё порочности устремлений делового человека, захваченного получением прибыли, "наживой". Здесь уместно напомнить, что еще Рђ. РЎРјРёС‚ решил проблемы Рё тех Рё РґСЂСѓРіРёС…, соединив теорию "невидимой СЂСѓРєРё" рынка СЃ теорией нравственных чувств.
Отсюда следует принципиальный вывод: говорить РѕР± этике бизнеса возможно лишь как РѕР± этике живых, реальных людей, включенных РІ экономический процесс добывания прибыли. Далее, поскольку живой человек представляет СЃРѕР±РѕР№ элемент самых разных систем (социальных, социально-психологических, психологических Рё С‚.Рї.), то этика его поведения должна рассматриваться комплексно. Теоретическим Рё эмпирическим узлом, который позволяет это сделать, является конфликт, столкновение интересов, РІ котором предприниматель воспитывается сам Рё воспитывает РґСЂСѓРіРёС…, желает РѕРЅ того, осознает ли это или нет. Рто объективный, С‚.Рµ. независимо Рё "принудительно" осуществляющийся процесс.
Метафорически говоря, каждый человек - это матрешка, состоящая из кукол различного размера, масштаба и качества, каждую из которых образуют системы ценностей. Среди них можно особо выделить следующие слои или уровни: общечеловеческий, цивилизационный: социокультурный (конкретной страны, региона); профессиональный; групповой. У разных индивидов ведущим может оказаться любой из этих слоев.
С общепсихологической точки зрения личность - это также конструкция из нескольких слоев. Верхний слой - знания, убеждения, более глубокий - потребности, мотивы, интересы: и наконец, "ядро" личности-базовые ценности, "душа души". При этом детерминирующую роль играет именно "ядро". Каждый человек имеет свой, неповторимый, как отпечатки пальцев, профиль, в который "складываются" все эти конструкции и который проверяется на прочность в реальной ситуации делового взаимодействия.
С социально-психологической точки зрения этот профиль формируется в бесконечном, постоянном процессе согласования ценностей, а также социального обмена психологическими "товарами": взаимными оценками, притязаниями и т.д.. выяснениями "кто есть кто" и т.п. Основной итог обмена для личности или группы -репутация, "лицо". Психологически кардинальное значение репутации, чести, достоинства и иных подобных явлений вытекает из стремления личности реализовать фундаментальную человеческую потребность в признании со стороны окружающих, значимых других. В плане деловых отношений репутация и честь - гаранты кредитоспособности.
Есть и социологический аспект проблемы. Среди базовых феноменов организации и самоорганизации человеческого сообщества выделяется такой, как социальная норма, стандарт, правило поведения. Нормы - это правила человеческого взаимодействия или, если угодно, "правила игры" в человеческом театре. Своими корнями принцип нормативности поведения уходит в биологическое прошлое человечества. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на групповое поведение животных: уже здесь мы видим четкую систему "правил игры", устанавливающих последовательность актов поведения, их взаимозависимость, иерархию отношений, рамки дозволенного и т.п.
Функциональная необходимость существования таких правил РІ бизнесе объясняется РѕРґРЅРёРј РёР· фундаментальных принципов эффективности любого действия Рё взаимодействия - принципом предсказуемости. Р’ идеале эта система стремится Рє воспроизводству такой же предсказуемости, как Рё РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ, РіРґРµ можно точно предсказать РІРѕСЃС…РѕРґ солнца, смену времен РіРѕРґР°, потому что РѕРЅРё незыблемы Рё воспроизводятся без изменений. Рти свойства природных явлений позволяют животному РјРёСЂСѓ приспособиться Рє окружающей среде. Предсказуемость, обеспечиваемая социальными нормами РІ РјРёСЂРµ людей, позволяет РёРј РЅРµ только приспосабливаться, РЅРѕ Рё планировать СЃРІРѕСЋ деятельность, определять СЃРІРѕРµ положение РІ будущем. Р’ этом смысле социальный процесс есть РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как СЃРїРѕСЃРѕР± организации жизнедеятельности людей СЃ помощью правил, предписывающих РєРѕРјСѓ, что Рё как делать. Поэтому РѕРґРёРЅ РёР· центральных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ эволюции человечества - РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, каким образом осуществляется реализация этих РЅРѕСЂРј или, иначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, как самоорганизуется Рё организуется массовое социальное взаимодействие. Р—Р° РІСЃСЋ историю человечества было выработано всего четыре СЃРїРѕСЃРѕР±Р°, СЃ помощью которых этого можно достичь: физическое принуждение, как правило, СЃ СѓРіСЂРѕР·РѕР№ насильственной смерти (рабство, концлагерь); экономическое принуждение СЃ СѓРіСЂРѕР·РѕР№ голодной смерти (капитализм прошлого века): политическое принуждение СЃ помощью законов (демократическое общество РІ разные СЌРїРѕС…Рё) Рё, наконец, принуждение СЃ помощью различных идеологических форм, моральных РЅРѕСЂРј, общественного мнения, мировоззрения Рё С‚.Рї. Рсторически эти формы всегда сосуществуют, РЅРѕ лидирует, доминирует обычно РѕРґРЅР° РёР· РЅРёС…. РљСЂРѕРјРµ того, здесь важно учитывать тот факт, что общая историческая тенденция состоит РІ постепенной замене внешнего, физического, жесткого социального контроля РІСЃРµ более РјСЏРіРєРёРј контролем Рё РІ конечном счете самоконтролем Рё самодисциплиной. Если же РїРѕ каким-либо причинам РѕРґРЅР° РёР· вышеназванных форм перестает действовать, РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ регрессия, возврат Рє предыдущей форме, вплоть РґРѕ самой РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№ - физического насилия Рё принуждения.
Любопытно, что РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ источник насилия - криминальное сообщество - само подчиняется тем же общим законам взаимодействия, хотя Рё РІ специфическом РІРёРґРµ. Рто сообщество жестко организовано, РЅРѕ РЅРµ РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ формальных, писаных РЅРѕСЂРј, Р° РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ неформальных, неписаных законов. Нельзя РЅРµ отметить РїСЂРё этом, что криминальное сообщество функционирует часто более эффективно, чем легальное, потому что РІ нем соблюдение взятого обязательства Рё, соответственно, предсказуемость, равно как Рё возможность планирования обеспечиваются СѓРіСЂРѕР·РѕР№ смерти. Вспоминаю, как РІ начале перестройки РѕРґРёРЅ РёР· следователей РїРѕ РѕСЃРѕР±Рѕ важным делам Прокуратуры СССРдемонстрировал РїРѕ телевидению маленькую записную книжку всесоюзного преступного синдиката. Р’ ней содержалась РІСЃСЏ его бухгалтерия. Обычно для ведения РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ бухгалтерии требуются тонны бумаги, РіРґРµ фиксировались Р±С‹ РІСЃРµ движения денежных потоков, договоренности, выполнение обязательств Рё С‚.Рї. Однако сведение всего Рє РѕРґРЅРѕР№ записной книжке свидетельствует Рѕ том, что деловые отношения можно строить, опираясь только РЅР° честное слово партнера. Парадокс данного примера состоит РІ том, что честные люди ведут РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј дела, подозревая РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° РІ потенциальном жульничестве, РІ то время как жулики РёСЃС…РѕРґСЏС‚ РёР· того, что РґСЂСѓРіРѕР№ жулик - "порядочный" человек. Реще более показательно, что РјРЅРѕРіРёРµ представители этого сообщества мечтают, чтобы РёС… дети стали респектабельными гражданами "нормального", Р° РЅРµ РІРѕСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ общества.
В связи с этим стоит заметить, что если бы можно было вообразить себе такой фантастический вариант, когда бы все общество стало жить по законам воровского мира, в нем закон в обычном понимании слова оказался бы не нужен: порядок и предсказуемость держались бы в нем на традиции, на доверии и "честном" слове. Все дело, однако, в том, что этот вариант несбыточен по одной простой причине: криминальное сообщество может существовать, только эксплуатируя нормативную разницу (маржу, разрыв) между цивилизованными правилами игры и своими собственными. Они обращаются с цивилизованным миром по своим правилам, но требуют, чтобы с ними цивилизованный мир обращался по иным, не воровским нормам. Рна этом паразитируют.
Теоретически нормативный разрыв в бизнесе может исчезнуть в следующих случаях. Первый: общество в лице правительства физически ликвидирует преступников или рекрутирует их в государственную репрессивную организацию. Обычно это происходит в тоталитарном государстве, как, например, в нацистской Германии, т.е. когда само общество становится преступным. Второй вариант: деловое сообщество, представляющее цивилизованные правила игры, объединяется и договаривается об условиях соблюдения норм и начинает длительный процесс самовоспитания. Криминальный бизнес при поддержке государства вытесняется в сферы так называемых человеческих пороков: в игорный бизнес, проституцию, наркотики и т.п., где и играет по своим правилам.
Подчеркну, что весь этот процесс оздоровления начинается с осознания проблемы и ее обсуждения. При этом толчок обсуждению может быть дан любым событием, которое дает импульс обмену мнениями, этому "общественному обмену веществ", который реализуется в многообразии человеческих действий. В итоге общество самоорганизуется на новом уровне.
Перейдем, наконец, к собственно этическому аспекту, или этической точке зрения. В повседневной жизни, на практике, мы видим, как связаны даже лингвистически "правда", "право", "справедливость" между собой, а все вместе с "хорошим", с "добром". с "истиной". Как бы холодно и рационально мы ни подходили к делам, стараясь "очистить" их от излишней (как некоторым кажется) сентиментальности, даже через нашу речь мы постоянно связаны с этикой и ее (нашими!) проблемами. Деловые отношения - едва ли не самая насыщенная ими область. Существуют общечеловеческие этические нормы и принципы, исторически доказавшие, в том числе и в предпринимательстве, свою объективную практическую целесообразность и перспективность.
Следует РїСЂРё этом обратить внимание РЅР° то, что религия была Рё остается хранительницей тех принципов человеческого общежития, которые ориентированы РЅР° объединение, Р° РЅРµ РЅР° разъединение людей. Следовательно, РЅР° РёС… кооперацию Рё сотрудничество, Р° значит, РЅР° взаимовыгодное, справедливое взаимодействие. Рто РІ религиозных текстах были сформулированы знаменитое "золотое правило" Моисея (поступай РїРѕ отношению Рє РґСЂСѓРіРёРј так, как хочешь, чтобы поступали РїРѕ отношению Рє тебе), "десять заповедей" христианства. Сравнительный богословский анализ показывает, что нравственные принципы РІ мировых религиях значительно совпадают.
Очевидно также, что независимо РѕС‚ того, объявляет ли себя человек атеистом или верующим, РІ его собственных интересах соблюдать эти принципы. РС… нарушение неизменно влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ совершенно конкретные последствия - "санкции" РІ РІРёРґРµ нравственной деградации общества, личности Рё связанных СЃ этим преступностью, наркоманией Рё С‚.Рґ.
Независимо от страны и культуры, на Западе или на Востоке верующие предприниматели добивались и добиваются больших экономических успехов, а главное, успехов фундаментальных и долгосрочных, непреходящих. Они становятся образцами для подражания, социальными моделями, формируют культуру. Таким образом, моральные принципы, впитанные из религии, не только не мешают в делах, но весьма помогают.
Нравственные принципы универсальны. Человеку остается только прислушиваться к своему внутреннему голосу. Голос этот есть у всех людей, что бы они сами об этом ни говорили. Даже самый отпетый рецидивист не сможет отрицать, что мнение своей шайки или авторитета имеют для него значение, что у него есть свое понятие о чести. Рздесь можно усмотреть лишь светские проявления того же представления о чести и совести, которое связывается представителями религиозных общин с присутствием Бога в их духовной жизни.
Рнтересно, что деловая этика американских протестантов Рё СЂСѓСЃСЃРєРёС… купцов-старообрядцев поразительно схожа [3]. РЈ американцев человек - лишь управляющий благами, доверенными ему милостью Божьей, РѕРЅ, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ рабу РІ библейской притче,. обязан отчитываться РІ каждом доверенном ему гроше. Р СѓСЃСЃРєРёРµ купцы смотрели РЅР° СЃРІРѕСЋ деятельность РЅРµ только как РЅР° источник наживы, РЅРѕ Рё как РЅР° выполнение задачи, своего СЂРѕРґР° РјРёСЃСЃРёРё, возложенной Богом или СЃСѓРґСЊР±РѕСЋ. РџСЂРѕ богатство говорили, что Бог его дал РІ пользование Рё потребует РїРѕ нему отчета.
Таким образом, этика бизнеса, если спуститься с уровня метаэтики в глубины практической жизни, окажется весьма многогранным и многократно, разносторонне обусловленным феноменом. Самая примечательная его особенность состоит в том, что в наш рационалистический, холодный век этика достаточно неожиданно начинает расцветать в цитадели рационализма и "чистогана" - в сфере бизнеса.
Здесь Сѓ нас есть значительный опыт, как дореволюционный, так Рё современный. РќРµ останавливаясь РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ РЅР° этическом состоянии деловых стандартов СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… предпринимателей РІ дореволюционный период, ограничусь лишь несколькими авторитетными высказываниями. Автор первого РёР· РЅРёС… может показаться неожиданным. Рто великий СЂСѓСЃСЃРєРёР№ сатирик Рњ. Салтыков-Щедрин, фундаментальнейший знаток СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ экономической реальности (РЅРµ будем забывать, что СЃРІРѕСЋ чиновничью карьеру РѕРЅ закончил РІ ранге вице-губернатора Твери). Р’РѕС‚ как описывает РѕРЅ состояние нравов деловых людей, воцарившихся РІ Р РѕСЃСЃРёРё 60-С… РіРѕРґРѕРІ XIX столетия: «Куда РЅРё посмотришь - везде savoir vivre. РўРѕС‚ приобрел многоэтажный РґРѕРј, РґСЂСѓРіРѕР№ - стянул целую железную РґРѕСЂРѕРіСѓ, третий - устроил СЃРІРѕСЋ служебную карьеру, четвертый - отлично женился, пятый - набрал денег Рё бежал Р·Р° границу... - Рассудите, пожалуйста! - РіРѕРІРѕСЂРёР» РјРЅРµ РЅР° РґРЅСЏС… РѕРґРёРЅ знакомый. - Р’РѕС‚ человек, который, продавая РјРЅРµ имение, подавал чужой лес Р·Р° СЃРІРѕР№ собственный! РќСѓ РЅРµ подлец ли?
-Зачем же подлец? - хладнокровно оправдывался так называемый "подлец". - Спрашиваю я вас: ежели я что им показываю, должны ли они моими показами руководствоваться?» [4, с. 100].
"Всю общественную ниву заполонило хищничество, всю ее, вдоль и поперек, избороздило оно своим проклятым плугом. Нет уголка в целом мире, где не раздавались бы жалобы на упадок жизненного уровня, где не слышалось бы вопля: нет убежища от хищничества! некуда скрыться от него! Головы несомненно медные -и те тронулись им, и те поняли, что слабость презренна и что только сила, грубая неразумная сила имеет право на существование" [4, с. 143].
Рта мрачная Рё, несомненно, справедливая картина существенно изменилась через 40 лет. Р’РѕС‚ как описывает РЅРѕРІСѓСЋ СЌРїРѕС…Сѓ РѕРґРёРЅ РёР· лучших знатоков СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ купечества Рџ. Бурышкин: «Совершенно РЅРµ было РІ обычае обмениваться справками Рѕ кредитоспособности покупателя или иными деловыми сведениями. Считалось неуместным заходить РІ чужой амбар, даже Рє знакомым. Очевидно боялись, что таким путем можно было выведать какие-либо коммерческие тайны Рё создать "недобросовестную конкуренцию"В» [5, СЃ. 262]. Р’ РґСЂСѓРіРѕРј месте РѕРЅ заявляет следующее: "Может создаться впечатление, что СЏ СЂРёСЃСѓСЋ какую-то идиллическую картину, закрывая глаза РЅР° РІСЃРµ имевшиеся злоупотребления, Рё хочу возвеличить то, что РЅРµ было этого достойно. РЇ знаю Рё свидетельствую, что злоупотребления были, были недостойные деятели Рё дельцы, РЅРѕ РІ то же время утверждаю, что РЅРµ РѕРЅРё являлись правилом, Р° представляли СЃРѕР±РѕР№ исключение, Рё повторяю лишь то, что уже РіРѕРІРѕСЂРёР»: тот значительный успех РІ развитии производительных СЃРёР» Рё всего народного хозяйства Р РѕСЃСЃРёРё РЅРµ РјРѕРі Р±С‹ иметь успеха, если Р±С‹ база была порочной, если Р±С‹ те, кто этот успех создавал, были жулики Рё мошенники..." (5, СЃ. 102].
Что же явилось причиной столь поразительного сдвига? То же, что и везде: осознание проблемы, ее обсуждение и выход на новый уровень самоорганизации сообщества. За эти 40 лет возникли ассоциации и клубы промышленников, развились и окрепли купеческие гильдии, которые большей частью сами наводили порядок в своей среде. Затем, как известно, наступил перерыв на 70 с лишним лет и, уже как бы заново, деловая Россия проходит свой путь: от хищничества к честному бизнесу, решает те же задачи, но уже в существенно иной обстановке.
Рзвестно, что РІ развитии капитализма РІ Р РѕСЃСЃРёРё важную роль сыграл иностранный капитал, вместе СЃ которым РІ нашу страну были принесены иные, более развитые стандарты делового поведения. Сейчас этот фактор тоже действует, РЅРѕ уже РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ, скорее РёР·РІРЅРµ, как следствие всеобщей глобализации Рё интернационализации РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ экономического процесса, развития информационных технологий, возрастания РІ целом роли морально-этического аспекта СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Рнтересно было Р±С‹ пофантазировать, какой РѕР±РѕСЂРѕС‚ приняла Р±С‹ эволюция деловой этики РІ Р РѕСЃСЃРёРё, РЅРµ Р±СѓРґСЊ развитие капитализма прервано революцией. РџРѕ всей видимости, такой же, какой Рё РІ РЎРЁРђ.
Вернемся во вторую половину прошлого века к американскому предпринимателю и его этическим проблемам. Российский читатель несомненно увидит в нем знакомые современные черты.
В 1882 году только американским фермерам было практически бесплатно роздано 50 млн акров земли. Железнодорожные компании получили под строительство железных дорог 200 млн акров, почти 10% всей площади Америки. Начать свое дело можно было, имея символическую по нынешним временам сумму. Так, будущий стальной "король" - А. Карнеги - начал со взятым в долг "капиталом" в 217 долларов 50 центов. Большая часть XIX века в США - эра индивидуального предпринимательства. Правительство почти не вмешивалось в этот стихийный процесс и было заметно, скорее, своим отсутствием в деловой сфере. Однако именно в то время возникли и новые этические проблемы бизнеса. Они были связаны с государством, которое теоретически должно было выступать как попечитель и защитник общественных интересов. Но... слаб чиновник, сталкивающийся с соблазном быстрого обогащения за общественный счет. В борьбе за земли под строительство железных дорог, за выгодные контракты промышленники готовы были давать большие взятки чиновникам, а те (как и везде) были склонны эти большие взятки брать. По словам редактора одной из газет того времени, намекавшего на сомнительные дела нефтепереработчиков, Стандарт Ойл «сделала с законодательными органами Пенсильвании все, что угодно, только не стала подвергать их "очистке"».
РўРѕ были времена, РєРѕРіРґР° бизнесмены конкурировали больше РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј, чем СЃ обществом. РћРЅРё известны СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРј читателям РїРѕ романам Рў. Драйзера. Р’ Америке РѕР± этой СЌРїРѕС…Рµ РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РїРѕ-разному РІ зависимости РѕС‚ точки зрения: либо как РѕР± СЌРїРѕС…Рµ "баронов-разбойников", либо как Рѕ времени "капитанов индустрии". Р’ 1860 РіРѕРґСѓ начинали СЃРІРѕРµ дело люди, СЃ именами которых связана история создания американской промышленности Рё бизнеса, - Рђ. Карнеги, Дж.Рџ. Морган, Р›. Стэнфорд Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ. Большинство РёР· РЅРёС… были РЅРµ старше 27 лет. РћРЅРё, как правило, РЅРµ имели даже законченного среднего образования, вырастали РІ бедных семьях Рё уже РІ 16 лет начинали самостоятельную жизнь. РС… объединяло сходство черт характера, делающих человека предпринимателем. РџРѕ свидетельству историка РЎ. Холлбрука, РѕРЅРё обладали удивительной смелостью, бьющей через край жизненной энергией, отличались крайним индивидуализмом, всепоглощающим импульсом приобретательства Рё убежденностью РІ том, что, прилагая усилия, можно добиться всего [6]. Рти индивидуалисты, вступая РІ схватку РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј, РЅРµ стеснялись РІ средствах. РћРЅРё вступали РІ СЃРіРѕРІРѕСЂС‹ Рѕ ценах, безжалостно разоряли конкурентов, делали РІСЃРµ, что обычно делают люди, обладающие неограниченной властью. РС… видение СЃРІСЏР·Рё СЃРІРѕРёС… поступков СЃ возможными последствиями было довольно СѓР·РєРёРј, РЅРµ выходило Р·Р° рамки собственного дела Рё интересов.
Опустим подробности того пути, на котором бизнес в США подвергался воспитанию и самовоспитанию. Американскому обществу еще предстояло пережить и биржевой крах 1929 года, и смены различных курсов правительства, и скандалы, связанные с мошенничеством. Но каждый раз, когда появлялся повод, деловое сообщество открывало дискуссии об этических проблемах бизнеса и способах их решения. Вот перечень лишь некоторых из обсуждаемых проблем:
- если цель бизнеса - прибыль, то каков ее "разумный" предел? How much is enough - как говорят американцы;
- какова ответственность бизнеса перед обществом?
- должны ли предприниматели чувствовать свою ответственность?
- кто должен воспитывать у бизнесменов это чувство - семья, школа, церковь, университет, корпорация, босс?
- если я отдаю часть своей прибыли на благотворительные цели и косвенно поощряю неудачников, вместо того чтобы вкладывать ее в дело, то в конечном итоге не ослабляет ли это и мой бизнес, и общество?
- если существующий закон в силу своего несовершенства оставляет лазейку для наживы, следует ли ее использовать втихомолку или нужно обратить на нее внимание законодателя?
- ведя дело в другой стране, следует ли подчиняться ее или своим моральным стандартам?
- если все участники сделки знают, что одним из правил ведения переговоров является право обмана, "блефа", морально ли обманывать партнера?
- совместимы ли вообще эффективность дела (т.е. прибыль) и такие "материи", как совесть, жалость и т.п.?
- как сочетать личный интерес и общую пользу?
Американское общество далеко от разрешения всех этих вопросов. Некоторые из них, такие, например, как последний, принадлежат, очевидно, к разряду вечных. Однако имеет смысл привлечь внимание к некоторым наиболее, на мой взгляд, любопытным поворотам и эпизодам дискуссий, предоставив материал для размышлений над этими проблемами.
Начну СЃ аналогии деловых отношений СЃ отношениями РёРіСЂРѕРєРѕРІ РІ покер. Ее предложил известный СЌРєРѕРЅРѕРјРёСЃС‚ Рђ. Карр РІ статье "Ртичен ли блеф РІ бизнесе?" [7], впоследствии превращенной РёРј РІ популярную РєРЅРёРіСѓ "Бизнес как РёРіСЂР°". Р’ самой общей форме идея Карра состоит РІ следующем. Ртические РЅРѕСЂРјС‹ Рё правила РёРіСЂС‹ РІ покер СЃС…РѕРґРЅС‹ РІ том, что РѕР±Рµ - системы правил. РќРѕ РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· РЅРёС… обман противоречит правилам, РІ РґСЂСѓРіРѕР№ - нет. Садясь играть РІ покер, РёРіСЂРѕРє знает это, РѕРЅ готов обмануть Рё быть обманутым. Разумеется, Рё здесь есть ограничения обмана: например, РёРіСЂР° краплеными картами, различные трюки, подтасовка Рё С‚.Рї. Зато допускаются более тонкие приемы: психологическое давление, блеф. Обман становится искусством, Рё выигрывает тот, кто искуснее РІ этой, надо признать, весьма психологически насыщенной Рё эмоционально захватывающей РёРіСЂРµ. Окончив РёРіСЂСѓ, ее участник возвращается РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ, "общечеловеческую" систему правил, РіРґРµ Сѓ него РґСЂСѓРіРёРµ цели, РґСЂСѓРіРёРµ ценности. Точно так же, полагает Карр, обстоит дело Рё СЃ бизнесом. Там тоже СЃРІРѕРё представления Рѕ справедливости, согласующиеся СЃ целями участников, СЃ РёС… осознанием правил деловых "РёРіСЂ" Рё СЃ готовностью выиграть или проиграть. РћС‚ бизнесменов точно так же, как РѕС‚ РёРіСЂРѕРєРѕРІ РІ покер, бессмысленно требовать общегражданской морали РІ РёС… РёРіСЂРµ - бизнесе. Р’ значительной степени этот РїРѕРґС…РѕРґ согласуется СЃ постулатом РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· столпов американской экономической науки Рњ. Фридмана, полагающего, что социальная ответственность бизнеса РІ том, чтобы увеличивать прибыль. РћРґРЅР° РѕРіРѕРІРѕСЂРєР° отличает его идею РѕС‚ аналогии Карра: единственное условие - соблюдать действующие законы.
Отклики на публикации Карра выявили разные подходы. Некоторые согласились с тем, что в сфере предпринимательства приходится иногда вступать в неопределенную (как говорят американцы - "серую") полосу, балансировать на грани морально и юридически дозволенного. Однако в большом количестве откликов подчеркивалась упрощенность модели покера применительно к бизнесу. Участники дискуссии отмечали следующие важные моменты.
Огромное количество сделок совершается на основе взаимного доверия. Доверие -фундамент бизнеса, поскольку никакой контракт не в состоянии предусмотреть все разнообразие возможных изменений. Обман доверия может стоить предпринимателю несоизмеримо дорого: с ним просто откажутся вести дела, "не сядут больше за стол". Так что даже с утилитарной точки зрения это невыгодно.
Предприниматели не более и не менее нравственны, чем большинство граждан данного общества. Они живут не в вакууме, видят и на себе испытывают все, что происходит, когда верх берут антисоциальные тенденции, безудержное стремление к обогащению любой ценой. Бизнесмены не менее других способны устоять перед соблазном и установить для себя самоограничение. Для предпринимателя бизнес - не одноразовая сделка, а главное дело жизни, сфера самовыражения.
Последний аргумент хотелось Р±С‹ особенно подчеркнуть. Нравственная устойчивость предпринимателя неразрывно связана СЃ временнбй перспективой, РІ которой РѕРЅ рассматривает то или РёРЅРѕРµ деловое отношение. Покер - краткосрочное занятие СЃ ограниченной перспективой Рё кратковременными обязательствами участников: поиграли Рё разошлись. РРЅРѕРіРґР° такой характер имеют Рё некоторые сделки, особенно торговые Рё посреднические. РќРѕ РІСЃРµ-таки подавляющая, производственная часть СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, сфера услуг основаны РЅР° РёРЅРѕР№ перспективе. Гораздо труднее обмануть того, РІ РєРѕРј ты заинтересован как РІ постоянном партнере или клиенте, чьи дети учатся вместе СЃ твоими детьми, того, СЃ кем ты встречаешься РІ церкви, РІ клубе Рё С‚.Рґ. Репутация РІ век телекоммуникаций циркулирует Рё разрушается гораздо быстрее, чем РІ прошлом веке. Рљ тому же РѕРЅР° стоит очень РґРѕСЂРѕРіРѕ РЅРµ только РІ денежном, РЅРѕ Рё РІ социальном Рё психологическом измерении. Поэтому подлинная Рё постоянная проблема РІ современном предпринимательстве РЅРµ "как искуснее обмануть", Р° как решить моральную дилемму: преступать или РЅРµ преступать внутренний, этически установленный Рё принятый барьер.
У нас есть выражение: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Оно означает, что человек должен решать свои проблемы сам, не надеясь на "спасателей" (хотя и они должны были бы что-то делать). Американские бизнесмены, озабоченные сложившейся ситуацией, начали в конце концов действовать в соответствии с этим нехитрым правилом.
Одно из направлений деятельности - финансирование соответствующих учебных курсов. Приведу только один пример. Крупный бизнесмен и бывший посол США в Нидерландах Дж. Шэд, не ограничиваясь одними пожеланиями, дал 20 млн долларов Гарвардскому университету на создание программы по этике бизнеса. Ее цель он видел в том, чтобы выпускники, прослушавшие курс, обладали такими моральными убеждениями, которые обращали бы их профессиональные знания на благо общества, а не в ущерб ему. Для этого, считал Шэд, надо: во-первых, отсеивать кандидатов с искаженными моральными устоями уже на стадии приема в университет: во-вторых, сделать этическую проблематику неотъемлемой частью каждой дисциплины, не ограничиваясь одним курсом по этике. Весь этот комплекс должен был закрепить в сознании студентов следующие идеи.
РўРµ, кто балансирует РЅР° грани (наподобие РёРіСЂРѕРєРѕРІ РІ казино Лас Вегаса), РІ конце концов терпят финансовый крах. Как свидетельствует опыт наиболее успешных предпринимателей Рё компаний, рынок вознаграждает качество, честность Рё этичное поведение. РџРѕРјРёРјРѕ того, что честность Рё этичное поведение сами РїРѕ себе благо, РѕРЅРё еще Рё разумны. Р’ итоге этика вознаграждает: "Ртичным быть выгодно".
Второе направление усилий бизнеса.-этическое воспитание сотрудников Рё самовоспитание. Поскольку это особая большая тема, СѓРїРѕРјСЏРЅСѓ лишь, что РІ последние несколько лет РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… крупных американских корпорациях были приняты этические кодексы поведения, регулирующие моральные критерии дозволенного Рё недозволенного. Р’ стране действует целая сеть семинаров Рё краткосрочных РєСѓСЂСЃРѕРІ. Систематически действующий РЅР° национальном СѓСЂРѕРІРЅРµ "круглый стол" предпринимателей опубликовал РІ 1988 РіРѕРґСѓ доклад РїРѕРґ красноречивым названием "Ртика корпорации: важнейший вклад РІ дело". Р’ нем дается анализ опыта десяти крупнейших корпораций РЎРЁРђ, таких, как Боинг, Ксерокс Рё РґСЂСѓРіРёС…. Таким образом, сами бизнесмены лучше, чем кто-либо, осознали практическую значимость СЃРІРѕРёС… проблем.
Феномены, описанные выше РЅР° примере Р РѕСЃСЃРёРё Рё РЎРЁРђ, вышли РІ 80-Рµ РіРѕРґС‹ РЅР° новый, международный уровень. РњРёСЂ ныне представляет СЃРѕР±РѕР№ сообщество субъектов экономического процесса Рё РїРѕ тем же правилам самоорганизации, Рѕ которых речь шла выше, двигается Рє новым правилам РёРіСЂС‹. РќРµ останавливаясь РЅР° этом РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ, отмечу лишь, что РІ этой области РІ настоящее время действуют РїРѕ меньшей мере три международных СЃРІРѕРґР° правил, регулирующих деятельность корпораций. РС… приняли три международные организации: РћРћРќ, Международная торговая палата Рё Организация экономического сотрудничества Рё развития.
Таким образом, выходящий РІ международную сферу бизнесмен отнюдь РЅРµ Р РѕР±РёРЅР·РѕРЅ РІ необитаемом моральном пространстве. РџРѕРјРёРјРѕ Пятницы РІ лице местных бизнесменов РѕРЅ обнаруживает существование заочного невидимого РѕРєР° международного сообщества. Рто еще РѕРґРЅРѕ свидетельство движения Рє глобальному деловому сообществу Рё подтверждение факта, что этому сообществу отнюдь РЅРµ присуща моральная всеядность, РІ которой бизнес РѕР±РІРёРЅСЏСЋС‚ РјРЅРѕРіРёРµ его критики.
Есть достаточно свидетельств, что международное деловое сообщество придает исключительно важное Рё всевозрастающее значение тому, РїРѕ каким этическим нормам РѕРЅРѕ РЅРµ только функционирует, РЅРѕ Рё стремится развиваться. Р’ 1989 РіРѕРґСѓ РІ небольшом швейцарском РіРѕСЂРѕРґРєРµ РљРѕ международной РіСЂСѓРїРїРѕР№ влиятельных бизнесменов РЅР° "круглом столе" был РїСЂРёРЅСЏС‚ документ РїРѕРґ названием "Принципы бизнеса", известный ныне как "Декларация РљРѕ". Р’ нем предпринята попытка выработать единый кодекс поведения для бизнесменов РґРІСѓС… существенно различающихся систем делового поведения: западной Рё восточной (азиатской). Рта декларация РІ настоящее время обрела весьма высокий статус.
Ныне широко обсуждается идея выработки единого кодекса этических принципов поведения для бизнесменов из стран с так называемыми взаимосвязанными экономиками, которые составляют более трети мировой экономики. Наконец, в июле 1996 года в Токио состоялся первый Всемирный конгресс по бизнесу, этике и экономике, одно название которого красноречиво говорит о том, что идея взаимосвязи этики и экономики, о которой говорил А. Смит, утвердилась, наконец, в сознании делового мира.
Если учесть, что в настоящее время уже более трети всех товаров и услуг в мире производится смешанными, совместными международными предприятиями, что повсеместно возрастает потребность в международной интеграции, то станет очевидной важность "вписания" российской деловой этики в современные мировые стандарты. А это немыслимо без следования "цивилизованным правилам игры" как внутри страны, так и за рубежом. К сожалению, пока внутри страны эти правила формируются стихийно, рождаются во всевозможных "разборках", а вне страны вызывают острую критику, формируя крайне негативный и нежелательный образ "нового русского капиталиста" - беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика.
РћР± этом свидетельствуют, РІ частности, недавние результаты международного исследования, РІ котором 53 страны были выстроены РїРѕ так называемому индексу коррумпированности. Первые шесть мест РїРѕ "чистоте" деловой среды заняли Новая Зеландия, Австралия Рё скандинавские страны. Р РѕСЃСЃРёСЏ оказалась РЅР° 47 месте. Авторы исследования показали также, что именно тип деловой этики, неписанные РЅРѕСЂРјС‹ делового общения предпринимателей РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј Рё СЃ государством явились решающим фактором повышения или понижения индекса. Рначе чем можно объяснить 24-Рµ место Польши, страны, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј СЃС…РѕРґРЅРѕР№ СЃ нами РїРѕ особенностям перехода Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ?
Тем не менее процесс того, что можно было бы назвать "принудительным моральным воспитанием", неумолимо пробивает себе дорогу и в России. Уже приняты профессиональные кодексы отдельных профессиональных деловых групп: риэлтеров, банкиров и т.п. В декабре 1995 года Второй Всероссийский конгресс промышленников и предпринимателей принял Хартию бизнеса России. Таким образом, российское деловое сообщество осознает нетерпимость нынешнего положения в сфере деловой этики, его чреватость крайне нежелательными последствиями. В российской деловой среде ощущается настоятельная потребность в изменении сложившегося положения вещей. Отвечая на этот социальный запрос, руководство Торгово-промышленной палаты России объявило в 1995 году развитие деловой культуры предпринимателей одним из приоритетных направлений своей деятельности и инициировало разработку проекта под общим названием "Российская деловая культура". Его сердцевину составляют проблемы этики бизнеса. Представлю теперь читателю возможность резюмировать сказанное и ответить на вопрос, с которого мы качали: соединимы ли этика и бизнес?
РЎРџРРЎРћРљ Р›РТЕРАТУРЫ
1. French W.A., GranroseJ. Practical Business Ethics. New Jersey, 1995. P. 19.
2. Шилирев Рџ. Рволюция парадигмы РІ современной социальной психологии. Рњ.„ 1994.
3. Андерсон P.. Шихирев П. "Акулы" и "дельфины" (психология и этика российско-американского делового партнерства). М., 1994.
4. Салтыков-Щедрин М.Е.. Полное собрание сочинений. Т. 7. М., 1969.
5. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990.
6. Stw'divantF.. Vernon-Wort-zelH. Business and Society. Boston, 1990. P. 100.
7. Can-A.Z. IsBussiness BluffingEtical//Harvard Business Review. 1968. V, 46. в„– 1.
8. Шихирев Петр Николаевич, доктор психологических наук. профессор, директор Центра социальных и психологических исследовании Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Возможна ли этика бизнеса?