Р’ РІ Рµ Рґ Рµ РЅ Рё Рµ
РќР° протяжении РјРЅРѕРіРёС… лет наша страна находилась Р·Р° своеобразным занавесом, РёРјСЏ которому “административно-командная система”, охватывающим РІСЃРµ сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое СЏСЂРєРѕРµ отражение данного явления нашло РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ государства, поскольку наряду СЃ политикой Рё правом РѕРЅР° определяет РѕСЃРЅРѕРІС‹ государственной Рё общественной жизни, именно РІ этой триаде проявляются наиболее четко противоречия Рё закономерности развития общества. Р’ настоящее время Р РѕСЃСЃРёСЏ вступила РІ новый период своего развития, связанный СЃ переходом Рє рыночным отношениям. Рменно эту проблему СЏ сочла наиболее актуальной Рё достойной рассмотрения как всеобщей, потому что становление СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё всегда влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ ломку привычного жизненного уклада всех людей, что доказывает ее глобальность. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим целью моей научной работы является попытка рассмотреть РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, правильные ответы РЅР° которые определяют будущее Р РѕСЃСЃРёРё, ее экономическое Рё связанное СЃ РЅРёРј социальное Рё политическое благосостояние общества. Сможем ли РјС‹ жить РІ условиях рынка? Создадим ли РІ Р РѕСЃСЃРёРё эффективную рыночную СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ? Что для этого нужно? Перечисленные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ главные РЅР° сегодняшний день, именно РЅР° РЅРёС… СЏ попытаюсь ответить, однако это невозможно сделать без учета, анализа, сопоставления Рё оценки точек зрения ученых, ведь актуальная Рё глобальная проблема требует коллективного осмысления, чем объясняется использование РјРЅРѕСЋ РІ реферате монографий Рё трудов научных деятелей различных взглядов. Наряду СЃ вышеуказанной проблемой, РЅР° РјРѕР№ взгляд, необходимо затронуть еще РѕРґРЅСѓ РЅРµ менее важную: влияние глубоких преобразований РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ РЅР° деятельность РћР’Р” как специального социального института, который всегда четко реагировал РЅР° любые изменения РІ государстве, Р° также РІ частной жизни граждан. Пожалуй, сейчас для работников РћР’Р” выработка новых теоретических РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ Рё практических мер РїРѕ совершенствованию РёС… деятельности приобрела приоритетный характер. Меня как будущего работника РћР’Р” заинтересовало именно это сочетание РґРІСѓС… вышеуказанных проблем РІРІРёРґСѓ РёС… первостепенности, актуальности Рё важности как РІ развитии нашего государства, так Рё РІ моей дальнейшей деятельности РІ сфере РћР’Р”.
1. Проблемы перехода к рынку.
Современная экономическая наука сегодня РїРѕ-РЅРѕРІРѕРјСѓ рассматривает РјРЅРѕРіРёРµ процессы, происходящие РІ нашем обществе. Рто касается проблем собственности, соотношения плановых Рё рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых Рё косвенных методов управления общественными процессами, пределами использования товарно-денежных отношений Рё общественных отношений Рё общественной жизни.
Внедрение новых РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ заставляет заглянуть РІ историю. Знание истории позволяет увереннее строить планы Рё программы предстоящих действий, избегать допущенных ранее ошибок. Р’ истории существования человеческого общества существовали самые различные социальные Рё экономические структуры. РћРґРЅРё РёР· РЅРёС… отличались гибкостью Рё подвижностью, Р°, следовательно, РЅРµ ограничивали развитие общества. Другие страдали жесткостью Рё поэтому, даже если РѕРЅРё сначала отражали какие-то реальные социально-экономические процессы, то, РІ конце концов, превращались либо РІ голые абстракции, либо, будучи наложенными РЅР° развивающийся живой социальный организм, давили Рё деформировали его. Нечто РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ имело место Рё РІ истории развития нашей страны. Насаждение жестких, РЅРµ допускающих каких-либо отклонений единообразных структур охватывало РІСЃРµ сферы жизни общества. Так, РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ это выразилось РІ жестком директивном планировании, доведенном РґРѕ абсурда, РєРѕРіРґР° РїРѕ каждой позиции товарных ресурсов создавались соответствующие службы РЅР° всех СѓСЂРѕРІРЅСЏС… управленческой иерархии, начиная РѕС‚ предприятия Рё кончая министерством Рё Госпланом РЎРЎРЎР . План стал законом, РЅРѕ реального положения вещей РЅРµ отражал Рё РЅРµ РјРѕРі быть выполнен. РќРѕ особенно СЏСЂРєРѕ РІ экономической сфере данные структуры проявились РІ отношениях собственности. Если РІ первые РіРѕРґС‹ Советской власти РІ стране имели место самые различные формы собственности Рё основанные РЅР° РЅРёС… формы хозяйствования, то уже Рє середине 30-С… РіРѕРґРѕРІ практически РІСЃРµ формы хозяйствования были обобществлены, С‚.Рµ. переведены РІ государственную или колхозно-кооперативную собственность, что фактически также являлось государственной собственностью. Что же касается личной собственности граждан, то хотя РѕРЅР° Рё имела формальное право РЅР° существование, реально РѕРЅР° РІ общественном сознании оценивалась как пережиток прошлого, затем как признак потребительства Рё конформизма. Р’ 50-С… годах процесс дискриминации всех РґСЂСѓРіРёС… форм собственности Рё соответственно РёС… субъектов был доведен РґРѕ своего логического завершения. Р’ Уголовном кодексе РСФСР, вступившем РІ силу СЃ 1 января 1961 РіРѕРґР°, ответственность Р·Р° покушения РЅР° государственную Рё общественную собственность стала, как правило, РІ РґРІР° раза выше, чем Р·Р° покушения РЅР° собственность личную. Р’ результате практически РІСЃРµ, сложившееся прежде, РґРѕ революции, РІ нашей стране, Рё позже РІ передовых капиталистических странах было либо разрушено, либо отброшено как ненужное, вредное, несоциалистическое, мешающее строить светлое будущее общество. Ртогом этого стала потеря человека как главного субъекта Рё объекта РЅРµ только производства, РЅРѕ Рё жизни общества. Глобализм, всеобъемлющая идеологизация, игнорирование элементарных экономических Рё социальных требований сделали человека “винтиком” какого-то РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ, чуждого интересам конкретных людей механизма.
Человек лишается возможности проявить свою личную инициативу, деловые качества, что имеет ключевое значение в развитии рыночных отношений. Однако с демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи с этим были предприняты попытки реализации данной цели, порой не самые удачные, но, на мой взгляд, достойные рассмотрения, поскольку именно с них началась медленная и болезненная ломка наших старых экономических стереотипов. На исходном этапе, в 1985-1986 годах, перестройка базировалась на предположении, что начавшаяся демократизация управления экономикой наряду с более разумной политикой приведет к росту эффективности общественного производства и подъему народного хозяйства страны. Была объявлена концепция ускорения социально-экономического развития на основе более полного использования научно-технического прогресса. Для ускорения НТП намечалось, прежде всего, резко увеличить капиталовложения в машиностроение как главную отрасль, от которой зависит практическое использование научно-технических достижений, ибо материализация научных идей невозможна без машин и технологического оборудования. Однако уже к концу 1986 года возобладал иной замысел курса к эффективной экономике.
Непременным условием этого РєСѓСЂСЃР° стало осуществление радикальной реформы управления СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№, кардинальное преобразование хозяйственного механизма РІРѕ всех звеньях Рё особенно РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј звене РЅР° предприятиях. Главная ставка делается РЅР° полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление предприятий всех отраслей народного хозяйства. Вводится новая система оплаты труда, повышаются тарифы Рё должностные оклады, предприятиям [РњР’1] [РњР’2] предоставляются широкие возможности самостоятельного изменения индивидуальной заработной платы работников. РќР° хозрасчет переводятся даже научные организации, директивный государственный план заменяется госзаказом. РќРѕ трехлетняя хозрасчетная эйфория сменяется глубоким разочарованием. Уже РІ 1988 РіРѕРґСѓ становится СЏСЃРЅРѕ, что вместо ускорения РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ замедление социально-экономического развития. РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° оказалась РІ 1989 РіРѕРґСѓ РІ РєСЂРёР·РёСЃРЅРѕРј состоянии (глубокое расстройство финансовой системы, падение реального РєСѓСЂСЃР° рубля, галопирующая инфляция, глобальные дефициты, “расцвет” теневого рынка товаров Рё услуг). Рто произошло РёР·-Р·Р° неудачной реализации хозрасчетной идеи. Основная причина заключалась РІ том, что вместо преобразования всего хозяйственного механизма были предприняты попытки изменить только оплату труда, схему распределения РґРѕС…РѕРґР° предприятий Рё частично модифицировать планирование. Р’ то же время такие важнейшие части системы управления, как формы Рё отношения собственности, организационные структуры управления, финансово-кредитный Рё ценовой механизмы, условия найма Рё увольнения, материально-техническое обеспечение остались прежними. РќРµ был разработан Рё приведен РІ действие Рё механизм конкуренции. Р’ этих условиях предприятиям, перешедших РЅР° хозрасчет, удалось без РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ труда увеличить зарплату Р·Р° счет повышения оптовых цен (сказалось несовершенство ценового механизма), производства выгодной, прибыльной продукции (ограниченный плановый госзаказ, отсутствие конкуренции Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹ Р·Р° потребителя позволили это сделать), введения льготных нормативов оплаты труда. Поскольку потребитель был РЅРµ РІ силах влиять РЅР° производителя (глобальный дефицит, отсутствие выбора), производитель использовал распределительный механизм таким образом, чтобы увеличить РґРѕС…РѕРґ, прибыль, фонд оплаты труда, РЅРµ наращивая объемы Рё производительность труда, РЅРµ улучшая качество продукции, РЅРµ снижая издержек. “За 1986-1990 РіРѕРґС‹ средняя заработная плата рабочих Рё служащих увеличилась СЃРѕ 190 РґРѕ 270 рублей РІ месяц, С‚.Рµ. РІ 1,4 раза, РІ то время как СЂРѕСЃС‚ производительности труда был примерно РІ 5 раз меньше, Р° повышение качества продукции практически РЅРµ наблюдалось.” [1] Период перестройки ознаменовался возрастанием внимания Рє бедственному положению советских людей. Тем РЅРµ менее, сущность СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё состоит РІ том, что сочувствие Рё желание помочь сами РїРѕ себе здесь ничего РЅРµ решают. Чтобы люди жили лучше, надо производить больше товаров Рё услуг высокого качества. Ртим искусством РјС‹, Рє сожалению, еще РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ овладели.
Но правительство обеспечивало активную социальную политику при помощи повышенной эмиссии, однако если на эти деньги не выпускается адекватного количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты и спекуляция, что и наблюдалось на первых этапах перехода к рыночной экономике. “По имеющимся данным, в 1988 году было дополнительно напечатано 11 млрд. руб., в 1989 году уже свыше 25 млрд., хотя Верховный Совет СССРпринял решение ограничить эмиссию в истекшем году 10 млрд. руб.” [2] Перестройка мало что изменила и в структурной стратегии экономики. С давних пор было заведено направлять основную массу государственных средств на развитие индустрии, оборону, возведение множества долгостроящихся объектов. .
В 1989 году правительство и народные депутаты осознали необходимость придания новой направленности радикальной реформе экономикой. В основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закладывается идея его построения по рыночным принципам. Соответствующая правительственная программа была одобрена Съездом народных депутатов СССРв ноябре 1989 года, хотя уже тогда некоторые депутаты не сочли ее достаточно радикальной. К моменту принятия первой правительственной концепции осуществления радикальной реформы глубина дефицитов, степень расстройства денежного обращения, инфляция были таковы, что настоятельно требовалось проведение стабилизационных предреформенных мер.
Однако такие меры РЅРµ были осуществлены, Рё Рє весне 1990 РіРѕРґР° экономическая ситуация еще более ухудшилась. Р’ этих условиях правительство принимает решение несколько отойти РѕС‚ концепции реформы, принятой еще РІ конце 1989 РіРѕРґР°, Рё реализовать программу форсированного перехода Рє планово-регулируемой рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. РќРѕ, поскольку данная программа предусматривала первоочередную реформу государственных розничных, оптовых Рё закупочных цен, РІ результате проведения которой различные цены РЅР° товары народного потребления должны были возрасти, РѕРЅР° РЅРµ была принята Верховным Советом РЎРЎРЎР . Рљ осени 1990 РіРѕРґР° правительство РІРЅРѕСЃРёС‚ РЅР° рассмотрение Верховного Совета СССРтретий вариант программы СЃ более ”смягченной” реформой розничных цен. РќРѕ Рє этому периоду был разработан альтернативный вариант программы перехода Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, который стал известен РїРѕРґ названием программа “500 дней”. Рта программа отличалась большим радикализмом, обозначенными сроками переходного этапа, предложениями Рѕ кардинальном разгосударствлении собственности Рё ее приватизации, отказом РѕС‚ реформы государственных цен СЃ ориентацией РЅР° РїСЂСЏРјРѕР№ переход Рє рыночным ценам. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что найти взаимоприемлемый компромиссный вариант правительственной программы Рё программы “500 дней” РЅРµ удалось, были предоставлены особые полномочия президенту РЎРЎРЎР , РІ С‚.С‡. право издавать указы Рѕ путях перехода Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Верховный Совет РЎРЎРЎР РІ октябре 1990 РіРѕРґР° РѕРґРѕР±СЂРёР» представленные РЅР° его рассмотрение Президентом СССР“Основные направления РїРѕ стабилизации народного хозяйства Рё переходу Рє рыночной экономике”, которые аккумулировали положения правительственной программы Рё частично программы “500 дней”. РќРѕ единой согласованной СЃ союзными Рё республиканскими органами концепции Рё программы перехода Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ разработать РЅРµ удалось. Почему так РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚? Несмотря РЅР° всеобщее осознание перехода Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, нельзя РЅРµ признать того, что развитие общества РІ целом, включая экономическое, осуществлялось РЅРµ РїРѕ заранее намеченным планам Рё программам, Р° РІ соответствии СЃ “исторической волей”, объективными законами цивилизации Рё прогресса. Больше всего попыток перестроить РјРёСЂРѕРІСѓСЋ систему РІ соответствии СЃ замыслами отдельного человека или РіСЂСѓРїРїС‹ людей выпало РЅР° конструкторов социализма. Социалисты-утописты строили замечательные РїРѕ замыслу, РЅРѕ абсолютно нереальные РїРѕ претворению РІ жизнь проекты. Рљ.Маркс, упрекнув философов прошлого РІ том, что РѕРЅРё только объясняли РјРёСЂ, РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ, каким образом надо изменить его, предложил СЃРїРѕСЃРѕР± изменения, заключавшийся РІ ликвидации революционным путем капиталистической системы Рё построении социализма. Ртак СѓР¶ случилось, что именно РІ нашей стране Ленин воплотил идею Маркса, достигнув цели СЃРІРѕРёРјРё характерными способами. Что касается капитализма, воплотившего рыночную СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ РІ действительность, то РѕРЅ шел Рє ней РЅРµ РґРѕСЂРѕРіРѕР№ программ. РќРё Адам РЎРјРёС‚, РЅРё Джон Мейнард Кейнс РІ отличие РѕС‚ Леонида Абалкина, Станислава Шаталина, Григория Явлинского РЅРµ предлагали концепций, основных направлений Рё тем более конкретных РїРѕ этапам Рё срокам программ перехода Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, ограничиваясь трактовкой роли Рё места рынка Рё анализом СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ его регулирования. Капитализм двигался Рє рынку очень долго, естественным путем, через РєСЂРёР·РёСЃС‹, лишения, преодоление трудностей. Несмотря РЅР° отрицательные последствия внедрения программ перехода Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, СЏ думаю, что РІСЃРµ равно нельзя останавливаться Рё ждать “куда кривая выведет”. Такая программа обязательно должна быть, только РІ более упрощенной форме, то есть РІ ней РЅРµ должны четко определяться СЃСЂРѕРєРё, пути Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ достижения целей, указанных РІ программе, Р° просто нужно выбрать какое-то общее направление перехода РѕС‚ административной Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, наиболее общие принципы Рё общую последовательность РёС… осуществления. РЇ считаю, что РЅРё РѕРґРёРЅ великий гений РЅРµ способен предвидеть четкий образ будущей экономической системы Рё детально осуществить его реализацию, исключение, РЅР° РјРѕР№ взгляд, составляет лишь первый этап перехода. Р’ этом случае реально выглядит установление каких-либо СЃСЂРѕРєРѕРІ, исполнителей Рё так далее. РњРЅРµ кажется, что самым важным Рё главным РІ переходе Рє рынку является предоставление СЃРІРѕР±РѕРґС‹ каждому человеку, его заинтересованность РІ этом переходе Рё, конечно, создание условий для СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ движения человека, выявление его творческой инициативы Рё возможность ее внедрения РІ жизнь. Ведь РІ любой программе рано или РїРѕР·РґРЅРѕ может произойти СЃР±РѕР№, Р° для этого нужно заранее предусматривать подобные ситуации Рё выходить РёР· РЅРёС… СЃ учетом психологической реакции людей РїРѕ отношению Рє происходящему. Таким образом, для перехода Рє рынку нужно, прежде всего, РІ общих чертах осознавать то, Рє чему движется наше общество: что такое современный рынок, каковы его основные принципы Рё структура, поэтому РІ своей научной работе, СЏ думаю, будет целесообразно рассмотреть вышеуказанные понятия РІРѕ втором РІРѕРїСЂРѕСЃРµ.
2. Рынок: понятие и особенности.
Решив построить рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка советским человеком препятствует несколько причин. Во-первых, мы подлинной рыночной экономики во всех ее многочисленных проявлениях практически не видели и не знали. Если кто и бывал в странах свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в суть внутренних механизмов рыночных отношений. Во-вторых, нас рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах, институтах, по радио и телевидению нам внушали, что за рубежом загнивающая, кризисная экономика с эксплуатацией и порабощением трудящихся людей. Учебники, содержащие подлинное описание рынка и рыночной экономики, труды так называемых буржуазных экономистов либо вообще не переводились и не издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов. В-третьих, те естественные ассоциации, которые возникают у каждого из нас при слове “рынок”, так или иначе связаны с колхозным рынком, базаром, то есть рыночными формами, существовавшими в советской экономике. Но эти аналогии весьма далеки от реального цивилизованного современного рынка и, значит, порождают искаженное представление о подлинной рыночной экономике. Термины “рынок” и “рыночная экономика” в нашей стране обычно трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные отношения, иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно. Рынок это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру. Принцип свободы экономической, хозяйственной, предприниматель-ской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности предопределяет возможность любого экономического субъекта реализовать свои способности, желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, противомонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя.
Рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°, РІРІРѕРґСЏ равноправие многообразных форм собственности, опираясь РЅР° ее приватизацию, возбуждает чувство ответственности, РёР±Рѕ РѕРЅ может потерять деньги, имущество, работу. РљСЂРѕРјРµ того, рынок подрывает диктат производителя, способствуя диктату над РЅРёРј СЃРѕ стороны потребителя. Р’ этом смысле рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° опирается РЅР° принцип примата потребителя, его главенства . Р’ условиях административно-командной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, порождающей дефицит, наступает власть производителя над потребителем, превращение последнего РїРѕРґ воздействием очередей Рё нехватки РІ РїРѕРєРѕСЂРЅРѕРіРѕ просителя, говорящего спасибо Р·Р° РІСЃРµ, что ему дают. Р’ рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ ценовой механизм Рё система конкуренции вызывают соперничество между производителями РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° покупателя, потребителя. Появляется особый РІРёРґ ответственности перед потребителем, РёР±Рѕ его потеря означает снижение РґРѕС…РѕРґР°, прибыли, Р° РёРЅРѕРіРґР° Рё крах фирмы. Рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ свойствен принцип рыночного ценообразования . Как известно, цена формируется РЅР° рынке РІ результате торга продавца Рё покупателя, взаимодействия СЃРїСЂРѕСЃР° Рё предложения. Рта цена возникает РІ итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желания РѕРґРЅРѕР№ стороны продать товар подороже Рё РґСЂСѓРіРѕР№ стороны купить подешевле. Р’ нормально функционирующей СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ цена РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј рынке РЅРµ опускается ниже себестоимости Рё РЅРµ поднимается выше СЃСѓРјРјС‹ себестоимости Рё прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать РїРѕ более РЅРёР·РєРѕР№ цене просто невыгодно, Р° РїСЂРё высокой прибыльности товара его тут же начинают производить Рё продавать конкуренты, Рё цена падает. Рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ РїСЂРёСЃСѓС‰ принцип договорных, контрактных отношений . Р’ нашей практике это означает переход РѕС‚ управления РїРѕ вертикали Рє управлению РїРѕ горизонтали, то есть РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ соглашения между равноправными экономическими субъектами. Значительное ослабление распорядительства СЃРѕ стороны вышестоящих организаций РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ рыночного типа, экономическая СЃРІРѕР±РѕРґР° хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения РІ действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ предприятий, учреждений. Принцип открытости СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё означает, что СЃРІРѕР±РѕРґР° предпринимательства распространяется РЅР° внешнеэкономические СЃРІСЏР·Рё Рё выражается РІ том, что хозяйственные организации Рё предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции РїСЂРё соблюдении определенных условий Рё ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны РІ систему мирохозяйственных связей Рё проникновения РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕР№ рынок. Защита внутренних интересов РІ условиях открытости СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё обеспечивается соблюдением признанных международных РЅРѕСЂРј Рё установленного законодательства страны. Рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° немыслима без реализации принципа конкуренции . Без конкуренции рыночный механизм РЅРµ работает. Конкуренция должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими РѕРґРЅРѕСЂРѕРґРЅСѓСЋ продукцию. РћРЅР° крайне необходима РІРѕ избежание монополизации Рё захвата рынка.
Конкуренция представляет РѕРґРЅРѕ РёР· самых эффективных Рё действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей. Если централизованная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° опирается РЅР° непосредственное управление материально-вещественными объектами Рё процессами, то рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° тяготеет Рє управлению РїСЂРё помощи принципа воздействия РЅР° финансы Рё денежное обращение . Другими словами, рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° гораздо полнее использует механизм стоимости Рё товарно-денежные отношения. Р’ этом смысле можно утверждать, что рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ более присущи экономические методы управления. РќР° практике это находит воплощение РІ значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной Рё налоговой систем, цен. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ свойство СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё рыночного типа состоит РІ распространении рыночных отношений РЅР° РІСЃРµ хозяйственные сферы, проникновение РёС… РІРѕ РІСЃРµ отрасли, охват всех регионов страны. Рто свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений.
Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата РёРјРё социально-экономических явлений Рё процессов различны РІ разных отраслях Рё секторах СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, практически РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… РЅРµ оказывается РІРЅРµ Р·РѕРЅС‹ воздействия рынка. Таким образом, РІСЃСЏ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° становится как Р±С‹ совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений РІ отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже РЅРµ только РІ качестве территориально Рё функционально обособленной ячейки СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РЅРѕ проникает РІ РІРёРґРµ рыночных отношений РІРѕ РІСЃРµ клетки экономического организма. Рзучение структуры рынка позволяет решить двуединую задачу. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РјС‹ получаем комплексное представление Рѕ рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ как Рѕ единстве взаимосвязанных Рё взаимодействующих разнообразных рынков. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, становится возможным сопоставить нынешнее состояние отдельных рынков или рыночных сфер СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё СЃ тем, которое должно быть РїСЂРё переходе Рє развитым рыночным отношениям. Тем самым удается оценить степень необходимых преобразований РїСЂРё переходе Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ Рё характер РёС… воздействия РЅР° людей. РџСЂРё наиболее укрупненной структуризации РІ составе единого рынка обычно выделяют следующие РІРёРґС‹ отдельных рынков: рынок потребительских товаров, услуг, жилья, зданий Рё сооружений непроизводственного назначения; рынок средств производства Рё производственных РІРёРґРѕРІ деятельности; рынок денег, валюты, ценных бумаг; рынок труда, рабочей силы, рабочих мест; рынок информации, интеллектуального продукта, инноваций. Таким образом, рынок является особым экономическим механизмом, который через конкуренцию способствует рациональному распределению ресурсов, влияет РЅР° объем Рё структуру производства, заставляет потребителя выбирать рациональную систему потребления Рё, РІ конечном итоге, оздоровляет СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ Р РѕСЃСЃРёРё, освобождая ее РѕС‚ убыточных, неконкурентоспособных предприятий. .
3. Влияние ОВД на развитие рыночных отношений.
Развитые общественные структуры объективно находят адекватное отражение в государственном устройстве и, в частности, в структуре организации правоохранительных органов. ОВД как специфический социальный институт всегда четко реагировали на любые изменения не только в государственном устройстве и политике, но и в частной жизни граждан. В связи с экономическими преобразованиями в стране проблема определения социально-экономических основ деятельности ОВД и милиции требует нового осмысления. Пересмотр и переосмысление прежних традиций, форм и методов их работы только начался. Сегодня всеобщей становится идея об объективном процессе усложнения и многообразия общественных структур. В реальной жизни это будет отнюдь не возврат к старому, а возрождение и развитие новых социально-экономических структур. ОВД как элемент системы социального управления должны охранять и поддерживать новый механизм развития, восстановления, самовозрождения многообразия социально-экономических структур.
Рменно это должно стать РѕРґРЅРёРј РёР· базисных принципов деятельности РћР’Р” РЅР° современном этапе Рё РІ РѕР±РѕР·СЂРёРјРѕРј будущем. Р’ сложной Рё многообразной деятельности, осуществляемой РћР’Р”, РїРѕРјРёРјРѕ традиционных принципов управления (научной обоснованности, плановости, законности) существенное место должна занять ориентация РЅР° РїРѕРёСЃРєРё приемлемых для РћР’Р” форм Рё методов поддержки, может быть, охраны механизма развития многообразия социальных Рё экономических структур РІ обществе. Р’СЃРµ общественные процессы взаимообусловлены Рё взаимосвязаны, поэтому добиться решительного изменения РІ какой-либо РѕРґРЅРѕР№ сфере, РЅРµ меняя остальные, невозможно. Рто доказал исторический опыт. Следовательно, органы внутренних дел просто обязаны чутко реагировать РЅР° процессы, происходящие РІ обществе, РІ какой Р±С‹ сфере общественной жизни РѕРЅРё РЅРµ происходили. РћР’Р”, обладая сильно разветвленной территориальной структурой, должны собирать социологическую Рё криминологическую информацию, РЅР° базе которой можно было Р±С‹ вырабатывать криминологические РїСЂРѕРіРЅРѕР·С‹ Рё соответствующие организационно-правовые Рё экономические решения. Деятельность РћР’Р” должна быть освобождена РѕС‚ навязанных “сверху” функций. Р’ то же время ее РЅРµ следует слишком жестко регламентировать. Должна быть довольно высокая степень СЃРІРѕР±РѕРґС‹, РёР±Рѕ социальный заказ органам внутренних дел РІ демократическом обществе категория подвижная. Р’ совершенствовании деятельности РћР’Р” чрезвычайно важной является проблема преемственности Рё новаторства. Поэтому необходимо, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, избавиться РѕС‚ догматизма, предвзятости Рє новым социальным субъектам, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ РЅРµ потерять то хорошее, ценное, что традиционно имело место РІ деятельности РћР’Р”. Реальная социальная структура общества Рё особенности образа жизни различных слоев населения должны быть объектом пристального внимания РћР’Р”. Масштабы коммерциализации деятельности РћР’Р” РЅР° протяжении нескольких последних лет постоянно растут. Несмотря РЅР° принятие как РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ страны, так Рё РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ ведомства СЂСЏРґР° нормативных документов РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ, проблема остается открытой. Поэтому необходимо разработать Положение Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ использования хозрасчетных коммерческих отношений РІ деятельности различных подразделений РћР’Р”, РІ котором должно быть четко определено, какие СЃРІРѕРё обязанности РћР’Р” должны осуществлять строго РЅР° безвозмездной РѕСЃРЅРѕРІРµ, какие РЅР° хозрасчетной или коммерческой РѕСЃРЅРѕРІРµ. Уникальность общественного сознания современного СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ общества накладывает особый отпечаток РЅР° сознание сотрудников всех уровней РћР’Р”. Нужны реальные вложения РІ так называемый человеческий фактор. Рто касается, прежде всего, повышения СѓСЂРѕРІРЅСЏ экономической культуры. Настоятельность этого требования обусловливается Рё тем, что более половины преступлений сейчас совершается РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ реализации корыстных экономических интересов. Предупреждение Рё раскрытие этих преступлений требует компетентной экономической экспертизы. Необходимо продолжить Рё активизировать работу РїРѕ обеспечению реального равноправия всех форм собственности Рё основанных РЅР° РЅРёС… форм хозяйствования. Развитие многообразия форм собственности является экономической РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ демократизации нашего общества. Р’ частности, актуализируется проблема преодоления монополии государства РЅР° охрану различных форм собственности. РћР’Р” должны взять РЅР° себя инициативу РїРѕ обучению Рё консультированию предпринимателей эффективным методам защиты РѕС‚ нечестной конкуренции. Р’ противном случае эта ниша РЅР° рынке правоохранительных услуг будет монополизирована негосударственными правоохранительными структурами.
РџРѕРјРёРјРѕ того, что любая монополия вредна для общества Рё нарушает интересы потребителей, отставание РћР’Р” РѕС‚ запросов рынка правоохранительных услуг оборачивается большой упущенной выгодой для РћР’Р”. Ориентация СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё страны РЅР° экономические методы управления предполагает использование методов РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ экономической преступностью. Ркономический анализ должен стать РѕРґРЅРёРј РёР· приоритетных методов Р±РѕСЂСЊР±С‹ Рё профилактики экономической преступности.
Рсследование различных косвенных экономических показателей может дать сотруднику РћР’Р” РЅРµ меньше информации, чем специальные оперативно-розыскные действия.” Сегодня, РєРѕРіРґР° РћР’Р” сильно отстают РІ СЃРІРѕРёС… возможностях использовать экономический анализ РІ контроле законности поведения новых коммерческих структур, очень важно найти приемлемые формы взаимного сотрудничества СЃ аудиторскими фирмами”. [3] Таким образом, практически РЅР° всех этапах Рё РІРѕ всех службах правоохранительной деятельности РћР’Р” присутствуют РІ той или РёРЅРѕР№ степени экономические аспекты.
ОВД через свою главную правоохранительную функцию активно воздействует на сохранение и более эффективное использование экономических ресурсов и тем самым на развитие в нужном направлении производственных отношений. Рдаже, несмотря на то, что при переходе к рыночной экономике хозяйствующие субъекты, прежде всего, сами перед собой несут ответственность за сохранность и приумножение своей собственности и поэтому сами обязаны и заинтересованы ее охранять, не снимается с повестки дня вопрос о помощи им в этом деле со стороны ОВД. .
Р— Рђ Рљ Р› Р® Р§ Р• Рќ Р Р•
Работая над СЃРІРѕРёРј научным рефератом, СЏ преследовала целью РЅРµ только оценку тех исторических шагов, которые были сделаны нашей страной РЅР° пути Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, РЅРѕ Рё размышление Рѕ дальнейших попытках этого перехода, поскольку РјС‹ РІСЃРµ еще находимся РЅР° первых его этапах. Переход Рє рынку, как СЏ уже отмечала, очень сложный Рё длительный процесс, неподвластный воле человека, РёР±Рѕ последний РЅРµ РІ состоянии точно предвидеть РІСЃРµ его противоречия, поэтому пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. РќРѕ РІ отличие РѕС‚ прошлого времени, сейчас РјС‹ можем повлиять РЅР° дальнейший С…РѕРґ событий СЏ имею РІРІРёРґСѓ возможность каждого гражданина Р Р¤ принять участие РІ формировании законодательной власти. Рменно РѕС‚ ее работы будет зависеть закрепление перехода Рє рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ закона. Данное конституционно закрепленное право особенно актуально накануне глобального политического события РІ жизни Р РѕСЃСЃРёРё: выборов депутатов Государственной Думы Р Р¤, которые состоятся 17 декабря 1995 РіРѕРґР° Рё Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации 16 РёСЋРЅСЏ 1996 РіРѕРґР°, Р° избрание РЅРѕРІРѕРіРѕ политического РєСѓСЂСЃР° РІ стране незамедлительно повлечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ изменения РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Очень хочется надеяться, что РІСЃРµ перемены Р±СѓРґСѓС‚ направлены РЅР° ту же цель переход Рє рынку, Р° РЅРµ возврат Рє прошлому, последствия которого отражаются теперь РІ нашей СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ особенно остро. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим СЏ Р±С‹ хотела отметить, что нельзя сворачивать СЃ правильно выбранного, как СЏ думаю, пути. Ведь переход Рє рынку является показателем демократизации Р РѕСЃСЃРёРё, предоставления СЃРІРѕР±РѕРґС‹ экономической деятельности каждому человеку Рё укрепления прав собственника.
Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. Рпусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверена, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.
Список литературы
1. Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны. Социально политический журнал 1993 г., № 3 , с. 76
2. Крылов А. А. Социально экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений. Лекция, Москва, Академия МВД России, 1994 г.
3. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 1992 г.
4. Маневич В.А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 1993 г ., № 3, с. 140
5. Переход к рынку: борьба мнений. М., Наука , 1993 г.
6. Петров РЎ. Рњ. РРєРѕРЅРѕРјРёРєР°, политика, право РІ управлении правоохранительной деятельностью. Лекция, РњРѕСЃРєРІР°. Академия РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё, 1995 Рі.
7. Райзберг Б. А. К рынку через поиски и сомнения. М. , Знание, 1991 г., № 4
8. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., Наука, 1994 г.
9. Рыночная экономика: выбор пути. М., Профиздат, 1991 г.
[1] Маневич Б.А. “О закономерностях становления рынка”, Вопросы экономики, 1993г, №3, с.16
[2] Райзберг Р‘.Рђ. “К рынку через РїРѕРёСЃРєРё Рё сомнения” РРєРѕРЅРѕРјРёРєР°. Подписная научно-популярная серия, 1991,4 РЎР‘ 1
А.А.Крылов “Социально-экономические основы деятельности ОВД”, лекция, Москва, Академия МВД РФ
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.niv.ru/