Международные финансовые отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Межхозяйственные связи немыслимы без налаженной системы финансовых отношений. В специфической форме они реализуют и развивают законы денежного обращения, действующего внутри страны.
Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные СЃ функционированием мировых денег Рё обслуживающие различные РІРёРґС‹ хозяйственных связей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование прибылей, предоставление займов Рё СЃСѓР±СЃРёРґРёР№, научно-технический обмен, туризм, государственные Рё частные переводы Рё РґСЂ.). Развитие Рё стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных СЃРёР», созданием РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ рынка, углублением международного разделения труда, формированием РјРёСЂРѕРІРѕР№ системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. Которая РЅРµ может существовать без развитых Рё стабильных международных финансовых институтов, потому что принципы формирования финансовой системы РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј масштабе это - форма организации Рё регулирования денежных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Важной составной частью РјРёСЂРѕРІРѕР№ финансового системы является рынок иностранных валют, который образуется РёР· взаимодействия национальных денежных систем. Особенностью рынка иностранных валют является также Рё то, что РѕРЅ объединяет валюты СЃ различным режимом национального регулирования. Объект этого рынка - СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ конвертируемая валюта. Валюты СЃ ограниченной конвертируемостью играют незначительную роль, что РІ СЃРІРѕСЋ очередь РЅРµ маловажно для формирования системы финансовых отношений РЅР° международном СѓСЂРѕРІРЅРµ. В В
1. Финансы современного общества
Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы. Финансы — система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.
Финансы — историческая категория. РћРЅРё возникли РІ условиях товарно-денежных отношений РїРѕРґ влиянием развития функций Рё потребностей государства. Термин «финансы» РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ лат. В«finansiaВ», что означает РґРѕС…РѕРґ, платеж. Р’ значении «денежный платеж» РѕРЅ начал использоваться РІ XII—XV РІРІ. РІ Рталии, СЂСЏРґ РіРѕСЂРѕРґРѕРІ которой — Флоренция, Венеция, Генуя, были РІ то время крупнейшими европейскими центрами торговли Рё банковского дела. Р’ дальнейшем термин получил международное распространение Рё стал употребляться как понятие, связанное СЃ системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения СЃРІРѕРёС… политических Рё экономических функций.[1]
В современных условиях понятие финансов охватывает, с одной стороны, государственные финансы, с другой — финансы предприятий и корпораций.
Государственные финансы - это особая сфера экономических отношений, связанная СЃ вторичным, Р° также первичным распределением Рё потреблением части СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕРіРѕ общественного продукта РІ целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. РС… материальное содержание воплощается РІ государственном Рё местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий.
Характерными принципами формирования современных финансов являются следующие:
- денежная форма в отличие от натуральных отношений;
- распределительный характер отношений, т.е. здесь нет эквивалентного обмена;
- распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды, например, в отличие от ценового распределения.
Таким образом, финансы по своему происхождению — денежные отношения. Но не все отношения относятся к финансовым, они становятся таковыми, лишь, когда в процессе производства и реализации товаров формируются денежные доходы участников процесса воспроизводства и происходит использование этих доходов, т.ч. когда движение денег приобретает определенную самостоятельность.
Роль государственных финансов в современных условиях заключается, прежде всего, в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурно перестройки экономики.
2. Международная финансовая система: определение и пути развития
Международная финансовая система есть исторически сложившаяся форма организации международных валютных (денежных) отношений, закрепленная межгосударственной договоренностью. В
Международная денежная система включает РІ себя СЂСЏРґ конструктивных элементов. Первым РёР· РЅРёС… является РјРёСЂРѕРІРѕР№ денежный товар, являющийся носителем международных валютно-денежных отношений. РћРЅ принимается каждой страной РІ качестве эквивалента вывезенного РёР· нее богатства. Первым международным денежным товаром выступало золото. Позже РІ международных расчетах стали использоваться кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки РЅР° депозиты). Р’ 70-С… годах появляются специально созданные международные (СДР) Рё региональные (РРљР®) платежные единицы (композитные деньги).[2] Первые имеют хождение РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј капиталистическом хозяйстве, вторые - РІ границах Европейского экономического сообщества ("Общего Рынка"). Совокупность всех платежных инструментов, которые РјРѕРіСѓС‚ быть использованы РІ международных расчетах называется международной ликвидностью. Ее образуют золото, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ обратимые валютные запасы государств Рё международные деньги. В
Вторым элементом международной денежной системы является валютный РєСѓСЂСЃ - меновая стоимость национальных денег РѕРґРЅРѕР№ страны, выраженная РІ денежных единицах РґСЂСѓРіРёС… стран. Валютные РєСѓСЂСЃС‹ делятся РЅР° РґРІР° РІРёРґР°: фиксированные (твердые) Рё плавающие (РіРёР±РєРёРµ). Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ фиксированного валютного РєСѓСЂСЃР° лежит монетный паритет, С‚. Рµ. весовое содержание золота РІ национальных денежных единицах. Плавающие валютные РєСѓСЂСЃС‹ РЅРµ связаны СЃ монетными паритетами. РћРЅРё определяются путем сопоставления паритетов покупательной силы валют, С‚.Рµ. оценки РІ национальных деньгах стоимости одноименной "РєРѕСЂР·РёРЅС‹" товаров. В
Третий элемент национальной валютной системы представляют национальные валютные рынки. Первым таким рынком был рынок золота как денежного товара, РіРґРµ РѕРЅРѕ продавалось РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ официальной, С‚. Рµ. закрепленной международным РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј цены. РџСЂРё этом данную цену должны были поддерживать центральные банки посредством интервенции, С‚. Рµ. продаж РёР· государственного золотого запаса, если СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° него превышал предложение. Официальная цена золота Р·Р° 1 тройную унцию (31,1035 РіСЂ.) составляла 20,67 долл. (1837 - 1934 РіРі.), 35 долл. (1934 - 1968). Р’ 1968 Рі. РѕРЅР° была повышена РґРѕ 38 долл. Р·Р° унцию. Последняя официальная цена золота составляла 42,22 долл. Ртот рынок существовал РґРѕ августа 1971 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° его цена была упразднена. Р’ настоящее время рынок золота функционирует РїРѕ принципам обычного товарного рынка. Его цена складывается РїРѕРґ влиянием СЃРїСЂРѕСЃР° Рё предложения. [3]
Содержание четвертого элемента денежно-валютной системы составляют международные валютно-финансовые организации. Рљ РЅРёРј относится Международный Валютный Фонд. РћРЅ призван способствовать международной кооперации, обеспечивая механизм консолидации Рё сотрудничества РІ решении международных финансовых проблем. Р’ его задачу РІС…РѕРґРёС‚ поддержание правил обмена валютами Рё надзор Р·Р° валютными курсами, создание многонациональной системы платежей РїРѕ валютным операциям, Р±РѕСЂСЊР±Р° СЃ национальными валютными ограничениями, оказание кредитной помощи странам, временно испытывающим трудности СЃ платежными балансами. РљСЂРѕРјРµ того, СЃСЋРґР° можно отнести СЂСЏРґ международных институтов, чья кредитная деятельность РЅРѕСЃРёС‚ одновременно Рё валютный характер (РіСЂСѓРїРїР° РњРёСЂРѕРІРѕРіРѕ Банка, Банк международных расчетов РІ Базеле, региональные банки развития, Европейский инвестиционный банк Рё РґСЂ.). В
Первой международной денежно-валютной системой стала созданная летом 1944 г. Бреттонвудская система, получившая название от места проведения международной конференции. В ее основе лежала идея приспособления валют отдельных стран к национальным валютным системам ведущих в то время государств - США и Великобритании. Унификация последних должна была составить остов создаваемого валютного союза. Согласно договору, основными инструментами международных расчетов становилось золото и так называемые резервные валюты, статус которых получили американский доллар и английский фунт стерлингов. Любая страна, подписавшая договор, имела право свободно через свои центральные эмиссионные банки обменивать имеющиеся у них резервные валюты по официальной цене на золото и наоборот. В качестве официальной мировой цены золота была принята национальная цена золота в долларах: 1 тройная унция золота (31,105 гр.) была приравнена к покупательной способности 35 долларов. На эту ценовую пропорцию стали ориентироваться всe мировое ценообразование и международная торговля. Статус резервной валюты получил и фунт стерлингов. Однако в силу целого ряда экономических причин он выполнял свою функцию частично. Фунт использовался в качестве резервной валюты преимущественно колониями и доминионами Британской империи. Незначительный золотой запас Англии не позволял выразить золотую цену фунта стерлингов. Его паритет был выражен опосредовано через фиксированный валютный курс к доллару на основе паритета покупательной силы. Первоначально 1 фунт стерлингов приравнивался к 4 долларам. В 1948 г он был девальвирован до 2.8, а в 1967 г. - до 2.4 доллара. Все участники договора обязаны были выразить свои паритеты, установив фиксированный валютный курс к доллару или непосредственно, либо опосредовано через фунт стерлингов. Рыночный курс валюты мог отклоняться от золотого паритета на +1%. Центральные банки должны были поддерживать свой курс при помощи валютных интервенций, т. е. продажи или выкупа своей национальной валюты на доллары, если складывалось неблагоприятное соотношение спроса и предложения. Условия Бреттонвудского валютного соглашения допускали изменение курса валюты посредством девальвации и ревальвации.
3. Сущность функционирования мировых финансовых институтов
Важнейшим организационным звеном международной финансовой системы является созданный РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ Бреттонвудского соглашения Международный валютный фонд (РњР’Р¤). Рта наднациональная валютно-кредитная организация предназначена для упорядочения валютных отношений ее членов, для устранения национальных валютных ограничений, для создания международной системы платежей РїРѕ текущим операциям. РќР° РњР’Р¤ возлагается контроль Р·Р° соблюдением странами его устава Рё оказание финансовой помощи для покрытия дефицита платежных балансов бедствующих стран. РњР’Р¤ является специализированным представительством РћРћРќ. РћРЅ отчитывается перед Советом РїРѕ экономическому Рё социальному развитию, РЅРѕ РЅРµ зависит РѕС‚ него РІ вопросах членства, финансов Рё штатов. Ресурсы фонда формируются Р·Р° счет уставного капитала Рё накоплений. Уставной капитал образуется РёР· обязательных РІР·РЅРѕСЃРѕРІ стран-членов. Для каждого государства установлена вступительная квота РІ соответствии СЃ ее долей РІ международной торговле. Размер квоты определяет число голосов, которые имеет страна РїСЂРё решении валютно-кредитных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, Р° также объем кредитов, которые РѕРЅР° может получить РІ нем. Согласно уставу РњР’Р¤, 25% общего РІР·РЅРѕСЃР° страна должна предоставить РІ золоте, остальные 75% - РІ иностранной валюте. (Р’ Ямайской валютной системе место золота заняла СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ используемая валюта Рё СДР). Каждая страна РїСЂРё вступлении автоматически получает 250 голосов плюс РѕРґРёРЅ дополнительный голос Р·Р° эквивалент каждых 400 тыс. долл. (СДР) займов, предоставленных РЅР° день голосования, Р·Р° счет уменьшения голосов Сѓ страны-должника. Для принятия решений согласно уставу требуется, чтобы Р·Р° него проголосовало 60% всех участников, имеющих РЅРµ менее 85% всех голосов. Р’ настоящее время наибольшим числом голосов обладают: РЎРЁРђ - 19,3%, Великобритания - 6,7%, ФРГ - 5,8%, Франция - 4,8% Рё РЇРїРѕРЅРёСЏ - 4,6%. В
Любой участник РњР’Р¤ имеет право РЅР° получение кредита РІ пределах золотой (РІ Ямайской валютной системе - резервной) Рё четырех кредитных долей, каждая РёР· которых, как правило, равна 25%. Р’ пределах резервной (золотой) доли нужная валюта предоставляется автоматически. РљСЂРѕРјРµ того, если страна является кредитором, то это правило распространяется Рё РЅР° РІСЃСЋ СЃСѓРјРјСѓ предоставленных ею через Фонд кредитов. Однако эти займы должны использоваться лишь РЅР° покрытие дефицита платежного баланса,РЅРѕ РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ пополнять национальные валютные ресурсы. Рти кредиты составляют "резервную позицию страны РІ РњР’Р¤" Рё относятся Рє РѕСЃРѕР±РѕР№ части международной ликвидности. В
Формальная кредитная сделка через МВФ представляет собой не кредит в обычном понимании слова, а обмен национальной валюты в МВФ требуемую валюту (сделка "транш" - tranch). А выплата кредитов, т. е. выкуп собственной валюты, может осуществляться лишь в валюте кредитора Фонда, но не его должника. К представлению займа в пределах первой кредитной доли (25-50% квоты) МВФ подходит либерально, считая, что страна сама в состоянии справиться со своими платежными проблемами. Получение займов в пределах второй - четвертой доли (50-125% квоты) сопряжено со все возрастающей сложностью. Он предоставляется только тогда, когда МВФ убежден, что эти ресурсы будут использованы в нужном Фонду направлении. Он категорически выступает против того, чтобы эти займы служили для финансирования программ развития. Предоставление таких кредитов связано с принятием страной "стабилизационной программы", т. е. комплекса мер, которые должны улучшить, по мнению МВФ, состояние платежного баланса страны-заемщика. В качестве отдельных требований могут быть:[4]
девальвация национальной валюты;
замораживание заработной платы;
отмена субсидий со стороны правительства;
повышение налоговых ставок;
сокращение объема государственных кредитов;
РґРѕРїСѓСЃРє РІ страну иностранного частного капитала Рё С‚. Рґ. В
РљСЂРѕРјРµ того, величина кредита разбивается РЅР° несколько долей Рё предоставление каждой следующей части может происходить лишь РїРѕ мере выполнения условий Фонда РїРѕ предыдущей. Стандартный СЃСЂРѕРє кредита РњР’Р¤ составляет 3-5 лет. РљСЂРѕРјРµ уставного капитала Рё общих кредитных ресурсов РњР’Р¤ имеет еще СЂСЏРґ специальных фондов. Ресурсы этих фондов, как Рё РІСЃСЏ кредитная практика РІ 80-Рµ РіРѕРґС‹, направлена почти исключительно РЅР° кредитование развивающихся стран. Будучи членом РњР’Р¤ можно вступить РІ МБРР. Согласно уставу, страны обязаны предоставить только 10% своей квоты РІ кредитный фонд МБРР(1% - золото, сейчас СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ используемая валюта, 9% - национальная валюта). Остальные 90% МБРР(РјРёСЂРѕРІРѕР№ банк реконструкции Рё развития) может потребовать лишь РІ случае отсутствия Сѓ него ресурсов РІ данной валюте для срочного погашения обязательств. В
РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ предназначение МБРР- помощь РІ развитии. РћРЅ предоставляет кредиты только правительствам Рё РёС… центральным банкам для финансирования проектов, предназначенных для экономического развития страны РїРѕРґ гарантии правительства Рё центрального СЌРјРёСЃСЃРёРѕРЅРЅРѕРіРѕ банка. РџСЂРё этом экспертная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Банка должна предварительно оценивать проект как эффективный. Рспользование заемных средств производится строго целенаправленно Рё поэтапно. Основная масса кредитов МБРРприходится РЅР° развитие производственной инфраструктуры Рё сельского хозяйства. В
Для предоставления кредитов МБРРшироко прибегает к размещению собственных займов на международных финансовых рынках. Срок долговых обязательств МБРРсоставляет 15-25 лет. Проценты по кредитам ориентируются на уровень процентных ставок международных рынков ссудных капиталов, где сам МБРРзаимствует основную часть средств. Под эгидой МБРРсуществует два его филиала: Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956 г.) и международная ассоциация развития (МАР, создана в 1960 г.). В задачу МФК входит финансирование вместе с частными кредиторами частного предпринимательства, которое не имеет гарантии правительства. МАРпредоставляет займы правительствам развивающихся стран или под гарантии государственным и частным организациям этих стран. Значительная часть этих ресурсов предоставляется на льготных условиях. МБРР, МФК, и МАРобразуют группу Мирового Банка. Европейского Фонда валютного сотрудничества, выполняющего по отношению к ЕВС роль Международного Валютного Фонда. Долларовые накопления, в свою очередь, образуют кредитный фонд Европейской валютной системы. Его объем составляет для краткосрочного кредитования - 14 млрд. экю и для среднесрочного кредитования - 14 млрд. экю и для среднесрочного кредитования - 11 млрд. экю. Участники ЕВС могут получить кредиты трех видов:[5]
краткосрочные сроком до 45 дней. Они предоставляются центральными банками в рамках соглашения "своп". Процентная ставка по этим кредитам определяется как средняя всех учетных ставок центральных банков стран-участников ЕВС;
краткосрочные кредиты СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° три месяца. Каждая страна имеет СЃРІРѕСЋ "дебиторную квоту" (наивысший объем полученных ею займов), "кредиторную квоту" (наибольший объем полученных ее кредитов). Ртот кредит предоставляется РёР· фонда краткосрочного кредитования ЕВФС; 3) среднесрочный кредит размером РґРѕ 1 млрд. СЌРєСЋ. Ртот заем предоставляется равными долями РІ течение пяти лет РёР· расчета 3% годовых. Специально оговорено, что данные кредиты должны использоваться для финансирования инфраструктурных проектов Рё РЅРµ должны подрывать РєРѕРЅРєСѓ- рентные позиции стран сообщества. В
4. Основные принципы формирования мировой финансовой системы
Международные расчеты есть платежи РїРѕ денежным требованиям Рё обязательствам, которые возникают РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ мирохозяйственными (торговыми, кредитными, финансовыми, валютными) отношениями между юридическими Рё физическими лицами различных национально оформленных хозяйственных механизмов. Соотношение платежей, поступающих РІ данную страну РёР·-Р·Р° границы, СЃ денежными платежами данной страны РґСЂСѓРіРёРј странам РІ течение определенного календарного промежутка времени (обычно РіРѕРґР°) образуют платежный баланс государства. Структурно РѕРЅ состоит РёР· РґРІСѓС… частей - РёР· поступлений Рё платежей. РС… сопоставление образует сальдо как РїРѕ отдельным видам внешнеэкономической деятельности (статьям платежного баланса), так Рё РїРѕ всему платежному балансу РІ целом. В
Платежный баланс представляет СЃРѕР±РѕР№ количественное Рё качественное выражение объема, структуры Рё характера внешнеэкономических операций государства. РћРЅ складывается РїРѕРґ воздействием СЂСЏРґР° факторов: углубления международного разделения труда Рё кооперации, тенденции Рє интернационализации производства Рё капитала Рё противодействующей ей тенденции Рє сохранению Рё укреплению национальной обособленности хозяйственных механизмов отдельных стран. В
Усилившаяся интернационализация хозяйственной деятельности Рё транснационализация предпринимательства привели Рє формированию РІ 70-Рµ РіРѕРґС‹ РҐРҐ века единого рынка ссудных капиталов Рё созданию РЅР° этой РѕСЃРЅРѕРІРµ РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ финансового рынка. Международный финансовый рынок есть вторичный рынок финансовых активов, Рё РІ этом плане РѕРЅ СЃС…РѕР¶ СЃ национальными финансовыми рынками, которые создают первооснову, его фундамент. Различия заключаются РІ субъектах финансовых сделок, РёР±Рѕ РёРјРё выступают юридические Рё физические лица иностранных государств. Рђ это ведет Рє тому, что сделки между заемщиками Рё кредиторами предполагают трансформацию денежно-кредитных ресурсов РёР· РѕРґРЅРѕР№ валюты РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ. Переплетение национальных Рё международных активов РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє формированию единого универсального рынка, доступного для всех предпринимателей. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим РёС… прибыли Рё СЂРёСЃРєРё уравновешиваются РЅРµ только РІ рамках национальной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РЅРѕ Рё РІРЅРµ национальных границ. В
Существует целый ряд факторов, содействующий образованию международного финансового рынка:
усиление взаимосвязи между внутренним и иностранным секторами бизнеса на национальных рынках, переплетение национальных рынков и еврорынков;
дерегуляция со стороны государства денежных потоков, потоков капитала и валютных курсов;
внедрение нововведений в торговые операции, потребовавшие совершенствования платежных расчетов;
развитие межбанковских телекоммуникаций РЅР° базе РР’Рњ, электронный перевод финансовых активов. В
Мировой финансовый рынок состоит из нескольких секторов. Он включает в себя следующие составные части:
Национальные финансовые рынки.
Еврорынки.
Рынок иностранной валюты. В
Рнституциональная схема РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ финансового рынка Рсторической РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ финансового рынка являются национальные финансовые рынки ссудных капиталов РІ лице РёС… денежных рынков Рё рынков капиталов. Национальные инструменты этого рынка (коммерческие Рё казначейские векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты, облигации) становятся Рё инструментами РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ финансового рынка. Следующей составной частью РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ финансового рынка являются еврорынки, РїРѕРґ которыми понимается резервуар различного СЂРѕРґР° денежных средств, обособленно функционирующих РѕС‚ национальных денежных рынков. Рсточником финансовых ресурсов еврорынков являются национальные банковские депозитные счета, которые приобретены иностранцами Рё размещены РІРЅРµ страны-эмитента валюты. РќР° этом рынке обращаются депозиты, выраженные РІ евродолларах, евромарках, евроиенах, евростерлингах, еврофранцузских Рё еврошвейцарских франках, еврогульденах. Еврорынок - понятие собирательное. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь РѕРЅ подразделяется РЅР° сектор кредитов Рё сектор капиталов. Евровалютный рынок краткосрочных кредитов представляет СЃРѕР±РѕР№ рынок срочных депозитов, который РІ СЃРІРѕСЋ очередь подразделяется РЅР° евроденежный рынок, обеспечивающий межбанковские операции СЃСЂРѕРєРѕРј РѕС‚ 1-5 дней РґРѕ РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕРґР°, Рё еврокредитный, оперирующий СЃ среднесрочными Рё долгосрочными кредитами СЃСЂРѕРєРѕРј РѕС‚ 1 РґРѕ 10 лет. В
Еврокредиты РјРѕРіСѓС‚ предоставлять РїРѕРґ РґРІР° РІРёРґР° процентных ставок. Р’Рѕ-первых, если СЃСЂРѕРє кредита РЅРµ превышает полгода, то РѕРЅ может быть получен РїРѕ твердой процентной ставке. Р’Рѕ-вторых, если кредит долгосрочный Рё темпы роста цен значительные, то кредит предоставляется РЅР° условиях плавающей процентной ставки - револьверный кредит (revolving credit) или РЅР° возобновляемых пролонгационных условиях (roll-over credit).[6] В
Ролловерный кредит - кредит СЃ периодически пересматриваемой ставкой процента. Весь договорный СЃСЂРѕРє разбивается РЅР° короткие периоды (3-6 месяцев), Р° твердая процентная ставка устанавливается только для первого этапа. Для каждого последующего РѕРЅР° корректируется СЃ учетом изменения цен, процентных ставок Рё валютных РєСѓСЂСЃРѕРІ. Ролловерный кредит позволяет избежать рыночного СЂРёСЃРєР° как кредитору, так Рё заемщику. В
Основными инструментами евровалютного рынка краткосрочных кредитов являются:
еврокоммерческие векселя (векселя в евровалютах);
депозитные сертификаты, т. е. письменные свидетельства банков о депонировании денежных средств, удостоверяющие право вкладчика на получение вклада и процента, как правило, он превышает 100 тыс. долларов.
евроноты, С‚. Рµ. краткосрочные обязательства СЃ плавающей процентной ставкой. Евроноты отличаются РѕС‚ еврокоммерческих векселей, РІРѕ-первых, тем, что РѕРЅРё выпускаются заемщиком СЃ банковской гарантией приобретения неразмещенной РЅР° рынке части ценных бумаг, РІРѕ-вторых, СЃСЂРѕРє РёС… погашения составляет 1,5-3 РіРѕРґР°, тогда как евровекселей - РЅРµ превышает РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕРґР°. В
Процентная ставка РЅР° евровалютном рынке образуется РёР· депозитной ставки международных банков РІ Лондоне "LIBOR" (London interbank offered rate) Рё надбавки Рє ней Р·Р° банковские услуги (спред). РџСЂРё этом размеры последнего зависят РѕС‚ классности заемщика. Для первоклассных заемщиков РІ зависимости РѕС‚ конъюктуры РѕРЅ может колебаться РѕС‚ 3/8 РґРѕ 1 1/2%, Р° для неклассных заемщиков может достигнуть 2-3%. В
Специфика еврокредитного рынка состоит РІ том, что еврорынки оперируют валютными активами, являющимися иностранными для страны заключения сделки, Р° часто Рё для обеих сторон, участвующих РІ операции. Еврокредиты РїСЂРё переходе через границу РЅРµ включают РІ себя конверсию РІ местные валюты Рё потому находятся РІРЅРµ сферы действия национального законодательства. РљСЂРѕРјРµ того, посредниками РІ подобных операциях выступают зарубежные СЃ точки зрения страны РёС… пребывания банки, что также обуславливает более либеральный режим регулирования РёС… действия. Главные рынки еврокредитов находятся РІ Лондоне, Брюсселе, Цюрихе, Гамбурге, Люксембурге, Сингапуре, Гонконге, Нассау. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ валютой рынка выступает евродоллар. В
Рностранные облигации (foreing bond) представляют СЃРѕР±РѕР№ разновидность национальной облигации. РС… специфика связана лишь СЃ субъектом-эмитентом Рё субъектом-инвестором. РћРЅРё находятся РІ разных странах. Существует РґРІР° СЃРїРѕСЃРѕР±Р° выпуска иностранных облигаций. Первый СЃРїРѕСЃРѕР± состоит РІ том, что облигации выпускаются РІ стране Рђ РІ ее национальной валюте Рё продаются РІ странах Р’, РЎ, Р” Рё так далее. Так, например, иностранные облигации РІ долларах, выпущенные РІ РЎРЁРђ, размещают РЅР° рынках Западной Европы, Юго-Восточной РђР·РёРё, Ближнем Востоке Рё странах Карибского бассейна. Рынок этих иностранных облигаций образуют совокупность взаимоотношений между страной-эмитентом Рё местами РёС… реализации. Второй СЃРїРѕСЃРѕР± заключается РІ том, что страна Рђ разрешает открыть Сѓ себя рынок иностранных облигаций для нерезидентов, эмитированных РІ валюте этой страны. Например, компания РЎРЁРђ может произвести СЌРјРёСЃСЃРёСЋ облигаций РЅР° швейцарском рынке капиталов. РџРѕРґРїРёСЃРєСѓ РЅР° РЅРёС… РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ швейцарская контора. Номинал облигации, РёС… котировка Рё сделки Р±СѓРґСѓС‚ осуществляться РІ швейцарских франках. Подобные рынки, РєСЂРѕРјРµ Швейцарии, сегодня существуют РІ РЇРїРѕРЅРёРё Рё ФРГ. Еще РѕРґРЅРѕР№ разновидностью ценных бумаг этого рынка являются специальные еврооблигационные займы международных институтов, например, МБРР. РћРЅРё предназначены для развивающихся стран Рё размещаются непосредственно Сѓ правительственных агентств или РІ центральных эмиссионных банках. Основная масса иностранных облигаций, более 50%, приходится РЅР° государственные агентства Рё международные валютно-кредитные институты. Процентные ставки РїРѕ иностранным облигациям обычно тяготеют Рє национальным процентным ставкам валюты-номинала. В
Еврооблигацией называется собственно международная облигация, выпущенная международной компанией. Ее номинал определяется РІ РѕРґРЅРѕР№ или нескольких валютах. Еврооблигационный заем размещается одновременно РІ нескольких странах. РџРѕ своему характеру РѕРЅРё космополитичны. Рынок еврооблигаций - важный элемент международного рынка капиталов. В
Еврооблигации имеют ряд преимуществ перед иностранными облигациями:
они в меньшей степени подвержены регламентации со стороны государства, не подчинены национальным правилам проведения операций с ценными бумагами, ибо валюта еврозайма является иностранной как для кредитора, так и для заемщика;
процент по купонам еврооблигаций, в отличие от иностранных облигаций, не облагается налогом у "источника дохода";
еврооблигации являются более РіРёР±РєРёРј инструментом как для заемщика, так Рё для кредитора, так как РѕРЅРё дают больше возможностей для получения РїСЂРё были Рё для уклонения РѕС‚ валютного СЂРёСЃРєР°. РР· евровалют можно выбрать для облигации оптимальный "коктейль" или сформировать благоприятный портфель еврооблигаций;
для держателей еврооблигаций РЅРµ требуется официальной регистрации. Рто держится РІ тайне. В
Р’ СЃРІРѕСЋ очередь преимущество иностранных облигаций состоит РІ том, что РѕРЅРё меньше подвержены банкротному СЂРёСЃРєСѓ, так как РёС… значительная часть выпускается институтом государства. Организационно рынок еврозаймов, как Рё рынок еврокредитов связан СЃ мировыми финансовыми центрами или СЃ центрами "offshore". Оффшорными центрами называются такие рынки, РіРґРµ кредитно-финансовые институты (национальные Рё зарубежные) осуществляют операции СЃ нерезидентами (иностранными физическими Рё юридическими лицами) РІ иностранной для данной страны валюте или РІ евровалюте. Внутренний (национальный) финансовый рынок отделяется РѕС‚ международного путем разделения счетов резидентов Рё счетов нерезидентов. Основными центрами еврокредитов Рё еврозаймов являются Лондон, РіРґРµ оффшорные счета имеют около 360 банков, РќСЊСЋ-Йорк - 260, РўРѕРєРёРѕ - 180 банков. В
РћСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ часть еврокредитов Рё еврозаймов предоставляют международные консорциумы банков или банковские синдикаты. РћРЅРё бывают постоянными Рё временными. Р’ качестве постоянных консорциумов можно назвать АБЕКОР, РР‘РРљ Рё С‚.Рґ. Временный консорциум включает РґРІР° Рё более кредитных института, заключивших между СЃРѕР±РѕР№ совместное соглашение Рѕ предоставлении кредита Рё распределении СЂРёСЃРєР° РІ соответствии СЃ долей РёС… участия РІ сделке. Р’ консорциуме существует ведущий банк, выполняющий РїРѕ отношению Рє РґСЂСѓРіРёРј участникам сделки роль финансового менеджера. Еврокредиты консорциумов называются синдицированными займами. Существует несколько РІРёРґРѕРІ еврооблигаций: СЃ фиксированной Рё плавающей процентными ставками, СЃ "нулевым РєСѓРїРѕРЅРѕРј", конвертируемые облигации Рё С‚. Рґ. РћРЅРё РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј схожи СЃ национальными облигациями, однако существует Рё евроспецифика. Р’СЃРµ большее распространение получают правительственные еврооблигации. Рто конвертируемая облигация, которая продается СЃ опционом или СЃ двойным опционом. Владелец опциона может конвертировать еврооблигацию либо РІ обыкновенную акцию компании РїРѕ оговоренному заранее валютному РєСѓСЂСЃСѓ, либо сделать выбор между обыкновенной акцией Рё облигацией СЃ фиксированным процентом. Еще РѕРґРЅРёРј РІРёРґРѕРј является еврооблигация СЃ варрантом. Вместе СЃ облигацией СЃ фиксированным процентом покупается отрывной варрант, позволяющий купить определенные облигации РїРѕ оговоренной цене РІ обозначенный период времени. Опцион Рё варрант являются высокорисковым РІРёРґРѕРј инвестиций. Реализуются РѕРЅРё через валютных брокеров. Важной составной частью РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ финансовой системы является рынок иностранных валют, который образуется РёР· взаимодействия национальных денежных систем. Р’ отличие РѕС‚ еврорынка это место встречи продавцов Рё покупателей валют РЅРµ привязано Рє какой-либо географической точке, РЅРµ имеет фиксированного времени открытия Рё закрытия. Особенностью рынка иностранных валют является также Рё то, что РѕРЅ объединяет валюты СЃ различным режимом национального регулирования. Объект этого рынка - СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ конвертируемая валюта. Валюты СЃ ограниченной конвертируемостью играют незначительную роль. Процесс формирования Рё укрепления финансовой системы проявился РІ следующих принципах:
развитие международных стандартов публичного раскрытия экономической информации (Special Data Dissemination Standard);
создание международных стандартов банковского надзора (the Basle Core Principles for Banking Supervision);
расширение финансовых возможностей МВФ в рамках the New Arrangement to Borrow (NAB)[7];
создание в МВФ нового механизма кредитования, the Supplemental Reserve Facility (SRF), призванного помочь членам фонда справляться с неожиданным и разрушительным влиянием потери доверия инвесторов. Условия предоставления средств по линии SRF должны обеспечивать их преимущественный (первичный) возврат при снижении возможных конфликтов интересов.
5. Направления развития мировой финансовой системы
Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов
укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами. Укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем. Совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала;
определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;
создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage);
стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах.
Ркономическая политика
определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала;
повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат;
поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения;
расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.
Деятельность международных финансовых институтов
Цели совершенствования МФС
Восстановление экономической активности и доверия инвесторов к странам, пережившим финансовый кризис
Предотвращение дальнейшего распространения кризиса на развитые страны
Минимизация рисков будущих кризисов, ограничение их глубины и сферы действия
Ограничение финансовых затрат по выходу из кризисов и сокращение времени на их преодоление
Ограничение возможных потерь инвесторов в ходе будущих кризисов
Создание финансовой системы, которая бы использовала все преимущества глобальных рынков и мобильности капитала при минимальном риске разрушения и эффективной защите наиболее уязвимых социальных групп населения
Предотвращение развития макроэкономического и финансового дисбаланса на национальном уровне
реформирование системы международного финансирования;
улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их преодоление;
усиление надзора со стороны МВФ за политикой, проводимой странами-участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала;
повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне.
Создание новых международных структур
создать отдельный наднациональный институт или придать новые полномочия одной из действующих международных организаций для координации направлений макроэкономической политики ведущих развитых и развивающихся стран, особенно в области подавления инфляции и обеспечения занятости населения;
создать систему международного финансового регулирования для выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью институтов, проводящих операции в глобальном масштабе. Важным шагом в данном направлении могли бы стать регулярные встречи представителей финансовых властей стран G-7, ведущих стран с развивающимися рынками и международных финансовых организаций в рамках специального форума по вопросам проведения политики регулирования. Как один из вариантов рассматривается преобразование существующих международных организаций (BIS и IOSCO) при условии расширения участия в их деятельности развивающихся стран.
Заключение
По определению, мировая финансовая система - это совокупность международных финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения между государствами являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве государства: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.
Р’ итоге контрольной работы можно сказать Рѕ том, что Р РѕСЃСЃРёСЏ является полноправным членом практически всех международных Рё межгосударственных финансовых институтов, пользуется РёС… займами Рё РІРЅРѕСЃРёС‚ СЃРІРѕРё вклады. Рти финансовые институты играют важную роль РІ развитии СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Р РѕСЃСЃРёРё, таким примером может послужить СЃС‚. 58 ФЗ Р Р¤ РѕС‚ 30.12.2001 «О федеральном бюджете РЅР° 2002 РіРѕРґВ» РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что РІ 2002 РіРѕРґСѓ источником образования Фонда реформирования региональных финансов является заем Международного банка реконструкции Рё развития.В
Целями деятельности всех без исключения международных финансовых институтов являются оказание помощи странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. В 2003 финансовом году оказание помощи Всемирным Банком развивающимся странам осуществлялось по следующим направлениям:
- ускоренное облегчение бремени задолженности;
- помощь РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ Р’РР§/РЎРџРДом;
- многосторонняя поддержка программ сокращения бедности;
- повышение эффективности деятельности в области развития.
Основываясь РЅР° принципах консолидации, распределения, обмена, взаимоучастия, взаимоподдержки, благотворительности Рё РґСЂСѓРіРёС…, мировая финансовая система будет иметь уверенность Рё прочную РѕСЃРЅРѕРІСѓ для развития Рё стабильности. Р’ лице увеличивающегося количества стран способных иметь стабильное Рё благополучное экономическое положение РЅР° международном рынке. В В
Список литературы
«Макроэкономика. Европейский текст». М. Бурда, Ч. Виплош, г. С.-Петербург, «Судостроение», 1998 г.
«Международная экономика» Миклашевская Н. А., Холопов А. В., г. Москва, «Дело и Сервис»,1998г.
«Основы международных валютно-финансовых Рё кредитных отношений» РїРѕРґ редакцией Круглова Р’.Р’. Рі. РњРѕСЃРєРІР°, В«Рнфра-РњВ», 1998 Рі.
«Основы финансового менеджмента» Балабанов Р.Рў. – Рњ.: 2002Рі. В
Рушайло П. «Валюта без прошлого» Коммерсантъ-Деньги, Москва, №11 от 21/04/2001.
Финансы, денежное обращение, кредит/ под редакцией профессора Л. А. Дробозиной, Москва 2000г.
В«Ркономическая теория» Камаев Р’.Р”., Рі. РњРѕСЃРєРІР°, «Валдос», 2000Рі.В
[1] Рушайло П. «Валюта без прошлого» Коммерсантъ-Деньги, Москва, №11 от 21/04/2001.
[2]«Макроэкономика. Европейский текст». М. Бурда, Ч. Виплош, г. С.-Петербург, «Судостроение», 1998 г.
[3]В«Ркономическая теория» Камаев Р’.Р”.,В Рі. РњРѕСЃРєРІР°, «Валдос», 2000Рі. (стр. 501)
[4]Финансы, денежное обращение, кредит/ под редакцией профессора Л. А. Дробозиной, Москва 2000г.
[5] «Основы финансового менеджмента» Балабанов Р.Рў. – Рњ.: 2002Рі.
[6]«Макроэкономика. Европейский текст». М. Бурда, Ч. Виплош, г. С.-Петербург, «Судостроение», 1998 г.
[7]25 стран, участвующих в NAB, согласились предоставлять МВФ кредиты для предупреждения ухудшения мировой финансовой системы или в случае существования угрозы для ее стабильности, а также для преодоления кризисных явлений.