Реальный валовой национальный продукт.
Реальный валовой национальный продукт - величина валового национального продукта в денежном выражении, скорректированная на уровень инфляции.
Таким образом, реальный ВНП наиболее правдоподобно отражает динамику изменения экономического потенциала страны. Направление движения реального ВНП США не отличается большим разнообразием, т.к. основным направлением является рост. Таким образом постоянное увеличение реального ВНП, как, впрочем, и большинства других показателей, является чуть ли не отличительной чертой экономики США.
Но, тем не менее, даже у такого гиганта, как США, наблюдались спады, и довольно значительные, в динамике реального ВНП. Причины этих спадов можно определить, основываясь на двух базовых науках: экономикс и мировая история. Знание первой науки жизненно необходимо для анализа; знание второй же поможет экономисту-профессионалу наиболее точно и подробно объяснить причины анализируемого изменения (или, что тоже вероятно, застоя), потому что, не зная экономических и политических причин, вызвавших изменение макроэкономического показателя, очень сложно понять динамику его изменения.
Ртак, после экономического РєСЂРёР·РёСЃР° 1929-1933 РіРѕРґРѕРІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° РЎРЁРђ начала развивать очень бурными темпами РїРѕ той простой причине, что люди, уставшие РѕС‚ постоянной безработицы, хватались Р·Р° любую работу, даже СЃ небольшой оплатой. Рљ тому Р¶Рµ СЂРёСЃРє СЃРЅРѕРІР° потерять работу заставлял людей делать СЃРІРѕС‘ дело РЅРµ только как РјРѕР¶РЅРѕ качественнее, РЅРѕ Рё как РјРѕР¶РЅРѕ быстрее. Немалую роль сыграла Рё научно-техническая революция, которая получила РІ те РіРѕРґС‹ РІ РЎРЁРђ наибольшее распространение Рё развитие.
Немалую роль РІ преодолении как самого РєСЂРёР·РёСЃР°, так Рё его последствий сыграли реформы Рузвельта. Первыми мерами президента стали стабилизация банковской системы Рё организация помощи безработным. Закон Рѕ восстановлении промышленности состоял РёР· трёх частей. Первая часть предусматривала введение “кодексов честной конкуренции”. РћРЅРё охватывали 95% промышленности РЎРЁРђ. Рто было принудительное ограничение конкуренции. Второй раздел закона регулировал отношения между предпринимателями Рё рабочими. Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования РЅР° общественные работы Рё строительство государственных промышленных, военных Рё РґСЂСѓРіРёС… объектов. Рти меры РЅРµ только стабилизировали ситуацию, РЅРѕ Рё стимулировали СЂРѕСЃС‚.
РР·-Р·Р° этих факторов производительность труда росла чуть ли РЅРµ РІ геометрической прогрессии, Р° соответственно вместе СЃ ней СЂРѕСЃ Рё реальный Р’РќРџ.
Даже начавшаяся вторая мировая РІРѕР№РЅР°, Р° вместе СЃ ней Рё значительное возрастание военных расходов РЅРµ остановили СЂРѕСЃС‚ реального Р’РќРџ. РџРѕ справедливому замечанию известного французского историка Рќ. Верта, СЃ которым СЏ полностью согласен, это объясняется тем фактом, что население РЅРµ было полностью задействовано РІ производстве материальных благ, Рё, таким образом, РјРѕР¶РЅРѕ было безболезненно увеличивать количество занятых РІ военном производстве без сокращения производства предметов потребления. Р’ то Р¶Рµ время РЎРЎРЎР , например, СѓР¶Рµ РЅРµ РјРѕРі увеличить производство военного оборудования Рё техники без того, чтобы РЅРµ сократить производство предметов потребления, так как РІСЃРµ людские ресурсы были заняты. Ртим Рё объясняется дефицит промышленных Рё продовольственных товаров РІ РЎРЎРЎР РІРѕ время Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹. РЎРЁРђ, кстати, оказались РІ похожей ситуации РІРѕ время РІРѕР№РЅС‹ РІРѕ Вьетнаме, РєРѕРіРґР° американское общество впервые узнало, что Р¶Рµ такое дефицит.
Р РѕСЃС‚ реального Р’РќРџ РЎРЁРђ прекратился РІ 1944 Рі. , РєРѕРіРґР° РїСЂРё остановке роста, даже начавшемся спаде, производительности труда увеличились отчисления РёР· бюджета РЎРЁРђ РІ сферы, РЅРµ приносящие РґРѕС…РѕРґС‹, как-то: начавшиеся попытки сооружения космических аппаратов; исследования РІ военной сфере, РІ частности отчисления РЅР° изучение атомных процессов; беспроцентные СЃСѓР±СЃРёРґРёРё союзникам Рё С‚.Рґ. После 1945 Рі. , согласно плану Маршалла, денежные СЃСѓР±СЃРёРґРёРё союзникам Рё бывшим противникам значительно возросли. Р, Рє тому Р¶Рµ, начавшаяся конфронтация СЃ СССРотрицательно повлияла РЅР° состояние государственного бюджета РЎРЁРђ РёР·-Р·Р° того, что РїРѕРјРёРјРѕ увеличения военных расходов РЅР° содержание своей армии Рё исследования РІ сфере вооружений, пришлось также отчислять громадные СЃСѓРјРјС‹ РЅР° содержание армий СЃРѕСЋР·РЅРёРєРѕРІ Рё государств, враждебных РЎРЎРЎР Рё граничащих СЃ его территорией.
Р РѕСЃС‚ Р¶Рµ реального Р’РќРџ начался только РІ 1957 Рі. Рё более РЅРµ прерывался. Рто связано РЅРµ только СЃ завершением военных конфликтов РІ Корее Рё РІРѕ Вьетнаме Рё соответственно СЃ сокращением расходов РЅР° содержание РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ армии, РЅРѕ Рё СЃ увеличением производительности труда, причиной которого послужил начавшийся “baby-boom” “Baby-boom” явился причиной возросшего потребления, С‚.Рє. Р·Р° период 1947-1957 РіРі. население РЎРЁРђ росло ускоренными темпами, соответственно увеличивалось Рё потребление.
Однако, с переходом экономики США в фазу постиндустриального развития (это произошло приблизительно в 1956-1958 гг.) производительность труда перестала играть решающую роль в формировании реального ВНП, несмотря на то, что она осталась довольно значительной. Рост потребления товаров впоследствии привёл к тому, что сальдо США стало отрицательным, и, прежде всего, не из-за отставания промышленности от потребностей населения, а из-за очень ощутимого падения экспорта.
Список литературы
1. Прихненко Алексей. Анализ макроэкономических показателей США.