РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° представляет сложную систему, РІ которой РІСЃРµ элементы должны соответствовать РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ РЅРµ только РїРѕ количественным параметрам, РЅРѕ Рё РїРѕ качеству. Речь идет Рѕ соотношении различных частей произведенного продукта РІ натуральной (предметы потребления Рё средства производства) Рё стоимостной (стоимость необходимого Рё прибавочного продукта, потребленных средств производства) формах, его накапливаемой Рё потребляемой частях, между количеством Рё качеством рабочих мест Рё рабочей силы, количеством денег РІ обращении Рё товарной массой Рё С‚.Рґ. Каждая экономическая система должна иметь соответствующие ей методы управления: РІ определенном соотношении должны находиться административные, экономические Рё социально-психологические методы. Ркономические методы должны базироваться РЅР° соответствующей данному СѓСЂРѕРІРЅСЋ развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё денежно-кредитной, налоговой Рё ценовой политике.
Средства производства Рё рабочая сила сегодня достигли такого СѓСЂРѕРІРЅСЏ развития Рё концентрации, что управление РёС… движением только СЃ помощью рыночных методов невозможно. Страна постоянно будет нести огромные потери, Р° противоречия между частным собственником Рё менеджером РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ разрешаться. Даже форма собственности РЅР° средства производства Рё РёС… концентрация должны соответствовать СѓСЂРѕРІРЅСЋ развития средств производства. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· экономической целесообразности, 1,5 млн. американских фермеров создали 3 тысячи всевозможных кооперативов без правительственного Рё партийного давления, Р° опыт КНРпоказал, что доменные печи РІ каждом РґРІРѕСЂРµ построить нельзя. Как Р±С‹ РЅРµ называлось наше общество (государственным или рыночным социализмом, капитализмом ) какие Р±С‹ производственные отношения РјС‹ РЅРµ имели, РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ РІСЃРµ должно быть согласовано (цены, налоги, заработная плата, соотношение РІ производстве отдельных РІРёРґРѕРІ продукции Рё С‚.Рї.). Раньше РІ нашей стране это делали госплан Рё министерства. Сегодня план как инструмент управления РёР· практики практически исчез, РЅРѕ потребность РІ согласовании отдельных элементов СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё сохранилась.
Результаты согласования должны удовлетворять интересы РїРѕ крайней мере трех сторон: работодателя, работника (его интересы выражают профсоюзы) Рё государства. РњС‹ должны строить как Р±С‹ равнобедренный треугольник. Нарушение равенства его сторон означает "перетягивание одеяла". Поднимая цены, производитель считает, что РѕРЅ выигрывает. Обманывая государство РїСЂРё уплате налогов, налогоплательщики считают, что тоже выигрывают. РќР° самом деле РІСЃРµ оказываются РІ проигрыше. Какой Р±С‹ РЅРё была экономическая программа партии, находящейся Сѓ власти, если РѕРЅР° РЅРµ хочет наносить ущерба своему народу, должна СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ поддерживать РІ равновесии. РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° РЅРµ терпит партийного РїРѕРґС…РѕРґР° Рё лоббирования отдельных отраслей Рё регионов.
Р’ средствах массовой информации уже достаточно описаны признаки Рё последствия нынешнего экономического РєСЂРёР·РёСЃР°. Поэтому ограничимся перечислением его основных признаков: падение производства, высокий уровень скрытой безработицы, инфляция, диспропорция между отраслями, материальной Рё стоимостной структурой произведенного продукта, неплатежи. Р’ классическом РєСЂРёР·РёСЃРµ РІСЃРµ эти явления связаны между СЃРѕР±РѕР№, зависят РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°, подвержены воздействию рыночного механизма. Р’ нашей стране РѕРЅРё живут как Р±С‹ самостоятельной жизнью Рё нередко "плывут против течения". Например, производство падает, скапливаются огромные массы нереализованных товаров, РЅРѕ цены РЅР° РЅРёС… РЅРµ только РЅРµ снижаются, РЅРѕ даже растут. Р’ Р РѕСЃСЃРёРё возникли явления Рё процессы, которые РЅРµ вписываются РІ классические схемы, Р° само понятие "развитие" получило РЅРѕРІРѕРµ содержание. Р’ характере Рё содержании экономических отношений произошли такие изменения (меняются формы соединения рабочей силы СЃРѕ средствами производства, мотивация труда Рё С‚.Рї.), которые дают полное основание применять понятие " развитие", хотя производство РІ большинстве отраслей сократилось. Рсключение составляет СЂРѕСЃС‚ финансовобанковской системы, сети розничных предприятий, легкового транспорта РЅР° руках Сѓ населения Рё некоторые РґСЂСѓРіРёРµ показатели, свидетельствующие Рѕ количественном росте производства Рё потребления товаров Рё услуг населением. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ нынешнего социально-экономического РєСЂРёР·РёСЃР° лежат РґРІРµ РіСЂСѓРїРїС‹ причин.
1.1 Ошибки правительств дореформенного (советского) периода
Нынешние социально-экономические преобразования РІ Р РѕСЃСЃРёРё (Рё РґСЂСѓРіРёС… странах бывшего РЎ РЎ РЎ Р ) начались вследствие сложившейся "революционной ситуации". РћРЅР° зарождалась РЅР° протяжении более четверти века. Нельзя сказать, что РІ стране РЅРµ было попыток уйти РѕС‚ надвигающихся кризисных явлений. Делались попытки реформировать систему образования (1984 РіРѕРґ), уйти РѕС‚ затратной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, активизировать человеческий фактор, перейти РЅР° интенсивные методы ведения СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. РќРѕ цели оказались недостижимыми вследствие инерционности экономического мышления всех слоев населения Рё нежелание отказаться РѕС‚ устаревших идеологических взглядов, сопротивление структурным изменениями РІ образовании, РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Рљ началу нынешней реформы РјС‹ подошли СЃ серьезными отклонениями РІ структуре общественного производства РѕС‚ оптимального. Производство средств производства составляло более 60 %, предметов потребления - менее 40 % ( для сравнения: РІ РЎРЁРђ соотношение обратное). Рто было обусловлено высокой долей сырьевых отраслей, работающих РІ значительной мере РЅР° СЌРєСЃРїРѕСЂС‚, Рё производством вооружений. РћРЅРё отвлекали значительную часть капиталовложений, рабочей силы, хотя дополнительные тонны металла, нефти, газа можно было получить Р·Р° счет меньших РІ три раза вложений РІ ресурсосберегающие отрасли. Собственное развитие сырьевых отраслей требовало дополнительных вложений РІ человека. РќРѕ РјС‹ РЅРµ могли сколько-РЅРёР±СѓРґСЊ существенно увеличить вложения РІ расширенное воспроизводство рабочей силы, так как "СѓР·РєРёРј местом" РІ воспроизводственном процессе оставалось производство предметов потребления Рё услуг. Текущая выгода РѕС‚ продажи сырья Рё вооружений Р·Р° рубеж РІ РІРёРґРµ получаемой валюты обернулась огромными потерями, связанными СЃ перекосами РІ структуре собственной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.
Р’ РјРёСЂРѕРІРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ произошли серьезные структурные изменения, связанные СЃ ролью вещественных Рё личных факторов РІ развитии производства. Если РґРѕ 50-С… РіРѕРґРѕРІ вложения РІ человеческий фактор обеспечивали РЅРµ более трети прироста производительности труда, то РІРѕ второй половине РҐРҐ века - РґРІРµ трети. Рто стало возможным благодаря прогрессу РІ развитии человеческого общества Рё РЅРµ является заслугой капиталистических производственных отношений, как это нередко утверждается. РџСЂРёСЂРѕРґР° капитализма РЅРµ изменилась. РќРѕ сегодня капиталист вынужден поступать РІ соответствии СЃ изменениями РІ структуре производства. РћРЅ РЅРµ может уменьшить заработную плату рабочего, чтобы увеличить прибыль. Чем больше РѕРЅ снижает цену рабочей силы, тем меньше получает прибыли. Только учетом роли человеческого фактора РІ развитии производства СЃРѕ стороны работодателя можно объяснить такие прогрессивные явления РІ странах Запада, как огромные вложения РІ образование Рё здравоохранение, жилищное строительство, РІ условия труда. Сегодня вложения РІ человека становятся самым выгодным вложением капитала. РџРѕР» Хейне РІ своей РєРЅРёРіРµ "Ркономический образ мышления ("Дело", 1994, СЃ.359 ) пишет: "Основная часть РґРѕС…РѕРґРѕРІ РІ РЎРЁРђ извлекается РёР· собственности РЅР° человеческий капитал".
РЎСѓРјРјРёСЂСѓСЏ ошибки правительств бывшего РЎ РЎ РЎ Рможно сказать, что ему РЅРµ удалось даже начать изменение структуры производства (доля второго подразделения продолжала падать), преодолеть РєСЂРёР·РёСЃ общего Рё профессионального образования (решение Рѕ реформе 1984 Рі. так Рё осталось невыполненным), снизить долю Р’РџРљ РІ производстве, реформировать систему управления СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ РІ сторону активного внедрения рыночных инструментов (цена, налоги, кредит, заработная плата). Мешала инерционность экономического мышления, РІ том числе Рё РІ вопросах собственности РЅР° рабочую силу, ее товарности, СѓР·РєРёР№ РїРѕРґС…РѕРґ Рє категории "рынок труда". Любая экономическая система, если РІ ней существует простой Рё сложный труд, для налаживания обмена результатами труда нуждается РІ этих инструментах. Причем это РЅРµ связано напрямую СЃ соотношением РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ различных форм собственности РЅР° средства производства. "Рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°" нужна Рё капитализму Рё социализму. Нельзя сказать, что эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РЅРµ были объектом исследования экономистов теперь уже старшего поколения. Р СЏРґ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ поднимались такими известными экономистами как Рђ.Р“.Аганбегян, Рљ.Рљ.Вальтух, Р“.РҐ.РџРѕРїРѕРІ, РЎ.РЎ.Шаталин Рё РґСЂ. Р’ конце своей карьеры РІ правительстве Рѕ РЅРёС… писал академик Р›.Р.Абалкин.
1.2 Ошибки правительств России в 1991 - 1995 гг.
1. Ослабление административно-плановых методов управления СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№, применение РёС… нередко РІ искаженном РІРёРґРµ (РїСЂРё приватизации, распределении бюджетных ресурсов Рё С‚.Рї.). Субъекты экономической системы Р РѕСЃСЃРёРё десятилетиями были приучены реагировать РЅР° определенные методы управления. Поэтому сложившиеся методы необходимо было использовать для внедрения рыночных инструментов РІ управление СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№, создание предприятий новых форм собственности. РЎ этих позиций РєСЂРёР·РёСЃ РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ Р РѕСЃСЃРёРё следует назвать как РєСЂРёР·РёСЃ методов управления. РћРЅ РЅРµ может быть определен только как РєСЂРёР·РёСЃ, вызванный диспропорциями РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. До его начала РјС‹ имели относительно сбалансированную СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ, равновесие РІ которой поддерживалось СЃ помощью административно-плановых методов. Рто позволяло ее держать РІ "рабочем состоянии", хотя РѕРЅРѕ было РЅР° грани остановки. Диспропорции РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ уже сложились. Ртолько жесткое администрирование РЅРµ позволило СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ свалиться РІ РєСЂРёР·РёСЃ.
2. "Обожествление" частной собственности на средства производства и переоценка способностей собственника вывели экономику России на новый путь. Цели предпринимателя никогда не совпадали с интересами общества и не будут совпадать. А менеджеров, способных управлять производством в соответствии с требованиями рыночных законов, Россия не имела и пока не имеет. Менеджер стремится оптимизировать производство и прибыль, поддерживать экономику в состоянии равновесия. Собственник преследует цель - получение максимальной прибыли.
3. В государственном аппарате на всех уровнях сохранилось преобладание специалистов, обученных в свое время управлять технологиями (инженеры, агрономы), а не людьми и социальными процессами (этому явлению даже были попытки дать научное обоснование). Аппарат управления новое правительство получило в наследство. Но оно до сих пор не сделало сколько-нибудь серьезных шагов по изменению программ подготовки юристов, экономистов-менеджеров, социологов, психологов.
Недостаточный профессионализм идеологов и проводников реформ следует считать главной причиной ошибок самого правительства. Воспитанные на административно-плановых методах управления, они не владеют рыночными методами. У власти оказались не в силу своего профессионализма, а по причине партийной принадлежности. По этому признаку распределены портфели и во вновь избранной Государственной думе.
4. Попытка осуществить так называемое "первоначальное накопление капитала" РІ короткие СЃСЂРѕРєРё, хотя еще РЅРµ были созданы условия для его функционирования, привело Рє таким отрицательным явлениям, как разрыв каналов, РїРѕ которым движется финансовый капитал. Рмеются средства производства, рабочая сила, финансовый капитал. РќРѕ РѕРЅРё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ соединиться. Рсточником первоначального накопления капитала РїСЂРё падении производства почти наполовину стали накопления населения Рё оборотные средства государственных предприятий. Обесценение вкладов населения, заработков Рё оборотных средств предприятий должно быть РЅРµ более, чем 2 - 3-кратным (РІ меру падения производства Рё снижения производительности труда). РќРѕ тогда идеологи реформы РЅРµ получили Р±С‹ главного источника для обеспечения первоначального накопления капитала. Отсутствие сколько-РЅРёР±СѓРґСЊ заметных результатов первоначального накопления (РЅРµ считая сосредоточения огромных финансовых ресурсов РІ собственности немногих) привело Рє социальной напряженности РІ обществе. РћРґРЅРѕР№ РёР· причин неудач РїСЂРё первоначальном накоплении капитала является применение принудительных методов приватизации РІ РІРёРґРµ экспроприации государственной собственности, установление жестких СЃСЂРѕРєРѕРІ ее проведения, грубые экономические Рё социальные просчеты. Так, РїРѕ оценкам экономистов (РІ частности Р®.Рњ. Каныгина) стоимость основных фондов РЅР° 20 - 30 % складывается РёР· затрат труда ученых, РІ том числе занятых РІ сфере образования (так называемая наукоемкость основных фондов). Между тем, РїСЂРё проведении приватизации труд этой части населения РЅРµ был учтен, Р° наука как отрасль народного хозяйства оказалась полуразрушенной. Методы приватизации, примененные РІ Р РѕСЃСЃРёРё, сравнимы СЃ коллективизацией 30-С… РіРѕРґРѕРІ, национализацией фабрик Рё заводов после октябрьской (1917 РіРѕРґР° ) революции. Обесценение вкладов населения, заработков, оборотных средств предприятий РЅРµ могло произойти более чем РІ 2 - 3 раза (РІ меру падения производства). РќРѕ тогда Р±С‹ РјС‹ РЅРµ получили главного источника для обеспечения первоначального накопления капитала. Перераспределение средств РІ пользу богатых сегодня идет РїРѕ всем направлениям. Даже Сберегательный банк, претендующий РЅР° звание народного, выплачивает проценты РїРѕ вкладам беднякам РІ РґРІР° раза меньше, чем богатым вкладчикам.
5. Неправильная оценка начавшихся структурных изменений РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ Рё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим ошибочные решения РІ управлении социально-экономическими процессами. Например, дифференциация РІ доходах населения сложилась РІ недопустимо больших размерах. Самые обеспеченные 10 % населения имели РІ 13,5 раза выше душевой РґРѕС…РѕРґ, чем 10 % самых бедных (РІ 1994 РіРѕРґСѓ это соотношение было 14,2 : 1). Сохраняющееся чрезмерное неравенство РІ доходах населения усложнило регулирование денежных РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё расходов населения. Нет сомнений, РїРѕРєСѓРїРєР° валюты, СЂРѕСЃС‚ вкладов Рё остатков денег РЅР° руках Сѓ населения приходится РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РЅР° самые обеспеченные слои населения. Сдерживая СЌРјРёСЃСЃРёСЋ денег, правительство ударяет РїРѕ средне- Рё малообеспеченным группам населения, позволяя предпринимателям, уходящим РѕС‚ налогов, хранить деньги РІ домашних сейфах, РЅРµ Р±РѕСЏСЃСЊ инфляции. Вывод: причиной роста цен Рё продолжающейся инфляции РІ 1995 РіРѕРґСѓ является РЅРµ СЂРѕСЃС‚ заработков Рё пенсий, РЅРµ СЌРјРёСЃСЃРёСЏ денег, Р° ожидание этой СЌРјРёСЃСЃРёРё. РџРѕРєР° правительство РЅРµ примет меры РїРѕ возвращению денег РёР· домашних сейфов РІ банки (Р° значит, начнет СЃ РЅРёС… получать налоги) Рё Рє сокращению дифференциации РґРѕС…РѕРґРѕРІ РґРѕ европейского СѓСЂРѕРІРЅСЏ, то есть РЅРµ менее, чем РІ РґРІР° раза, то РІСЃСЏРєРёРµ попытки регулирования инфляции СЃ помощью задолженности РїРѕ заработной плате обречена РЅР° провал. Р’ 1992 - 1994 годах падение среднего СѓСЂРѕРІРЅСЏ реальных РґРѕС…РѕРґРѕРІ происходило РІ 2 - 3 раза медленнее, чем сокращалось производство Рё росла скрытая безработица. Была заложена РѕСЃРЅРѕРІР° для еще более глубокого РєСЂРёР·РёСЃР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Рто связано СЃ тем, что уровень реальных РґРѕС…РѕРґРѕРІ поддерживался Р·Р° счет продажи сырья Р·Р° границу, хотя СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ предприятия РЅРµ работали РІРІРёРґСѓ его отсутствия. РР·-Р·Р° границы навстречу везли предметы потребления. Р’ оплату труда шли средства амортизационных фондов, выручка РѕС‚ реализации станков, оборудования, зданий Рё С‚.Рґ.
Структурная перестройка сегодня сдерживается РЅРµ только отсутствием соответствующих прогнозных проработок, РЅРѕ Рё механизма самой перестройки. Пример тому - "хлопковое", "алмазное" Рё "рыбное " дела, рожденные несовершенством законодательства Рё криминальным мышлением чиновников Рё предпринимателей. Закупленный РІ Узбекистане хлопок (СЃ помощью государственных дотаций) транзитом направлялся РЅР° СЌРєСЃРїРѕСЂС‚. Предприятия РІ Рваново Рё РґСЂСѓРіРёС… городах простаивали РёР·-Р·Р° отсутствия сырья. Р’ подобные "экономические РёРіСЂС‹" играет "Газпром", Роскомрыболовства, Роскомдрагмет Рё РґСЂСѓРіРёРµ монополистические объединения, добывающие сырье РЅР° территории страны Рё продающие его Р·Р° рубеж. Выход РёР· РєСЂРёР·РёСЃР° возможен лишь РїСЂРё снижении издержек производства Рё цен, чтобы потребитель РјРѕРі покупать товары Рё услуги. Для этого необходимо сократить число занятых РґРѕ сложившегося объема производства РЅР° 30 - 40 % , увеличив соответственно заработную плату. РќРѕ РјС‹ РїРѕ-прежнему РЅР° РѕРґРЅСѓ заработную плату содержим 2 - 3 работников Рё РІСЃСЏРєРёРµ попытки освободиться РѕС‚ лишних людей наталкиваются РЅР° сопротивление профсоюзов, самих работников.
6. Нынешнее правительство по-прежнему стоит на марксистских позициях по вопросам о примате вещественных факторов производства по отношению к личным, зависимости движения рабочей силы от движения капитала. Между тем в мире этот процесс повернулся на 180 градусов. Капитал движется за рабочей силой. Не замечая этого, нынешнее правительство продолжает политику которая увеличивает разрыв между количеством и качеством рабочих мест и рабочей силой. Еще накануне реформы сложность технологии в промышленности России была на 25 % выше квалификации рабочих. В сельском хозяйстве этот разрыв достигал 3 - 4 - кратного разрыва (сельский труженик работает с живой материей, а она намного сложнее иных станков и машин!). Сегодня этот разрыв увеличивается, и мы идем к рубежу, когда, с одной стороны будут миллионы вакантных рабочих мест, а с другой - миллионы безработных, которые не смогут их занять. Даже если мы найдем капитал на переподготовку работников, на переобучение потребуется время, за которое технология морально устареет. Проблема "белых", "синих" и "черных " воротничков, которую пришлось решать другим странам несколько десятилетий назад, в России , в силу особых условий ее развития, будет решена лишь через более глубокий социально-экономический кризис, чем нынешний.
7. Ошибки РІ инвестиционной политике. Р’ инвестиционной политике прослеживается инерционность мышления, сложившегося еще РІ 30-С… годах: РІСЃСЏРєРѕРµ развитие начинается СЃ вложений РІ производство средств производства для 1 подразделения. Сегодня уже СЏСЃРЅРѕ, что первоначальное накопление РІ значительной мере нацелено РЅР° увеличение потребления материальных благ Рё услуг лишь 10 - 15 % населения, сосредоточившего РІ СЃРІРѕРёС… руках капитал. Лишь 2-Рµ Рё 3-Рµ поколение капиталистов "созреют" для грамотной инвестиционной политики. Первое поколение живет РїРѕ законам, сформулированным Рљ.Марксом, считает условием своего существования эксплуатацию наемных работников. РћРЅРё РїРѕРєР° РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ привыкнуть Рє мысли, что, урезая РґРѕС…РѕРґС‹ наемных работников, РѕРЅРё "СЂСѓР±СЏС‚ СЃСѓРє, РЅР° котором СЃРёРґСЏС‚". РЎ каждым РіРѕРґРѕРј возможности получения РёРјРё обычного предпринимательского РґРѕС…РѕРґР° сокращаются. Рто поняли предприниматели всего РјРёСЂР°, живущие РїРѕ законам рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РЅРѕ РЅРµ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ предприниматели. Р’ 30-С… годах был второй путь развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, РѕС‚ которого РјС‹ отказались вследствие исторических условий тех лет: постепенное накопление капитала РІРѕ Рџ подразделении (производство предметов потребления Рё услуг для населения) Рё лишь затем - проведение индустриализации. Рто более длительный путь. РџРѕ нему шли большинство стран. РќРѕ РѕРЅ более благоприятен для РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ массы населения, особенно РІ период возросшей роли человеческого фактора РІ развитии производства. РќР° наш взгляд, РѕРЅ открыт сегодня перед Россией. Рзменение внешней политики страны Рё потепление международных отношений РЅРµ заставляют нас осуществлять очередное перевооружение страны (5-Рµ или 6-Рµ РІ послевоенный период) Рё позволяют ограничиваться расходами РїРѕ поддержанию достаточной обороноспособности (РїРѕРєР° РїРѕСЂРѕС… нужно держать СЃСѓС…РёРј!). Для этого достаточно сложившихся расходов РЅР° РѕР±РѕСЂРѕРЅСѓ.
2. Выход из кризиса
Он может быть завершен лишь в течение 10 - 15 лет. Программа выхода из кризиса должна содержать:
- мероприятия по устранению причин возникновения социально-экономического кризиса, о которых говорилось выше;
- демографический прогноз населения, его занятость, потребности в материальных благах и услугах, развитие общего и профессионального образования, исходя из ожидаемых изменений в производстве, совершенствование системы расселения:
- мероприятия по переходу к оптимальной структуре производства, предусматривающей следующие приоритеты в развитии отдельных отраслей:
а) развитие отраслей, обеспечивающих создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека, поскольку сегодня вложения в человека обеспечивают две трети прироста производительности труда; качество рабочей силы является самым "узким местом" для выхода из кризиса (речь идет о таких отраслях, как образование и здравоохранение, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, жилищное строительство, связь, пассажирский транспорт);
б) обеспечение развития перечисленных отраслей (наука, сельскохозяйственное машиностроение, промышленность строительных материалов, строительной индустрии, машиностроения для отраслей группы "а" и "б");
в) развитие остальных отраслей, входящих в 1 подразделение общественного производства (грузовой транспорт, машиностроение и приборостроение, энергетика, химическая промышленность и др.);
г) развитие сырьевых отраслей, которые должны обеспечивать внутренние потребности страны и экспорт в размерах, позволяющих получить средства в виде новых технологий для развития отраслей групп "а", "б", "в".
При разработке программы следует учитывать, что природные ресурсы принадлежат не только нынешнему поколению, но и будущим поколениям (поэтому и необходимо сохранение государственной собственности на землю и ее недра!). Рни с каких позиций мы не имеем права брать от природы больше, чем ей возвращаем, должны оставлять потомкам ее в таком виде, в каком получили от предков (отсюда - часть ВНП должна направляться на сохранение природы, даже если придется сдерживать и даже сокращать уровень потребления нынешнего поколения!).
Для решения поставленных проблем, помимо разработки долгосрочной программы выхода из кризиса, необходимо:
- создать экономический механизм, предусматривающий активное использование для регулирования экономики таких рыночных инструментов, как налоги, кредиты, цены, деньги;
- привести в систему законодательные акты, регулирующие экономические отношения в обществе;
- разработать и принять управленческие решения на всех уровнях, обеспечивающие решение указанных проблем; лоббирование в управлении экономикой отдельных отраслей со стороны правительственных чиновников и депутатов лишь ухудшит экономическое положение страны;
- организовать переподготовку управленческих кадров а также воспитательный процесс населения всех возрастов.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/