каталог статей |
РџРѕРёСЃРє:
пример: сотовые телефоны расширенный поиск
Наука и образование » Экономика » Теоретико-методологические аспекты анализа мирового рынка технологий

Теоретико-методологические аспекты анализа мирового рынка технологий

Скляренко Р. П.

1.1. Основные черты информационного общества

Сам термин информация (от лат. informato — разъяснение, изложение), первоначально обозначал сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом. Со временем под этим стал подразумеваться также сам процесс передачи или получения этих сведений. В настоящее время в русском языке “информация” не имеет глагольной формы, как в английском языке.

Информация всегда играла в жизни человечества важную роль. Однако в середине 20 века в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль информации неизмеримо возросла. Кроме того, происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации, получившее название информационного взрыва.

В связи с этим возникла потребность в научном подходе к информации, выявлении её наиболее характерных свойств, что привело к двум принципиальным изменениям в трактовке понятия. Во-первых, оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире. Передачу признаков от клетки к клетке и от организма к организму также стали рассматривать как передачу информации (возникли такие понятия как генетическая информация, биологическая кибернетика). Во-вторых, была предложена количественная мера информации (работы К. Шеннона, А. Н. Колмогорова и др.), что привело к созданию теории информации.

Общий, подход к понятию информации, а также появление точной количеств, меры информации, пробудили огромный интерес ее изучению. С начала 1950-х гг. предпринимаются попытки использовать понятие информации (не имеющее единого определения до настоящего времени) для объяснения и описания самых разнообразных явлений и процессов.

В конце 20-го века с развитием сети Интернет и языком гипертекстовой разметки документов html, возник мало еще изученный феномен перехода от линейно представленной информации к нелинейно представленной. Пока еще применяются методы линейного структурирования текстовой информации, но в последующем произойдет переход к циклично структурированным (круговым разветвляющимся диаграммам, таблицам и т.д.) и кристаллическим структурам представления информации, имеющим большую наглядность и позволяющим строить значительное число логических цепочек.

В настоящее время наибольшее распространение получило понимание информации, применяемое в количественной теории информации и выдвинутое в 1960 году А. А. Харкевичем, постулирующее, что ценность информации определяется как приращение вероятности достижения данной цели в результате использования данной информации.

Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления и используется в общественно-исторической практике. Поскольку основу процесса познания составляет общественная практика, источником научной информации служат не только научные исследования, но и все виды активной деятельности людей по преобразованию природы и общества. Научная информация делится на виды по областям её получения и использования (биологическая, политическая, техническая, химическая, экономическая и т. п.), по назначению (массовая и специальная и т. п.). Гипотезы и теории, оказывающиеся впоследствии ошибочными, являются научной информацией в течение всего времени, пока ведутся систематическое изучение и проверка на практике их положений. Критерий использования в общественно- -исторической практике позволяет отличать научную информацию от общеизвестных или устаревших истин, идей научной фантастики и т. д.

Совокупность процессов представления, передачи и получения научной ин формации составляет научную коммуникацию. Во всех без исключения процессах научной коммуникации непременно участвуют учёные или специалисты. Степень их участия может быть различной и зависит от специфики процесса. Различают неформальные и формальные процессы. К неформальным относят те процессы, которые в основном выполняются самими учёными или специалистами: непосредственный диалог между ними о проводимых исследованиях или разработках, посещение лаборатории своих коллег и научно-технических выставок, выступление перед аудиторией, обмен письмами и публикациями, подготовка результатов исследований или разработок к опубликованию. К формальным относят: редакционно-издательские и полиграфические процессы; распространение научных публикаций, включая книготорговлю, библиотечно-библиографическую деятельность; процессы обмена научной литературой; архивное дело; собственно научно-исследовательская деятельность. Все формальные процессы, кроме последнего, не специфичны для научной коммуникации и входят в сферу массовой коммуникации, основным средствами которой являются печать, радио, телевидение, электронные системы.

Возросшая сложность научного труда и необходимость повышения его эффективности ведут к его дальнейшему разделению, которое происходит в разных плоскостях: на теоретические и экспериментальные исследования, на научно-исследовательскую, научно-информационную и научно-организационную деятельность. Информационным службам передаётся выполнение всё более сложных задач по отбору и переработке научной информации, которые можно решать лишь при одновременном использовании достижений, как информатики, так и теорий и методик конкретных отраслей науки.

Научно-информационная деятельность заключается в сборе, переработке, хранении и поиске закреплённой в документах научной информации, а также в её предоставлении учёным и специалистам с целью повышения эффективности исследований и разработок. Эта деятельность всё чаще выполняется информационными системами, основанными на принципе однократной исчерпывающей обработки каждого научного документа высококвалифицированным специалистом и ввода результатов такой обработки в электронную коммуникативную сеть.

Анализом взаимосвязей между научными публикациями установлено, что из огромного числа накопленных человечеством источник информации, только незначительное число публикаций (около 10% от общего количества, причем половина, которых не старше 5 лет), наиболее часто упоминается в более поздних работах и, следовательно, имеет актуальное значение для дальнейших научных исследований. Именно эти источники информации составляют ядро действительно ценных научных работ.

При передаче научно-технической информации на производство, или между производством и производством передается наиболее важная, структурированная информация, предназначенная только специалистам и не имеющая срока давности. Так называемое “моральное старение” является процессом сравнительного анализа научно-технической информации в сторону применения на практике новых знаний, а не обесценения предшествующих, поскольку зачастую на их основе возникают новые. Этим объясняется привлекательность международного научно-технического обмена по лицензионным договорам, предусматривающим обмен усовершенствованиями.

В мировой научно-конструкторской мысли существует понятие, привнесенное из советского диалектического материализма – развитие по спирали, (spiral development) предусматривающее возможность применения новейших технологий, как в ходе создания, так и при модернизации комплексных объектов с длительным сроком службы (производственные и исследовательские мощности, космические станции, суда, самолеты и т.п.).

Поскольку результаты применения фундаментальных и прикладных исследований имеют значительный временной разрыв то, не взирая на существующую практику сокращения данного срока, технологическая основа общества имеет многоукладный характер и содержит в себе производственные технологии всех предшествующих укладов. Более того, в различных условиях критическими технологиями могут становиться технологии предыдущих укладов (простейший пример: длительное пребывание современного человека в условиях дикой природы не возможно без знаний, которыми человечество овладело тысячи лет назад).

Сегодня особый груз нравственной ответственности ложится на тех, кто генерирует новые идеи, находится на переднем плане научного поиска. Как отмечал академик Е.П. Велихов, когда ученый “чувствует и видит новые шансы для прорыва человечества в будущее, когда он получает счастливую возможность заглянуть дальше других, на него ложится особая ответственность за то, что его результаты быстрее были использованы для получения новых фундаментальных преимуществ в технологии, технике, конструкторском деле”.

Современная наука не ограничивается тем, что несет человечеству познания. Она стала одним из важнейших факторов практического преобразования мира. Невиданная до 20 века мощь научного потенциала изменила даже обыденное мировоззрение человечества. Коммуникация перешла из разряда проблемы в разряд средств. Международное разделение труда, специализация производства по регионам мира, с одной стороны сближает народы, а с другой стороны – воспринимается как принуждение и ограничение выбора. Задача осознания выбора предоставленного наукой и осуществленного на научной основе – очень болезненный процесс, подразумевающий анализ предыдущего, современного и прогнозируемого положения дел.

Поскольку наука стала фактором производственного процесса, который, в свою очередь, был и сферой приложения науки. В этом факте и выражается суть новой целевой ориентации науки, нового исторического этапа в ее развитии. Развивающаяся индустрия раздвинула перед наукой горизонты и породила могучие стимулы движения вперед. Техника становилась определенной силой знания, и все больше зависела от успехов научных исследований.

Однако в середине ХХ века в науке все более явно начали обнаруживаться процессы, свидетельствующие о переходе в новое качество. В ходе научно технической революции появляется все больше признаков начинающегося фронтального поворота науки в сторону человеческих повседневных потребностей.

Во-первых, автоматизация – медленно и противоречиво развиваясь, освобождает человека от технологического подчинения машине. В результате этого сама ориентация науки на технику теряет свой негуманный оттенок и самодовлеющее значение.

Во-вторых, современная техника и технология требует от работника не просто опыта, квалификации, умения и сноровки, а определенной системы научных знаний, высокой общеобразовательной подготовки, которая позволяет свободно ориентироваться во всем производстве, удовлетворения требований растущей профессиональной мобильности, быстроты освоения технических новшеств и научных открытий.

В-третьих, экономисты в развитых странах во второй половине ХХ века с удивлением обнаружили, что расходы на образование, традиционно считавшееся балластом для национального бюджета, не только окупаются, но и приносят обществу доходы более значительные, чем вложение в иные формы деятельности (норма эффективности от 8 до 10%, причем с тенденцией к увеличению).

В-четвертых, последние десятилетия научные знания воплощаются не только в самом производстве и человеке – работнике – специалисте, но и в управлении социально-экономическими процессами, организации труда и производства.

Мы видим, что если развитие производства в ХIХ веке осуществлялось за счет совершенствования машин и технологических процессов, то в наше время оно, помимо этого, движется вперед и за счет самого человека

Вместе с тем, в процессе радикальных сдвигов, намечаемых в обществе под влиянием компьютеризации, возникает уникальный исторический шанс – освободить творческий потенциал индивида от диктата техники, от шаблонов поведения и потребления, навязываемых массовым производством индустриального общества. В этом контексте переход от машины к компьютеру воспринимается как символический акт скачка цивилизации из царства необходимости в царство свободы. Трактуемая в терминах господства индустриальных стандартов развития, категория необходимости находит свое выражение, в частности, в представлении об “эталонном” типе личности (речь идет о таких понятиях, как экономический человек, индустриальный человек, организационный человек) и соответственно в принципах навязывания промышленной регламентации на самых различных уровнях жизнедеятельности индивида. На протяжении 50 - 70-х годов было налажено массовое производство продукции индустриальной эпохи, продукции, чье регламентированное единообразие отражало специфику промышленного базиса. Техника промышленного производства проникла во все социальные сферы – на заводы, в учреждения, в сферу коммуникаций, на транспорт, в систему здравоохранения и, наконец, в наши дома. В отличие от индустриальной технологии “подавления”, унификации технология “освобождения” информационной цивилизации призвана осуществить отличительный и индивидуальный подход по отношению к тысячам служащих предприятий”.

Информационное общество представляется результатом взаимодействия научных, технологических, экономических и культурных сил и не является продуктом одной лишь технически детерминируемой технологии. Сосредоточием радикальных сдвигов, сопровождающих вступление человечества в информационную эру, представляется культура, находящаяся под влиянием сил технологического, экономического и политического порядка, четко реагирующая на современные беспрецедентные возможности распространения информации, различных взглядов и систем ценностей, усиления взаимовлияния и переплетения, отличающихся друг от друга традиций, стилей жизни, мировоззрений. В этом растущем взаимодействии материальных и духовных начал, смешении языков, сближения художественного восприятия мира информационная цивилизация принимает облик новой обетованной земли, объединяющей народы, помогающей найти им общий язык, вернуть человечеству утраченное легендарное единство. “Мир стоит на пороге новой эпохи синтеза. Во всех интеллектуальных сферах, начиная с точных и естественных дисциплин и вплоть до социологии, психологии и экономических наук, мы, видимо, переживаем возвращение к категориям высшего порядка и к общей теории. Из отдельных частиц мы снова создаем целое” - А. Тофлер.

Информационная экономика – это такой тип хозяйства, где в отличие от всех предыдущих главным производительным ресурсом является нечто нематериальное – информация, производством, обработкой и распространением которой занимается подавляющее большинство активной рабочей силы.

Стержнем информационной экономики выступает комплекс отраслей, производящих разнообразную информацию, координирующим механизмом – рынок информации, а связующей системой – информационная инфраструктура. Технологическую основу информационной экономики образуют новейшие информационные технологии.

Критерии перехода страны от индустриального к информационному типу можно свести к следующим аспектам:

численность и удельный вес занятых в сфере услуг превышают абсолютную и относительную занятость во всех сферах материального производства;

доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте превышает 50%;

темпы роста производства и продаж нематериальных благ выше, чем темпы роста производства и продаж физических товаров;

инвестиции в нематериальные отрасли хозяйства по объемам и темпам больше, чем инвестиции в материальные, включая вложения в электроэнергию и др.

Таким образом, информационное, или постиндустриальное, общество – это философский термин, обозначающий наиболее высокую в настоящее время ступень развития общества, главной и определяющей ценностью которого является не материальное благо, а информация.

Как таковым предметом теории информационной экономике в узком смысле являются экономические отношения по поводу производства, хранения и распространения разнообразной информации. В широком смысле – это закономерности, специфика и социально-экономические последствия становления качественно нового типа хозяйства.

Отличительной особенностью постиндустриального общества также является то, что в нем определяющая роль принадлежит информационному обмену. Так, например, в аграрном обществе главная роль принадлежала материальному обмену, а в индустриальном обществе – энергетическому. Транспортировка информации в отличие от транспортировки вещей и энергии благодаря современным средствам телекоммуникации фактически не требует затрат времени и непосредственного человеческого присутствия. Точнее, эти затраты ничтожно малы. Именно интенсивность информационного обмена обусловливает высокую динамичность развития экономики в условиях постиндустриального общества.

Относительная бесконфликтность развития постиндустриального общества объясняется оригинальным свойством информационного обмена. Оно заключается в том, что в отличие от материального и энергетического обмена информационный обмен не заканчивается полным отчуждением блага от его первоначального владельца. В основе материального и энергетического обмена лежит классические имущественные отношения, когда один из участников обязательно должен расстаться со своим благом, получив взамен деньги или другое благо (рынок). При этом пропорции обмена не всегда одинаково выгодны участникам. Иное дело – обмен информацией, в результате которого у каждого из участников и сохраняются имевшиеся ранее знания, и появляются новые.

Информационный обмен в своем развитии прошел четыре неравные по времени фазы: устную, письменную, книжную и компьютерную. При этом изучение специфики данных периодов осуществляется не равномерно. Проблемы и тенденции развития информационной экономики еще не получили комплексного освещения в научной литературе и находятся в своей начальной стадии в силу своей относительной новизны. Наиболее изученными эти процессы оказались в странах их максимального проявления – в США и странах Западной Европы.

Наиболее известные ученые, внесшие весомый вклад в теорию информационной экономики и информационного общества в целом: Д. Белл, У. Дайзард, Е. Масуда, О. Тоффлер, М. Хайдеггер, К. Эрроу.

Хронологически в теории информационной экономики можно выделить три основных этапа:

1. 30 - 50-е гг. XX столетия: исследования специалистами различных отраслей науки отдельных аспектов общественного производства, связанного с быстрым развитием индустрии знаний;

2. 60 – 70-е гг.: период зарождения собственно информационной экономики и формирование на ее базе постиндустриального общества; осмысление накопленного фактического материала философами, выявление важнейших закономерностей и тенденций в развитии нового явления;

3. 80 – 90-е гг.: период интенсивного развития нового типа экономики в передовых странах и, соответственно, увеличение публикаций работ, как философов, так и экономистов.

В настоящее время к основным предпосылкам возникновения и развития информационной экономики принято относить:

1. развитие машинного производства, которое в середине XX века привело к созданию и успешному функционированию в сфере материального производства первых автоматов;

2. полная автоматизация промышленного производства, которая стала возможной к концу 70-х годов благодаря внедрению и широкому освоению микропроцессов и промышленных роботов. Наиболее яркими примерами полностью автоматизированных предприятий стали заводы японской фирмы Fanuc, а также сборочные предприятия автомобильных компаний Швеции и США;

3. начало активного применения к середине 80-х гг. в промышленно развитых странах управленческих информационных систем, т.е. произошло распространение процессов автоматизации и компьютеризации с уровня непосредственного создания благ на уровень управления ими. Это привело к радикальной переоценке ценностей: главным, определяющим развитие, стал нематериальный ресурс – информация;

4. начало функционирования в первой половине 90-х годов объединенных информационных систем, связавших воедино те процессы и ресурсы, которые ранее использовались разрозненно;

5. развитие современных информационных технологий и телекоммуникаций сделало реальностью подлинную глобализацию во второй половине 90-х гг.

Технологический способ производства – это исторически определенный характер соединения всех компонентов производительных сил. Каждому технологическому способу производства присуща собственная структура производительных сил. Так для постиндустриального общества главными компонентами структуры технологического способа производства выступают: интеллект человека плюс новейшие информационные технологии плюс информация.

Подобно тому, как индустриальное общество врывается в массовое сознание Запада 60-х годов мечтой о машине, комфортабельном доме и прочих благах, являющихся продукцией промышленного производства, информационное общество формирует новый имидж, новые представления об успехе, ориентирующиеся на потребление информации и продукции электронного производства. Технологическим фокусом, вокруг которого складывается вся теория, выступает средство коммуникации – телефон – спутник, интерактивное телевидение, персональный компьютер.

Сам термин “информационное общество”, с которым первоначально связываются лишь определенные технологические сдвиги в производстве, появляется в Японии еще в начале 60-х годов. И прошло немало времени, прежде чем он стал обретать контуры определенной идеологической формулы “будущего”, превратился в символ новой веры, надежд, в свидетельство возможных опасностей. В многообразии оценок и подходов, связанных с пониманием природы нового общества, можно выделить общую мысль: “информационное общество будет новым типом общества, целиком отличающимся от своего индустриального предшественника”.

Символическим актом рождения информационной эры объявляется запуск искусственного спутника Земли, ставшего технологическим катализатором в формировании подлинно глобальной коммуникационной связи – нервной системы планетарной цивилизации. Это обстоятельство играет важную роль в формировании новых представлений о характере грядущего общества, среди которых следует выделить концепцию “глобальной деревни” канадца Х. Маршала Мак-Моэна, автора коммуникационной версии философии истории, и идею коммуникационной эры американца Р. Тилда.

Обуславливая фундаментальные культурные сдвиги сменой господствующих видов коммуникаций, Мак-Моэн создал свою трехступенчатую модель всемирной истории. Первая ступень – эпоха племенного индивида – характеризуется преобладанием устной речи в качестве средства коммуникации (“человек слушающий”), непосредственным отношением к окружающей действительности, которое находит свое выражение в мифологических стереотипах сознания. Вторая ступень – эпоха типографского, или индустриального, индивида – наступает в ХУ веке после изобретения печатного станка И. Гуттенбергом и приводит к триумфу визуального мировосприятия (“человек смотрящий”), к победе печатного слова над устным, к утверждению рационалистического, опосредованного видения мира, к революционным изменениям в промышленности, к появлению крайних форм индивидуализма, к конфронтации с окружающей средой, к отчуждению.

Третья ступень – эпоха синтеза “человека слушающего” и “человека смотрящего” – наступает в условиях победы средств электронной коммуникации и способствует слиянию мифологического–непосредственного и рационалистического–опосредованного способов видения мира, соединению специального и природного начал в культуре, городского и крестьянского образа жизни в рамках всемирной цивилизации “глобальной деревни”.

Пространное толкование идеи информационной эры дается в частности, в книге Р. Тибалда “По ту сторону отчаяния…” мы проходим через период “чрезвычайно динамичных изменений и мы должны сосредоточить наше внимание на том, каким образом можно реализовать возможности новой коммуникационной эры, избежав при этом грозящих опасностей”. Непонимание специфики стремительно наступающего будущего, попытки сохранить в неизменности эталоны действия и формы организации, которые способствовали успеху еще в недалеком прошлом, сегодня, предупреждает Табалд, могут привести человечество к участи многих народов и цивилизаций прошлого, которые терпели крах именно в момент достижения высшей точки расцвета: падение Рима и Греции, Египта и Испании показывает, что эти цивилизации, демонстрировавшие свою устойчивость в течении определенного исторического периода, со временем оказывались не в состоянии приспособиться к новым условиям.

Серьезную озабоченность в связи с поиском новых форм организации человеческих отношений вызывает проблема, которая называется, точнее выражается с помощью принципа “хай тек / хай тач” - высокая технология требует соответственно высокой подготовленности индивида, высокой ответственности. Нарушение баланса в пользу технологии (опережающее развитие технологии по отношению к нравственно идеологическим ресурсам общества), как свидетельствует во многом негативный опыт индустриальной цивилизации, является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизация различных аспектов жизни, угроза термоядерного или экологического кризисов. Другими словами, когда внедряется новая технология, в обществе необходим уравновешивающий человеческий ответ, то есть хай тач. Чем выше хай тек, тем выше должен быть хай тач.

Таким образом, весь исторический процесс можно представить так. Первый этап характеризуется отношением личной зависимости (первобытное общество), при котором производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и изолированных друг от друга регионах. Второй этап – личная независимость, основанная на вещественной зависимости, - такова вторая, новая форма организации общественной жизни, при которой впервые образуется система всеобщего обмена продуктов труда, многогранных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Третий тип – свободная индивидуальность, основанная на всестороннем развитии людей и на превращении их развития в общественное достояние.

Если человечество сегодня воспринимается как единый биологический вид, то его социальное, а тем более духовное единство находится еще в процессе становления. Оно разделено на множество самых разнообразных структурных групп и общностей: нации, классы, профессиональные, политические и региональные группы, семья и проч. Интересы этих социальных образований могут быть как общими, так и различаться вплоть до противоположных. Конкретный человек непосредственно входит во множество различных общностей, следовательно, его личные и общественные интересы всегда опосредованы групповыми. Тем не менее, человечество в целом – не абстракция, а всегда конкретная цивилизация и совокупность цивилизаций различных уровней. Его единство продиктовано самыми насущными соображениями. Если центробежные силы возобладают над центростремительными, человечеству в целом, а стало быть, и входящим в него группам и отдельным людям грозят нерешенные глобальные проблемы: как избежать войны, сохранить природу, здоровье и культуру? Планетарная общность людей с неизбежностью ведет к социальному и духовному единству человечества, которое ныне является условием его выживания.

Необходимо хорошо представлять себе объективные и субъективные основания современного единства. Объективные включает расширение и упрочение хозяйственно-экономических связей различных регионов планеты; совместные усилия в борьбе с экологическим кризисом; рост политического единства на пути разоружения и снижения военной опасности; координирование усилий в борьбе с международной преступностью; предотвращение возрастающей опасности идеологических конфликтов, грозящих ликвидацией достигнутого единства в других областях жизни; расширение культурных контактов, интернационализацию культурной жизни в целом.

Глобализация мировой экономики – это увеличивающаяся взаимозависимость экономик различных стран мира вследствие роста трансграничных перемещений товаров и услуг, экспорта и переплетения капиталов, интенсивного обмена информацией и технологиями. По сути, она является логическим выражением растущей интернационализации хозяйственной жизни в мире, и эти тенденции не прерываются даже экономическими или финансовыми кризисами. Сейчас четко различаются четыре аспекта глобализации: экономический, военный, экологический, социальный и культурный.

Процесс глобализации начался в 60-х годах с бурным развитием НТП. В конце 90-х годов он достиг свей зрелой стадии. Из-за кардинальных сдвигов в сферах производства, коммуникации, торговли, зарубежного инвестирования и финансов – мировая экономика все более превращается в целостный организм, спаянный уже не просто международным, межстрановым, но и межфирменным разделением труда, глобальной финансовой системой и общей информационной сетью. Формируется мировое экономическое пространство, состоящее из “открытых” экономик, в котором география размещения производственных сил, отраслевая структура инвестиций, производства и сбыта определяются с учетом глобальной конъюнктуры, хотя вместе с этим большие размеры приобретают и сопутствующие риски.

Глобализация как сложный процесс имеет массу черт, однако нас интересуют следующие:

- углубление международного разделения труда с переходом от общего (межотраслевого) к специфическому (внутриотраслевому) и единичному (технологическому), в том числе на внутрифирменной базе;

- компьютерно-информационная революция, переворот в средствах телекоммуникации на базе электроники, кибернетики, спутниковых систем связи. Стремительное увеличение числа пользователей всемирной сети компьютерной связи “Интернет”;

- создание высокоразвитой международной инфраструктуры;

- усиление влияния транснациональных корпораций, контролирующих до половины промышленного производства, свыше половины международной торговли, около 80% мирового банка патентов и лицензий на новую технологию и “ноу-хау”.

Глобализация мировой экономики, облегчая хозяйственное взаимодействие между государствами, стимулирует экономический рост, способствует ускорению и увеличению масштабов обмена передовыми достижениями человечества в экономической, научно-технической и интеллектуальной сфере, что, безусловно, содействует общему прогрессу человечества.

1.2. Движение научной информации в современном обществе

Человеческая цивилизация пережила две подлинных революции в сфере производства: первая – аграрная, вторая – промышленная. Последние 50 лет мир живет в ощущением третей революции – информационной. Одним из ее критериев и примет является изменение массового сознания и мышления человека из массы. Одномерность мышления, подразумевающая враждебность к плюрализму политических взглядов и общественных оппозиций, определяемых сложной иерархической структурой общества, желание видеть в однолинейной направленности исторического прогресса проявление всеобщей уравнительности. Отождествляемой с равенством, отношение к экономическому развитию как панацее от всех зол – начинает уступать место искренней растерянности и удивлению достигнутым результатам. Наступает этап переоценки, даже перестройки системы ценностей с которой промышленно развитые страны вошли в 21 век.

Подобно тому, как индустриальное общество врывается в массовое сознание Запада 60-х годов мечтой о машине, комфортабельном доме и прочих благах, являющихся продукцией промышленного производства, информационное общество формирует новый имидж, новые представления об успехе, ориентируется на сугубо личное потребление товаров. Это вызывает к жизни разнообразие производственных процессов и технологий. Технологическим фокусом, вокруг которого складываются все современные общественно-политические теории, призванные прояснить положение дел, выступает средство коммуникации – видео-телефон-персональный (личный) компьютер-спутник.

Сам термин “информационное общество”, с которым первоначально связывались лишь определенные технологические сдвиги в производстве (программное обеспечение станков), появился в Японии в начале 60-х годов. В многообразии оценок и подходов, связанных с пониманием природы нового общества, можно выделить общую мысль: “информационное общество будет новым типом общества, целиком отличающимся от своего индустриального предшественника”. Символическим актом рождения информационной эры объявляется запуск искусственного спутника Земли, ставшего технологическим катализатором в формировании подлинно глобальной коммуникационной связи – нервной системы планетарной цивилизации.

Ключ к поиску формулы выживания видится в приспособлении к новым реалиям, обусловливаемым в первую очередь коммуникационной революцией. При этом следует иметь в виду двоякий смысл, вкладываемый в понятие коммуникационной реальности: во-первых, речь идет о коммуникационном производстве; во-вторых, под коммуникацией подразумевается процесс эффективного обмена идеями между индивидами. До тех пор, пока мы не в состоянии вступить в эффективную коммуникацию друг с другом с тем, чтобы определить направление желаемого движения, невозможно достигнуть какого-либо согласия. Мир уже вступил в коммуникационную эру, поскольку значительная часть нашего общества уже вовлечена в коммуникационную деятельность, а также потому, что проблема выживания мира в современных условиях зависит от нашей способности слушать друг друга и учиться на опыте других. Это значит, что обмен информацией является основным критерием общественной жизни, общественного сознания и в первую очередь фактором производства.

Путь к будущему всемирному сообществу прокладывается через сдвиги, наблюдаемые в “инфосфере”, способствующие формированию нового типа общественного сознания. Эти сдвиги связываются, прежде всего, с падением роли таких средств обучения, как чтение и письмо, игравших доминирующую роль в информационной сфере индустриального общества, и с повышением значимости фактора компьютеризации. Включение компьютера в процесс обучения приводит к повышению интеллектуальных способностей индивида, результатом чего станет существенное увеличение объема социальной памяти.

Наблюдаемый в настоящий момент переход от промышленного общества к информационному по характеру и масштабам вызываемых перемен сопоставим со скачком человечества из аграрной цивилизации в царство индустрии, но с учетом того, что сдвиг от аграрного общества к промышленному осуществлялся на протяжении сотен лет, в тоже время как переход к информационному обществу определяется временным отрезком всего в два-три десятилетия.

Дефицит исторического времени, которым мы располагаем, требует чрезвычайной быстроты и точности реакции на происходящие изменения, умения сосредоточиться на стратегически важных моментах, к числу этих моментов относятся: изменение “техпространства”; стимулируемое компьютеризацией появление новых видов деятельности и производства; необходимость в новых формах организации человеческих отношений, соответствующих характеру и возможностям новой высшей степени технологии.

Под изменениями “техпространства” понимается переориентация производственной деятельности с машины и современной транспортной сети, характерных для индустриального общества, на компьютер и соответствующую ему коммуникационную сеть Особая роль в этих условиях отводится комбинированной технологии телефона, компьютерам телевидения, которые вливаются в интегрированную информационную и коммуникационную систему, создающую предпосылки для нового типа взаимодействий. Если транспортная сеть обеспечивает перевозки продуктов промышленности, коммуникационная сеть обеспечивает доставку новой продукции информационного общества – информации.

Появление новых видов деятельности и производства связывается с окончательным развертыванием возможностей новой технологии, на первом этапе новая технология просто вписывается в рамки существующих производственных схем и принятых социально-политических реалий; на втором этапе – она провоцирует частичную модернизацию принятых технологических стандартов и экономических ориентаций, порождая напряженности в различных звеньях; на третьем этапе она превращается в решающую силу перестройки систем, подгоняя под свои императивы основные механизмы экономики, эталоны политической и общественной жизни. Решающим обстоятельством, связываемым с победой информационной технологии и утверждением информационной цивилизации, признается превращение информации в стратегический ресурс общества. Возрастание роли и ценности информационного производства не должно восприниматься как свидетельство падения значимости массового производства, достигнутого в промышленную эпоху. Речь в данном случае идет лишь о перемещении акцентов из области физической деятельности (промышленного производства), в интеллектуальную (сфера информатики).

Под влиянием осознания сложившейся ситуации мысль о необходимости приведения общественно-политических реалий Запада, поскольку именно они претендуют на роль эталона современного развития, в соответствие с новыми техническими возможностями приобретает все большее число сторонников. Если политические идеи и институты по своей притягательности начнут отставить от технических благ, то триумф западной цивилизации может оказаться самоистребительным.

Связывая появление общества будущего с распространением “высокой” компьютерной технологии, необходимо подчеркнуть, что речь идет о планетарных изменениях, которые по своим последствиям превзойдут масштабы преобразований за всю предшествующую историю. Беспрецедентный характер предполагаемых сдвигов объясняет бесплодность попытки посмотреть контуры будущего в бинокль идеологических штампов, утвердившихся в нашем сознании. Одно это свидетельствует о том, что новое общество не в состоянии выйти из старого беспрепятственно, без конфликта.

Выработки адекватных представлений о характере происходящих изменений и о перспективах будущего связывается в значительной мере с углубленным исследованием социального эффекта, обусловливаемого внедрением новой технологии. При этом особо выделяется роль микропроцессоров, поскольку не существует такой области в мировой экономике, где нельзя было бы использовать микропроцессоры. В своем знаменитом отчете “Информационная технология и цивилизация”, адресованном Римскому клубу, Иноуз И. Пирс останавливается на некоторых аспектах информационной технологии сыгравшей решающую роль в преобразовании современного общества. В частности, отмечается, что информационная технология вызывает интеграцию различных форм деятельности, которые в прошлом были разобщены функционально и географически, способствует созданию более экономной с точки зрения потребления материальных ресурсов и энергии структуры производства, повышает качество социального обслуживания (медицина, образование, транспорт), дает в наше распоряжение могучее средство для более широкого понимания и сохранения культурного наследия человечества.

Человечество как собой тип организации материальных систем может существовать именно потому, что надындивидуальное накопление, хранение, передача и переработка информации оказались тесно связаны с развитием у человека преобразовательной функции. Биологические системы, в основном, приспосабливаются к окружающей среде. Они с кибернетической точки зрения относятся к классу адаптивных систем. В каждой отдельной человеческой личности сохраняется адаптивное свойство биологических систем. Общество же в целом как адаптирующая система, приспосабливающая среду обитания к своим потребностям.

При взаимодействии общества с природой потоки информации идут в двух противоположных направлениях. Во-первых, информация извлекается обществом из природы в процессе материальной практики и научного познания. Во-вторых, информация, перерабатываемая обществом, переносится обратно в природу в процессе преобразующей деятельности. Неограниченные возможности изменения природы открывают новые возможности для создания носителей информации, для перемещения информации из индивидуального сознания во внешние хранилища. Преобразующая деятельность невозможна без отделения личного опыта членов общества от них самих, обмена информацией.

Характерной особенностью социальной информации является то, что высшие ее виды все более отдаляются от чувственно воспринимаемых вещей. Человек способен образовать абстракции сколь угодно высокого уровня. Среди всех форм общественного сознания наибольший уровень абстракций содержит наука, которая играет возрастающую роль в жизни общества. В 20 веке наука превратилась в непосредственную производительную силу из зависимой о производства системы накопления знаний. Теперь уровень развития производительных сил можно характеризовать не только и не столько количеством перерабатываемой энергии и вещества, но и количеством информации, заключенной в средствах производства, а также количеством информации, циркулирующей в системах управления производством.

Кроме того, информация (наука) стала одним из важнейших производственных ресурсов наряду с сырьем, капиталом, средствами производства и персоналом. Предприятие, обладая одним лишь запасом сырья, не сможет ничего изготовить, если не известна технология. Само слово “технология” происходит от греческого “techne” — искусство, мастерство, умение и т.д. Обычно, когда применяют это слово, то имеют в виду совокупность методов обработки, изготовления, изменения состоянии свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых процессе производства продукции. Термин “технология” широко используется в отечественной и зарубежной практике, однако разные специалисты и авторы вкладывают в его понятие различный смысл. Наиболее часто под термином “технология” подразумевают систематизированные знания, необходимые производства продукции, осуществления технологического процесса и т.д. Таким образом, технология является взаимосвязывающим звеном между наукой, техникой и производством, она является по существу процессом применения накопленных опыта и знания для эффективного осуществления соединения науки с производством и составляющих производства между собой, без знания которых промышленное производство на уровне последних достижений мировой науки и техники становится невозможным.

Индустриальная эпоха полностью раскрыла общественный процесс производства и превратила различные стихийно обособившиеся отрасли производства бывшие загадками одна по отношению к другой в единообразный производственный механизм. Принцип крупной промышленности разлагать всякий процесс производства, взятый сам по себе и, прежде всего, безотносительно к руке человека, на его составные элементы, создал науку — технологию. Пестрые, внешне лишенные внутренней связи и окостеневшие виды общественного процесса производства разложились на сознательно планомерные, систематически расчлененные, в зависимости от желаемого полезного эффекта, области применения естествознания. Технология открыла также те немногие основные формы движения, в которых необходимо совершается вся производственная деятельность человеческого тела, как бы разнообразны не были применяемые инструменты.

В понятие “технология” включаются знания и опыт не только научно – технического и производственного характера, но и организационно – управленческого и коммерческого. Понятие “технология” охватывает такие знания, независимо от того, в какой форме они выражены. К ним относятся, например, результаты интеллектуальной деятельности в области науки и производства, которые попадают под понятие “промышленная и интеллектуальная собственность”, т.е. на которые выданы охранные документы (патенты, авторские свидетельства и т.д.), а также знания и опыт, не имеющие правовой охраны и объединяемые понятием “ноу-хау”.

В общепринятом же понимании технология как метод создания продукции включает в себя три основных элемента – информацию о методе, понимание принципов реализации этого метода, средства для его использования в производстве. Различают также три вида технологических возможностей – осуществление нововведений, производства и инвестиций.

Поскольку все главные технические достижения неразрывно связаны с наукой, произошло перетекание терминов и понятий из научной области в производственную сферу и наоборот. В равной мере производство в своей совокупности приближается к науке, становится опредмеченой наукой. Возникновение системы “наука-техника-производство” способствует тому, что технология материального производства начинает развиваться как следствие постоянно возрастающего потока научных знаний, идей, как реализация их на практике. Это вызывает процесс смены одних технических средств другими, более новыми и совершенными. Вместе с тем основные потребности общества и конкретные условия производства стали важнейшей отправной и импульсом для развития науки. Во второй половине 20 века резко усилились процессы обобществления науки, связанные с ее количественным расширением, тенденции индустриализации и интенсификации научного труда, взаимопроникновение и соединение различных областей науки, роль и значение фундаментальных наук в механизме ускорения научно-технического прогресса.

Процесс применения научных знаний в производстве в советское время носил название “внедрение”. В настоящий момент для обозначения этого процесса применяется термин “трансфер”, заимствованный из международной практики и означающий дословно “перенос, передача”. Однако советскому термину “внедрение” в мировой практике соответствует термин “использование, применение” - английское use. Иногда термин “применение” используется и в российской литературе. Таким образом, во избежание путаницы необходимо обращать внимание на контекст, в котором употребляются данные термины. Также в отношении технологии употребляется понятия “научная информация”, “знания”, “научные результаты” и т.д. Данное многообразие вызвано тем, что каждая сфера науки выработала свой собственный подход к определению наименования своих результатов.

Так, в экономике понятие “информация” равнозначно понятию “наука” в случае если речь идет о производственных ресурсах. Как и прочие производственные ресурсы, научная информация является товаром. При этом имеется ряд существенных отличий информации от традиционных видов ресурсов, которые делаю ее наиболее выгодным товаром. Уникальная особенность состоит в том, что информация при продаже, передаче, обмене не отбирается у владельца, а дублируется. Это значит, что можно продать сколько угодно копий одной и той же информации, вложив труд в ее производство только один раз. Далее, обмен и движение информации происходит значительно быстрее, чем любых “материальных” товаров, что позволяет чрезвычайно быстро делать деньги на информационном рынке. Еще одно отличие в том, что информация не теряет своего качества и не обесценивается в процессе потребления, в том числе и многократного. С другой стороны, информация быстро устаревает, обесценивается в результате научно-технического прогресса. Поэтому по отношению к информации совершенно не приемлема тактика “скупого рыцаря”. Выгоду получает не тот, кто владеет информацией, а тот, кто обменивается. Мир постепенно разделяется на страны – конструкторские бюро и страны – цеха.

Товаром становится не вся научно-техническая информация. Особое место занимают фундаментальные исследования, которые, как правил. Настолько опережают развитие производительных сил, что их непосредственное использование в производстве невозможно. Владение фундаментальными знаниями не дает никакой экономической выгоды. Однако, согласно выработавшемуся за последние столетие моральному кодексу научного сообщества, фундаментальные знания должны быть достоянием всего человечества. Международное сотрудничество в области фундаментальных исследований возможно только при условии активного и свободного обмена всеми полученными результатами. Только в этом случае удается избежать ненужного дублирования, координировать ресурсы, вести многоплановые исследования.

С другой стороны, товаром является не только научная информация. Быстро устаревающие данные, информация разового пользования, например курсы валют и котировки акций необходимы предпринимателям для успешной деятельности. Другой вид информации-товара представляет собой развлекательная информация. Здесь происходит продажа, а не производство информации, поэтому данный процесс связан в первую очередь с информационными технологиями передачи данных, тем самым, являясь новым по форме, а не по содержанию.

С научно-техническим прогрессом связана глобальная проблема информационного кризиса. Она представляет собой противоречивое единство информационного взрыва и информационного голода. Информационный взрыв состоит в том, что общее количество научной информации накопленной человечеством растет экспоненциально. Возникают новые направления и новые науки. Парадокс информационного голода в Ом, что он является обратной стороной информационного взрыва. Исследователь оказывается беспомощным в море информации. Сейчас ученый вынужден тратить до 50% времени на не творческую работу, вязанную с поиском и обработкой информации по своей теме. Сделать открытие самому иногда оказывается проще, чем узнать, что оно уже сделано. С передачей прорывных технологий дело обстоит еще сложнее.

Причина данной ситуации лежит в бесструктурности научного знания. Развитие специальных наук идет по линии углубления и специализации знания. Экспоненциальный рост конкретно научного знания привел к тому, что скорость накопления знания превысила способность человека философски осмысливать их и приводить в целостную систему.

Систематизировать и структурировать сумму знаний – значит многократно упростить ее. Надежду на объединение наук дает тот факт, что возникло несколько междисциплинарных областей знания, среди которых кибернетика и синергетика.

Изобретение в 20 веке устройств, для автоматизированного хранения, обработки и передачи информации. Как никакое другое изобретение в истории человечества имело огромные последствия для современного общества. Фундаментальное философское значение имеет развитие общественной памяти, увеличение количества сохраняемых исторических документов и свидетельств, позволяющее воссоздавать минувший исторический период человечества максимально точно и полно.

Наиболее значительные последствия имеет объединение вычислительных средств со средствами связи. Появление компьютерных сетей – есть качественный скачок в силе влияния “компьютерного фактора” на производство, а потому и на всю жизнь общества. Чтобы понять причину этого скачка нужно вспомнить характеристические свойства сложных систем. Пока компьютеры применялись, обособлено, не образуя системы, влияние каждого из них было локальным. Объединение нескольких компьютеров в систему, даже небольшую, в масштабах предприятия, обязательно приводит к появлению у системы в целом принципиально новых интегральных свойств. А глобальное объединение компьютеров приводит к глобализации их влияния. Объединение человеческого разума с мощью глобальной информационной системы приводит к возникновению гиперинтеллекта. Отличие искусственного интеллекта состоит в том, что ИИ – это соединение разума одного человека с вычислительными возможностями одного компьютера. Гиперинтеллект – это глобальная человека – машинная система, по существу, единый планетарный разум. С этой позиции международная передача технологий видится как средство выравнивания экономического потенциала государств фактором науки (однако, с точки зрения экономической теории это в первую очередь инструмент международной конкуренции). Передаваться могут только технологии соответствующие научно-экономическому потенциалу получающего региона. Революционные технологии вне надлежащей экономической ситуации не могут принести прибыль. Целесообразность применения технологий в разных регионах зависит от массы факторов, первые из которых – готовность и способность воспринять, экономические и этнокультурные особенности.

Ускорение обмена информацией должно привести к повторению некоторых черт родоплеменного периода: человечество едино и никто из него не выпадает, нет обособленности от остальных. Однако, по закону возрастания сложности систем, данное единство будет иметь невиданный диапазон различий и особенностей. Следовательно, применение технологий будет ориентироваться на все сокращающиеся группы потребителей конечной продукции.

Достижения научно - технической революции, давшие начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека, в последние десятилетия стали мощнейшим фактором развития мирового хозяйства и международных экономических отношений. Зародившись, прежде всего в промышленно развитых странах, НТР посредством технологического обмена оказывает возрастающее влияние на все стороны международной экономической жизни, меняя структуру мирового промышленного производства и характер экономических отношений между государствами с различным уровнем хозяйственного развития.

В последней четверти 20 века четко различались следующие основные направления научно-технического прогресса:

1. широкое применение электроэнергии;

2. получение новых материалов с заранее заданными свойствами;

3. проникновение электроники в различные сферы деятельности человека;

4. создание техники для жизни в космосе и работы в экстремальных условиях, не существующих на Земле;

5. использование технических принципов функционирования биологических организмов для создания техники;

6. переход к использованию различных типов немеханических технологий.

В экономике НТП выразился в автоматизации управления производством. Комплексно автоматизированное производство привело человека от функции “изготовителя” к функции “контролера”, регулятора производства.

Международное разделение труда, специализация производства по регионам мира, с одной стороны сближает народы, а с другой – воспринимается как принуждение и ограничение выбора. Задача осознания выбора – предоставленного наукой и осуществленного на научной основе – болезненный процесс, подразумевающий беспрестрасный анализ существующего и прогнозируемого положения дел.

Автоматизация – медленно и противоречиво развиваясь – освобождает человека от технологического подчинения машине. В результате этого сама ориентация науки на технику теряет свой негуманный оттенок и самодовлеющее значение. Современная техника и технология требует от работника не просто опыта. Квалификации, умения и сноровки, а определенной системы научных знаний, высокой общеобразовательной подготовки, позволяющей ориентироваться во всем производстве, удовлетворения требований растущей профессиональной мобильности, быстроты освоения технических новшеств и научных открытий.

Возрастание роли научно - технического прогресса в производстве ведет к тому, что центр тяжести конкурентной борьбы все больше перемещается в сферу науки и технологии. В результате увеличивается значение научно – технического фактора в международных экономических отношениях, что ведет к росту масштабов всемирного обмена научно – техническими достижениями и к его обособлению в самостоятельную, специфическую сферу экономической деятельности – передачу технологии.

Международная торговля технологиями играет основную роль в процессе международной интеграции, специализации и децентрализации производства.

Техническая деятельность человека может и должна не разрушать, а поддерживать принципы организации биосферы, дополнять ее и взаимодействовать в качестве компонента единой динамической системы, образование подобного симбиоза технической деятельности человека и биосферы позволяет говорить о новом этапе научно-технического прогресса. Ели предшествующий этап превращает естественные процессы в индустриальные, то следующий этап призван приспособить индустриальные к естественным. Таким образом, достигается новый тип круговорота вещества и энергии на планете. Фактически данный этап НТП уже начался. Непосредственным выражением является разработка и применение в производстве безотходной технологии, в том числе основанной на замкнутом цикле.

Информационное общество, достижение которого выдвинуто главной задачей руководства России, не является общественно-экономической формацией в привычном для нас смысле, не достижимо сохранившимся от СССР директивным стилем управления, а основано на (говоря “советским” языком) высшем достижении капитализма – частной собственностью на информацию, определяющей производственные отношения.

Основная сложность процесса передачи технологий с участием России, заключается в отсутствии устойчивого института частной собственности на материальные средства производства, еще сложнее дела обстоят с управлением защитой интеллектуального капитала.

Поскольку в основу общего определения информации положены два ее признака. Во-первых, информация связана с разнообразием, во-вторых, с отражением. В соответствии с этим ее можно определить в самом общем случае как отраженное разнообразие или как разнообразностный компонент отражения. Информация – это разнообразие, которое один объект содержит о другом объекте (в процессе их взаимодействия). В частном случае это может быть и разнообразие, которое является результатом отражения самого себя, то есть самоотражения. На основе приведенного определения можно сделать вывод, что информация есть всеобщее свойство материи. Ведь и разнообразие, и отражение – атрибуты материи. Следовательно, движение – изменение информации - неразрывно связано с изменениями материального мира и является непреодолимым фактором любой системы. Международное движение информации имеет в своей основе необходимость и результатом - новые знания.

В то же время, роль контролирующих структур при передаче знаний будет снижаться в результате конфликт между объемом информации и средствами для обработки информации требующими для своего создания новых знаний. Контроль будет успевать реагировать не на движение, а на применение информации. Следовательно, международное движение информации - самоорганизующийся процесс, действующий по закону спроса и предложения. В этой части основные усилия по защите интеллектуального капитала будут переноситься на разработчиков и владельцев информации, а не на государственные контролирующие структуры.

Вмешательство в процесс передачи технологий зачастую приводит к потерям, многократно превосходящим планируемые первоначально прибыли. Если государство или фирма интересуется приобретением технологий – это свидетельствует об уровне знаний, при котором данная технологи может быть разработана самостоятельно, но с большими затратами. В действительности при передаче какой-либо технологии необходимо учитывать стратегические, долгосрочные варианты развития ситуации, поскольку после акта передачи связи между партнерами не прерываются, как при торговле товарами, а наоборот количество контактов может возрасти в связи с вопросами применения и усовершенствования данной технологии.

Обмен и торговля изобретениями существовали практически всегда, но только начиная с 20-го века, торговля технологиями приобрела самостоятельное значение, сперва в форме патентования, а затем в форме лицензирования, т.е. передачи права нового производства под контролем первоначального владельца, таким образом, прибыль от реализации изобретения различными формами может расходиться в сотни раз.

Объем мирового рынка изобретений обусловлен небывалым ростом числа как зарегистрированных изобретений (патенты), так и не учтенных (ноу-хау). В царской России за 100 лет, предшествовавших 1917 году, было защищено 36000 изобретений, при этом свыше 80% привилегий на изобретения получили иностранцы. За 50 лет советской власти в Государственный реестр СССР было внесено свыше 200000 изобретений, что в пересчете на 1 год в 10 раз больше, чем в дореволюционной России.

Примерно каждая третья заявка в мире, поданная в 70-х годах 20 века приходилась на советского изобретателя. В 80-х годах половина за США, в 90-е годы почти 80% мировых заявок регистрируется в США. Объем заявок в мире ежегодно увеличивается, и в 1997 году достиг 300 тысяч штук за год (без России). Такой невиданный подъем творческой активности напрямую связан с социально-экономическими условиями, определенными уровнем техники, который в свою очередь возрастает тем быстрее, чем активнее изобретательская и экономическая мысль.

Ситуация в России по данным заслуженного изобретателя России В.И.Дикарева следующая: “По количеству инженеров наша страна занимает ведущее место в мире, однако, по количеству изобретений за нами только шестая позиция. В 1992 году на 300 инженеров у нас приходилось всего одно изобретение…на 82 ученых (докторов) – одно изобретение. В настоящее время эта цифра значительно увеличилась. Иностранные же фирмы, если инженер не изобретает, то ни переводят его на техническую должность или увольняют.” Умение правильно ставить и решать проблемы – чрезвычайно ценное качество исследователя. С полным основанием можно сказать, что, кто в науке не умеет правильно ставить проблемы, тот еще не исследователь. Это нужно учитывать при первоначальном применении знаний. Надо уметь не только усваивать знания, но видеть проблемы, ставить и решать их. Как говорил А.И.Герцен, задача университетов – возбудить вопросы, научить спрашивать. Без постановки проблем немыслим целенаправленный, т.е. научный поиск. Без учета этого момента разорился не один десяток венчурных фирм.

Экономисты ПРС в конце 20 века с удивлением обнаружили, что расходы на образование, традиционно считавшиеся балластом для национального бюджета, не только окупаются, но и приносят обществу доход более значительный, чем вложения в иные сферы деятельности (норма прибыли 8-10%, с тенденцией к росту). Это объясняется тем, что научные знания воплощаются не только в самом производстве, но и в управлении социально-экономическими процессами, в организации труда и производства.

Крупные технические решения, обладающие принципиальной новизной и полезностью, коренным образом изменяют производство. Широкое их использование позволяет выйти на передовые позиции в той или иной области. Все новое, передовое. Прогрессивнее неизбежно связано с изобретениями. Научно-технический прогресс, являющийся магистральным направлением в строительстве материально-технической базы общества, тесно связан с созданием и освоением новых изобретений.

Экономия от внедренных изобретений, используемых в производстве, является важным показателем научно-технического прогресса. В СССР велась такая статистика: в 1965 году экономия составила 157,6 млн. руб., в 1970 – 261,8 млн. руб., в 1974 достигла 481 млн. руб.

Изобретательство в широком смысле как вид творческой деятельности включает и рационализацию. Значение рационализации, самого массового новаторского движения чрезвычайно велико эля экономики любой страны. Рационализаторы стремятся улучшить качество выпускаемой продукции. Усовершенствовать технологию производства, повысить уровень производительности труда на предприятии. Большую роль играют рационализаторские предложения в деле экономии сырья, топлива, материалов. Каждое внедренное рационализаторское предложение – это экономия руда и средств. В 1955 году в народное хозяйство СССР было внедрено почти 1,2 млн. рационализаторских предложений. В 1965 – 2,8 млн., в 1970 – более 3,4 млн., в 1972 – 3,54 млн., в 1974 – 3,81 млн. предложений. Важно заметить, что сам термин “внедрение” существовал только в СССР, свидетельствуя о сложностях реализации изобретений, в то время как во всем мире использовался термин “применение”. Сейчас в России термин “внедрение” заменяется термином “трансфер” - передача, перевод технологии от изобретателя к производителю.

Уровень современной мировой науки и техники во многом обусловлен освоением сотен тысяч изобретений, созданных учеными и конструкторами всех стран мира. Существующая тенденция удорожания изобретений проистекает от ориентации на широкое применение. Так средняя доходность от применения изобретений в форме экономии и прямой прибыли в 70-х годах возросла в 1,5 раза относительно 60-х годов, а на начало 80-х годов в 5,8 раза относительно 70-х. К концу 90-х этот показатель удваивался каждые полгода.

Соответственно растет эффективность передачи технологий между различными странами и фирмами. Этот процесс осуществляется по довольно широкой сети каналов. Коммерческий механизм передачи технологии, как известно, включает, прежде всего, лицензионные соглашения и контракты на предоставление управленческих и технических услуг. Однако на практике различные виды передачи технологии чаще всего переплетаются и взаимодополняют друг друга, и один вид передачи технологии часто бывает, связа



Похожие статьи

Функции менеджмента и их взаимосвязь
Реферат по предмету «Менеджмент» выполнил студент гр. 3эк02 Кимяев РусланГосударственное Образовательное УчреждениеМосковский автомобильный колледж при АМО ЗИЛКафедра экономических дисциплинМосков...

Денежное обращение и кредитно-банковская система. Денежно-кредитная политика
1. Сущность и функции денегДеньги - это особый вид товара, который выделился из товарного мира и служит всеобщим эквивалентом. Иными словами, деньги являются таким товаром, который способен обмени...

Ассортимент, его виды и показатели
Введение.В современных условиях рыночной экономики в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества ...



Copyright В© 2006-2007 ExcelioN
Правовая информация
Все права защищены
.
Время генерации страницы: 0.037768125534058 сек.