Введение.
Межправительственные организации стран-производителей Рё экспортеров сырья создавались интенсивно РІ 60-ые РіРѕРґС‹ РїРѕ инициативе развивающихся стран-поставщиков сырьевых товаров РІ целях укрепления национального контроля над природными ресурсами Рё стабилизации цен РЅР° рынках сырьевых товаров. Товарные ассоциации призваны стать противовесом существующей системе организации потребителей РЅР° рынках сырья, чтобы устранить положение, РїСЂРё котором западные страны получают односторонние преимущества, обусловленные картелизацией рынков покупателей. Рљ некоторым ассоциациям впоследствии присоединились отдельные развитые страны-экспортеры соответствующих РІРёРґРѕРІ сырья. Р’ настоящее время существуют межгосударственные ассоциации экспортеров нефти, меди, бокситов, железной СЂСѓРґС‹, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, натурального каучука, древесины тропических РїРѕСЂРѕРґ, кожи, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, какао-Р±РѕР±РѕРІ, кофе, чая, сахара, бананов, арахиса, цитрусовых, РјСЏСЃР° Рё маслосемян. РќР° долю товарных ассоциаций приходится примерно 20% объема РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ экспорта Рё около 55% поставок только промышленного сырья Рё продовольствия. Удельный вес товарных ассоциаций РІ производстве Рё внешней торговле РїРѕ отдельным сырьевым товарам составляет 80—90. Ркономическими предпосылками создания товарных ассоциаций явились:
- появление на мировом рынке значительного числа независимых поставщиков и усиление их позиций;
концентрация экспортного потенциала по многим видам сырья в небольшом числе государств;
высокий удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте соответствующих товаров и сопоставимые уровни издержек добычи и качества поставленного сырья;
низкая краткосрочная ценовая эластичность спроса на многие сырьевые товары в сочетании с низкой ценовой эластичностью предложения пределами ассоциаций, при которой повышение цен не приводит к незамедлительному росту производства данного или альтернативного сырья в странах, не входящих в соответствующее объединение.
Целями деятельности товарных ассоциаций являются:
• координация политики стран-членов в области сырьевых товаров; разработка путей и методов защиты их торговых интересов;
• содействие расширению потребления определенного вида сырья в странах-импортерах;
• осуществление коллективных усилий в деле создания национальной перерабатывающей промышленности, совместных предприятий и фирм по переработке, перевозке и сбыту экспортируемого сырья;
• установление контроля над операциями ТНК; расширение участия национальных фирм развивающихся государств
в переработке и сбыте сырья:
налаживание прямых связей между продуцентами и потребителями сырья;
• предотвращение резких падений цен на сырье;
• упрощение и стандартизация торговых сделок и необходимой для этого документации;
• проведение мероприятий, способствующих расширению спроса на сырьевые товары.
Существуют большие различия РІ результативности деятельности товарных ассоциаций. Рто обусловлено:
неодинаковым значением отдельных сырьевых товаров для мировой экономики и хозяйства отдельных стран;
специфическими особенностями естественного, технического и экономического характера, свойственными конкретным сырьевым товарам;
степенью контроля ассоциации над ресурсами, производством и внешней торговлей соответствующим видом сырья;
общим экономическим потенциалом организаций поставщиков сырья.
Деятельность ряда межгосударственных объединений затрудняется из-за широкой географической рассредоточения производства отдельных сырьевых товаров (железной руды, меди, серебра, бокситов, фосфатов, мяса, сахара, цитрусовых). Важное значение имеет и то, что регулирование рынков кофе, какао, сахара, натурального каучука, олова осуществляется преимущественно в рамках международных товарных соглашений с участием стран-импортеров соответствующих товаров.
Реальное воздействие на регулирование товарного рынка оказывает небольшое число ассоциаций. Наибольших успехов достигли практически только члены ОПЕК (Организация стран—экспортеров нефти), чему способствовали такие благоприятные факторы, как особенность нефти как базисного сырьевого товара; концентрация ее добычи в небольшом числе развивают высокую степень зависимости развитых стран от импорта нефти; заинтересованность ТНК в росте цен на нефть. В результате усилий стран ОПЕК уровень цен на нефть был существенно повышен, введена новая система арендных платежей, пересмотрены в пользу развивающихся стран условия соглашений об эксплуатации их природных ресурсов западными компаниями. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка нефти путем установления цен на нее.
Арабские страны—члены ОАПЕК (Организация арабских стран—экспортеров нефти) добились определенных успехов в деле создания на коллективной основе сети компаний в области разведки, добычи, переработки, транспортировки нефти и нефтепродуктов, финансирования различных проектов в сырьевом секторе хозяйства стран-участниц. Масштабы влияния товарных ассоциаций, функционирующих на рынках металлов, на международную торговлю этими товарами до настоящего времени были довольно ограниченными. Если задача установления контроля над национальными природными ресурсами, уменьшения зависимости от Транс Национальных Корпораций, налаживания более глубокой переработки сырья и сбыта продукции собственными силами решается ими в целом более или менее успешно, то попытки установления справедливых цен и координации рыночной политики в большинстве случаев оказались малоэффективными. Основные причины этого следующие:
неоднородный состав участников (во многие ассоциации наряду с развивающимися входят развитые страны), что обусловливает серьезные противоречия между государствами, имеющими различные интересы;
рекомендательный, а не обязательный характер решений, главным образом вследствие оппозиционной политики развитых или находящихся в сфере влияния ТНК развивающихся стран;
неполное вовлечение в ассоциации основных продуцентов и экспортеров сырья и соответственно недостаточно высокая доля стран-участниц в мировом производстве и экспорте;
ограниченный характер используемого механизма стабилизации (в частности, только МАБС делает попытки установления минимальных цен на алюминиевое сырье).
Подавляющая часть мероприятий, осуществленных ассоциациями по арахису, перцу, кокосовым орехам и продуктам их переработки, лесоматериалам из тропических пород деревьев, меди и фосфатам, касается решения внутриэкономических проблем производства и переработки данных видов сырья. Такая ориентация в деятельности указанных организаций объясняется конкретными экономическими условиями. Речь идет о сравнительно благоприятном для экспортеров развитии ситуации на соответствующих мировых рынках; об опасениях вызвать усиление конкуренции заменителей; о нежелании некоторых участников вмешиваться в международную торговлю данными товарами; о сильном противодействии со стороны западных компаний. В качестве примера можно привести деятельность Кокосового сообщества стран Азии и бассейна Тихого океана. Члены этой организации приняли долгосрочную программу развития национальных кокосовых хозяйств, диверсификации экспорта продуктов кокосовой пальмы. В условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка это позволило участникам ассоциации превратить соответствующую отрасль сельского хозяйства в весомый источник экспортных поступлений и укрепить свои внешнеэкономические позиции.
Остальные товарные ассоциации существуют в основном формально, что объясняется главным образом трудностями организационного характера, несовпадением интересов основных экспортеров и крайне неблагоприятной для них конъюнктурой мирового рынка.
Определение ОПЕК. ОПЕК-(организация стран-экспортеров нефти) (Organization of the petrolium exporting countries) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.
ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.
Рстория создания ОПЕК. Стремясь активизировать Р±РѕСЂСЊР±Сѓ против нефтяных монополий, развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли Рє выводу Рѕ необходимости объединить СЃРІРѕРё силы Рё противопоставить организации монополий СЃРІРѕСЋ собственную. Р’ 1960 РіРѕРґСѓ РІ Багдаде главные поставщики нефти РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕР№ рынок—Венесуэла, Ррак, Рран, Кувейт Рё Саудовская Аравия— основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован РІ Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 РіРѕРґР° (резолюция РћРћРќ в„–6363). Устав ОПЕК утвержден РЅР° 2-Р№ конференции РІ Каракасе 15-21 января 1961 РіРѕРґР°. Р’ 1965 РіРѕРґСѓ устав был полностью пересмотрен. Позже также РІ него вносились многочисленные изменения Рё дополнения. РќР° долю ОПЕК сейчас приходится около 40% РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась РІ Женеве (Швейцария), РЅРѕ затем перебралась РІ Вену (Австрия).
Первоначально перед ОПЕК ставилась задача увеличения концессионных платежей. Однако деятельность ОПЕК вышла далеко Р·Р° рамки этой задачи Рё оказала большое влияние РЅР° Р±РѕСЂСЊР±Сѓ развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации РёС… ресурсов. Рнициатором создания организации была Венесуэла—наиболее развитая РёР· нефтедобывающих стран, которая РІ течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало Рё РЅР° Ближнем Востоке. РћР± этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение Рѕ согласовании Нефтяной политики РІ 1953 РіРѕРґСѓ Рё заседание Лиги арабских стран РІ 1959 РіРѕРґСѓ, посвященное нефтяным проблемам, РЅР° котором присутствовали представители Ррана Рё Венесуэлы.
Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США.
Появление РЅР° международной арене РЅРѕРІРѕР№ организации— межправительственной ассоциации развивающихся стран—производителей нефти было воспринято РІ РєСЂСѓРіСѓ капиталистической нефтяной промышленности как событие малозначительное. Нефтяные монополии СЃ самого начала считали ОПЕК инородным телом РЅР° рынке, пытались РЅРµ признавать ее Рё вели тактику поддержания непосредственных контактов СЃ отдельными нефтедобывающими странами. Р’ известной мере это РёРј удавалось вплоть РґРѕ 1971 РіРѕРґР°, так как РІ 60-С… годах РјРёСЂРѕРІРѕР№ рынок нефти продолжал пополняться новыми крупными производителями нефти, такими как Ливия, РђР±Сѓ-Даби (теперь это Объединенные Арабские эмираты), Алжир, Нигерия Рё РґСЂСѓРіРёРµ развивающиеся страны, которые РІ условиях постоянного превышения текущего предложения над СЃРїСЂРѕСЃРѕРј фактически конкурировали РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј. Однако стремление повысить СЃРІРѕРё РґРѕС…РѕРґС‹ РѕС‚ нефти, РІ конечном счете, приводило эти страны Рє необходимости присоединения Рє ОПЕК. Так, после создания организации РІ нее вошли Катар (1961 Рі.), Рндонезия Рё Ливия (1962 Рі.), РћРђР (1967 Рі.), Алжир (1969 Рі.), Нигерия (1971 Рі.), Рквадор (1973 Рі.) Рё Габон (1975Рі.).
Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |
Вместе с тем общим интересам членов ОПЕК, кроме неблагоприятной ситуации на рынке и мощи «нефтяного империализма», в определенной мере противостояла различная степень экономического развития и социально-политическая разнородность ее членов. В 60-х годах боязнь перед всесилием монополий, усугубленная неудавшейся попыткой Мосаддыка национализировать иранскую нефть в начале 50-х годов, и консерватизм правителей наиболее крупных, но отсталых стран — экспортеров нефти во многом объясняли декларативный характер ряда по существу прогрессивных решений конференций ОПЕК. В то же время нефтяные компании, стремясь сохранить свои позиции, вынуждены были идти на некоторые уступки. Наиболее значительным из них было согласие компаний не включать расходы по выплате арендной платы (роялти) в расчет подоходного налога, что увеличило долю дохода нефтедобывающих стран до более чем 60% от справочной цены на нефть. Крупные государства Запада шли лишь на мелкие, частичные уступки, которые не затрагивали основ неравноправных взаимоотношений и в то же время служили своеобразной гарантией их долговечности.
Р’ принятом РЅР° конференции ОПЕК РІ 1968 РіРѕРґСѓ Заявлении РѕР± основных направлениях политики стран-членов было отражено общее стремление установить национальный контроль над основным богатством этих стран. РџСЂРёС…РѕРґ Рє власти прогрессивных режимов РІ Рраке РІ 1966 РіРѕРґСѓ Рё РІ Ливии РІ 1969 РіРѕРґСѓ, Р° также вступление Алжира РІ ОПЕК РІ 1971 РіРѕРґСѓ привели Рє усилению движения нефтедобывающих стран Р·Р° установление национального суверенитета над нефтяными ресурсами.
Катализирующее воздействие РЅР° позицию арабских членов ОПЕК, занимающих доминирующее положение РІ организации, имел ближневосточный конфликт. Даже наиболее консервативные Рё прозападные режимы стран Персидского залива, поддерживая справедливую Р±РѕСЂСЊР±Сѓ арабских стран—жертв агрессии Рзраиля, вольно или невольно оказывались вовлеченными РІ общее русло Р±РѕСЂСЊР±С‹ арабских народов Рё были вынуждены поддерживать законные требования радикальных членов ОПЕК, что, РІ конечном счете, РІ немалой степени способствовало успеху, как отдельных нефтедобывающих стран, так Рё организации РІ целом.
Важным объективным моментом, предопределившим усиление роли ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве, являлся дальнейший форсированный рост потребления нефти в развитых капиталистических странах за счет жидкого топлива, добываемого в странах ОПЕК. Потребление жидкого топлива в 1950—1970 годах увеличилось трехкратном размере. При этом к началу 70-х годов
наметилось замедление тенденции географической диверсификации импорта нефти в страны Запада в силу естественной ограниченности богатых и дешевых нефтяных место рождений. «Новые» нефтедобывающие страны (Ливия Алжир, Нигерия и т. д.), которые, по замыслу нефтяных монополий, должны были конкурировать с ОПЕК и, в конечном счете, привести ее к развалу, влились в ОПЕК. Тем самым еще больше усилилась зависимость развиты;
капиталистических стран, потреблявших 85% РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёРјРѕР№ РІ несоциалистическом РјРёСЂРµ нефти, РѕС‚ импорта жидкого топлива РёР· государств-членов ОПЕК. Рто явилось свидетельством того, что РІ современных условиях наряду СЃ экономической зависимостью большинства развивающихся стран РѕС‚ капитализма имеет место Рё зависимость РёРЅРѕР№ СЂРѕРґР° — определенная зависимость основных индустриальных центров последнего, особенно стран Западной Европы Рё РЇРїРѕРЅРёРё, РѕС‚ энергетических Рё сырьевых резервов развивающихся стран.
К началу 70-х годов на долю этих стран приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60—добычи и 90 % (экспорта нефти в капиталистическом мире).
В тот же период медленно начинала набирать силу тенденция освоения более дорогих морских и арктических месторождений. Однако этот процесс мог получить дальней шее развитие лишь после повышения цен на нефть, тем более что с начала 70-х годов предложение стало отставать от быстро растущего спроса. Одной из причин отставания предложения была политика некоторых стран ОПЕК (Ливии, Кувейта, Венесуэлы и др.), потребовавших у компаний сокращения добычи нефти в связи со снижением показателя кратности запасов.
Рспользуя сложившиеся благоприятные условия РЅР° рынке, страны ОПЕК начали активнее наступать РЅР° позиции монополий. Р’ авангарде Р±РѕСЂСЊР±С‹ оказались наиболее прогрессивные Рё радикальные члены ОПЕК. Первые акций РїРѕ национализации нефтяных концессий были предпринять РІ Ливии (1970 Рі.), Алжире (1971 Рі.), Рраке (1972 Рі.). Более консервативные участники ОПЕК предложили монополиям систему участия РІ нефтяных концессиях. Однако главным направлением Р±РѕСЂСЊР±С‹ ОПЕК РґРѕ обострения энергетического РєСЂРёР·РёСЃР° РІ 1973—1974 годах было увеличение
доходов от нефти путем, как определенного перераспределения доходов компании, так и повышения цен на нефть.
Первым наступление РЅР° позиции компаний начал прогрессивный режим Ливии, потребовавший увеличения ставки РїРѕРґРѕС…РѕРґРЅРѕРіРѕ налога РґРѕ 55% Рё повышения цен. Позиция Ливии получила активную поддержку РґСЂСѓРіРёС… членов ОПЕК, среди которых выделялись Ррак Рё Алжир как наиболее прогрессивные участники организации, Р° также Венесуэла Рё Рран. РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° последних была относительно развита, Рё проводимая РІ РЅРёС… индустриализация РЅР° капиталистической РѕСЃРЅРѕРІРµ требовала РІСЃРµ больших объемов капиталовложений.
Стремление монополий противостоять требованиям ОПЕК и внести раскол в его ряды ни к чему не привело. Наоборот, в рамках так называемой «лондонской политической группы», призванной быть противовесом ОПЕК, обнажились непримиримые противоречия «сестер» и аутсайдеров, которые были вынуждены в итоге подписать соглашение с ливийским правительством.
Хотя первый успех был скромен (цены были повышены на 30 центов за баррель, а подоходный налог впервые" за 20 лет увеличен до 55% в среднем), пример Ливии, фактически выступившей в единственном числе против целой группы нефтяных компаний, имел большой психологический эффект, так как способствовал развенчанию мифа о всесилии нефтяных монополий и положил начало цепной реакции решительных выступлении ОПЕК против давно отживших отношений в капиталистической нефтяной промышленности. XXI конференция ОПЕК, состоявшаяся в декабре 1970 года в Каракасе, официально закрепила успех Ливии. Наиболее важными ее решениями были:
—повышение до 55% минимальной ставки подоходного налога, взимаемого с иностранных компаний;
— отмена старой системы скидок;
—унификация справочных цен на основе существующих наивысших цен.
Более ощутимых успехов участники ОПЕК добились в 1971 году, когда после трудных переговоров и ультимативных требований были подписаны известные Тегеранское (14 февраля 1971 г.) и Триполийское (2 апреля 1971 г.) соглашения. Страны Персидского залива, а затем и Ливия вынудили нефтяные компании среди прочих уступок значительно поднять цены и гарантировать их дальнейшее, хотя и постепенное, повышение (2,5% ежегодно).
Страны-члены ОПЕК на сегодняшний день:
Алжир (с 1969)
Рндонезия (СЃ 1962)
Рран (СЃ 1960)
Ррак (СЃ 1960)
Кувейт (1960)
Ливан (с 1962)
Нигерия (с 1971)
Катар (1961)
Саудовская Аравия (с 1960)
Объединенные Арабские Рмираты
Венесуэла (1960)
Ртого 11 государств (Габон прекратил СЃРІРѕРµ членство РІ 1995 РіРѕРґСѓ, Р° Рквадор РІ 1992 РіРѕРґСѓ).
Цели, декларируемые ОПЕК:
•Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. •Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
•Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. •Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:
1.устойчивых доходов стран-производителей нефти; 2.эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;
3.справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
4. Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
5. сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Членство в ОПЕК. «Полноправными членами ОПЕК могут быть только государства-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены высшим органом ОПЕК - Конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах эксплуатирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов ОПЕК, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством три четверти голосов, включая голоса всех членов-учредителей. Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств-членов ОПЕК». Таким образом, в соответствии с Уставом ОПЕК, существует три категории государств-членов:
государства-основатели (Founder-members) организации, принявшие участие в Багдадской встрече 1960 года и которые подписали оригинал соглашения о создании ОПЕК;
Полные-члены (Основатели плюс те страны, заявление о вступление в членство которых было подтверждено конференцией);
Ассоциированные члены, которые не имеют полного членства, но при определенных обстоятельствах могут принять участие в конференции ОПЕК.
Функционирование ОПЕК. Представители государств-членов встречаются РЅР° конференции ОПЕК СЃ целью координации Рё унификации политики СЃРІРѕРёС… стран Рё выработки общей позиции РЅР° международных рынках. РРј оказывается поддержка СЃРѕ стороны Секретариата ОПЕК, управляемым Советом Директоров Рё возглавляемым Генеральным Секретарем, Ркономической РљРѕРјРёСЃСЃРёРё, Межминистерским комитетом РїРѕ мониторингу.
Представители государств-членов обсуждают конкретную ситуацию бюллетени прогнозов развития рынка топлива (например, рост экономических котировок или инноваторские изменения в топливной промышленности). После этого они обсуждают свои дальнейшие шаги в сфере нефтяной политики. Как правило, все это сводится к понижению или повышению квот добычи нефти или установлению одинаковых цен на нефть.
Квота производства нефти; Влияние ОПЕК на мировой рынок; Нефтяные резервы ОПЕК.
Устав ОПЕК требует, чтобы организация добивалась стабильности и благосостояния своих членов на мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует добывающую политику своих членов. Одним из способов такой политики является установление квот продажи нефти. В случае если требования потребителей нефти растут, а рынок насытить нельзя, то необходимо поднять уровень добычи нефти, для чего устанавливается более высокая квота. Юридически поднятие квоты возможно только в случае быстрого роста цен на нефть во избежание кризиса, подобного кризису 1978 года, когда цены на нефть выросли в 4 раза. Аналогичная мера предусмотрена уставом в отношения случая быстрого падения цен.
ОПЕК очень сильно вовлечен в мировую торговлю и его руководство осознает необходимость коренного реформирования системы международной торговли. Еще в 1975 году ОПЕК призвал к созданию нового экономического порядка, основанного на взаимопонимании, справедливости, направленного на достижение благосостояния всех народов мира. ОПЕК также подготовлен к нефтяному кризису - имеется резервный нефтяной фонд ОПЕК, который насчитывал на конец 1999 года 801,998 миллионов баррелей, что составляет 76% от мировых запасов нефти.
Система органов ОПЕК. Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Конференция. Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Обычно делегации возглавляются министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Заседания проводятся дважды в год (но предусмотрены и внеочередные заседания и встречи, если это необходимо), обычно в штаб-квартире в Вене. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, а также принимает решения по бюджету и докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих. Конференция также избирает президента, пост которого занимается до следующего заседания, утверждает назначение членов Совета управляющих, назначает председателя и заместителя председателя совета, генерального секретаря, заместителя генерального секретаря и аудитора. Для принятия решений (за исключением процедурных вопросов) необходимо их единогласное одобрение всеми действительными членами (действует право вето и отсутствует право конструктивного воздержания). Конференция также решает вопрос о вступлении новых членов.
Совет управляющих. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации.
В соответствии со статьей 20 Устава ОПЕК Совет управляющих осуществляет следующие функции:
управление делами организации и исполнение решений конференции;
рассмотрение и решение вопросов, поставленных Генеральным Секретарем;
рекомендации комиссии;
составление бюджета организации, предоставление его на одобрение Конференции и его исполнение;
Назначение Аудитора организации на срок до одного года;
Рассмотрение докладов Аудитора и его отчетов;
Подготовка проектов решений для Конференции;
Созыв внеочередных встреч Конференции;
Ркономическая РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ. Ркономическая РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ – специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации РІ стабилизации нефтяного рынка. РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ состоит РёР· Совета РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, национальных представителей, Штаба РљРѕРјРёСЃСЃРёРё, Координатора РљРѕРјРёСЃСЃРёРё, который ex-officio является директором департамента исследований.
Межминистерский комитет по мониторингу. Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Межминистерский комитет по мониторингу возглавляется президентом конференции и включает в себя всех глав делегаций на Конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Встречи комитета ежегодны, и, как правило, предшествуют встречи участников Конференции. Внутри Комитета функционирует также подкомитет по статистике, учрежденный на девятой встрече комитета в 1993 году.
Секретариат ОПЕК. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.
Секретариат состоит РёР· Генерального Секретаря Рё его администрации, Департамента исследований, информационного отдела, академического института Рнергетического менеджмента, Департамента РїРѕ анализу нефтяного рынка, Департамента людских ресурсов, паблик-рилэйшинз отдела, Юридический департамент.
Многосторонние и двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые фонды ОПЕК, многосторонние институты помощи ОПЕК:
1.Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития (Судан)
2.Программа арабских государств Персидского залива для организаций развития системы ООН (Саудовская Аравия)
3.Арабский валютный фонд (Объединенные Арабские Рмираты)
4.Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт)
5.Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Рмираты)
6.Арабский банк экономического развития Африки
7.Рсламский банк развития
8.Фонд международного развития ОПЕК
двусторонние институты помощи развитию ОПЕК:
1.Фонд арабского экономического развития (РћРђР)
2.Организация РїРѕ инвестициям, экономической Рё технической помощи Ррана - Организация Ррана (Саудовская Аравия) 3.Рракский фонд развития зарубежных стран - Рракский фонд (Ррак)
4.Кувейтский фонд арабского экономического развития - Кувейтский фонд (Кувейт)
5.Саудовский фонд развития - Саудовский фонд (Саудовская Аравия)
6.Венесуэльский инвестиционный фонд (Венесуэла)
трастовые фонды ОПЕК:
1.Арабский нефтяной фонд (РљРѕС‚-РґРµ'Рвуар)
2.Трастовый фонд Нигерии Африканский банк развития (РљРѕС‚-РґРµ'Рвуар)
3.Венесуэльский трастовый фонд Межамериканский банк
развития.
Фонд международного развития ОПЕК. Р’ 1976 РіРѕРґСѓ ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира РІ Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Рто многосторонний финансовый институт РІ области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК Рё РґСЂСѓРіРёРјРё развивающимися странами. Помощью Фонда РјРѕРіСѓС‚ пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, Рё РІСЃРµ РЅРµ входящие РІ ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы РЅР° льготных условиях РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј трех РІРёРґРѕРІ: для проектов, программ Рё поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются Р·Р° счет добровольных РІР·РЅРѕСЃРѕРІ государств-членов Рё прибылей, полученных Р·Р° счет кредитных Рё инвестиционных операций Фонда.
Помощь стран ОПЕК другим развивающимся государствам.
Особое место в экспорте капитала из стран—членов ОПЕК занимает помощь и кредиты другим развивающимся государствам. В отличие от средств, рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом независимой национальной политики в сфере вывоза капитала.
В период 1974—1978 годов помощь составила 12,5 % от общего объема вывоза капитала из стран ОПЕК. В 1980 году ее объем превысил 35 млрд. долл. На 1998 год ОПЕК одобрил предоставление 4227 млн. долларов, хотя предоставил фактически 3182 млн.
Помощь выражалась в проектном кредитовании, финансировании конкретных программ, оказании технической помощи, причем все операции осуществлялись напрямую. Масштаб действий Фонда – Африка и Азия, Карибский бассейн и Латинская Америка.
Малая доля вывоза нефтяных денег в развивающиеся страны объясняется тем, что, несмотря на более высокую, чем на Западе, прибыльность иностранных капиталовложений, эти страны не располагают развитой экономической, и в частности финансовой, инфраструктурой, достаточно емкими для абсорбции такого количества средств национальными и международными финансовыми рынками. Отсутствие политической стабильности и достаточных гарантий для иностранного капитала не в меньшей мере препятствует переливу нефтедолларов внутри развивающегося мира.
Ркономическую помощь некоторые участники ОПЕК предоставляли Рё РґРѕ нефтяного РєСЂРёР·РёСЃР°. Однако ее относительные масштабы были незначительны, Рё более половины средств поступало РІ арабские страны. Р’ 1970—1973 РіРѕРґР° страны, противостоящие израильской агрессии, получали РѕС‚ Саудовской Аравии, Кувейта Рё Ливии ежегодно 400 млн. долл. РІ РІРёРґРµ экономической помощи.
Резкое, разнонаправленное изменение экономического положения нефтеэкспортеров Рё остальных развивающихся стран привело Рє появлению РЅРѕРІРѕРіРѕ РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ источника помощи. РР· 42 млрд. долл., предоставленных развивающемуся РјРёСЂСѓ РІ 1975 РіРѕРґСѓ, 15 % приходилось РЅР° страны—члены ОПЕК. После повышения цен РЅР° нефть РІ 1973—1974 годах 10 РёР· 13 стран—членов ОПЕК стали предоставлять помощь.
Помощь государств-членов ОПЕК, предоставленная развивающимся странам на льготных условиях
(в млн. долл.)
| 1996 Рі. | 1997 Рі. | 1998 Рі. | 1999 Рі. |
Алжир | 229 | 163 | 262 | 396 |
Венесуэла | 558 | 673 | 625 | — |
| | | | |
Рран | 12 | — | 57 | — |
Катар | 214,2 | 353 | 617 | 551 |
| | | | |
| | | | |
РћРђР | 875 | 1097 | 1219 | 938 |
Саудовская Аравия | 2280 | 2340 | 2560 | 2580 |
Аравия | 2128 | 3413 | 3918 | 4347 ' |
На официальную льготную помощь, или помощь для развития, приходится 70—80% обязательств ОПЕК другим развивающимся странам. Как правило, более 70% этих средств предоставляется безвозмездно, а остальное — на беспроцентной основе или под низкий процент.
Как видно из таблицы, основная часть помощи на льготных условиях предоставляется малонаселенными странами Персидского залива. У этих стран также велика доля помощи в ВНП, причем это касается как чистого оттока средств, так и помощи на льготных условиях. Правда, в политике Кувейта, в отличие от остальных арабских монархий, появилась тенденция к предпочтению предоставления кредитов под среднемировые или более высокие проценты (9—11 %), что соответствующим образом влияет на структуру помощи этой страны.
Среди остальных стран — членов ОПЕК наиболее крупными кредиторами являются Рран, Ливия Рё Венесуэла. Такие кредиторы, как Венесуэла Рё Рран, предоставляли кредиты РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РЅР° коммерческих условиях. Представляется, что РІ перспективе Венесуэла Рё Катар РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ расширением программ финансирования развития (Рё РёР·-Р·Р° нехватки средств для внутренних нужд) РјРѕРіСѓС‚ сократить или РІРѕРІСЃРµ прекратить предоставление помощи. Удельный вес помощи РІ Р’РќРџ участников ОПЕК снизился СЃ 2,71 % РІ 1975 РіРѕРґСѓ РґРѕ 1,28% РІ 1979 РіРѕРґСѓ. Для стран Персидского залива этот показатель РІ среднем составляет 3—5%. Следует отметить, что развитые капиталистические страны РІ РІРёРґРµ официальной помощи предоставляют значительно меньшую часть своего национального продукта. Р’ целом же перевод финансовых средств (займы, СЃСѓР±СЃРёРґРёРё, капиталовложения Рё РїСЂ.) превышал объем помощи Рё был РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ 7—9 млрд. долл. ежегодно РІ 70-С… годах. Следует также добавить, что определенным каналом поступления средств ОПЕК РІ развивающиеся страны является рынок евровалют.
Страны—члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР.
Список литературы
 «Международные организации» Словарь-справочник.
Международные отношения. 1999 г.
“International economic organisations”
Oxford University Press. 1993Рі.
“Trade and development report”
UNCTAD. 1996.
«ОПЕК в современных международных экономических отношениях»
Международные отношения. 1990г.
“Роль Опек в мировом капиталистическом хозяйстве”
Рздательство РњР“РРњРћ РњРР” РЎРЎРЎР 1987 Рі.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/