Вольчик В.В.
1. Понятие институциональной структуры
Рнституциональная структура - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются РІ рамках той или РёРЅРѕР№ системы координации хозяйственной деятельности.
Р’ экономической литературе понятие «институциональная структура» имеет множество трактовок. Часто РЅРµ проводится различий между дефинициями «институциональная структура» Рё «институциональная среда». Уильямсон РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ наиболее общее её определение: В«Рто основные политические, социальные Рё правовые РЅРѕСЂРјС‹, являющиеся базой для производства, обмена Рё потребления»[1][1]. РќРѕ наличие некоторых, присущих спонтанному рыночному РїРѕСЂСЏРґРєСѓ институтов еще РЅРµ является достаточным условием для становления рыночной институциональной структуры. Например, создание правовой базы для частной собственности РЅРµ означает, что РѕРЅР° действительно может функционировать РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ как рыночный институт.
Очевидно, что институты неоднородны. РС… РјРѕР¶РЅРѕ разбить РЅР° РґРІРµ большие РіСЂСѓРїРїС‹ – неформальные Рё формальные. Неформальные институты возникают РёР· информации, передаваемой посредством социальных механизмов, Рё РІ большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение РІ тот период человеческой истории, РєРѕРіРґР° отношения между людьми РЅРµ регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают Рё РІСЃСЋ современную СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются:
1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил;
2) социально санкционированными нормами поведения;
3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.[2][2]
Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено значительное число научных исследований[3][3]. Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка.
Если существующие РІ обществе этические РЅРѕСЂРјС‹ позволяют субъектам СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё основываться РІ СЃРІРѕРёС… действиях больше РЅР° доверии, чем РЅР° возможности осуществления определенных формальным правом санкций, то РІ таком обществе сделки Р±СѓРґСѓС‚ носить более регулярный Рё сложный характер. Рто доказано Коулменом, предложившим следующую формулу для сопоставления степени доверия Рё возможных выгод Рё убытков РѕС‚
В ,
РіРґРµ
 - основанная на личном примере вероятность, что людям можно доверять;
- возможная потеря в случае невыполнения контракта;
- возможный выигрыш в случае выполнения контракта[4][4].
Формальные ограничения, правила и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются:
1) политические институты;
2) экономические институты;
3) системы контрактации (способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами).
Современная экономическая наука уделяет РјРЅРѕРіРѕ внимания изучению РЅРµ только экономических институтов, поскольку политические институты определяют властную иерархическую структуру общества, СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ принятия решений Рё контроля. Рволюция Рё функционирование формальных политических институтов является предметом анализа РІ рамках теории общественного выбора[5][5].
Формальные экономические институты в научной литературе рассматриваются чаще всего в одном контексте с правами собственности, так как они «устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов»[6][6].
Рнституты контрактации определяют условия соглашения между покупателем Рё поставщиком, которые зависят РѕС‚ трех факторов: цены,         специфичности активов Рё гарантий[7][7]. Рнституты контрактации, наряду СЃ правами собственности, являются базовыми институтами институциональной структуры любого экономического РїРѕСЂСЏРґРєР° (экономической системы). Для эффективного функционирования рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё СЃРІРѕР±РѕРґР° заключения контрактов имеет решающие значение. Отход РѕС‚ принципа СЃРІРѕР±РѕРґС‹ выбора агента для заключения контракта Рє принципу В«cСћest
a prendre ou a laisser» (хочешь - бери, не хочешь - тебе же хуже - фр.), является причиной усложнения процедуры контрактации, что снижает эффективность обмена[8][8].
Для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные организации.
2. Рерархия правил Рё институтов
Правила - общепризнанных и защищенных предписаний, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами.
Правила, конституирующие институт, имеют смысл только тогда, когда они применяются более чем к одному человеку. С этой точки зрения любой институт — это набор определенных правил, тогда как правила — не всегда институт. Вот почему отделение одной категории от другой обосновано.
Правила могут находиться в отношении соподчиненности, т.к. один тип правил изменить проще, чем другой.
Правила, непосредственно определяющие альтернативы для формулировки других правил и поддающиеся изменению с большими издержками, являются глобальными. Они формируют институциональную среду. В свою очередь, глобальные правила состоят из конституционных, или политических, и экономических. К локальным правилам относятся двух- и многосторонние контракты, которые заключаются между отдельными экономическими агентами.
1) Конституционные правила
Они устанавливают иерархическую структуру государства, это в первую очередь относится к конституционным правилам. Также данные правила определяют порядок принятия решений, что существенно влияет на результат голосования. Такие правила в явной форме фиксируют, как осуществляется контроль за перечнем вопросов, подлежащих обсуждению и разрешению.
2) Ркономические правила
Ркономическими называются правила, определяющие возможные формы организации хозяйственной деятельности, РІ рамках которой отдельные РёРЅРґРёРІРёРґС‹ или РіСЂСѓРїРїС‹ кооперируются РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј или вступают РІ конкурентные отношения. Например, Рє экономическим правилам может относиться запрет РЅР° слияние РґРІСѓС… компаний, принадлежащих РѕРґРЅРѕР№ отрасли, если результатом будет превышение значения индекса концентрации заранее определенной критической отметки. Рљ аналогичного СЂРѕРґР° правилам может быть отнесено установление предельных цен РЅР° продукты Рё ресурсы, определяющих соответственно рамки обмена РЅР° конкретном рынке; введение ограничений РЅР° РёРјРїРѕСЂС‚ (посредством квотирования, повышения таможенных пошлин, ужесточения экологических требований Рё С‚.Рї.); СЃСЂРѕРєРё действия патентов. Ркономическими правилами являются правила собственности Рё ответственности.
3) Контракты
Контракты следует рассматривать как правила, структурирующие во времени и пространстве отношения между двумя (и более) экономическими агентами на основе спецификации обмениваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В принципе все правила могут быть интерпретированы как контракты. Но и в этом случае пришлось бы выделить несколько уровней, на которых они возникают.
Также в экономической литературе выделяют два типа институтов:
1) Внешние - устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. Например, институт собственности.
2) Внутренние - которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска и уменьшают трансакционные издержки (предприятия, виды договоров, платежные и кредитные средства, средства накопления).
3. Рнституциональная структура Рё институциональная среда
Рнституты как таковые РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ РЅРµ РѕРґРЅРѕСЂРѕРґРЅС‹. Существуют институты системообразующие, определяющие тип экономического РїРѕСЂСЏРґРєР° Рё институты, составляющие ту или РёРЅСѓСЋ систему. Следовательно, РІ дальнейшем мы можем говорить РѕР± институтах первого (системообразующих) Рё второго (составляющих систему) РїРѕСЂСЏРґРєРѕРІ.
Понятия "институциональная структура" и "институциональная среда" были заимствованы экономистами у социологов. Последние зачастую не различают эти два понятия и используют их как синонимы.[9][9]
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· предпосылки, что институциональная среда РЅРµ является простым набором соответствующих институтов, РјС‹ можем считать её РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ СЂРѕРґР° институтом (матрицей развития) высшего РїРѕСЂСЏРґРєР°. РћРЅР° определяет РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ направление развития системы, Р° также те ориентиры, РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ которых РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ формирование Рё отбор наиболее эффективных экономических Рё социальных институтов.
Рнституциональная среда РЅРµ является простым набором соответствующих ее типу институтов. РћРЅР° определяет направление Рё быстроту институциональных изменений. Поэтому РјС‹ можем считать ее РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ СЂРѕРґР° институтом (вектором, определяющим направление развития) высшего РїРѕСЂСЏРґРєР°.
Рнституциональная структура является результатом метаконкуренции, институциональная среда создает условия Рё ориентиры отбора эффективных элементов институциональной структуры РёР· альтернативных форм экономической координации.В
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ie.boom.ru/
[1][1]Уильямсон Рћ. Частная собственность Рё рынок капитала // РРљРћ. 1993. в„–5.
[2][2] North D.C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge. 1990. P. 40.
[3][3] РЎРј., например: Вебер Рњ. Протестантская этика Рё РґСѓС… капитализма // Рзбранные произведения. Рњ., 1990, Козловски Рџ. Ртика капитализма. Рволюция Рё общество. РЎРїР±., 1996, Сен Рђ. РћР± этике Рё СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ. Рњ., 1996, Хайек Р¤.Рђ. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Рњ., 1992, Р РёС… Р. Хозяйственная этика. Рњ., 1996.
[4][4] Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge. 1990. P.99.
[5][5] См., например: Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия, Бьюкенен Дж. Границы свободы. Между анархией и Левиафаном //Нобелевские лауреаты по экономике. Дж. Бьюкенен. М., 1997.
[6][6] North D.C. Institutions, institutional change and economic performance. Cambridge. 1990. P. 68.
[7][7] Уильямсон Рћ. Ркономические институты капитализма. РЎРїР±., 1996. РЎ.71-74.
[8][8] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С.196-197.
[9][9] См.Смелзер Н. Социология. М. 1994.