Гражданское общество. Взгляд со стороны институциональной экономики
Я принадлежу к такой странной ветви экономистов, впрочем, не такой уж маргинальной, потому что 5-6 нобелевских лауреатов за последние двадцать лет институциональную экономику сделали достаточно признанным взглядом на мир. Наглые представители этого направления позволяют себе иметь суждения по вопросам, которые никогда не считались экономическими. В частности, я сейчас буду пытаться делать это по проблемам гражданского общества.
Говорят, любая инновация проходит три фазы. Первая: что за чушь? Вторая: что-то в этом есть. Третья: кто же этого не знает? Сейчас вопрос о гражданском обществе в России переходит из второй фазы в третью. Я хочу напомнить, что еще четыре года тому назад достаточно авторитетные политтехнологи говорили, что нет в России гражданского общества. Потом они же говорили, что есть, но оно слабое и недостаточно развитое. Сегодня о гражданском обществе говорит президент в инаугурационной речи и пишет самый богатый заключенный или самый заключенный богач из тюрьмы. У меня это вызывает некоторые опасения, потому что я боюсь, что мы, перескочив фазу “кто же этого не знает?”, не ответим на ключевые вопросы и обретем некоторое религиозно-мифологическое отношение к гражданскому обществу, которое опять приведет нас к разочарованию.
Кстати, у Николая Фоменко, по-моему, была такая хорошая фраза: “Мы, русские, не едим лягушек. Мы на них женимся”. Вот у меня такое ощущение, что мы то же самое пытаемся сейчас сделать с гражданским обществом, полагая, что от поцелуя страстного, особенно если это будет исходить, например, от главы государства, лягушка превратится в принцессу. Взгляд экономиста тут, может быть, наиболее здоровый, потому что он циничней и реалистичней, реалистичнее, наверное, других профессиональных взглядов. На какие вопросы хотелось бы попытаться ответить?
Во-первых, мы до сих пор как-то не обсуждали вопрос: а зачем гражданское общество? Функциональный смысл в нем какой-нибудь есть или нет? Есть догадка, что в приличном обществе нехорошо появляться без платочка в кармане. Может быть, это платочек в кармане, без которого не пускают в G7 или куда-нибудь еще? Надо понять, зачем?
Во-вторых, трудным вопросом остается вопрос о месте гражданского общества. Вроде бы у государства и у бизнеса - тоже не очень определенные места.… Рвсе же, где должно сидеть гражданское общество? Место – открытый вопрос.
Третий РІРѕРїСЂРѕСЃ: РІСЃРµ, кто теперь считает, что гражданское общество Сѓ нас РІ Р РѕСЃСЃРёРё есть, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ том, что РѕРЅРѕ слабое, неразвитое.… Рђ РІ чем его слабость-то? Как РјС‹ ее измеряем? Рначе РјС‹ РЅРµ ответим РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, как РѕРЅР° преодолевается.
Р, наконец, четвертый РІРѕРїСЂРѕСЃ, РЅР° который СЏ Р±СѓРґСѓ пытаться отвечать, - это РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, гражданское общество – это роскошь или средство передвижения? Потому что есть такой взгляд, что давайте РјС‹ сначала обеспечим экономический СЂРѕСЃС‚, Р° потом позволим себе некоторую роскошь РІ РІРёРґРµ гражданского общества. РЇ РјРѕРіСѓ сказать, что этот взгляд очень СЏСЃРЅРѕ выражен РІ соседней стране, РІ Казахстане, которая форсированно реализует экономический СЂРѕСЃС‚. Ркономисты, которые внесли большой вклад РІ экономический СЂРѕСЃС‚ Казахстана, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚: РІРѕС‚ примерно РґРѕ 2007-2008 РіРѕРґР° РјС‹ утраиваем Р’Р’Рџ РїРѕ сравнению СЃ 1998-Рј, Р° после этого РјС‹ начинаем допускать Рё развивать гражданское общество. РўРѕРіРґР° получается, что гражданское общество – это издержки, это инвестиции, которые РјС‹ себе РїРѕРєР° РЅРµ можем позволить? Рто последний РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, какие стратегические последствия вызывает гражданское общество Рё как это связано СЃ проблемой экономического роста.
Я сразу оговорюсь, что меня не очень трудно пока что поколебать в моих позициях, потому что я продолжаю находиться в тяжелых размышлениях по каждому из этих четырех и еще по целому ряду вопросов, про которые я сегодня не говорю.
Ртак, РІРѕРїСЂРѕСЃ первый: зачем? Р’ начале XX века экономисты РїСЂРѕ гражданское общество РЅРµ говорили вообще. Р’ начале XX века взгляд был примерно следующий: есть вещи, которые хорошо делает рынок, есть вещи, которые рынок сделать РЅРµ может, это так называемые провалы рынка. Рти провалы рынка должно закрывать государство. Рынок первичен, Рё если РѕРЅ РЅРµ справляется, то государство должно сказать СЃРІРѕРµ слово. Р’ течение XX века государство РІ разных странах сказало очень РјРЅРѕРіРѕ разных слов, Рё Рє 70-Рј годам XX века накопился такой опыт, который позволил экономистам говорить Рѕ провалах бюрократии наряду СЃ провалами рынка. РџРѕ-моему, лучше всех это положение РІ 70-Рµ РіРѕРґС‹ выразил нобелевский лауреат Джордж Стиглер, тогда, РїРѕ-моему, РѕРЅ даже еще РЅРµ был нобелевским лауреатом. РћРЅ сказал следующую фразу: решая РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ соотношении рынка Рё государства, РјС‹ поступили как тот древнеримский император, который должен был судить РєРѕРЅРєСѓСЂСЃ РґРІСѓС… певцов Рё, услышав первого певца, немедленно РїСЂРёСЃСѓРґРёР» РїСЂРёР· второму. Увидев, что рынок плохо справляется СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё задачами, РјС‹ присудили РІ XX веке РїСЂРёР· государству. РќРѕ государство еще С…СѓР¶Рµ справляется СЃ теми задачами, СЃ которыми РЅРµ справился рынок.
Рвот тут-то и возникла тема, которая связана с третьим певцом. Гражданское общество – это третий певец на конкурсе. О чем он поет? Поет, казалось бы, об очень далеких от экономики вещах. О взаимных правах. Главная ария гражданского общества, главная тема гражданского общества – это взаимные права. Тем не менее, оказалось, что это имеет экономический смысл, и очень большой экономический смысл. Рональд Коуз, нобелевский лауреат, который очень известен открытием ряда вещей, говорил, что права есть ключ к решению проблемы внешних эффектов. Что такое проблема внешних эффектов? Те же провалы рынка, те же экологические загрязнения, те же вопросы неиспользованных энергий. Все это внешние эффекты, т.е. все то, что рыночная, контрактная система в себя не умещает, действующая политическая система не видит и не переваривает, превращается во внешние эффекты – положительные эффекты или отрицательные. Оказывается, что для того, чтобы решить проблему внешнего эффекта, нужно установить право.
Вот Коуз приводит очень простой пример: фабрика дымит и мешает дышать местной общине, местному community. Что делать в этих условиях? Какой первый позыв? Надо запретить фабрике дымить. Но тогда мы наносим ущерб фабрике, и не только ее владельцу. Мы лишаем прав тех людей, которые там работают, тех людей, которые вкладывали туда деньги. Поэтому фактически происходит вопрос о том, кому принадлежит право – фабрике право дымить или населению право дышать? Коуз утверждает, что вообще-то несущественно, за кем вы закрепите это право. Важно, чтобы вы его закрепили, потому что дальше произойдет самое важное: если вы закрепили за фабрикой право дымить, а значит, работать, получать доходы, то местное сообщество будет платить фабрике за установку очистных сооружений и договариваться о чем-то. Процесс пошел. Если вы местному сообществу предоставите абсолютное право дышать свежим воздухом, значит, владельцы фабрики будут платить. При этом есть тысяча всяких вариантов, например, сделать членов этого community акционерами этого предприятия, поэтому они будут кашлять, но получать доходы. Так вот, вопрос о том, какие права надо устанавливать и как этими правами обмениваться - это вопрос компетенции гражданского общества. Собственно, обилие вариантов решения этих вопросов – это и есть предмет деятельности в той сфере, где нет монополии власти, где есть разные группы интересов, где есть разные субъекты, способные свои права присваивать, отчуждать, обменивать, реализовывать и так далее.
РЇ РјРѕРіСѓ привести РґРІР° примера того, как это работало последние 30 лет. Р’С‹ помните, РІ конце 80-С… РіРѕРґРѕРІ мощное экологическое движение РІ СССРдобилось закрытия БВК (белково-витаминных комбинатов), остановки некоторых атомных станций. Рто типичный РєРѕСѓР·РѕРІСЃРєРёР№ случай. Через 10 лет произошел откат, потому что оказалось, что права РЅРµ сбалансированы. Оказалось, что лекарства приходится РґРѕСЂРѕРіРѕ закупать Р·Р° границей, или РЅРµ хватает энергии, или, С…СѓР¶Рµ того, РЅРµ хватает рабочих мест. РЇ РЅРµ утверждаю, что РјРѕРё коллеги Рё РґСЂСѓР·СЊСЏ РёР· экологических движений конца 80-С… были неправы. РЇ РіРѕРІРѕСЂСЋ Рѕ том, что таким путем это решалось РІ зарождающемся СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј, постсоветском или позднесоветском гражданском обществе.
Другой пример, который часто упоминает РјРѕР№ коллега, Андрей Николаевич Рлларионов, СЃ которым СЏ категорически Рё полностью РЅРµ согласен РІ этом РІРѕРїСЂРѕСЃРµ, - Киотский протокол. РќР° РјРѕР№ взгляд, РІ 90-Рј РіРѕРґСѓ было достигнуто гениальное решение проблемы выброса углеводорода - установление РєРІРѕС‚ Рё возможность торговать этими квотами. РљРѕРіРґР°, вопреки обычному положению вещей, неразвитая страна, страна более загрязненная, получает инвестиции РЅР° снижение экологических выбросов. Потому что РІ Манчестере СѓР¶Рµ 150 лет снижали выбросы, Р° РІ Магнитогорске этим, РїРѕ-моему, РЅРµ занялись РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ. Естественно, единица снижения стоит дешевле РІ Магнитогорске, Рё образуется огромный рынок инвестиций РІ экологию, образуется независимый мониторинг, РєРѕРіРґР° востребован именно мониторинг экологических организаций, потому что никто РЅРµ поверит системе сертификации, основанной РЅР° интересах местной власти или местного бизнеса. РџРѕ некоторым расчетам, Р РѕСЃСЃРёСЏ теряет РґРѕ 5 миллиардов долларов РІ РіРѕРґ сейчас, каждый РіРѕРґ, РЅРµ ратифицируя Киотский протокол. Рђ там замыкающая страна – либо Р РѕСЃСЃРёСЏ, либо РЎРЁРђ. Р’ случае нашей ратификации получается, что 55% стран ратифицировали (там считается РїРѕ объемам выбросов), Рё Киотский протокол вступает РІ действие РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј масштабе, Р° сейчас РѕРЅ действует как рынок лишь РІ Бенилюксе Рё РІ Соединенном Королевстве. Ртам дает СЃРІРѕРё эффекты. Рто Рє РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ том, как создание прав, размен прав решает проблемы этих самых внешних эффектов.
Отсюда получается, что Сѓ гражданского общества РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ есть СЃРІРѕСЏ песня, СЃРІРѕСЏ роль, СЃРІРѕСЏ функция, которая связана СЃ тем, что эти внешние эффекты – эффекты, РЅРµ улавливаемые политической или рыночной системой, РЅСѓР¶РЅРѕ находить, выявлять Рё вдвигать РІ повестку РґРЅСЏ. Рто, между прочим, РЅРµ лоббирование. Рто то, что РІ английском языке называется advocacy – продвижение интересов, которые оказались Р·Р° пределами системы. Р РЅСѓР¶РЅРѕ добиваться соглашения различных РіСЂСѓРїРї, которые могли Р±С‹ быть заинтересованы РІ решении этих РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, РІ устранении отрицательных или достижении положительных внешних эффектов. Чтобы РІС‹ РЅРµ думали, что СЏ РѕРґРёРЅ несу Р·Р° это ответственность, СЏ РјРѕРіСѓ сослаться РЅР° Джеймса Бьюкенена, нобелевского лауреата, Рё Гордона Таллока, его соавтора, который почему-то Нобелевскую премию РЅРµ получил. РћРЅРё еще РІ 70-Рµ РіРѕРґС‹ стали утверждать, что единственный СЃРїРѕСЃРѕР± интернализации внешних эффектов, С‚.Рµ. втягивания РёС… РІ нормальный, гражданский, деловой РѕР±РѕСЂРѕС‚, который РЅРµ создает дополнительных издержек, - это интернализация путем консенсуса Рё многостороннего согласия. РљРѕРіРґР° государство интернализует внешние эффекты, РѕРЅРѕ применяет принуждение, создавая тем самым издержки применения принуждения.
Второй РІРѕРїСЂРѕСЃ. Если гражданское общество имеет некоторый экономически функциональный смысл, то РјРѕР¶РЅРѕ ли сказать, РІ чем его место РІ системе разделения труда. Рздесь РјРѕР№ ответ будет, наверное, несколько неожиданным: нет, нельзя. Представление Рѕ том, что Сѓ бизнеса есть СЃРІРѕСЏ функция, Сѓ государства есть СЃРІРѕСЏ функция, Сѓ гражданского общества есть СЃРІРѕСЏ функция - просто РЅРµ верно. РЇ приведу пример РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ главного, наиболее знаменитого участника этого процесса - государства. До конца XX века считалось, что Сѓ государства есть некие СЃРІРѕРё органические функции. Р’ 80-Рµ РіРѕРґС‹ появилась замечательная статья Рональда РљРѕСѓР·Р° РїРѕРґ названием “Маяк РІ экономической теории”, которая взорвала РІСЃРµ представления, РїСЂРё том, что была невинна Рё там РЅРµ было никаких генеральных утверждений. Рћ чем статья? Рональд РљРѕСѓР· обратил внимание, что великие экономисты, начиная СЃ Риккардо: Риккардо, Джеймс Миль, Кейнс, Маршалл – РІСЃРµ как РѕРґРёРЅ англичане – приводили РѕРґРёРЅ Рё тот Р¶Рµ пример. РћРЅРё спрашивали, “если Р±С‹ РЅРµ было государства, кто Р±С‹ строил маяки?” “А если Р±С‹ РЅРµ строили маяков, то как Р±С‹ было РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ судовождение?” Аргумент, который любого англичанина должен убедить. Что сделал РљРѕСѓР·? РћРЅ сделал простую вещь. РћРЅ залез РІ архив Британского адмиралтейства Рё стал смотреть, кто Р¶Рµ строил маяки. Оказалось, что РЅРё РѕРґРёРЅ маяк РІ Англии, СЏ подчеркиваю – РЅРё РѕРґРёРЅ, РЅРµ был построен государством. РћРЅРё строились самыми разными способами. РС… строили корпорации капитанов СЃСѓРґРѕРІ, гильдии судовладельцев, местные community. РРЅРѕРіРґР° РѕРЅРё передавались РІ эксплуатацию Британскому адмиралтейству, передавались государству. РќРѕ созданием маяков занимались какие-то совершенно иные институты. Р’РѕС‚ РљРѕСѓР· это РІСЃРµ описал Рё поставил точку. Рто просто статья РїСЂРѕ маяки. РќРѕ РєРѕРіРґР° стали смотреть РґСЂСѓРіРёРµ сферы, выяснилось, что там тоже как-то РІСЃРµ РЅРµ совсем так, потому что…
Фридрих фон Хайек написал замечательную книгу “Частные деньги”, где выяснилось: то, что мы рассматриваем как современные государственные денежные системы, оказывается, они все тоже не того происхождения. Они от бизнеса возникли, это частные системы. Все системы казначейских билетов умерли, потому что они стояли на одном простом принципе, который блестяще, наверное, лучше всех, выразили махновцы. Они на своих карбованцах писали: “Обеспечивается головой того, кто отказывается принимать”. Вот эти системы не выжили. А как рождаются денежные системы, которые идут не от государства? Мы вообще-то с вами 10 лет тому назад наблюдали это, когда в период великой инфляции “маврики” – билеты МММ – стали иметь хождение наравне с рублем, они образовывали огромную часть биржевого оборота, потому что это были фактически антиинфляционные частные деньги. Я не по поводу того, правильно судят Мавроди или неправильно его судят. Я про то, что, оказывается, у государства нет ничего такого, что оно могло бы делать монопольно и никто другой этого делать не умеет. То же самое касается тюрем, потому что возможны частные тюрьмы, сыска – потому что возможен частный сыск, пожарной охраны и т.д. Но я ведь то же самое я могу сказать и про бизнес.
В этом зале не приходится говорить, что мы с вами не так давно жили в стране, где бизнеса не было, где государство взяло на себя все то, что в других странах делает бизнес и гражданское общество, потому что государство занималось и вопросом взаимных прав. Поэтому мы и в нынешней жизни это можем обнаружить, когда у нас бизнес занимается социальной дотацией для образования, здравоохранения, детских садов, строительства дорог. Государство заводит банки или магазины на тех территориях, где бизнес почему-то не может действовать. У нас законы пишет кто угодно, только не парламентарии. Поэтому я утверждаю, что никакого органического разделения труда между этими субъектами не существует. Разделение труда всегда ситуативно. Рэто создает огромную трудность, потому что сегодня оно такое, завтра оно другое, от страны к стране оно разное, и это всегда предмет борьбы. Отсюда, между прочим, довольно существенный вывод для понимания гражданского общества. Когда мы говорим, что у нас гражданское общество слабое и поэтому государство берет на себя какие-то функции… Слабость и сила в этом треугольнике существует лишь как относительное понятие. У нас гражданское общество слабое, только государство-то у нас еще слабее в реализации этих функций. Поэтому распределение функций в этом треугольнике определяется относительной силой и слабостью.
Я возьму маленький пример, который лежит на стыке бизнеса, государства и гражданского общества. Вопрос о саморегулировании и о саморегулируемых организациях. Они могут возникать в силу самых разных причин. Например, одна из причин: частная деятельность оказывается недостаточно эффективной. Ну, например, не действует внутреннее этическое саморегулирование каждого из субъектов этой деятельности. А общество при этом достаточно требовательно смотрит на происходящее. Что тогда? Какие тогда возможны варианты? Либо государственные запреты, либо коллективные самоограничения. Я сошлюсь на американский пример. Основатели – ну не основатели, эта система существует уже 90 лет, Beta Business Buro - саморегулируемых организаций, которые работают на потребительском рынке, говорят: а мы вынуждены идти на саморегулирование, потому что публика требует ограничений, а мы не хотели бы государственных запретов. Значит, один вариант, когда сами частные субъекты ведут себя, скажем так, неэтично, с точки зрения широкой публики. Совсем другой вариант: когда государство не справляется с какими-то функциями, и эти функции кому-то надо передавать. На самом деле, российская ситуация именно такова. Да совершенно я не уверен, что саморегулируемые организации, о которых так много в ходе административной реформы говорится, справятся с этими задачами без издержек, без шишек, без синяков. Но только государство-то с этими задачами совсем не справляется. Поэтому если они окажутся чуть эффективнее того, что делает государство, значит композиция, вот эта раскладка разных сил для данной ситуации оказалась, наверное, более правильной. В принципе, завершая второй вопрос, я бы сказал, выясняется, что одни и те же цели достижимы тремя принципиальными способами: либо частной сделкой – куплей-продажей, либо принуждением, либо многосторонней договоренностью. Рвот по методу достижения цели мы говорим о том, что вот это частная деятельность – бизнес, вот это - государство, а вот это - гражданское общество. Рпропорции в каждый данный момент и в каждой стране будут оказываться разными и невечными.
Третий РІРѕРїСЂРѕСЃ – слабость гражданского общества. Р’РѕС‚ как ее обычно формулируют? РЇ РІ данном случае сошлюсь РЅР° тех людей, которые работают внутри СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ гражданского общества, РЅР° СЃРІРѕРёС… коллег. РћРЅРё часто жалуются Рё РіРѕРІРѕСЂСЏС‚: РІ Р РѕСЃСЃРёРё люди РЅРµ хотят объединяться, РІ Р РѕСЃСЃРёРё люди РЅРµ хотят развивать волонтерство, РІ Р РѕСЃСЃРёРё люди РЅРµ хотят тратить время РЅР° решение задачи создания некоторых публичных благ. Р’С‹ знаете, уважаемые друзья… люди РЅРёРіРґРµ РЅРµ хотят объединяться. Люди РЅРёРіРґРµ РЅРµ хотят заниматься волонтерством. Рто заблуждение - считать, что РјС‹ имеем чисто СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ проблему, потому что целая теория, Р° именно теория коллективных действий, СѓРІС‹, РїРѕРєРѕР№РЅРѕРіРѕ экономиста Мансура Олсона, создана РЅР° простом объяснении того, почему люди РЅРµ хотят объединяться Рё почему РѕРЅРё РІСЃРµ-таки объединяются. Почему РѕРЅРё РЅРµ хотят самоорганизовываться – Рё РІСЃРµ-таки выходят РЅР° какие-то варианты коллективных действий. Дело РІ том, что над просторами гражданского общества витает РѕРґРЅРѕ проклятье, которое Мансур Олсон назвал free-rider problem, почему-то это переводится как “проблема безбилетника”… РќСѓ хорошо, будем считать, что это “проблема безбилетника”. Р’ чем проблема? Да РѕРЅР° понятна каждому РёР· нас. Р’РѕС‚, предположим, РјС‹ считаем, что РЅСѓР¶РЅРѕ решить проблему, связанную СЃ внешними эффектами, правами, РёС… нарушениями Рё С‚.Рґ. Р РјС‹ РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ готовы потратить СЃРІРѕРё силы, соединиться СЃ какими-то РґСЂСѓРіРёРјРё людьми Рё С‚.Рґ. Дальше возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ: РІРѕС‚ РјС‹ соединимся, эти силы потратим, РјС‹ что-то сделаем, чего-то добьемся, Р° потом что? Рђ потом РІСЃРµ Р±СѓРґСѓС‚ пользоваться этим результатом, Р° РјС‹ СЃРЅРѕРІР° будем объединяться, тратить СЃРІРѕРё силы Рё С‚.Рґ. РќСѓ РѕРґРёРЅ раз так РјРѕР¶РЅРѕ сделать, РЅСѓ три. РќРѕ нельзя Р¶Рµ этим заниматься как систематическим РІРёРґРѕРј деятельности! Р, РІ конце концов, человек начинает рассуждать: это сделает кто-то РґСЂСѓРіРѕР№, ведь это РЅСѓР¶РЅРѕ-то всем! Р РІ итоге это РЅРµ делается. Р’ этом “проблема безбилетника”: издержки, которые несут люди РЅР° создание публичных благ, РЅРµ окупаются. Рђ блага достаются всем. Рто было Р±С‹ трагично, если Р±С‹ РЅРµ существовало нескольких вариантов решения “проблемы безбилетника”.
Рвот тут мы начинаем понимать, что такое слабость гражданского общества. Слабость гражданского общества – это когда оно не справляется со своей функцией, не производит своего продукта – публичных благ, или производит их очень мало. Будь то домофон в подъезде, установленный без распоряжения мэра, или создание нового закона, или проведение какой-то реформы – публичное благо очень разнообразно. Вот их производится непозволительно мало. Почему это происходит? Потому что не найдены решения “проблемы безбилетника” для данных ситуаций. Какие же возможны решения? Довольно разные, если верить теории коллективных действий Мансура Олсона. Первый вариант: малая группа. Малая однородная группа довольно легко решает “проблему безбилетника”. Вот если в подъезде живут люди примерно одного достатка и схожих взглядов на жизнь, и они согласны, что нужно ставить домофон, и у них не возникает сильных споров, какой суммой складываться, то, возможно, они эту проблему решат. С высокой вероятностью решат. Я хочу сказать, что малые группы способны решать очень серьезные проблемы. Если это малые однородные группы.
РЇ приведу РѕРґРёРЅ пример, который показывает, РїРѕ-моему, высокую экономическую эффективность малых РіСЂСѓРїРї. Вообще Сѓ нас РІ стране тысячи кредитных СЃРѕСЋР·РѕРІ или того, что РЅР° языке закона называется кредитно-потребительских кооперативов граждан. Поскольку РІ начале 90-С… СЏ участвовал РІ первых экспериментах РїРѕ созданию этих вещей, СЏ РјРѕРіСѓ привести достаточно показательные примеры. Вообще кредитный СЃРѕСЋР· – это РєРѕРіРґР° люди, знающие РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, неважно почему – то ли РѕРЅРё работают вместе, то ли РѕРЅРё вместе отдыхают, то ли РѕРЅРё СЂСЏРґРѕРј Р¶РёРІСѓС‚, то ли просто РѕРЅРё дружат РІРѕС‚ таким составом. РћРЅРё объединились для того, чтобы вместе сберегать Рё вместе кредитовать, потому что Сѓ РѕРґРЅРѕРіРѕ сбережения, Р° РґСЂСѓРіРѕРјСѓ РЅСѓР¶РЅРѕ отремонтировать квартиру или велосипед купить. Кредитный СЃРѕСЋР·, СЃ точки зрения обычной экономической теории, - это майский Р¶СѓРє. РћРЅ РЅРµ может летать, РЅРѕ РѕРЅ летает. Р’ РЎРЁРђ 20% потребительского кредита обслуживается кредитными союзами. Р’ Квебеке 100% потребительского кредита, РІ Ррландии 100%, РЅСѓ 90% потребительского кредита. Почему РѕРЅРё летают? Потому что люди РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° знают Рё РЅР° этом экономятся колоссальные издержки. Потому что люди РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ доверяют, Рё это позволяет РёРј делать то, чего РЅРµ может сделать банк. Маленькая иллюстрация: РѕРґРёРЅ РёР· первых живых кредитных СЃРѕСЋР·РѕРІ был создан РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Суздаль, РіРґРµ 12 тысяч людей населения. Там РІ кредитном СЃРѕСЋР·Рµ состоит сейчас 2,5 тысячи человек. Р РєРѕРіРґР° через пару лет после создания кредитного СЃРѕСЋР·Р° СЏ туда приехал, оказалось, что РѕРЅРё довольно небрежно ведут финансовую документацию РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ выданных кредитов. Рў.Рµ. РІСЃРµ записывается, РЅРѕ как-то… РЇ РіРѕРІРѕСЂСЋ: “Слушайте, РґСЂСѓР·СЊСЏ РјРѕРё, РЅРѕ это Р¶Рµ РІСЃРµ-таки финансовый институт”. РќР° что РјРЅРµ сказали: “Человек, который РЅРµ вернул кредит, - ему РІ этом РіРѕСЂРѕРґРµ-то жить невозможно. РћРЅ РїРѕ улице пройти РЅРµ сможет”. Потому что РѕРЅ стянут этой самой РіСЂСѓРїРїРѕР№, которая имеет общее представление Рѕ том, что должно Рё чего РЅРµ должно делать.
Другой пример того, как может решаться “проблема безбилетника”: РЅСѓР¶РЅРѕ найти дополнительный, так называемый селективный, стимул - отрицательный или положительный. Например, РІС‹ РІСЃРµ знаете РёР· литературы, что историю профсоюзов обычно интерпретируют как историю, довольно тесно связанную СЃ историей мафии. Рто правда. Рто РґРѕ такой степени правда, что РІ 40-Рµ РіРѕРґС‹, после Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹, РІ РЎРЁРђ был РїСЂРёРЅСЏС‚ закон Тафта-Харли, который попытался разрушить систему давления РЅР° членов профсоюзов, потому что РёРј угрожали, заставляя объединиться. Были введены правила, РїРѕ которым чиновники должны были присутствовать РЅР° всех собраниях Рё могли разговаривать РІ закрытой комнате СЃ каждым членом профсоюза. Через семь лет закон был отменен РїРѕ очень странной причине. Да, действительно, люди признавали, что имеет место насильственное давление. РќРѕ РѕРЅРё РЅРµ возражали против этого насильственного давления. РћРЅРё говорили: Р° если Р±С‹ РЅРµ было этого насильственного давления, РјС‹ Р±С‹ РЅРµ образовали крупные профсоюзы Рё РЅРµ получили Р±С‹ результата РѕС‚ этого профсоюза. Хочу сказать, что Рё РІ нашей истории последнего десятилетия РјРЅРѕРіРёРµ организации – инвалидские, афганские Рё прочие, недалеко стоят РѕС‚ применения избирательных отрицательных стимулов. Р, может быть, РѕРЅРё РЅРµ существовали Р±С‹, если Р±С‹ таких стимулов РЅРµ было. Тем РЅРµ менее, очень трудный РІРѕРїСЂРѕСЃ: РєРѕРіРґР° это хорошо Рё РєРѕРіРґР° плохо?
Третий вариант, РєРѕРіРґР° решается “проблема безбилетника” - это положительный стимул. Р’РѕС‚ это сложное дело. Положительные дополнительные селективные стимулы приходится искать РёРЅРѕРіРґР° десятилетиями. Скажем, американские фермерские ассоциации никак РЅРµ могли найти стимул, чтобы объединять больше фермеров, Р° потом РІРґСЂСѓРі занялись совместным отдыхом – организацией РґРѕСЃСѓРіР°, туризмом Рё прочее. РџРёРІРѕ только членам профсоюза! Роказалось, что это очень цементирует, хотя напрямую РЅРµ связано СЃ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ деятельностью. РР· СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ для меня движения РїРѕ защите прав потребителей хочу привести пример Рѕ том, как наиболее сильные консюмеристские организации решают эту проблему. РћРЅРё продают информацию, РѕРЅРё продают журналы, РїРѕРґРїРёСЃРєСѓ РЅР° журнал, РїРѕРґРїРёСЃРєСѓ РЅР° сайт, абонентское обслуживание РІ смысле советов. РћРЅРё продают РІ данном случае частные блага Рё РЅР° эти деньги финансируют деятельность РїРѕ созданию публичных благ. РќРѕ это РЅРµ так просто, как кажется, потому что РІ нашей СЂРѕРґРЅРѕР№ стране Сѓ нас было только РґРІР° РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° нам удавалось Р·Р° счет издания нашего журнала “Спрос”, РїРѕРґРїРёСЃРєРё РЅР° него Рё розничных продаж, покрывать деятельность Конфедерации потребителей: 97-Р№ Рё первая половина 98-РіРѕ. Поэтому… РЅСѓ нелегко решаются такого СЂРѕРґР° задачи.
Зато может быть другой положительный стимул, который многие используют, - перераспределительный. Вот когда от государства что-то можно распределить – помощь для этих или для тех категорий людей, то попутно можно заниматься и деятельностью по созданию публичных благ. Я бы мог довольно долго рассказывать о том, как устроены эти стимулы коллективной деятельности, как люди решают в разных странах проблему “не хочется объединяться, но нужно”… Но, по-моему, гораздо важнее сделать другой вывод: эти методы и стимулы настолько разнообразны, что мы можем получить очень разный результат. Рмы его получаем. Во-первых, на разных фазах всегда сильнее малые группы, а не широкие коалиции, перераспределительные группы, а не производительные, отрицательные стимулы, а не положительные - потому что их легче найти, они под рукой. Но смотрите, что может получиться. Может возникнуть общество, в котором довольно много самоорганизации, но при этом очень сложный вопрос, является ли такое общество гражданским - общество, где преобладают перераспределительные коалиции, группы, которые делят пирог и тянут одеяло на себя, на свои 1,5% населения. Поэтому я от вопроса о том, что такое сильное и что такое слабое гражданское общество, органически перехожу к четвертому вопросу в моем распорядке – про гражданское общество и экономический рост.
Тот же, уже упоминавшийся мною, автор теории коллективных действий Мансур Олсон задал очень интересный вопрос – про нашу страну, между прочим. Лицом к лицу лица не увидать. Нам бы такой вопрос, наверное, в голову не пришел. Но он говорит, что они обсуждали с Джеймсом Бьюкененом эту историю, и возник такой вопрос. Заканчивается Вторая мировая война, уничтожаются авторитарные режимы в Центральной Европе и Восточной Азии. Что происходит через десять лет после завершения Второй мировой войны и уничтожения авторитарных режимов? Сильный экономический подъем в странах Центральной Европы и Восточной Азии. Еще не экономическое чудо, но уже преддверие экономического чуда в Германии и Японии. Прошло уже десять лет и больше, Бьюкенен и Олсон обсуждали этот вопрос через десять лет с момента крушения авторитарных режимов в Восточной Европе. Ну и где экономический подъем? - говорят они. Мы в это время обсуждали: вот у чехов некоторый рост есть, у литовцев там что-то такое.… Но из дальнего взгляда видно, что нет никакого бурного подъема. Дело-то в чем? Ответ Мансура Олсона про нашу страну состоит в том: в Германии оккупационная власть уничтожила не только авторитарное государство, но и прежнюю организацию общества. То же самое произошло в Японии. В России было уничтожено авторитарное государство, и страна досталась перераспределительным группам менеджеров. Потому что общество кристаллизовано в этих менеджерских группах. Ресли посмотреть на историю, скажем, парламентской борьбы первой половины 90-х годов, то это борьба за перераспределение бюджета в пользу военно-промышленного и агропродовольственного комплекса. Причем заметим: похоже, ни тот, ни другой комплексы от этого перераспределения ничего не получили. А оно происходило.
Поэтому объяснение Олсона состоит РІ том, что, оказывается, РЅРµ любое самоорганизованное общество продуктивно. РћРЅРѕ РЅРµ обязательно РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ публичные блага. РћРЅРѕ может производить частные, клубные блага для маленьких РіСЂСѓРїРї. Рту вещь Олсон РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ исследовал РІ своей РєРЅРёРіРµ. РћРЅ этим РѕР±СЉСЏСЃРЅРёР» замедление развития Англии РІ 50-60-Рµ РіРѕРґС‹. РћРЅ ввел понятие “британская болезнь” или “институциональный склероз”, РєРѕРіРґР° РјРЅРѕРіРѕ-РјРЅРѕРіРѕ перераспределительных РіСЂСѓРїРї образовывали общество РІ Англии, которое, заметим, – традиционное гражданское общество, традиционно сильное, РѕРґРЅРѕ РёР· старейших РІ РјРёСЂРµ. РћРЅРѕ превратилось РІ совокупность перераспределительных РіСЂСѓРїРї, Рё развитие страны практически остановилось. Р’РѕС‚ РєРѕРіРґР° была сломлена эта тенденция, развитие Англии ускорилось. Олсон сказал, что есть “британская болезнь”, Р° есть ее крайняя форма – “красный склероз”, - Рё привел РІ пример Р РѕСЃСЃРёСЋ.
Я бы сказал, что из этих двух возможностей – а ведь мы все время стоим перед выбором: малые группы – широкая коалиция малых групп или людей, отрицательные стимулы – положительные стимулы, положительные креативные стимулы – перераспределительные стимулы. Рпочему-то легче достигаются, особенно на ранних стадиях развития, решения, удобные для организаций, но плохие для развития общества. Вот именно из этого лона вырастают два разных очень серьезных последствия для страны в целом. У нас был такой интересный семинар, очень узкий, про гражданское общество, про его идентичность, и там возникла мысль, которая вызвала поддержку нескольких людей, что вообще-то гражданское общество в отличие от государства – это женская сущность. Мы там пришли к выводу, что государство – сущность, скорее всего, мужская, гражданское общество – скорее всего, женская, а бизнес в этом смысле – и то, и другое. Так вот, эта женская сущность гражданского общества очень важна, в том смысле, что именно она рождает или не рождает ту общую структуру взаимоотношений бизнеса, общества и власти, которая именуется в теории общественным договором.
РЇ СЃРЅРѕРІР° сошлюсь РЅР° иностранного экономиста, РЅРѕ теперь СѓР¶Рµ РЅР° Ррнандо РґРµ Сото, который пришел Рє очень интересному выводу РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ того, как устройство общества Рё структура общественного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° влияет РЅР° экономическое развитие. Де Сото задал простой РІРѕРїСЂРѕСЃ – это его РєРЅРёРіР° “Загадка капитала”, которая РЅР° СЂСѓСЃСЃРєРѕРј вышла РґРІР° РіРѕРґР° тому назад. Простой РІРѕРїСЂРѕСЃ: РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество стран честно исполняли рекомендации Всемирного банка, Международного валютного фонда, экспертов ведущих правительств. Честно исполняли! РќРѕ разрыв между этими странами Рё странами золотого миллиарда вырос. Р’ чем дело-то? РћРЅ начинает искать разные объяснения. Может, активность населения РЅРёР¶Рµ? Да ничего РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РґРµ Сото, РјРЅРµ РІ РњРѕСЃРєРІРµ таксист тут Р¶Рµ предложил совместный бизнес, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РґРµ Сото. Может быть, дело РІ культурных различиях? РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: может быть, РЅРѕ РєРѕРіРґР° РјРЅРµ кто-то РѕР±СЉСЏСЃРЅРёС‚, что общего РІ культуре Рстонии, Рндонезии Рё Аргентины, тогда СЏ скажу, что РґР°, имеют значение культурные различия. Может быть, просто РЅРµ хватает фондов? РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: РґР° ничего РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ, посмотрите, сколько нелегального богатства РІ этих странах. РћРЅ ведь провел простой эксперимент, РјС‹ его можем повторить РЅР° Рублево-Успенском шоссе. Р’ РІРѕСЃСЊРјРё странах посчитали, сколько там незарегистрированной недвижимости, потому что РІСЃРµ нелегальное богатство РјРѕР¶РЅРѕ прятать, Р° недвижимость сложно. Р РѕРЅРё насчитали, сделали экстраполяцию, Рё выяснилось, что ее РІ третьем РјРёСЂРµ примерно РЅР° 11 триллионов долларов. Рто сильно больше того, что Р·Р° 50 лет было оказано РІ РІРёРґРµ помощи этим Р¶Рµ самым странам. Р’ чем Р¶Рµ дело? Де Сото отвечает примерно так: потому что люди РІ развитых странах, которые дают советы остальным, как надо жить, сами РЅРµ знают, как РёС… страны пришли Рє этой ситуации. Потому что РІ РёС… странах РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ была устроена Р¶РёР·РЅСЊ еще 200 лет тому назад. Рти страны 200 лет тому назад решали эту проблему, РєРѕРіРґР° эти эксперты еще РЅРµ родились.
А проблема состоит в том, что по-разному устроено общество и существует разная структура общественного договора. Как это устроено в подавляющем большинстве развитых стран? Есть маленькие островки легальности, так называемый колпак Броделя, де Сото ссылается на Фернана Броделя, прекрасного французского философа и историка, автора теории структур повседневности. Ресть основная масса общества, которая живет, вообще-то говоря, по криминальным законам, потому что они живут по своим правилам, правила различаются от одного сообщества к другому, их надо как-то поддерживать, а государство нелегальные правила не поддерживает.… В этих условиях богатство в капитал не превращается. Поэтому фактически нужно делать новый общественный договор, что и предлагает де Сото. Он говорит: нужно делать новый общественный договор, который сблизил бы формальные и неформальные правила, упростил бы законодательство, создал бы поддержку широких групп населения такого рода программе. Тогда собственность сможет превращаться в капитал, тогда она сможет двигаться, тогда права начнут двигаться.
Надо сказать, что РјС‹ были довольно близки Рє точке такого понимания движения еще РіРѕРґ тому назад. РљРѕРіРґР° РІРѕР·РЅРёРє РєСЂРёР·РёСЃ РІРѕРєСЂСѓРі ЮКОСа Рё РјС‹ участвовали РІ создании так называемой РєСЂРёР·РёСЃРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹, РєСѓРґР° входили представители основных деловых объединений: Р РЎРџРџ, "Деловой Р РѕСЃСЃРёРё", "РћРїРѕСЂС‹" – Рё гражданских организаций. РњС‹ 17 июля 2003 РіРѕРґР° создали РєСЂРёР·РёСЃРЅСѓСЋ РіСЂСѓРїРїСѓ, которая обратилась тогда СЃ открытым РїРёСЃСЊРјРѕРј, РѕРЅРѕ публиковалось СЂСЏРґРѕРј газет, Рё СЃ закрытым РїРёСЃСЊРјРѕРј Рє президенту СЃ предложениями, как решать эту проблему. Надо сказать, слова “новый общественный договор” внутри РєСЂРёР·РёСЃРЅРѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹ сказал РЅРµ СЏ, Р° Валерий Фадеев, главный редактор “Рксперта”. РњС‹ первоначально получили, СЏ Р±С‹ сказал, полуположительную реакцию РЅР° наше закрытое РїРёСЃСЊРјРѕ, РїРёСЃСЊРјРѕ РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ правам человека РїСЂРё президенте. Ртри месяца велись работы РїРѕ созданию программы, которая предполагала размен определенных законопроектов, которые могли Р±С‹ обеспечить признание прав собственности РІ обмен РЅР° признание прав различных РіСЂСѓРїРї населения. Главный СЃРґРІРёРі состоял РІ том, что представители ведущих деловых объединений согласились, что РёС… проблема РЅРµ РІ отношениях СЃ первым лицом государства, Р° РІ отношениях СЃ различными группами населения, права которых РѕРЅРё РЅРµ признавали. Р РІ обмен РЅР° это РѕРЅРё получили непризнание СЃРІРѕРёС… прав собственности. РќСѓР¶РЅРѕ было решить эту проблему. Ситуация, конечно, решилась РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ, потому что СЃ согласия президента переговоры РїРѕ этому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ проходили РІ Нижнем РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґРµ 24 октября, Рё РЅР° эти переговоры прилетал РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРёР№, Р° РІ ночь РЅР° 25 октября… РћРЅ, собственно, оттуда Рё летел, РєРѕРіРґР°... Р РєРѕРіРґР° РјС‹ пытались потом РІ декабре РЅР° встрече СЃ президентом объясниться РїРѕ этому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ, говорили, что был сорван переговорный вариант выхода РёР· РєСЂРёР·РёСЃР°, президент практически ответил: РЅСѓ что делать? Р’РѕС‚ был такой генеральный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, РѕРЅ РѕР±СЉСЏСЃРЅРёР», что это правильный момент для ареста. Дело РЅРµ РІ РҐРѕРґРѕСЂРєРѕРІСЃРєРѕРј Рё дело РЅРµ РІ ЮКОСе. Дело РІ том, что РјС‹ выходили РЅР° такие варианты решения, РјС‹ РЅР° РЅРёС… РЅРµ вышли.
Заключая, я бы хотел сказать, что из всего этого следует. Во-первых, нужно думать про повестку дня. Потому что если мы считаем, что гражданское общество действительно имеет функцию находить, выявлять внешние эффекты, втаскивать их в общественное сознание и предлагать решения через права и взаимоотношения по поводу прав, то это вопрос повестки дня, которая не связана с политическим циклом, которая не связана с действующими группами интересов. Рнужно искать такую повестку.
Во-вторых, если гражданское общество слабое, неразвитое, его замещает в чем-то государство, а в чем-то бизнес, а в чем-то бизнес замещает государство, то надо искать механизмы, которые поддерживали бы это замещение. Невозможно так, как это происходило в последние три-четыре года, на началах аварийной пожарности участвовать в административной реформе, в дерегулировании, в чем-то еще… Речь должна идти в этом случае о делегировании функций, о тендере бюджета… Потому что российский бюджет, уважаемые неэкономисты, за последние пять лет стал в четыре раза больше. У нас совсем не нищенский бюджет, не говоря уже об активах государства. Нужно искать другие механизмы взаимоотношений между бизнесом и гражданским обществом, которое основано не на подрядном договоре, привычном для бизнеса, а на таких формах, как “эндаумент”, когда бизнес вкладывает деньги в постоянное производство общественных благ.
Р’-третьих, если РјС‹ хотим РЅРµ перераспределительного общества, которое остановит развитие, Р° чего-то РёРЅРѕРіРѕ, то давайте РІСЃРїРѕРјРЅРёРј, чем РЇРїРѕРЅРёСЏ Рё Германия накануне экономического чуда отличались РѕС‚ Англии Рё РЎРЁРђ? Тем, что там сформировались широкие коалиции. Р’ то время как РІ Англии общество рассыпалось РЅР° множество перераспределительных РіСЂСѓРїРї, РІ РЎРЁРђ процветали lawyer'С‹ Рё врачи РІ многочисленных ассоциациях, РІ РЇРїРѕРЅРёРё Рё Германии формировались очень широкие коалиции, которые вступали РІ диалог между СЃРѕР±РѕР№. Ртот механизм мало описан. Его заметил Олсон, который написал РІРѕС‚ такую толстую РєРЅРёР¶РєСѓ Рѕ том, как проходили СЌСЂРѕР·РёСЏ Рё склероз РІ РЎРЁРђ Рё Англии. Р’ Германии Рё РЇРїРѕРЅРёРё шел противоположный процесс. РўРѕРіРґР° РјС‹ должны говорить Рѕ широкой коалиции РЅР° языке более неэкономическом. Рто, наверное, называется гражданское движение. Рћ широких гражданских движениях.
Р’-четвертых, если РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ роли этих широких гражданских движений, то, РІРёРґРёРјРѕ, это должно строиться РЅР° достаточно простых общих точках. РќРµ РЅР° идее “надо делиться”, Р° РЅР° идее “надо договариваться”. Рћ чем договариваться? Рто довольно важно. Р’РѕС‚ заключенный РїСЂРѕ это РЅРµ написал. РћРЅ, может быть, РїСЂРѕ что-РЅРёР±СѓРґСЊ СЃРІРѕРµ писал. Потому что договариваться надо Рѕ взаимном признании легальных прав, РІ том числе СЃ государством. Здесь, конечно, возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, что РјС‹ очень близко РїРѕРґС…РѕРґРёРј Рє политическому полю, РєРѕРіРґР° РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ деятельности гражданского общества РІ этой области, Рѕ широких гражданских движениях СЃ такого СЂРѕРґР° программными установками. Да, РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ близости Рє политической сфере. РќРѕ СЏ хочу процитировать нобелевскую лекцию Джеймса Бьюкенена, который сказал, что вообще-то, СЃ точки зрения экономиста, политика - это обмен правами Рё интересами, С‚.Рµ. это РёРіСЂР° СЃ положительной СЃСѓРјРјРѕР№. Рђ большинство людей РїРѕРґ политикой понимает РёРіСЂСѓ СЃ нулевой СЃСѓРјРјРѕР№, РєРѕРіРґР° кто-то выиграл, Р° кто-то проиграл. Р РѕРЅР° РЅСѓР¶РЅР°. Так РІРѕС‚, ту политику Рё РёРіСЂСѓ СЃ нулевой СЃСѓРјРјРѕР№, конкуренцию Р·Р° доступ Рє власти СЏ Р±С‹ оставил политическим структурам. Рђ РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ политике как размене прав Рё интересов, для того чтобы формировались некоторые системы договорных отношений, доверия, социального капитала РІ обществе – РґР°, это работа, приемлемая для гражданского общества.
Не хотел бы делать из этого какие-то конкретно политические выводы.… “Ходить бывает склизко по камушкам иным, итак, о том, что близко, мы лучше помолчим”.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.polit.ru