Философия нового времени
Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.
Развитие нового - буржуазного общества - порождает изменения не только в экономике, политике, и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII веке переживает период своего становления: не случайно этот век обычно называют эпохой научной революции.
Развитие науки нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Для философии Нового времени принципиальное значение играет спор между двумя направлениями в гносеологии: эмпиризмом - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализмом, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Френсис Бэкон
Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Ф.Бэкон был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству.
Прямым виновником разрыва единства между теоретической Рё практической деятельностью, между философией Рё естествознанием Бэкон считал теологию. Разрыв науки РёСЃ теологией – РІРѕС‚ главная задача, решению которой Бэкон посвятил СЃРІРѕСЋ философскую деятельность. РћРЅ считал что только решительное освобождение научного познания РѕС‚ РѕРєРѕРІ теологии сможет вернуть наукам РёС… действительную силу, вдохнуть РІ РЅРёС… Р¶РёР·РЅСЊ, разжечь РѕРіРѕРЅСЊ творческого воодушевления. Наука - средство, Р° РЅРµ цель сама РїРѕ себе. Человек Р¶Рµ - властелин РїСЂРёСЂРѕРґС‹, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, Рё то, что РІ созерцании представляется причиной, РІ действии является правилом”. Рными словами, чтобы подчинить себе РїСЂРёСЂРѕРґСѓ, человек должен изучить ее законы Рё научиться использовать СЃРІРѕРµ знание РІ реальной практике. Рменно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНРР• - РЎРЛА!”. Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе РїСЂРёСЂРѕРґСѓ Р¤.Бэкон восставал против господствующей РІ то время схоластической учености Рё РґСѓС…Р° самоуничижения человека. Р’ силу того, что РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ РєРЅРёР¶РЅРѕР№ науки, как СѓР¶Рµ говорилось, была выхолощенная Рё абсолютизированная логика Аристотеля, то Бэкон отказывается Рё РѕС‚ авторитета Аристотеля. “Логика, -пишет РѕРЅ, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению Рё сохранению ошибок, имеющих СЃРІРѕРµ основание РІ общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому РѕРЅР° более вредна, чем полезна”. РћРЅ ориентирует науку РЅР° РїРѕРёСЃРє истины РЅРµ РІ книгах, Р° РІ поле, РІ мастерской, Сѓ кузнечных РіРѕСЂРЅРѕРІ, РѕРґРЅРёРј словом, РІ практике, РІ непосредственном наблюдении Рё изучении РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Знание, РЅРµ приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.
“Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Он выделяет главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений “
Рто РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как индукция (РѕС‚ частного Рє общему) Рё дедукция (РѕС‚ общего Рє частному). Дедуктивный метод был хорошо отработан РІ Логике Аристотеля Рё более РїРѕР·РґРЅРёС… работах. Заслуга Бэкона РІ философском обосновании индукции. Рндукция может быть полной Рё неполной. Полная индукция - это идеал познания, РѕРЅР° означает, что собраны абсолютно РІСЃРµ факты, относящиеся Рє области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если РЅРµ сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что СЃРѕ временем наука решит эту задачу; поэтому РІ большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Рто означает, что обещающие выводы строятся РЅР° материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, РЅРѕ РІ таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, РјС‹ можем утверждать, что РІСЃРµ кошки мяукают РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° нам РЅРµ встретится хоть РѕРґРЅР° немяукаящая кошка.
Бэкон выдвинул идею составления 3-С… таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия, Рё промежуточных ступеней. Если - возьмем любимый Бэконом пример - кто-то хочет найти формулу тепла, то РѕРЅ собирает РІ первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять РІСЃРµ то, что СЃ теплом РЅРµ связано. Р’Рѕ второй таблице РѕРЅ собирает вместе случаи, которые РїРѕРґРѕР±РЅС‹ случаям РІ первой, РЅРѕ РЅРµ обладают теплом. Например, РІ первую таблицу РјРѕРіСѓС‚ быть включены лучи солнца, которые создают тепло, РІРѕ вторую лучи, исходящие РѕС‚ луны или звезд, которые РЅРµ создают тепла. РќР° этом основании РјРѕР¶РЅРѕ выделить РІСЃРµ те вещи, которые наличествуют, РєРѕРіРґР° тепло присутствует, наконец, РІ третьей таблице собирают случаи, РІ которых тепло присутствует РІ различной степени. Рспользуя эти три таблицы вместе РјС‹ можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ тепла, Р° именно - РїРѕ мысли Бэкона - движение. Р’ этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, РёС… анализ.
В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая Атлантида". В этом произведении он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных, и многое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На современной языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал, что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки.
Несмотря РЅР° то, что РѕРЅ придавал большое значение науке Рё технике РІ Р¶РёР·РЅРё человека. Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", Р·Р° которыми стоит всемогущий Рё непознаваемый Бог. РџСЂРё этом Бэкон РІСЃРµ время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя Рё РіСѓР±РёС‚ суеверия, РЅРѕ укрепляют веру. РћРЅ утверждал, что "легкие глотки философии толкают РїРѕСЂРѕР№ Рє атеизму, более Р¶Рµ глубокие возвращают Рє религии". Рсследуя РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ душе РѕРЅ разделил её РЅР° РґРІРµ части: божественную Рё чувствующую. «Чувствующая душа» РїРѕ его мнению имеет материальное происхождение РѕС‚ вещественных элементов Рё родственна душе животных. Однако между душой животных Рё душой человека Рё душой животных существует качественное различие: материальная чувствующая душа человека – орган сознания, орган ощущения, мысли. Разум, воображение, память, желание, воля – способности чувствующей души. Главное ее местопребывание – голова Рё нервная система человека. Нервная система представляет проводные пути для деятельности чувствующей души.
Томас Гоббс
Продолжателем философских и гносеологических традиций Ф.Бэкона был Томас Гоббс , один из крупнейших ученых Англии  XVII в. Гоббс ставит своей целью создание философии, тождественной человеческому разуму и способной научить правильному суждению. Будучи продолжателем методологической и гносеологической мысли Бэкона, Гоббс защищает опытно-экспериментальный метод исследования природы и отстаивает известный тезис эмпиризма о чувственном происхождении человеческого мышления и знания.
Основной вопрос философии – вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию – Гоббс решал строго материалистически: материальный мир, независимо от человека существующий мир тел первичен, сознание – вторично. Под идеей он понимал отражения материальных вещей, которые отпечатлеваются в нашей фантазии.
 Предмет философии Гоббс решительно противопоставляет предмету теологии. Богословие, как нечто бесплодное, пустое должно быть отброшено прочь. Гоббс продолжал работу Бэкона по раскрытию гносеологических корней идеалистического и религиозного мировоззрений и так же как Бэкон видел эти корни преимущественно в отрыве фантазии человека от действительности. Человеку, утверждал он, свойственно доискиваться причин наблюдаемых событий, у него твердая уверенность в том, что каждое явление имеет свою причину. В том случае когда человек не может удостовериться в истинных причинах вещей, он строит такие предположения насчет этих причин, какие ему внушает его собственная фантазия. Гоббс приводит такой пример: человек познает что его идеи образы должны иметь какую-то причину и что эта причина в свою очередь должна иметь свою причину и.т.д. В качестве заключительного звена этого ряда он полагает вечную причину, которая, не предполагает более никакой предшествующей причины. Таким образом он заключает, что существует нечто вечное. Но не имея никакой идеи этого вечного, он обозначает именем бога это нечто, т.е. под именем бога скрывается одухотворение вечности вселенной т.е. тех качеств, которые присущи самой материи.
Гоббс в отличие от Бэкона, обращавшего главное внимание на разработку индуктивной логики, делает упор на осмысление рационально-математических принципов мышления. .
Гоббс как и философы-рационалисты считает математику образцом знания, потому что она в наибольшей степени выражает «естественный свет» человеческого разума и его способность самостоятельно постигать самые глубокие тайны природы. Согласно Гоббсу только математика способна дать достоверное и всеобщее знание, которое может быть получено путем логических размышлений. .
Аналитическая деятельность разума, приводящая Рє установлению подлинных принципов познания – это РІСЃС‘ тот Р¶Рµ экспериментальный метод исследования РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Ртот метод толкуется Гоббсом СЃСѓРіСѓР±Рѕ механистически Рё метафизически, поскольку РѕРЅ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что любое явление РїСЂРёСЂРѕРґС‹ может быть без остатка разделено РЅР° СЃРІРѕРё составные элементы, Рё что совокупность частей идентична целому.
Если мы рассмотреть гносеологию Гоббса в свете разногласий между эмпиризмом и рационализмом, то при этом обнаруживается прежде всего эмпирическая природа учения философа «причиной ощущения является внешнее тело, или объект»[1], - пишет Гоббс, к этому утверждению он возвращается постоянно.
В своем сочинении «Левиафан» Томас Гоббс пишет о том, что он различает два вида знания: знание, доставленное ощущением и памятью и дающее нам лишь знание факта и научное знание, представляющее собой «знание связей и зависимостей фактов», при этом первое знание философ называет абсолютным, а второе наукой или условным знанием.
Гоббс хотя и разделяет мнение рационалистов относительно универсальности и безусловной достоверности математики, но вместе с тем делает попытку увязать математику, т.е. математическое знание с опытом.
Согласно Гоббсу основой всего знания является не интуиция, как считал Декарт, а определение или дефиниция.
Рскусство определения сопряжено Сѓ Гоббса СЃ умением пользоваться речью. Человеческая речь РїРѕ мнению Гоббса играет РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ роль РІ приобретении опыта как РІРёРґР° познания. Философ различает РґРІР° РІРёРґР° опыта: 1 – чувственный, образуемый ощущениями Рё представлениями, порождаемые воздействием внешних вещей; 2 – умение правильно пользоваться словами Рё правильно употреблять имена РІ языке.
Речь или язык по Гоббсу имеют знаковую систему.
Опираясь на собственную теорию языка, как связь знаков, Гоббс пытается решать проблему обобщенного достоверного знания в науке, выступая как сторонник и продолжатель средневекового номинализма. «Для Гоббса мыслительная познавательная деятельность человека связана только со словами, с именами и поэтому всегда носит условный характер».[4]
Продолжая учение Бэкона об индукции и дедукции, Гоббс не только не противопоставлял их друг другу, но наоборот истолковывает их как два взаимообусловленных и необходимых этапа движения к знанию. Гоббс характеризует частные методы наук, исходя из соотношения дедукция-индукция, напр. в науках, изучающих естественные тела, преобладает индукция (физика). В науках, исследующих тела искусственные (геометрия, этика, политика) преобладает дедукция.
Философская методология, сложившаяся у Гоббса, стала основой для создания им моральной или гражданской философии.
В гносеологии Гоббса доминировала идея материалистического сенсуализма и эмпиризма, которые позже были развиты в философии выдающегося мыслителя Нового времени Джона Локка.
Джон Локк
РћРґРЅРёРј РёР· самых выдающихся философов РќРѕРІРѕРіРѕ времени Рё продолжателем дела Фрэнсиса Бэкона был Джон Локк. Главный труд Р”.Локка «Опыт Рѕ человеческом разуме», над которым РѕРЅ работал почти 20 лет , Р° также РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ работы сыграли большую роль РІ становлении материалистического СЌРјРїРёСЂРёР·РјР°. Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Рсходным пунктом этой теории было положение РѕР± опытном происхождении РІСЃСЏРєРѕРіРѕ человеческого знания. Главным препятствием РЅР° пути Рє знанию Локк считал идеалистическую теорию врожденного знания созданную еще Платоном. Согласно этой теории наш РјРёСЂ есть лишь пассивное отражение сверхчувственного РјРёСЂР° идей, РІ котором некогда жила душа человека. Там РѕРЅР° приобрела запас знаний. Оказавшись РІ земной оболочке душа должна вспомнить РІСЃРµ знания – РІ этом задача познания. Отрицая врожденность знаний, Локк выступил против идеалистического учения Рѕ нематериальном происхождении Рё сущности души Рё разума человека. Отвергнув врожденные идеи, Локк выступил Рё против признания врожденных «практических принципов», нравственных правил. Р’СЃСЏРєРѕРµ нравственное правило, утверждал РѕРЅ, требует основания, доказательства. Без основания РІ практической деятельности людей Рё без устойчивого убеждения РІ разуме нравственное правило РЅРµ может РЅРё появиться, РЅРё быть сколько-РЅРёР±СѓРґСЊ прочным. Рћ каких врожденных практических принципах добродетели, совести, почитания Р±РѕРіР° Рё.С‚.Рґ. может идти речь, РіРѕРІРѕСЂРёР» Локк, если РїРѕ всем этим вопросам среди людей нет даже минимального согласия. РњРЅРѕРіРёРµ люди Рё целые народы РЅРµ знают Р±РѕРіР°, пребывают РІ состоянии атеизма, Р° среди религиозно настроенных людей Рё народов нет одинаковой идеи Р±РѕРіР°. РћРґРЅРё люди СЃ полным спокойствием делают то, чего РґСЂСѓРіРёРµ избегают.В Рдея Р±РѕРіР° – дело человека. Нет оснований РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ, утверждал Локк, для возникновения РїРѕРґ ее воздействием РІ разуме идеи Р±РѕРіР°. Человек предоставленный только естественному воздействию, РЅРµ знает Рё РЅРµ может знать Р±РѕРіР°. Человек РїРѕ РїСЂРёСЂРѕРґРµ своей - атеист.В
Локк вынужден был защищаться от обвинения в атеизме, и в этой защите пришел к далеко идущим выводам. Нападая на локковское предположение о возможности существования мыслящей материи, богословы указывали, что он не может раскрыть и ясно представить как материя мыслит, в чем сущность связи мысли и материи. Локк отвечал им: после неопровержимого ньютоновского доказательства присущего материи всемирного тяготения, сам творец этой теории признал что не знает причин тяготения, видимо, бог дал материи такую способность. Почему же не предположить, что бог дал некоторым частям материи способность мыслить? Почему же нельзя предположить, что душевные силы человека присущи некоторой части материи?
 Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает РґРІР° РІРёРґР° опыта, РґРІР° источника знаний: внешний, состоящий РёР· совокупности ощущений, Рё внутренний, образующийся РёР· наблюдений СѓРјР° над своей внутренней деятельностью. Рсточник внешнего опыта - реальный РјРёСЂ РІРЅРµ нас. Внутренний опыт - «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности СѓРјР°.
Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Если бы все было не так, утверждал Локк, то знания были бы известны всему человечеству и их содержание у всех было бы примерно одинаковым. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении,- вот основной тезис Локка – Способность мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк допускает все же, что уму присуща некая спонтанная сила, независящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков или предрасположенности к той или иной деятельности. В этом заключается главное противоречие в его философской системе. Локк под вторым источником фактически понимал работу мышления над полученными извне ощущениями и идеями, осмысление чувственного материала, в результате которого действительно возникает ряд новых идей. Рпо содержанию и по происхождению «второй источник» попадал тем самым в прямую зависимость от первого.
РџРѕ способам образования Рё формирования всей идеи, РїРѕ Локку, делятся РЅР° простые Рё сложные. Простые идеи содержат РІ себе однообразные представления Рё восприятия Рё РЅРµ распадаются РЅР° какие-то составляющие элементы. Простые идеи РІСЃРµ получены непосредственно РѕС‚ самих вещей. Локк относит Рє простым идеям идеи пространства, формы, РїРѕРєРѕСЏ, движения, света Рё С‚.Рґ. РџРѕ содержанию простые идеи РІ СЃРІРѕСЋ очередь, делятся РЅР° РґРІРµ РіСЂСѓРїРїС‹. Рљ первой РіСЂСѓРїРїРµ РѕРЅ относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы РѕС‚ этих объектов, РІ каком-Р±С‹ состоянии РѕРЅРё РЅРµ были, Рё которые наши чувства постоянно находят РІ каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, форма, движение, РїРѕРєРѕР№. Рти качества действуют РЅР° органы чувств посредством толчка Рё порождают РІ нас простые идеи плотности, протяженности, формы, движения, РїРѕРєРѕСЏ или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел СЃС…РѕРґРЅС‹ СЃ РЅРёРјРё Рё РёС… прообразы действительно существую РІ самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объективные свойства этих тел.
Ко второй группе он относит идеи отражающие вторичные качества, которые по его мнению, не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами. (т.е. объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко вторичным качествам Локк относит такие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в человеческом сознании.
Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате самодеятельности ума. Сложные идеи есть собрание, сумма, простых идей каждая из которых есть отражение какого-либо отдельного качества вещи. Д.Локк выделяет три основных способа образования сложных идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею; 2.Сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; З.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности.
Разум создает сложные идеи. Объективной основой создания последних является сознание того, что вне человека есть что-то, что связывает в единое целое вещи, раздельно воспринимаемые чувственным восприятием. В ограниченной доступности человеческому познанию этой объективно существующей связи вещей Локк видел ограниченность возможностей проникновения разума в глубинные тайны природы. Однако он считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека – знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно.
Локк выделил три РІРёРґР° знания РїРѕ степени его очевидности: РёСЃС…РѕРґРЅРѕРµ (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение Рё отношение понятий; высший РІРёРґ - интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия Рё несоответствия идей РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ.В
Самый достоверный СЂРѕРґ познания, РїРѕ Локку,- интуиция. Рнтуитивное познание есть СЏСЃРЅРѕРµ Рё отчетливое восприятие соответствия или несоответствия РґРІСѓС… идей через РёС… непосредственное сравнивание. РќР° втором месте после интуиции, РїРѕ степени достоверности, Сѓ Локка стоит демонстративное познание. Р’ этом СЂРѕРґРµ познания восприятие соответствия или несоответствия РґРІСѓС… идей совершается РЅРµ непосредственно, Р° опосредовано, через систему посылок Рё выводов. Третий СЂРѕРґ познания - чувственное или сенситивное познание. Ртот СЂРѕРґ познания ограничивается восприятием единичных предметов внешнего РјРёСЂР°. РџРѕ своей достоверности РѕРЅРѕ стоит РЅР° самой РЅРёР·РєРѕР№ ступени познания Рё РЅРµ достигает ясности Рё отчетливости.
Философия Джона Локка была вершиной в развитии британского материализма Нового времени.
Список литературы
В. Голосов «Очерки по истории английского материализма XVII-XVIII веков»
«Введение в историю философии» Учебник для высших учебных заведений.