Вопрос, который для любой философской системы имеет номер "один", формулируется просто: что первично - наш ум или наше тело? Материя или сознание? От чего отталкиваться, к чему причаливать?
Далее - вопрос за номером "два" практически везде: что есть основа мира, существует ли некое универсальное начало, универсальное основание, к которому - как к фундаменту в строительстве самого сложного дома - можно свести все то многообразие явлений, каковое мы, и именуем миром.
Говоря о еврейской философии и о том, что с ней спорит, противоречит ей - и иногда мешает нам понять еврейство таким, какое оно есть, мы осознаем что еврейство можно понять через философию.
Философия РЅРµ признает иных выводов, РєСЂРѕРјРµ тех, Рє которым РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ разум Рё опыт, Р° иудаизм как религиозное учение опирается РЅР° откровение Рё традицию. Однако РґРѕРІРѕРґС‹ разума Рё опыта РЅРµ чужды РўРѕСЂРµ. РќРѕ известно ведь, что Рё среди религий, Рё среди религиозных философий РУДАРР—Рњ БОЛЬШЕ ЧЕМ РџР РћРЎРўРћ ОДНА РР— РЕЛРР“РР™ - это целостная система РјРёСЂР° Рё целостное мировоззрение, это целая Р¶РёР·РЅСЊ!
Величественный распорядком звездного неба призывается РІ свидетели Рѕ наличии Единого Рё Единственного Всемогущего Создателя (Теил., 19, 2(1); Реш., 40, 26; РђРјРѕСЃ, 5,8). Дар речи Рё слуха, пожалованный людям, служит доказательством существования Всевидящего Рё Всеслышащего Провидения (Теил., 94, 9), Р° особые милости, явленные Всевышним Рзраилю, свидетельствуют Рѕ всемогуществе Божьего Промысла РІ истории. РРѕРІ (РљРЅРёРіР° РРѕРІР°) РІ СЃРІРѕРёС… раздумьях над парадоксами Божьего нравственного управления апеллирует, как Рє конечной инстанции, Рє доводам разума Рё выводам, почерпнутым РёР· наблюдений над человеческой Р¶РёР·РЅСЊСЋ Рё РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№. Р’ РЅРёС… РѕРЅ РІРёРґРёС‚ доказательства праведности путей Всевышнего РїРѕ отношению Рє человеку. Да Рё РІ целом РґСѓС… познания, питающий философию, далеко РЅРµ чужд Священному Писанию, особенно такой его РєРЅРёРіРµ, как РљРѕhэлет (Ркклезиаст).
Рменно рационалистическая, разумная, РЅР° разум ориентированная тенденция еврейской традиции, явственно проглядывающая СѓР¶Рµ РІ РўРѕСЂРµ, позволила еврейским мудрецам СЃ незапамятных времен прийти Рє представлению Рѕ Р‘-РіРµ как Рѕ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј начале, Рё это несмотря РЅР° антропоморфизмы, которыми изобилует Священное Писание.
Словом РђРќРўР РћРџРћРњРћР Р¤РР—Рњ - дословно, СЃ принятого для философских терминов греческого языка это значит "ЧЕЛОВЕКОПОДОБРР•" - обозначаются концепции, которые уподобляют те или иные мировые процессы, закономерности, явления РџР РћРСХОДЯЩЕМУ Р’РќРЈРўР Р РќРђРЎ.
РќРѕ РЅРµ только это - например, религиоведы (знатоки разных человеческих верований Рё привязанных Рє РЅРёРј обычаев) отмечают, что более полвины РДОЛОВ, рукотворных статуй, изображений, обожествляемых язычниками, АНТРОПОМОРФНЫ. РўРѕ есть - срисованы, скопированы СЃ человека. Придите РІ "античный зал" любого большого музея, Рё это станет очевидно - только СЃ той поправкой, что Сѓ ныне белых Рё РЅРµ всегда целых мраморных статуй РІРѕ времена греческих Рё СЂРёРјСЃРєРёС… культов были крашеные лица Рё РІСЃРµ атрибуты "РіСЂРёРјР°": РІРѕС‚ вам Рё РєРѕРїРёСЏ СЃ человеческой "формы", СЃ облика человека, сделанная его Р¶Рµ руками Рё превращенная РІ предмет поклонения.: Рто именно те "Р±РѕРіРё", РїСЂРѕ которых еврейская традиция РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что РѕРЅРё имеют уши, РЅРѕ РЅРµ слышат, имеют глаза, РЅРѕ РЅРµ РІРёРґСЏС‚, имеют уста, РЅРѕ РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏС‚.
Человек как мера всему Рё образец для всяческого подражания - тоже РѕРґРЅР° грань АНТРОПОМОФНОСТР. Рнтересно выглядят СЃ этой точки зрения попытки поместить РІ рамки классической нееврейской философии еврейскую идею Рѕ человеке, который СОЗДАН РџРћ ОБРАЗУ РПОДОБРР® ВСЕВЫШНЕГО, своего ТВОРЦА. РЇСЃРЅРѕ, что это как раз наоборот - РЅРµ Бог скопирован СЃ человека (РЅРµ вечное есть РєРѕРїРёСЏ временного), Р° Творение несет РІ себе образ Рё РїРѕРґРѕР±РёРµ Творца.: Ртакий получается "ДЕРРњРћР Р¤РР—Рњ ", "Р±РѕРіРѕРїРѕРґРѕР±РёРµ", ЧЕЛОВЕКОПОДОБРР• НАОБОРОТ.
От внимания наших мудрецов не ускользнуло внутреннее противоречие: еврейское Священное Писание, с одной стороны, неустанно подчеркивает, так сказать, "несравнимость" Бога, а с другой стороны, постоянно рисует Его по образу человека. Бога нельзя познать до конца, он шире любых представлений нашего сознания о Нем, но то, что в нас есть божественного, мы можем легко с собой соотнести и даже попробовать "сравнить" несравнимое:
Рвыясняется РІРѕС‚ что. Рти антропоморфические выражения РІ Танахе - РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как фигуры речи, призванные как РјРѕР¶РЅРѕ глубже запечатлеть РІ человеческом сознании личностный характер Р‘-РіР°. Спиритуализация образа Р‘-РіР° нашла отражение СѓР¶Рµ РІ Тикуней Софрим (Рсправления Писцов), передаваемые РїРѕ традиции изменения текстов Танаха для смягчения антропоморфического характера некоторых выражений. Особенно СЏСЃРЅРѕ проступает РѕРЅР° РІ арамейских переводах РўРѕСЂС‹ - таргумим, РіРґРµ РІСЃРµ антропоморфизмы опускаются - чтобы читатель РўРѕСЂС‹ РЅРµ подумал, что Р‘-Рі Рё человек РѕРґРЅРѕ Рё то Р¶Рµ, чтобы РЅРµ забывал Рѕ колоссальной дистанции между высшим РёР· Р±-жественных творений, РЅРѕ РІСЃРµ Р¶Рµ - РѕРґРЅРёРј РёР· творений - Рё ТВОРЦОМ. Отсюда РІ Таргумим (переводах РЅР° арамейский язык) распространенный термин Мемра (слово), который служит РІ почтительно-иносказательной форме для обозначения Р‘-РіР° РІ тех случаях, РєРѕРіРґР° буквальный перевод создает впечатление, слишком СѓР¶ напоминающее человека.
Антиантропоморфическая тенденция характерна и для греческого перевода Торы. Считать, что поправки эти возникли под влиянием греческой философии, нет никаких оснований: их вводили не философы, а переводчики. Однако переводчики эти не могли не руководствоваться в своей работе теми традиционными представлениями, которые прочно утвердились в еврейском сознании этого времени. Тот же рационализм мудрецов Талмуда привёл к созданию на основе Торы философии иудаизма с присущим ей четким и всеобъемлющим взглядом на вселенную и жизнь.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/