Философская Рё общественная мысль РІ Болгарии зародилась РІ конце 9 - начале 10 РІРІ. Её начало связано СЃ именем Роанна Ркзарха (10 РІ.), который создал философскую терминологию РЅР° староболгарском языке. РћРЅ отстаивал тезис Рѕ сотворении РјРёСЂР° Р±РѕРіРѕРј, дал религиозную интерпретацию сочинений Аристотеля. Рдеологической формой Р±РѕСЂСЊР±С‹ болгарских крестьян было еретическое движение богомильство (1-СЏ половина 10 РІ.), оказавшее влияние РЅР° западноевропейские ереси (катары, альбигойцы, патарены Рё С‚.Рї.). Р’ 13-14 РІРІ. РІ Болгарии развернулась острая Р±РѕСЂСЊР±Р° между различными течениями внутри болгарского христианства (исихазм, варлаамиты) Рё ересями (адамиты, богомилы). Рсихазм, став РІ Болгарии господствующим, получил развитие РІ произведениях представителей Тырновской школы РІРѕ главе СЃ патриархом Евфимием Тырновским. Завоевание Болгарии турками (конец 14 РІ.) приостановило развитие болгарской общественной мысли вплоть РґРѕ 18 РІ.
Важную роль РІ становлении национального самосознания болгарского народа, РІ развёртывании Р±РѕСЂСЊР±С‹ Р·Р° национальную независимость Рё самобытность болгарской культуры РІ 18 РІ. сыграла деятельность Паисия Хилендарского, идеолога Болгарского национального возрождения. Рнтерес Рє естественным наукам способствовал распространению РІ Болгарии РІ 1-Р№ четверти 19 РІ. материалистических взглядов. Развитие материалистической традиции РІ болгарской философии связано СЃ Р. Р“. Селиминским. Видным представителем философской мысли Болгарского национального возрождения был Рџ. Берон, создавший натурфилософскую систему "Панэпистемия".
РЎ ростом национально-освободительного Рё революционного движения СЃ начала 60-С… РіРі. 19 РІ. связано возникновение РґРІСѓС… основных направлений РІ общественной мысли - эволюционистского (реформистского) Рё революционно-демократического, между которыми разгорелась острая идейная Р±РѕСЂСЊР±Р°. Р’ 60-70-С… РіРі. РІ реформистской печати ("Читалище", "Прогрес", "Век") усилился интерес Рє идеалистической философии, представителями которой РІ Болгарии были Р’. Хаджистоянов Берон, Р›. Йовчев, Рњ. Балабанов Рё РґСЂ.; РѕРЅР° развивалась РІ русле кантианства Рё РґСЂСѓРіРёС… течений идеализма. Революционно-демократическая мысль, освобождаясь РѕС‚ идеалистических представлений, постепенно приобретала материалистический характер. Рдеологи революционной демократии Р›. Каравелов, Р’. Левский Рё РІ особенности РҐ. Ботев утвердили материалистическое направление РІ болгарской философии. Освобождение страны РѕС‚ османского РёРіР° (1878) способствовало развитию философской Рё общественной мысли РІ Болгарии.
В конце 19 - начале 20 вв. болгарские марксисты во главе с Д. Благоевым выступили с критикой народничества, неокантианства, бернштейнианства и других буржуазных и мелкобуржуазных философско-социологических концепций, пропагандировали идеи научного социализма в Болгарии. Труды Д. Благоева, его критика идеалистических теорий ( К. Крыстева и Д. Михалчева) способствовали распространению и развитию в Болгарии марксистской философии, эстетики и литературной критики. Д. Благоев, Г. Кирков, Г. Георгиев, Т. Петров, Г. Димитров, В. Коларов, развивая марксистское учение об общественных отношениях и классовой борьбе, подвергли критике получившую распространение в конце 19 - начале 20 вв. реформистскую теорию Я. Сакызова о классовом сотрудничестве и другие антимарксистские концепции.
Р’ Болгарии РІ этот период распространяются идеалистические философские концепции, которые были представлены Р. Гюзелевым (берклианство), Рљ. Крыстевым, Р. Георговым, Рђ. Недялковым (неокантианство), Рќ. Алексиевым (последователь Р’. Вундта Рё Р. РўСЌРЅР°), Р”. Михалчевым (последователь немецкого философа Р. Ремке) Рё РґСЂ. РЎ начала 20 РІ. болгарские марксисты стали систематически выступать СЃ критикой взглядов идеалистов РІ Болгарии.
Оформление в 1903 революционной марксистской партии - Болгарской рабочей социал-демократической партии (тесных социалистов) - БРСДП (т. с.) имело важное значение для укрепления позиций марксистской идеологии. Огромную роль в развитии общественной мысли и революционного движения в Болгарии сыграло Сентябрьское антифашистское восстание 1923, явившееся переломным моментом в развитии болгарской компартии на основе принципов ленинизма.
Марксистскую философию РІ 20- 30-С… РіРі. 20 РІ. разрабатывали Рў. Павлов (проблемы диалектико-материалистической теории познания, особенно теории отражения, эстетики, теории реализма РІ литературе Рё РґСЂ.), РЎ. Гановский, Р“. Бакалов, Рђ. Киселинчев Рё РґСЂ. Р’ этот период болгарские марксисты вели Р±РѕСЂСЊР±Сѓ против последователей идеалистических философских концепций Рђ. Бергсона (Р. Сарыилиева), Р’. Вундта (РЎ. Казанджиева), Р—. Фрейда (РЎ. Консулова) Рё РґСЂ.
После установления народно-демократического строя (1944) были созданы широкие возможности для развития марксистско-ленинской философии в Болгарии. В центре внимания болгарских марксистов стала проблема строительства социализма в НРБ. В решениях партии, в докладах Г. Димитрова, Т. Живкова были проанализированы проблемы социалистической революции в Б., индустриализации страны и перестройки сельского хозяйства на основе ленинского кооперативного плана, вопросы построения развитого социалистического общества и др. Болгарские философы во главе с Т. Павловым исследовали ряд важных проблем теории отражения на основе достижений современной науки (совместный болгаро-советский труд "Ленинская теория отражения и современность", 1969), методологии научного познания. В своих трудах С. Гановский разрабатывает проблемы общественно-экономической формации в условиях существования и борьбы двух мировых систем, истории философии, культуры и воспитания. Болгарские философы исследуют также проблемы логики, философские вопросы естествознания, вопросы исторического материализма и социологии, истории философии и критики современной буржуазной философии, эстетики, этики и научного атеизма.
Центрами изучения философии РІ Болгарии являются Рнститут философии (основан РІ 1948). Статьи РїРѕ вопросам философии Рё социологии публикуют журналы "Философска РјРёСЃСЉР»" (СЃ 1945), "РќРѕРІРѕ време" (СЃ 1947), "Социологически проблеми" (СЃ 1969), "Рзвестия РЅР° Рнститута РїРѕ философия" (СЃ 1954).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/