Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) был РѕРґРЅРёРј РёР· выдающихся СѓРјРѕРІ всех времен, РЅРѕ как человеческим существом РёРј трудно восхищаться. Правда, РѕРЅ имел те добродетели, которые каждый хотел Р±С‹ найти РІ рекомендациях будущего служащего: РѕРЅ был трудолюбив, бережлив, воздержан Рё честен РІ денежных делах. РќРѕ Сѓ него совсем РЅРµ было тех возвышенных философских достоинств, которые были так характерны для РЎРїРёРЅРѕР·С‹. Его лучшая мысль РЅРµ доставила Р±С‹ ему популярности, Рё РѕРЅ оставил СЃРІРѕРё СЂСѓРєРѕРїРёСЃРё, РІ которых излагалась эта мысль, неопубликованными. Рђ то, что РѕРЅ опубликовал, имело целью заслужить одобрение государей Рё государынь. Следствием этого является то, что есть РґРІРµ системы философии, каждую РёР· которых можно рассматривать как представляющую взгляды Лейбница: РѕРґРЅР°, которую РѕРЅ открыто провозглашал, была оптимистичной, ортодоксальной, фантастичной Рё мелкой; другая, которую постепенно извлекли РёР· его рукописей относительно недавние издатели, была глубокой, СЏСЃРЅРѕР№, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј СЃС…РѕРґРЅРѕР№ СЃ философией РЎРїРёРЅРѕР·С‹ Рё удивительно логичной. Рменно популярный Лейбниц изобрел теорию, что наш РјРёСЂ - лучший РёР· всех возможных РјРёСЂРѕРІ (Рє чему Р¤. Р“. Брэдли добавил сардоническое замечание "Рё РІСЃРµ РІ нем - это необходимое зло"); именно РЅР° этого Лейбница Вольтер дал карикатуру РІ образе доктора Панглосса. Было Р±С‹ неисторично игнорировать этого Лейбница, РЅРѕ РґСЂСѓРіРѕР№ сыграл значительно большую роль РІ философии.
Лейбниц родился Р·Р° РґРІР° РіРѕРґР° РґРѕ окончания тридцатилетней РІРѕР№РЅС‹ РІ Лейпциге, РіРґРµ его отец был профессором нравственной философии. Р’ университете РѕРЅ изучал право, Р° РІ 1666 РіРѕРґСѓ РІ Альтдорфе получил степень доктора, там же ему предложили профессуру, РѕС‚ которой РѕРЅ отказался, сославшись РЅР° то, что "имеет РІ РІРёРґСѓ совершенно РёРЅРѕРµ". Р’ 1667 РіРѕРґСѓ РѕРЅ поступил РЅР° службу Рє епископу Майнцскому, который, как Рё РґСЂСѓРіРёРµ западно-европейские РєРЅСЏР·СЊСЏ, находился РІ постоянном страхе перед Людовиком XIV. РЎ одобрения епископа Лейбниц сделал попытку убедить французского короля лучше вторгнуться РІ Египет, нежели РІ Германию, РЅРѕ ему вежливо напомнили, что священная РІРѕР№РЅР° против неверных вышла РёР· РјРѕРґС‹ СЃРѕ времен Людовика Святого. РЁРёСЂРѕРєРёРµ РєСЂСѓРіРё общества Рѕ его проекте РЅРµ знали РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° его РЅРµ открыл Наполеон, РєРѕРіРґР° РѕРЅ РІ 1803 РіРѕРґСѓ (спустя четыре РіРѕРґР° после своего неудачного египетского РїРѕС…РѕРґР°) захватил Ганновер. Р’ 1672 РіРѕРґСѓ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим планом Лейбниц выехал РІ Париж, РіРґРµ Рё провел большую часть времени РёР· последующих четырех лет. Его парижские знакомства имели 'большое значение для его РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ развития, так как РІ это время Париж стоял РІРѕ главе РјРёСЂР° Рё РІ области философии Рё РІ области математики. Рменно там РІ 1675-1676 годах создал РѕРЅ исчисление бесконечно малых величин, РЅРµ зная предшествующую, РЅРѕ РЅРµ опубликованную работу Ньютона РїРѕ этому же самому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ. Работа Лейбница впервые была опубликована РІ 1684 РіРѕРґСѓ, Р° работа Ньютона - РІ 1687 РіРѕРґСѓ. Последующий СЃРїРѕСЂ относительно приоритета был неблаговидным Рё позорным для обеих сторон.
Лейбниц был немного СЃРєСѓРї. РљРѕРіРґР° какая-РЅРёР±СѓРґСЊ молодая фрейлина ганноверского РґРІРѕСЂР° выходила замуж, РѕРЅ обычно преподносил ей то, что называл "свадебным подарком", состоявшим РёР· полезных правил, заканчивавшихся советом РЅРµ отказываться РѕС‚ умывания теперь, РєРѕРіРґР° РѕРЅР° заполучила мужа. Рстория РЅРµ отметила, были ли довольны этим новобрачные.
Р’ Германии Лейбница научили неосхоластической аристотелевской философии, РєРѕРµ-что РѕС‚ которой РѕРЅ сохранил РІ течение всей своей последующей жизни. РќРѕ РІ Париже РѕРЅ познакомился СЃ картезианской философией Рё материализмом Гассенди, оказавшими РЅР° него влияние; РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёР», что РІ это время РѕРЅ отказался РѕС‚ "ненаучных школ", подразумевая РїРѕРґ этим схоластику. Р’ Париже РѕРЅ познакомился СЃ Мальбраншем Рё РђСЂРЅРѕ Янсенистом. Наконец, значительное влияние РЅР° его философию оказала философия РЎРїРёРЅРѕР·С‹, которого РѕРЅ посетил РІ 1676 РіРѕРґСѓ. РћРЅ провел месяц РІ частых спорах СЃ РЅРёРј Рё получил РІ СЂСѓРєРѕРїРёСЃРё часть "Ртики". Позже РѕРЅ присоединился Рє травле РЎРїРёРЅРѕР·С‹ Рё всячески преуменьшал СЃРІРѕРµ знакомство СЃ РЅРёРј, РіРѕРІРѕСЂСЏ, что встретился СЃ РЅРёРј только раз Рё РЎРїРёРЅРѕР·Р° рассказал лишь несколько удачных политических анекдотов.
Р’ 1673 РіРѕРґСѓ начались его СЃРІСЏР·Рё СЃ ганноверским РґРІРѕСЂРѕРј, РїСЂРё котором РѕРЅ СЃ тех РїРѕСЂ Рё служил РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ жизнь. Начиная СЃ 1680 РіРѕРґР° РѕРЅ был библиотекарем РІ Вольфенбюттеле Рё ему официально было поручено написать историю Брауншвейгской династии. РћРЅ умер, доведя ее РґРѕ 1005 РіРѕРґР°. Его работа была опубликована лишь РІ 1843 РіРѕРґСѓ. Некоторое время РѕРЅ посвятил проекту воссоединения церквей, который оказался неудачным. РћРЅ ездил РІ Рталию, чтобы найти доказательства того, что герцоги Брауншвейгские были связаны СЃ семьей Рсте. Несмотря РЅР° эти услуги, его оставили РІ Ганновере, РєРѕРіРґР° Георг I стал королем Англии; главной причиной этого было то, что его СЃСЃРѕСЂР° СЃ Ньютоном настроила Англию против него. Однако, как РѕРЅ сообщал всем СЃРІРѕРёРј корреспондентам, принцесса Уэльская была РЅР° его стороне, против Ньютона. РќРѕ, несмотря РЅР° ее благосклонность, умер РѕРЅ РІ забвении.
Общеизвестная философия Лейбница изложена в "Монадологии" и в "Началах природы и благодати"; одну из названных работ (неизвестно которую) он написал для принца Евгения Савойского, сослуживца герцога Мальборо. Основа его теологического оптимизма излагается в "Теодицее", которую он написал для королевы Шарлотты Прусской. Я начну с философии, изложенной в этих трудах, а затем перейду к его более фундаментальным трудам, которые не были им опубликованы.
РџРѕРґРѕР±РЅРѕ Декарту Рё РЎРїРёРЅРѕР·Рµ, Лейбниц основывал СЃРІРѕСЋ философию РЅР° понятии "субстанции", РЅРѕ РѕРЅ радикально отличался РѕС‚ РЅРёС… РІ Рассмотрении отношения РґСѓС…Р° Рё материи Рё РІ рассмотрении числа субстанций. Декарт допускал три субстанции: Бога, РґСѓС… Рё материю, РЎРїРёРЅРѕР·Р° допускал РѕРґРЅРѕРіРѕ Бога. Для Декарта протяженность является сущностью материи; для РЎРїРёРЅРѕР·С‹ Рё протяженность Рё мышление являются атрибутами Бога. Лейбниц же считал, что протяженность РЅРµ может быть атрибутом субстанции. Его обоснование этого достояло Рє том, что протяженность заключает РІ себе множественность Рё поэтому может принадлежать только совокупности субстанций; каждая единичная субстанция должна быть непротяженной. Поэтому РѕРЅ верил РІ бесконечное число субстанций, которые называл "монадами". Каждая РёР· РЅРёС… имела некоторые свойства физической точки, РЅРѕ только РєРѕРіРґР° ее рассматривали абстрактно, фактически же каждая монада является душой. Рто естественно следует РёР· отрицания протяженности как атрибута субстанции; РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, единственным оставшимся возможным существенным атрибутом является мышление. Таким образом, Лейбниц пришел Рє отрицанию реальности материи Рё Рє замене ее бесконечными собраниями РґСѓС€.
Теория, утверждающая, что субстанции РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ взаимодействовать, развитая последователями Декарта, была поддержана Лейбницем Рё привела Рє любопытным следствиям. РћРЅ считал, что РЅРµ может быть РґРІСѓС… монад, которые могли Р±С‹ иметь РєРѕРіРґР°-РЅРёР±СѓРґСЊ какие-РЅРёР±СѓРґСЊ причинные отношения между СЃРѕР±РѕР№; РєРѕРіРґР° кажется, что Сѓ РЅРёС… есть такие отношения, то это лишь видимость. Монады, как РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚, "РЅРµ имеют РѕРєРѕРЅ". Рто РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє РґРІСѓРј трудностям: РѕРґРЅР° трудность вытекает РёР· динамики, РіРґРµ тела, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, влияют РґСЂСѓРі РЅР° РґСЂСѓРіР°, особенно РїСЂРё столкновении; другая вытекает РёР· понимания восприятия, которое, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, является действием воспринятого объекта РЅР° воспринимающего. Сейчас РјС‹ оставим РІ стороне трудности, вытекающие РёР· положений динамики, Рё рассмотрим только РІРѕРїСЂРѕСЃ восприятия. Лейбниц считал, что каждая монада отражает Вселенную РЅРµ потому, что Вселенная воздействует РЅР° нее, РЅРѕ потому, что Бог дал ей такую РїСЂРёСЂРѕРґСѓ, которая самопроизвольно порождает этот результат. Между изменениями РІ РѕРґРЅРѕР№ монаде Рё изменениями РІ РґСЂСѓРіРѕР№ существует "предустановленная гармония", что Рё РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ видимость взаимодействия. Очевидно, это является распространением теории РґРІСѓС… часов, которые отбивают РѕРґРЅРѕ Рё то же время РІ РѕРґРёРЅ Рё тот же момент, потому что работают СЃРёРЅС…СЂРѕРЅРЅРѕ. РЈ Лейбница бесконечное число часов, Рё всем РёРј установлено Богом отбивать РѕРґРЅРѕ Рё то же время Рё РІ РѕРґРёРЅ Рё тот же момент РЅРµ потому, что РѕРЅРё влияют РґСЂСѓРі РЅР° РґСЂСѓРіР°, РЅРѕ потому, что каждые РёР· РЅРёС… являются совершенно точным механизмом. Тем, РєРѕРјСѓ предустановленная гармония казалась странной, Лейбниц указывал, какое прекрасное доказательство давала РѕРЅР° существованию Бога.
Лейбниц
Монады образуют иерархию, РІ которой РѕРґРЅРё возвышаются над РґСЂСѓРіРёРјРё РїРѕ РёС… ясности Рё отчетливости, СЃ какой РѕРЅРё отражают Вселенную. Р’Рѕ всех РЅРёС… имеется некоторая степень смутности РІ восприятии, РЅРѕ количество смутности изменяется РІ соответствии СЃ достоинством монады. Человеческое тело полностью составлено РёР· монад, каждая РёР· которых является душой Рё каждая РёР· которых бессмертна, РЅРѕ есть РѕРґРЅР° господствующая монада, представляющая то, что называется душой человека, частью тела которого РѕРЅР° является. Рта монада господствует РЅРµ только РІ смысле обладания более ясными восприятиями, нежели Сѓ РґСЂСѓРіРёС…, РЅРѕ также Рё РІ РґСЂСѓРіРѕРј смысле. Рзменения РІ человеческом теле (РІ обычных условиях) РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ ради господствующей монады: РєРѕРіРґР° РјРѕСЏ СЂСѓРєР° двигается, то цель, которой служит это движение, находится РІ господствующей монаде, то есть РІ моей душе Р° РЅРµ РІ монадах, которые составляют РјРѕСЋ СЂСѓРєСѓ. Р’РѕС‚ РіРґРµ истина того, что кажется здравому смыслу контролем моей воли над моей СЂСѓРєРѕР№.
Пространства - как оно является чувствам и как его рассматривает физика - не существует, но оно имеет реального двойника, а именно расположение монад в трехмерном порядке соответственно точке зрения, с которой они отражают мир. Каждая монада видит мир в определенной перспективе, присущей только ей; в этом смысле мы можем несколько произвольно говорить о монадах как имеющих пространственное положение.
РџСЂРёРЅСЏРІ этот метод рассуждения, РјС‹ можем сказать, что нет такого явления, как пустое пространство. Каждая возможная точка зрения заполнена РѕРґРЅРѕР№ Рё только РѕРґРЅРѕР№ фактически существующей монадой. Двух абсолютно схожих монад РЅРµ существует. Рто Рё есть лейбницевский принцип "тождества неразличимых".
В противоположность Спинозе Лейбниц в своей системе допускает наличие свободы воли. Он выдвинул "принцип достаточного основания", соответственно которому ничто не происходит без какого-либо основания; но когда мы имеем дело со свободными факторами, причинами для их действий является "склонность без необходимости". Всякий человеческий поступок всегда мотивирован, но нет логической необходимости в достаточном основании для его действия. Так по крайней мере Лейбниц говорит тогда, когда он пишет для широкого круга читателей, но, как мы увидим, у него есть и другая теория, которую он скрывал после того, как узнал, что Арно был ею возмущен.
Тот же вид свободы имеют и действия Бога. Он всегда действует во имя лучшего, но никакая логика не принуждает его поступать таким образом. Лейбниц согласен с Фомой Аквинским, что Бог не может действовать вопреки законам логики, но он может повелеть все, что логически возможно, и это предоставляет ему величайшую широту выбора.
Лейбниц дает РІ РёС… законченной форме метафизические доказательства существования Бога. РћРЅРё имеют длительную историю; начало РёРј положил Аристотель или даже Платон; РѕРЅРё были сформулированы РІ законченной форме схоластами, Рё РѕРґРЅРѕ РёР· РЅРёС… - онтологическое доказательство - было создано СЃРІ. Ансельмом. Рто доказательство, хотя его Рё отвергал СЃРІ. Фома, было возрождено Декартом. Лейбниц же, который РІ искусстве логики достиг высочайших вершин, сформулировал доказательства лучше, чем РѕРЅРё были сформулированы РєРѕРіРґР°-либо прежде. Р’РѕС‚ почему СЏ рассматриваю РёС… РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РЅРёРј.
Прежде чем РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ рассматривать доказательства, следует понять также, что современные теологи больше РЅРµ полагаются РЅР° РЅРёС…. Средневековая теология является РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРЅРѕР№ греческого интеллекта. Бог Ветхого завета - это Бог силы. Бог РќРѕРІРѕРіРѕ завета является также Рё Богом любви; РЅРѕ Бог теологов РѕС‚ Аристотеля РґРѕ Кальвина - это Бог, чья притягательная сила РІ интеллектуальности: его существование разрешает некоторые загадки, которые иначе создали Р±С‹ спорные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РІ понимании Вселенной. Рто Божество, которое появляется РІ конце рассуждения, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ доказательству предложений геометрии, РЅРµ удовлетворило Р СѓСЃСЃРѕ, возвратившегося Рє концепции Бога, более близкого Богу евангельскому. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј современные теологи, особенно такие, как протестанты, следуют РІ этом отношении Р·Р° Р СѓСЃСЃРѕ. Философы же были более консервативны; Рё Сѓ Гегеля, Рё Сѓ Лотце, Рё Сѓ Брэдли продолжают существовать метафизические доказательства вопреки заявлению Канта, что такие доказательства опровергнуты раз Рё навсегда.
## РЈ Лейбница имеется четыре доказательства существования Бога. Рто следующие: 1) онтологическое доказательство; 2) космологическое доказательство; 3) доказательство РѕС‚ вечной истины; 4) доказательство РѕС‚ предустановленной гармонии, которое может быть обобщено РІ доказательство РѕС‚ намерения, или физико-теологическое доказательство, как называет его Кант. РњС‹ рассмотрим эти доказательства РІ последовательном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Онтологическое доказательство основано на различии между существованием и сущностью. Считается, что любой обыкновенный человек или вещь, с одной стороны, существуют, а с другой стороны, имеют определенные качества, которые составляют его или ее "сущность". Гамлет, хотя он и не существует, имеет определенную сущность: он меланхоличен, нерешителен, остроумен и т. д. Когда мы описываем какого-либо человека, как бы возможно подробно ни было наше описание, вопрос - реален ли он или воображаем - остается открытым. На языке схоластов это выражается фразой, что в отношении любой конечной субстанции ее сущность не включает в себя ее существования. Но в отношении Бога, определяемого как наиболее совершенное существо, св. Ансельм, а за ним и Декарт утверждают, что сущность включает в себя существование на основании того, что Существо, которое обладает всеми другими совершенствами, совершеннее, если оно существует, чем если оно не существует, из этого следует, что, если Оно не существует, Оно не является самым совершенным из возможных существ.
Лейбниц РЅРµ принимает Рё РЅРµ отвергает полностью этот аргумент, так как РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что его следует дополнить доказательством, что Бог, определенный таким образом, возможен. РћРЅ РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ изложил доказательство того, что идея Бога возможна; СЃ этой идеей РѕРЅ познакомил РЎРїРёРЅРѕР·Сѓ, РєРѕРіРґР° виделся СЃ РЅРёРј РІ Гааге. Рто доказательство определяет Бога как наиболее совершенное Существо, то есть как субъект всех совершенств, Р° совершенство определяется как "простое качество, которое положительно Рё абсолютно Рё выражает без РІСЃСЏРєРёС… ограничений РІСЃРµ, что выражает". Лейбниц легко доказывает, что нет РґРІСѓС… таких совершенств, определение которым дано выше, которые были Р±С‹ РЅРµ совместимы. РћРЅ заключает: "Следовательно, существует или можно представить существующим субъекта всех совершенств или наиболее совершенное Существо. РР· этого также следует, что РћРЅРѕ существует, так как существование включается РІ число совершенств".
Кант возражал против этого аргумента, утверждая, что "существование" не является предикатом. Другой вид опровержения вытекает из моей теории дескрипций. Современному человеку доказательство кажется не очень убедительным, но легче убедиться, что оно должно быть ошибочно, чем точно выяснить, в чем заключается ошибка.
Лейбниц
Космологическое доказательство более правдоподобно, чем онтологическое. Рто форма аргумента РѕС‚ первопричины, который сам РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ аристотелевского доказательства неподвижного двигателя. Доказательство РѕС‚ первопричины просто. РћРЅРѕ утверждает, что РІСЃРµ ограниченное имеет причину, которая РІ СЃРІРѕСЋ очередь имеет причину, Рё С‚. Рґ. РќРѕ этот СЂСЏРґ предшествующих причин РЅРµ может, как утверждают, быть бесконечным, Рё первый член РІ СЂСЏРґСѓ РЅРµ должен иметь причины, так как иначе РѕРЅ РЅРµ был Р±С‹ первым членом. Следовательно, существует беспричинная причина всего, Рё это, очевидно, Бог.
РЈ Лейбница доказательство имеет несколько РёРЅСѓСЋ форму. РћРЅ утверждает, что каждая единичная вещь РІ РјРёСЂРµ "случайна"; иными словами, это означает, что логически возможно, чтобы РѕРЅР° РЅРµ существовала; Рё это истинно РЅРµ только РІ отношении каждой единичной вещи, РЅРѕ Рё РІ отношении всей Вселенной. Даже РєРѕРіРґР° РјС‹ допускаем, что Вселенная существовала вечно, то Рё тогда внутри Вселенной нет ничего, что Р±С‹ показывало, почему РѕРЅР° существует. РќРѕ РІ соответствии СЃ философией Лейбница РІСЃРµ должно иметь достаточное основание, поэтому Рё Вселенная РІ целом должна иметь достаточное основание, которое находится РІРЅРµ ее. Ртим достаточным основанием Рё является Бог.
Рто доказательство лучше, чем неубедительное доказательство РѕС‚ первопричины, Рё его нельзя так легко опровергнуть. Доказательство РѕС‚ первопричины покоится РЅР° предположении Рѕ том, что каждый СЂСЏРґ должен иметь первый член, что неверно, например СЂСЏРґС‹ правильных дробей РЅРµ имеют первого члена. РќРѕ доказательство Лейбница РЅРµ зависит РѕС‚ взгляда, что Вселенная должна иметь начало РІРѕ времени. Доказательство действительно РІ той мере, РІ какой РјС‹ допускаем принцип достаточного основания Лейбница, РЅРѕ, если его отрицать, РѕРЅРѕ терпит крах. Что именно Лейбниц подразумевает РїРѕРґ принципом достаточного основания - РІРѕРїСЂРѕСЃ противоречивый. Кутюра утверждает, будто РѕРЅ означает, что каждое истинное суждение является "аналитическим", то есть таким, что его противоречие является самопротиворечивым. РќРѕ эта интерпретация (которая опирается РЅР° неопубликованные СЂСѓРєРѕРїРёСЃРё Лейбница), если РѕРЅР° Рё верна, относится Рє эзотерической теории Лейбница. Р’ СЃРІРѕРёС… опубликованных работах РѕРЅ утверждает, что между необходимыми Рё случайными суждениями имеется различие, что только первые следуют РёР· законов логики Рё что РІСЃРµ суждения, утверждающие существование, случайны, Р·Р° исключением суждения, утверждающего существование Бога. Хотя Бог Существует необходимо, творение РёРј РјРёСЂР° РЅРµ вынуждалось требованиями логики, напротив, это был свободный выбор, мотивированный, РЅРѕ РЅРµ вынужденный Его благостью.
Ясно, что Кант был прав, говоря, что это доказательство зависит от онтологического доказательства. Если существование мира можно объяснить только существованием необходимого (Существа, тогда должно быть Существо, чья сущность включает существование, так как это как раз то, что подразумевается под необходимым Существом. Но если возможно, что должно быть Существо, чья сущность включает существование, тогда один разум, без опыта, может определить такое Существо, чье существование будет следовать из онтологического доказательства, так как все, что связано только с сущностью, может быть познано независимо от опыта - таков по крайней мере взгляд Лейбница. Поэтому большая на вид правдоподобность космологического доказательства перед доказательством онтологическим обманчива.
Аргумент от вечной истины сформулировать точно несколько затруднительно. Грубо говоря, доказательство таково: такое утверждение, как "идет дождь", является иногда истинным, а иногда ложным, но "два и два - четыре" - всегда истинно. Все утверждения, которые связаны только с сущностью, а не с существованием, или всегда бывают истинны, или никогда. Те, которые всегда истинны, называются "вечными истинами". Суть доказательства заключается в том, что истины являются частью содержания умов и что вечная истина должна быть частью содержания вечного ума. У Платона уже есть нечто похожее на это доказательство, когда он выводит бессмертие из вечности идей. Но у Лейбница доказательство выступает в более развитой форме. Он считает, что конечное основание для случайных истин должно быть найдено в необходимых истинах. Ход доказательства здесь такой же, как в космологическом доказательстве: для всего случайного мира должно существовать основание, и это основание не может быть само случайным, его следует искать среди вечных истин. Но основание для того, что существует, должно само существовать; поэтому вечные истины должны в некотором смысле существовать, а они могут существовать только как мысли в уме Бога. Действительно, это доказательство является лишь иной формой космологического доказательства. Оно, однако, открыто возражению, что истина вряд ли "существует" в уме умозаключающего.
Лейбниц
Доказательство РёР· предустановленной гармонии, как формулирует его Лейбниц, действительно только для тех, кто принимает его лишенные РѕРєРѕРЅ монады, отражающие Вселенную. Доказательство состоит РІ том, что так как РІСЃРµ часы без какого-либо причинного взаимодействия показывают РѕРґРЅРѕ Рё то же время, то должна быть единая внешняя Причина, которая РІСЃРµ РёС… регулирует. Конечно, здесь есть трудность, которая РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ через РІСЃСЋ монадологию: если монады РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ взаимодействуют, то как может какая-РЅРёР±СѓРґСЊ РёР· РЅРёС… знать Рѕ том, что существуют РґСЂСѓРіРёРµ? Рђ то, что кажется отражением Вселенной, может быть просто СЃРЅРѕРј. фактически, если Лейбниц прав, это Рё есть просто СЃРѕРЅ, РЅРѕ РѕРЅ каким-то образом установил, что РІСЃРµ монады имеют подобные же СЃРЅС‹ РІ РѕРґРЅРѕ Рё то же время. Рто, конечно, фантастично Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ казалось Р±С‹ правдоподобным, если Р±С‹ РЅРµ предыдущая история картезианства.
Однако доказательство Лейбница можно освободить РѕС‚ его РѕСЃРѕР±РѕР№ метафизики Рё превратить РІ то, что называется доказательством РѕС‚ намерения. Рто доказательство утверждает, что РїСЂРё обозрении познанного РјРёСЂР° РјС‹ находим вещи, которые нельзя правдоподобно объяснить как РїСЂРѕРґСѓРєС‚ слепых СЃРёР» РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РЅРѕ гораздо более разумно рассматривать РёС… как доказательство благодетельных целей.
Рто доказательство РЅРµ имеет формальных логических недостатков: предпосылки его эмпирические, Рё заключение его достигается РІ соответствии СЃ обычными правилами эмпирического вывода. Поэтому РІРѕРїСЂРѕСЃ, нужно ли это принять или нет, касается РЅРµ общих метафизических РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, Р° сравнительно конкретных соображений. Между этим доказательством Рё РґСЂСѓРіРёРјРё есть РѕРґРЅРѕ существенное различие, Р° именно то, что Богу, существование которого РѕРЅРѕ доказывает (если это верно), РЅРµ нужно иметь всех обычных метафизических атрибутов. Ему РЅРµ нужно быть всесильным или всеведущим. Ему нужно быть только намного мудрее Рё могущественнее, чем РјС‹. Бедствия РІ РјРёСЂРµ, возможно, объясняются Его ограниченной властью. Некоторые современные богословы используют возможности, которые предоставляет это доказательство, для создания своей собственной концепции Бога. РќРѕ такие теории далеки РѕС‚ философии Лейбница, Рє которой нам следует сейчас возвратиться.
Одну из наиболее характерных черт этой философии представляет доктрина о многих возможных мирах. Мир "возможен", если он не противоречит законам логики. Существует бесконечное число возможных миров, каждый из которых Бог созерцал прежде, чем сотворил действительный мир. Будучи добрым, Бог решил сотворить лучший из возможных миров, а Он считал, что лучшим должен быть тот, в котором добро значительно превышает зло. Он мог бы сотворить мир, не имеющий зла, но он не был бы так хорош, как действительно существующий мир. Вот почему большое благо логически связано с некоторым злом. Возьмем самый обыкновенный пример: глоток холодной воды в жаркий день, когда вы страдаете от жажды, может дать вам такое большое удовольствие, что вы подумаете, что стоило испытать жажду, хотя она и была мучительна, потому что без нее не было бы так велико последующее наслаждение. Для теологии важны не такие примеры, а связь греха со свободой воли. Свобода воли является великим благом, но для Бога логически невозможно даровать свободу воли и в то же самое время повелеть не быть греху. Поэтому Бог решил сделать человека свободным, хотя и предвидел, что Адам съест яблоко, и что грех неизбежно повлечет за собой наказание. В мире, явившемся результатом этого, хотя в нем и существует зло, перевес добра над злом больший, чем в любом другом возможном мире; поэтому он и является лучшим из всех возможных миров, а зло, которое в нем содержится, не является аргументом против доброты Бога.
Рто доказательство, очевидно, удовлетворяло королеву РџСЂСѓСЃСЃРёРё. Ее крепостные страдали РѕС‚ зла, РІ то время как РѕРЅР° наслаждалась благом, Рё приносило большое удобство уверение великого философа, что это справедливо Рё правильно.
У Лейбница решение проблемы зла, как и большинство его других общеизвестных теорий, логически возможно, но не очень убедительно. Манихеи, возможно, возразили бы, что это худший из возможных миров, в котором существующие хорошие вещи служат только для того, чтобы усиливать зло. Они могли бы ерзать, что мир был сотворен злым демиургом, допустившим свободу воли, являющуюся благом, для того чтобы был грех, являющийся злом, и в котором зло преобладает над благом свободы воли. Демиург, могли бы продолжить они, создал несколько добродетельных людей, для того чтобы злые их могли наказывать, так как наказание добродетельных столь великое зло, что оно делает мир хуже, чем если бы не существовало ни одного хорошего человека. Я не отстаиваю этого мнения и считаю его фантастическим, я только говорю, что оно не более фантастично, чем теория Лейбница. Люди хотят думать, что вселенная хороша, и снисходительно относятся к плохим аргументам, доказывающим, что это так, тогда как плохие аргументы, доказывающие, что она плоха, рассматриваются весьма придирчиво. Фактически, конечно, мир частично хорош и частично плох и никакая "проблема зла" не появляется, если только не отрицают этого очевидного факта.
Лейбниц
Теперь я перехожу к эзотерической философии Лейбница; в ней мы найдем основания для много такого, что кажется произвольным или фантастичным в его общеизвестных положениях; перехожу к интерпретации его доктрин, которые (если бы они стали всеобщим достоянием) сделали бы его философию значительно менее приемлемой. Примечательно, что он так повлиял на последующие поколения философов, что большинство издателей, которые публиковали избранные произведения из огромной массы его рукописей, предпочитали то, что подтверждало общепринятую интерпретацию его системы, и отвергали как не имеющие значения очерки, которые доказывали, что он был значительно более глубоким мыслителем, чем желал, чтобы о нем думали. Большинство текстов, на которых мы должны основываться для понимания его философии, которую он сохранял в тайне, было впервые опубликовано в 1901 или 1903 году в двух работах Луи Кутюра. Одну из них даже озаглавил сам Лейбниц, сопровождая таким замечанием: "Здесь я достиг огромного прогресса". Но, несмотря на это, никто из издателей не счел ее подходящей для печати в продолжение около двух столетий после его смерти. Правда, его письма к Арно, в которых частично содержится более глубокая философия, были опубликованы в XIX веке; и я первый отметил их важность. Прием, который Арно оказал этим письмам, был обескураживающим. Он пишет: "Я нахожу в этих мыслях столько тревожащих меня положений, которые, если я не ошибаюсь, возмутят почти всех людей, что я не вижу, какая может быть польза от трудов, которые, очевидно, отвергнет весь мир". Без сомнения, это враждебное мнение впоследствии побудило Лейбница утаивать свои настоящие мысли по философским вопросам.
Понятие субстанции являющееся основополагающим в философии Декарта, Спинозы и Лейбница, выводимо из логических категорий субъекта и предиката. Некоторые слова могут быть либо субъектами, либо предикатами, например я могу сказать "небо - голубое" и "голубое - это цвет". Другие слова, из которых имена собственные дают наиболее очевидные примеры, никогда не бывают предикатами, а только субъектами или одним из терминов отношения. Такие слова призваны обозначать субстанции. Субстанции, в дополнение к этой логической характеристике, существуют постоянно, если только их не разрушит Божественное всемогущество (что, как можно догадаться, никогда не случится). Каждое истинное предложение является или общим, подобно: "Все люди - смертны", - в этом случае оно утверждает, что один предикат заключает в себе другой; или единичным, подобно: "Сократ - смертей", - в этом случае предикат содержится в субъекте и качество, обозначенное предикатом, является частью понятия субстанции, обозначенной субъектом. Что бы ни случилось с Сократом, все это может быть выражено предложением, в котором "Сократ" является субъектом, а слова, описывающие случившееся, являются предикатом. Все эти предикаты, собранные вместе, составляют "понятие" Сократа. Все необходимо принадлежит ему в том смысле, что субстанция, которой они не могли бы истинно приписываться, не была бы Сократом, а чем-нибудь еще.
Лейбниц твердо верил в значение логики не только в ее собственной сфере, но и в смысле основания метафизики. Он много работал над математической логикой и достиг больших результатов, которые имели бы очень большое значение, если бы он опубликовал их; Лейбниц был бы в этом случае основателем математической логики, которая стала бы известной на полтора столетия раньше, чем это случилось в действительности. Но он воздержался от их публикации, так как нашел доказательство, что аристотелевская теория силлогизма была в некоторых отношениях неправильна; уважение к Аристотелю не позволяло ему верить этому, и он ошибочно полагал, что заблуждается сам. Несмотря на это, он всю жизнь лелеял надежду открыть своего рода обобщенную математику, названную им "Characteristica Universalis", с помощью которой можно было бы заменить мышление исчислением. "Если бы она была у нас, - говорил он, - мы бы имели возможность рассуждать в области метафизики и нравственности так же, как мы делаем это в области геометрии и математического анализа". "Если бы возникли противоречия, нужды в спорах между двумя философами было бы не больше, чем между двумя счетоводами, так как им было бы достаточно взять в руки карандаш, сесть за грифельные доски и сказать друг другу (если они хотят, при наличии доброжелательного свидетеля): давайте подсчитаем".
Лейбниц, основывая СЃРІРѕСЋ философию, опирался РЅР° РґРІРµ логические предпосылки: закон противоречия Рё закон достаточного основания. РћР±Р° РѕРЅРё связаны СЃ понятием "аналитического" суждения, являющегося Суждением, РІ котором предикат содержится РІ субъекте, например: "Р’СЃРµ белые люди - это люди". Закон противоречия гласит, что РІСЃРµ аналитические предложения являются истинными. Закон достаточного основания (лишь РІ эзотерических философских системах) гласит, что РІce истинные предложения являются аналитическими. Рто относится даже Рє тому, что РјС‹ рассматриваем как эмпирические утверждения реальной действительности. Если СЏ путешествую, РІ понятие РѕР±Рѕ РјРЅРµ нужно навечно включить понятие РѕР± этом путешествии, которое является РјРѕРёРј предикатом. 'Следовательно, РїСЂРёСЂРѕРґР° индивидуальной субстанции, или полного существа, состоит РІ том, чтобы иметь настолько полное Рё законченное понятие, чтобы РѕРЅРѕ могло обнять Рё позволяло вывести РІСЃРµ предикаты того субъекта, которому РѕРЅРѕ придается... Так, качество царя, принадлежащее Александру Великому, будучи взято отдельно РѕС‚ субъекта, РЅРµ обладает достаточной индивидуальной определенностью Рё РЅРµ заключает РІ себе РґСЂСѓРіРёС… качеств того же самого субъекта или того, что содержит РІ себе понятие названного государя, тогда как Бог, РІРёРґСЏ индивидуальное понятие или haecceity Александра, РІРёРґРёС‚ РІ нем РІ то же время основание Рё причину всех предикатов, которые действительно РјРѕРіСѓС‚ быть высказаны РѕР± Александре (например, что РѕРЅ победил Дария Рё РџРѕСЂР°), Рё РјРѕРі Р±С‹ даже узнать a priori (Р° РЅРµ путем опыта), естественною ли смертью умер РѕРЅ или РѕС‚ отравы, что РјС‹ можем узнать только РёР· истории".
Лейбниц
Одно из наиболее определенных заявлений относительно оснований метафизики Лейбница встречается в его письме к Арно: "Принимая во внимание понятие, которое я имею о каждом истинном суждении, я выяснил, что каждый предикат, необходимый или случайный, относящийся к прошлому, настоящему или будущему, содержится в понятии субъекта, и я больше ничего не спрашиваю. ...Суждение, о котором идет речь, имеет большое значение и заслуживает того, чтобы его хорошо доказали, так как отсюда следует, что каждая душа представляет собой отдельный мир, независимый от всего, за исключением Бога, что она не только бессмертна и, так сказать, нечувствительна, но что она содержит в своей субстанции следы всего того, что с ней случается".
Он далее объясняет, что субстанции не действуют друг на друга, но все согласованно отражают Вселенную, каждая со своей точки зрения. Взаимодействия быть не может потому, что все, что случается с каждой субстанцией, является частью ее собственного понятия и определено вечно, если эта субстанция существует.
Ясно, что эта система так же детерминистична, как и система Спинозы. Арно выражает свой ужас перед утверждением (которое сделал Лейбниц), что "индивидуальное понятие каждого лица заключает раз и навсегда все, что когда-либо с ним случится". Такой взгляд явно несовместим с христианской доктриной греха и свободной воли. Видя, как болезненно воспринимает все это Арно, Лейбниц в целях предосторожности воздержался от опубликования этой работы.
Правда, для людей существует различие между истинами, познанными РїСЂРё помощи логики, Рё истинами, познанными РїСЂРё помощи опыта. Рто различие проявляется РґРІСѓРјСЏ способами. Р’Рѕ-первых, хотя РІСЃРµ, что случается СЃ Адамом, следует РёР· его понятия, если РѕРЅ существует, РјС‹ можем удостовериться РІ его существовании только опытным путем. Р’Рѕ-вторых, понятие любой индивидуальной субстанции бесконечно сложно, Рё анализ, который требуется для выведения его предикатов, может быть осуществлен только Богом. Однако эти различия обусловливаются только нашим невежеством Рё интеллектуальными ограничениями; для Бога РѕРЅРё РЅРµ существуют. Бог воспринимает понятие Адама РІРѕ всей его безграничной сложности Рё поэтому может рассматривать РІСЃРµ истинные суждения РѕР± Адаме как аналитические. Бог может также априорно удостовериться, существует ли Адам. Так как Бог знает РЎРІРѕСЋ Собственную благость, РёР· которой следует, что РћРЅ создаст лучший РёР· возможных РјРёСЂРѕРІ, РћРЅ знает также, образует ли Адам или нет часть этого РјРёСЂР°. Поэтому нет настоящего спасения РѕС‚ детерминизма через наше невежество.
Однако существует еще одна любопытная точка зрения. Большей частью Лейбниц представляет сотворение мира как свободный акт Бога, требующий проявления Его воли. Согласно этой теории, определение того, что фактически существует, вызывается не наблюдением, но происходит благодаря Божьей благости. Помимо Божьей благости, которая побуждает Его создать лучший из возможных миров, не существует априорного основания того, почему должна существовать та вещь, а не другая.
Лейбниц
РќРѕ РёРЅРѕРіРґР° Сѓ Лейбница РІ работах, которые РЅРµ были показаны РЅРё РѕРґРЅРѕРјСѓ человеку, встречаются .совершенно иные теории относительно того, почему некоторые вещи существуют, Р° РґСЂСѓРіРёРµ, одинаково возможные, РЅРµ существуют. Согласно этому взгляду, РІСЃРµ, что существует, борется Р·Р° то, чтобы существовать, РЅРѕ РЅРµ РІСЃРµ возможные вещи РјРѕРіСѓС‚ существовать потому, что РЅРµ РІСЃРµ РѕРЅРё "совозможные". Может быть, возможно, чтобы существовало Рђ, Рё возможно также, чтобы существовало Р’, РЅРѕ невозможно, чтобы существовали как Рђ, так Рё Р’; РІ этом случае Рђ Рё Р’ РЅРµ являются "совозможными". Две или большее число вещей только тогда "совозможны", РєРѕРіРґР° РІСЃРµ РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ существовать. РџРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, Лейбниц предполагал что-то похожее РЅР° РІРѕР№РЅСѓ РІ преддверии РђРґР°, населенного сущностями, каждая РёР· которых пытается существовать: РІ этой РІРѕР№РЅРµ РіСЂСѓРїРїС‹ "совозможных" объединяются Рё самые большие РіСЂСѓРїРїС‹ РёС… побеждают, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ тому как побеждают наиболее влиятельные РіСЂСѓРїРїС‹ РІ политической Р±РѕСЂСЊР±Рµ. Лейбниц даже использует эту концепцию как определение существования. РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚: "Существующее может быть определено как то, что совместимо СЃ большим числом вещей, чем любое несовместимое СЃ РЅРёРј". Рными словами, если Рђ несовместимо СЃ Р’, Рё если Рђ совместимо СЃ РЎ, D Рё Р•, Р° Р’ совместимо только СЃ F Рё G, тогда Рђ, Р° РЅРµ Р’ существует РїРѕ определению. "Существующее, - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕРЅ, - это бытие, которое совместимо СЃ наибольшим число вещей".
Р’ этом случае нет упоминания Бога Рё, очевидно, нет акта творения. Рнет нужды РЅРё РІ чем, РєСЂРѕРјРµ чистой логики для определения того, что существует. Р’РѕРїСЂРѕСЃ, являются ли Рђ Рё Р’ совозможными, для Лейбница является РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј логическим, Р° именно - заключает ли существование РѕР±РѕРёС…, Рё Рђ Рё Р’, противоречие? РР· этого следует, что теоретически логика СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° решать РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, какая РіСЂСѓРїРїР° совозможностей является наибольшей, Рё, следовательно, эта РіСЂСѓРїРїР° будет существовать.
Однако, может быть, РІ действительности Лейбниц РЅРµ имел РІ РІРёРґСѓ того, что сказанное выше являлось определением существования. Если Р±С‹ это было просто критерием, его можно было Р±С‹ примирить СЃ его общеизвестными взглядами посредством того, что РѕРЅ назвал "метафизическим совершенством". Термин "метафизическое совершенство" РІ его употреблении, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, означает количество существования. Рто, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕРЅ, "РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как величина положительной реальности, взятой РІ строгом смысле". РћРЅ всегда доказывал, что Бог создал столько, сколько возможно, Рё это явилось РѕРґРЅРёРј РёР· его обоснований отказа признать пустое пространство. Существует общее убеждение (которого СЏ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ понимал), что лучше существовать, чем РЅРµ существовать; РЅР° этом основании детей призывают быть благодарными РёС… родителям. Лейбниц, очевидно, придерживался этого мнения Рё считал частью Божьей благодати сотворение наиболее полной Вселенной. РР· этого следует, что действительный РјРёСЂ должен был Р±С‹ состоять РёР· самых больших РіСЂСѓРїРї совозможностей. Рбыло Р±С‹ РІСЃРµ еще истинным, что только лишь логика, данная достаточно СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕРјСѓ логику, могла Р±С‹ решить, будет ли существовать или нет данная возможная субстанция.
Лейбниц РІ СЃРІРѕРёС… неопубликованных РїСЂРё его жизни размышлениях является наилучшим примером философа, использующего логику как ключ Рє метафизике. Ртот тип философии начинается СЃ Парменида, Р° продолжается РѕРЅ РІ платоновском использовании теории идей, чтобы доказать различные внелогические суждения. Рљ этому же типу философии принадлежат философия РЎРїРёРЅРѕР·С‹, Р° также философия Гегеля. РќРѕ никто РёР· РЅРёС… РЅРµ СЃРјРѕРі СЃ такой ясностью заключать РѕС‚ синтаксиса Рє действительному РјРёСЂСѓ. Ртот РІРёРґ аргументации получил РґСѓСЂРЅСѓСЋ славу РёР·-Р·Р° роста СЌРјРїРёСЂРёР·РјР°. Возможны ли какие-либо действенные заключения РѕС‚ языка Рє нелингвистическим фактам - это РІРѕРїСЂРѕСЃ, относительно которого СЏ РЅРµ имею желания выступать СЃ догматическими суждениями; РЅРѕ, несомненно, выводы, найденные Сѓ Лейбница Рё РґСЂСѓРіРёС… априористских философов, РЅРµ являются действенными, так как РІСЃРµ РѕРЅРё основаны РЅР° ошибочной логике. Субъектно-предикатная логика, которую допускали РІ прошлом РІСЃРµ подобные философы, или совсем игнорировала отношения или употребляла ложные аргументы, чтобы доказать, что отношения нереальны. Лейбниц повинен РІ РѕСЃРѕР±РѕР№ непоследовательности: РІ соединении субъектно-предикатной логики СЃ плюрализмом, так как суждение "существует РјРЅРѕРіРѕ монад" РЅРµ является суждением субъектно-предикатной формы. Для того чтобы быть последовательным, философ, который верит РІ то, что РІСЃРµ суждения являются суждениями именно этой формы, должен быть монистом, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ РЎРїРёРЅРѕР·Рµ. Лейбниц же отвергал РјРѕРЅРёР·Рј большей частью РёР·-Р·Р° своей приверженности Рє динамике Рё РёР·-Р·Р° своего РґРѕРІРѕРґР°, что протяженность предполагает повторение Рё поэтому РЅРµ может быть атрибутом единичной субстанции.
Лейбниц - скучный писатель и его влияние на немецкую философию сделало ее педантичной и сухой. Его ученик Вольф, теории которого господствовали в германских университетах вплоть до появления "Критики чистого разума" Канта, выкинул из Лейбница все, что было у Лейбница самого интересного, и создал сухой, профессорский способ мышления. За пределами Германии философия Лейбница имела мало влияния; его современник Локк направлял британскую философию, во Франции в то время царил Декарт, до тех пор пока его не сменил Вольтер, сделавший модным английский эмпиризм.
Тем РЅРµ менее Лейбниц остается величественной фигурой Рё его величие сейчас заметнее, нежели РєРѕРіРґР°-либо раньше. РџРѕРјРёРјРѕ того Значения, которое РѕРЅ имеет как математик Рё создатель исчисления бесконечно малых, РѕРЅ был основоположником математической логики важность которой РѕРЅ РїРѕРЅСЏР» тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅР° еще РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ была СЏСЃРЅР°. Рђ его философские гипотезы, хотя Рё фантастичны очень СЏСЃРЅС‹ Рё РјРѕРіСѓС‚ быть точно выражены. Даже его монады РІСЃРµ еще РјРѕРіСѓС‚ быть полезны как предполагаемые возможные пути РІРёРґРёРјРѕРіРѕ восприятия ,хотя РёС… нельзя рассматривать как лишенные РѕРєРѕРЅ Что СЏ СЃРѕ своей РІРѕСЂРѕРЅС‹ считаю лучшим РІ его теории монад - это его РґРІР° СЂРѕРґР° пространства: субъективное, РІ восприятии каждой монады ,Рё объективное, состоящее РёР· скоплений точек зрения различных монад.Рто, СЏ полагаю, РІСЃРµ еще полезно РІ соотнесении восприятия Рё физики .
Бертран Рассел "Рстория западной философии"
Макиавелли
Макиавелли (1467-1527) был флорентийцем; его отец, юрист, не был ни богат, ни беден. Макиавелли было около тридцати лет, когда во Флоренции владычествовал Савонарола; его трагическая гибель, очевидно, глубоко потрясла Макиавелли, ибо он замечает, что 'все вооруженные пророки победили, а невооруженные погибли', называя далее в качестве примера второй группы как раз Савонаролу. В другой группе Он упоминает Моисея, Кира, Тезея и Ромула. Показательно для Возрождения, что Христос не упоминается.
Сразу после казни Савонаролы Макиавелли получил небольшой РїРѕСЃС‚ РІ правительстве Флоренции (1498). РћРЅ оставался РЅР° службе правительства Флоренции, РёРЅРѕРіРґР° выезжая СЃ важными дипломатическими РјРёСЃСЃРёСЏРјРё, РґРѕ реставрации Медичи РІ 1512 РіРѕРґСѓ; после этого РѕРЅ, как постоянный противник Медичи, подвергся аресту, РЅРѕ был оправдан Рё получил разрешение жить РІ деревенском уединении близ Флоренции. Будучи лишен иных занятий, Макиавелли сделался писателем. Самое знаменитое его произведение 'РљРЅСЏР·СЊ' было написано РІ 1513 РіРѕРґСѓ Рё посвящено Лоренцо Великолепному, РёР±Рѕ Макиавелли надеялся (как выяснилось, тщетно) добиться благоволения Медичи. Ртой практической цели, возможно, обязан тон РєРЅРёРіРё; более РєСЂСѓРїРЅРѕРµ сочинение Макиавелли 'Рассуждения', писавшееся одновременно СЃ 'Князем', РЅРѕСЃРёС‚ заметно более республиканский Рё либеральный характер. РќР° первых страницах 'РљРЅСЏР·СЏ' Макиавелли заявляет, что РІ этой РєРЅРёРіРµ РѕРЅ будет говорить Рѕ республиках, РёР±Рѕ коснулся данной темы РІ РґСЂСѓРіРѕРј месте. РўРµ читатели 'РљРЅСЏР·СЏ', которые РЅРµ ознакомятся также СЃ его произведением 'Рассуждения', СЂРёСЃРєСѓСЋС‚ получить весьма одностороннее представление Рѕ взглядах Макиавелли.
Неудача попытки примирения СЃ Медичи вынудила Макиавелли продолжать писать. РћРЅ жил РІ уединении РґРѕ самой своей смерти, последовавшей РІ том же РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° Р РёРј был разграблен войсками Карла V. Ртот РіРѕРґ может считаться также датой смерти итальянского Возрождения.
Цель 'РљРЅСЏР·СЏ' - раскрыть РЅР° основании опыта истории Рё современных событий, как завоевывается княжеская власть, как РѕРЅР° удерживается Рё как теряется. Рталия XV века давала для этой темы множество примеров, больших Рё малых. Редкий правитель РјРѕРі похвастаться законностью своей власти; даже папы РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… случаях обеспечивали СЃРІРѕРµ избрание бесчестными средствами. Правила достижения успеха были совсем иными, чем РѕРЅРё стали РІРѕ времена более спокойные, РёР±Рѕ РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ ужасали жестокости Рё предательства, которые лишили Р±С‹ РІСЃСЏРєРѕРіРѕ кредита претендента РЅР° власть РІ XVIII или XIX столетии. Может быть, нашему веку РІРЅРѕРІСЊ дано лучше оценить Макиавелли, РёР±Рѕ некоторые РёР· наиболее знаменитых успехов нашего времени были достигнуты методами, РЅРµ уступающими РїРѕ подлости любым методам, которые применялись РІ Рталии Возрождения. Макиавелли, как тонкий знаток государственного искусства, приветствовал Р±С‹ такие акты Гитлера, как поджог рейхстага, чистку партии РІ 1934 РіРѕРґСѓ Рё послемюнхенское вероломство.
Героем 'Князя', которому Макиавелли расточает величайшие похвалы, является Чезаре Борджа. Он задался трудной целью: во-первых, убив собственного брата, одному пожать плоды династического честолюбия своего отца; во-вторых, силой оружия завоевать от имени папы территории, которые после смерти Александра VI должны были стать собственностью не папского государства, а самого Чезаре; в-третьих, обработать коллегию кардиналов, чтобы следующим папой стал его друг. С большим искусством Чезаре преследовал эту трудную цель; его поведение, заявляет Макиавелли, должно служить поучительным примером для нового князя. Правда, Чезаре потерпел неудачу, но только вследствие 'необычайной и крайней враждебности судьбы'. Случилось так, что в момент смерти отца сам Чезаре - был также опасно болен; а к тому времени, когда он выздоровел, враги его собрались с силами и папой был избран его злейший недруг. В день этих выборов Чезаре говорил Макиавелли, что он предусмотрел все, что могло произойти, не подумал лишь об одном: что, когда отец будет умирать, он окажется при смерти сам'.
Макиавелли
Макиавелли, которому была известна вся подноготная преступлений Чезаре, заканчивает так: 'Подводя итог делам герцога [Чезаре], я не мог бы упрекнуть его ни в чем; наоборот, мне кажется, что его можно, как я это сделал, поставить в пример всем, кто достиг власти милостью судьбы с помощью чужого оружия'.
Рнтересна глава 'Рћ княжествах церковных', РІ которой, учитывая то, что говорится РЅР° ту же тему РІ 'Рассуждениях', Макиавелли СЏРІРЅРѕ скрыл часть СЃРІРѕРёС… мыслей. Причина этой скрытности очевидна: 'РљРЅСЏР·СЊ' был написан СЃ расчетом угодить Медичи, Р° как раз тогда, РєРѕРіРґР° РєРЅРёРіР° писалась, Медичи стал папой (Лев X). Что же касается церковных княжеств, заявляет Макиавелли РІ 'РљРЅСЏР·Рµ', то единственная трудность заключается РІ том, чтобы РёС… приобрести, РёР±Рѕ РєРѕРіРґР° РѕРЅРё приобретены, то защитой РёРј служат старинные, созданные верой учреждения, которые поддерживают власть князей, как Р±С‹ те РЅРё поступали. Церковные РєРЅСЏР·СЊСЏ РЅРµ нуждаются РІ армиях (подлинные слова Макиавелли), РёР±Рѕ 'РёРјРё управляет высшая сила, непостижимая человеческому СѓРјСѓ'. РћРЅРё 'возвеличены Рё хранимы Богом, Рё было Р±С‹ поступком человека самонадеянного Рё дерзкого Рѕ РЅРёС… рассуждать'. РќРѕ РІСЃРµ же, продолжает Макиавелли, позволительно интересоваться тем, какими средствами Александру VI удалось достичь столь РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ умножения светской власти папства.
Более РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ Рё искренне рассматривается РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ папской власти РІ 'Рассуждениях'. Здесь Макиавелли начинает СЃ того, что располагает знаменитых людей РІ этической иерархии. Всего знаменитее, заявляет РѕРЅ, основатели религий; затем РёРґСѓС‚ основатели монархии или республик; затем - ученые. Рто вес доблестные люди, РЅРѕ есть Рё гнусные люди - разрушители религий, ниспровергатели республик или королевств Рё враги добродетели или знания. Гнусны основатели тираний, включая Юлия Цезаря; напротив, Брут был доблестным человеком. (Контраст между этим взглядом Рё взглядом Данте свидетельствует Рѕ том влиянии, которое РЅР° Макиавелли оказала классическая литература.) Религия, РїРѕ мнению Макиавелли, должна играть выдающуюся роль РІ жизни государства РЅРµ потому, что РѕРЅР° истинна, Р° потому, что служит общественной СЃРІСЏР·СЊСЋ: римляне были правы, делая РІРёРґ, что верят РІ предсказания, Рё карая тех, кто пренебрегал РёРјРё. Церкви своего времени Макиавелли предъявляет РґРІР° обвинения: РІ том, что дурным поведением РѕРЅР° подрывает религиозную веру Рё что светская власть пап, СЃ той политикой, которую РѕРЅР° порождает, является препятствием РЅР° пути объединения Рталии. Рти обвинения высказаны РІ выражениях весьма энергичных: 'Народы, наиболее близкие Рє СЂРёРјСЃРєРѕР№ церкви, главе нашей религии, оказываются наименее религиозными... РњС‹ близки или Рє погибели, или Рє наказанию... Ртак, РјС‹ итальянцы, обязаны нашей церкви Рё нашему духовенству прежде всего тем, что потеряли религию Рё развратились; РЅРѕ РјС‹ обязаны РёРј еще Рё худшим - тем, что сделалось причиной нашей погибели. Рменно церковь держала Рё держит нашу страну раздробленной'.
Подобные отрывки неизбежно наводят РЅР° мысль, что Макиавелли восхищался Чезаре Борджа РЅРµ Р·Р° цели, которые РѕРЅ перед СЃРѕР±РѕР№ ставил, Р° только Р·Р° то искусство, СЃ которым РѕРЅ РёС… преследовал. Восхищение искусством Рё делами, посредством которых приобретается слава, достигало громадных размеров РІ СЌРїРѕС…Сѓ Возрождения. Конечно, чувство такого СЂРѕРґР° существовало всегда; РјРЅРѕРіРёРµ враги Наполеона восторженно восхищались РёРј как военным стратегом. Однако РІ Рталии РІРѕ времена Макиавелли псевдоартистическое восхищение ловкостью достигало намного больших размеров, чем РІ предшествующие или последующие столетия. Было Р±С‹ ошибкой пытаться примирить это восхищение СЃ теми более возвышенными политическими целями, которые представлялись значительными Макиавелли: эти РґРІР° чувства - культ искусства достижения цели Рё патриотическая жажда единства Рталии - жили РІ его СѓРјРµ Р±РѕРє Рѕ Р±РѕРє, нисколько РЅРµ сливаясь РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј. Рменно поэтому Макиавелли может расточать хвалу Чезаре Борджа Р·Р° ловкость Рё хулить его Р·Р° то, что РїРѕ его РІРёРЅРµ Рталия остается раздробленной. Надо думать, что идеалом Макиавелли был человек столь же ловкий Рё беспринципный (поскольку речь идет Рѕ средствах), как Чезаре Борджа, РЅРѕ преследующий совершенно иные цели. 'РљРЅСЏР·СЊ' завершается страстным призывом Рє Медичи освободить Рталию РёР· СЂСѓРє 'варваров' (то есть французов Рё испанцев), господство которых 'смердит'. Макиавелли РЅРµ обольщал себя тем, что такое дело будет предпринято РёР· неэгоистических побуждений; РЅР° такое дело может толкнуть только жажда власти Рё еще более - славы.
Макиавелли
В 'Князе' весьма откровенно отвергается общепринятая мораль, когда речь заходит о поведении правителей. Правитель погибнет, если он всегда будет милостивым; он должен быть хитрым, как лиса, и свирепым, как лев. Одна из глав (XV11I) названа: 'Как князья должны держать свое слово'. Здесь мы узнаем, что они должны держать слово только в том случае, если это выгодно.
В случае же необходимости князь должен быть вероломным.
'Однако необходимо уметь хорошо скрыть РІ себе это лисье существо Рё быть великим притворщиком Рё лицемером: ведь люди так просты Рё так подчиняются необходимости данной минуты, что кто обманывает, всегда найдет такого, который даст себя обойти. РћР± РѕРґРЅРѕРј недавнем примере СЏ РЅРµ хочу умолчать. Александр VI РЅРёРєРѕРіРґР° ничего РґСЂСѓРіРѕРіРѕ РЅРµ делал, как только обманывал людей, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРё Рѕ чем РґСЂСѓРіРѕРј РЅРµ думал Рё всегда находил РєРѕРіРѕ-РЅРёР±СѓРґСЊ, СЃ кем можно было Р±С‹ это проделать. РќРёРєРѕРіРґР° РЅРµ было человека, который убеждал Р±С‹ СЃ большей силой, утверждал Р±С‹ что-РЅРёР±СѓРґСЊ СЃ большими клятвами Рё меньше соблюдал; однако ему всегда удавались любые обманы, потому что РѕРЅ хорошо знал РјРёСЂ СЃ этой стороны. Ртак, нет необходимости РєРЅСЏР·СЋ обладать всеми описанными выше добродетелями, РЅРѕ непременно должно казаться, что РѕРЅ РёРјРё наделен'.
Важнее же всего для князя, продолжает Макиавелли, казаться религиозным.
Совершенно в другом тоне выдержаны 'Рассуждения', которые по форме представляют собой комментарий к Ливию. Здесь есть целые главы, которые кажутся написанными чуть ли не Монтескье; под большей частью книги мог бы подписаться либерал XVIII века. Четко сформулирована теория контроля и равновесия. Конституция должна предоставлять часть в управлении и государям, и знати, и народу: 'Тогда эти три силы будут взаимно контролировать друг друга'. Лучшая конституция та, что была установлена Ликургом в Спарте, ибо она воплощала наиболее совершенное равновесие; конституция Солона была слишком демократической и потому привела к тирании Лисистрата. Хорошей была и республиканская конституция Рима, ибо она сталкивала сенат и народ.
Макиавелли повсюду употребляет слово 'свобода' как обозначающее что-то драгоценное, хотя что именно оно обозначает, не очень ясно. Оно, конечно, унаследовано от античности и в дальнейшем было перенято XVIII и XIX столетиями. Тоскана обязана сохранению своих свобод тому, что в ней нет владельцев замков или дворян. ('Дворяне', конечно, перевод неправильный, но льстящий (5).) По-видимому, Макиавелли считал, что политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личной добродетели. Единственная страна, говорит он, в которой честность и религиозность еще велики в народе, - это Германия, и потому там существует много республик. Вообще говоря, народ умнее и постояннее государей, вопреки мнению Ливия и большинства других авторов. Недаром говорится: 'Глас народа - глас Божий'.
Макиавелли служит интересной иллюстрацией того, как политическая мысль греков Рё римлян (республиканского периода) РІРЅРѕРІСЊ приобрела РІ XV веке действенность, которую РѕРЅР° утратила РІ Греции СЃРѕ времени Александра, Р° РІ Р РёРјРµ- СЃРѕ времени Августа. Неоплатоники, арабы Рё схоласты были страстными поклонниками метафизики Платона Рё Аристотеля, РЅРѕ совершенно РЅРµ интересовались РёС… политическими сочинениями, РёР±Рѕ политические системы века РіРѕСЂРѕРґРѕРІ-государств бесследно исчезли. Р’ Рталии СЂРѕСЃС‚ РіРѕСЂРѕРґРѕРІ-государств совпал РїРѕ времени СЃ возрождением знания, Рё это сделало возможным использование гуманистами политических теорий греков Рё римлян республиканского периода. Любовь Рє 'СЃРІРѕР±РѕРґРµ' Рё теория контроля Рё равновесия были заимствован Возрождением РѕС‚ античности, Р° Новым временем - РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РѕС‚ Возрождения, хотя частично Рё непосредственно РѕС‚ античности. Рта сторона воззрений Макиавелли РЅРµ РІ меньшей мере важна, чем знаменитые 'аморальные' доктрины 'РљРЅСЏР·СЏ'.
Макиавелли
Примечательно, что Макиавелли РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ обосновывает политические аргументы христианскими или библейскими доводами. Средневековые авторы придерживались концепции 'законной власти', РїРѕРґ которой РѕРЅРё подразумевали власть папы Рё императора или власть, берущую РІ РЅРёС… СЃРІРѕРµ начало. Авторы северных стран, даже столь РїРѕР·РґРЅРёРµ, как Локк, аргументируют ссылкой РЅР° события РІ Рдемском саду, полагая, что таким образом РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ доказать 'законность' некоторых СЂРѕРґРѕРІ власти. Р’ Макиавелли нет Рё следа подобных концепции. Власть должна принадлежать тем, РєРѕРјСѓ удастся захватить ее РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј соревновании. Предпочтение, оказываемое Макиавелли народному правительству, выводится РЅРµ РёР· некоей идеи 'прав', Р° РёР· наблюдения, что народные правительства менее жестоки, беспринципны Рё непостоянны, чем тирании.
Попытаемся снести воедино (чего сам Макиавелли не сделал) 'моральные' и 'аморальные' части его доктрины. В дальнейшем я излагаю не мои собственные мысли, а мысли, прямо или косвенно принадлежащие Макиавелли.
В мире существует ряд политических благ, из которых особенно важны три: национальная независимость, безопасность и хорошо устроенная конституция. Лучшей конституцией является та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом пропорционально их реальной власти, ибо при такой конституции трудно осуществить успешные революции, и потому возможен устойчивый порядок; если бы не соображения устойчивого порядка, было бы благоразумно дать больше власти народу. До сих пор речь шла о целях.
Однако политика включает в себя также вопрос о средствах. Бесполезно исследовать политическую цель при помощи методов, заведомо обреченных на неудачу; если цель признается хорошей, то мы должны избирать такие средства, которые обеспечивают ее достижение. Вопрос о средствах можно рассматривать в чисто научном плане безотносительно к тому, являются ли цели хорошими или дурными. 'Успех' означает достижение намеченной вами цели, какой бы она ни была. Если существует наука успеха, то се можно изучать на примере успехов порочных людей не хуже, чем на примере успехов людей добродетельных, - даже лучше, ибо примеры добивающихся успехов грешников более многочисленны, чем примеры добивающихся успехов святых. Однако такая наука, будучи раз установлена, пойдет на пользу святому точно так же, как и грешнику, ибо святой, если он вступает на поприще политики, точно так же как и грешник, должен жаждать достижения успеха.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ РІ конечном счете сводится Рє РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ силе. Для достижения политической цели необходима сила того или РёРЅРѕРіРѕ СЂРѕРґР°. Ртот очевидный факт скрыт лозунгами, РІСЂРѕРґРµ 'право восторжествует4 или 'торжество зла недолговечно'. Если торжествует сторона, которую РІС‹ считаете правой, то РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ это потому, что РЅР° ее стороне находится перевес РІ силе. Правда, часто сила зависит РѕС‚ общественного мнения, Р° общественное мнение РІ СЃРІРѕСЋ очередь - РѕС‚ пропаганды; правда также Рё то, что РІ пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника, Р° РѕРґРёРЅ РёР· СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ казаться добродетельным заключается РІ том, чтобы действительно быть добродетельным. Р’РѕС‚ почему РёРЅРѕРіРґР° может случиться, что побеждает именно та сторона, которая обладает большей частью того, что широкие массы считают добродетелью. РњС‹ должны согласиться СЃ Макиавелли, что это было важным элементом роста власти церкви РІ XI, XII Рё XIII веках, равно как Рё успеха Реформации РІ XVI веке. Однако сказанное требует существенных РѕРіРѕРІРѕСЂРѕРє. Р’Рѕ-первых, те, кто захватил власть, РјРѕРіСѓС‚, держа РІ СЃРІРѕРёС… руках пропаганду, представить СЃРІРѕСЋ партию воплощением добродетели; никто, например, РЅРµ смел Р±С‹ заикнуться Рѕ преступлениях Александра VI РІ РЅСЊСЋ-Р№РѕСЂРєСЃРєРѕР№ или бостонской государственной школе. Р’Рѕ-вторых, бывают такие периоды хаоса, РєРѕРіРґР° успех нередко сопутствует отпетым негодяям; Рє числу таких периодов относился Рё период Макиавелли. Такие времена характеризуются быстрым ростом цинизма, побуждающим людей прощать РІСЃРµ что СѓРіРѕРґРЅРѕ, лишь Р±С‹ это было выгодно. РќРѕ даже РІ такие времена, как заявляет сам Макиавелли, желательно представать РІ личине добродетели перед невежественным народом.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ может быть поставлен несколько шире. РџРѕ мнению Макиавелли, цивилизованные люди почти наверняка являются беспринципными эгоистами. Если Р±С‹ кто захотел ныне основать республику, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Макиавелли, то РѕРЅ обнаружил Р±С‹, что легче добиться успеха среди горцев, чем среди жителей больших РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, РёР±Рѕ последние уже развращены (6). РќРѕ если люди являются беспринципными эгоистами, то правильная линия его поведения зависит РѕС‚ населения, среди которого ему предстоит действовать. Церковь периода Возрождения стяжала всеобщую ненависть, РЅРѕ только Рє северу РѕС‚ Альп эта ненависть достигла достаточных размеров, чтобы вызнать Реформацию. Р’ то время, РєРѕРіРґР° Лютер РїРѕРґРЅСЏР» знамя своего бунта, РґРѕС…РѕРґС‹ папства были, вероятно, больше, чем РѕРЅРё были Р±С‹, если Р±С‹ Александр VI Рё Юлий II вели себя более добродетельно, Рё если это верно, то причиной тому был цинизм Рталии Возрождения. РР· этого следует, что политики добьются большего успеха, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ зависеть РѕС‚ добродетельного населения, чем РєРѕРіРґР° РѕРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ зависеть РѕС‚ населения, равнодушного Рє моральным соображениям; РѕРЅРё добьются также большего успеха РІ обществе, РіРґРµ РёС… преступления (если РѕРЅРё РёС…, конечно, совершают) РјРѕРіСѓС‚ быть преданы широкой огласке, чем РІ обществе, РіРґРµ царит строгая цензура, контролируемая РёРјРё самими. Конечно, известных результатов всегда можно добиться РїСЂРё помощи лицемерия, РЅРѕ количество РёС… может быть значительно уменьшено соответствующими учреждениями.
В одном отношении политическая мысль Макиавелли, подобно политической мысли древних, несколько поверхностна. Примеры свои он черпает из деятельности великих законодателей, таких, как Ликург и Солон, приписывая им создание единого общества; то, что предшествовало этому, почти выпадает из поля зрения Макиавелли. Представление о том, что общество является результатом естественного роста и что государственные деятели могут воздействовать на него только в определенных границах, принадлежит в целом новому времени и получило могущественную опору в теории эволюции. Макиавелли подобное представление было совершенно неведомо, и в этом отношении он не подвинулся нисколько вперед по сравнению с Платоном.
Однако можно утверждать, что эволюционная точка зрения на общество, хотя она и была верна в прошлом, более неприменима и должна быть для современной эпохи и будущего заменена более механистическим воззрением.
В России и Германии были созданы новые общества, и сделано это было точно так же, как мифический Ликург, по преданию, создал Спартанское государство. Древний законодатель был благосклонным мифом; устрашающей реальностью является современный законодатель. Мир стал похож на мир Макиавелли больше, чем он был действительно в его времена, и современный человек, который надеется опровергнуть его философию, должен размышлять более обстоятельно, чем это казалось необходимым в 19 веке.
Бертран Рассел "Рстория западной философии"
Ницше Фридрих
 |
Бертран Рассел "Рстория западной философии": Ницше (1844-1900) справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, РЅРѕ РѕРЅ выше Шопенгауэра РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… отношениях, особенно потому, что его учение последовательно Рё непротиворечиво. Шопенгауэровская восточная этика самоотречения РЅРµ гармонировала СЃ его метафизикой всемогущества воли. РЈ Ницше же воля первична РЅРµ только РІ плане метафизическом, РЅРѕ Рё РІ этическом. Ницше, хотя РѕРЅ Рё был профессором, - философ скорей литературного склада, чем академического. РћРЅ РЅРµ изобрел никаких новых специальных теорий РІ онтологии Рё эпистемологии; наибольшее значение имеет прежде всего его этика, Р° также его острая историческая критика. РЇ почти полностью ограничусь рассмотрением этики Рё критики религии, так как именно эти аспекты, его трудов сделали его влиятельным.
Р–РёР·РЅСЊ Ницше был проста. Отец его был протестантским пастором, Рё Ницше получил очень религиозное воспитание. РћРЅ учился РІ университете РЅР° классическом Рё филологическом отделениях настолько блестяще, что РІ 1869 РіРѕРґСѓ, еще РґРѕ получения степени, ему предложили быть профессором филологии РІ Базеле; это место РѕРЅ РїСЂРёРЅСЏР». РћРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ обладал хорошим здоровьем Рё после периодических отпусков РїРѕ болезни был вынужден РІ 1879 РіРѕРґСѓ уйти РІ отставку. После этого Ницше жил РІ Швейцарии Рё Рталии. Р’ 1888 РіРѕРґСѓ РѕРЅ сошел СЃ СѓРјР° Рё РІ таком состоянии пребывал РґРѕ самой смерти. Ницше страстно любил Вагнера, РЅРѕ поссорился СЃ РЅРёРј после написания оперы 'Парсифаль', которая показалась Ницше слишком христианской Рё слишком полной самоотречения. После СЃСЃРѕСЂС‹ РѕРЅ жестоко ругал Вагнера Рё даже дошел РґРѕ того, что РѕР±РІРёРЅРёР» Вагнера РІ том, что РѕРЅ евреи. Однако общее мировоззрение Ницше оставалось очень схожим СЃ мировоззрением Ватера, которое отразилось РІ его музыкальном цикле 'Кольцо Нибелунгов'. Сверхчеловек Ницше РІРѕ всем сильно напоминает Зигфрида, Р·Р° исключением того, что РѕРЅ знает греческий язык. Рто может показаться странным, РЅРѕ это - РЅРµ РјРѕСЏ РІРёРЅР°.
Осознанно Ницше РЅРµ был романтиком; действительно, РѕРЅ часто резко критикует романтиков. Осознанно его мировоззрение было эллинским, РЅРѕ без орфической компоненты. Его восхищают досократики, Р—Р° исключением Пифагора. РћРЅ питает склонность Рє Гераклиту. Великодушный человек Аристотеля очень РїРѕС…РѕР¶ РЅР° 'благородного человека' Ницше, РЅРѕ РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј Ницше утверждает, что греческие философы, начиная СЃ Сократа Рё далее, были ниже СЃРІРѕРёС… предшественников. Ницше РЅРµ может простить Сократу его плебейского происхождения, называет его 'roturier' Рё обвиняет РІ разложении знатной афинской молодежи СЃ помощью демократических моральных принципов. Особенно РѕРЅ осуждает Платона Р·Р° склонность Рє назиданиям. Однако СЏСЃРЅРѕ, что ему РЅРµ очень хочется осуждать Платона, Рё, чтобы извинить его, Ницше предполагает, что Платон, вероятно, был неискренним Рё проповедовал добродетель только как средство, удержания низших классов РІ повиновении. РћРЅ назвал его однажды 'великим Калиостро'. Ницше нравятся Демокрит Рё РРїРёРєСѓСЂ, РЅРѕ его приверженность Рє последнему кажется нелогичной, если только ее РЅРµ интерпретировать как РІ действительности восхищение Лукрецием.
Как и следует ожидать, Ницше был низкого мнения о Канте, которого называл 'моральным фанатиком a la Руссо'.
Несмотря на то, что Н