1. Основные идеи патристики
РРїРѕС…Р°, пришедшая РЅР° смену Древнему РјРёСЂСѓ, получила название средневековья. РћРЅР° охватывает период приблизительно СЃ V РїРѕ XV РІРІ. Р’ идейном смысле это время было периодом безраздельного господства РІ Европе христианской религии, которая сформировалась РІ начале нашей СЌСЂС‹ РІ СЂРёРјСЃРєРѕР№ провинции Рудее, быстро распространилась РїРѕ всей империи, завоевав РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество последователей. Поскольку официальной религией Древнего Р РёРјР° было язычество, то появившееся христианство РІ первые века нашей СЌСЂС‹ подвергалось жестоким гонениям СЃРѕ стороны государства. Однако РІ IV РІ. РѕРЅРѕ было провозглашено РЅРѕРІРѕР№ официальной религией, Рё притесняемые ранее христиане РёР· гонимых превратились РІ гонителей, начали неумолимо преследовать язычников Рё ревностно бороться СЃ остатками старой государственной религии. Р’ чем Р¶Рµ столь явная непримиримость язычества Рё христианства? Первое является политеизмом – многобожием, второе – монотеизмом – единобожием. РќРѕ дело РЅРµ только РІ этом. Р’ языческом политеизме каждое божество олицетворяет СЃРѕР±РѕР№ какую-РЅРёР±СѓРґСЊ РїСЂРёСЂРѕРґРЅСѓСЋ стихию, то есть находится РЅРµ РІРЅРµ РјРёСЂР°, РЅРѕ внутри него, растворено РІ нем, слито СЃ РЅРёРј воедино, Р° совокупность языческих Р±РѕРіРѕРІ Рё есть мироздание. Христианский Р¶Рµ монотеизм утверждает РЅРµ только то, что Бог РѕРґРёРЅ, РЅРѕ, главное, то, что РѕРЅ находится РІРЅРµ РјРёСЂР°, первичен РїРѕ отношению Рє нему, потому что его сотворил. Для язычника окружающий его РјРёСЂ прекрасен Рё единственен, РІРЅРµ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё больше ее ничего нет, потому что РѕРЅР° Рё есть Бог. РџСЂРёСЂРѕРґР° вечна, беспредельна Рё потому божественна. РћРЅ благоговеет перед ней Рё ей поклоняется. Для христианина Р¶Рµ сколь РЅРё совершенен был Р±С‹ окружающий РјРёСЂ, РѕРЅ – всего лишь творение, Р° Р·Р° видимым великолепием РїСЂРёСЂРѕРґС‹ стоит невидимая сила, тысячу крат более совершенная Рё бесконечно восхитительная – Творец, который есть действительное начало Рё источник всего, истинное Бытие. Поэтому именно перед РЅРёРј следует преклониться, Р° Р·Р° красотой РјРёСЂР° всегда надо пытаться усмотреть великий Рё непостижимый замысел потустороннего Бога. Христианин считает, что РєРѕРіРґР° язычник поклоняется РїСЂРёСЂРѕРґРµ, РѕРЅ тем самым ее принимает Р·Р° самого Творца, РѕРЅ подменяет его творением, совершая самую непростительную ошибку, РёР±Рѕ умаляет Рё принижает роль Бога, растворяя его РІ окружающем РјРёСЂРµ. Христианский взгляд является теизмом, то есть утверждением Рѕ первичности Рё потусторонности Бога РїРѕ отношению Рє РјРёСЂСѓ Рё Рѕ сотворенности последнего. Таким образом, античные политеизм Рё пантеизм сменились средневековым теизмом, РїРѕРґ идейными знаменами которого (христианского – РЅР° Западе Рё мусульманского – РЅР° Востоке) прошло тысячелетие человеческой истории.
Но прежде чем христианство завоевало людские умы, их надо было очистить от языческих представлений, а также разработать и обосновать новое вероучение, что и сделали основоположники христианского мировоззрения, которых называют его отцами. В греческом языке отец – это “патэр”, поэтому их философская деятельность получила название патристики, которая датируется первыми веками нашей эры и может быть названа начальным периодом средневековой философии, ее становлением и формированием.
Одним из основных вопросов патристики была проблема соотношения веры и знания, религии и философии. Понятно, что знание – это принятие чего-либо в силу обоснования и доказательства, то есть - опосредованно и по необходимости, в то время как вера – это принятие чего-либо помимо всяких обоснований и доказательств, то есть - непосредственно и свободно. Верить и знать – совершенно разные вещи. Религия опирается на веру, философия – на знание, и поэтому разница между ними также очевидна. Поскольку Средние века – это эпоха безусловного идейного господства в Европе христианства, проблема заключалась в возможности применения философского знания к религиозной вере. Ни о каком приоритете философии не могло быть и речи, так как главенство религии было самим собой разумеющимся. Поэтому следовало всего лишь выяснить – может ли быть философия хоть в какой-то степени совместима с религией и поэтому следует ее оставить, сделав подпоркой веры, “служанкой богословия” или же, напротив, необходимо отбросить вовсе любое философствование, как занятие вредное и богопротивное.
Так, например, РѕРґРёРЅ РёР· первых представителей патристики Климент Александрийский считал, что философия РЅРµ противоречит религии Рё является подготовкой Рє ней, ступенькой РЅР° пути Рє более совершенному СЃРїРѕСЃРѕР±Сѓ познания – вере. Бог назначил людям философствовать, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Климент, чтобы подготовить РёС… Рє высшему - религиозному - этапу РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ Р¶РёР·РЅРё. Другой известный христианский автор Тертуллиан полагал, что философское знание Рё религиозная вера несовместимы Рё исключают РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. Основные положения веры, считал РѕРЅ, являются РІ принципе непостижимыми Рё находятся РІРЅРµ РІСЃСЏРєРѕРіРѕ разумения, поэтому РІ РЅРёС… РјРѕР¶РЅРѕ Рё непременно должно только верить СЃ трепетом Рё благоговением, РЅРё РІ коем случае РЅРµ пытаясь РёС… понять, осознать или обосновать, РёР±Рѕ любая такая попытка приведет только Рє недоразумению Рё обернется абсурдом. Тертуллиану приписывают знаменитую формулу: “Верую, РёР±Рѕ абсурдно (Credo, quia absurdum)”, то есть следует только верить, хотя слепая вера нелепа Рё абсурдна СЃ точки зрения разума Рё знания; следует только верить, потому что бессмысленно или абсурдно пытаться понять что-либо РІ сверхразумных Рё РІ принципе недоступных осознанию положениях веры. Рли, РіРѕРІРѕСЂСЏ иначе, Тертуллиан утверждает, что чем абсурднее предмет веры СЃ точки зрения разума, тем более Сѓ нас уверенности РІ том, что РѕРЅ сверхразумного, сверхъестественного происхождения Рё, следовательно, тем более Сѓ нас решимости Рё вдохновения верить РІ него. Философия, опирающаяся РЅР° знание, поэтому должна быть всячески истребляема как деятельность, злонамеренно уводящая человеческую душу РѕС‚ истинной Рё чистой веры.
Если Тертуллиан считал невозможным применить логическое разумение к религиозным предметам, то другой представитель патристики Ориген, полагал это осуществимым. Вполне с позиций разума он рассуждает так: человек был создан Богом, но нарушив запрет, отпал он от него и был наказан; с тех пор весь род человеческий грешен, но среди людей есть немногие праведные, которые спасаются в раю, в то время как грешники мучаются в аду. Но ведь человек, каким бы он ни был впоследствии, изначально вышел из рук всеблагого Творца, а значит, по крупному счету, все же является хорошим, и поэтому когда-либо он все равно вернется к Богу, то есть все спасутся, а ада вовсе не будет. Кроме того, говорит Ориген, первые люди, положившие своим ослушанием начало греху, не вполне и виноваты: зачем им была предоставлена свобода выбрать – нарушить запрет или не нарушить, ведь запретный плод всегда сладок и понятно, что они его должны были вкусить, использовать свою свободу в сторону зла, то есть их грех был в какой-то степени предопределен. А коли так, то за что первых людей жестоко и навечно наказывать? Поэтому вполне возможно их, а вместе с ними и весь человеческий род, в конце концов, простить, оправдать и спасти в раю.
Самым выдающимся представителем патристики был Аврелий Августин, епископ Гиппонский. Вслед Р·Р° Тертуллианом РѕРЅ утверждал, что божественный замысел непостижим. Бог изначально предопределяет РѕРґРЅРёС… Рє спасению РІ раю, РґСЂСѓРіРёС… – Рє вечным мукам РІ аду. Поэтому праведный является добродетельным РЅРµ РІ силу СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ выбора, Р° волей предопределения, Рё потому нет никакой его заслуги РІ собственной праведности. Равно как Рё грешник совершает преступления РЅРµ РІ силу сознательного выбора зла, Р° потому, что предопределен Рє нему. РћРґРЅРё должны спастись Рё поэтому РїСЂРё Р¶РёР·РЅРё праведны, Р° РґСЂСѓРіРёРµ обречены погибнуть Рё оттого грешны. Получается, что последние РЅРё РІ чем РЅРµ виноваты, Рё РЅРё РІ чем нет заслуги первых, стало быть, РЅРё добрыми, РЅРё злыми делами нельзя ничего изменить или как-то повлиять РЅР° СЃРІРѕСЋ будущую участь. РќРѕ тогда возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ: Р·Р° что Р¶Рµ наказывать грешников адом Рё поощрять праведников раем, если никто РЅРµ является плохим или хорошим добровольно, РЅРѕ всегда - РІ силу сверхъестественного предопределения? Ртот РІРѕРїСЂРѕСЃ вполне правомерен, РЅРѕ только СЃ точки зрения разума; РѕРЅ логичен Рё вытекает РёР· мышления, Р° божественная воля стоит совершенно РІРЅРµ РІСЃСЏРєРѕРіРѕ осознания Рё понимания, Р° потому данный РІРѕРїСЂРѕСЃ является бессмысленным. Равно как лишен смысла Рё РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, чем руководствуется Бог, творя СЃРІРѕРµ предопределение, назначая РѕРґРЅРёС… Рє спасению, Р° РґСЂСѓРіРёС… – Рє погибели.
РќР° первый взгляд божественное предопределение, РїРѕ Августину исключает СЃРІРѕР±РѕРґСѓ человеческой воли, то есть – сознательный выбор добрых или злых мыслей Рё поступков РІ земной Р¶РёР·РЅРё. Рдействительно, зачем человеку думать Рѕ том, что делать Рё чего РЅРµ делать, выбирать СЃРІРѕР№ жизненный путь Рё отвечать Р·Р° СЃРІРѕРё дела, если изначально РІСЃРµ предопределено? Однако существенным элементом учения Августина Рѕ предопределении является утверждение Рѕ том, что РјС‹ РЅРµ знаем этого предопределения, РЅРµ ведаем своей будущей участи, Р° это незнание Рё открывает пространство для СЃРІРѕР±РѕРґС‹ воли. Рдействительно, хоть РІСЃРµ тотально предопределено, РЅРѕ СЏ РѕР± этом ровным счетом ничего РЅРµ знаю, то это предопределение никак РЅРµ может влиять РЅР° РјРѕСЋ повседневную Р¶РёР·РЅСЊ. Ведь если СЏ РЅРµ знаю Рѕ будущем, то волей-неволей должен сам строить его, РЅР° СЃРІРѕР№ страх Рё СЂРёСЃРє принимать решения, Рє чему-то стремиться, РѕС‚ чего-то отвращаться, задумываться Рѕ своей Р¶РёР·РЅРё Рё отвечать Р·Р° РІСЃРµ, творимое РјРЅРѕР№. РљСЂРѕРјРµ того, если даже люди Рё разделены изначально РЅР° праведных Рё грешных, РјС‹ также РЅРµ знаем Рѕ возможности или невозможности изменения этого предопределения РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ жизненных деяний каждого РёР· нас. Рђ РІРґСЂСѓРі РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ изменение начальной предопределенности РІ результате тех или иных мыслей Рё поступков человека (ведь для Бога нет ничего невозможного, Р° воля его бесконечна). Рто неведение божественных замыслов Рё планов, непредсказуемость божественной воли Рё делает волю человека СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№. Таким образом, предопределение, РЅРµ только РЅРµ освобождает человека РѕС‚ выбора Рё ответственности, РЅРѕ, как то РЅРё удивительно, предполагает РІ его Р¶РёР·РЅРё Рё то, Рё РґСЂСѓРіРѕРµ. Жесткая только РЅР° первый взгляд заданность каждой человеческой Р¶РёР·РЅРё, РІСЃРµ Р¶Рµ РЅРµ так безусловна: будучи существом разумным, человек осознает СЃРІРѕРё поступки, может выбирать между хорошим Рё дурным, РґРѕР±СЂРѕРј Рё злом, жить РїРѕ совести или Р¶Рµ – бессовестно; РїСЂРё этом РЅРё РЅР° что однозначно РЅРµ надеясь Рё РЅРµ рассчитывая, потому что – кто будет спасен, Р° кто – наказан, РЅРµ знает РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· нас.
Вообще, говорит Августин, наказание существует только потому, что есть грех или зло, которое не может быть безнаказанным. Но откуда оно взялось, если Бог – абсолютное добро, а значит – не мог создать ничего плохого. Зла первоначально не было вовсе. Бог создал только добро, поэтому оно – самодостаточный и автономный мировой элемент, который существует вечно. Откуда же тогда зло?
Принципиальной идеей христианского учения является утверждение Рѕ том, что зло РЅРµ совечно РґРѕР±СЂСѓ, что РѕРЅРѕ – РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как умаление РґРѕР±СЂР°, нарушение его, отпадение РѕС‚ него. Ведь прародитель зла – РґСЊСЏРІРѕР» – это падший ангел, Сѓ которого была СЃРІРѕР±РѕРґР° выбора – оставаться СЃ Богом или восстать против него Рё отпасть РѕС‚ него. РћРЅ восстал против Бога Рё увел СЃ СЃРѕР±РѕР№ часть ангелов, так появилось зло. РќРѕ РіРґРµ есть отпадение, там РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ Рё возвращение. Если зло вторично Рё РЅРµ совечно РґРѕР±СЂСѓ, значит РѕРЅРѕ РІ принципе искоренимо. Р’ истории философии были Рё РґСЂСѓРіРёРµ объяснения зла. Так например РІ некоторых восточных религиозных учениях зло – равновеликий РґРѕР±СЂСѓ РјРёСЂРѕРІРѕР№ элемент, РѕРЅРѕ параллельно СЃ РЅРёРј существует, является самостоятельным началом Рё неискоренимо. Рђ античные стоики считали, что зло – это необходимый элемент РјРёСЂРѕРІРѕР№ гармонии: РѕРЅРѕ только РїСЂРё ближнем рассмотрении является злом, Р° РїСЂРё взгляде РЅР° него РІ контексте РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ целого РІРѕРІСЃРµ РЅРµ является злом (как масляная картина, будучи РїСЂРё ближнем рассмотрении – хаосом цветных пятен Рё штрихов, РїСЂРё восприятии РЅР° расстоянии превращается РІ прекрасный портрет или пейзаж, или натюрморт). Такой Р¶Рµ точки зрения РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґСѓ зла придерживался немецкий философ XVII века Готфрид Лейбниц. Ртак, РїРѕ христианским воззрениям зло – это отпадение РѕС‚ РґРѕР±СЂР°. Здесь РјРѕРіСѓС‚ возразить – Р° почему Р±С‹ РЅРµ предположить наоборот, - что РґРѕР±СЂРѕ – это отпадение РѕС‚ зла. Однако такое утверждение невозможно, ведь отпадение (нарушение, искажение, умаление) – это СѓР¶Рµ зло. Следовательно РѕС‚ зла отпасть невозможно. Рђ РІРѕС‚ РѕС‚ РґРѕР±СЂР° РјРѕР¶РЅРѕ вполне. Ркак РєРѕРіРґР°-то РѕС‚ Бога отпал РѕРґРёРЅ РёР· ангелов Рё тем самым положил начало злу, так Р¶Рµ отпали РѕС‚ Бога Рё первые люди. Рстория СЃ отпадением повторилась.
Первые люди располагали свободным выбором: они могли нарушить божественный запрет вкушать с древа познания или же могли не нарушить его. В случае нарушения зло (уже на человеческом уровне) появилось бы, а в случае послушания его не было бы. То есть оно могло быть, а могло и не быть, находилось всего лишь в возможности, в потенциальном состоянии и переросло бы в действительность только при определенных условиях. Таким образом, Бог не создавал зла, говорит Августин, оно проистекло из свободной воли одного из ангелов и – позже – человеческой воли.
Первые люди выбрали нарушение запрета, то есть зло, РІ результате чего человек отпал РѕС‚ Бога Рё был изгнан РЅР° Землю. Грехопадение является, РїРѕ Августину, началом человеческой истории. Середина ее – это первое пришествие Спасителя Рё искупление людских грехов мученической смертью РЅР° кресте. Концом истории будет второе пришествие Рё установление Божьего Царства РЅР° Земле. РЈ Августина впервые появляется линейное понимание истории (РѕРЅР° имеет начало, середину Рё конец), РІ то время как РІ античности было циклическое представление (история – такой Р¶Рµ однообразный РєСЂСѓРіРѕРІРѕСЂРѕС‚, который наблюдается РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ). Однако линейность исторического процесса РІ представлении Августина содержит РІ себе Рё циклические черты. РњС‹ отчетливо РІРёРґРёРј триаду: пребывание (человек СЃ Богом), отпадение (земная история), возвращение (человек РІРЅРѕРІСЊ СЃ Богом). Р’ чем разница между первым Рё третьим элементами этой триады? Р’ первой стадии человек СЃ Богом РІ силу своего неведения: РѕРЅ РЅРµ знает, что такое зло Рё поэтому совершенно РґРѕР±СЂ. РљРѕРіРґР° Р¶Рµ РѕРЅ стал знающим, РѕРЅ перестал быть добрым, узнав зло, сделался злым (греховным) Рё потому отпал РѕС‚ Бога, чтобы длительной Рё страдальческой земной историей очиститься Рё искупить СЃРІРѕРµ преступление. Р’ результате РѕРЅ преодолевает зло Рё РІРЅРѕРІСЊ становится добрым. РќРѕ теперь РѕРЅ знает Рѕ зле, РЅРѕ РІСЃРµ равно абсолютно РґРѕР±СЂ Рё РІ этом РЅРѕРІРѕРј качестве возвращается Рє Богу. Таким образом, РЅР° первом этапе человек находится СЃ РЅРёРј бессознательно Рё непроизвольно Рё поэтому РЅРµ вполне заслуженно, РЅР° третьем Р¶Рµ – совершенно осознанно Рё РїРѕ своей СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ воле, Р° потому заслуга его РІ данном случае очевидна. Рта триада может быть обозначена Рё так: тезис – антитезис – синтез. Последний ее элемент – это соединение первых РґРІСѓС…. Сначала человек РЅРµ знает Рё РґРѕР±СЂ, потом РѕРЅ знает, РЅРѕ РЅРµ РґРѕР±СЂ Рё, наконец, РѕРЅ Рё знает Рё является добрым. Перед нами - РІ религиозной форме - вечный сюжет, Рѕ котором РјС‹ СѓР¶Рµ говорили РІ параграфе Рѕ мифологии: РїРѕРєР° РјС‹ там, РЅРµ знаем, РєРѕРіРґР° Р¶Рµ знаем, СѓР¶Рµ РЅРµ там Рё очень хочется вернуться РІ РЅРѕРІРѕРј знающем состоянии РІ прошлую ситуацию, что Рё будет синтезом первого Рё второго – мечта самая великая Рё невероятная РёР· всех возможных, которая наверное поэтому Рё облеклась РІ христианском воззрении РІ форму представления Рѕ втором пришествии Рё конце истории.
Вопросы и задания
1. Вспомните когда, где и как зародилась христианская религия.
2. В чем заключаются причины непримиримой вражды язычников и христиан? Каковы основные различия их мировоззрений? На основании своего ответа заполните таблицу:
| язычество | христианство |
Представления о Боге | | |
Представления о Природе | | |
Представления о Человеке | | |
3. Что такое патристика? Каковы ее основные вопросы и проблемы?
4. Объясните различия между знанием и верой.
5. Раскройте основные идеи главных представителей патристики: Климента, Тертуллиана, Оригена и Августина.
6. Аврелий Августин в одном из своих произведений утверждал: “...существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которые мы... справедливо можем называть двумя градами. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой - из желающих жить также по духу... Два града созданы двумя родами любви: земной- любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а небесный - любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний - в Господе”. Что называет Августин земным градом и что - небесным? Какие принципы с его точки зрения лежат в основе существования первого и второго градов?
2. Схоластика и мистика
В Средние века философия перестала быть свободным видом интеллектуальной деятельности, исследующей бесконечные тайны окружающего мира и дерзающей проникнуть в его глубины. Мироздание стало рассматриваться как творение, воплощение божественного замысла, и поэтому в центре познания оказалось не оно, а Творец, в силу чего и философия как наука о мире потеряла свое прежнее значение. Теперь участь ее решалась, как мы уже видели, рассматривая взгляды патристики, следующим образом: если философия имеет право на существование, то должна быть “служанкой богословия”, а если же – не имеет, то ее следует предать забвению, отбросить за ненадобностью.
В каком случае ее можно будет оставить, а в каком – нет? Все зависит от того, может ли она помочь в делах веры или же – неспособна на это. А помочь – это значит обосновывать положения религии, приводить для них разумные основания, уметь их доказывать. Понятно, что и одной веры в религиозные предметы вполне достаточно, но если ее можно будет логически разработать, укрепить с помощью разума и философского знания, то это нисколько не помешает и окажет религии несомненную услугу.
Основные положения веры называются догматами. Р’РѕРїСЂРѕСЃ заключался РІ том, РјРѕР¶РЅРѕ ли применить Рє РЅРёРј философское рассуждение, то есть осмыслить РёС… Рё понять, Р° РЅРµ только верить РІ РЅРёС…. Приведем некоторые РёР· этих положений. 1) Бог всемогущ Рё всеблаг (то есть является абсолютным РґРѕР±СЂРѕРј). 2) Бог совершенно свободен. 3) РћРЅ сотворил РјРёСЂ РёР· ничего. 4) Первые люди, как младенцы, ничего РЅРµ ведали, то есть были неразумными, Р° потому – безмятежными Рё счастливыми; однако Сѓ РЅРёС… была возможность СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ выбрать нарушение или РЅРµ нарушение божественного запрета вкушать СЃ древа познания. 5) Бог создал сначала мужчину, потом – женщину, установил СЃРІРѕР№ запрет, РЅРѕ РѕРЅРё ослушались, совершили грех Рё РІ наказание были изгнаны РёР· рая Рё осуждены РЅР° земную Р¶РёР·РЅСЊ. 6) Р РѕРґ человеческий произошел РѕС‚ Адама Рё Евы Рё поэтому РІСЃРµ люди грешны Рё совершают зло, Р·Р° что наказываются муками РІ аду. 7) Однако РІ конце земной истории человек должен вернуться Рє Богу. РџСЂРё попытке осмыслить эти положения возникают различные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, недоразумения Рё противоречия. 1) Если Бог всемогущ, то РІ его ведении находится Рё зло, РЅРѕ тогда РѕРЅ РЅРµ всеблаг (С‚.Рµ. РЅРµ является абсолютным РґРѕР±СЂРѕРј), Р° если РѕРЅ всеблаг (С‚.Рµ. – только РґРѕР±СЂРѕ), тогда зло – РЅРµ РѕС‚ него Рё ему РЅРµ подчиняется, РЅРѕ РІ этом случае РѕРЅ РЅРµ всемогущ. Получается, что всемогущество Рё всеблагость несовместимы Рё исключают РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. РР· этого выросла очень важная РІ Средние века Рё РІ последующие СЌРїРѕС…Рё проблема теодицеи (богооправдания) – объяснения существования зла. 2) Абсолютная СЃРІРѕР±РѕРґР° есть полная непредсказуемость Рё неопределенность, ведь это возможность Рё способность быть кем СѓРіРѕРґРЅРѕ, каким СѓРіРѕРґРЅРѕ Рё РєРѕРіРґР° СѓРіРѕРґРЅРѕ Рё даже РЅРµ быть РІРѕРІСЃРµ. РљРѕРіРґР° Р¶Рµ РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј, что Бог всегда есть, что РѕРЅ – только РґРѕР±СЂРѕ, то РјС‹ тем самым обрекаем его РЅР° то, чтобы всегда быть (Р° РЅРµ быть, получается, ему нельзя), Р° также - являться только добрым (Р° быть каким-либо иным, получается, ему нельзя), то есть, приписывая ему некие определенные свойства, ограничиваем его абсолютную СЃРІРѕР±РѕРґСѓ. Ведь РѕРЅР° – это мочь РІСЃРµ, Сѓ нас Р¶Рµ получается, что Бог РЅРµ может абсолютно РІСЃРµ. Например, РЅРµ может РЅРµ существовать или самоуничтожиться, или творить злые дела. Рђ может ли Бог создать существо, более могущественное, чем РѕРЅ сам? Рто РІРѕРїСЂРѕСЃ, который, несомненно, ставит РІ тупик наш разум. 3) Наше сознание неизбежно РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· положения Рѕ том, что РёР· ничего РЅРµ может произойти нечто (РІСЃРїРѕРјРЅРёРј философию элейской школы), поэтому творение РёР· ничего РЅРµ совсем понятно. Если Р¶Рµ предположить, что Бог сотворил РјРёСЂ РёР· материи, то возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ, откуда РѕРЅР° взялась: если существовала всегда наравне СЃ Богом, то тогда РѕРЅ РЅРµ всемогущий, РёР±Рѕ материя, получается, есть независимое РѕС‚ него начало; если Р¶Рµ материю создал Бог, то тогда РѕРЅ РЅРµ всеблагой, потому что как может абсолютное совершенство Рё РґРѕР±СЂРѕ создать несовершенную Рё злую материю (телесное, физическое). 4) Каким образом РјРѕРі неразумный Рё несвободный первый человек совершить разумный, осознанный Рё свободный выбор? 5) Создавая РґРІР° разнополых существа Рё запрещая РёРј вкушать плоды СЃ древа познания, Бог РЅРµ то, чтобы РЅРµ РјРѕРі предвидеть, Р° наверняка знал, что случится дальше, то есть как Р±С‹ Рё спланировал РІСЃСЋ последующую историю. РќРѕ почему-то, РєРѕРіРґР° первые люди совершили грех, Бог прогневался РЅР° РЅРёС…, как будто совсем этого РЅРµ ожидал Рё изгнал РёС… РёР· рая. Р—Р° что Р¶Рµ наказывать Адама Рё Еву, если РёС… поступок был запрогнозирован, Рё РѕРЅРё должны были поступить именно так, как поступили? 6) Р—Р° что наказывать всех остальных людей, произошедших РѕС‚ первых грешников, муками РІ аду, если РІСЃРµ РѕРЅРё являются грешными автоматически, РЅРµ РїРѕ своей воле, то есть несвободны РІ своем грехе, РЅРµ выбирали сознательно своей грешной участи? 7) Если РІ конце концов человек будет оправдан Рё РІРЅРѕРІСЊ станет СЃ Богом, то зачем было ему отпадать РѕС‚ Творца? Рвообще, зачем потребовалась Богу РІСЃСЏ эта мировая мистерия: создание первых людей, запрет Рѕ древе познания, изгнание РёР· рая Рё земная история? Рзачем РѕРЅ вообще сотворил РјРёСЂ? Ведь РѕРЅ есть Р’СЃС‘, Рё поэтому абсолютно самодостаточен, Рё, РІ этом случае, РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ РЅРµ должен РІРѕРІСЃРµ заниматься какой-либо деятельностью. РљСЂРѕРјРµ того, если Бог – это Р’СЃС‘, то как РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ Творение еще чего-то, то есть как РјРѕР¶РЅРѕ РєРѕ Всему что-либо присовокупить, если РѕРЅРѕ Рё так СѓР¶Рµ Р’СЃС‘?
Рти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ возникли РїСЂРё попытке понять разумом основные положения веры. Р’СЃРµ эти “почему” Рё “зачем”, Рё “каким образом”, Рё “как могло” появляются только тогда, РєРѕРіРґР° РјС‹ пытаемся осмыслить или уразуметь, или обосновать логически религиозные предметы, разобраться РІ РЅРёС… СЃ помощью рассудка. РќРѕ неизбежно возникающие РїСЂРё этом противоречия РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ нас Рє тому, что положения веры внеразумны или сверхразумны, Р° потому применить Рє РЅРёРј сознательное рассмотрение невозможно. Разум Рё вера несовместимы, Рё поэтому следует только верить, РЅРµ пытаясь что-либо понять или осознать, РёР±Рѕ это дело бесполезное Рё бессмысленное. Бог ведь – сущность запредельная Рё непостижимая, абсолютно совершенная Рё невыразимая РЅРё РІ каких понятиях Рё категориях. РњРѕР¶РЅРѕ ли Рѕ нем рассуждать так Р¶Рµ, как РѕР± обычных Рё повседневных предметах, пытаясь применить Рє нему РЅРµ только логику, РЅРѕ даже здравый смысл? РќРµ смешно Рё РЅРµ наивно ли стремиться нашим несовершенным человеческим разумением постичь, Р° тем более объяснить разумение высшее Рё божественное? РќРµ бесконечно ли жалки, тщетны Рё абсурдны наши попытки ответить РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рѕ том, зачем Богу надо было это или то-то, почему РѕРЅ поступил так-то, Р° РЅРµ иначе? Его воля, замыслы Рё планы РІ принципе недоступны нашему пониманию, Р° значит РјС‹ должны РЅРµ осмысливать, Р° созерцать РёС… СЃ трепетом Рё благоговением перед РёС… величием Рё непостижимостью, должны бесконечно верить РІ религиозные истины, Р° РЅРµ препарировать РёС… СЃРІРѕРёРј ничтожным разумением. Такая позиция получила название мистики (РѕС‚ греч. мюстикос – таинственный) Рё говорила Рѕ бесполезности философского знания, которое никак РЅРµ сможет помочь религии, РЅРѕ только навредит ей. Путь Рє Богу лежит РЅРµ через разум, Р° через откровение Рё мистический экстаз, которые достигаются только неограниченной Рё чистой верой. Формулой мистики является СѓР¶Рµ известное нам изречение Тертуллиана: “Верую, РёР±Рѕ абсурдно (Credo, quia absurdum)”. Наиболее значительными представителями средневековой мистики были французский мыслитель Бернар Клервосский, итальянский – Джованни Бонавентура Рё немецкие – Роганн Ркхарт Рё Роганн Таулер.
Однако, было Рё РґСЂСѓРіРѕРµ направление РІ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ Р¶РёР·РЅРё Средних веков. Представители его считали, что недоразумения РїСЂРё попытках понять положения веры возникают оттого, что РјС‹ просто РЅРµ можем как следует применить Рє РЅРёРј разум. Противоречия получаются РѕС‚ неправильного его использования. Надо всего лишь найти верный СЃРїРѕСЃРѕР± осознания религиозных истин, выработать метод РёС… понимания. Разум Рё вера РЅРµ противоречат РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ Рё РЅРµ являются взаимоисключающими элементами, Р° поэтому РёС… вполне РјРѕР¶РЅРѕ объединить, надо только уметь это сделать. Возможен синтез веры Рё знания, религии Рё философии, следует только найти правильные пути такого соединения, разработать надежные СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ преодоления всех возможных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рё противоречий. Р’ данном случае Рє Богу ведут одновременно РґРІР° пути: вера Рё знание. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РЅРµ только верить РІ предметы религии, РЅРѕ Рё понимать РёС…, уметь обосновывать Рё доказывать. Такое направление стало называться схоластикой (РѕС‚ лат. scholasticos – ученый). Формулой схоластики было изречение, часто приписываемое философу XI века Ансельму Кентерберийскому: “Верую, чтобы понимать (Credo, ut intelligam)”. Наиболее значительными представителями средневековой схоластики были ирландский философ Роанн РЎРєРѕС‚ Рриугена, французские мыслители Роанн Росцелин Рё Пьер Абеляр, немецкий философ Альберт Больштедтский, итальянский – Фома РђРєРІРёРЅСЃРєРёР№, испанский – Раймунд Луллий, шотландский – Роанн Дунс РЎРєРѕС‚, английские - Уильям Оккам Рё Роджер Бэкон. Обратим внимание: Рё РІ мистике Рё РІ схоластике РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ положение начинается СЃРѕ слова “верую (credo)”, то есть РІ любом случае речь идет Рѕ том, что сначала следует именно верить, что вера обязательно первична, Р° далее СѓР¶Рµ или РјРѕР¶РЅРѕ или нельзя применить Рє ней разум Рё знание. Таким образом, было Р±С‹ совершенно невозможным (РІ Средние века) положение: “Знаю, Р° потому верю”. Р’ схоластике философии отводится вторичная роль, РѕРЅР° должна служить подспорьем религиозной веры, помогать ей. РќРѕ РєРѕРіРґР° философию превращают РІ служанку религии, то тем самым ее РЅРµ умаляют (РІ духовных масштабах средневековья), Р°, наоборот, оказывают ей немалую честь, так как предоставляют возможность существовать (пусть Рё РІ подчиненном положении), ведь РІ противном случае РѕРЅР° вообще отбрасывается, теряя РІСЃСЏРєРѕРµ право РЅР° существование. Философией Средних веков, поэтому, была схоластика, которая прошла РІ своем развитии три этапа: 1) стадию становления (IX-XI РІРІ.), 2) период расцвета (XII-XIII РІРІ.) Рё 3) СЌРїРѕС…Сѓ упадка (XIV-XV РІРІ.).
Вопросы и задания
1. Какие противоречия возникают при попытке осмысления религиозных догматов? Что такое теодицея?
2. Каким образом объясняют противоречия между знанием и верой представители мистики? Как они решают проблему соотношения религии и философии?
3. Каким образом объясняют противоречия между знанием и верой представители схоластики? Как они решают проблему соотношения религии и философии.
4. С помощью толковых словарей выясните какое значение имеет термин “схоластика” помимо прямого (то есть - средневековая философия). Попробуйте объяснить происхождение второго значения.
5. Выдающийся французский писатель Стендаль, размышляя о Творце и творении, иронично заметил: “Единственным оправданием Бога является то, что его не существует”. Как вы думаете, о чем идет речь в этом странном, на первый взгляд, высказывании?
3. Доказательства существования Бога
Для мистики существование Бога было самоочевидным и не подлежало никакому обоснованию. Для схоластики оно тоже являлось несомненным и очевидным, но она, будучи философствованием в вере, вполне могла выдвинуть разумные основания или аргументы в пользу существования Бога. Что она и сделала, оставив нам несколько таких доказательств. Возможно, что некоторые из них были созданы еще в античности, и средневековая мысль опиралась поэтому на предыдущую философскую традицию, однако окончательно сформулированы и разработаны они были именно в схоластике. Рассмотрим три наиболее принципиальных доказательства.
Онтологический аргумент звучит следующим образом. Мы мыслим Бога, значит, он существует, ибо нельзя мыслить то, чего нет, никогда не было и не может быть вовсе. Мы мыслим Бога, в нашем уме слишком устойчиво и стабильно понятие о нем, значит вне нас что-то реально существующее этому представлению соответствует, и пусть оно существует не совсем так, как мы его себе представляем, главное, что оно не может не существовать вовсе. Достаточно обратить внимание на то, что все без сомнения народы, жившие в разные времена и в различных местах, совершенно не сговариваясь друг с другом, необыкновенно настойчиво и упорно говорили о существе бесконечном, всемогущем и абсолютно добром. Неужели же это рассуждение возникало совершенно на пустом месте?
Есть Рё другая, более сложная формулировка этого аргумента, которая звучит так. Вообще понятие Рѕ Боге – это понятие Рѕ чем-то предельном, максимальном или абсолютном. Бог – это полная истина, максимальное РґРѕР±СЂРѕ, предельная красота Рё С‚.Рґ. Рё С‚.Рї. Говоря иначе, Бог – это абсолютное совершенство. Обратим внимание РЅР° последнее словосочетание (абсолютное совершенство) Рё зададимся РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј: РЅРµ существовать (РЅРµ быть, отсутствовать) – это признак совершенства или несовершенства? Конечно Р¶Рµ, - несовершенства! Значит, совершенство РЅРµ может РЅРµ существовать, ведь РІ противном случае РѕРЅРѕ РЅРµ было Р±С‹ совершенством. Говоря проще, абсолютное совершенство имеет множество признаков (истина, РґРѕР±СЂРѕ, красота Рё РґСЂ.), среди которых присутствует также признак вечного существования, без которого абсолютное совершенство РЅРµ было Р±С‹ самим СЃРѕР±РѕР№. Ртак РёР· самого понятия абсолютного совершенства вытекает его существование, Р° поскольку Бог - это абсолютное совершенство, то РѕРЅ существует.
Рассмотренный аргумент называется онтологическим, потому что в нем Бог переводится из сознания в сферу реального Бытия (в греч. – онтос), наделяется онтологическим статусом, то есть действительным существованием.
Космологический аргумент говорит, что у каждой вещи есть своя причина, по которой она и появилась на свет, ведь в противном случае придется предположить, что нечто возникает из ничего. Но и у самой этой причины тоже есть своя какая-то причина. Двигаясь, таким образом, по огромной цепочке причин в прошлое мы доходим до первопричины, которой ничто не предшествовало и которая ниоткуда не взялась, потому что существовала вечно. Мы видели, как много в античности говорили о первоначале – той основе мироздания, которая неизменна и единственным своим неотъемлемым свойством имеет вечное существование, в силу чего и может быть названа истинным Бытием. Например, Аристотель (на идеи которого опиралась схоластика) говорил о том, что у всего движущегося есть свой Перводвигатель, у всех причин есть своя Первопричина, которую он называл Божественным Умом. Вообще из самого факта наличия мира вытекает обязательное присутствие чего-то вечно сущего, так как его отсутствие непременно означало бы невозможность самого мироздания. В Средние века эту первопричину стали рассматривать как потустороннего Бога, который и есть основа, источник и начало всего существующего. Аргумент называется космологическим, потому что рассуждает о происхождении мира (в греч. – космос). Если у всего на свете есть причина, то и у космоса (мира) в целом тоже есть своя некая причина, которая несомненно первична по отношению к нему и более совершенна, чем он. Но что может быть больше и совершеннее, чем все бескрайнее мироздание? Только Бог.
Телеологический аргумент предлагает нам посмотреть РІРѕРєСЂСѓРі себя Рё отчетливо увидеть, что окружающий РјРёСЂ упорядочен Рё гармоничен, устроен необычайно правильно, грамотно, разумно или целесообразно (РІ греч. телеос – цель). Р’СЃРµ РІ нем РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ ритмично, РІ строгой последовательности, будто запрограммировано: день меняется ночью, Р° ночь – днем, Р·РёРјР° – весной Рё летом, Р° те, РІ СЃРІРѕСЋ очередь – осенью Рё РЅРѕРІРѕР№ Р·РёРјРѕР№; Р·Р° расцветом следует упадок, Р·Р° рождением – расцвет. Рђ РЅР° небесной сфере планеты, звезды Рё целые галактики движутся необыкновенно упорядоченно, СЃ точностью часового механизма. Медленно Рё верно РёРґСѓС‚ РѕРЅРё РїРѕ РѕРґРЅРёРј Рё тем Р¶Рµ траекториям Рё орбитам, неизменными путями возвращаются РІ исходные точки Рё продолжают СЃРІРѕР№ С…РѕРґ, так что РјС‹ можем совершенно точно рассчитать положение любого небесного тела РІ какой СѓРіРѕРґРЅРѕ момент времени. Нет, наверное, человека, который стал Р±С‹ утверждать, что наш РјРёСЂ представляет СЃРѕР±РѕР№ РЅРµ РїРѕСЂСЏРґРѕРє, Р° хаос. Рђ если кто Рё настаивает РЅР° последнем, то, наверное, оттого, что невнимательно смотрит РЅР° окружающее, РЅРµ может, Р° скорее РЅРµ хочет увидеть вечную стабильность Рё гармонию происходящего. Р’СЃРµ РІРѕРєСЂСѓРі будто Р±С‹ подогнано РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ СЃ тонким Рё безупречным расчетом, так что мироздание представляет СЃРѕР±РѕР№ совершеннейший механизм, функционирующий вечно Рё безотказно. Если РјС‹ бросаем РІ весеннюю землю маленькое семечко, то РѕРЅРѕ неизменно пускает РІ нее СЃРІРѕРё корешки, чтобы пить влагу Рё впитывать РІ себя силу земли, Р° листьями тянется Рє солнцу, поглощая его неиссякаемую энергию Рё дыша теплым летним РІРѕР·РґСѓС…РѕРј, чтобы крепнуть Рё расти, Р° РЅР° РёСЃС…РѕРґРµ лета уронить сотни тысяч таких Р¶Рµ семян, РѕРґРЅРёРј РёР· которых РѕРЅРѕ было раньше, несущих РІ себе миллионы грядущих жизней. Если Р±С‹ РјРёСЂ был хаосом, РјС‹ РЅРµ могли Р±С‹ питать твердой уверенности РІ том, что завтра Солнце взойдет РЅР° Востоке, что весеннее тепло через пару месяцев растопит снег Рё РјРѕР¶РЅРѕ будет возделывать поля, собрав СЃ РЅРёС… осенью урожай. Если Р±С‹ отсутствовала стабильность РІРѕ всем происходящем, Р¶РёР·РЅСЊ была Р±С‹ невозможна РІРѕРІСЃРµ. Попробуйте сказать, что наше существование РЅРµ отличается неизменной упорядоченностью, что любая человеческая Р¶РёР·РЅСЊ РЅРµ протекает, РїРѕ РєСЂСѓРїРЅРѕРјСѓ счету, РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ Рё тому Р¶Рµ сценарию Рё РЅРµ руководится едиными для всех законами. Каждый РёР· нас рождается, растет, взрослеет, стареет Рё умирает. Кто РёР· людей РЅРµ испытывает радость удач Рё горечь поражений? Кто СЃРјРѕРі избежать РІ своей Р¶РёР·РЅРё надежд Рё отчаяний, благородных порывов Рё грешных мыслей? Кто РЅРµ стремился Рє счастью Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ ведал любви? Найдите хотя Р±С‹ РѕРґРЅСѓ девочку РЅР° всем белом свете, которая, превратившись РІ девушку, РЅРµ влюбилась Р±С‹ РІ какого-РЅРёР±СѓРґСЊ юношу Рё РЅРµ жаждала Р±С‹ ответного чувства, чтобы, соединившись СЃ РЅРёРј, обрести полноту Бытия Рё подарить Р¶РёР·РЅСЊ новым поколениям девочек Рё мальчиков, которые РїРѕР·Р¶Рµ РІ точности повторят путь СЃРІРѕРёС… предшественников. РџСЂРё взгляде РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕР№ РїРѕСЂСЏРґРѕРє невольно возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ: могла ли неразумная, Р° тем более неживая материя сама РїРѕ себе так правильно Рё разумно устроиться? РќРµ могла! Значит, необходимо предположить наличие некого разума, РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ нашему, только гораздо более совершенного Рё предельно могущественного, который Рё упорядочил РІСЃРµ мироздание, приведя его Рє состоянию беспредельной красоты Рё гармонии. Ртот разум Рё есть Бог. Здесь РјРѕР¶РЅРѕ провести следующую аналогию. Допустим РјС‹ бросаем РЅР° поверхность стола горсть цветных мозаичных стеклышек. Упадут ли РѕРЅРё хоть РєРѕРіРґР°-РЅРёР±СѓРґСЊ РІ какую-либо разумную комбинацию: орнамент, например, или СЂРёСЃСѓРЅРѕРє? РќРёРєРѕРіРґР°. РћРЅРё всегда Р±СѓРґСѓС‚ рассыпаться хаотически. РќРѕ если РјС‹ встанем перед беспорядочно разбросанным набором Рё РїРѕ какому-то образу своего сознания расположим эти стеклышки РІ неком РїРѕСЂСЏРґРєРµ, то получится Рё СЂРёСЃСѓРЅРѕРє, Рё СѓР·РѕСЂ, Рё орнамент – РІ зависимости РѕС‚ нашего желания. Неужели Р¶Рµ материя, будучи просто заброшенной РІ пустоту будущего мироздания могла сама организоваться РІ стройный Рё восхитительный РїРѕСЂСЏРґРѕРє? Р’РёРґРёРјРѕ какой-то разум Рё воплотил РІ ней СЃРІРѕР№ великий замысел, создав необъятную РјРёСЂРѕРІСѓСЋ комбинацию, поражающую нас своей абсолютной завершенностью Рё бескрайним совершенством.
Рзвестный средневековый схоласт Фома РђРєРІРёРЅСЃРєРёР№ эти три аргумента, Р° вернее РґРІР° последних (космологический Рё телеологический) разработал более детально Рё сделал РёР· РЅРёС… целых пять доказательств, РЅРѕ поскольку РїРѕ смыслу РІСЃРµ РѕРЅРё сводятся РєРѕ второму Рё третьему (РІ нашем перечислении), то правильнее было Р±С‹ говорить РІСЃРµ Р¶Рµ Рѕ трех аргументах. Рљ тому Р¶Рµ пять доказательств Фомы – это философское явление исключительно средневековья. РўСЂРё Р¶Рµ рассмотренных нами аргумента представляют СЃРѕР±РѕР№ взгляд, характерный Рё для более ранней СЌРїРѕС…Рё, то есть более широкий Рё синтетический. Хотя здесь речь идет РІРЅРѕРІСЊ Рѕ РґРІСѓС… последних доказательствах, так как первый аргумент – онтологический – был предложен РѕРґРЅРёРј РёР· представителей ранней схоластики – Ансельмом Кентерберийским (то есть появился только РІ средние века) Рё отвергнут РІ зрелой схоластике Фомой РђРєРІРёРЅСЃРєРёРј.
Вопросы и задания
1. Раскройте смысл онтологического аргумента.
2. Раскройте содержание космологического аргумента.
3. Что представляет собой телеологический аргумент?
4. Какой из трех аргументов представляется вам наиболее убедительным? Обоснуйте свой ответ.
5. В романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита” Воланд говорит Берлиозу, что Кант отверг все пять доказательств существования Бога. О каких пяти доказательствах идет речь в булгаковском романе.
4. Реализм и номинализм в средневековой философии
Одной из проблем средневековой философии было решение вопроса об универсалиях. В переводе с латинского этот термин (universalia) обозначает общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов. Так, например, универсалиями являются понятия “человек”, “животное”, “растение”, “небесное тело” и многие другие. Вопрос заключался в том, существуют ли эти общие понятия реально, сами по себе, так же, как и вещи или же они – всего лишь названия и поэтому существуют только в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме. Мы, скорее всего, придерживаемся той точки зрения, что реально существуют конкретные предметы, а общие понятия – это только их обозначения и находятся в нашем сознании. Так, например, мы говорим, что нет дерева вообще, то есть такого предмета, в котором были бы собраны все возможные на земле деревья. Как нет и животного вообще, и человека вообще, а есть только конкретные, индивидуальные, единичные животные и люди, а общие понятия - это названия для больших групп сходных между собой предметов. Так считаем мы. Но ведь можно посмотреть на эту проблему совершенно иначе, что и сделал, как мы уже видели, античный философ Платон, полагавший, что идея или общее понятие, или универсалия существует реально, но в невидимом и высшем мире, а видимые нами конкретные вещи – всего лишь ее порождения. Средневековые философы, разделявшие точку зрения Платона, стали называться реалистами, так как считали универсалии реально существующими объектами, а их позиция получила название реализма. Противоположная точка зрения стала называться номинализмом (в лат. nomen – имя), так как ее представители полагали, что универсалии – это только имена и существуют не сами по себе, но лишь в человеческом сознании в качестве понятий или терминов, а реально же существуют, считали они, единичные, конкретные, чувственно воспринимаемые нами предметы. Таким образом, средневековый реализм не имеет ничего общего с современным значением этого слова и является идеалистическим философским воззрением, в то время как номинализм, несомненно, ближе к материализму. Понятно поэтому, что философией средневековья был реализм, номиналистические же взгляды появились и стали распространенными в эпоху упадка Средних веков, в рассветных сумерках Возрождения.
Реализм и номинализм имели свои разновидности. Так реализм был крайним и умеренным. Крайний реализм утверждал, что универсалии существуют до вещей (universalia ante rem), в высшем и недоступном нашему восприятию мире, а все вещи – это производные от них сущности; любой видимый нами предмет обусловлен невидимой и вечной идеей (универсалией), его порождающей. Как видим, крайний реализм восходит к платоновскому учению. Умеренная форма реализма говорила, что универсалии существуют в самих вещах (universalia in re), в качестве их неизменных и определяющих оснований. Мир идей (универсалий) и мир вещей едины и образуют всю окружающую нас действительность. В любом предмете присутствует какая-либо идеальная сущность – универсалия, которая и делает его из бесформенной материи нормальной вещью. Умеренный реализм, поэтому, восходит к теории Аристотеля. Номинализм также был крайним и умеренным. Умеренный номинализм полагал, что универсалии существуют после вещей (universalia post rem), в нашем сознании в виде обобщенных названий этих вещей – понятий. Хотя последние и не существуют объективно и являются только терминами и словами, они имеют немаловажное значение: ведь с помощью понятий мы разбиваем действительность на различные сферы и области, упорядочиваем ее, в силу чего нам легче в ней ориентироваться и ее познавать. Поскольку понятие в латинском языке – это “концепт (conceptus)”, то умеренный номинализм называется также концептуализмом. Крайний же номинализм считал общие понятия совершенно бессмысленными: если они не существуют реально, то незачем о них вообще говорить. Например, существует конкретное дерево – мы его видим и осязаем, и вполне можем рассуждать о нем и познавать этот предмет, как и любой другой, который действительно существует. Но что такое дерево вообще? Слово или пустой звук, за которым не стоит никакой реальности, никчемное название, полностью лишенное смысла. Невозможно какую-либо вещь обозначить более общим названием, подвести ее под некое более широкое понятие, потому что она – ровно столько, сколько в ней есть – единичный конкретный предмет и ничего общего в себе не содержит. Поэтому универсалии, говорили крайние номиналисты – это всего лишь сотрясения воздуха (flatus votic) и их существование никому не нужно, почему и следует от них вообще отказаться, а в рассмотрение принимать только конкретные, индивидуальные, реально существующие предметы.
Как мы уже отметили, философией Средних веков, конечно же, был реализм, но в эпоху ранней схоластики более распространенной была его крайняя форма, представляющая собой по смыслу платоновское воззрение, однако в период расцвета схоластики или - зрелого средневековья прочно утвердился умеренный реализм - аристотелевская по сути точка зрения, примиряющая мир материальный с идеальным, охватывающая собой все возможные сферы сущего в грандиозной, претендующей на абсолютную завершенность философской системе.
Вопросы и задания
1. Что такое универсалии? В чем заключалась сущность средневековой полемики вокруг них?
2. Раскройте содержание понятий реализм и номинализм в контексте средневековой философии.
3. Чем отличается крайний реализм от умеренного?
4. Чем отличается умеренный номинализм от крайнего?
5. Попробуйте сочинить рассуждения о каком-нибудь предмете (дереве, цветке, яблоке и т.п.) с философских позиций крайнего и умеренного реализма, а также с точек зрения умеренного и крайнего номинализма.
6. Кем, по вашему мнению, - рационалистами или сенсуалистами – были (то есть опирались на разум или чувства в познании мира) средневековые реалисты и кем были средневековые номиналисты?
5. Фома Аквинский о гармонии веры и разума
Самым выдающимся философом периода расцвета схоластики Рё всего вообще средневековья был итальянский религиозный мыслитель Фома РђРєРІРёРЅСЃРєРёР№. Р’ латинском языке его РёРјСЏ звучит как Томас, поэтому его учение получило название томизма. Р’ настоящее время РѕРЅРѕ, РІ обновленном РІРёРґРµ, является философской РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ католицизма Рё РѕРґРЅРёРј РёР· направлений современной философии, Рё называется неотомизмом (то есть возобновленным РІ новых условиях учением Фомы РђРєРІРёРЅСЃРєРѕРіРѕ). Ртальянский схоласт создал грандиозную религиозно-философскую систему, РІ которой нашли место Рё были осмыслены РІСЃРµ существующие тогда реалии, Рё которая РЅР° долгое время стала глобальным объяснением мироздания для средневекового человека.
Схоластика как попытка синтеза веры Рё разума, религии Рё философии достигла РІ учении Фомы своего апогея. Религиозная вера Рё философское знание РЅРµ противоречат РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Аквинат, РЅРѕ, напротив, поддерживают РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, дополняют Рё образуют единство. Окружающий нас РјРёСЂ является божественным творением, Р° значит несет РІ себе тайну великого замысла, скрывает воплощенную РІ телесные вещи волю Творца. Поэтому через восприятие РјРёСЂР° или творения РјС‹ пусть косвенно, РЅРѕ постигаем отчасти божественное, пусть незначительно, РЅРѕ приближаемся Рє нему. Однако, познание РјРёСЂР°, РІ котором РјС‹ живем, РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЃ помощью разума Рё философии, РІ силу чего философское знание через постижение окружающей действительности приближает нас Рє первопричине ее – Богу. Ртот путь опосредованный или косвенный Рё, конечно Р¶Рµ, РЅРµ способен открыть всей истины, однако РѕРЅ ведет через познание творения Рє частичному постижению Творца Рё поэтому отвергать данную возможность приближения Рє Богу или игнорировать ее нет смысла.
Представьте себе, что вы смотрите на прекрасное живописное полотно, слушаете чудную музыку, со слезами на глазах читаете стихотворные строки. Вы удивляетесь таланту живописца, композитора или поэта. Но вот вы видите перед собой великолепную картину природы. Кто из нас хотя бы один раз в своей жизни не смотрел с замиранием сердца на величественно закатывающееся за край далекого горизонта яркое Солнце, не восхищался сияющей и прозрачной лазурью бесконечного неба, кого не завораживали переливающиеся всеми цветами радуги капельки утренней росы или пляшущие огоньки ночного костра, кто не бродил в задумчивости по осеннему лесу, вглядываясь в его золотую глубину? Так если за великолепием живописного полотна, музыкального произведения или стихотворных строк стоит какой-то человеческий гений, значит за гармонией и величием окружающего нас мира мы должны предположить наличие Творца, во много раз более гениального и совершенного. Что как не его фантастический замысел и таинственная кисть произвели вокруг нас непостижимую красоту природы? (Вспомним телеологический аргумент). По произведению художника, композитора или поэта мы узнаем отчасти о самом создателе этого произведения. Конечно же это будет знание неполное, ведь автор всегда больше, шире, сложнее, глубже, чем любое его творение. Разве не хотелось нам, придя в восторг от какого-либо произведения, увидеть его создателя, поговорить с ним? Точно так же по творению Бога – мирозданию – мы узнаем отчасти Творца. Разумеется, это знание крайне фрагментарно, и нам хочется выйти за его пределы, подняться до самого Создателя, но стоит ли пренебрегать творением, которое приоткрывает завесу над божественным гением?
Наоборот, стоит использовать эту возможность, пристально всматриваться в творение, а значит - совершенствовать разум, приумножать знание, так как оно оказывает великую услугу религии, укрепляя и обосновывая веру в начальную причину всего сущего – творящего Бога. Мысль о том, что философия должна быть служанкой религии принадлежит как раз Фоме Аквинскому. Однако, философское знание – всего лишь подспорье, потому что есть еще и прямой, непосредственный путь постижения Бога – через религиозную веру в него. Путем молитвы, поста, благоговения и трепета верующий может получить божественное откровение, то есть неким непостижимым чудесным образом узреть истины величайшие и вечные, которые никогда не могут быть добыты разумом и философией. Понятно, что этот мистический путь выше и совершеннее, чем рациональное познание, что вера выше разума, а религия выше философии. Если, например, между положениями веры и разума возникают противоречия, значит ошибается разум, потому что вера ошибаться не может. Важно, что между тем и другим возможна гармония, что и религия и философия ведут к одному и тому же и поэтому надо всесторонне обосновывать и разрабатывать их союз. Необходимо уметь преодолевать возникающие противоречия между верой и разумом, ибо они возникают не от принципиальной внеразумности веры и не от абсолютной неприменимости разумного к религиозным предметам, но только от нашего неумения, а, возможно, и нежелания увидеть и понять их возможное и даже долженствующее согласие.
В своей философской системе Фома Аквинский при объяснении мироздания во многом использовал учение Аристотеля о форме и материи. Все нас окружающее, говорит Фома вслед за Аристотелем – это единство материи и формы. При этом несовершенная материя – всего лишь возможность чего-то, сущность вещей, в то время как форма – начало идеальное и неизменное – из этой возможности созидает действительность, а сущность приводит к подлинному существования. Вклад Фомы Аквинского в разработку всевозможных проблем средневековой философии был наиболее значительным по сравнению с философской деятельностью других мыслителей средневековья, и поэтому современники назвали его “ангельским доктором” (doctor angelicus). Вообще, латинский термин “доктор” означал в Средние века – ученый, или, точнее, - наиболее ученый (хотя и сегодня один из смыслов слова “доктор” – ученый человек) и являлся званием, которое присваивали наиболее отличившимся своими философскими заслугами (сегодня “доктор” - это также высшая ученая степень).
Как видим, в начале Средних веков были сильны сомнения в возможности применения философии к религии; зрелое средневековье ознаменовалось торжеством схоластики, в которой философствование стало средством укрепления веры; не удивительно поэтому, что на закате рассматриваемой эпохи сначала стали появляться сомнения в совместимости философского знания и религиозной веры, которые постепенно привели к полному освобождению философии от роли служанки религии.
Вопросы и задания
1. Почему учение Фомы Аквинского считается кульминационным пунктом в развитии схоластики?
2. Каким образом Фома Аквинский обосновывает утверждение о том, что между разумом и верой не должно быть противоречий?
3. Рдеи какого античного мыслителя оказали большое влияние РЅР° формирование философской доктрины томизма. Какие именно это были идеи? Как РІС‹ думаете, почему именно этот мыслитель РёР· всех античных философов стал большим авторитетом РІ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ Р¶РёР·РЅРё средневековья?
4. Определите, к какому аргументу из рассмотренных в § 20 можно отнести следующее рассуждение Фомы Аквинского: “... В этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное: ведь оно движется лишь потому, что находится в потенциальном состоянии относительно того, к чему оно движется... Невозможно, чтобы нечто было одновременно и движущим и движимым. Следовательно все, что движется должно иметь источником своего движения нечто иное. Следовательно, коль скоро движущий предмет и сам движется, его движет еще один предмет, и так далее. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности... Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога”.
6. Дунс Скот и Уильям Оккам: теория двойственной истины
Р’ схоластике изначально были заложены противоречия, которые СЃРѕ временем разложили ее изнутри Рё привели Рє гибели. РћРЅРё явились РјРёРЅРѕР№ замедленного действия, которая рано или РїРѕР·РґРЅРѕ должна была сработать. Рти противоречия заключались РІ несостыковке положений веры Рё разума, РІ РёС… несовместимости. Поэтому РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ говорить Рѕ том, что схоластика вообще была РѕРґРЅРёРј грандиозным противоречием, РёР±Рѕ представляла СЃРѕР±РѕР№ попытку совместить несовместимое, РІ силу чего долго существовать РЅРµ могла Рё должна была прийти Рє упадку сама РїРѕ себе, без РІСЃСЏРєРѕР№ внешней помощи. Так РІ XII РІ. арабский философ РР±РЅ Рошд (РІ лат. – Аверроэс) разработал теорию двойственной истины. Рта теория РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что Сѓ религии Рё философии совершенно разные предметы Рё методы. Так, предметом религии является Бог, Р° методом – вера, РІ то время как предмет философии – РїСЂРёСЂРѕРґР°, Р° метод ее – опыт (то есть практическая деятельность, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ – даже экспериментальная – РїРѕ изучению окружающего РјРёСЂР°). Религия Рё философия занимаются абсолютно различными областями , почти ничего общего РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј РЅРµ имеющими, Рё поэтому РЅРµ удивительно, что Сѓ религии СЃРІРѕРё истины, Р° Сѓ философии – СЃРІРѕРё. Причем, эти истины РЅРµ только РјРѕРіСѓС‚, РЅРѕ Рё должны быть различными Рё даже противоречащими РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ. Нет ничего плохого Рё необыкновенного РІ том, что РѕРЅРё РЅРµ согласуются между СЃРѕР±РѕР№: это вполне естественно, нормально Рё понятно. РћРЅРё РІРѕРІСЃРµ Рё РЅРµ должны состыковываться, как то кажется поборникам гармонии веры Рё разума, РґР° Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ эти истины РЅРµ вступать РІ противоречие, так как РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ противоположных Рё фактически несовместимых вещах. Так, например, является ли истиной утверждение, что РІРѕРґР° РІ земных условиях РєРёРїРёС‚ РїСЂРё температуре 1000РЎ? Рявляется ли истиной утверждение, что высоко РІ горах РѕРЅР° РєРёРїРёС‚ РїСЂРё более РЅРёР·РєРѕР№ температуре? Рто Рё РґСЂСѓРіРѕРµ – истина. Рсключают ли РѕРЅРё РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°? Нет. Должны ли РѕРЅРё согласовываться между СЃРѕР±РѕР№ Рё сливаться РІ РѕРґРЅСѓ единую общую истину? РќРµ должны. Просто РѕРґРЅСѓ ситуацию описывает первое утверждение, для РґСЂСѓРіРѕР№ Р¶Рµ, отличной РѕС‚ нее ситуации, будет справедливой вторая истина, которая противоречит первой, однако Р¶Рµ РЅРµ исключает ее, поскольку совершенно необходимо РІ данном случае наличие именно РґРІСѓС… различных истин. Почему Р±С‹ РЅРµ предположить, что Сѓ веры Рё разума, равно как Сѓ религии Рё философии также должны быть разные Рё несопоставимые РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј истины? Пусть философия занимается исследованием РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё РЅРµ вмешивается РІ религиозные положения, пытаясь РёС… обосновать, Рё пусть религия РЅРµ пытается быть знанием Рѕ РјРёСЂРµ, Р° тем более – наукой Рѕ нем, всегда оставаясь только верой, Рё РЅРµ заставляет философию обслуживать СЃРІРѕРё РЅСѓР¶РґС‹. Таким образом, теория двойственной истины была направлена против самой сущности схоластики – стремления осуществить синтез религии Рё философии, РіРѕРІРѕСЂСЏ, что такое соединение принципиально невозможно Рё подчеркивая необходимость всяческого разъединения Рё обособления религиозной Рё философской сфер. Рта теория, как РІРёРґРёРј, освобождала СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны философию РѕС‚ обязанности быть подспорьем религии, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны РѕРЅР° избавляла последнюю РѕС‚ необходимости доказывать положения веры, подводить РїРѕРґ РЅРёС… некую логическую РѕСЃРЅРѕРІСѓ. Р—Р° философией, таким образом, РІРЅРѕРІСЊ признавалось право быть свободным Рё дерзновенным познанием окружающего РјРёСЂР°.
Р’ западной философии последователями теории двойственной истины были шотландский философ Роанн Дунс РЎРєРѕС‚ Рё английские мыслители Уильям Оккам Рё Роджер Бэкон. Так, например, Дунс РЎРєРѕС‚ полагал, что Бог сотворил РјРёСЂ РЅРµ РІ силу некой разумной, Р° потому Рё вполне постижимой необходимости (как считал Фома РђРєРІРёРЅСЃРєРёР№), Р° РІ силу своей абсолютной СЃРІРѕР±РѕРґС‹. РўРѕ есть РѕРЅ РјРѕРі создать РјРёСЂ, РЅРѕ также РјРѕРі Рё РЅРµ делать этого, РѕРЅ РјРѕРі создать совсем РЅРµ такую действительность, РІ которой РјС‹ сейчас живем, Р° совершенно РґСЂСѓРіСѓСЋ. Рными словами, РІСЃРµ божественные действия есть полный, ничем РЅРµ ограниченный Рё РЅРµ регламентируемый РїСЂРѕРёР·РІРѕР», совершаются абсолютно СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ, никакой логической или рациональной необходимостью РЅРµ обладают, Рё потому совершенно непостижимы, неподвластны РЅРё разуму, РЅРё пониманию. РњС‹ РїРѕРјРЅРёРј, что такое утверждение звучало РІ мистике Рё что его пыталась преодолеть схоластика, призывая Рє синтезу религии Рё философии. Дунс РЎРєРѕС‚, РіРѕРІРѕСЂСЏ Рѕ невозможности разумного осознания божественного, тем самым отделяет веру РѕС‚ разума, Р° религию – РѕС‚ философии Рё поэтому выступает хотя Рё РІ рамках схоластики, РЅРѕ СѓР¶Рµ – против нее, то есть РјС‹ явственно РІРёРґРёРј РІ учении шотландского философа, как последняя вступает РІ полосу своего РєСЂРёР·РёСЃР° Рё упадка, начинает разлагаться изнутри.
Другой сторонник теории двойственной истины – англичанин Уильям Оккам говорил, что в силу принципиальной разницы самих предметов и методов философии и религии следует жестко разграничить сферы их компетенции и рассматривать области божественного (сверхъестественного) и природного (естественного) как совершенно автономные и изолированные друг от друга. Разум ничего не может понять в делах веры, догматы невозможно осмыслить, но в то же время познание действительности или окружающего мира вполне может быть независимым от религии, может ориентироваться исключительно на разум, знание и философию. Физическую реальность можно понять из нее самой, утверждал Оккам, то есть экспериментальным, научным путем, а также с помощью жизненной практики постичь происходящее и объяснить совершающееся вокруг нас естественными причинами, действующими в природе вещей. Совершенно не следует при объяснении окружающего мира прибегать к представлениям о тайных причинах, скрытых качествах, неведомых силах и невидимых основаниях, будто бы лежащих в сущности мироздания и управляющих им. Надо отбросить или отсечь, как бритвой, все фантастическое и сверхъестественное при объяснении действительности и понять ее безо всяких вымыслов о потустороннем и мистическом. Рэто возможно сделать, ибо природное есть естественное, подвластное разуму и потому вполне познаваемое (этот принцип получил название “бритвы Оккама”). А решающая роль в деле такого познания должна принадлежать философии – науке о мире в целом, о природе, нас окружающей во всех ее проявлениях.
Еще один выдающийся представитель заката схоластики англичанин Роджер Бэкон считал философию способной постичь глубокие тайны мироздания и смело продвигаться вперед с помощью практического опыта и экспериментального исследования. Как то ни удивительно, но живший в XIII в., Бэкон был почти естествоиспытателем и во многом опередил современную ему эпоху. Так, в своих сочинениях он описал самодвижущиеся повозки, летательные аппараты, подводные машины, использование солнечной энергии и многое другое. Современники называли его “удивительным доктором” (doctor mirabilis). Понятие “опытная наука” (scientia experimentalis) было впервые употреблено в истории именно Роджером Бэконом. Понятно, что только философия, освобожденная от роли прислужницы религиозной веры и вновь ставшая изучением природы могла достичь таких результатов.
Как видим, в учениях Дунса Скота, Уильяма Оккама и Роджера Бэкона схоластика начинает идти на убыль и постепенно уступать место новому мировоззрению, проявившемуся в XIV веке и вполне развернувшемуся в XV-XVI вв., в котором центральное место отводилось наукам и, особенно – философии, а религия была значительно потеснена и потеряла свои прежние господствующие позиции.
Вопросы и задания
1. Какие противоречия пыталась преодолеть схоластика на протяжении всего своего существования?
2. Что представляет собой теория двойственной истины? Какие цели преследовали ее создатели?
3. Как теория двойственной истины выразилась РІ учении Роанна Дунса Скота?
4. Что такое “бритва Оккама”? Как вы думаете, против философских идей реализма или номинализма была направлена эта “бритва”?
5. Чем объясняются, на ваш взгляд, естественнонаучные фантазии схоласта Роджера Бэкона?
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.manekin.narod.ru/