Ркономическая сфера жизни общества – это социальное пространство, РЅР° котором осуществляется экономическая жизнь общества. Различные стороны ее изучаются соответствующими экономическими науками. Однако есть целый СЂСЏРґ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, РјРёРјРѕ которых РЅРµ может пройти социальная философия. Рто прежде всего РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рѕ том:
– как соотносятся между собой общество в целом и его экономическая жизнь и как влияет она на развитие общества;
– каковы источники развития самой экономической жизни и ее основные проявления;
– каково соотношение ее объективных и субъективных сторон;
– что представляет собой экономическое сознание и как оно воздействует на экономическую жизнь общества;
– как соотносятся существующие в обществе экономические отношения и экономические интересы людей,
– как взаимодействуют между собой экономические интересы различных социальных групп, отдельных людей и общества;
– насколько возможно сознательное, в т. ч. научное, воздействие на экономическую жизнь общества, ее развитие;
– соотношение эволюции экономической жизни общества и экономических реформ, роль государства в них.
Р’СЃРµ эти Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ проблемы имеют РЅРµ только экономический, РЅРѕ Рё РЎРћР¦РАЛЬНО-Р¤РЛОСОФСКРР™ характер, касаются существования общества как целостной социальной системы. Рассмотрим РёС… немного подробнее.
Ркономическая жизнь общества Рё ее основные проявления
РРљРћРќРћРњРЧЕСКАЯ Р–РР—РќР¬ ОБЩЕСТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЕЖДЕ ВСЕГО РџР РћРЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНРР•, ОБМЕН РПОТРЕБЛЕНРР• РАЗНОГО РОДА ПРЕДМЕТОВ РУСЛУГ. Рто РјРѕРіСѓС‚ быть материальные блага, РІ С‚. С‡. предметы питания, одежда, жилище, различные РІРёРґС‹ транспорта Рё СЃРІСЏР·Рё или же такие РІРёРґС‹ услуг, как здравоохранение Рё образование.
Рто РјРѕРіСѓС‚ быть Рё духовные ценности, РІ С‚. С‡. предметы искусства, науки, образования Рё С‚. Рґ. Р’ РёС… РџР РћРЗВОДСТВО вкладываются те или иные материалы, имеющие СЃРІРѕСЋ стоимость, Р° также РѕСЂСѓРґРёСЏ труда Рё оборудование, РІ С‚. С‡. самые совершенные, например, РїСЂРё печатании РєРЅРёРі, журналов Рё газет. Поэтому нередко РѕРЅРё выступают РІ форме товара СЃРѕ всеми присущими ему свойствами. Правда, это товар РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ СЂРѕРґР°, содержание которого воплощено РІ художественных образах, научных теориях, чувствах Рё мыслях людей.
Р’ процессе производства, которое всегда РЅРѕСЃРёС‚ общественный характер, природные материалы преобразуются, РёРј придаются свойства, благодаря которым РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ удовлетворять разнообразные потребности людей. РџСЂРё этом человек материалу РїСЂРёСЂРѕРґС‹ противостоит как сила одновременно Р РџР РРОДНАЯ, Р РЎРћР¦РАЛЬНАЯ, что СЏСЂРєРѕ отражается РІ специфике воздействия людей РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґСѓ Рё свойствах производимых РёРјРё предметов Рё услуг.
решающее значение имеет РЎРћР¦РАЛЬНЫЙ РўРРџ того или РёРЅРѕРіРѕ СЃРїРѕСЃРѕР±Р° производства. Его определяют существующие отношения СОБСТВЕННОСТРна средства производства Рё его продукты. Созданными предметами Рё услугами РІ большей степени владеет, пользуется Рё распоряжается тот, РІ чьей собственности находятся средства производства.
Р’ этом главным образом проявляется взаимодействие, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, производства, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№, — распределения Рё потребления создаваемых предметов Рё услуг. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь, отношения распределения Рё само потребление людьми предметов Рё услуг существенно влияют РЅР° производство. РћРЅРё РјРѕРіСѓС‚ либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Так, например, существенную роль РІ развитии производства РІРѕ всех развитых странах играет принцип РАСПРЕДЕЛЕНРРЇ РџРћ РљРћР›РЧЕСТВУ РКАЧЕСТВУ ТРУДА, применяемый РїРѕ отношению Рє наемным рабочим Рё служащим. РРј хорошо платят Р·Р° повышение производительности труда, Р·Р° творческое влияние РЅР° производственный процесс. Рто повышает материальную заинтересованность работников.
Напротив, РЈР РђР’РќРТЕЛЬНЫЙ принцип распределения РЅРµ порождает таких мотивов Рё РїРѕ сути оставляет невостребованными творческие способности рабочих Рё служащих.
ПОТРЕБЛЕНРР• является основополагающим стимулом развития производства, влияет РЅР° СЂРѕСЃС‚ его масштабов, развитие отраслей, РІ С‚. С‡. сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения, транспорта, СЃРІСЏР·Рё Рё С‚. Рґ. Рљ тому же надо иметь РІРІРёРґСѓ РЅРµ только Р›РЧНОЕ, РЅРѕ Рё РџР РћРЗВОДСТВЕННОЕ (нефти, газа, электроэнергии Рё С‚. Рґ.) потребление, необходимое для существования самого производственного процесса.
Ркономическая жизнь общества проявляется также РІ ОТНОШЕНРРЇРҐ ОБМЕНА деятельностью, товарами Рё услугами между людьми. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ его лежит закрепленное отношениями собственности общественное разделение труда, как РѕРЅРѕ сложилось РІ ту или РёРЅСѓСЋ историческую СЌРїРѕС…Сѓ. Так, например, предприниматель-собственник автомобильного завода обменивает СЃРІРѕРё изделия РЅР° электроэнергию, сталь, РґСЂСѓРіРёРµ товары, чтобы продолжить производство, Р° также РЅР° продукты питания, одежду, жилище, транспорт, чтобы удовлетворить потребности личные Рё членов своей семьи. Точно также крестьянин обменивает продукты земледелия или животноводства РЅР° тракторы, комбайны, сельскохозяйственное оборудование Рё С‚. Рґ. Обмениваются обычно РІ товарной форме, РЅРѕ РёРЅРѕРіРґР° Рё РІ форме С‚. РЅ. бартерных сделок (РїСЂСЏРјРѕР№ продуктообмен).
В данном случае продуктами (товарами) по сути дела обмениваются между собой различные товаропроизводители и, следовательно, их способности. Более наглядно это проявляется при обмене услугами. Скажем, врач профессионально служит разным людям, оказывая им медицинскую помощь. В то же время сам он пользуется услугами портного, который шьет ему костюм, учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело, и т. д. Обмен продуктами производственной деятельности и услугами опосредует связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общества.
Р’СЃРµ ее проявления, Р° именно производство разного СЂРѕРґР° предметов Рё услуг, РёС… распределение, обмен Рё потребление (личное Рё производственное) тесно связаны между СЃРѕР±РѕР№ Рё взаимодействуют РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј. РС… СЃРІСЏР·Рё Рё взаимодействия РЅРѕСЃСЏС‚ РїРѕСЂРѕР№ сложный Рё противоречивый характер. Вместе СЃ тем объективные противоречия между производством Рё распределением, распределением Рё обменом, производством Рё потреблением являются движущей силой развития всей экономической жизни общества.
Развитие общества Рё его экономической жизни тесно взаимосвязаны. РћРЅРё соотносятся между СЃРѕР±РѕР№ как ЦЕЛОЕ РЕГО ЧАСТЬ. Последняя существует Рё проявляет себя РІ рамках единого целого. РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° испытывает РЅР° себе воздействие всех сторон общественной жизни, РІ С‚. С‡. сложившейся социально-классовой структуры общества, его политической Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ сфер. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь экономическая жизнь общества Рё прежде всего СЃРїРѕСЃРѕР± общественного производства существенно Рё РІ СЂСЏРґРµ случаев решающе влияют РЅР° функционирование Рё развитие общества РІ целом.
Последнее влияние настолько глубоко и очевидно, что многие мыслители считают способ общественного производства основой существования и развития всего общества. Свои выводы они подтверждают довольно вескими аргументами:
· без постоянного производства материальных благ существование общества невозможно;
· способ производства, прежде всего сложившиеся отношения собственности и разделение труда определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовую структуру;
· способ производства во многом обусловливает развитие политической сферы жизни общества. Как правило, в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы. Они определяют работу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многих политических партий и в конечном счете всей политической жизни,
· в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества, в т. ч. здания для функционирования учреждений духовной культуры — библиотеки, музеи, театры и т. д., полиграфическое оборудование, бумага, краски для печатания книг, журналов и газет, музыкальные инструменты и многое другое.
Как видим, вывод о значительной роли способа производства в развитии общества достаточно обоснован. На это указывал Макс Вебер (1864-1920), когда говорил об экономической теории К. Маркса и отмечал необходимость ее очистки от многих догматических наслоений его последователей. К тому же он советовал учитывать роль в развитии общества других факторов, например, политических, моральных, религиозных. Роль последних Вебер подчеркивал особенно. Обо всем этом говорилось в начале века и справедливо по сей день.
Ркономические потребности людей Рё потребности развития самого производства являются наиболее глубокими источниками зарождения Рё становления всей экономической жизни общества. РњС‹ уже частично упоминали РѕР± этом. Здесь, выделяя главное, можно сказать, что социальные потребности выступают как проявления социальной (того, что необходимо людям РІ РёС… общественной жизни), экономические же потребности как проявления экономической необходимости. Таковы потребности РІ пище, одежде, тепле, жилище, средствах передвижения Рё С‚. Рґ. РћРґРЅРё РёР· РЅРёС… имеют биосоциальный характер, как, например, потребности РІ пище Рё тепле, РґСЂСѓРіРёРµ — чисто социальный — потребности РІ РјРѕРґРЅРѕР№ одежде, современном автомобиле, телевизоре Рё С‚. Рї. РќРѕ РІСЃРµ эти потребности выступают РІ РЎРћР¦РАЛЬНОЙ ФОРМЕ, РІ С‚. С‡. Рё те, которые удовлетворяются СЃ помощью РїРѕ-человечески приготовленной пищи Рё построенного жилища Рё содержат РІ себе атрибуты культуры того или РёРЅРѕРіРѕ народа. Данные материальные потребности выступают одновременно Рё как РРљРћРќРћРњРЧЕСКРР•, потому что РІ процессе производства удовлетворяются РІ рамках экономических отношений между людьми.
Р’СЃРµ эти потребности вызывают Рє жизни, поддерживают Рё стимулируют производство тех или иных продуктов Рё услуг. Нет потребностей — нет Рё производства. Причем, РєСЂСѓРі потребностей постоянно расширяется. Рљ тому же РѕРЅРё развиваются качественно. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рћ Р—РђРљРћРќР• ВОЗВЫШЕНРРЇ ПОТРЕБНОСТЕЙ, С‚. Рµ. РёС… постоянном совершенствовании. Нельзя забывать Рё Рѕ потребностях функционирования самого производства — потребностях РІ источниках энергии, сырье, материалах Рё С‚. Рґ. Таким образом, социально-экономические потребности выступают как источники развития производства, его постоянные основные стимулы.
Остается добавить, что сами потребности, не только общественные, но и личные, развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг. Таковы, например, потребности людей во многих продуктах питания, современной одежде, бытовых приборах, холодильниках, телевизорах и т. д. Воздействуя на формирование этих потребностей, производство создает важнейшее условие для своего устойчивого развития.
Такова диалектика взаимодействия экономических потребностей, производства и потребления как одно из проявлений экономической жизни общества.
РЎРџРћРЎРћР‘ РџР РћРЗВОДСТВА РМЕЕТ ДВЕ РЎРўРћР РћРќР«: РџР РћРР—Р’РћР”РТЕЛЬНЫЕ РЎРЛЫ Р РџР РћРЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНРРЇ. РС… роль Рё характер взаимодействия всесторонне раскрываются РІ марксизме, хотя РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ роли производительных СЃРёР» РІ развитии общества ставился Рё решался некоторыми мыслителями еще РґРѕ появления марксистской теории. Так, соотечественник Маркса, которого называют основоположником немецкой экономической мысли, Фридрих Лист (1789-1846) указывал РЅР° решающую роль производительных СЃРёР» РІ развитии СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё того или РёРЅРѕРіРѕ общества, РЅР° его способность производить материальные блага Рё услуги Рё постоянно совершенствовать эту способность. Рто звучит весьма актуально Рё РІ наше время. РџР РћРР—Р’РћР”РТЕЛЬНЫЕ РЎРЛЫ ОБЩЕСТВА — это прежде всего применяемые РІ производстве РѕСЂСѓРґРёСЏ труда (современная техника, Р° также используемые РІ нем технологии, транспорт, производственные помещения), предметы труда Рё С‚. Рґ. РћРЅРё представляют СЃРѕР±РѕР№ вещественную сторону производительных СЃРёР», СЃ помощью которой люди воздействуют РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґСѓ, перерабатывая ее материал для удовлетворения СЃРІРѕРёС… потребностей.
Другую сторону производительных СЃРёР» олицетворяют сами люди как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта. РћРЅРё постоянно совершенствуют ее СЃ целью повышения эффективности производства. РџСЂРё этом люди вступают между СЃРѕР±РѕР№ РІ производственно-экономические отношения. Р’ своем единстве производительные силы Рё производственные отношения образуют РЎРџРћРЎРћР‘ РџР РћРЗВОДСТВА, составляющий РѕСЃРЅРѕРІСѓ Рё главное содержание экономической жизни общества.
РџР РћРЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНРРЇ людей также имеют СЃРІРѕСЋ структуру. Р’ РёС… составе можно выделить такие элементы, как отношения собственности, обмена деятельностью Рё распределения создаваемых РІ производстве различных предметов Рё услуг, РїСЂРё ведущей роли отношений собственности РЅР° средства производства. РћС‚ РЅРёС… зависят отношения обмена деятельностью, прежде всего то, кто Рё какие функции выполняет РІ процессе производства, Р° также величина Рё СЃРїРѕСЃРѕР± получения людьми своей доли РѕС‚ произведенного продукта РІ рамках существующих отношений его распределения.
Производительные силы общества и существующие в нем производственные отношения диалектически взаимодействуют друг с другом. Производительные силы объективно требуют вполне определенных производственных отношений, которые бы соответствовали их уровню и характеру и тем самым обеспечивали бы условия для их развития и эффективного использования.
Если производственные отношения РЅРµ отвечают определенным требованиям, РѕРЅРё рано или РїРѕР·РґРЅРѕ отмирают. Появляются РґСЂСѓРіРёРµ производственные отношения, которые соответствуют таким требованиям Рё способствуют эффективному использованию Рё развитию производительных СЃРёР», С‚. Рµ. РѕСЂСѓРґРёР№ труда, личных способностей работников Рё С‚. Рґ. Рто РјРѕРіСѓС‚ быть более совершенные отношения собственности, обмена деятельностью Рё распределения.
Р’ этом заключается диалектика взаимодействия производительных СЃРёР» Рё производственных отношений. Маркс выразил ее РІ форме Р—РђРљРћРќРђ СООТВЕТСТВРРЇ РџР РћРЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНРР™ РЈР РћР’РќР® РХАРАКТЕРУ РџР РћРР—Р’РћР”РТЕЛЬНЫХ РЎРР›. Существование этого закона, равно как Рё учение Маркса Рѕ СЃРїРѕСЃРѕР±Рµ производства Рё его роли РІ жизни общества, признаются РјРЅРѕРіРёРјРё современными экономистами Рё философами. Рто учение представляет СЃРѕР±РѕР№ важное достижение экономической Рё социально-философской мысли Рё служит для объяснения РјРЅРѕРіРёС… явлений экономической жизни общества Рё современного исторического процесса.
Объективные экономические законы. Ркономические отношения Рё экономические интересы
Развитие экономической жизни общества Рё прежде всего СЃРїРѕСЃРѕР±Р° производства подчиняется определенным объективным законам, что, конечно, РЅРµ исключает действия РІ сфере СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё случайностей. РћР± РѕРґРЅРѕРј РёР· РЅРёС… РјС‹ только что говорили. Любой объективный закон представляется как НЕОБХОДРРњРђРЇ, СУЩЕСТВЕННАЯ РПОВТОРЯЮЩАЯСЯ РЎР’РЇР—Р¬ между явлениями РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё общества. Такая СЃРІСЏР·СЊ существует между РјРЅРѕРіРёРјРё экономическими явлениями, например, между ценой товара Рё количеством труда, затраченного РЅР° его производство, между общественно необходимым рабочим Рё свободным временем, производством Рё потреблением, СЃРїСЂРѕСЃРѕРј Рё предложением Рё С‚. Рґ. Данные закономерные СЃРІСЏР·Рё складываются ОБЪЕКТРР’РќРћ, С‚. Рµ. независимо РѕС‚ сознания Рё воли людей. Р’ этом Рё заключается РёС… объективный характер.
Можно назвать такие ОБЪЕКТРВНЫЕ РРљРћРќРћРњРЧЕСКРР• Р—РђРљРћРќР«, как закон стоимости, закон ценообразования, закон СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё времени, законы капиталистического накопления Рё общественного воспроизводства. Р’СЃРµ эти Рё РґСЂСѓРіРёРµ экономические законы выражают глубинные объективные СЃРІСЏР·Рё между экономическими процессами Рё проявляются как ГОСПОДСТВУЮЩРР• ТЕНДЕНЦРРразвития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё.
Соблюдение этих тенденций, т. е. глубинных связей экономических явлений, способствует устойчивому развитию экономики. Отступление от них мешает нормальному развитию экономики, разрушает ее. Поэтому необходимо осознавать во всей полноте действие экономических законов и в соответствии с ними строить свою экономическую деятельность. Важно, чтобы это осознавалось не только отдельными предпринимателями и другими участниками общественного производства, но и на государственно уровне.
Большую роль РІ экономической жизни общества, наряду СЃ законами, играют РРљРћРќРћРњРЧЕСКРР• ОТНОШЕНРРЇ между людьми. Выше говорилось Рѕ РёС… роли РІ развитии производительных СЃРёР». Следует добавить, что РѕС‚ совершенства экономических отношений зависит РЅРµ только развитие СЃРїРѕСЃРѕР±Р° производства, РЅРѕ Рё социальное равновесие РІ обществе, его стабильность. РЎ РёС… содержанием РїСЂСЏРјРѕ связано решение проблемы социальной справедливости, РІ зависимости РѕС‚ общественной значимости того или РёРЅРѕРіРѕ РІРёРґР° деятельности, ее необходимости для общества, РІ частности, для реализации экономических интересов людей.
Р’ РРљРћРќРћРњРЧЕСКРРҐ РНТЕРЕСАХ людей непосредственно отражаются РёС… экономические отношения. Так, экономические интересы предпринимателя Рё наемного работника РїСЂСЏРјРѕ определяются РёС… местом РІ системе экономических отношений. Рнтерес РѕРґРЅРѕРіРѕ — получение максимальной прибыли, интерес РґСЂСѓРіРѕРіРѕ — дороже продать СЃРІРѕСЋ рабочую силу Рё получить возможно большую заработную плату. Ркономические интересы крестьянина, Р±СѓРґСЊ то фермер или член коллективного крестьянского хозяйства, также определяются его местом РІ системе существующих экономических отношений. Рто же относится Рє служащим — учителям, врачам, ученым, лицам, занятым РІ учреждениях культуры, Рё С‚. Рґ.
Короче РіРѕРІРѕСЂСЏ, Р’ РРљРћРќРћРњРЧЕСКРРҐ РНТЕРЕСАХ ЛЮДЕЙ ВЫРАЖЕНЫ! ПУТРРСПОСОБЫ удовлетворения РёС… потребностей.
Так, получение прибыли, в чем заключается экономический интерес предпринимателя, есть не что иное, как способ удовлетворения его личных потребностей и потребностей его производственной деятельности. Получение более высокой заработной платы — интерес наемного работника — также есть способ удовлетворения потребностей его самого и его семьи. Как видим, реализация экономических интересов тех или иных субъектов выступает одновременно и как удовлетворение их потребностей оптимальным способом. Рэтот способ определяется местом каждого из них в системе существующих экономических отношений.
Можно сказать, что взаимодействие экономических интересов составляет основное содержание экономической жизни общества. Отсюда необходимость в выработке принципов оптимального сочетания интересов отдельных людей и социальных групп, их гармонизации. В этом заключается едва ли не основная задача экономической науки и практики.
Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества
РРљРћРќРћРњРЧЕСКАЯ Р–РР—РќР¬ ОБЩЕСТВА предстает как сложное взаимодействие ее объективной Рё субъективной сторон. Рлементов ее объективной стороны РјС‹ уже касались. Рто прежде всего объективные потребности Рё интересы людей, обусловливающие содержание Рё направленность РёС… деятельности. Рто производительные силы общества Рё существующие РІ нем производственные отношения, составляющие РІ своем единстве СЃРїРѕСЃРѕР± производства. Рто также объективные экономические законы, которым подчиняется развитие СЃРїРѕСЃРѕР±Р° производства Рё всей экономической жизни общества.
Р’СЃРµ эти Рё РґСЂСѓРіРёРµ факторы, составляющие ОБЪЕКТРР’РќРЈР® РЎРўРћР РћРќРЈ Р РђР—Р’РРўРРЇ РРљРћРќРћРњРЧЕСКОЙ Р–РЗНРОБЩЕСТВА, необходимо глубоко осознавать Рё учитывать РІ своей деятельности. Тем более, что РѕРЅРё часто играют определяющую роль РІ функционировании Рё развитии РјРЅРѕРіРёС… экономических явлений. Ргнорировать РёС… нельзя. Рто ведет Рє тупиковым экономическим ситуациям, кризисным явлениям Рё разрушительным тенденциям. Напротив, учет объективных факторов развития экономической жизни общества способствует принятию реалистических, объективно оправданных решений.
СУБЪЕКТРР’РќРђРЇ РЎРўРћР РћРќРђ РРљРћРќРћРњРЧЕСКОЙ Р–РЗНРОБЩЕСТВА — это проявления сознания людей, РёС… воли, целей, ценностных ориентаций Рё С‚. Рґ. Р’СЃРµ РѕРЅРё отражают восприятия человеком тех или иных экономических явлений Рё его представления Рѕ РЅРёС… Рё касаются, например, полезности товара, его качества, цены, роли денег, сущности тех или иных финансовых операций Рё С‚. Рґ. РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ отражение данных Рё РґСЂСѓРіРёС… явлений экономической жизни РІ сознании людей РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ как РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ РёС… обыденных житейских представлений Рё взглядов (ОБЫДЕННОЕ РРљРћРќРћРњРЧЕСКОЕ РЎРћР—РќРђРќРР•), так Рё РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ различных теорий, представляющих СЃРѕР±РѕР№ систему логически обоснованных положений (ТЕОРЕТРЧЕСКОЕ РРљРћРќРћРњРЧЕСКОЕ РЎРћР—РќРђРќРР•). Примерами последнего РјРѕРіСѓС‚ служить трудовая теория стоимости Адама Смита (1723-1790), теория предельной полезности Рйгена Бем-Баверка (1851-1914), теория прибавочной стоимости Карла Маркса, монетаристская теория Милтона Фридмена (СЂРѕРґ. РІ 1912 Рі.), теория государственного регулирования СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Джона Кейнса (1883-1946) Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ теории.
Ркономическое сознание проявляется также через РџРЎРХОЛОГРР® ЛЮДЕЙ. РћРЅР° представляет СЃРѕР±РѕР№ ОТНОШЕНРР• СУБЪЕКТОВ (Р±СѓРґСЊ то отдельные социальные РіСЂСѓРїРїС‹, личности или же большие массы людей) Рє экономическим явлениям Рё процессам. Формами его отражения РјРѕРіСѓС‚ быть внутренние побуждения людей Рє определенным действиям, РёС… стремления Рё даже инстинкты, Р° также ценностные ориентации, цели Рё РґСЂ. Р’ конечном счете, осознавая те или иные экономические явления Рё процессы, человек принимает или РЅРµ принимает РёС…, Р° то Рё приспосабливается Рє РЅРёРј.
Такова структура экономического сознания людей, которая воспроизводит содержание и структуру их экономической деятельности и экономических отношений. Все указанные выше элементы экономического сознания взаимодействуют между собой, образуя некое целостное явление. Значение его постоянно возрастает, ибо существует необходимость сознательного воздействия людей на различные экономические явления и процессы.
Сознательное воздействие РЅР° экономические процессы есть проявление Р РђР¦РОНАЛЬНОСТР, интеллектуального начала РІ экономической жизни общества. Р’ наше время растет роль НАУЧНОЙ Р РђР¦РОНАЛЬНОСТР, то есть разумного воздействия РЅР° экономические процессы. Разумеется, это РЅРµ означает игнорирования психологических факторов.
В рациональном воздействии на экономические процессы большую роль может играть государство, возможности которого определяются наличием соответствующих рычагов власти. Речь идет не о детальной регламентации экономической жизни общества с его стороны, а прежде всего о создании необходимых условий для успешного развития общественного производства. К этим условиям следует отнести: внедрение в производство результатов современного научно-технического прогресса; создание необходимых пропорций между отраслями экономики, в т. ч. путем ее структурной перестройки; выделение приоритетных направлений экономического развития; осуществление эффективной налоговой политики; совершенствование финансовых механизмов функционирования экономики и т. д.
Рволюция экономической жизни общества РЅРµ исключает возможности структурной перестройки СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, коренных изменений РІ области отношений собственности РЅР° средства производства, денежной Рё финансовой системы Рё РґСЂ. реформ РІ той или РёРЅРѕР№ стране. РџСЂРё этом реформаторам важно осознавать то, что РІ развитии СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё работает РЅР° перспективу, понимать текущие Рё долговременные интересы различных социальных РіСЂСѓРїРї общества, Р° также ближайшие Рё отдаленные последствия предпринимаемых действий. Р’ этом деле одинаково вредны как консерватизм, С‚. Рµ. стремление сохранить устаревшие формы экономических отношений, так Рё бездумный радикализм — стремление уничтожить РІСЃРµ старое ради построения РЅРѕРІРѕРіРѕ.
Политическая жизнь общества
Политическая жизнь общества изучается целым СЂСЏРґРѕРј наук, РІ том числе политологией, политической социологией, политической психологией, Р° также философией. Философия стремится Рє постижению сущности всех политических явлений РІ РёС… взаимодействии. Рто предмет изучения такой отрасли философии, как философия политики.
Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблемы государства, гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т. д.
Особое значение имеет выяснение соотношения категорий «власть», «политика» с такими фундаментальными философскими категориями как «свобода», «справедливость», «равенство», в том числе национальное, классовое и общечеловеческое.
Рти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ решались так или иначе еще РІ античной философии, прежде всего РІ произведениях Платона Рё Аристотеля.
Расцвет социально-философских теорий РІ СЌРїРѕС…Сѓ Возрождения Рё РќРѕРІРѕРµ время связан СЃ обоснованием сущности политической, прежде всего государственной власти РІ трудах Рќ. Макиавелли, Р° также СЃ теорией естественного права Рў. Гоббса, Дж. Локка Рё Р‘. РЎРїРёРЅРѕР·С‹, СЃ исследованием проблемы разделения властей, гражданского общества Рё правового государства Дж. Локком Рё РЁ. Монтескье. Возникают основные направления политической идеологии —либерализм (РЁ. Монтескье), консерватизм (Р. Берк) Рё тоталитаризм (Р–. — Р–. Р СѓСЃСЃРѕ)
Немецкая классическая философия преуспела РІ исследовании этических РѕСЃРЅРѕРІ права Рё государства (Р. Кант), философии права (Р“. Гегель). Существенный интерес представляет марксистское учение Рѕ взаимодействии политики Рё СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, роли насилия РІ истории, соотношении морали Рё политики, происхождении Рё функциях государства, условиях его отмирания.
Представляют интерес также политические идеи анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин) и геополитические концепции XX в. (К. Хаусхофер, X. Маккиндер и др.).
Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества
Одна из важнейших и наиболее древних проблем политики — проблема власти. Соотношение таких явлений, как власть и политика, носит диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство осуществления политики!, с другой — является ее первоосновой. Установление отношений господства и подчинения, т. е. отношений зависимости между людьми, и есть власть. В конечном счете власть представляет собой принуждение человека к деятельности вопреки его воле.
Власть, в том числе политическая, обладает рядом особенностей. Во-первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых, власть обладает всеобщностью в том смысле, что присутствует во всех видах деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов.
Социальными предпосылками или источниками власти можно считать групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные разделением труда, отношениями собственности и т. д.
Функционально власть проявляется через определенный РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё согласованность действий сторон, обусловленные РёС… общей материальной заинтересованностью, РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ близостью или же подражанием, привычкой Рё С‚. Рґ. Любая власть возможна только РІ случае добровольного или вынужденного согласия, готовности Рє повиновению. Доказательством тому может служить исламская революция РІ Рране: любой политический режим обречен РЅР° гибель, если весь народ выйдет РЅР° улицы Рё откажется выполнять распоряжения властей.
Политическая власть является важнейшим элементом политической жизни общества, однако не исчерпывает ее. Политическая жизнь общества складывается из политической деятельности различных социальных сил. При этом каждая из них старается реализовать свои политические интересы. Политика — это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть. Американский социолог С. Липсет справедливо отмечает, что политическая власть стабильна только тогда, когда она легитимна, т. е. законна. Последнее возможно: а) когда власть основана на традициях, например, монархия; б) является рационально-правовой, т. е. установлена легально, например, в результате победы на выборах; в) носит харизматический характер, т. е. имеет в своей основе веру в выдающиеся личные качества политического вождя'2.
Важно не упустить из виду качественные особенности политики. Ее отличают универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на любые стороны жизни общества. Вместе с тем политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Люди вступают в отношения по поводу власти, которые закрепляются, институализируются в форме тех или иных политических организаций и одновременно отражаются в их сознании, в том числе и в виде политической идеологии.
Политическая жизнь общества самым тесным образом связана СЃ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№. РС… СЃРІСЏР·СЊ нередко трактуется как взаимодействие политики Рё СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ взаимосвязи Рё взаимодействии политики Рё СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё достаточно полно освещен РІ трудах Рљ. Маркса Рё Р’. Р. Ленина. РЎ точки зрения марксизма, уровень развития материального производства, характер разделения труда, отношения собственности оказывают существенное влияние РЅР° материальные интересы людей Рё обусловливают содержание политических теорий Рё программ. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь господствующая политическая идеология, например, идеология рыночной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, может стать предпосылкой появления РЅРѕРІРѕР№ экономической реальности. Вместе СЃ тем взаимообусловленность политики Рё СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РЅРµ следует переоценивать, поскольку РѕРЅРё РЅРµ только развиваются РїРѕ СЃРІРѕРёРј собственным законам (например, законы рынка Рё законы политической Р±РѕСЂСЊР±С‹), РЅРѕ Рё РїРѕ-разному подвержены воздействию таких факторов, как научно-технический прогресс, экологическая ситуация, национальная психология, религия Рё С‚. Рґ. Причем РЅР° том или РёРЅРѕРј историческом этапе, РІ конкретном социуме, каждый РёР· этих факторов может играть решающую роль.
Существенное воздействие на политическую жизнь общества оказывает его духовная культура, понимаемая как совокупность духовных ценностей, идей, обычаев, традиций и норм поведения людей. Духовная культура оказывает существенное влияние на выбор тех или иных форм политических институтов, например, государственного устройства, обусловливает особенности их функционирования. Выделяются следующие пути воздействия духовной культуры на политическую жизнь:
• социализация и формирование отдельных индивидов;
• создание и введение систем ценностей;
• эталоны действий, поведения и поступков;
• создание моделей институтов и социальных системЗ.
Рными словами, духовная культура общества детерминирует РІСЃРµ стороны политической жизни, включая политическое поведение людей Рё, РІ конечном счете, политическую культуру масс.
Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики Рё морали. Так, например, РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ роли насилия РІ истории Рё его нравственно оправданных границах остается РІ центре внимания философии РЅР° протяжении всей ее истории. Современные исследователи Р. Фромм Рё Рљ. Лоренц пришли Рє выводу, что склонность Рє агрессии РїРѕ отношению Рє себе подобным, отличающая человека РѕС‚ животных, имеет биологические РєРѕСЂРЅРё4. Другие философы Рё социологи указывают РЅР° социальные РєРѕСЂРЅРё этого явления. Рљ РёС… числу можно отнести Рњ. Вебера, РІ работе «Политика как призвание Рё профессия» противопоставившего «этике убеждения» «этику ответственности». Политик, исповедующий этику убеждения, фанатично предан какой-то благородной, РїРѕ его мнению, идее Рё РЅРµ всегда разборчив РІ средствах ее реализации. Напротив, политик, приверженный этике ответственности, задумывается РѕР± адекватности выбираемых политических средств осуществления СЃРІРѕРёС… идей, испытывает глубокое чувство ответственности Р·Р° прямые Рё косвенные последствия СЃРІРѕРёС… поступков. РќРµ претендуя РЅР° окончательное решение проблемы, Рњ. Бебер заключает, что «должно ли действовать как исповедующий этику убеждения или как исповедующий этику ответственности, Рё РєРѕРіРґР° так, Р° РєРѕРіРґР° РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ, — этого РЅРёРєРѕРјСѓ нельзя предписать»5 поскольку РЅРµ только разум, РЅРѕ Рё чувства играют существенную роль РІ политической деятельности.
Вместе с тем чувствуется, что личные симпатии немецкого мыслителя на стороне этики ответственности. Он считает, что если насилие в политике неизбежно, то надо стремиться к тому, чтобы оно было легитимным, т. е. основанным на законе.
Важной стороной политической жизни общества является функционирование его политических институтов. РС… совокупность образует политическую систему общества. Ее элементами являются государство политические партии Рё иные общественные организации, деятельность которых РЅРѕСЃРёС‚ политический характер.
Роль государства в политической жизни общества
Важнейший элемент политической системы общества — государство. Справедливым остается высказанное Р¤. Рнгельсом РІ работе «Происхождение семьи, частной собственности Рё государства» утверждение Рѕ том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории Рё налогов.
Что же такое государство? РџРѕ Аристотелю государство возникает РёР· сознания общей пользы Рё создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Рў. Гоббс, напротив, видел РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ государства дисциплину страха Рё назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее РІ силу РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° множества людей СЃ тем, чтобы это лицо обеспечивало РёРј РјРёСЂ Рё всеобщую защиту. Близких взглядов придерживался Р‘. РЎРїРёРЅРѕР·Р°!'. Р“. Гегель видел начало государства РІ насилии2, Р¤. Рнгельс Рё Р’. Р. Ленин видели РІ нем РѕСЂСѓРґРёРµ, машину для эксплуатации Рё подавления РѕРґРЅРѕРіРѕ класса РґСЂСѓРіРёРјР— Рњ. Вебер называет государством отношения господства РѕРґРЅРёС… людей над РґСЂСѓРіРёРјРё, опирающееся РЅР° легитимное (считающееся законным) насилие.
Классовый подход к проблеме государства был ведущим в советской общественной науке. Так, краткий словарь по социологии предлагает определение, согласно которому государство есть совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определенных классов, подавляя классовых противников
В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается «основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики»4'.
Государство отличается от других социальных институтов:
• обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений и т. д.;
• наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами:
• монополией на внеэкономическое принуждение;
• наличием государственной территории;
• суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведения внутренней и внешней политики;
• исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику и т. д.
Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ происхождении государства Рё его роли РІ жизни общества имеет большое теоретическое Рё научно-практическое значение. Материалистическое понимание истории традиционно РІРёРґРёС‚ РІ государстве надстройку над экономическим базисом Рё связывает его возникновение СЃ результатами общественного разделения труда, появлением частной собственности Рё расколом общества РЅР° классы. Рсследуя данный РІРѕРїСЂРѕСЃ, Р¤. Рнгельс писал, что РІ условиях появления частной собственности, непрерывно ускоряющегося накопления богатств «недоставало учреждения, которое увековечило Р±С‹ РЅРµ только начинающееся разделение общества РЅР° классы, РЅРѕ Рё право имущего класса РЅР° эксплуатацию неимущего Рё господство первого над последним. Ртакое учреждение появилось. Было изобретено государство».
Ныне доступный ученым конкретно-исторический материал позволяет углубить Рё уточнить прежние взгляды РЅР° возникновение государства. Рздесь РјС‹ сталкиваемся СЃ проблемой так называемого «азиатского СЃРїРѕСЃРѕР±Р° производства». Рта формулировка принадлежит Рљ. Марксу. Сопоставляя особенности развития производительных СЃРёР» РІ Европе Рё РЅР° Востоке, Рљ. Маркс обратил внимание РЅР° отсутствие РІ СЂСЏРґРµ восточных стран частной собственности: непосредственным производителям РІ лице сельских общин противостоят РЅРµ частные собственники, Р° государство
Жесткий централизованный контроль СЃРѕ стороны государства отразился РЅР° особенностях функционирования социальной структуры Рё политических отношений РІ этих странах. Власть, например наместника, открывала доступ Рє привилегиям, избыточному продукту Рё роскоши. Однако терявший ее, РїРѕ воле деспота, чаще всего терял РЅРµ только достаток, РЅРѕ Рё жизнь. Р’ таком же положении находилось Рё многочисленное купечество, РЅРµ заинтересованное РІ расширенном воспроизводстве Рё предпочитавшее проживать получаемую прибыль. Рными словами, частная собственность была таковой только условно Рё предпринимательство РІ экономической сфере РЅРµ приветствовалось. Административный аппарат контролировал большую часть СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, подавляющее число крестьян оставались государственными.
Особая роль государства РЅР° Востоке обусловила слабость отдельного РёРЅРґРёРІРёРґР°, его подавление коллективом Рё одновременно повышение роли корпоративных структур типа кланов, каст, сект, землячеств, сельских общин Рё С‚. Рґ., включавших как бедных, так Рё богатых. РС… главной целью было защитить СЃРІРѕРёС… членов РѕС‚ государственного деспотизма. Корпоративные СЃРІСЏР·Рё, закрепленные традициями, сглаживали социальный антагонизм, порождали отношения патернализма Рё придавали устойчивость сложившейся социальной структуре. Консерватизм корпоративных связей способствовал политической стабильности даже РІ случаях смены династий, например, РІ средневековой РРЅРґРёРё.
Советский востоковед Л. С. Васильев в работе «Проблемы генезиса китайского государства» специально исследовал проблему становления государственной власти в условиях азиатского способа производства. На основе кропотливого анализа обширного конкретно-исторического материала он пришел к выводу, что в данном случае государство возникает до классов как результат объективной потребности в решении крупномасштабных экономических проблем, в частности, связанных с ирригацией, строительством стратегических дорог и т. д.6
Знакомство с историей возникновения государства во многом способствует уяснению вопроса о его функциях. Марксистский подход к этой проблеме является сугубо классовым: главная функция государства — защита интересов правящих классов. Все остальные функции как внешние, так Рвнутренние подчинены этой главной. Отсюда следует, во-первых, что государство может быть надклассовой структурой только в виде исключения, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к ним'. Во-вторых, предполагается, что переход политической власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства со временем приведет к отмиранию государства
Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:
• защиты существующего государственного строя;
• поддержания в обществе стабильности и порядка;
• предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;
• регулирования экономики;
• проведения внутренней политики во всех ее аспектах — социальной, культурной, научной, образовательной, национальной, экологической и т. д.
• защиты интересов государства на международной арене;
• обороны страны и др.
Особый интерес представляет сегодня РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ роли государства РІ регулировании экономических отношений. Р’ условиях отсутствия частной собственности (азиатский СЃРїРѕСЃРѕР± производства, административно-командная система) эта роль проста Рё понятна — РїСЂСЏРјРѕРµ директивное руководство, Р° РІ развитых формах — РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ детальных планов. Рная, более сложная картина складывается РІ условиях развитых рыночных отношений. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, чем сильнее вмешательство государства, даже если РѕРЅРѕ РЅРѕСЃРёС‚ косвенный характер, например, через хозяйственное законодательство Рё налоги, тем ниже уровень предпринимательского интереса, меньше желания рисковать капиталом. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, вмешательство государства РІ экономические процессы РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ общества РІ целом, безусловно, необходимо для решения проблем тех нического перевооружения производства, правильной структур РЅРѕР№ политики, финансового оздоровления СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё С‚. Рґ Большое значение имеет Рё выполнение государством РґСЂСѓРіРёС…, перечисленных выше функций.
Важное значение имеет решение таких проблем политический жизни общества, как государственное устройство, форма правления и политический режим.
• Вопрос о государственном устройстве связан прежде всего с распределением законодательной власти между центром и периферией. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается унитарным, но если территориальные единицы вправе принимать свои законы, государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть противоречие между стремлением центра к господству, а территориальных единиц — к сепаратизму.
Форма правления связана с характером осуществления государственной власти, будь то монархия или республика. Если монархия предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию, причем власть, как правило, передается по наследству, то республиканское правление означает признание суверенного права на власть народа, избранных им представительных органов.
Вопрос о том, какая форма правления лучше, — республика или монархия, является во многом риторическим. Опыт современной Европы показывает, что многие развитые и политически стабильные страны являются монархиями. Американский исследователь С. Липсет обращает внимание на медиативную, т. е. примиряющую роль монархии по отношению ко всем слоям современного общества.
«В тех же странах, — подчеркивает он, где в результате революции монархия была свергнута и упорядоченное правопреемство оказалось нарушенным, пришедшие на смену монархии республиканские режимы оказались неспособными обрести законность в глазах всех важных слоев населения вплоть до пятого послереволюционного поколения или того позже»'.
Рными словами, монарх выполняет роль нравственного арбитра, выступает РІ глазах подданных гарантом национальных интересов. Р’ то же время РІ СЂСЏРґРµ стран республиканская форма государственного правления функционирует достаточно успешно.
Под политическим режимом обычно понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Можно выделить такие политические режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократия. Особый интерес представляют сегодня тоталитаризм и демократия.
Тоталитаризм (РѕС‚ лат. totalis) — государственный строй, отличительной особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества — политической, экономической Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№. Без внимания РЅРµ остаются даже мысли граждан, Рѕ чем свидетельствует появление термина «инакомыслящий». Тоталитаризм — это как Р±С‹ деспотизм XX века. Жестокие режимы были Рё раньше, РЅРѕ тоталитаризм — явление относительно РЅРѕРІРѕРµ. Рто объясняется тем обстоятельством, что полный контроль над гражданами стал возможен только СЃ появлением таких средств массовой коммуникации, как пресса, радио Рё телевидение.
Тоталитарный политический режим ставит отдельного индивида в более бесправное положение, чем в условиях восточной деспотии; он остается как бы один на один с государственной машиной и подчиняется ей.
Признаками тоталитарного режима являются: жесткая пирамидальная структура власти (можно сказать, что обществом управляют как организацией, РІ которой обратные СЃРІСЏР·Рё отсутствуют), массовый террор, постоянный РїРѕРёСЃРє внутренних Рё внешних врагов, ликвидация горизонтальных структур РІ обществе. Р, наконец, господство официальной идеологии, навязываемой правящим режимом.
Психологические корни тоталитаризма исследованы, в частности, 3. Фрейдом в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я». Тоталитаризм не просто опирается на согласие масс к повиновению. Он формирует особую психологию, свой стиль мышления, для которого характерны культ власти, неуважение к правам человека, поиск простых решений, дихотомическое мышление и т. д
Противоположность тоталитаризму — демократия (от греч. emos — народ и cratos — власть). По своему происхождению этр сугубо европейский феномен. Она возникла в Древней Грецией выражала интересы достаточно многочисленного строя свободах собственников. Отношение к ней в истории социально-философской мысли с самого начала не было однозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно — Аристотель. Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при котором права собственников — буржуа были бы защищены от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав человека на основе теории общественного договора, пришли к выводу, что соблюдение законов является важнейшим гарантом политической свободы. В государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей»2. Развивая идеи Локка, Ш. Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга». Напротив, их соединение в одних руках порождает произвол.
Не останавливаясь подробно на проблеме демократических прав и свобод, демократических процедурах осуществления власти, отметим, что важнейшими предпосылками и одновременно следствием демократического политического режима выступают гражданское общество и правовое государство.
Рдея гражданского общества РІРѕСЃС…РѕРґРёС‚ Рє античности, РІ частности, Рє Цицерону, заинтересовавшемуся отличием собственно гражданина РѕС‚ простых обывателей. Р’ дальнейшем эта проблема разрабатывалась Рў. Гоббсом, Дж. Локком, Р–. — Р–. Р СѓСЃСЃРѕ, Р“. Гегелем Рё Рљ. Марксом. Р’ современной интерпретации гражданское общество —это «общество СЃ развитыми экономическими, культурными, правовыми Рё политическими отношениями между его членами, независимое РѕС‚ государства, РЅРѕ взаимодействующее СЃ РЅРёРј, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного Рё морального статуса, создающих совместно СЃ государством развитые правовые отношения»'.
Р’ русле идей Рњ. Вебера гражданское общество — это познавательная абстракция, идеальный тип, весьма далекий РѕС‚ реальности. РќРѕ сама идея РЅРµ лишена смысла. Ее суть заключается РІ оптимальном сочетании трех основных составляющих: власти, общества Рё человека. РџСЂРё этом предполагается, что осуществляющее власть государство будет правовым, деятельность которого основана РЅР° верховенстве закона. Рным должно стать Рё общество. Для него характерны развитые горизонтальные СЃРІСЏР·Рё, наличие всевозможных СЃРѕСЋР·РѕРІ Рё ассоциаций, массовых движений, партий, стремление ограничить власть государства Р·Р° счет ее децентрализации Рё местного самоуправления. Р, наконец, совершенно особые требования предъявляются Рє гражданину. Граждане дисциплинированны РЅРµ РІ силу страха, Р° благодаря сознательности, глубокой внутренней убежденности, добросовестно выполняют СЃРІРѕРё обязанности Рё ревностно защищают СЃРІРѕРё права, непримиримы Рє коррупции, взяточничеству Рё С‚. Рґ. Рными словами, это люди СЃ высоким правосознанием, нравственной, политической Рё правовой культурой.
Нет слов, картина получается благостная, радующая и ум, и сердце. Но во многом утопическая, так как, во-первых, в такого рода обществе все должны быть собственниками и жить в достатке. Однако есть основания сомневаться в том, что возможно богатое общество без бедных людей. По крайней мере на протяжении сознательной истории человечество не сумело обуздать страсть к наживе одних, стремление к тунеядству других и как следствие так и не удалось решить проблему бедности. Во-вторых, не ясно, как именно, каким образом превратить всех людей в законопослушных граждан.
РЎ конца XVIII РІ. идея демократии РІ ее западноевропейском понимании подвергается критике как «справа» (Р. Берк, Рђ. Токвиль, Р. Срлоневич Рё РґСЂ.), так Рё «слева» (Рљ. Маркс, Р’. Р. Ленин, Р›. Р”. Троцкий, «новые левые» Рё РґСЂ.).
Р’ воем отношении Рє буржуазной демократии марксизм РёСЃС…РѕРґРёС‚ цз примата прав трудящихся. Рта демократия если Рё принималась, то только как удобная форма Р±РѕСЂСЊР±С‹ Р·Р° власть СЃ буржуазией, РІ рамках капиталистического общества.
Критика «справа» основана РЅР° иных методологическто принципах Рё постоянно эволюционирует. Если традиционные правые основывали СЃРІРѕСЋ критику РЅР° тезисе Рѕ невозможность подмены качества количеством — компетентного аристократического меньшинства голосами миллионов — невежественных, РїРѕ РёС… мнению, избирателей, то РІ наши РґРЅРё аргументация усложнилась. Либеральной (С‚. Рµ. основанной РЅР° концепции прав человека) Рё эгалитарной (исходящей РёР· идеи всеобщего равенства) противопоставляется так называемая органическая демократия, предполагающая РѕРїРѕСЂСѓ РЅРµ РЅР° РёРЅРґРёРІРёРґР° или массы, Р° РЅР° народ как целое. РџРѕ мнению авторов данной концепции, именно такая форма демократии предполагает «соучастие» народа РІ своей политической СЃСѓРґСЊР±Рµ. Вместе СЃ тем подчеркивается, что органическая демократия требует однородности общества как РѕСЃРЅРѕРІС‹ «братства». Отсюда делается вывод, что преобладающие РЅР° Западе либерально-демократическая Рё тоталитарно-эгалитарная модели демократии РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ перейти Рє органической демократии. РРЅРѕРµ дело — Восток, РіРґРµ «коллективное бессознательное» РІ форме народного или национального самосознания более развито, чем РЅР° Западе, РіРґРµ преобладает индивидуалистическая рационалистическая психология.
Политическая жизнь общества и политическое сознание
Без обращения к проблеме политического сознания философский анализ политической жизни общества не может быть полным.
Политическое сознание — это отражение политических отношений и деятельности политических институтов, всей политической жизни общества в сознании людей. Важной особенностью политического сознания являются его многомерность, внутренняя противоречивость и вместе с тем осознанность, в отличие от бессознательных психических процессов и состояний, также характерных для отдельных индивидов и больших масс людей.
Политическое сознание лежит в основе политического поведения классов, социальных групп и отдельных личностей. Оно по-своему обусловливает деятельность политических институтов,
Выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Философский подход к проблеме предполагает также выделение в политическом сознании обыденного и теоретического уровней. Обыденное политическое сознание — это довольно аморфное, подверженное эмоциональному воздействию и вместе с тем достаточно инертное образование, формирующееся на основе житейского опыта и в значительной мере — в итоге целенаправленного манипулирования со стороны средств массовой информации. Оно представляет собой совокупность представлений простого обывателя о текущих политических событиях, роли государства в общественной жизни, деятельности политических партий и т. д., возникающих на основе усвоенных им мировоззренческих стереотипов, господствующих политических мифов и индивидуального здравого смысла.
Теоретическое политическое сознание, составляющее содержание политической идеологии, предстает как система научных по форме взглядов: основанная на определенной политической концепции и отражающая политические интересы тех или иных социальных групп. В этой связи выделяют консервативное, радикальное, либеральное, демократическое, реформистское и т. д. политическое сознание.
Наиболее заметна роль РІ политической жизни современного общества либерально-демократической, консервативной Рё радикальной идеологии. Либерально-демократическая идеология, преобладающая РІ странах «свободного мира», имеет СЃРІРѕРёРј теоретическим фундаментом Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей РћРћРќ 10 декабря 1948 Рі. Ртот документ является логическим завершением принятой 28 августа 1789 Рі., РІРѕ время Великой французской оеволюции. Декларации прав человека Рё гражданина Всеобщая декларация подчеркивает, что «все люди рождаются свободными Рё равными РІ своем достоинстве» (СЃС‚. 1), что каждый человек должен обладать всеми правами Рё всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого-то РЅРё было различия.
В ст. 3—21 Всеобщей декларации раскрываются гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом. Ряд статей связан с защитой личной неприкосновенности. Далее называются свобода передвижения, совести, мирных собраний, ассоциаций и-т. д. Статьи 22 — 27 декларируют экономические, социальные и культурные права, в том числе на социальное обеспечение, труд и свободный выбор работы, образование, а также жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния и т. д. Гуманистическая направленность данного документа несомненна, хотя он и не предусматривает реальных механизмов реализации провозглашенных прав и свобод, а также мер ответственности за их несоблюдение. В заключительной 30-й статье говорится, что ничто в Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в Декларации.
Консервативная Рё радикальная идеология — это критика буржуазного либерализма «справа» Рё «слева». Р’ классическом варианте РѕРЅР° представлена РІ трудах английского мыслителя Р. Берка («Размышления РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ революции РІРѕ Франции», 1790 Рі.) Рё немецких теоретиков Рљ. Маркса Рё Р¤. Рнгельса («Манифест Коммунистической партии», 1848 Рі.). Хотя Р. Берк критиковал буржуазный либерализм СЃ позиций британской аристократии, Р° Рљ. Маркс — СЃ позиций РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ пролетариата, РёС… объединяет довольно-таки прохладное отношение Рє правам Рё свободам отдельного РёРЅРґРёРІРёРґР°. Р. Берк противопоставляет РёРј интересы человеческого СЂРѕРґР°, человечества РІ целом, Р° Рљ. Маркс — интересы пролетариата. Р’ остальных вопросах РїРѕРґС…РѕРґС‹ этих мыслителей диаметрально противоположны. Так, например, Рљ. Маркс верил РІ человеческий разум, торжество научной теории, тогда как Р. Берк предпочитал больше доверять практическому опыту людей, обычаям Рё традициям, наконец, здравому смыслу. Рљ. Маркс призывал Рє революции, Р. Берк — Рє реформам, подчеркивая, что самые грандиозные планы, реализованные РІ С…РѕРґРµ революционной практики, РјРѕРіСѓС‚ привести Рє противоположным последствиям. Если Рљ. Маркс был сторонником СЃРІРѕР±РѕРґС‹, равенства Рё братства всех трудящихся (пролетариев), то Р. Берк подчеркивал необходимость сохранения частной собственности Рё социального неравенства как источника социального разнообразия, отмечая, что РІСЃРµ должно быть доступно, РЅРѕ РЅРµ для всех. Рљ. Маркс верил РІ сознательность трудящихся масс, Р. Берк призывал бояться диктатора Рё РЅРµ доверять толпе Рё С‚. Рґ.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.filreferat.popal.ru/