Все накопленные веками знания о природе вплоть до технического и житейского опыта были объединены, систематизированы, логически предельно развиты в первой универсальной картине мира, которую создал в IV в. до н. э. величайший древнегреческий философ (и, по существу, первый физик) Аристотель (384—322 гг. до н. э.), большую часть жизни проведший в Афинах, где он основал свою знаменитую научную школу.
Биографическая справка. Аристотель является главным представителем греческой философской традиции, которая выработала утверждение Рѕ познаваемости РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Рто утверждение Рё РІ настоящее время является первопричиной любой науки, РІ противовес идеям, что РїСЂРёСЂРѕРґР° находится РїРѕРґ управлением Р±РѕРіРѕРІ (РёРЅРѕРіРґР° очень причудливых), которые требуют умиротворения, Р° РЅРµ познания. Аристотель сформировал СЃРІРѕР№ взгляд РЅР° вселенную РЅР° основании интуитивного ощущения целостной гармонии. РћСЃРЅРѕРІРѕР№ для этой философии являлось понятие телеологии или финального случая. РћРЅ предполагал, что как отдельный объект (например, падающая скала), так Рё системы (например, движение планет), подчиняются РІ своем поведении некоторому всеобщему плану или СЃСѓРґСЊР±Рµ. Рто было особенно явным для живых систем, РіРґРµ компоненты функционируют РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ тесной кооперации, чтобы достичь конечной цели или конечного результата. Аристотель считался величайшим мыслителем своего времени. Однако СЃ тех времен РЅРё сам Аристотель, РЅРё кто-РЅРёР±СѓРґСЊ еще РЅРµ придумал, что хорошо Р±С‹ проверить теории экспериментом - эти идеи люди СѓРїРѕСЂРЅРѕ защищали РІ течение почти 2000 лет. РќР° заре своего существования Христианская Церковь включила эти идеи РІ СЃРІРѕРµ понятие Создателя, Рё таким образом Аристотелева физическая концепция РјРёСЂР° была узаконена. Бросить вызов этим идеям было РїРѕРґ церковным запретом РІ течение почти всех Средних веков, которая монополизировала право РЅР° идеи Рё истину. РљРѕРіРґР° эксперименты Галилея привели его Рє противоречию СЃ воззрениями Аристотеля, РѕРЅ был подвергнут пыткам, как еретик, так как экспериментальные результаты считались менее убедительными РїРѕ сравнению СЃ руководством Аристотеля.
Рто было учение Рѕ структуре, свойствах Рё движении всего, что РІС…РѕРґРёС‚ РІ понятие РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Вместе СЃ тем, Аристотель впервые отделил РјРёСЂ земных (вернее, «подлунных») явлений РѕС‚ РјРёСЂР° небесного, РѕС‚ собственно РљРѕСЃРјРѕСЃР° СЃ его СЏРєРѕР±С‹ особенными законами Рё РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ объектов. Р’ специальном трактате «О небе» Аристотель нарисовал СЃРІРѕСЋ натурфилософскую физическую, вернее, физико-космологическую картину РјРёСЂР°. РџРѕРґ Вселенной Аристотель подразумевал РІСЃСЋ существующую материю (состоявшую, РїРѕ его теории, РёР· четырех обычных элементов — земли, РІРѕРґС‹, РІРѕР·РґСѓС…Р° Рё РѕРіРЅСЏ Рё пятого — небесного — вечно движущегося эфира, который РѕС‚ обычной материи отличался еще Рё тем, что РЅРµ имел РЅРё легкости, РЅРё тяжести). Аристотель критиковал Анаксагора Р·Р° отождествление эфира СЃ обычным материальным элементом — огнем. Таким образом, Вселенная, РїРѕ Аристотелю, существовала РІ единственном числе. Р’ картине РјРёСЂР° Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств материи, пространства Рё времени. Вселенная представлялась конечной Рё ограничивалась сферой, Р·Р° пределами которой РЅРµ мыслилось ничего материального, Р° потому РЅРµ могло быть Рё самого пространства, поскольку РѕРЅРѕ определялось как нечто, что было (или могло быть) заполнено материей. Р—Р° пределами материальной Вселенной РЅРµ существовало Рё времени, которое Аристотель СЃ гениальной простотой Рё четкостью определил как меру движения Рё связал СЃ материей, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что «нет движения без тела физического». Р—Р° пределами материальной Вселенной Аристотель помещал нематериальный, духовный РјРёСЂ божества, существование которого постулировалось. Поскольку шарообразность Вселенной была «видна», что называется, простым глазом — РІ общей кажущейся форме небосвода Рё РєСЂСѓРіРѕРІРѕРј суточном движении небесных светил, то РІ такой ограниченной Вселенной обязательно должен был существовать центр — как особая точка, равноудаленная РѕС‚ периферии. Р’ пределах этой Вселенной свойства тел Аристотель считал врожденными Рё связанными СЃ геометрией Вселенной, СЃ ее сферичностью. Таким образом, центральное положение Земли следовало РёР· общих свойств Вселенной: самый тяжелый элемент — «земля», РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј составляющий земной шар, РЅРµ РјРѕРі РЅРµ быть всегда РІ центре РјРёСЂР°. Р’ подлунном РјРёСЂРµ, РєСЂРѕРјРµ того, врожденно тяжелым элементом считалась РІРѕРґР°, Р° легкими — РІРѕР·РґСѓС… Рё РѕРіРѕРЅСЊ. Проявление этих качеств состояло РІ стремлении РѕРґРЅРёС… тел двигаться вверх, РІ направлении Рє периферии Вселенной, Р° РґСЂСѓРіРёС…, напротив, РІРЅРёР·, Рє центру РјРёСЂР°. (Рти движения РѕРЅ называл «естественными», РІ отличие РѕС‚ «насильственных», происходящих РїРѕРґ действием механической силы Рё, как считал Аристотель, прекращающихся СЃ прекращением действия СЃРёР».) Р’ надлунном РјРёСЂРµ единственный небесный элемент — эфир, РЅРµ имевший свойств легкости Рё тяжести, естественно находился РІ вечном РєСЂСѓРіРѕРІРѕРј движении РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј пространстве. РР· него состояли, РїРѕ Аристотелю, Рё РІСЃРµ небесные тела, идеально сферической формы, скрепленные каждое СЃРѕ своей сферой РёР· того же эфира, СЃ которыми РѕРЅРё вместе Рё двигались РїРѕ небу. Даже наиболее очевидное направление движений небесных тел — СЃ востока РЅР° запад — Аристотель считал естественным свойством РёС… Рё, РЅРµ зная его причины, сформулировал РІ качестве объяснения РѕРґРёРЅ РёР· основных универсальных принципов РїСЂРёСЂРѕРґС‹: «природа всегда осуществляет наилучшую РёР· всех возможностей» (зародыш современных экстремальных принципов, таких как, например, принцип наименьшего действия). Крайней, наиболее удаленной, РІРѕСЃСЊРјРѕР№ сферой считалась сфера звезд. Рменно потому, что ее движение (суточное) непосредственно наблюдалось, Аристотель заключил, что Вселенная должна быть конечной Рё ограниченной (иначе, РІ случае бесконечной удаленности сферы звезд, ее движение было Р±С‹ неощутимо для наблюдателя, находящегося РІ центре РјРёСЂР°). Вместе СЃ тем, Аристотель сделал вывод Рѕ неподвижности звезд относительно своей сферы РЅР° том основании, что РІСЃРµ РѕРЅРё РІ своем суточном движении РІРѕРєСЂСѓРі Земли имели скорость, одинаковую СЃРѕ скоростью различных частей звездной сферы. Между тем разные части сферы — Сѓ экватора Рё Сѓ полюса, например, двигались СЃ разной скоростью (речь идет Рѕ линейной РєСЂСѓРіРѕРІРѕР№ скорости). Такое полное совпадение скоростей Сѓ звезд Рё Сѓ сферы, Р±СѓРґСЊ РѕРЅРё независимы, справедливо представлялось Аристотелю невероятным. Рћ том, что звезды Рє тому же Рё РЅРµ вращаются, РѕРЅ сделал вывод РЅР° основании того, что Луна (РѕРґРЅР° РёР· «звезд», РїРѕ терминологии Аристотеля, РЅРѕ особых, блуждающих) всегда повернута Рє Земле РѕРґРЅРѕР№ стороной. Вообще же блуждающие звезды — планеты — РёР·-Р·Р° РёС… неправильных сложных движений Аристотель относил Рє менее совершенным телам, чем «верхние» звезды. Относительно РїСЂРёСЂРѕРґС‹ звезд РґРѕ Аристотеля высказывались идеи, что это раскаленные тела, нагревающиеся РІ результате трения Рѕ РІРѕР·РґСѓС… РїСЂРё движении (весьма стремительном, учитывая удаленность последней, звездной сферы неба). Так думал, например, Анаксагор. Как физик, Аристотель РЅРµ РјРѕРі отрицать факта разогрева РїСЂРё таком движении. РћРЅ писал, что «движение раскаляет даже дерево, камни Рё железо». Р’ последних РґРІСѓС… примерах, возможно, нашли отголосок Рё наблюдения падения метеоритов. Однако сам Аристотель РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ РґСЂСѓРіРѕР№ пример - «метательные снаряды», которые раскаляются так, что «плавятся свинцовые ядра». РќРѕ РїРѕ Аристотелю, тепло Рё свет, особенно РїСЂРё РІРѕСЃС…РѕРґРµ Рё подъеме Солнца, возникали РЅРµ РѕС‚ трения звезд, поскольку звезды были неподвижными РІ пределах своей сферы, Р° самих сфер РґСЂСѓРі Рѕ РґСЂСѓРіР°. Здесь Аристотель, спасая РІСЃСЋ систему РІ целом, СЃРЅРѕРІР° отступал РѕС‚ более здравой идеи Анаксагора.
Звезды Рё планеты Аристотель называет огромными телами, тогда как Землю РѕРЅ считал небольшой (РЅР° основании быстрого изменения звездного неба РІРѕ время передвижения РїРѕ ее поверхности). Приведенная РёРј оценка ее окружности (400 тыс. стадиев, или более 70 тыс. РєРј) самая древняя РёР· известных. Более точные оценки (40 тыс. РєРј) получали после Аристотеля РІ III—II РІРІ. РґРѕ РЅ. СЌ. Архимед, Рратосфен, Гиппарх. Наконец, РІСЃРµ сферы РІРѕ Вселенной Аристотель считал довольно жестко связанными между СЃРѕР±РѕР№ (как РІ некотором механизме) Рё, опять же РёР· наблюдений, РёР· одинаковости угловой скорости суточного вращения всех сфер, сделал вывод, что только правильное пропорциональное возрастание РёС… скоростей (линейных, выражаясь современным языком) СЃ ростом удаленности сфер РѕС‚ центра РјРёСЂР° обеспечивает устойчивость, прочность неба, которое благодаря этому «не разваливается» (хотя, как РјС‹ видели, Рё несколько разогревается РѕС‚ внутренних трений). Таким образом, космическая система Аристотеля для его современников была, можно сказать, теорией, опиравшейся РЅР° опыт, как РѕРЅ понимался тогда, С‚. Рµ. РЅР° полное доверие Рє весьма грубым повседневным наблюдениям. Например, древнюю уже Рё для него идею пифагорейцев Рѕ «музыке сфер» Аристотель высмеивал как абсурдную потому, что РІ этом случае (С‚. Рµ. если Р±С‹ небесные тела двигались внутри СЃРІРѕРёС… сфер), как РѕРЅ знал РёР· «техники», стоял Р±С‹ невообразимый шум Рё скрежет РѕС‚ трущихся частей. Отсутствие же шума Аристотель считал как раз доказательством того, что звезды бесшумно «едут» РЅР° сферах, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ вещам РЅР° корабле. РќРѕ наряду СЃ этими наивными рассуждениями Аристотель включил РІ СЃРІРѕСЋ систему Рё вполне обоснованные астрономическими наблюдениями заключения, прежде всего Рѕ шарообразности Земли. РћРЅ считал, РєСЂРѕРјРµ того, что РѕРЅР° СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ парит РІ пространстве, Рё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим резко высмеивал примитивные идеи Рѕ том, что Земля СѓС…РѕРґРёС‚ СЃРІРѕРёРјРё «корнями» РІ бесконечность (Ксенофан Колофонский, VI РІ. РґРѕ РЅ. СЌ.) или что РѕРЅР° плавает РЅР° РІРѕРґРµ (Фалес Милетский, VI РІ. РґРѕ РЅ. СЌ.), что РѕРЅР°, имея СЏРєРѕР±С‹ форму невысокого цилиндра, держится РЅР° сжатом РІРѕР·РґСѓС…Рµ. (Последнее предположение, — РїРѕ существу, древнейшая идея «воздушной подушки» — было высказано РІ том же VI РІ. РґРѕ РЅ, СЌ. Анаксименом, Р° позднее Анаксагором Рё Демокритом.) Аристотель называл «притянутой Р·Р° уши» Рё весьма произвольную картину Вселенной пифагорейцев — СЃ центральным огнем, РІРѕРєСЂСѓРі которого движется Земля, отстоящая СЏРєРѕР±С‹ РѕС‚ центра РјРёСЂР° СЂРѕРІРЅРѕ РЅР° половину своего диаметра, вместе СЃ невидимой нам «Антиземлей» РїРѕ РґСЂСѓРіСѓСЋ сторону того же «огня». Таким образом, Земля оказывалась движущейся, РЅРѕ РЅРµ РІРѕРєСЂСѓРі Солнца, Р° РІРѕРєСЂСѓРі центрального РѕРіРЅСЏ — «гестии», зеркальным отражением которого РѕС‚ небесной сферы (как полагал Рмпедокл) Рё представлялось Солнце. РќРѕ вместе СЃ нелепыми или искусственными построениями СЃРІРѕРёС… предшественников Аристотель отбросил Рё правильные догадки Рѕ вращении Земли как РІРѕРєСЂСѓРі некоего центра, так Рё РІРѕРєСЂСѓРі своей РѕСЃРё (Платон, Гераклид Понтийский), поскольку это вращение РЅРµ ощущалось РІ повседневном опыте. Неподвижность Земли РІ центре РјРёСЂР° (вопреки противоположной идее некоторых более ранних философов) Аристотель просто постулировал, чтобы обосновать реальность суточного вращения всего небосвода («если Земля неподвижна, то небо движется»). Таким образом, РѕРЅ учитывал уже известный древним грекам кинематический принцип относительности движения. РџРѕ учению Аристотеля, Вселенная РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ возникала Рё принципиально неуничтожима, РѕРЅР° вечна, поскольку единственна Рё объемлет РІСЃСЋ возможную материю (ей РЅРµ РёР· чего возникнуть Рё РЅРµ РІРѕ что превратиться). Аристотель правильно критиковал Р·Р° нелогичность теории СЃРІРѕРёС… предшественников Рѕ возможности возникновения Вселенной, которая РІ дальнейшем становится вечной, равно как Рё теории Рмпедокла (V РІ. РґРѕ РЅ. СЌ.) Рё Гераклита Рфесского (VI РІ. РґРѕ РЅ. СЌ.) Рѕ бессчетном повторении возникновения Рё уничтожения Вселенной РІ целом. (Рта последняя идея была характерна Рё для древнеиндийской философии.) Если «вся телесная материя, будучи непрерывной, попеременно меняет СЃРІРѕРё состояния Рё упорядочивается то так, то иначе, Р° СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕ сочетание целого остается «космосом»,— писал Аристотель, — ...то отсюда следует, что возникает Рё уничтожается РЅРµ РєРѕСЃРјРѕСЃ, Р° его состояния». Рта глубокая идея весьма злободневна РІ наши РґРЅРё, РєРѕРіРґР° человечеству приходится осваивать РЅРѕРІСѓСЋ космологическую концепцию — «горячей Вселенной», которую, кстати, так же необоснованно РїРѕСЂРѕР№ распространяют РЅР° «всю Вселенную».Аристотель критиковал Рё атомистов, отрицая возможность возникновения всех тел СЃ РёС… качествами РёР· полностью бескачественных атомов лишь благодаря РёС… механическому движению.
Поскольку прямолинейные движения имеют конец Рё начало, Р° небесные тела безостановочно движутся РїРѕ РєСЂСѓРіСѓ РІ течение всей долгой истории РёС… наблюдения человеком, то РёР· этого Аристотель заключил, что для небесных тел, которые РЅРµ обладают РЅРё легкостью, РЅРё тяжестью, естественным является именно РєСЂСѓРіРѕРІРѕРµ, вечное, Рє тому же равномерное движение. Последнее постулировалось как признак совершенства небесных тел. Кстати, Аристотель отдавал себе отчет РІ том, что Сѓ бесконечной Вселенной РЅРµ могло Р±С‹ быть РЅРё центра, РЅРё края Рё никакого всеобщего внутреннего движения относительно РѕРґРЅРѕР№ точки. РќРѕ РІСЃРµ наблюдения Рё ощущения свидетельствовали (РїРѕ этим признакам) против бесконечности Вселенной, что Рё привело Аристотеля, который, прежде всего, был физиком-экспериментатором (точнее, наблюдателем), Рє выводу Рѕ ее конечности. Стремясь очистить физическую картину РјРёСЂР° РѕС‚ донаучного мифологического (антропоморфного) элемента Рё объяснить РІСЃРµ явления РЅРµ субъективными, волевыми, Р° естественными, объективными причинами, Аристотель резко критиковал древние учения, согласно которым небо Рё небесные тела, чтобы РЅРµ упасть РЅР° Землю, должны были опираться РЅР° плечи могучих героев Атлантов. В«Рту басню,— как писал Аристотель,— сочинили те, кто думал, что РІСЃРµ небесные тела имеют тяжесть Рё состоят РёР· земли» (С‚. Рµ. РёР· элемента «земля»). Здесь РїСЂРёСЂРѕРґР° сыграла СЃ философом злую шутку. Выступив против СЏРєРѕР±С‹ примитивных аналогий Рё экстраполяции, Аристотель вместе СЃ мифическим элементом — формой древних учений — выбросил РёР· физической картины РјРёСЂР° Рё глубоко верную, хотя Рё опиравшуюся лишь РЅР° простую аналогию, догадку Рѕ вещественном единстве Вселенной Рё Рѕ тяжести небесных тел, Рѕ единстве действующих РІРѕ Вселенной Законов. Р’ надлунном РјРёСЂРµ Аристотеля РЅРµ было места РЅРµ только тяжелым телам, РЅРѕ Рё каким-либо силам: движение небесных тел мыслилось как бессиловое. РџРѕ существу, это было первое представление РѕР± инерциальном движении, которое понималось еще РІ течение РґРІСѓС… тысячелетий после Аристотеля (включая Галилея) как движение РєСЂСѓРіРѕРІРѕРµ.
 Напротив, сравнительно кратковременные явления были перенесены Аристотелем РІ несовершенный подлунный РјРёСЂ, РІ верхние слои РІРѕР·РґСѓС…Р°, земной атмосферы, распространявшейся, РїРѕ представлениям Аристотеля, РґРѕ Луны! Рто были падающие звезды, болиды, метеориты, кометы, называвшиеся «огненными метеорами». Модель Вселенной Сѓ Аристотеля была именно механической, С‚. Рµ. представляла Вселенную как набор СЏРєРѕР±С‹ существующих «материальных» сфер (хотя Рё РёР· РѕСЃРѕР±РѕР№ «неземной» материи—эфира). РЎ течением времени это привело Рє еще большему огрублению картины. Сферы стали представлять как твердые, хрустальные Рё С‚. Рї. РќРѕ это было уже РІ средние века. Для современников Аристотеля его физико-космологическая картина РїРѕ своей полноте, логичности, увязанности СЃ доступным опытом Рё наблюдениями была несравненно выше разрозненных, расплывчатых, РїРѕСЂРѕР№ внутренне противоречивых идей его предшественников. РћРЅР° стала первым организующим, хотя РІ то же время ограничивающим фактором РЅР° пути дальнейшего развития науки. Р’ ее рамках формировались РІ течение всей дальнейшей истории развития древнегреческой науки, занявшей более чем полтысячелетия, частные, или локальные собственно астрономические картины РјРёСЂР°. Р РєРѕРіРґР° столетие спустя появилась гениальная Рё совершенно новая, революционная идея подлинного гелиоцентризма, высказанная Аристархом Самосским (РѕРЅ считал, РІ отличие РѕС‚ ранних пифагорейцев, Солнце неподвижным РІ центре РјРёСЂР°, Р° Землю обращающейся РІРѕРєСЂСѓРі него Рё вращающейся РІРѕРєСЂСѓРі своей РѕСЃРё), эта идея была встречена крайне враждебно РЅРµ только РїРѕ религиозным соображениям, РЅРѕ Рё как противоречащая «здравому смыслу». Догматизированная РІ средневековой Европе, как Рё РЅР° арабском Востоке, аристотелевская картина РјРёСЂР° сдерживала развитие астрономии вплоть РґРѕ СЌРїРѕС…Рё Галилея. Подведем итог описанию аристотелевской физико-космологической картины РјРёСЂР°. Ее первым элементом (представлением Рѕ материальной РѕСЃРЅРѕРІРµ РјРёСЂР°) было учение Рѕ пяти первичных формах материи СЃ разделением РёС… РЅР° «земные» (четыре стихии СЃ врожденными качествами тяжести Рё легкости) Рё «небесную» (РЅРµ имеющий этих качеств, Р° также Рё состояния РїРѕРєРѕСЏ эфир). Вторым элементом, или представлением Рѕ механизме осуществления всех процессов, С‚. Рµ. движений РІРѕ Вселенной, выступали различные «естественные», врожденные движения первоэлементов Рё состоящих РёР· РЅРёС… тел, причем эти движения объяснялись свойствами неразрывного комплекса — пространства Рё материи. Его замкнутость Рё сферичность делали Вселенную неоднородной Рё анизотропной, СЃ крайним разделением свойств центральной Рё периферийных областей, что определяло движение тел — РѕРґРЅРёС… Рє центру, РґСЂСѓРіРёС… РѕС‚ него. Третий элемент картины РјРёСЂР° Сѓ Аристотеля имел СЏРІРЅРѕ астрономический, космологический характер — модель Вселенной. Как физик-экспериментатор (имевший РІ своем распоряжении лишь данные весьма РіСЂСѓР±РѕРіРѕ повседневного опыта Рё наблюдения) Аристотель выбрал более распространенную Рё подтверждавшуюся непосредственными ощущениями геоцентрическую модель — РІ РІРёРґРµ конструкции РёР· гомоцентрических сфер. Лишь материал небесных тел Рё сфер предполагался Сѓ него особым, небесным (эфиром). Такие модели, хотя Рё имели целью объяснение видимых движений небесных тел, РЅРѕ объясняли РёС… лишь качественно, РЅРµ позволяя теоретически определять, например, положение тел РЅР° небе. Последнее стало возможным лишь СЃ появлением математических (геометрических) методов описания неравномерных видимых движений Рё, соответственно, СЃ появлением новых, более простых геометрических моделей движения светил.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.astrogalaxy.ru/