Георгий Лаврентьевич Орешко
Республика Беларусь
“В науке нет вечных теорий”
Альберт Рйнштейн
1
РЎ того момента, как человек научился анализировать информацию, записанную памятью, РѕРЅ стал задумываться пытаться понять, что же такое “время”? Материя? Действие? Рли что-то еще?
По сей день нет четкого и конкретного определения времени. Никто не знает, что есть “время”, но зато все знают, что время течет, бежит, движется, время относительно и может ускоряться и замедляться и даже останавливаться и “течь” в обратном направлении и в нем – во времени можно путешествовать, как в “прошлое” так и в “будущее”. С понятием “время” связаны все общепризнанные научные теории. Математика дает “добро” проектам создания машины времени и проектов этих, видимо, не меньше, чем проектов “ вечного двигателя”. Но в “вечном двигателе” - там, хотя бы понятно, что и как должно двигаться или вращаться, и из каких шестеренок, колесиков и рычажков строится “вечный двигатель”. Рсовсем другое дело “машина времени”. Что, в чем, и относительно чего должно двигаться - перемещаться?
РЇ предлагаю СЃРІРѕР№ СЃРїРѕСЃРѕР± перемещения или путешествия РІРѕ времени. Рэтот СЃРїРѕСЃРѕР± заключается РІ следующем. РќР° пространственной – временной выпуклости надо отыскать “ червячную нору”, РІ которой прячется “ стрела времени”, предварительно определив направление течения времени, лечь РЅР° эту стрелу головой навстречу течению, волосы заплести РІ косичку “ Аля Мюнхгаузен” Рё что есть силы тянуть себя Р·Р° эту косичку РІ направлении противоположном течению времени. Так, возможно, можно будет попасть РІ прошлое. Если надо попасть РІ будущее - то надо проделать РІСЃРµ то же самое, развернувшись РЅР° 180 градусов. Если РјРѕР№ СЃРїРѕСЃРѕР± путешествия РІРѕ времени покажется несерьезным , то первым РЅР° тему времени пошутил РЅРµ СЏ. Первым, наверное, был Альберт Рйнштейн. Ведь Рйнштейн, создавая Рё специальную Теорию относительности Рё общую Теорию относительности РЅРµ знал, Рё потому РЅРµ РѕР±СЉСЏСЃРЅРёР», что такое “время”. Руже совсем РЅРµ понятен смысл объединения непонятного понятия “время” СЃ РґСЂСѓРіРёРј, столь же непонятным понятием “пространство”. Р’ общей Теории относительности образовалось “пространство-время”- некое единое целое. РќРѕ обычно, чтобы получить представление Рѕ целом, его, это целое, необходимо разложить РЅР° составляющее. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ познания лежит принцип “ разделения”. Чтобы понять принцип работы, - например - двигателя внутреннего сгорания - его придется разобрать. Рто наиболее удобный Рё рациональный СЃРїРѕСЃРѕР± познания. Р’РѕС‚ почему непонятно, для чего РґРІР° непонятных понятия объединять РѕРґРЅРѕ? Чтобы получить непонятное РІ квадрате?
Даже математическое описание “ четвертого измерения” не может служить доказательством существования четвертого измерения в реальности. Ведь математическое описание даже не пытается конкретизировать абстрактность “ пространство - время”. Математическое доказательство существования четвертого измерения - гениальная шахматная партия. Но дело в том, что даже самую гениальную шахматную партию невозможно перенести на реальное поле битвы. Рвсе ссылки на то, что в природе может существовать нечто противоречащее здравому смыслу - не имеют под собой фактических оснований. В природе нет, и не может быть ничего противоречащего здравому смыслу. Потому что здравый смысл - это способность и умение разума приводить все возникающие противоречия к общему знаменателю.
Какой смысл в теории ради теории? Рв рассуждениях ради рассуждений? В надежде на то, что когда-то в будущем, кто-то сможет подтвердить и доказать справедливость рассуждений и правильность выводов? А если никто и никогда этого не докажет по причине того, что объективная реальность не зависит ни от наших знаний, ни от нашего понимания, ни от наших амбиций, желания и веры потому, что не понимание формирует действительность, а действительность формирует понимание, не сознание формирует материю, а материя формирует сознание.
РџСЂРёСЂРѕРґР° устроена так, что РІ ней нет ничего, включая знания, что нельзя было Р±С‹ усовершенствовать, С‚.Рµ. сама “ ЕЁ ВЕЛРЧЕСТВО РџР РРОДА” - РЅРµ претендует РЅР° абсолют, С‚.Рµ. РЅР° истину! Ведь наши знания - РїРѕРґРѕР±РЅС‹ одежде, которую даже самую РјРѕРґРЅСѓСЋ, красивую Рё СѓРґРѕР±РЅСѓСЋ, СЃРѕ временем, РїРѕ причине РёР·РЅРѕСЃР° Рё ветшания, необходимо менять. Никто РЅРµ станет спорить СЃ тем, что РїСЂРёСЂРѕРґР° устроена гениально - Р° РІСЃРµ гениальное просто.
Нам кажется, что можно путем усложнения понятий создать нечто фундаментально-конечное, можно познать истину, не понимая того, что истина- это всего лишь линия горизонта на Планете познания.
Есть два основных способа познания: познание чужим умом и познание своим умом. Образование - это способ познания чужим умом ( данное замечание прошу не расценивать, как призыв к невежеству). Потому что образование, в первую очередь, учит запоминать и в меньшей степени учит думать, что, на мой взгляд, является существенным недостатком.
Разум дан человеку, РІ первую очередь, для того, чтобы человек думал Рё сомневался Рё РЅРµ принимал РІСЃРµ РЅР° веру. Если Р±С‹ сомнения разума были РЅРµ СѓРіРѕРґРЅС‹ ВСЕВЫШНЕМУ - то РѕРЅ дал Р±С‹ нам, людям, РЅРµ разум, Р° инстинкт - насекомое РЅРµ сомневается. Поэтому основным принципом научного познания должен быть принцип знаменитого персонажа Р.Рльфа Рё Р•.Петрова – Михаила Самуэльевича Паниковского –“ РќРµ верю! Паниковский РЅРµ обязан всему верить!”
Если на, казалось, объясненные и понятные школьные прописные истины - теплый воздух легче холодного и вода при замерзании расширяется - посмотреть через “ призму сомнения” - то можно увидеть картину, отличающуюся от привычной.
Если какой-то объем РІРѕР·РґСѓС…Р° заключить РІ жесткой, неэластичной емкости - то вес этого РІРѕР·РґСѓС…Р° никак РЅРµ изменится СЃ изменением температуры. Почему воздушный шар СЃ эластичной оболочкой, наполненный нагретым РІРѕР·РґСѓС…РѕРј имеет подъемную силу? Р’СЃРµ очень просто. Представим себе РіСЂСѓРїРїСѓ людей, стоящих РЅР° месте, плотно прижавшись РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ. Рто РіСЂСѓРїРїР° занимает некоторую площадь. Затем эти люди начинают интенсивно двигаться, толкаться - Рё площадь, которую РѕРЅРё занимают, естественно увеличится. РўРѕ же самое РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ Рё СЃ молекулами РІРѕР·РґСѓС…Р°. Р’ нагретом состоянии движение молекул более интенсивно Рё, следовательно, нагретый РІРѕР·РґСѓС… имеет меньшую плотность Рё удельный вес, чем холодный. Удельный вес нагретого РІРѕР·РґСѓС…Р° меньше удельного веса холодного РІРѕР·РґСѓС…Р°. Отсюда Рё подъемная сила.
Трубы и батареи отопления разрывает не замерзшая вода. Коэффициент температурного расширения - сжатия металла значительно больше, чем воды. Рметаллическая труба, сжимаясь при охлаждении значительно в большей степени, чем лёд, сжимая лёд - разрывает сама себя.
РљРѕРіРґР° самолёт преодолевает “ Р·РІСѓРєРѕРІРѕР№ барьер” - слышен сильный хлопок. Рто объясняется возникновением ударной волны Рё, РїРѕ идее, мощность этой ударной волны должна возрастать СЃ возрастанием скорости самолёта. РќРѕ РјС‹ слышим хлопок только РІ момент преодоления Р·РІСѓРєРѕРІРѕРіРѕ барьера. Р, раз РјС‹ “хлопок” слышим, то это наводит РЅР° мысль, что этот хлопок - РІСЃРµ-таки Р·РІСѓРє, потому, что наше СѓС…Рѕ устроено так, что ударную волну РјС‹ РЅРµ можем слышать. Какова же РїСЂРёСЂРѕРґР° столь мощного Р·РІСѓРєРѕРІРѕРіРѕ импульса? Если рассматривать самолёт, как генератор Р·РІСѓРєРѕРІРѕР№ волны, то энергия волны, РїСЂРё достижении генератором скорости распространения волны, РєРѕРіРґР° самолёт Рё звуковая волна движутся РІ РѕРґРЅРѕРј направлении Рё СЃ РѕРґРЅРѕР№ скоростью, Рё каждая последующая волна будет накладываться РЅР° каждую предыдущую волну Рё энергия этих волн будет складываться, то есть суммироваться, то энергия этой суммированной волны будет равна энергии РѕРґРЅРѕР№ отдельной волны умноженной РЅР° произведение времени движения генератора СЃРѕ скоростью распространения волны Рё частоты волны.
Еп = Е1 ( т v) – где Еп - энергия суммированной волны; Е1 - энергия отдельной волны; т- время движения со скоростью распространения волны; v – частота. Но, так как самолёт движется с ускорением, то абсолютного времени движения со скоростью распространения не может быть, время это будет условно. Его можно определить экспериментально. Возможно оно будет равняться скорости распространения, деленной на ускорение и деленной на скорость распространения - t = c : s : c.
Чем с меньшим ускорением самолёт будет преодолевать “ звуковой барьер” - тем сильнее будет “ хлопок”.
Черенковское свечение – тот же самый “ хлопок” возникающий в момент, когда частица, генерирующая электромагнитную волну, достигает скорости распространения этой волны.
Конечно, все эти процессы, протекают значительно сложнее. Я объясняю лишь сам принцип, как я его понимаю.
Теперь СЏ хочу вернуться Рє главному, ради чего СЏ Рё затеял весь этот разговор. Рљ времени Рё Рє пространству. Рљ специальной Рё общей Теории относительности Рђ. Рйнштейна.
Нет единого мнения Рѕ том, что такое “время” Рё что такое “пространство”. Есть только множество предположений. Рђ предположения РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ служить основанием для утверждения. РТеория, построенная РЅР° предположениях РЅРµ может претендовать РЅР° фундаментальность. РўРѕ, что “время” некая материальная сущность, РЅР° которой можно строить конкретные выводы - РЅРµ факт. Рђ факт - это то единственное, чему имеет право доверять наука. Р, то, что “время” замедляется СЃ возрастанием скорости - РЅРµ более чем предположение. РќРµ понятна та абсолютная уверенность РІ правильности выводов Теории относительности. Ведь единственное РІ чем можно быть абсолютно уверенным - это то, что абсолютно уверенным нельзя быть РЅРё РІ чем. Р СЏ РїРѕРїСЂРѕР±СѓСЋ это доказать.
РњРѕСЏ цель Рё задача, объяснить сам механизм замедления времени, РЅРµ используя придуманного Рйнштейном понятия разных систем отсчета. Для того, чтобы объяснить механизм замедления времени скоростью, обратимся Рє мысленным экспериментам самого Рйнштейна.
Космический корабль с часами удаляется от нас со скоростью близкой к скорости света. Рмы в действительности увидим, что часы на корабле идут почти в два раза медленнее наших часов. Но дело в том, что это только иллюзия. Робъяснить этот фокус можно следующим образом.
Для лучшего понимания, эксперимент, не меняя сути, несколько упростим. Вместо часов на удаляющемся корабле мы поместим источник света, который каждую секунду посылает в сторону точки наблюдения короткий световой импульс. Время эксперимента 10 секунд.
Первый импульс, посланный через секунду после старта корабля, в точке наблюдения будет принят через две секунды, так как за секунду корабль удалится от точки наблюдения на расстояние, на преодоление которого импульсу потребуется секунда. Секунда на удаление корабля, секунда на возвращение импульса - 2 секунды. За вторую секунду корабль удалится на расстояние, которое импульс преодолеет за 2 секунды. 2 секунды корабль удаляется, 2 секунды на возвращение импульса - итого 4 секунды. Руже десятый импульс мы примем только через двадцать секунд. Хотя реально корабль посылал импульсы каждую секунду.
Дело РІ том, что РїРѕ мере удаления корабля Рё благодаря постоянству скорости света, импульсам приходится преодолевать РІСЃРµ большее Рё большее расстояние, что Рё создает иллюзию замедления времени. Рти десять импульсов можно рассматривать как цепь событий, протекающих СЃ конкретной, определенной, реальной скоростью. Скорость движения корабля замедлила РЅРµ реальную скорость течения событий, Р° информацию Рѕ скорости течения событий, С‚.Рµ. произошел эффект трансформирования информации.
Для большей убедительности проведем еще один мысленный эксперимент, тот же по сути, но дающий противоположный результат.
Корабль находится от точки наблюдения на удалении 10 секунд ( 3 миллиона километров) и не удаляется от точки наблюдения, а приближается к ней со скоростью равной половине скорости света. Каждую секунду корабль в направлении точки наблюдения посылает короткий световой импульс. Время начала эксперимента – момент старта корабля. Первый импульс будет принят через 10 секунд, второй - через 10,5 секунды, потому что скорость импульса относительно корабля, движущегося со скоростью 150 000 км/сек в одном направлении с импульсом будет 150 000 км/сек. Рза секунду импульс удалится от корабля не на 300 000 км, а на 150 000 км. Расстояние между импульсами будет 150 000 км. Следовательно, в точке наблюдения 10 импульсов, посылаемых кораблем с частотой в одну секунду, мы примем за пять секунд. Если следовать логике первого эксперимента то каждый последующий импульс преодолевает все меньшее и меньшее расстояние до точки наблюдения, что и создает иллюзию уже не замедления, а ускорения времени. То есть обнаруживается явное противоречие. Теперь осталось заменить в экспериментах импульсы на часы, т.е. на свет, отраженный часами, который и передает нам информацию о ходе часов. А так как свет можно рассматривать как совокупность отдельных импульсов, то все принципы и механизмы эксперимента будут справедливы и в отношении света. Два одинаковые по сути эксперимента дали два противоположных результата. В одном опыте скорость замедляет время, в другом та же скорость, но уже ускоряет время. Значит, изменяется не само время, т.е. скорость течения процесса, а информация о скорости течения процесса. В зависимости от скорости и направления движения источника относительно приемника или приемника относительно источника и благодаря постоянству скорости света, информация о событии может “ растягиваться” или “сжиматься”, что и создает иллюзию относительности времени.
Всю эту механику мог бы объяснить в свое время Доплер, если бы в своем эффекте подметил еще одну деталь: вместе с частотой, которая растягивается или сжимается в зависимости от скорости и направления движения - растягивается или сжимается информация о протяженности события. Простой пример. Звук, частотой 100 герц, в течение одной минуты будем записывать на обыкновенную магнитную ленту. Если данную запись будем прослушивать на скорости в два раза меньшей скорости записи, то частота звука, который мы будем слышать, будет уже не 100, а 50 герц. Но и время воспроизведения минутной записи растянется на две минуты.
Теперь о “ парадоксе близнецов”. С точки зрения брата – землянина, часы брата-космонавта, движущегося со скоростью, допустим, 99% от скорости света - будут идти почти в два раза медленнее его собственных часов. Но согласно принципу относительности рассуждения можно обратить. Но на самом деле оказывается, что обратить рассуждения нельзя. Так как с точки зрения “брата-космонавта” часы “ брата-землянина” будут идти в 99 раз медленнее его собственных часов, потому что свет, как носитель информации распространяется в одном направлении с кораблем и лишь немного, всего на 1% , движется быстрее корабля.
Простая аналогия: мимо стоящего наблюдателя движется поезд со скоростью 100км/час. Каждую секунду мимо наблюдателя, проходит один вагон. Но если наблюдатель станет двигаться в том же направлении, что и поезд и со скоростью 99 км/час, то каждый вагон, который будет его обгонять, он будет наблюдать не одну, а 99 секунд.
Мы живем в мире отраженного света, в мире информации о прошлом.
Наши органы чувств устроены так, что реальность наше сознание воспринимает в виде информации о реальности. Рнельзя отождествлять информацию о реальности с самой реальностью.
Можно предположить Рё далекое будущее Рё вспомнить еще более далекое прошлое, РЅРѕ это РЅРµ означает, что Рё будущее Рё прошлое существуют РІ реальности. Будущее слагается РёР· прошлого. Для будущего - настоящий момент является прошлым. Рзменяя настоящее РїРѕ своему усмотрению, вследствие причинно-следственных отношений, РјС‹ неизбежно, каждое мгновение, будем изменять будущее. РР· этого следует: либо РІСЃРµ наши действия Рё даже мысли абсолютно детерминированы, либо путешествиями РІРѕ времени должны заниматься исключительно писатели фантасты-сказочники.
Можно мысленно мгновенно перенестись на расстояние тысячу световых лет от Земли, мысленно соорудить супертелескоп, при помощи которого можно будет наблюдать Землю такой, какой она была тысячу лет назад. Но это будет не реальность, а информация о том, что происходило на Земле тысячу лет назад. Рни попасть туда, ни вмешаться в происходящее, ни, тем более что-то изменить в происходящем - мы не сможем.
Так что же такое “время” и можно ли, изначально не зная и не понимая сущность предмета, основываясь только на абстрактных математических предположениях, объяснить свойства и функциональность данного предмета?
Я считаю, что время – это количественная мера действий и событий за условную единицу; виртуальная мера, определяющая количество действия.
Стрелки часов двигает РЅРµ время, Р° энергия пружины часового механизма. Земля вращается РІРѕРєСЂСѓРі Солнца Рё РІРѕРєСЂСѓРі своей РѕСЃРё РІРѕРІСЃРµ РЅРµ РїРѕРґ действием времени. Р, даже стареем РјС‹ РЅРµ РѕС‚ воздействия времени, Р° вследствие тех физических Рё химических процессов, которые изменяют наш организм.
Если обыкновенная линейка - это РїСЂРёР±РѕСЂ, измеряющий количество длины, относительно собственной длины, то часы - это “линейка”, измеряющая количество действия, относительно собственного действия-эталона. Р’ часах таким эталоном являются колебания маятника. Рталоном, относительно которого можно измерять количество действия может служить любое равномерное периодическое действие- вращение Земли РІРѕРєСЂСѓРі Солнца - РіРѕРґ, вращение Земли РІРѕРєСЂСѓРі своей РѕСЃРё - сутки Рё С‚.Рґ.
Время невозможно наделить физическими свойствами, как невозможно наделить физическими свойствами – например - числовой ряд, по причине того, что и то и другое- понятия абсолютно воображаемые.
Время- символ, не имеющий физического воплощения. Такой же символ, как, например – герб. Герб существует в реальности, но эта реальность не имеет физических свойств. Если мы станем изучать физические свойства герба, отлитого, например, из бронзы - то мы будем изучать физические свойства бронзы, но никак ни герба. Время не может производить никакого физического действия и поэтому не может быть определено, как некая материальная сущность.
Время- понятие того же порядка что и килограмм, метр, градус или цифра. Все это ассоциативные и воображаемые понятия, не существующие в реальности и материализующиеся только в случае применения этих понятий к чему-то материальному: килограмм чего-то, метр чего-то, температура чего-то или час какого-то действия.
Рсовсем непонятно, как не зная, что такое “время”, представлять путешествие во времени, как некую существующую реальность. Можно ли построить, например, теорию аэродинамики не зная, что такое воздух? Так почему создание “ машины времени” считается возможным и эта возможность не отрицается наукой? Ведь “машина времени” - та же категория, что и “вечный двигатель”. Рто и другое - не более, чем мечта.
Само понятие “путешествие” предполагает некое физическое действие, а любое физическое действие может быть осуществлено только с чем-то материальным, относительно чего-то материального. Прошлое- это воспоминание, будущее - мечты и предположения. Можно ли совершить некие физические действия с воспоминаниями, мечтами и предположениями? Желание путешествовать во времени - это желание верить в чудо. Но чудес не бывает. Любое чудо – материально.
Конечно, лишить писателей фантастов-сказочников возможности путешествовать во времени – то же самое, что отнять у ребенка его любимую игрушку. Но я думаю - ничего страшного. Со временем писатели-фантасты перестанут сочинять сказки о машине времени и найдут себе другую забаву.
В свое время, французская Академия наук, прекратив прием проектов “вечного двигателя” - избавила мир от одной глупости. Сейчас было бы просто полезно избавиться еще от одной, я имею в виду путешествие во времени. Потому что путешествие во времени - это такая же нелепость, как, например - цвет килограмма, вес градуса или температура числового ряда.
2
Что касается пространства, то Рє уже известным - физическому вакууму, континууму, многомерности Рё параллельным мирам СЏ хочу добавить СЃРІРѕРµ видение Рё понимание данного предмета. Опыт Альберта Майкельсона РЅРµ доказал материальность пространства. РќРѕ ведь можно рассуждать Рё так: отсутствие доказательства – еще РЅРё есть доказательство отсутствия. Может быть, сама идея опыта была РЅРµ самой удачной? Ведь Майкельсон, рассуждая традиционно, пытался обнаружить некие “частицы” эфира, некую дискретную структуру. РќРѕ кто сказал, что пространство должно быть обязательно дискретным? Существование, например, магнитного поля РЅРё Сѓ РєРѕРіРѕ РЅРµ вызывает сомнения. РќРѕ РЅРё РєРѕРјСѓ РЅРµ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РІ голову искать “частицы” магнитного поля. РўРѕ есть РІСЃРµ согласны СЃ тем, что поле есть, Р° “частиц” поля нет. Если пространство РЅРµ материально, то возникают некоторые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Что есть 150млн РєРј РѕС‚ Земли РґРѕ Солнца? Скорость света постоянна относительно чего? Почему скорость света РЅРµ зависит РѕС‚ скорости Рё направления движения источника света, С‚.Рµ. как объяснить эффект Доплера? Р, возможно, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ РІРѕРїСЂРѕСЃ: РІ чем Рё относительно чего РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ движение физического тела Рё что определяет геометрию Вселенной?
А что, если построить новую модель эфира-пространства и наделить это пространство способностью обеспечивать и действие Закона всемирного тяготения и быть средой распространения световых и электромагнитных волн?
Если рассматривать два агрегатных состояния воды - жидкость и лёд - то лёд можно представить, как вещество, а жидкость, как пространство. Но жидкость “ пространство” - жидкость особенная и необыкновенная. В отличие от воды, состоящей из молекул, атомов и т.д.- пространство недискретно, т.е. не имеет дискретной структуры. Вследствие чего, любой объем пространства можно разделить на бесконечно большое число меньших объемов, при этом мы никогда не получим тот, абсолютно малый, конечный, фундаментальный объем или фундаментальную длину.
Пространство – некое безагрегатное состояние вещества, С‚.Рµ. потенциальное вещество. Пространство - это то, РёР· чего состоит РІСЃРµ. Рто та “жидкость”, РїСЂРё “замерзании” которой, образуются снежинки различных размеров, структуры Рё конфигурации - С‚.Рµ. вещество.
Количественное определение и количественное понимание пространства - в определенной мере могут служить доказательством материальности пространства. А эффект Доплера – чем не доказательство, того, что пространство есть некая материальная конкретность?
Еще одним доказательством материальности пространства может служить опыт со сверхточными часами. Часы у поверхности Земли “ идут” медленнее часов, находящихся на некотором удалении от Земли. Рхотя объясняется это тем, что гравитация замедляет время - на этот опыт можно посмотреть с иной точки зрения. Если согласиться с тем, что пространство - некая физическая среда, то значит эта среда должна обладать какими-то физическими свойствами. Например, плотностью.
Можно провести некую аналогию между плотностью пространства и плотностью земной атмосферы. Чем ближе к поверхности Земли, тем атмосфера плотнее. Рчем дальше от поверхности, тем атмосфера будет более разряженной, т.е. менее плотной. Скорость звука у поверхности Земли будет значительно большей, чем на высоте, скажем, 20км, т.к. скорость распространения волны зависит от плотности среды распространения.
Плотность пространства также зависит от близости поверхности Земли, только с точностью наоборот. Если мы Землю будет рассматривать, как некую конкретную определенную массу, обладающую тяготением, то становится понятным, почему атмосфера у поверхности более плотная. У поверхности сила притяжения, зависящая от расстояния – больше и потому молекулы воздуха, обладающие массой, у поверхности притягиваются с большей силой, чем на удалении.
Рйнштейн РІ своей общей теории относительности РЅРµ сумев искривить трехмерное пространство РЅРµ нарушая пропорций трехмерного пространства, - потому, что невозможно искривить, например, шар, РєСѓР± или пирамиду, сохранив РёС… пропорции, придумал, несуществующее РІ реальности, четвертое измерение-пространство-время, РіРґРµ масса искривляет пространство, образуя РІРѕСЂРѕРЅРєСѓ. Р, чем больше масса - тем глубже РІРѕСЂРѕРЅРєР°. РќР° самом же деле РІСЃРµ выглядит несколько проще Рё поэтому понятней.
Предлагаю следующий опыт.
РР· стальной проволоки сделаем окружность диаметром допустим 1 метр. РќР° эту окружность натянем тонкую резину, так, чтобы плотность резины РІ образовавшемся РєСЂСѓРіСѓ была примерно одинакова. Р’ середину этого РєСЂСѓРіР° положим стальной шар массой -допустим- 100 грамм. Масса стального шара растянет резину, образовав РІРѕСЂРѕРЅРєСѓ, РіРґРµ плотность резины будет тем меньшей, чем ближе Рє шару, Рё тем большей, чем дальше РѕС‚ шара.
То же самое происходит и с трехмерным пространством. Земля (масса) не искривляет, а растягивает, т.е. разряжает пространство и у поверхности плотность пространства будет меньше, чем на удалении. Если от плотности воздуха зависит скорость распространения звуковой волны, то от плотности пространства зависит и скорость распространения электромагнитных волн, и сила тяготения ( конечно если это тяготение, а не нечто иное), и быстротечность всех физических процессов - т.е. время.
Чтобы понять, что такое пространство надо понять, что такое движение.
Движение – процесс взаимодействия физического тела СЃ пространством, процесс перемещения физического тела РІ пространстве Рё относительно пространства. Пространство обладает потенциальной энергией Рё поэтому движение можно рассматривать, как процесс энергообмена между физическим телом Рё пространством, РєРѕРіРґР° кинетическая энергия физического тела переходит РІ потенциальную энергию пространства, Р° потенциальная энергия пространства переходит РІ кинетическую энергию физического тела. Рчем выше интенсивность этого энергообмена, тем выше скорость движения. Рто принцип равномерного прямолинейного движения РїРѕ инерции. Если РЅР° физическое тело действует некая посторонняя постоянная сила, то физическое тело, стремясь сохранить баланс энергообмена СЃ пространством, движется СЃ ускорением.
Движение – изменения координат физического тела в пространстве, т.е. пространство, определяет местоположения физического тела. Пространство определяет понятие “ где”, и само существование физического тела определяется непосредственно пространством. Если физическое тело существует, значит оно где-то находится, и в отсутствие пространства невозможно доказать существование физического тела. Расстояние и объем – количественные показатели пространства, определяющие размеры любого физического тела и любой материальной сущности.
Ртут встает РІРѕРїСЂРѕСЃ. 15 миллиардов лет тому назад, РЅРµ было РЅРё пространства, РЅРё времени, Р° РІСЃРµ вещество Вселенной было сконцентрировано РІ какой-то невообразимо малой точке, равной объему атомного СЏРґСЂР°. Рђ как определились эти размеры? Ведь процесс измерения - это процесс сравнения чего–то СЃ чем-то, чего-то относительно чего-то. Относительно чего, Рё РІ сравнение СЃ чем определялись размеры данной сингулярности? Рсамое интересное, РіРґРµ эта сингулярность находилась РІ тот момент, РєРѕРіРґР° того, что определяет понятие “где” - С‚.Рµ. пространства - еще РЅРµ было? Затем РІРґСЂСѓРі эта неизвестно РіРґРµ находящаяся бесконечно плотная точка, РїРѕ неизвестной, Рё потому РЅРµ вызывающей сомнения причине - взорвалась Рё начала расширяться, С‚.Рµ. вещество пришло РІ движение. РќРѕ как может что-то двигаться РІ отсутствие того, РІ чем Рё относительно чего это движение РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚? Нет, СЏ РЅРё сколько РЅРµ сомневаюсь РІ том, что Вселенная расширяется. Только для того, чтобы объяснить “ разбегание” галактик- совсем РЅРµ обязательно устраивать “ большой взрыв”. Р, чтобы объяснить “красное смещение” далеких галактик - необязательно разгонять РёС… РґРѕ скорости, близкой Рє скорости света.
Процесс расширения Вселенной - процесс круговорота вещества во Вселенной, подобный процессу круговорота воды на Земле, когда вода испаряется в океане, выпадает снегом в Антарктиде, снег превращается в лёд и в виде айсбергов, откалывающихся от материка, это лёд уплывает в океан, чтобы растаять и снова испариться.
Примерно то же самое происходит с веществом во Вселенной. Вселенная- это бесконечный процесс, не имеющий начала во времени.
Р, чтобы понять механизм этого процесса - вернемся Рє понятию “плотность пространства”, Рё, чтобы понять, что это такое - построим простую аналогию.
Представим полоску резины определенной длины и мысленно поставим на этой полоске несколько точек разметок на некотором расстоянии одна от другой. Если мы эту полоску растянем в два раза, то есть увеличим в два раза ее длину, то расстояния между точками разметки так же увеличатся в два раза. Начальная, не растянутая длина полоски составляет половину длины растянутой. Рполучается: растягивая полоску, т.е. уменьшая количество резины между точками разметки, мы увеличиваем расстояние между этими точками. Ресли эту полоску наделить неограниченной эластичностью и растягивать ее до бесконечной длины, то количество резины на любом отрезке будет стремиться к нулевому значению, а расстояние между любым количеством точек разметки – будет стремиться к бесконечно большому значению. Количественный показатель - переходит в качественный, т.е. чем меньше количество резины, вследствие растяжения, тем больше расстояние.
Теперь представим некий объем пространства и мысленно ограничим его неким пространствонепроницаемым экраном. Разместим в этом объеме на некотором расстоянии одна от другой несколько точек. Затем, посредством некого мысленного клапана, будем “откачивать”, т.е. уменьшать количество и соответственно плотность пространства в данном ограниченном объеме. Расстояние между точками, размещенными в данном объеме, если мы будем его измерять временем прохождения света – будет по мере уменьшения плотности пространства - увеличиваться. Так как скорость волны, в данном случае световой, зависит от плотности среды распространения. Уменьшив плотность пространства до бесконечно малого значения, т.е. создав пространственный вакуум, мы получим бесконечно большие расстояния между нашими точками, находящимися в данном объеме. Рполучается так, что если создать абсолютный пространственный вакуум, даже в незначительном объеме, то вещества всей Вселенной не хватит, чтобы заполнить этот объем.
Если понимать пространство, как материальную физическую среду, то можно понять и объяснить такие загадочные, в данный момент состоящие в основном из математических построений, объекты, именуемые “черными дырами”. Часто получается так, что математика абстрагирует конкретное, а логика- конкретизирует абстрактность. Ря, при помощи логики, попытаюсь конкретизировать абстрактность в определенный физический объект.
Как известно, “черная дыра”- это сколлапсировавшая звезда очень большой массы. Звезда, которая под действием гравитационных сил сжалась до определенных размеров.
Чтобы понять, как это происходит, вначале надо понять, что такое гравитация.
Р’СЃСЏРєРѕРµ физическое тело, обладающее массой Рё находящееся РІ пространстве, растягивает РІРѕРєСЂСѓРі себя пространство, создавая определенную область разряжения. Степень разряжения зависит РѕС‚ массы. Чем больше масса, тем сильнее разряжение. РџРѕ мере удаления РѕС‚ массы, плотность пространства увеличивается. Рными словами, плотность пространства Сѓ поверхности планеты, звезды или “черной дыры” меньшая, чем РЅР° удалении. Р’РѕС‚ почему луч света, РїСЂРѕС…РѕРґСЏ РЅР° близком расстоянии РѕС‚ звезды, замедляет СЃРІРѕСЋ скорость распространения. Так как скорость волны находится РІ РїСЂСЏРјРѕР№ зависимости СЃ плотностью среды распространения. Р РЅРµ гравитация замедляет скорость распространения света, Р° состояние среды распространения.
Если РІСЃСЏРєРѕРµ физическое тело, обладающее массой, падает РЅР° Землю потому, что РѕРЅРѕ притягивается Землей, то возникает такой РІРѕРїСЂРѕСЃ. Если поверхность Земли притягивается Рє центру, Рё, если это РІСЃРµ-таки тяготение, то центр должен СЃ такой же силой притягиваться Рє поверхности. Рначе нарушится Закон равнодействия СЃРёР». Р, если Закон равнодействия СЃРёР» действует, то центр Земли, притягиваясь Рє поверхности СЃ такой же силой, как Рё поверхность Рє центру - РЅРµ может быть плотным. РўРѕ есть Земля должна быть пустотелой. Рђ если СЏРґСЂРѕ Земли плотное – значит гравитация РЅРµ есть тяготение. Так почему РІСЃРµ падает РЅР° Землю? РџРѕ той же причине, РїРѕ которой пузырек РІРѕР·РґСѓС…Р° всплывает СЃРѕ РґРЅР° РЅР° поверхность. Плотность пузырька РІРѕР·РґСѓС…Р° значительно меньше плотности окружающей его РІРѕРґС‹. Давление РІРѕРґС‹ РЅР° РґРЅРµ СЃРѕСЃСѓРґР° больше, чем Сѓ поверхности, вследствие чего Рё плотность РІРѕРґС‹ РЅР° РґРЅРµ СЃРѕСЃСѓРґР°, хоть Рё незначительно, РЅРѕ РІСЃРµ-таки большая, чем Сѓ поверхности. Рпузырек РІРѕР·РґСѓС…Р° вытесняется РёР· более плотной среды РІ менее плотную.
Всякое физическое тело, обладающее массой и создающее вокруг себя область некоторого пространственного разряжения, являет собой подобие пузырька воздуха, который вытесняется из более плотного пространства на удалении от Земли (массы), в менее плотное пространство у поверхности. Вот и получается, что все падает на Землю не под действием силы притяжения, а под действием выталкивающей силы.
Р, если заменить F – силу притяжения РЅР° выталкивающую силу, убрать G- как постоянную всемирного тяготения, то получится РїРѕРґРѕР±РёРµ формулы Закона всемирного тяготения (выталкивающая сила равна произведению масс деленному РЅР° квадрат расстояния).
Теперь вернемся к “черной дыре”. Огромная масса “черной дыры” обусловлена огромным количеством вещества, сконцентрированного в сравнительно небольшом объеме. Но небольшой объем - это только внешняя сторона. Если мы удалимся от “черной дыры” на расстояние, на котором действие “черной дыры” прекратиться и представим расстояние от точки нашего нахождения до центра “черной дыры”, как радиус и проведем окружность с этим радиусом вокруг “черной дыры”, то диаметр, который будет проходить через “черную дыру”, если его длину мы будем измерять временем прохождения света, диаметр данной окружности, нарушая законы геометрии, окажется значительно длиннее дуги, по причине того, что по мере приближения к массе плотность пространства уменьшается и, следовательно, увеличивается условное расстояние. Рчем меньше плотность пространства, тем больше “точек” мы можем, поместит в условном объеме, т.е., чем меньше плотность пространства, тем большее количество вещества может поместиться в условном объеме. Таким образом, можно представить, как в кубическом сантиметре “черной дыры” помещается миллион тонн вещества. Потому, что кубический сантиметр внутри “черной дыры” - это с нашей внешней точки зрения кубический сантиметр. Если же мы посмотрим на этот кубический сантиметр, находясь, разумеется, мысленно, внутри “черной дыры”, то окажется, что этот кубический сантиметр имеет объем, соответствующий объему, который занимает миллион тонн вещества в наших земных условиях.
Такое массивное физическое тело, как “черная дыра” РЅРµ может РЅРµ производить физического действия. РќРѕ так как плотность пространства Сѓ “черной дыры” РІ СЌРЅРЅРѕРµ количество раз меньше нашей плотности пространства, то РІ такое же количество раз медленнее протекают РІСЃРµ физические процессы. Если, например, разность плотности пространства будет 10-ти кратной, то Р·Р° то “время”, РєРѕРіРґР° РЅР° “черной дыре” пройдет час, РЅР° Земле пройдет 10 часов. Р, если, РЅР° “черной дыре” Р·Р° час произойдет 100 каких-то событий, то РЅР° Земле эти 100 событий Р±СѓРґСѓС‚ фиксироваться РІ течение 10 часов, С‚.Рµ. 10 событий РІ час РІ отличие РѕС‚ 100 событий РІ час РЅР° “черной дыре”. Если данная “черная дыра” будет излучать электромагнитные волны длиной, например, 100 метров, то РЅР° Земле эти волны РјС‹ будем принимать как волны, длиной 1 000 метров, потому что РїРѕ мере удаления волн РѕС‚ “черной дыры” будет возрастать РёС… скорость (чем дальше РѕС‚ массы, тем больше плотность среды распространения) Рё скорость каждой предыдущей волны будет больше скорости каждой последующей волны, вследствие чего волна будет растягиваться, С‚.Рµ. будет увеличиваться длина волны. Такое РІРѕС‚ “красное смещение” без расширения. Рполучается: что для того, чтобы объяснить “красное смещение” РІ спектре далеких галактик, совсем необязательно разгонять эти галактики РґРѕ околосветовых скоростей, обусловленных “большим взрывом”.
Но если “большого взрыва” не было, то, что может являться причиной расширения Вселенной?
С одной стороны Вселенная - это самое большое физическое тело. С другой стороны - это бесконечный во времени процесс, подобный круговороту воды на Земле. Вселенная – это замкнутый, бесконечный во времени процесс преобразования или круговорота материи. Геометрию Вселенной определяет пространство. Различная плотность пространства обуславливает и является причиной преобразования или круговорота материи.
Для лучшего понимания еще раз сравним пространство с водой. Представим, что вода в жидком состоянии - это вещество, а водяной пар- это пространство. Пар образуется при кипении воды. Кипения воды можно достигнуть двумя способами. Либо при нормальном давлении воду надо нагреть до 100 градусов, т.е. до точки кипения, либо понизить давление. В вакууме вода может кипеть и при температуре ноль градусов. Охлаждаясь, пар конденсируется, т.е. снова превращается в воду. Но воду из пара можно получить и не охлаждая пар. Если горячий пар достаточно сильно сжать, то он превратится в воду.
То же самое, возможно, происходит с дискретным веществом и не дискретным пространством.
Почему происходит взрыв “сверхновой звезды”? Можно предположить следующую причину.
Звезда, имеющая РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ массу, остывая, начинает сжиматься. РџРѕРґРѕР±РЅРѕ РіСѓР±РєРµ, которая РїСЂРё сжимании вытесняет РёР· себя РІРѕРґСѓ, вещество звезды, сжимаясь, вытесняет РёР· себя пространство. Рчем ближе Рє центру звезды, тем плотность пространства становится меньшей, Рё большее количество вещества размещается РІ условном объеме. Р’ центре звезды плотность пространства достигает той малой критической плотности, РїСЂРё которой дискретное вещество звезды, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ РІРѕРґРµ РІ вакууме - “закипает”, С‚.Рµ., дискретное вещество переходит РІ недискретное состояние, С‚.Рµ. становится потенциальным веществом или пространством Рё так как плотность пространства РІ области перехода вещества РёР· дискретного состояния РІ недискретное значительно больше окружающей плотности, то это плотное пространство, стремясь уравновеситься СЃ окружающей плотностью, начинает быстро расширяться. Рнергия РїРѕРєРѕСЏ вещества, перешедшего РІ недискретное состояние, становится энергией пространства Рё РІ РІРёРґРµ импульса передается окружающему дискретному веществу. Вследствие чего, вещество, получив колоссальный импульс, быстро перемещается РѕС‚ центра Рє периферии, что Рё РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє взрыву звезды.
Взрыв сверхновой звезды ничто РёРЅРѕРµ, как материальное доказательство Рё подтверждение гениального вывода Рйнштейна Рѕ СЃРІСЏР·Рё массы СЃ энергией. Взрыв сверхновой – это гениальная формула
Е0 = m0 c2 - в действии.
РўРѕ, может быть сравнительно даже небольшое количество вещества, которое переходит РІ недискретное состояние, высвобождает, согласно формуле Рйнштейна, такое количество энергии, которого достаточно для того, чтобы взорвать звезду.
Теперь попробуем превратить пространство РІ вещество. Если представить Вселенную, как некий огромных размеров шар, то этот шар будет иметь центр. Плотность пространства РІ центре этого шара- Вселенной, будет невероятно большой. Почему это так, будет понятно РёР· дальнейшего объяснения. Рто сверхплотное пространство, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ тому, как РІРѕРґСЏРЅРѕР№ пар РїСЂРё сжатии превращается РІ РІРѕРґСѓ- превращается, или конденсируется, или кристаллизуется РІ вещество. Возможно это первовещество даже РЅРµ плазма, Р° некое, нам РїРѕРєР° неизвестное, агрегатное состояние вещества. РќРѕ это уже некие дискретные частицы, обладающие массой. Рђ так как масса растягивает РІРѕРєСЂСѓРі себя пространство, то эти частицы- пузырьки, это вещество СЃ РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ силой, СЃ силой взрыва выталкивается РёР· РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ плотности РІ центре Вселенной РІ меньшую РЅР° периферии. Р СЃ какой силой пространство выталкивает вещество, СЃ такой же силой вещество отталкивает РѕС‚ себя пространство РІ направлении противоположном движению вещества. Работает Закон равнодействия СЃРёР», что Рё обуславливает высокую плотность пространства РІ центре Вселенной.
Р’ центре Вселенной, образовавшиеся частицы дискретного вещества получают РѕС‚ плотного пространства, обладающего РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ потенциальной энергией, ту колоссальную энергию РїРѕРєРѕСЏ, которую предсказал Рё рассчитал Рйнштейн.
По мере удаления от центра, частицы не только выталкиваются, но и приталкиваются друг к другу и образуют некие сгустки дискретного вещества. Дальше из этих сгустков образуются звезды, планеты и все другие космические объекты. Звезды и планеты собираются в галактики и под действием выталкивающей силы перемещаются все дальше и дальше от центра в область меньшей плотности пространства. По мере удаления от центра, плотность пространства становится все меньшей и меньшей. Силы, удерживающие вещество в виде образований (звезды, планеты и т.д.) ослабевают и вещество разряжается. В конце концов, вещество, достигает той критической плотности пространства, когда оно, вещество, переходит из дискретного состояния в недискретное. Но этот переход не сопровождается взрывом, как в сверхновой звезде, потому, что вещество будет настолько разряженным, что его количество в условном объеме будет ничтожно мало. Рвещество будет подобно воде, которая при комнатной температуре и нормальном давлении, испаряется естественным путем. Вещество будет как бы испарятся, отдавая свою энергию пространству, которое, перемещаясь к центру будет приобретать все большую и большую плотность и энергонасыщенность, для того, чтобы в центре Вселенной снова стать дискретным веществом. Вот такой замкнутый круг.
Конечно это РІСЃРµ предположения. Р, чтобы эти предположения могли претендовать РЅР° действительность, нужен опыт, который докажет материальность пространства, докажет, что пространство некая физическая среда. РЇ РјРѕРіСѓ предложить несколько простых Рё РЅРµ дорогостоящих опытов, которые РЅР° РјРѕР№ взгляд, СЃРјРѕРіСѓС‚ доказать материальность пространства. Ресли материальность пространства будет доказана, то это будет иметь большие перспективы как РІ науке, так Рё РІ технике. Рзучив, Рё научившись управлять свойствами пространства Рё массы, можно будет найти СЃРїРѕСЃРѕР± перемещения РІ пространстве СЃ неограниченной скоростью. Можно будет решить проблему “топлива” РІ межзвездных Рё межгалактических перемещениях.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru