Борис Лаптев
Область научных интересов Рќ.Р.Лобачевского РЅРµ ограничивалась математикой. РћРЅ преподавал механику, астрономию, физику, зачастую давая оригинальную трактовку излагаемым предметам. Долгие РіРѕРґС‹ РѕРЅ был ректором Казанского университета.
Рзвестно, что среди математиков, пришедших Рє ее идеям, Лобачевский РЅРµ был единственным. Напомним несколько фактов, относящихся Рє истории создания неевклидовой геометрии.
РЎРІРѕРµ рассуждение РїРѕРґ названием «Сжатое изложение начал геометрии СЃРѕ строгим доказательством теории параллельных» Рќ.Р.Лобачевский представил физико-математическому отделению (факультету) университета 7 (19) февраля 1826 РіРѕРґР°.
Замечательный венгерский математик военный инженер Янош Бойаи (1802...1860) независимо от Лобачевского развил такую же систему геометрии и опубликовал свой труд как «Приложение» (по-латински Appendix) к первому тому обширного курса математики «Наставление юношам...» (1832) своего отца Фаркаша Бойаи.
Отдельные оттиски «Аппендикса» появились уже в 1831 году – это было на два года позднее публикации Лобачевского. («О началах геометрии»; журнал «Казанский вестник», 1829...1830 годы; рукопись «Сжатого изложения...» не была опубликована и до нас не дошла).
В отличие от Лобачевского Янош Бойаи, не встретив понимания и поддержки, прекратил дальнейшую разработку новой геометрии.
Великий немецкий математик Карл Фридрих Гаусс (1777...1855), названный современниками «королем математиков», как выяснилось из посмертных публикаций его переписки с друзьями и его научных дневников, еще до Лобачевского получил основные соотношения новой геометрии. Однако он свои результаты но только не опубликовал, но и запретил друзьям говорить кому-либо о них. Отчасти он опасался непонимания и резких отзывом со стороны современников (боялся потревожить, как он писал, «гнездо ос»), отчасти (и это было основной причиной), он долго не мог примириться сам с полученными им выводами, поскольку новая геометрия нарушала стройность его идеалистического мировоззрения и ему приходилось исключать геометрию из идеальной области чистой математики как нуждающуюся в экспериментальной проверке.
Таким образом, Сѓ истоков первой неевклидовой геометрии стоят имена трех ученых. РќРѕ работа Рќ.Р.Лобачевского была опубликована первой, Рё только РѕРЅ полностью разработал СЃРІРѕРё идеи, включив РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рѕ вычислении длин РґСѓРі, площадей Рё объемов. Рхотя РѕРЅ встретил непонимание Сѓ современников, отрицательное отношение СЃРѕ стороны Академии наук (отзыв Рњ.Р’.Остроградского, 1832), Р° РІ реакционном журнале Р¤.Булгарина «Сын отечества» даже появилась анонимная издевательская рецензия (1834), РІСЃРµ-таки РѕРЅ продолжал отстаивать СЃРІРѕРё геометрические идеи РЅР° протяжении всей Р¶РёР·РЅРё, находя РёРј применение РІ самой математике, обосновывая Рё развивая РёС… РІ целом СЂСЏРґРµ работ. Последнюю РёР· РЅРёС…, «Пангеометрию», РѕРЅ, ослепший, СѓР¶Рµ РЅРµ РјРѕРі писать сам, Рё РѕРЅР° была РёРј продиктована ученикам Р·Р° РіРѕРґ РґРѕ смерти.
Непротиворечивость РЅРѕРІРѕР№ геометрии была впоследствии строго доказана Р¤.Клейном (1871), опиравшимся РЅР° результаты Рђ.Кэли (1859) Рё Р.Бельтрами (1868) Рё разработавшим общую теорию неевклидовых геометрий.
В этой общей системе «воображаемая геометрия» была названа Ф.Клейном гиперболической, но по справедливости она будет сохранять также и другое имя – «геометрия Лобачевского – Бойаи».
Р’ СЃРІРѕРёС… работах Рќ.Р.Лобачевский предстает перед читателем прежде всего как глубокий математик, обратившийся Рє исследованиям начал этой науки.
В самом деле, кто не согласится, что никакая математическая наука не должна бы начинаться с таких темных понятий, с каких, повторяя Евклида, начинаем мы геометрию, и что нигде в математике нельзя терпеть такого недостатка строгости, какой принуждены были допустить в теории параллельных линий Правда, что против ложных заключений от неясности первых и общих понятий в геометрии предостерегает нас представление самих предметов в нашем воображении, а в справедливости принятых истин без доказательства убеждаемся простотою их и опытом, например, астрономическими наблюдениями; однако ж все это нисколько не может удовлетворить ум, приученный к строгому суждению. К тому и не вправе пренебрегать решением вопроса, покуда оно неизвестно и покуда не знаем, не послужит ли оно еще к чему другому...
Первые понятия, с которых начинается какая-нибудь наука, должны быть ясны и приведены к самому меньшему числу. Тогда только они могут служить прочным и достаточным основанием учения. Такие понятия приобретаются чувствами: врожденным – не должно верить.
«О началах геометрии». 1829.
Прибегнув Рє опыту Рё использовав новейшие современные ему результаты астрономических измерений параллаксов звезд, опираясь РїР° соотношения своей геометрии, Лобачевский пришел Рє выводу, что геометрия реального РјРёСЂР°, РіРґРµ прямые линии реализуются лучами света, для довольно больших расстояний (РїРѕСЂСЏРґРєР° диаметра солнечной системы) почти евклидова. Рными словами, отклонение РѕС‚ евклидовой геометрии, если РѕРЅРѕ Рё существует, весьма мало. Таким образом, более общая геометрическая система послужила логическим базисом для обоснования практической применимости более простой, «употребительной» геометрии.
Лобачевский установил, в частности, что по его теории в масштабах солнечной системы сумма углов треугольника может отличаться от 180° (или, как еще говорят, от двух прямых) не более чем на несколько миллионных долей секунды, то есть в пределах ошибок измерений.
Чем менее, следовательно, треугольник, тем сумма углов его менее разнится от двух прямых. После этого можно воображать, сколько эта разность, на которой основана наша теория параллельных, оправдывает точность всех вычислений обыкновенной геометрии и дозволяет принятые начала этой последней рассматривать как бы строго доказанными.
Между тем нельзя РЅРµ увлекаться мнением Рі.Лапласа, что видимые нами звезды Рё Млечный Путь принадлежат Рє РѕРґРЅРѕРјСѓ только собранию небесных светил, РїРѕРґРѕР±РЅРѕРјСѓ тем, которые усматриваем как слабо мерцающие пятна РІ созвездиях РћСЂРёРѕРЅР°, Андромеды, Козерога Рё РїСЂРѕС‡. Ртак, РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏ Рѕ том, что РІ воображении пространство может быть продолжаемо неограниченно, сама РїСЂРёСЂРѕРґР° указывает нам такие расстояния, РІ сравнении СЃ которыми исчезают Р·Р° малостью даже Рё расстояния нашей земли РґРѕ неподвижных звезд.
После этого нельзя утверждать более, что предположение, будто мера линий не зависит от углов, – предположение, которое многие геометры хотели принимать за строгую истину, не требующую доказательства, – может быть не оказалось бы приметно ложным еще прежде, нежели перейдем за пределы видимого нами мира.
«О началах геометрии». 1829.
Глубокий интерес к началам наук Лобачевский проявлял уже с первых лет своей научной деятельности. Общеизвестно, к каким достижениям это привело его в геометрии. Рв алгебраических исследованиях и в математическом анализе его внимание к началам науки дало ряд глубоких, ценных результатов. Так, в своей «Алгебре» – первом в русской литературе курсе высшей алгебры (книга прошла цензуру в 1832 году) – он обратил особое внимание на свойства операций с числами. Здесь же при решении систем линейных алгебраических уравнений впервые в мировой учебной литературе вводятся определители. В области математического анализа Лобачевский занимался вопросами сходимости («исчезания») рядов и в связи с этим уточнил понятие функции («Об исчезании тригонометрических строк», 1834), разграничил понятия непрерывности и дифференцируемости. Ценные результаты он получил и в теории вероятностей.
Существенно отметить, что Лобачевский не был только математиком, замкнувшимся в своей деятельности в одной этой области науки. Для него математика – лишь один из инструментов, позволяющих наиболее глубоко проникнуть в познание закономерностей природы.
Науке чисел принадлежит РІСЃРµ, что имеет величину; Р° что РІ физическом РјРёСЂРµ ее РЅРµ имеет? Р’ нем РІСЃС‘ существует РїРѕРґ необходимым условием быть измеряему Рё, следовательно, РІСЃРµ подчинено законам математики. Посему РІСЃРµ естественные науки силятся встать РЅР° ту высокую ступень совершенства, РЅР° которой последует РёС… соединение СЃ математикой; Рё СЃРѕ времени сего соединения РёС… успехи РїРѕР№РґСѓС‚ быстрыми шагами вперед. Рто случилось СѓР¶Рµ СЃ физикой, РІ недавнее время СЃ минералогией, Рё есть надежда того Р¶Рµ ожидать для всей С…РёРјРёРё. Достигая РґРѕ истин, Рє открытию которых ведет математика Рё которых важность поражает, если возвратиться назад Рє самому источнику великих Рё неожиданных успехов, то найдем, что строгая наука есть вместе наука здравого суждения, что всему основанием служит справедливое понятие Рѕ вещах, которое РЅРµ оставляет вести математика чрез его вычисления. После чего нет СѓР¶Рµ явлений РїСЂРёСЂРѕРґС‹, которых Р±С‹ РѕРЅ РЅРµ РјРѕРі изъяснить; нет явлений, которых Р±С‹ РѕРЅ РЅРµ РјРѕРі предсказать Рё определить СЃ точностью Рё время Рё меру. Казалось Р±С‹, что понятие Рѕ вещах Рё здравое Рѕ РЅРёС… суждение РЅРµ должно зависеть РѕС‚ вычислений; РЅРѕ то, однако Р¶, правда, что СѓРј, приученный вычислениями, далеко продолжает еще идти Р·Р° ту границу, которую РЅРµ переступит СѓРј, непосвященный РІ таинство науки чисел.
«Происхождение и распространение звука в воздухе». 1823.
Широта естественнонаучных интересов Лобачевского проявилась и в его педагогической деятельности в университете (1811...1845), которая не ограничивалась математическими дисциплинами. Длительные периоды он вел преподавание механики, астрономии, физики, высказывая при этом весьма прозорливые суждения. Приведем ради примера его мысль о связи пространства, движения и материи.
Р’ РїСЂРёСЂРѕРґРµ РјС‹ познаем собственно только движение, без которого чувственные впечатления невозможны. Ртак, РІСЃРµ прочие понятия, например, геометрические, произведены нашим СѓРјРѕРј искусственно, будучи взяты РІ свойствах движения; Р° потому пространство само СЃРѕР±РѕР№, отдельно, для нас РЅРµ существует. После чего РІ нашем СѓРјРµ РЅРµ может быть никакого противоречия, РєРѕРіРґР° РјС‹ допускаем, что некоторые силы РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ следуют РѕРґРЅРѕР№, РґСЂСѓРіРёРµ своей РѕСЃРѕР±РѕР№ геометрии. Чтобы выяснить эту мысль, полагаем, как Рё РјРЅРѕРіРёРµ РІ этом уверены, что силы притягательные слабеют РѕС‚ распространения своего действия РїРѕ сфере. Р’ употребительной геометрии величину сферы принимают 4πr2 для полупоперечника r РѕС‚ чего сила должна уменьшаться РІ содержании Рє квадрату расстояния. Р’ воображаемой геометрии нашел СЏ поверхность шара
π (er– e–r)2,
Рё такой геометрии, может быть, следуют молекулярные силы, которых Р·Р° тем РІСЃРµ разнообразие будет зависеть РѕС‚ числа Рµ, всегда весьма большого. (РќРµ следует путать параметр Рµ, употребляемый Лобачевским, СЃ эйлеровым числом Рµ, основанием натуральных логарифмов.) Впрочем, пусть это чистое предположение только, для подтверждения которого надобно поискать РґСЂСѓРіРёС… убедительных РґРѕРІРѕРґРѕРІ; РЅРѕ РІ том, однако Р¶, нельзя сомневаться, что силы РІСЃРµ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ РѕРґРЅРё: движение, скорость, время, массу, даже расстояния Рё углы. РЎ силами РІСЃРµ находится РІ тесной СЃРІСЏР·Рё, которую, РЅРµ постигая РІ сущности, РЅРµ можем утверждать, будто РІ отношение разнородных величин между СЃРѕР±РѕСЋ должны только входить РёС… содержания. Допуская зависимость РѕС‚ содержания, почему РЅРµ предполагать Рё зависимости РїСЂСЏРјРѕР№? Некоторые случаи РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ СѓР¶Рµ РІ пользу такого мнения; величина притягательной силы, например, выражается массою, разделенной РЅР° квадрат расстояния. Для расстояния нуль это выражение, собственно, ничего РЅРµ представляет. Надобно начинать СЃ какого-РЅРёР±СѓРґСЊ большого или малого, РЅРѕ всегда действительного расстояния, Рё тогда только сила появляется. Теперь спрашивается, как Р¶Рµ расстояние РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ эту силу? Как эта СЃРІСЏР·СЊ между РґРІСѓРјСЏ столько разнородными предметами существует РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ? Ртого, вероятно, РјС‹ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ постигнем; РЅРѕ РєРѕРіРґР° верно, что силы зависят РѕС‚ расстояния, то линии РјРѕРіСѓС‚ быть также РІ зависимости СЃ углами. РџРѕ крайней мере разнородность одинакова РІ РѕР±РѕРёС… случаях, которых различие РЅРµ заключается собственно РІ понятии, РЅРѕ только РІ том, что РјС‹ познаем РѕРґРЅСѓ зависимость РёР· опытов, Р° РґСЂСѓРіСѓСЋ РїСЂРё недостатке наблюдений должны предполагать умственно, либо Р·Р° пределами РІРёРґРёРјРѕРіРѕ РјРёСЂР°, либо РІ тесной сфере молекулярных притяжений.
«Новые начала геометрии». 1835.
Замечательные мысли Рќ.Р.Лобачевского Рѕ необходимой СЃРІСЏР·Рё свойств пространства Рё действующих РІ нем материальных СЃРёР» получили впоследствии СЃРІРѕРµ конкретное осуществление РІ общей теории относительности Рђ.Рйнштейна.
Нельзя забывать о роли Лобачевского как выдающегося университетского деятеля первой половины XIX века, отдавшего почти двадцать лет своей жизни строительству и развитию Казанского университета, замечательного педагога, просветителя и методиста.
Рта сторона его деятельности хорошо иллюстрируется речью Рќ.Р.Лобачевского «О важнейших предметах воспитания». РћРЅР° была произнесена РёРј РІ 1828 РіРѕРґСѓ РїРѕ истечении первого РіРѕРґР° ректорства. Речь публикуется СЃ несущественными для ее темы сокращениями.
О важнейших предметах воспитания
Николай ЛОБАЧЕВСКРР™
Р’ каком состоянии, воображаю, должен Р±С‹ находиться человек, отчужденный РѕС‚ общества людей, отданный РЅР° волю РѕРґРЅРѕР№ РґРёРєРѕР№ РїСЂРёСЂРѕРґРµ. Обращаю потом мысли Рє человеку, который среди устроенного, образованного гражданства последних «веков просвещения высокими познаниями СЃРІРѕРёРјРё составляет честь Рё славу своего отечества. Какая разность, какое безмерное расстояние разделяют того Рё РґСЂСѓРіРѕРіРѕ. Рту разность произвело воспитание. РћРЅРѕ начинается РѕС‚ колыбели, приобретается сперва РѕРґРЅРёРј подражанием; постепенно развертываются СѓРј, память, воображение, РІРєСѓСЃ Рє изящному, пробуждается любовь Рє себе, Рє ближнему, любовь славы, чувство чести, желание наслаждаться Р¶РёР·РЅСЊСЋ. Р’СЃРµ способности СѓРјР°, РІСЃРµ дарования, РІСЃРµ страсти, РІСЃРµ это обделывает воспитание, соглашает РІ РѕРґРЅРѕ стройное целое, Рё человек, как Р±С‹ СЃРЅРѕРІР° родившись, является творением РІ совершенстве.
Наружный вид его, возвышенное чело, взор, который всюду устремляется, все созерцает вверху, вокруг себя; черты лица, в которых изображается чувственность, покоренная уму, – все показывает, что он родился быть господином, повелителем, царем природы. Но мудрость, с которой он должен править с наследственного своего престола, не дана ему от рождения: она приобретается учением.
В чем же должна заключаться эта мудрость? Чему должно нам учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Какие способности должны быть раскрыты и усовершенствованы, какие должны потерпеть перемены, что надобно придать, что отсечь как излишнее, вредное?
Мое мнение: ничего не уничтожать и все усовершенствовать. Неужели дары природы напрасны?..
Всего обыкновеннее слышать жалобы на страсти, но как справедливо сказал Мабли: чем страсти сильнее, тем они полезнее в обществе; направление их может быть только вредно.
Что же надобно сказать о дарованиях умственных, врожденных побуждениях, свойственных человеку желаниях? Все должно остаться при нем: иначе исказим его природу, будем ее насиловать и повредим его благополучию.
Обратимся, во-первых, к главнейшей способности, уму, которым хотят отличить человека от прочих животных, противополагая в последних инстинкт. Я не того мнения, чтобы человек лишен был инстинкта, который является во многих действиях ума, который в соединении с умом составляет гений. Замечу только мимоходом, что инстинкт не приобретается; гением быть нельзя, кто не родился. В этом-то искусство воспитателей: открыть гений, обогатить его познанием и дать свободу следовать его внушениям. Ум, если хотят составить его из воображения и памяти, едва ли отличает нас от животных. Но разум, без сомнения, принадлежит исключительно человеку; разум, это значит известные начала суждения, в которых как бы отпечатались первые действующие причины вселенной и которые соглашают, таким образом, все наши заключения с явлениями в природе, где противоречия существовать не могут.
Как Р±С‹ то РЅРё было, РЅРѕ РІ том надобно признаться, что РЅРµ столько СѓРјСѓ нашему, сколько дару слова одолжены РјС‹ всем нашим превосходством перед прочими животными. РР· РЅРёС… самые близкие РїРѕ сложению своего тела, как уверяют анатомики, лишены органов, СЃ помощью которых могли Р±С‹ произносить сложные Р·РІСѓРєРё. РРј запрещено передавать РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ понятия. РћРґРЅРѕРјСѓ человеку предоставлено это право; РѕРЅ РѕРґРёРЅ РЅР° земле пользуется СЃРёРј даром; ему РѕРґРЅРѕРјСѓ велено учиться, изощрять СЃРІРѕР№ СѓРј, искать истин соединенными силами. Слова, как Р±С‹ лучи СѓРјР° его, передают Рё распространяют свет учения. Язык народа, свидетельство его образованности, верное доказательство степени его просвещения.
Чему, спрашиваю СЏ, одолжены СЃРІРѕРёРјРё блистательными успехами РІ последнее время математические Рё физические науки, слава нынешних веков, торжество СѓРјР° человеческого? Без сомнения, искусственному языку своему, РёР±Рѕ как назвать РІСЃРµ СЃРёРё знаки различных исчислений, как РЅРµ особенным, весьма сжатым языком, который, РЅРµ утомляя напрасно нашего внимания, РѕРґРЅРѕР№ чертой выражает обширные понятия. Такие успехи математических наук, затмивши РІСЃСЏРєРѕРµ РґСЂСѓРіРѕРµ учение, справедливо удивляют нас; заставляют признаться, что СѓРјСѓ человеческому предоставлено исключительно познавать сего СЂРѕРґР° истины, что РѕРЅ, может быть, напрасно гоняется Р·Р° РґСЂСѓРіРёРјРё; надобно согласиться Рё СЃ тем, что математики открыли прямые средства Рє приобретению познаний. Еще РЅРµ СЃ давнего времени пользуемся РјС‹ СЃРёРјРё средствами. РС… указал нам знаменитый Бэкон. Оставьте, РіРѕРІРѕСЂРёР» РѕРЅ, трудиться напрасно, стараясь извлечь РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ разума РІСЃСЋ мудрость; спрашивайте РїСЂРёСЂРѕРґСѓ, РѕРЅР° хранит РІСЃРµ истины, Рё РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ ваши будет отвечать вам непременно Рё удовлетворительно...
Одно образование умственное не довершает еще воспитание. Человек, обогащая свой ум познаниями, еще должен учиться уметь наслаждаться жизнью. Я хочу говорить об образованности вкуса.
Жить, значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем. Так стихотворец наш Державин говорит о людях:
Непостоянство – доля смертных, В пременах вкуса – счастье их. Среди утех своих несметных Желаем мы утех иных.
Единообразное движение мертво. РџРѕРєРѕР№ приятен после трудов Рё СЃРєРѕСЂРѕ обращается РІ СЃРєСѓРєСѓ. Наслаждение заключается РІ волнении чувств РїРѕРґ тем условием, чтобы РѕРЅРѕ держалось РІ известных пределах. Впрочем, РІСЃРµ равно, РЅР° веселое или печальное обращается наше внимание. Рвозвраты Рє унынию приятны; Рё трогательные картины бедствий человеческих нас привлекают. РЎ удовольствием слушаем РјС‹ РРґРёРїР° РЅР° сцене театра, РєРѕРіРґР° РѕРЅ рассказывает Рѕ беспримерных СЃРІРѕРёС… несчастиях. Веселое Рё печальное, как РґРІРµ противные силы, волнуют Р¶РёР·РЅСЊ нашу внутри той волны, РіРґРµ заключаются РІСЃРµ удовольствия, свойственные человеческой РїСЂРёСЂРѕРґРµ. Рли РїРѕРґРѕР±РЅРѕ реке РѕРЅР° течет РІ излучистых берегах: то разливается РІ лугах радости, то обмывает крутые утесы горестных размышлений. Ничто так РЅРµ стесняет сего потока, как невежество: мертвою, РїСЂСЏРјРѕСЋ РґРѕСЂРѕРіРѕСЋ провожает РѕРЅРѕ Р¶РёР·РЅСЊ РѕС‚ колыбели Рє могиле...
Кажется, природа, одарив столь щедро человека при его рождении, еще не удовольствовалась. Вдохнула в каждого желание превосходить других, быть известным, быть предметом удивления, прославиться, и таким образом, возложило на самого человека попечение о своем усовершенствовании. Ум в непрестанной деятельности силится стяжать почести, возвыситься – и все человеческое племя идет от совершенства к совершенству – и где остановится?
Другие обязанности отзывают и охлаждают стремление к славе. Срочное время поручено человеку хранить огонь жизни, хранить с тем, чтобы он передал его другим. Он живет, чтобы оставить по себе потомство. Любовь к жизни, сильное побуждение во всех тварях, ты исполняешь высокую цель природы, Я переступил через вершину моей жизни, при первом шаге чувствую уже тяжесть, которая увлекает меня по отлогости второй половины моего пути. Всегда был я внимателен к явлениям организма; теперь не могу наблюдать, не могу говорить о них равнодушно. Покоится жизнь в зерне растения под охранительной пленою против враждебных стихий, но деятельность их, наконец, улучает время и до того беззаботная вдруг пробуждается от сна. Тогда с превосходством еще сил строит она орудное жилище против непрестанного нападения. Скоро, почувствовав неравный бой, помышляет о побеге и скрывается в новом зерне. Вот краткое описание явления жизни в растении – животном и человеке. Чем удержать это стремление к побегу изменяющей жизни? Как рано пробуждается оно, и как верно рассчитано бывает время? Посмотрите на этот прививок: он уже цветет в первую весну. Органическая сила в нем предчувствует, что отчужденной черен от родного дерева не долговечен и что ей надобно спешить с плодами. Посмотрите на огородные овощи, когда холодные ночи грозят им скорым морозом: вдруг останавливают они рост свой, и зерна в них спеют. Яблоко, тронутое червем, зреет ранее других и валится на землю. Так порок сокращает жизнь, так юноша созревает преждевременно, удовлетворяя ранним своим желаниям, и ложится в могилу, когда бы ему надобно было цвести. Мы все живем втрое, вчетверо менее, нежели сколько назначено природой...
Натуралисты, сравнивая время возрастания человека и животных, приходят к тому же заключению: мы должны бы, говорят они, жить около 200 лет. Но увы, напрасно жизненная сила собирает питательные соки; их сожигает огонь страстей, снедают заботы и губит невежество. Пылкость нашего воображения, наше знание, всегда готовые воспоминания будят страсти и призывают желания недолжные. Наставник юношества пусть обратит сюда внимание и постарается предупредить безрассудность молодости, еще не знающей цены своему здоровью...
Мы родимся с добродетелями, и совесть дана им в охранение. Примеры учат лучше, нежели толкования и книги.
Вы, воспитанники сего заведения, вы пользовались этими примерами. Уверен, что вы отсюда понесете любовь к добродетели и сохраните ее вместе с благодарностью к вашим наставникам. Вы узнаете, и опыт света еще более уверит вас, что одно чувство любви к ближнему, любви бескорыстной, беспристрастной, истинное желание добра вам налагало на нас попечение просветить ваш ум познаниями, утвердить вас в правилах веры, приучить вас к трудолюбию, к порядку, к исполнению ваших обязанностей, сохранить невинность ваших нравов, сберечь и укрепить ваше здоровье, наставить вас в добродетелях, вдохнуть в вас желание славы, чувство благородства, справедливости и чести, этой строгой, неприкосновенной честности, которая бы устояла против соблазнительных примеров злоупотребления, недосягаемых наказанием.
Еще вы не в состоянии дать истинной цены словам моим, и не вдруг опытность может вразумить вас. Теперь вступаете вы в свет, новизна и многоразличность впечатлений не дают места размышлениям. Но придет время, когда на блеске настоящего вдруг явится прошедшее с обворожительной прелестью своего туска, подобно нежной затуманенной резьбе на ярком золоте, подобно отраженным предметам в слабом зеркале вод, тогда лета воспитания, лета беззаботной юности со всеми невинными удовольствиями предстанут в вашем воспоминании, как образ совершенного счастья, невозвратимо потерянного. Тогда вашего товарища учения встретите вы как родного; тогда в разговоре о вашей юности с благодарностью будете произносить имена ваших наставников, признаетесь, сколь много они желали вам добра, и с торжеством друг другу дадите обещание следовать примерам, от нас слышанным...
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.n-t.org/