Н. Вагутен
Р’ этой работе РјС‹ рассмотрим СЂСЏРґ ситуаций, РІ которых число РІРёРґР° a + b√d полезно заменить сопряжённым a – b√d. РњС‹ СѓРІРёРґРёРј, как этот простой приём — замена знака перед радикалом — помогает РІ решении разнообразных задач алгебры Рё анализа — РѕС‚ нехитрых оценок Рё преобразований РґРѕ трудных олимпиадных задач Рё замысловатых РїСЂРёРґСѓРјРѕРє составителей конкурсных экзаменов.
Большинство наших примеров может служить первым знакомством с глубокими математическими теориями (кое-где мы указываем статьи и книги для продолжения знакомства). Среди задач, включённых в статью, две — из Задачника «Кванта» и несколько — из писем читателей, уже испытавших удовольствие от трюков с радикалами и желающих поделиться им с другими.
Пары сопряжённых чисел появляются вполне естественным образом, РєРѕРіРґР° РјС‹ решаем квадратное уравнение, Р° корень РёР· дискриминанта РЅРµ извлекается: скажем, уравнение λ2 – λ – 1 = 0 имеет пару «сопряжённых» корней:
λ1 = | 1 – √5 2 | В РёВ | λ2 = | 1 + √5 2 | . |
К этому мы ещё вернёмся, а начнём с примеров другого рода: займёмся «перебросками»...
...РР· числителя РІ знаменатель (Рё обратно)
Если РІ РєРЅРёР¶РєРµ указан ответ Рє задаче (3 + √7)/2, Р° Сѓ вас получилось 1/(3 – √7) — РЅРµ спешите искать ошибку РІ решении: ответ правильный — эти числа равны, потому что
(3 + √7)(3 – √7) = 32 – 7 = 2.
Вот несколько характерных примеров, где полезно перенести «иррациональность» из числителя в знаменатель или наоборот.
1. Найти сумму
1 1 + √2 | + | 1 √2 + √3 | + ... + | 1 √99 + √100 | . |
Рта СЃСѓРјРјР° мгновенно «сворачивается», если переписать её так:
(√2 – 1) + (√3 – √2) + ... + (√100 – √99) = –1 + 10 = 9.
По выражению из статьи [1] «остаются крайние» (см. также [5]).
2. Доказать, что для любых натуральных m и n
РіРґРµ α = √3 + √2.
Подобный факт мы использовали недавно при решении трудной задачи М514 ([2]).
В самом деле, всегда
| m – n√2 n | | = | |m2 – 2n2| (m + n√2)n | В ≥ | 1 (m + n√2)n | , | | (2) |
поскольку число |m2 – 2n2| — целое и отлично от 0 (равенство m2= 2n2 невозможно — подумайте, почему!). Если бы выполнялось неравенство, противоположное (1), то должно было бы быть m
n(m + n√2) | ( | 2n√2 + | 1 αn | ) | = 2n2√2 + | 1 √3 + √2 | = | = 2n2√2 + √3 – √2 ≤ n2(2√2 + √3 – √2) = αn2. | | (3) |
Но из (2) и (3) следует (1). Значит, наше предположение неверно, то есть (1) выполнено.
Неравенство (1) показывает, что число √2 сравнительно плохо приближается РґСЂРѕР±СЏРјРё СЃ небольшими знаменателями; аналогичное неравенство (только СЃ РґСЂСѓРіРёРј коэффициентом α) выполнено РЅРµ только для √2, РЅРѕ Рё для любой «квадратичной иррациональности». Разумеется, (1) выполнено Рё РїСЂРё всех α > √3 + √2, РЅРѕ константа √3 + √2 здесь РЅРµ наименьшая РёР· возможных. Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ Рѕ приближениях квадратичных иррациональностсй рациональными числами — далеко продвинутая Рё важная для приложений область теории чисел ([3], [4]); СЃ приближениями числа √2 РјС‹ ещё встретимся РЅРёР¶Рµ (СЃРј. упражнение4).
[Если РїСЂРё решении этой задачи рассмотреть отдельно случаи n=1 Рё n≠1, то РјРѕР¶РЅРѕ показать, что
Оно лишь немного сильнее, чем неравенство (1), поскольку
1 π | = 0,3183... > 0,3178... = | 1 √3 + √2 | , |
зато выглядит гораздо эффектнее.
РџРѕРјРЅСЋ, как РІ РјРѕСЋ бытность студентом, РЅР° лекциях РїРѕ алгебре наш профессор РіРѕРІРѕСЂРёР»: «Корень РёР· трёх — это, примерно, 1,73; корень РёР· РґРІСѓС… — 1,41. Поэтому РёС… СЃСѓРјРјР° равна... (следовала пауза, необходимая для сложения этих чисел "РІ столбик") 3,14. Рђ это есть?..В» (РѕРЅ поворачивался Рє аудитории Рё сразу несколько человек говорили "РїРё") «Ну, вот», — СЃ удовлетворением заключал профессор, выписывая окончательное "равенство": √3 + √2 = π.В :) — E.G.A.]
3. Найдите предел последовательности an= (√nР† + 1 – n)n.
Преобразуем anтак:
(√nР† + 1 – n)n = | n √nР† + 1 + n | = | 1 1 + √1 + 1/nР† | . |
Теперь ясно, что an возрастает и стремится к пределу 1/2.
Р’ противоположность предыдущему примеру здесь РјС‹ имеем дело СЃ хорошим приближением: √nР† + 1 – n
4 . Даны РґРІРµ последовательности an = √n+1 + √n Рё bn = √4n+2. Докажите, что
Р°)В [an] = [bn],
б) 0 n – an
Р’ разности bn– an появляется «тройная иррациональность»; Рє таким иррациональностям РјС‹ ещё вернёмся (СЃРј. задачу8), РЅРѕ РїРѕРєР° РјС‹ будем рассматривать √n+1 + √n = an как РѕРґРЅРѕ целое. Заметим, что величина an2=2n+1+2√n(n+1), очевидно, заключена между 4n+1 Рё 4n+2=bn2, поскольку n n n — левое неравенство РІ Р±). РљСЂРѕРјРµ того, число bn2 = 4n+2, дающее РїСЂРё делении РЅР° 4 РІ остатке 2, РЅРµ может быть полным квадратом (проверьте!), поэтому квадрат целого числа [bn] РЅРµ больше 4n+1; РёР· неравенств [bn] ≤ √4n+1 nn вытекает Р°). Теперь осталось оценить разность bn– an сверху. Посмотрите, как здесь дважды работает переброска «сопряжённого» числа РІ знаменатель:
√4n+2 – √n – √n+1 = | 2n + 1 – 2√n(n + 1) √4n + 2 + √n + √n + 1 | = |
= | 1 (√4n + 2 + √n + √n + 1)(2n + 1 + 2√n(n + 1)) | ≤ |
(тут, конечно, нам повезло:
разность квадратов (2n + 1)2 – 4n(n + 1) равна 1)
≤ | 1 (2√n + √n + √n)(2n + 2n) | = | 1 16n√n | . |
Заметим, что Рё эта оценка очень точная. РќРѕ убедиться РІ этом (Рё вообще исследовать поведение функции СЃ РјРЅРѕРіРёРјРё радикалами) лучше СѓР¶Рµ РЅРµ СЃ помощью алгебраических преобразований, Р° средствами анализа — заменить переменную n РЅР° h = 1/n Рё воспользоваться формулой Тейлора √1 + h = 1 + h/2 – h2/8 + ... (РЎРј. [6].)
Заменим плюс на минус
Мы уже говорили о пользе симметрии в геометрических задачах. Своего рода симметрией в алгебре является замена плюса на минус.
Так, если какое-либо выражение РѕС‚ √d равно p + q√d Рё РјС‹ РІСЃСЋРґСѓ РІ этом выражении заменим √d РЅР° –√d, то естественно ожидать, что РЅРѕРІРѕРµ выражение окажется равным сопряженному числу p – q√d. РњС‹ будем пользоваться таким очевидным частным случаем этого свойства (a Рё b — рациональны, √d — нет):
(a + b√d)n = p + q√dВ =>В (a – b√d)n = p – q√d. | (4) |
5. Доказать, что уравнение
(x + y√5)4 + (z + t√5)4= 2 + √5
не имеет решений в рациональных числах x, y, z, t.
РњРѕР¶РЅРѕ, конечно, найти отдельно СЃСѓРјРјСѓ членов левой части, РЅРµ содержащих √5 (РѕРЅР° должна быть равна 2), Рё отдельно — коэффициент РїСЂРё √5 (РѕРЅ должен равняться 1). РќРѕ что делать СЃ полученной РіСЂРѕРјРѕР·РґРєРѕР№ системой неясно. Вместо этого воспользуемся (4) Рё заменим плюс перед √5 РЅР° РјРёРЅСѓСЃ!
(x – y√5)4 + (z – t√5)4= 2 – √5.
Слева стоит неотрицательное число, справа — отрицательное.
6. Доказать, что существует бесконечно много пар (x;y) натуральных чисел, для которых x2 отличается от 2y2на 1:
Несколько таких пар с небольшими (x;y) легко найти подбором: это (1;1), (3;2), (7;5), (17;12), ... (рис.1). Как продолжить этот набор? Можно ли записать общую формулу для этих решений?
 Рис. 1. Проходят ли эти гиперболы через бесконечное число узлов клетчатой бумаги? |
Найти ответы РЅР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ нам поможет число 1 + √2. Закономерность, позволяющая получать РІСЃС‘ новые Рё новые решения (x;y), указана РІ таблице:
В n | (1 + √2)n | xn | yn | xn2 – 2yn2 | (1 – √2)n |
1 | 1 + √2 | 1 | 1 | 1 – 2 = –1 | 1 – √2 |
2 | 3 + 2√2 | 3 | 2 | 9 – 8 = 1 | 3 – 2√2 |
3 | 7 + 5√2 | 7 | 5 | 49 – 50 = –1 | 7 – 5√2 |
4 | 17 + 12√2 | 17 | 12 | 289 – 288 = 1 | 17 – 12√2 |
5 | В 41 + 29√2 | В 41 | В 29 | 1681 – 1682 = –1 | В 41 – 29√2 |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
Какой будет шестая строчка?
Видно, что коэффициенты xn, yn в числе
xn + yn√2 = (1 + √2)n
будут давать нужную пару. Доказать это поможет колонка таблицы из сопряжённых чисел (мы снова применяем (4)):
xn – yn√2 = (1 – √2)n.
Перемножив два последних равенства, получим
x | 2 n | – 2y | 2 n | = (–1)n, |
и интересующее нас выражение попеременно равно то 1, то –1. Складывая и вычитая эти же два равенства, мы получим явное выражение для xn и yn:
xn = | (1 + √2)n + (1 – √2)n 2 | , |
yn = | (1 + √2)n – (1 – √2)n 2√2 | . |
РњРѕР¶РЅРѕ ли РІ решении этой задачи РїСЂРѕ целые числа обойтись без иррациональных чисел 1 + √2 Рё 1 – √2? Теперь, зная ответ, РјС‹ можем легко выразить (xn+1;yn+1) через предыдущую пару (xn;yn): РёР· xn+1 + yn+1√2 = (xn + yn√2)(1 + √2) вытекает
xn+1 = xn + 2yn,В В В yn+1 = xn + yn. | (6) |
До этого рекуррентного соотношения можно было, видимо, догадаться по нескольким первым решениям, а потом проверить, что
|x | 2 n | – 2y | 2 n | | = |x | 2 n+1 | – 2y | 2 n+1 | |. |
Добавив начальное условие x1 = 1, y1= 1, отсюда (по индукции) можно было бы заключить, что |xn2– 2yn2| = 1 для любого n. Далее, выразив обратно (xn;yn): через (xn+1;yn+1), «методом спуска» ([8]) можно доказать, что найденной серией исчерпываются все решения уравнения (5) в натуральных числах (x;y). Подобным же образом решается любое «уравнение Пелля» x2 – dy2= c (а к уравнениям такого типа сводится любое квадратное уравнение в целых числах x, y), но у исходного уравнения может быть несколько серий решений ([7]).
Рекуррентные соотношения типа (6) возникают не только в теории чисел, но и в разных задачах анализа, теории вероятностей. Вот характерный пример комбинаторной задачи такого типа (она предлагалась на последней международной олимпиаде в Лондоне):
7. Р’ вершине A правильного восьмиугольника СЃРёРґРёС‚ лягушка. РР· любой вершины восьмиугольника, РєСЂРѕРјРµ вершины E, противоположной A, РѕРЅР° может прыгнуть РІ любую РёР· РґРІСѓС… соседних вершин. Попав РІ E, лягушка останавливается Рё остаётся там. Найти количество emразличных СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ, которыми лягушка может попасть РёР· вершины A РІ E СЂРѕРІРЅРѕ Р·Р° m прыжков.
Если раскрасить вершины восьмиугольника через одну в чёрный и белый цвет (рис.2), сразу станет ясно, что e2k–1 = 0 при любом k: цвет вершин при каждом прыжке меняется. Обозначим через an и cn количество способов, которым лягушка может за 2n прыжков, попасть из вершины A, соответственно, в вершину A и в одну из вершин C (из соображений симметрии ясно, что в каждую из вершин, обозначенных на рисунке буквой C, можно попасть одним и тем же числом способов). Как легко проверить (см. рис.2а,б,в,г),
a1 = 2,В В c1 = 1;
Рј | an+1 = 2an + 2cn, | РЅ | | Рѕ | cn+1 = an + 2cn. | | (7) |
А интересующее нас число e2n равно, очевидно, 2cn–1 (рис. 2д).
 Р°) c1 = 1 |  Р±) a1 = 2 |  РІ) an+1 = 2an + 2cn |
 г) cn+1 = an + 2cn |  д) e2n = 2cn–1 |
Р РёСЃ. 2. Р°) | РР· A РІ C Р·Р° РґРІР° прыжка РјРѕР¶РЅРѕ попасть только РѕРґРЅРёРј СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј: c1 = 1. |
Р±) | РР· A РІ A Р·Р° РґРІР° прыжка РјРѕР¶РЅРѕ попасть РґРІСѓРјСЏ способами: a1 = 2. |
в) | В A можно попасть из C двумя способами и из A двумя способами: an+1 = 2an + 2cn. |
г) | В C можно попасть из A одним способом и из C — двумя: cn+1 = an + 2cn. |
д) | В E можно попасть из C двумя способами: e2n = 2cn–1. |
Как же найти явную формулу для an и cn? Запишем наше рекуррентное соотношение (7) так:
an+1 + cn+1√2 = (an + cn√2)(2 + √2) | (8) |
и — как вы уже, конечно, догадались — ещё так:
an+1 – cn+1√2 = (an – cn√2)(2 – √2). | (9) |
Отсюда по индукции, пользуясь (7), получаем:
an + cn√2 = (2 + √2)n–1(a1 + c1√2) = (2 + √2)n, |
an – cn√2 = (2 – √2)n–1(a1 – c1√2) = (2 – √2)n. |
Поэтому
cn = | (2 + √2)n – (2 – √2)n 2√2 | , |
а так как e2n= 2cn–1, получаем окончательно
e2n = | (2 + √2)n–1 – (2 – √2)n–1 √2 | ,В В e2n–1 = 0. |
Задача решена. Неясно только, как РІ этой задаче (Рё РІ предыдущей задаче6) РјРѕР¶РЅРѕ было додуматься РґРѕ формул, содержащих В±√2, — ведь РІ задаче речь идёт Рѕ целых числах! (Для участников олимпиады Рё читателей «Кванта» задача7 была облегчена тем, что РІ формулировке указывался ответ — «Квант», 1979, в„–11, Рњ595).
Однако «сопряжённые числа» возникли Р±С‹ совершенно автоматически, если Р±С‹ РјС‹ владели началами линейной алгебры (СЃРј.[12]), Рё применили стандартные правила этой науки Рє решению уравнений (7). Рти правила предлагают сначала выяснить, какие геометрические прогрессии (an = a0λn, cn = c0λn) удовлетворяют данному рекуррентному соотношению. Значения, для которых такие прогрессии существуют, — РѕРЅРё называются характеристическими значениями или собственными числами — определяются РёР· некоторого уравнения (РѕРЅРѕ тоже называется характеристическим). Для (7) характеристическое уравнение имеет РІРёРґ λ2 – 4λ + 2 = 0, его РєРѕСЂРЅРё — как раз 2 + √2 Рё 2 – √2. Зная эти РєРѕСЂРЅРё, любое решение рекуррентного соотношения РјС‹ можем получить как «линейную комбинацию» соответствующих геометрических прогрессий ([11]). «Начальное условие» (РІ нашем случае a1 = 2, c1 = 1) определяет РЅСѓР¶РЅРѕРµ нам решение однозначно.
Неудивительно, что даже самые простые рекуррентные целочисленные последовательности, для которых характеристическое уравнение — квадратное с целыми коэффициентами (примеры — те же (6) и (7) или последовательность Фибоначчи 1, 1, 2, 3, 5, 8, ..., Fn+1= Fn + Fn–1; см.[9], [10]), выражаются, как функции номера, с помощью «сопряжённых» квадратичных иррациональностей.
Заметим, что большее характеристическое число определяет скорость роста последовательности: РїСЂРё больши́С… n РІ задаче7 en В» (2 + √2)n/√2. РњРѕР¶РЅРѕ сказать это ещё так:
Для задачи 6 аналогичное наблюдение:
Рнтересное продолжение этого факта РјС‹ СѓРІРёРґРёРј РІ следующей задаче СЃ Р±Рѕ́льшим числом «сопряжённых» иррациональностей.
Поочерёдно меняем все знаки
8. Пусть
(1 + √2 + √3)n = qn+ rn√2 + sn√3 + tn√6,
где qn, rn, sn и tn — целые числа. Найти пределы
| rn qn | ,В В | | sn qn | ,В В | | tn qn | . |
Конечно, мы здесь можем выразить (qn+1; rn+1; sn+1; tn+1) через (qn; rn; sn; tn), пользуясь тем, что
qn+1+ rn+1√2 + sn+1√3 + tn+1√6 = (1 + √2 + √3)(qn+ rn√2 + sn√3 + tn√6),
но, наученные опытом, мы уже знаем, что более простые формулы получаются не для самих чисел qn, rn, sn, tn, a для некоторых их комбинаций. Одну такую комбинацию мы уже знаем: это
qn + rn√2 + sn√3 + tn√6 = (1 + √2 + √3)n.
Нетрудно сообразить, каковы будут другие. Рассмотрим вместе с данным числом
λ1= 1 + √2 + √3,
ещё три «сопряжённых»:
λ2= 1 – √2 + √3,В В λ3 = 1 + √2 – √3,В В λ4 = 1 – √2 – √3.
РўРѕРіРґР°
qn – rn√2 + sn√3 – tn√6 = λ2n,
qn + rn√2 – sn√3 – tn√6 = λ3n,
qn – rn√2 – sn√3 + tn√6 = λ4n.
РњС‹ можем выразить qn, rn, sn, tn через λ1, λ2, λ3, λ4:
qn = | λ1n + λ2n + λ3n + λ4n 4 | , | | sn = | λ1n + λ2n – λ3n – λ4n 4√3 | , |
rn = | λ1n – λ2n + λ3n – λ4n 4√2 | , | | tn = | λ1n – λ2n – λ3n + λ4n 4√6 | . |
Теперь заметим, что λ1 > |λ2|, λ1 > |λ3|, λ1 > |λ4|. Поэтому
| rn qn | = | | 1 – (λ2/λ1)n + (λ3/λ1)n – (λ4/λ1)n 1 + (λ2/λ1)n + (λ3/λ1)n + (λ4/λ1)n | В· | 1 √2 | = | 1 √2 | . |
Аналогично найдём, что
| sn qn | = | 1 √3 | В РёВ | | tn qn | = | 1 √6 | . |
РњС‹ говорили выше, что сопряжённые числа a В± b√d возникают часто как РєРѕСЂРЅРё квадратного уравнения СЃ целыми коэффициентами. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ последней задачей возникает такое желание:
9. Написать уравнение СЃ целыми коэффициентами, РѕРґРёРЅ РёР· корней которого равен 1 + √2 + √3.
Возникает подозрение, что вместе СЃ этим числом λ1 уравнению СЃ целыми коэффициентами удовлетворяют Рё сопряжённые, которые РІ решении предыдущей задачи РјС‹ обозначили λ2, λ3, λ4. РќСѓР¶РЅРѕРµ уравнение РјРѕР¶РЅРѕ записать так:
(x – λ1)(x – λ2)(x – λ3)(x – λ4) = 0;
то есть
(x – 1 – √2 – √3)(x – 1 + √2 – √3)Р§В (x – 1 – √2 + √3)(x – 1 + √2 + √3) = 0;
после преобразований получаем
((x – 1)2– 5 – 2√6)В·((x – 1)2 – 5 + 2√6) = 0,В (x2– 2x – 4)2 – 24 = 0,В x4– 4x3 – 4x2 – 16x – 8 = 0.
Рменно такое уравнение получилось Р±С‹ РІ качестве характеристического, если Р±С‹ РјС‹ применили упомянутую мелким шрифтом РІ конце предыдущего раздела общую теорию Рє исследованию линейного преобразования
(qn; rn; sn; tn) → (qn+1; rn+1; sn+1; tn+1)
РІ предыдущей задаче. Заметим, РєСЂРѕРјРµ того, что РјС‹ РЅР° самом деле получили уравнение наименьшей степени (СЃ целыми коэффициентами) СЃ корнем λ1 = 1 + √2 + √3. Попробуйте это доказать!
Алгебраическое послесловие
Мы разобрали несколько примеров, в которых затрагивались пограничные вопросы алгебры, математического анализа и теории чисел. (Каждому направлению, которое мы наметили, можно было бы посвятить более подробную статью в «Кванте»!) В заключение покажем ещё, как можно смотреть на основных героев статьи — «сопряжённые числа» — с чисто алгебраической точки зрения.
Предположим, что Сѓ нас есть множество P чисел (или выражений СЃ буквами, или ещё каких-то элементов), СЃ которыми РјРѕР¶РЅРѕ выполнять четыре действия арифметики СЃ соблюдением обычных арифметических правил. Такое множество называется полем; поля образуют, например, рациональные Рё действительные числа. Если РІ поле P РЅРµ разрешимо, скажем, уравнение x2 – d = 0, то РјРѕР¶РЅРѕ расширить его, рассматривая элементы РІРёРґР° p + q√d, РіРґРµ p, q Рћ P, a √d — новый СЃРёРјРІРѕР», который РїСЂРё умножении сам РЅР° себя дает d, С‚.Рµ. √dВ·√d = d, так что
(p + q√d)В·(p' + q'√d) = (pp' + qq'd) + (pq' + qp')√d.
При d = –1 расширением поля вещественных чисел получаются комплексные числа.
Р’ РЅРѕРІРѕРј поле P1— «квадратичном расширении» поля P — есть интересное отображение λ = p + q√d → λ = p – q√d (своеобразная «алгебраическая симметрия»), называемое сопряжением, СЃ такими свойствами:
Все элементы старого поля P переходят в себя;
Все равенства, содержащие арифметические операции, при этом отображении сохраняются:
λ + μ = λ + μ;В λ В· μ = λ В· μ; | (10) |
Рто отображение является частным случаем так называемых автоморфизмов Галуа расширения P1поля P.
Р’ задачах 8 Рё 9 РјС‹ видели пример «двукратного» расширения — присоединения √2 Рё затем √3, — РІ результате которого получилось поле СЃ Р±Рѕ́льшим количеством автоморфизмов Галуа: РєСЂРѕРјРµ тождественного отображения, РёС… СѓР¶Рµ три
(√2 → –√2,В √3 → √3;√2 → √2,В √3 → –√3;√2 → –√2,В √3 → –√3),
и их «взаимодействие» устроено так же, как во множестве самосовмещений прямоугольника.
Оказывается, к основному полю можно присоединять корни любого алгебраического уравнения. Автоморфизмы возникающего нового поля — предмет одной из красивейших ветвей алгебры XIX–XX века, теории Галуа, которая позволяет, в частности, исследовать вопрос о разрешимости уравнений в радикалах ([13], [14]).
Мы закончим эту статью набором задач, в основном продолжающих уже затронутые темы, но требующих иногда и новых соображений, и обещанным списком литературы.
Список литературы
1. Л.Курляндчик, А.Лисицкий. «Суммы и произведения» («Квант», 1978, №10). назад к тексту
2. Второе решение задачи М514 («Квант», 1979, №5, с.26). назад к тексту
3. Р.Нивен. «Числа рациональные и иррациональные» (М., «Мир», 1966). назад к тексту
4. Д.Фукс, М.Фукс. «О наилучших приближениях» («Квант», 1971, №6, №11) и «Рациональные приближения и трансцендентность» («Квант», 1973, №1). назад к тексту
5. Н.Васильев, В.Гутенмахер. «Прямые и кривые» (М., «Наука», 1978), с.103–105. назад к тексту
6. А.Н.Маркушевич. «Ряды» (М., «Наука», 1979). назад к тексту
7. Рзбранные задачи РёР· журнала American Mathematical Monthly (Рњ., «Мир», 1977), СЃ.560–561. назад Рє тексту
8. Л.Курляндчик, Г.Розенблюм. «Метод бесконечного спуска» («Квант», 1978, №1). назад к тексту
9. В.Березин. «Филлотаксис и последовательность Фибоначчи», («Квант», 1979, №5, с.53). назад к тексту
10. Н.Н.Воробьев. «Числа Фибоначчи» (Популярные лекции по математике, вып.6) (М., «Наука», 1978). назад к тексту
11. Рђ.Р.Маркушевич. «Возвратные последовательности» (Популярные лекции РЅРѕ математике, вып.1) (Рњ., «Наука», 1978). назад Рє тексту
12. Р›.Р.Головина. «Линейная алгебра Рё некоторые её приложения» (Рњ., «Наука», 1979). назад Рє тексту
13. М.М.Постников. «Теория Галуа» (М., Физматгиз, 1963). назад к тексту
14. Ван-дер-Варден. «Алгебра» (М., «Наука», 1976). назад к тексту