П. Р. Халмош
0. Предисловие. Рто — субъективно написанный очерк СЃ обманчивым названием; вернее было Р±С‹ назвать его как СЏ пишу математические тексты. РћРЅ РІРѕР·РЅРёРє РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РѕРґРЅРѕР№ комиссией Американского математического общества, РІ которой РјРЅРµ пришлось недолгое время работать, РЅРѕ СЃРєРѕСЂРѕ превратился РІ увлекательное частное предприятие. Пытаясь поставить его РїРѕРґ контроль, СЏ обратился СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ Рє нескольким РґСЂСѓР·СЊСЏРј прочитать эту работу Рё высказать СЃРІРѕСЋ критику. Критические замечания были великолепны; резкие, честные Рё конструктивные, РѕРЅРё противоречили РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ. «Мало конкретных примеров», — РіРѕРІРѕСЂРёР» РѕРґРёРЅ. «Не соглашайтесь увеличивать число примеров», — РіРѕРІРѕСЂРёР» РґСЂСѓРіРѕР№. «Уж очень длинно», — РіРѕРІРѕСЂРёР» РѕРґРёРЅ. «Может, написать побольше», — РіРѕРІРѕСЂРёР» РґСЂСѓРіРѕР№. «Существуют, — РіРѕРІРѕСЂРёР» РѕРґРёРЅ, — традиционные (Рё эффективные) методы сведения Рє РјРёРЅРёРјСѓРјСѓ утомительности длинных доказательств, например, подразделение РёС… РЅР° серию лемм». «Что выводит меня РёР· себя, — РіРѕРІРѕСЂРёР» РґСЂСѓРіРѕР№, — так это привычка, особенно Сѓ новичков, представлять доказательство РІ РІРёРґРµ длинного СЂСЏРґР° тщательно сформулированных Рё смертельно скучных лемм».
Лишь в одном соглашалось большинство моих советчиков: писать такой очерк — заведомо неблагодарная работа. Советчик 1: «Сделав свою вторую работу, любой математик убежден, что уже знает, как писать статьи, и с раздражением реагирует на советы». Советчик 2: «По-моему, все мы в глубине души уверены, что могли бы отлично писать, если бы только постарались. Даже те, кто придерживаются очень скромного мнения о своих математических способностях, выходят из себя, если усомниться в их литературном даровании». Советчик 3 воспользовался самым суровым языком; он предупредил меня о том, что так как я наверняка не смогу проявить значительную интеллектуальную глубину в обсуждении вопроса о технике написания текстов, мне не следует удивляться «насмешкам, которые Вы сможете снискать у некоторых из наших высокомерных коллег».
Мои советчики — маститые, хорошо известные математики. Если бы я назвал здесь их имена, это ничего не прибавило бы к их научной репутации; с другой стороны, я мог неверно их понять и не так применить их советы, что могло бы вызвать досаду и смущение этих людей. Вот почему я решился на непринятый в науке прием безимённых цитат и выражения благодарностей без адреса. От этого моя благодарность не стала меньше, как и не уменьшилось желание признать, что без их помощи этот очерк был бы хуже.
В«Hier stehe ich, ich kann nicht andersВ» 2.
1. Верный способ хорошо писать, которого не существует. Я думаю что мог бы кое-кому рассказать о том, как писать, но кто захотел бы это слушать? Способность к эффективной передаче информации, власть быть понятным — вещи, по-моему, врожденные, или, во всяком случае, столь рано приобретаемые, что чтение моих размышлений на означенный предмет, вероятно, ни на кого уже не сможет повлиять. Нельзя научиться понимать силлогизм — вы либо рождаетесь с такой способностью либо без нее. Точно так же нельзя научить умению эффективно объяснять: один обладает им, другой — нет. Верного способа хорошо писать не существует.
Зачем же продолжать? Ну, я немного надеюсь на то, что сказанное мной не совсем верно, и уж во всяком случае хочу попытать счастья и добиться того, чего, быть может, и нельзя добиться. Причина более прозаическая состоит в том, что в других областях, требующих природного таланта, даже одаренные люди, родившиеся с ним, обычно не рождаются со знанием всех тонкостей профессии. Несколько таких очерков, как этот, могли бы способствовать «напоминанию» (в смысле Платона) 3 тем, кто хочет и кому суждено излагать математику будущего, той техники, которую нашли полезной авторы прошлого.
Основная проблема, возникающая при написании математических текстов,- та же, что и при написании текстов по биологии, при сочинении романа или. инструкции по сборке клавикордов: это — проблема сообщения идеи. Чтобы сообщить ее, и сообщить ясно, вы должны иметь нечто, что хотели бы сказать, и иметь кого-нибудь, кому это сказать; вы должны организовать то, что собираетесь сказать, вы должны привести это в тот порядок, в котором хотите говорить, вы должны это написать, переписать и еще несколько раз переписать, и вы должны крепко подумать и много поработать над такими техническими деталями, как стиль, обозначения, пунктуация. Вот и все.
2. Говорите нечто определенное. Может показаться излишним настаивать на том, что для того, чтобы хорошо что-нибудь сказать, нужно иметь, чту сказать; однако, это не шутка. Масса плохой математической и всякой другой литературы плоха тем, что грубо нарушает это первейшее правило. Последовательность расходится лишь в двух случаях: либо у нее нет ни одной предельной точки, либо их слишком много. Точно так же беспредметный текст может получиться либо при полном отсутствии идей либо при их чрезмерном количестве.
Первую болезнь подхватить труднее. Тяжело написать РјРЅРѕРіРѕ слов РЅРё Рѕ чем, особенно РІ математике, РЅРѕ сделать это РјРѕР¶РЅРѕ Рё результат наверняка окажется трудным для чтения. Рмеется классическая вздорная РєРЅРёРіР° Карла Теодора Хэйзеля [5], способная служить примером тому. РћРЅР° полна правильно написанных слов, составляющих грамматические корректные предложения, РЅРѕ заглядывая РІ нее время РѕС‚ времени РІРѕС‚ СѓР¶Рµ тридцать лет, СЏ РЅРё разу РЅРµ СЃРјРѕРі прочесть РІ ней РїРѕРґСЂСЏРґ РґРІСѓС… страниц Рё РІ РѕРґРЅРѕРј абзаце резюмировать РёС… содержание. РЇ думаю, это потому, что там нет никакого содержания.
Вторая болезнь распространена очень широко; РјРЅРѕРіРёРµ РєРЅРёРіРё погублены желанием автора сказать слишком РјРЅРѕРіРѕРµ. Преподаватели элементарной математики РІ РЎРЁРђ нередко жалуются РЅР° то, что РІСЃРµ РєСѓСЂСЃС‹ анализа плохи. Так РѕРЅРѕ Рё есть. РљРЅРёРіРё РїРѕ анализу плохи потому, что математического анализа, как предмета, РЅРµ существует. Рто — РЅРµ предмет, Р° множество предметов. Что сегодня РјС‹ называем анализом? Немного логики Рё теории множеств, доля аксиоматической теории полных упорядоченных полей, аналитической геометрии Рё топологии, причем последней как РІ «общем» смысле (пределы Рё непрерывные функции), так Рё РІ алгебраическом (ориентация); Рє этому РЅСѓР¶РЅРѕ еще добавить собственно теорию функций действительного переменного (дифференцирование), оперирование комбинаторными символами, называемое формальным интегрированием, азы теории меры РІ низшей размерности, РєРѕРµ-что РёР· дифференциальной геометрии, РѕСЃРЅРѕРІС‹ классического анализа тригонометрических, показательных Рё логарифмических функций; наконец, РІ зависимости РѕС‚ объема РєРЅРёРіРё Рё наклонностей автора, домашняя стряпня РёР· дифференциальных уравнений, элементарная механика Рё приложения РІ небольшом ассортименте. РџРѕ каждому РёР· этих предметов нелегко написать хорошую РєРЅРёРіСѓ; смешать Р¶Рµ РёС… невозможно.
Маленькая жемчужина, которую представляет собой доказательство Нельсона теоремы о постоянстве ограниченной гармонической функции [7], и монументальный трактат Данфорда и Шварца по функциональному анализу [3] доставляют примеры математических сочинений, которым есть что сказать. Работа Нельсона занимает меньше, чем полстраницы, а книга Данфорда–Шварца в четыре тысячи с лишним раз длиннее ее; однако, в обоих случаях ясно, что авторы твердо знали, что хотели сказать. Предмет существует и очерчен четко; он ловко скроен и крепко сшит — есть о чем говорить.
Говорить нечто определенное — это, безусловно, важнейшая составная часть хорошего изложения; ведь чем важнее идея, тем больше шансов на бессмертие у работы, даже если материал подан запутанно и организован плохо. Доказательство Биркгофа эргодической теоремы [1] запутано почти до предела, а «последнее письмо» Ванцетти [9] написано сбивчиво и неуклюже; но наверняка всякий, кто читал их, благодарен тому, что они написаны. Однако ограничиться соблюдением только этого принципа удается редко, и это всегда нежелательно.
3. Говорите, обращаясь к кому-нибудь определенному. Второй принцип хорошего изложения — обращаться к определенному слушателю. Решаясь что-либо написать, спросите себя, кому бы вы хотели это адресовать? Пишете ли вы заметку, предназначенную только для себя, или письмо другу? Научное сообщение для специалистов или учебник для студентов последнего курса? По существу, трудности во всех случаях одинаковы. Меняется количество необходимых мотивировок, уровень неформальности, который вы можете себе позволить, степень скрупулезности в деталях и число повторений. Читатели влияют на все, что пишется, но уж когда читатели выбраны задача автора — войти в контакт с ними настолько тесный, насколько это возможно.
Рздатели знают, что двадцать пять лет для большинства математических РєРЅРёРі — возраст почтенно старый; научные статьи отживают, РІ среднем (предположительно) через пять лет. (Разумеется, РјРѕРіСѓС‚ быть полные Р¶РёР·РЅРё пятидесятилетние статьи Рё РєРЅРёРіРё, умирающие пяти лет РѕС‚ СЂРѕРґСѓ.) Конечно, математическое сочинение слишком эфемерно, чтобы быть долговечным, РЅРѕ если РІС‹ хотите донести СЃРІРѕСЋ работу РґРѕ сегодняшней аудитории, писать ее надо так, как если Р±С‹ это делалось РЅР° века.
Я люблю представлять свою аудиторию не только в неопределенном общем плане (например, профессиональные топологи или студенты-второкурсники), но и очень конкретно, лично. Мне помогает, когда я думаю о некотором определенном человеке, с которым, быть может, два года назад я обсуждал эту тему, или о нарочно притворившемся непонятливым друге-коллеге, которому я мысленно втолковываю то, о чем пишу. Например, в этом очерке я рассчитываю пронять молодых студентов-математиков, которые вот-вот начнут делать диссертации, но в то же время мысленно кошусь на одного коллегу, чьи манеры еще могут исправиться. Конечно, я надеюсь, что (а) он переймет мои манеры, но (б) не обидится, когда осознает, что я пишу для него.
Есть СЃРІРѕРё преимущества Рё недостатки РІ обращении Рє очень точно определенной аудитории. Чтение чужих мыслей, без которого РЅРµ обойтись, сильно облегчается — это большое преимущество; однако появляется соблазн ввязаться РІ бесцельную полемику или тяжеловесно острить «для СЃРІРѕРёС…В». Рто — недостаток. Наверняка РІСЃСЏРєРѕРјСѓ СЏСЃРЅРѕ, почему это — недостаток. Рзбегайте его. Преимущество Р¶Рµ заслуживает дальнейшего рассмотрения.
Долг автора — предвидеть затруднения читателя и избавлять его от них. Во время работы ему следует постоянно пытаться представить себе, какие из написанных слов могут ввести читателя в заблуждение, и какие ориентируют его верно. Позднее я приведу один-два примера по этому поводу; сейчас же мне хочется подчеркнуть, что представлять определенного читателя не только полезно в этой части писательской работы, но и жизненно важно.
Быть может, это и так ясно, но все-таки невредно отметить, что аудитория, к которой в действительности окажется адресованной работа, может значительно отличаться от предполагаемой. Нет ничего, что гарантировало бы удачный выбор цели. Рнесмотря на это, еще раз повторяю: лучше иметь определенную цель и при этом попасть во что-нибудь другое, чем иметь цель слабо определенную и чересчур широко очерченную и не иметь шансов попасть во что бы то ни было. К плечу, целься, пли! Равось вы поразите мишень — хорошо, если ту, в которую вы целились, а если не ту, — то все равно это лучше, чем слать пули в молоко.
4. Сначала организуйте материал. Главное, что может сделать автор научного текста, состоит в такой организации и такой подаче материала, при которых сводится к минимуму сопротивляемость читателя, максимально возбуждается его интуиция, и он идет по верному пути, не отвлекаясь без нужды. Чем, в конце концов, книга лучше кипы препринтов? Ответ: умелой и приятной подачей материала, акцентами в нужных местах, выявлением внутренних связей, описанием примеров и контрпримеров, на которых основана теория; одним словом, — организацией материала.
Открыватель идеи, который, конечно, может быть и автором статьи о ней, наткнулся на нее вслепую, почти случайно. Если бы не существовало способа привести все это в порядок, причесать и пригладить открытие, то не было бы никакой возможности извлекать пользу из «стояния на плечах гигантов» и не было бы времени изучить что-либо новое, неизвестное предыдущему поколению.
Как только РІС‹ уяснили, что Рё РєРѕРјСѓ хотите сказать, приступайте Рє следующему этапу: сделайте набросок. РџРѕ моему опыту это, как правило, невозможно. Рдеал состоит РІ том, чтобы сделать набросок, РіРґРµ упоминается каждое предварительное эвристическое рассуждение, каждая лемма, каждая теорема, каждое следствие, каждое замечание, каждое доказательство Рё РІ котором РІСЃРµ эти части появляются РІ логически корректном Рё психологически легко усваиваемом РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РџСЂРё идеальном РїРѕРґР±РѕСЂРµ материала всему находится место Рё РІСЃРµ находится РЅР° месте. Внимание читателя удерживается тем, что ему заранее сказали, чего ожидать; одновременно, РІ РІРёРґРёРјРѕРј противоречии СЃ этим, РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ приятные неожиданности, которых нельзя было предвидеть РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ бесплотных определений. Р’ хорошем наброске РІСЃРµ детали подогнаны, леммы появляются там, РіРґРµ РѕРЅРё РЅСѓР¶РЅС‹, хорошо РІРёРґРЅС‹ внутренние СЃРІСЏР·Рё между теоремами. Набросок показывает, РіРґРµ это разместить.
Я делаю небольшое и, возможно, несущественное различие между организацией материала и его подачей. Организовать материал — это значит решить, какие заголовки будут у глав и параграфов, что будет в этих главах и как они будут связаны. Схема организации материала представляет собой некий граф, очень может быть, что дерево, но, почти наверняка, не цепь. Существует масса способов организовать те или иные материалы и, как правило, есть много способов преподнести читателю результаты каждой такой организации в линейном порядке. Организация материала — вещь более важная, чем его подача, но последняя часто имеет психологическое значение.
Один из самых заслуженных комплиментов автору, которые я когда-либо высказывал, возник из моей неудачи: я провалил курс лекций по его книге. Началось это вот с чего: мне не понравился один параграф, и я его пропустил. Тремя разделами позже мне понадобился небольшой кусочек из самого конца опущенного параграфа; однако нетрудно было дать другое доказательство. Такое случилось еще разок-другой, но всякий раз немного изобретательности и несколько понятий с потолка позволяли залатать брешь. Но вот в следующей главе появилось место, для которого требовались не фрагменты опущенного раздела, а то обстоятельство, что его результаты были приложимы к двум ситуациям, на первый взгляд совершенно различным. Оказалось почти невозможно наскоро заделать пробоину; после этого быстро воцарился хаос. Настолько плотно подогнанной была эта книга: все, что было включено в нее, включалось по необходимости; материал подавался в ней во взаимосогласованности своих частей, что облегчало чтение и понимание. Однако скрепы, соединявшие все в единое целое, не бросались в глаза; они становились заметными только после вторжения в структуру той или иной части.
Даже самые неорганизованные авторы делают грубый набросок будущей книги, возможно, и не записывая его; в конце концов, тема сама по себе является наброском в одно слово. Если вы знаете, что будете писать о теории меры, то у вас есть набросок в два слова, а это уже кое-что. Пробный набросок по главам еще лучше. Он может выглядеть так: я расскажу им о множествах, потом — о мерах, потом — о функциях, потом — об интегралах. На этой стадии вы захотите принять кое-какие решения, которые, однако, позднее можно и отменить. Например, вы можете решить, что опустите теорию вероятностей, но включите меру Хаара.
Р’ некотором смысле подготовка наброска может занять РіРѕРґС‹, или, РїРѕ крайней мере, РјРЅРѕРіРѕ недель. Что касается меня, то обычно между первым радостным моментом, РєРѕРіРґР° СЏ задумываю написать РєРЅРёРіСѓ, Рё первым мучительным моментом, РєРѕРіРґР° СЏ сажусь Рё начинаю это делать, лежит долгий промежуток. Р’Рѕ время повседневной работы ради насущного хлеба СЃ маслом СЏ мечтаю Рѕ РЅРѕРІРѕРј замысле, Рё РєРѕРіРґР° РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ идеи, СЏ записываю РёС… РЅР° разрозненных листочках бумаги Рё складываю, как попало, РІ папку. В«Рдея» здесь может означать название области математики, которую, РїРѕ РјРѕРёРј ощущениям, следует включить, или Р¶Рµ выбор Р±СѓРєРІС‹ для некоторого обозначения; ею может быть доказательство, выразительное слово или острота, которая, СЏ надеюсь, РЅРµ окажется пошлой, Р° РѕР¶РёРІРёС‚, подчеркнет Рё проиллюстрирует то, что СЏ хочу сказать. РљРѕРіРґР° Р¶Рµ наступает тот самый мучительный момент, Сѓ меня, РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, есть та самая папка. Раскладывание пасьянса РёР· клочков бумаги может оказать большую помощь РІ подготовке наброска.
РџСЂРё организации текста РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, что опустить, едва ли РЅРµ важнее, чем РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, что включить. Рзобилие деталей может так Р¶Рµ обескураживать, как Рё РёС… отсутствие. Расстановка всех точек над всеми i, как это принято РІ старомодных Cours d'Analyse — вообще, Рё РІ РєСѓСЂСЃРµ Бурбаки — РІ частности, удовлетворяет лишь автора, который этот РєСѓСЂСЃ РІСЃРµ равно понимает, РґР° беспомощно слабого студента, который РЅРёРєРѕРіРґР° его РЅРµ поймет. Для более вдумчивых читателей такие вещи более чем бесполезны. Сердце математики состоит РёР· конкретных примеров Рё конкретных проблем. Большие общие теории появляются обычно после обдумывания маленьких, РЅРѕ глубоких суждений; сами Р¶Рµ суждения начинаются СЃ проникновения РІ конкретные частные случаи. Мораль: лучше всего расположить материал вашей работы РІРѕРєСЂСѓРі центральных, решающих примеров Рё контрпримеров. Если какое-РЅРёР±СѓРґСЊ доказательство устанавливает немножко больше, чем то, ради чего РѕРЅРѕ изобреталось, обычно это РјРѕР¶РЅРѕ оставить читателю. Где читателю действительно РЅСѓР¶РЅРѕ опытное руководство, так это РІ обнаружении тех вещей, которых имеющиеся доказательства РЅРµ доказывают: каковы подходящие Рє данному случаю контрпример Рё РєСѓРґР° плыть дальше?
5. Подумайте об алфавите. Когда у вас появился план расположения материала, какой-нибудь набросок, может и не блестящий, но лучшее, что вы смогли" сделать, — вы почти готовы начать писать. Единственное, что я еще порекомендовал бы сделать до этого: потратьте часок-другой на размышления об алфавите; позднее это спасет вас от многих страданий.
Буквы, которые вы используете для обозначения обсуждаемых понятий, заслуживают тщательных предварительных размышлений. Хорошая, последовательная система обозначений может быть чрезвычайно полезна, и я призываю (авторов статей, но особенно — авторов книг) решать вопрос о ней с самого начала. Лично я делаю огромные таблицы с многочисленными алфавитами и шрифтами, строчными и прописными, и пытаюсь представить себе все пространства, группы, векторы, функции, точки, поверхности, меры и все остальное, что раньше или позже придется окрестить. Плохая система обозначений может сделать хорошее изложение плохим, а плохое — еще ухудшить; решения об обозначениях, принимаемые наспех посреди фразы, почти наверняка будут плохими.
Хорошая система обозначений обладает своеобразной алфавитной гармонией Рё уклоняется РѕС‚ диссонансов. Пример: ах+bуили Р°1x1+a2x2лучше, чем Р°x1+bx2. Рли: если вам приходится использовать СЃРёРјРІРѕР» S для обозначения множества индексов, убедитесь, что РІС‹ РЅРµ влипните РІ SsРћS as . Предостережение РІ том Р¶Рµ стиле: вероятно, РјРЅРѕРіРёРµ читатели РЅРµ заметят, что РІС‹ использовали СЃРёРјРІРѕР» |z|e вверху страницы, Р° РІРЅРёР·Сѓ — СЃРёРјРІРѕР» zeU, однако, это — почти диссонанс, РёР·-Р·Р° которого читателя охватывает смутное, нелокализованное чувство неудобства. Лекарство — простое, Рё СѓР¶Рµ почти общепринятое: СЃРёРјРІРѕР» Рћ сохраняется для выражения принадлежности элемента множеству, Р° e — для всего остального.
Математике доступен потенциально бесконечный алфавит (например, x, xТ‘, xТ‘Т‘, xТ‘Т‘Т‘, …); однако, РЅР° практике используется только небольшая его часть. РћРґРЅР° причина этого явления заключается РІ том, что человеческая способность различать символы ограничена намного сильнее, чем способность изобретать новые. Другой причиной является дурная склонность Рє замороженным буквам. Какой-РЅРёР±СѓРґСЊ старомодный аналитик будет говорить В«xyz-пространство», подразумевая, как РјРЅРµ думается, 3-мерное евклидово пространство, плюс соглашение Рѕ том, что точка этого пространства всегда будет обозначаться через (x, y, z). Рто — плохо; это «замораживает» Р±СѓРєРІСѓ x, Рё Р±СѓРєРІСѓ y, Рё Р±СѓРєРІСѓ z, Рё мешает обозначать РёРјРё что-РЅРёР±СѓРґСЊ РґСЂСѓРіРѕРµ; РІ то Р¶Рµ время оказывается невозможным (или, РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, непоследовательным) использовать, скажем, СЃРёРјРІРѕР» (a, b, c) после изнуренного многократным применением символа (x, y, z). Рмеются Рё современные варианты этой привычки; РѕРЅРё РЅРµ лучше. Пример: матрицы «со свойством LВ» — замороженное Рё невыразительное обозначение.
Существуют и другие неуклюжие и не помогающие воображению способы употребления букв; вот примеры: «CW-комплексы», «CCR-группы». Курьез, доставляющий вероятно, верхнюю границу во множестве бесполезных использовании букв, встречается в книге Лефшетца [6]. Символ xipобозначает там цепь размерности р (нижний значок, таким образом, — это индекс), тогда как через xpi обозначается коцепь размерности р (так что индекс здесь — это верхний значок).
Вопрос: что такое x32?
С течением времени все больше и больше букв оказываются замороженными. Стандартные примеры: е, i, p и, конечно, 0, 1, 2, 3, … (Кто осмелится написать: «Пусть 6 — некоторая группа»?) Несколько других букв — почти заморозились: многие читатели почувствовали бы обиду, если бы n обозначало комплексное число, e — положительное целое число, z — топологическое пространство. (Кошмар математика: последовательность ne, стремящаяся к 0, когда e стремится к бесконечности.)
Мораль: РЅРµ вносите своего вклада РІ косность. Думайте РѕР± алфавите. Рто скучновато, РЅРѕ результат того стоит. Чтобы спасти время Рё уберечься РѕС‚ волнений РІ дальнейшем, подумайте СЃ часок над алфавитом теперь; после этого начинайте писать.
6. Пишите РїРѕ спирали. Лучший Рё, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, единственный СЃРїРѕСЃРѕР± писать — писать РїРѕ спирали. Рто означает, что главы пишутся Рё переписываются РІ следующем РїРѕСЂСЏРґРєРµ: 1, 2, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4 Рё С‚.Рґ. Скажем, РІС‹ полагаете, что вам СѓР¶Рµ известно, как писать главу 1; РЅРѕ после того, как РІС‹ это сделали Рё перешли Рє главе 2, вам стало СЏСЃРЅРѕ, что глава 2 могла Р±С‹ быть лучше, если Р±С‹ глава 1 была сделана иначе. Ничего РЅРµ поделаешь — возвращайтесь назад, напишите ее РїРѕ-РґСЂСѓРіРѕРјСѓ, улучшите главу 2 Рё затем — СЃ Р±РѕРіРѕРј РІ главу 3. Р, конечно, РІС‹ СѓР¶Рµ знаете, что произойдет дальше: глава 3 обнаружит слабость первой Рё второй глав; ничего РЅРµ поделаешь — Рё С‚.Рґ. Рё С‚.Рґ. Рё С‚.Рґ. Такова почти очевидная Рё зачастую неизбежная идея, РЅРѕ РѕРЅР° помогает будущему автору осознать заранее, СЃ чем РѕРЅ столкнется, учесть, что то Р¶Рµ явление будет встречаться РЅРµ только РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ глав, РЅРѕ Рё РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ параграфов, абзацев, фраз Рё даже слов.
Первым шагом в процессе написания и многократного переписывания книги является написание само по себе. Если есть тема, аудитория, набросок (и, не забудьте! алфавит), начинайте писать книгу и ничто да не остановит вас. Ничто так не вдохновляет написать хорошую книгу, как плохая книга. Когда у вас в руках первый эскиз книги, написанный по спирали, нацеленный на некоторую аудиторию и подкрепленный таким подробным наброском, какой вам оказался по силам, ваша книга более чем наполовину готова.
Спиральный план ответствен Р·Р° бульшую часть работы РїРѕ многократному переписыванию, РЅРѕ РЅРµ Р·Р° РІСЃСЋ работу. Р’ первом наброске каждой главы изливайте душу, пишите быстро, забыв Рѕ правилах, СЃ ненавистью или СЃ гордостью, будьте бессвязным, «странным», — если это вам РЅСѓР¶РЅРѕ, — неясным, неграмотным, РЅРѕ только РЅРµ отрывайтесь РѕС‚ работы. Однако РєРѕРіРґР° возникает РЅСѓР¶РґР° РІ следующем варианте, РІСЃРµ равно, РІ который раз, — РЅРµ редактируйте то, что СѓР¶Рµ готово, — пишите заново. Соблазнительно воспользоваться красным карандашом для указания вставок, вычеркиваний Рё перестановок; РІ моей практике, однако, это РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє катастрофическим ошибкам. Против человеческой нетерпеливости Рё общераспространенной склонности Рє собственным словам красный карандаш — слишком ненадежное РѕСЂСѓР¶РёРµ. Ртак, РІС‹ смотрите РЅР° первый СЌСЃРєРёР·, который любой читатель — только РЅРµ РІС‹ — найдет невыносимым; РІС‹ должны безжалостно править Рё вычеркивать. Переписать — это значит написать заново каждое слово.
Я не хочу сказать, что в книге из десяти глав первую главу следует переписать десятикратно, но три-четыре раза — наверняка. Скорее всего, главу 1 придется переписать буквально заново, едва закончив главу 2 и, очень может быть, еще хоть раз где-то после главы 4. Десятую главу, к счастью, вам придется переписать лишь однажды.
Моя собственная практика может дать вам представление об общем количестве переписываний, о которых идет сейчас речь. После написанного по спирали первого наброска я обычно переписываю всю книгу, а потом добавляю необходимый для читателя вспомогательный аппарат (список предварительных требований, предисловие, алфавитный указатель и оглавление — это уже машинальная работа). Затем я переписываю все вновь, на этот раз на пишущей машинке или, во всяком случае, настолько аккуратно и красиво, чтобы машинистка без математического образования могла без затруднений использовать этот вариант (третий, в некотором смысле) для подготовки «окончательной» машинописной рукописи. Переписывание на третьем заходе минимально; оно обычно ограничивается изменениями отдельных слов, или, в худшем случае, отдельных фраз. Третий вариант — это первый вариант, который видят другие. Я прошу друзей прочитать его, его читает моя жена, мои студенты могут читать отдельные его части, и — это лучше всего! — студент младшего курса, побуждаемый к хорошей работе приличной оплатой, приглашается быть безжалостным критиком написанного.
Рзменения, РІ которых возникает необходимость после третьего варианта, если повезет, РјРѕР¶РЅРѕ вносить красным карандашом; если РЅРµ повезет, треть страниц РёР·-Р·Р° этого РЅСѓР¶РЅРѕ будет перепечатать. «Окончательная» машинописная СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЊ основана РЅР° отредактированном третьем варианте Рё, после того как РѕРЅР° готова, ее читают Рё правят, Рё правят заново. Приблизительно через РґРІР° РіРѕРґР° после начала работы (РґРІР° рабочих РіРѕРґР°! РћРЅРё РјРѕРіСѓС‚ быть намного длиннее РґРІСѓС… календарных лет...) РєРЅРёРіР° отсылается РІ издательство. Потом начинаются новые трудовые РјСѓРєРё; однако это СѓР¶Рµ совсем другая история.
Архимед научил нас, что РјРЅРѕРіРѕ раз понемногу — это РјРЅРѕРіРѕ (РіРѕРІРѕСЂСЏ языком пословицы, капля камень долбит). РЇ убежден, что РєРѕРіРґР° выполняется какая-РЅРёР±СѓРґСЊ большая работа, РІ частности, пишется РєРЅРёРіР°, верно Рё обращение этого архимедова принципа: единственный СЃРїРѕСЃРѕР± написать большую РєРЅРёРіСѓ — писать понемножку, РЅРѕ СЃ неослабевающим упорством каждый день без исключения, без отпуска. Хороший СЃРїРѕСЃРѕР± сохранять производительность труда — заканчивать каждый день, заправившись горючим РЅР° завтра. РЎ чего РІС‹ начнете завтра? Что будет РІ следующем параграфе? Как его назвать? (РЇ рекомендовал Р±С‹ подыскивать РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ короткие названия для каждого раздела РґРѕ или после того как РѕРЅ написан; даже если РІС‹ РЅРµ собираетесь печатать названия разделов. Цель такого занятия — РІ проверке того, насколько хорошо спланирован параграф: если РІС‹ РЅРµ можете его озаглавить, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, РѕРЅ РЅРµ имеет единого, цельного сюжета.) РРЅРѕРіРґР° первую завтрашнюю фразу СЏ записываю сегодня; некоторые авторы начинают сегодняшнюю работу проверкой Рё переписыванием вчерашней последней страницы. Р’Рѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, заканчивайте каждую порцию работы РЅР° подъеме, Р° между порциями давайте своему подсознанию какую-РЅРёР±СѓРґСЊ солидную пищу. Поразительно, как эффективно удается перехитрить себя таким СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј; техника подготовки достаточна для преодоления естественного человеческого отвращения Рє творческой работе.
7. Занимайтесь расположением материала постоянно. Даже в том случае, если исходный план расположения материала в вашей книге разработан до мелочей и хорош (и, особенно, если это не так), важнейшая забота о порядке изложения не ослабевает и после того как вы начали писать; она сохраняется, пока вы пишете книгу и даже после.
Спиральный план написания и спиральный план выбора расположения материала идут рука об руку; последний часто (а может быть и всегда) приложим к математическим сочинениям. Происходит это так. Вы начинаете с чего-то, что избрали своим основным понятием, скажем, векторных пространств, — и действуете по всем правилам: даете мотивировки, определение, примеры и контрпримеры. Таков параграф 1. Во втором параграфе вы вводите первое, связанное с основным, понятие, которое вы собираетесь изучать, скажем, — линейную зависимость, и опять действуете по всем правилам: даете мотивировки, определение, примеры и контрпримеры, а потом — и вот здесь-то самое главное — вы пересматриваете настолько подробно, насколько можете, параграф 1 с точки зрения параграфа 2. Ну, скажем, какие примеры линейно зависимых и независимых множеств легко получаются из примеров векторных пространств, введенных в §1? (Здесь, между прочим, возникает другая понятная причина, по которой писать приходится по спирали: во втором параграфе вам могут прийти в голову примеры линейно зависимых и независимых множеств в тех векторных пространствах, которые вы забыли преподнести в качестве примеров в §1). В третьем параграфе вы вводите следующее понятие (какое именно — следовало тщательно обдумать раньше, но чаще им оказывается то, чего требует крутой поворот мысли, — это опять-таки подтверждает необходимость писать спирально) и после его обычной обработки пересматриваете §1 и §2 с точки зрения нового понятия. Система работает чудесно! Делать это — легко, весело, а результат — приятно читать: читателю помогают крепко сработанные вами строительные леса, даже если он не рвется сам осмотреть опоры и прощупать стыки.
Фабулы Рё повороты сюжета исторических романов, улики Рё намеки детективных рассказов — РІСЃРµ это имеет СЃРІРѕРё математические аналогии. РџРѕСЏСЃРЅРёРј примером: РјРЅРѕРіРѕРµ РёР· теории метрических пространств могло Р±С‹ быть развито как «подсюжет» РІ какой-РЅРёР±СѓРґСЊ РєРЅРёРіРµ РїРѕ общей топологии РІ РІРёРґРµ скромных замечаний, заключенных РІ СЃРєРѕР±РєРё фраз Рё иллюстративных упражнений. Такая организация материала РІ противовес неумолимой общности дала Р±С‹ читателю прочные обоснованные мотивировки Рё более глубокое понимание без видимых дополнительных усилий. Рђ РІРѕС‚ пример РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ детективных намеков: единственное слово, впервые упомянутое Р·Р° несколько глав РґРѕ своего определения, Р° потом повторяемое СЃРѕ РІСЃРµ более пространными комментариями РїРѕ мере того, как приближается его формальное представление, может незаметно Рё подсознательно подготовить восприятие. Такая процедура может серьезно помочь читателю. Р’ то Р¶Рµ время Рё значительно облегчить формальную работу автора, которому, правда, придется сильно увеличить усилия мысли, затрачиваемые РЅР° организацию неформального текста. РРіСЂР° стоит свеч. Если РІС‹ работаете восемь часов, чтобы спасти пять РјРёРЅСѓС‚ читательского времени, то РІС‹ сберегаете более восьмидесяти человеко-часов РЅР° каждую тысячу читателей, Рё ваше РёРјСЏ будет благословенно РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… факультетских коридорах. РќРѕ РЅРµ забывайте: для эффективного использования подсюжетов Рё намеков необходимо нечто очень похожее РЅР° спиральный план организации.
Последний по порядку и важности, но все равно очень важный аспект, который стоит упомянуть здесь, состоит в правильной подаче математического текста с чисто логической точки зрения. Немногому здесь один математик может научить другого; следует лишь предупредить о том, что с увеличением размеров работы ее сложность растет в устрашающей пропорции. Однажды я писал книжку страниц на 300; на одном из этапов работы у меня оказалось 1000 листов бумаги с каким-нибудь математическим утверждением на каждом: с теоремой, леммой или даже второстепенным замечанием, и все это с полными доказательствами. Листы были перенумерованы как попало. Моя забота состояла в указании на каждом из них номеров листов с теми утверждениями, которые логически должны были предшествовать данному; после этого я располагал листы в линейном порядке так, чтобы ни один из них не следовал за тем, на котором упоминался. По-видимому, эта проблема имеет несчетное множество решений; трудность состояла в том, чтобы выбрать из них наиболее эффективное и приятное.
8. Пишите хорошим английским языком. Все, что я говорил до сих пор, относилось к стратегии письма; пора обратиться к локальным аспектам предмета.
Почему автор не имеет права написать слово «continuous» 4 так: «continous»? Ведь наверняка он не будет неверно понят, а в таком написании буквой меньше... Так почему же? С ответом, вероятно, согласится любой, даже самый вольномыслящий из современных лингвистов: как только вводится такая «реформа», происходит вынужденное отвлечение внимания и поэтому — лишняя трата времени, которой не стуит полученная «экономия». Случайный пример, вроде только что приведенного, возможно, не слишком убедителен. Большее количество читателей согласилось бы с тем, что целая книга, написанная по реформированному правописанию (согласно которому, например, следует писать «izi» вместо «easy» 5), едва ли оказалась бы эффективным инструментом для образования 6. Какими бы не были преимущества реформы правописания, но слова, написанные с несоблюдением принятых словарных стандартов, мешают книге оказать должное воздействие: они задерживают, отвлекают внимание, иногда смущают и раздражают читателя.
Речь зашла здесь о правописании не потому, что в нем заключается распространенная или серьезная опасность для большинства авторов: на en. примере можно показать и подчеркнуть гораздо более существенные вещи, Мне хотелось бы убедить вас, что важно писать математические книги (а также статьи, письма, лекции) хорошим английским языком, где слово хороший означает «соответствующий общепринятым современным стандартам правописания». (Французские, японские или русские авторы! Пожалуйста, подставьте вместо слова «английским» слово «французским», «японским» или «русским».) Я вовсе не считаю, что стиль должен быть педантичным, или тяжеловесным, или формальным, или казенным, или красочным, или академическим жаргоном. Я убежден, что он должен быть совершенно ненавязчивым, как хорошее музыкальное сопровождение в фильме; он должен быть таким, чтобы читатель мог двигаться вперед без осознанных или неосознанных помех, вызванных формой сообщения, а не его содержанием.
Требования хорошего английского стиля включают в себя грамматическую правильность, выбор точных слов, корректную пунктуацию и, вероятно. самое главное, — соответствие здравому смыслу. Существует разница между «that» и «which», между «less» и «fewer»; хороший автор математического текста должен знать такие вещи. Читатель, возможно, не в состоянии определить эту разницу, но сотня страниц, написанных неправильным разговорным языком, производит накапливающийся разрушительный эффект, который наверняка не входил в намерения автора. Словари Фаулера [4], Роже [8] и Вебстера [10] стоят на моей полке сразу за Данфордом–Шварцем; конечно, они находятся под рукой у любого другого автора. Маловероятно, что одна пропущенная запятая превратит правильное доказательство в неверное, но постоянное пренебрежение такими мелочами вырастает в крупный недостаток.
Английский язык может служить прекрасным и могучим средством передачи интересной, ясной и совершенно точной информации. Я уверен, что то же самое верно для французского, японского или русского языков. Для автора текста так же важно непринужденно пользоваться этим инструментом, как для хирурга — свободно владеть скальпелем. Евклида можно объяснить малограмотным и корявым языком; воспаленный аппендикс можно удалить ржавым карманным ножиком. Однако пострадавший, даже если он не осознает причины своих страданий, наверняка предпочел бы лучшее обращение с собой.
Все математики, даже совсем юные студенты, только начинающие математическое образование, знают, что математика имеет свой собственный язык (фактически, она сама является языком) и автор обязан владеть грамматикой и лексикой этого языка так же свободно, как своего родного. Краткосрочных курсов языка математики не существует; наверное, единственный способ изучить его — прожить с ним годы. Нижеследующие соображения. конечно, не составляют (да и не могут составить) математического аналога Фаулера, Роже или Вебстера. Однако они могут подсказать дюжину-другую тысяч пунктов, которые следовало бы включить в такие словари.
9. Честность — лучшая политика. Хорошим математическим языком нужно пользоваться для того, чтобы облегчить читателю понимание предмета и, может быть даже, сделать процесс усвоения радостным. Такой стиль ценен не дешевым блеском, а предельной ненавязчивостыо. Цель в том, чтобы сгладить путь читателя, предвидеть и предвосхищать его трудности. Ясность — вот что желательно, а не педантизм; понимание, а не суетливость по пустякам.
Категоричность этих требований, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, Рё необходимая, может быть неверно понята; спешу уточнить. РљРѕРіРґР° СЏ РіРѕРІРѕСЂСЋ, что РЅСѓР¶РЅРѕ избегать педантизма Рё суетливости, СЏ РІРѕРІСЃРµ РЅРµ имею РІ РІРёРґСѓ строгость Рё аккуратность; СЏ верю, что РѕРґРЅРѕ РґСЂСѓРіРѕРјСѓ РЅРµ противоречит Рё РЅРµ помышляю советовать молодому автору мошенничать, пусть самую малость Рё очень остроумно, или заниматься затушевыванием трудностей. РРЅРѕРіРґР°, например, результат получается после РіСЂРѕРјРѕР·РґРєРёС… вычислений Рё ничего лучше придумать РЅРµ удается. Р’ таком случае долг автора — публично выполнить эти вычисления; самое большее, что РѕРЅ может сделать для облегчения — выразить СЃРІРѕРµ сострадание читателю какой-РЅРёР±СѓРґСЊ фразой РІСЂРѕРґРµ: «К сожалению, единственное известное доказательство состоит РІ следующем РіСЂРѕРјРѕР·РґРєРѕРј вычислении».
Рђ РІРѕС‚ пример того, что, РЅР° РјРѕР№ взгляд, является РЅРµ вполне честным. Допустим, что РІ каком-то пункте изложения, Р±РѕР№РєРѕ доказав некоторое предложение p, РІС‹ РІРґСЂСѓРі захотели сказать: «Заметим, однако, что РёР· pРЅРµ следует qВ», Р° потом, решив, что РІС‹ СѓР¶Рµ Р·РґСѓСЂРѕРІРѕ РІСЃРµ объяснили, благополучно перешли Рє РґСЂСѓРіРёРј вещам. Ваши побуждения РјРѕРіСѓС‚ быть РїСЂРё этом совершенно чистыми, однако читатель РІСЃРµ равно вправе чувствовать себя обманутым. Если Р±С‹ ему было РІСЃРµ известно Рѕ вашем предмете, РѕРЅ РЅРµ читал Р±С‹ написанного вами; вполне РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, что указанное вами отсутствие импликации ему РЅРµ СЏСЃРЅРѕ. Что это — очевидно? (РўРѕРіРґР° так Рё скажите.) Рли позднее Р±СѓРґСѓС‚ даны контрпримеры? (РўРѕРіРґР° пообещайте РёС… теперь Р¶Рµ.) Может быть, это — стандартный факт, имеющийся РІ литературе, РЅРѕ для ваших нынешних целей несущественный? (Дайте ссылку.) Рђ может быть, страшно сказать, РІС‹ попросту безуспешно пытались вывести q РёР· p, РґР° так Рё РЅРµ узнали, следует ли q РёР· pРЅР° самом деле? (Немедленно признайтесь!) Р’ любом случае: окажите читателю полное доверие.
Нет ничего плохого РІ использовании многократно осмеянных оборотов «очевидно» Рё «легко видеть», однако, есть минимальные ограничения, которые следует соблюдать. Написав, что нечто очевидно, РІС‹ наверное так Рё думали. РќРѕ РєРѕРіРґР°, спустя месяц, или РґРІР°, или шесть РІС‹ вынули СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЊ Рё перечитали ее заново, РІС‹ РїРѕ-прежнему продолжаете так считать? (Дозревание РІ течение нескольких месяцев всегда улучшает СЂСѓРєРѕРїРёСЃРё.) РљРѕРіРґР° РІС‹ объясняли это РґСЂСѓРіСѓ или РЅР° семинаре, было ли это место воспринято как очевидное? (Рли кто-РЅРёР±СѓРґСЊ задавал РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рё усаживался ворча, после ваших СѓРіРѕРІРѕСЂРѕРІ? Р’С‹ его убедили или запугали?) Ответы РЅР° эти риторические РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ ограничивают использование слова «очевидно». Есть еще Рё РґСЂСѓРіРѕРµ правило, главное; его знает каждый; нарушение этого правила — самый частый источник математических ошибок; удостоверьтесь РІ том, что «очевидное» — верно.
Само собой разумеется, что вы пишете не для того, чтобы скрыть факты от читателя: вы пишете, чтобы раскрыть их. Я хочу этим сказать, что вы не должны утаивать от читателя истинного положения ваших утверждений в системе, как и вашего отношения к ним. Как только вы сообщаете что-нибудь, скажите читателю, было ли это уже доказано, или не было, будет ли это доказываться, или не будет. Подчеркивайте важное и сводите к минимуму тривиальности. Существует много хороших доводов в пользу очевидных утверждений, рассеянных там и сям по тексту, но об их очевидности нужно говорить, чтобы новичок видел их в должном свете. Даже если тот или иной читатель и рассердится на вас за это, вы поступаете правильно, сообщая ему вашу точку зрения на предмет. Но, конечно, вы должны подчиняться правилам. Не подводите читателя; он хочет вам верить. Претенциозность, обман и недомолвки могут обнаружиться не сразу, но большинство читателей вскоре почувствует, что что-то не так; тогда они будут винить не факты и не самих себя, а автора, как и должно быть. Абсолютная честность в изложении помогает максимальной ясности.
10. Долой все тривиальное и несущественное. Бывает так, что утверждение, очевидное настолько, что об этом и говорить не стоит, формулируется в плохой фразе, которая задерживает внимание, запутывает и смущает. Я имею в виду что-нибудь такое: «Пусть R — коммутативное полупростое кольцо с единицей и пусть x, y О R; тогда хІ – уІ = (х– y)(х + y)». Бдительный читатель начнет себя спрашивать, какое значение полупростота и единица имеют для того факта, который он всегда считал очевидным. Не относящиеся к делу предположения, бессмысленно втиснутые в текст, неверный акцент или даже отсутствие правильного акцента могут разрушить все изложение.
Отвлекающие Рё ненужные предположения служат причиной лишней траты читательского времени; почти столько Р¶Рµ времени отнимает автор, РЅРµ завоевавший доверия читателя явным упоминанием тривиальных случаев, или, если РЅСѓР¶РЅРѕ, исключением РёС…. Р’СЃСЏРєРѕРµ комплексное число является произведением некоторого неотрицательного числа Рё некоторого числа СЃ модулем 1. Рто верно, РЅРѕ читатель будет себя чувствовать неуверенно, если сразу после сказанного (быть может, ему напоминали это РїРѕ какому-РЅРёР±СѓРґСЊ РїРѕРІРѕРґСѓ, перед введением очередного обобщения) ему РЅРµ сообщили ничего Рѕ сомнительном поведении нуля (тривиальный случай). Дело РЅРµ РІ том, что отказ РѕС‚ отдельного разбора тривиальных случаев может РёРЅРѕРіРґР° составлять математическую ошибку; СЏ РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЋ здесь: «Не делайте ошибок». Дело РІ том, что отстаивание формально правильных, РЅРѕ недостаточно подробных объяснений («Утверждение верно РІ приведенной формулировке — чего РІС‹ еще хотите?В») РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє искаженному, плохому изложению, плохому РІ психологическом отношении. РћРЅРѕ может быть плохим Рё СЃ точки зрения математики. Если, например, автор собирается обсуждать теорему Рѕ том, что, РїСЂРё соответствующих условиях, каждое линейное преобразование является произведением растяжений Рё вращения, РЅРѕ РѕР±С…РѕРґРёС‚ молчанием случай нуля РЅР° одномерном пространстве, то Сѓ читателя складывается неверное представление Рѕ поведении вырожденных линейных преобразований РІ общем случае.
Здесь, пожалуй, уместнее всего сказать несколько слов о формулировках теорем: именно в них, более, чем где бы то ни было, необходимо избегать не относящихся к делу деталей.
Первый РІРѕРїСЂРѕСЃ РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ: РєРѕРіРґР° формулировать теорему? РњРѕР№ ответ: сразу. Рзбегайте праздных бесед Р±РѕРі весть Рѕ чем, РІ конце которых внезапно объявляется: В«Ртак, РјС‹ доказали, что...В». Читатель будет гораздо внимательнее Рє доказательству, РєРѕРіРґР° РѕРЅ знает, чту РІС‹ доказываете; ему будет яснее, РіРґРµ используются предпосылки, если РѕРЅ знает РёС…. (Праздный РїРѕРґС…РѕРґ часто РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє теоремам, повисающим РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ, что, РїРѕ-моему, безобразно. РЇ имею РІ РІРёРґСѓ такие пассажи: В«Ртак, РјС‹ доказали
Т е о р е м у 2. …».
Такой перепад разрубает фразу; после того как читатель соберется с мыслями и сообразит, какую шутку с ним сыграли, этот прием произведет нежелательное отделение утверждения теоремы от ее формулировки.)
Я не хочу сказать этим, что теорема должна появляться без вводных замечаний, предварительных определений и вспомогательных мотивировок. Все это идет сначала; потом — формулировка, и, наконец, доказательство. Формулировка теоремы должна состоять, по возможности, из одной фразы: простой импликации, или, если некоторые общие предпосылки были сформулированы заранее и остаются в силе, — простого утверждения. Разговоры вроде: «Без нарушения общности мы можем предположить...» или «Более того, из теоремы 1 следует...» оставляйте за пределами формулировки.
В идеале утверждение теоремы — это не просто одна фраза, а фраза короткая. Теоремы, формулировки которых занимают почти всю страницу (или еще больше!), трудно воспринимать, труднее, чем следует. Они показывают, что автор не продумал материал, и не организовал его. Список из восьми предпосылок (даже если они аккуратно сформулированы) и список из шести утверждений — это не теорема: это — плохо изложенная теория. Все ли предпосылки нужны для каждого утверждения? Если ответ отрицателен, то очевидно, что формулировка плоха; если же ответ положителен, то, вероятно, предпосылки описывают некое общее понятие, которое заслуживает быть выделенным, специально названным и изученным.
11. Повторяйтесь и не повторяйтесь. Одно важное правило хорошего математического стиля требует повторений, а другое — требует избегать их.
Под повторением в первом правиле я подразумеваю не произнесение одной и той же вещи несколько раз с помощью разных слов. Я имею ввиду дословное повторение фразы или даже нескольких фраз в изложении такого точного предмета, как математика, с той целью, чтобы подчеркнуть небольшие изменения в соседнем предложении. Если вы что-то определили, сформулировали или доказали в главе 1, а в главе 2 хотите заняться параллельной или более общей теорией, то вы очень поможете читателю, повторяя те же слова и в том же порядке, пока это возможно; только после этого, под приличествующий барабанный бой, введите новшество. Барабанный бой необходим. Недостаточно перечислить шесть прилагательных в одном предложении, а в другом просто повторить пять из них, слегка ослабив шестое. Сверх этого нужно еще сказать: «Обратите внимание на то, что первые пять условий в определениях p и q одинаковы; различие между p и q заключено в ослаблении шестого условия».
Зачастую для того, чтобы поступить так РІ главе 2, вам придется вернуться Рє главе 1 Рё переписать РІ ней то, что вам казалось написанным СѓР¶Рµ достаточно хорошо, — РЅР° этот раз для подчеркивания параллелизма СЃ соответствующей частью главы 2. Рто, кстати, другая иллюстрация неизбежности спирального плана РїСЂРё сочинении, Рё РґСЂСѓРіРѕР№ аспект организации материала.
В предыдущих абзацах описывалась важная разновидность математического повторения — полезная; вот две другие — вредные.
Одна из причин, по которой повторение часто рассматривается как прием эффективного обучения, заключается в следующем: предполагается, что чем чаще вы повторяете одно и то же, тем более вероятно, что вы втолкуете сим материал. Я не согласен. Когда вы что-нибудь повторяете во второй раз, даже самый тупой читатель смутно припомнит, что ведь был и первый раз, и начнет спрашивать себя, то ли это самое, что уже было, или только похожее. (Тут может помочь фраза вроде: «Сейчас я говорю в точности то же самое, что впервые сказал на стр. 3».) Если хоть тень такого недоумения появляется, это плохо. Все то плохо, что без необходимости настораживает, развлекает по пустякам или каким-нибудь другим способом отвлекает внимание. (Нечаянные двусмысленности — проклятие многих авторов.) Кроме того, хорошая организация материала и, в частности, спиральный план, о котором речь шла выше, заменяют повторения гораздо эффективнее.
Вторая разновидность вредных повторений описана в короткой и лишь отчасти неточной заповеди: никогда не повторяйте доказательство. Если некоторые шаги в доказательстве теоремы 2 очень похожи на некоторые части доказательства теоремы 1, то это сигнал недопонимания. Вот другие симптомы этой болезни: «С помощью той же техники (того же метода, приема), которая применялась (или который использовался) в доказательстве теоремы 1...»; еще хуже: «См. доказательство теоремы 1». Когда случается такая вещь, то очень может быть, что на самом деле существует лемма, из которой с большой легкостью и ясностью выводятся обе теоремы; такую лемму стоит поискать, сформулировать и доказать.
12. Книжное «мы» не всегда плохо. Начинающих авторов часто беспокоит выбор между «я», «мы» и безличными формулировками. В случаях, подобных этому, здравый смысл важнее всего. По причинам целесообразности я выскажу здесь свои рекомендации.
Поскольку лучший стиль — наименее навязчивый, СЏ склоняюсь Рє нейтральным оборотам. РќРѕ это РЅРµ означает, что РЅСѓР¶РЅРѕ РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… использовать чаще РґСЂСѓРіРёС… или, того С…СѓР¶Рµ, всегда. (Фразы типа: «итак, установлено, что...В» ужасны.) Рто означает полное отсутствие личных местоимений первого лица как РІ единственном, так Рё РІРѕ множественном числе. «Так как имеет место СЂ, q также справедливо...В». В«РР· этого следует pВ». «Применение p Рє q дает rВ». Почти РІСЃРµ (РІСЃРµ?) математические сочинения — информативны (или должны быть такими?); простые повествовательные предложения — лучшее средство для сообщения фактов.
РРЅРѕРіРґР° эффективно Рё желательно использование повелительного наклонения. «Чтобы найти СЂ, умножьте q РЅР° rВ». «При данном рприравняйте q Рё rВ». (Два отступления РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ «Дано». (1) РќРµ употребляйте это слово, РєРѕРіРґР° РѕРЅРѕ ничего РЅРµ обозначает. Например: «Для любого данного СЂ существует qВ». (2) Помните, что РѕРЅРѕ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ активного глагола Рё РЅРµ любит болтаться просто так. Пример: РЅРµ «если дано p, то существует qВ», Р° «для данного p найдем qВ».)
Нет ничего С…СѓРґРѕРіРѕ РІ РєРЅРёР¶РЅРѕРј «мы», РЅРѕ, если РѕРЅРѕ вам нравится, пользуйтесь РёРј правильно. Пусть «мы» означает «автор Рё читатель» (или «лектор Рё аудитория»). Р’С‹ можете благополучно сказать В«Рспользуя лемму 2, РјС‹ можем обобщить теорему 1В» или «Лемма 3 дает нам технику доказательства теоремы 4В». РќРѕ РЅРµ годятся утверждения РІСЂРѕРґРµ: «Мы получили этот результат РІ 1969 РіРѕРґСѓВ» (если только это РЅРµ будет голосом РґРІСѓС… или более авторов, говорящих РІ СѓРЅРёСЃРѕРЅ), или «Мы благодарим нашу жену Р·Р° помощь РїСЂРё перепечатке СЂСѓРєРѕРїРёСЃРёВ».
Местоимение «я» и, особенно, его неизменное повторение, порой производит отталкивающий эффект, как высокомерие или проповеднический тон; по этой причине я стараюсь избегать его, где только возможно. В коротких заметках, в личных замечаниях, или в очерках вроде этого оно на своем месте.
13. Правильно используйте слова. Единицы информации, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ убывания, таковы: тема, глава, абзац, фраза, слово. Раздел Рѕ местоимениях был посвящен словам, хотя, РІ несколько более строгом смысле, РѕРЅ содержал рекомендации Рѕ стратегии стиля. РњРѕР№ следующий совет, как РѕРЅ звучит РІ заголовке, РЅРµ следует понимать прямолинейно; само СЃРѕР±РѕР№ разумеется, что слова надо использовать правильно. РќРѕ РІРѕС‚ что СЏ хочу подчеркнуть: следует тщательно обдумывать Рё точно дозировать слова, взывающие Рє здравому смыслу Рё интуиции, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, Рё специальные математические слова (технические термины), — СЃ РґСЂСѓРіРѕР№. Рто может глубоко влиять РЅР° математический смысл.
Общее правило: корректно пользуйтесь терминами логики и математики. Я не призываю к педантизму и не предлагаю размножать технические термины для понятий, на волосок отличающихся друг от друга. Наоборот, я имею в виду мастерство настолько тонкое, чтобы оно не бросалось в глаза.
Вот пример: «Доказать, что какое-то (any) комплексное число является произведением некоторого неотрицательного числа и числа с модулем 1». У меня были студенты, которые доказывали это так: «–4i — комплексное число; оно является произведением неотрицательного числа 4 и числа –i, имеющего модуль 1; это и требовалось доказать». Дело в том, что в разговорном английском языке слово «any» — двусмысленное; в зависимости от контекста оно может отвечать либо квантору существования либо квантору общности. Вывод: никогда не используйте слово «any» в математических сочинениях. Заменяйте его на «every» или на «each» или переделывайте фразу.
Вот один способ переделать фразу предыдущего абзаца, данную в качестве примера: условиться, что все «отдельные переменные» пробегают множество комплексных чисел, а потом написать нечто вроде такого выражения:
"z $p $uВ В [(p = |p|) Р© (|u| = 1) Р© (z = pu)].
Я настоятельно советую не делать этого. Символика формальной логики необходима в обсуждении логики и математики, однако в качестве средства сообщения идей от одного смертного к другому она превращается в громоздкий шифр. Автор должен сначала перекодировать свою мысль (я отрицаю, что кто бы то ни было мыслит в терминах $, ", Щ и т.п.), а затем читатель вынужден расшифровать написанное автором; оба шага приводят к растрате времени и затрудняют понимание. Символическая запись, все равно, в стиле современного логика или классического эпсилониста, — это текст, который могут писать машины, и едва ли кто-нибудь, кроме машин, может этот текст читать.
Рћ слове В«anyВ» достаточно. Рђ РІРѕС‚ — РґСЂСѓРіРёРµ нарушители, которые, правда, обвиняются РІ меньших преступлениях: «где», «эквивалентно», «если... то... если... то». «Где» — обычно знак того, что автор нехотя подумал Рѕ том, Рѕ чем должен был подумать заранее. «Если n достаточно велико, то |Р°n|e, РіРґРµ e — любое наперед заданное положительное число»; болезнь Рё лечение РѕС‚ нее СЏСЃРЅС‹. Слово «эквивалентный» для теорем — логическая бессмыслица. (РџРѕРґ теоремой СЏ подразумеваю математическую истину, нечто доказанное. Осмысленное утверждение может быть неверным, РЅРѕ теорема быть неверной РЅРµ может: «неверная теорема» — внутренне противоречивый термин.) Какой смысл говорить, что полнота пространства LР† эквивалентна теореме Рѕ представлении линейных функционалов РЅР° LР†? Рмеется РІ РІРёРґСѓ, что доказательства обеих теорем — средние РїРѕ трудности, Рё если РѕРґРЅР° РёР· РЅРёС… (любая) СѓР¶Рµ доказана, то РґСЂСѓРіСѓСЋ РјРѕР¶РЅРѕ доказать СЃ относительно меньшими усилиями. Логически точное слово «эквивалентный» здесь РЅРµ годится. РћР±РѕСЂРѕС‚ «если... то... если... то» представляет СЃРѕР±РѕР№ стилистический прием, часто употребляемый скорыми авторами Рё огорчающий медлительных читателей. «Если справедливо СЂ, то если имеет место q, то выполняется rВ». Логически тут РІСЃРµ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ (СЂ Р® (q Р® r)), РЅРѕ психологически РЅР° этом месте непременно споткнешься. Обычно РЅСѓР¶РЅРѕ только переделать фразу; однако, универсального СЃРїРѕСЃРѕР±Р° переделать ее нет. Р’СЃРµ зависит РѕС‚ того, что важнее РІ данном конкретном случае. РњРѕР¶РЅРѕ так: «если p Рё q, то rВ»; или «при условии pРёР· предположения q следует вывод rВ»; есть Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ варианты.
14. Правильно пользуйтесь техническими терминами. До сих пор речь шла, по существу, о логических аспектах стиля в математике. Теперь я хочу показать, что такое ненавязчивая точность языка в повседневной работе математика на трех примерах: функции, последовательности и включения.
Я принадлежу к школе, для которой функции и их значения — настолько разные вещи, что это различие должно соблюдаться. Не надо суетиться, по крайней мере на людях; просто старайтесь не произносить слова типа «функция zІ + 1 — четная». Формулировка «функция f, определенная равенством f(z) = zІ + 1 — четная», или, что предпочтительнее с многих точек зрения, «функция z ® zІ + 1 — четная» немногим длиннее, но хорошая привычка к ней порой спасает читателя и автора от грубых заблуждений и всегда делает изложение более гладким.
«Последовательность» — это функция, область определения которой является множеством натуральных чисел. Когда какой-нибудь автор пишет «объединение последовательности измеримых множеств измеримо», он отвлекает внимание читателя на ложный путь. В этой теореме совершенно неважно, что первое множество является первым, второе — вторым и т.д.; слово последовательностьне относится к делу. Правильная формулировка такова: «объединение счетного множества измеримых множеств измеримо» (или, если нужно иначе поставить акцент, — «объединение счетного бесконечного множества измеримых множеств измеримо»). Теорема о том, что «предел последовательности измеримых функций измерим» — совсем другое дело; здесь слово «последовательность» на месте. Если читатель знает, что такое последовательность, если у него это понятие в крови, то неправильное употребление этого слова будет его отвлекать и замедлять чтение, пусть совсем не намного. Если же читатель на самом деле не знает этого понятия, то неправильное его употребление серьезно отсрочит окончательное понимание.
Слова «содержать» и «включать» — почти всегда употребляются как синонимы, и часто теми же самыми людьми, которые старательно учат своих студентов, что символы О и М — это вовсе не одно и то же. Совершенно не правдоподобно, что использование этих слов вперемешку приведет к недоразумению. Тем не менее, несколько лет назад я начал эксперимент, который продолжаю и теперь: я систематически устно и письменно использовал глагол «содержать» для О и «включать» — для М. Едва ли я что-нибудь доказал этим, но могу сообщить, что (а) это очень легко; (б) вреда от этого — никакого; (в) думаю, что никто ни разу этого не заметил. Полагаю, хотя, по-видимому, это и недоказуемо, что такого сорта терминологическое постоянство (без суетливости) могло бы тем не менее сделать жизнь читателя (и слушателя) удобнее.
Постоянство, между прочим, — великое достоинство изложения, а непостоянство — смертный грех. Постоянство важно в языке, обозначениях, ссылках, разметке шрифтов — оно важно всюду, а его отсутствие может вызвать все, что угодно, начиная с легкого раздражения и кончая полной дезинформацией.
РњРѕРё советы РѕР± использовании слов РјРѕР¶РЅРѕ резюмировать так. (1) Рзбегайте технических терминов, РіРґРµ только РјРѕР¶РЅРѕ, Рё особенно старайтесь РЅРµ сочинять новых. (2) Крепко подумайте над новыми терминами, если СѓР¶ без РЅРёС… РЅРµ обойтись. Справьтесь РїРѕ словарю Р РѕР¶Рµ Рё выберите РёС… как РјРѕР¶РЅРѕ удачнее. (3) Употребляйте старые термины правильно Рё всегда РІ РѕРґРЅРѕРј Рё том Р¶Рµ смысле, РЅРѕ без излишнего педантизма.
15. Воздерживайтесь от обозначений. Все сказанное об употреблении слов с соответствующими изменениями и оговорками применимо к еще более мелкой единице математического сочинения — к математическим символам. Лучшее обозначение — отсутствие обозначений. Где только возможно, избегайте громоздкого алфавитного аппарата. Хорошо готовить письменное математическое сообщение, представляя себе, что оно — устное. Вообразите, будто бы рассказываете все другу на какой-нибудь долгой лесной прогулке и у вас нет бумаги. Прибегайте к обозначениям только тогда, когда это необходимо.
Вот следствие из принципа «чем меньше обозначений, тем лучше их система»: не вводите ненужных букв, точно так же, как ненужных предложений. Пример: «На компактном пространстве всякая вещественнозначная непрерывная функция f ограничена». Зачем здесь f? Разве утверждение от этого становится яснее? Другой пример: «Если 0 Јlim an1/n = r an= 0». Зачем тут r? Ответ одинаков в обоих случаях (незачем), но причины присутствия лишних букв могут быть различны. В первом случае f может появиться в результате дурной привычки; во втором случае r, возможно, подготавливает доказательство. От дурной привычки можно отвыкнуть. С другим излишеством труднее, потому что здесь автор должен поработать. Без r в формулировке доказательство станет на полстрочки длиннее; его нужно будет начать как-нибудь так: «Положим r = lim an1/n