Введение
Тема моей работы Международные космические организации. Целью данной работы является дать общую характеристику комических организаций, раскрыть принципы деятельности международных космических организаций показать актуальность данной темы, показать организационную структуру, задачи, РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ членства РІ международных организаций РЅР° примере Рнтелсат, Рнтерспутника Рё Европейского космического агентства.
В своей работе я также рассмотрела неправительственные международные космические организации.
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
Возникновение международных организаций в 19 веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества.
Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.
Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций — Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.
В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус.
Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна.
С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.
Особенностью международных космических организации является то, что РѕРЅРё представляют СЃРѕР±РѕР№ организации производственно-коммерческого типа, которые владеют собственными космическими комплексами, предоставляют РЅР° коммерческой РѕСЃРЅРѕРІРµ услуги, выплачивают высокие дивиденды вкладчикам капитала (РНТЕЛСАТ, РРќРњРђР РЎРђРў, РНТЕРСПУТНРРљ, ЕКА, ЕВТЕЛСАТ, АРАБСАТ Рё Р РђРЎРљРћРњ).
Активную роль в развитии международного сотрудничества в исследовании космического пространства в мирных целях играют международные неправительственные организации, среди которых из наиболее авторитетных следует назвать Комитет по исследованию космического пространства, Международную астронавтическую федерацию, Международную астронавтическую академию, Международный институт космического права.
Значение этих организаций, созданных в конце 50 — начале 60-х годов в целях максимального благоприятствования и содействия развитию контактов в изучении космоса, было особенно весомо в период, когда международные межправительственные организации еще не были созданы либо были в стадии организационного формирования.
Важными направлениями многостороннего научного сотрудничества на неправительственном уровне стали в первую очередь, космическая связь и метеорология, космическая медицина, биология и др. В последние годы все большее значение приобретает изучение последствий космической деятельности для окружающей среды Земли.
Неправительственные организации создавались РЅРµ государствами, Р° научными обществами Рё учреждениями, как правило, РїРѕ инициативе крупных ученых. Рто была возможность для ученых Рё специалистов различных стран собираться для проведения РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёР№, обмена мнениями Рё информацией РїРѕ разнообразным проблемам космонавтики.
Регулярно проводимые конгрессы этих международных организаций СЃ самого начала имели весьма предварительный характер, Р° обсуждения рассматриваемых проблем проходили РЅР° высоком профессиональном СѓСЂРѕРІРЅРµ. Рменно поэтому международные неправительственные организации, РЅРµ РїСЂРѕРІРѕРґСЏ самостоятельно космических исследований Рё экспериментов, внесли Рё продолжают вносить значительный вклад РІ развитие сотрудничества Рё расширение контактов между странами, заинтересованными РІ дальнейшем развитии освоения космического пространства.
Особенностью неправительственных космических организаций является то, что их деятельность должна осуществляться только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства. Помимо этого на государства возложена международная ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность неправительственных организаций проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в Договоре по космосу 1967 года.
Свою деятельность международные космические организации осуществляют на основе принципов международного права.
Принципы международного космического права закреплены в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года.[1]
 Выделяют следующие принципы международного космического права:
1. исследование и использование космоса на благо всего человечества;
2. равное право всех государств на исследование и использование космоса;
3. запрещение национального присвоения космоса;
4. соответствие космической деятельности международному праву;
5. свобода космоса для научных исследований;
6. использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях;
7. международная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;
8. международная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;
9. сотрудничество и взаимная помощь государств при исследовании и использовании космоса;
10.обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса.
 Договор налагает на государства ряд обязательств:
содействовать международному сотрудничеству в научных исследованиях космоса;
 осуществлять деятельность по исследованию и использованию космоса в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания;
 незамедлительно информировать другие государства или Генерального секретаря ООН об установленных космических явлениях, которые могли бы представить опасность для жизни или здоровья космонавтов;
 нести международную ответственность за деятельность в космосе своих правительственных органов и неправительственных юридических лиц;
 учитывать соответствующие интересы других государств при исследовании космоса;
 проводить международные консультации перед проведением эксперимента, чреватого вредными последствиями.
 Договор запрещает:
1. провозглашать суверенитет на космическое пространство и небесные тела и осуществлять их национальное присвоение или оккупацию;
2. выводить на орбиту и устанавливать на небесных телах любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения;
3. использовать Луну и другие небесные тела в немирных целях;
4. присваивать космические объекты других государств вне зависимости от места их обнаружения.
Как субъекты международного права международные космические организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.
1.РНТЕЛСАТ
 В 1962 году конгресс США принял Закон о спутниковой связи, который содержал положение о том, что одним из направлений политики США является создание в сотрудничестве с другими государствами коммерческой системы спутниковой связи, которая отвечала бы потребностям государственных и частных компаний США и других государств в области телекоммуникаций. 20 Август 1964 г. представители 11 стран подписали Соглашение о временных мероприятиях по созданию всемирной коммерческой системы спутниковой связи и соответствующие специальное соглашение.
 Тем самым РїРѕРґ СЌРіРёРґРѕР№ РЎРЁРђ была создана Международная организация спутниковой СЃРІСЏР·Рё (РНТЕЛСАТ).
В РќР° момент создания Рнтелсат коммерческое использование системы спутниковой СЃРІСЏР·Рё носило более теоретический характер, чем практически Рё, как закреплялось РІ статье 1 Соглашения, спутники СЃРІСЏР·Рё, расположенные РЅР° геостационарной орбите, характеризовалась как «экспериментальные».[2]
В Р’РІРёРґСѓ того, что СЃРѕ временем коммерческая жизнеспособность РНТЕЛСАТ была доказана, РјРЅРѕРіРёРµ страны присоединились Рє соглашению Рё Рє концу 1968 РіРѕРґР° количество стран участников достигло 63. Как было предусмотрено соглашением, РІ 1969 РіРѕРґСѓ РІ Вашингтоне состоялась Полномочная конференция СЃ целью принять Устав РНТЕЛСАТ. Р’ результате этой Конференции было принято РґРІР° основополагающих соглашения, которые вступили РІ силу 12 февраля 1973 РіРѕРґР°: Соглашение Рѕ Международной организации спутниковой СЃРІСЏР·Рё РНТЕЛСАТ, заключенный правительствами государств-членов, Рё Рксплуатационное соглашение, заключенное правительствами или назначенными РёРјРё организациями РІ области электросвязи.
 Любое государство, являющееся членом Международного СЃРѕСЋР·Р° электросвязи, может стать членом РНТЕЛСАТ. Р’ настоящее время РНТЕЛСАТ объединяет более 140 государств.
В Р’ соответствии СЃРѕ статьей 2 Соглашения Рѕ Международной организации спутниковой СЃРІСЏР·Рё РНТЕЛСАТ[3], главнойцельюдеятельностиРНТЕЛСАТявляется продолжение Рё осуществление проектирования, разработки, создания, вывода РЅР° орбиту, эксплуатации Рё обслуживания космического компонента (спутники СЃРІСЏР·Рё, Р° также средства Рё оборудование для слежения, телеметрии, управления, контроля Рё мониторинга), необходимого для международных публичных услуг СЃРІСЏР·Рё высокого качества Рё надежности, доступных РЅР° недискриминационной РѕСЃРЅРѕРІРµ всем районам РјРёСЂР°.
В РНТЕЛСАТ предоставляет широкий спектр услуг РІ области спутниковой СЃРІСЏР·Рё: СЃ помощью спутников этой Организации осуществляется более половины объема международной телефонной СЃРІСЏР·Рё Рё фактически РІСЃРµ международные телепередачи, Р° также услуги РІ области передачи данных, видеоконференцсвязи Рё РґСЂ.[4]
 Как субъект международного права РНТЕЛСАТ обладает юридической правосубъектностью. РћРЅР° пользуется РІ полной мере правоспособностью, необходимой для осуществления СЃРІРѕРёС… функций Рё достижения СЃРІРѕРёС… целей, РІ том числе способностью:
- заключать соглашения с государствами или международными организациями;
- заключать контракты;
- приобретать собственность и распоряжаться ею;
- быть стороной в судебном разбирательстве.
В Р’ соответствии СЃ положениями Соглашения Рѕ создании РНТЕЛСАТ членство РІ Организации дает стране возможность принимать участие РІ «проектировании, разработке, строительстве, включая обеспечение оборудованием, установке, эксплуатации, обслуживании Рё владении» единой глобальной спутниковой системы.
В Р’ соответствии СЃРѕ статьи 6 Соглашения[5]структура Организации состоит РёР· четырех уровней Рё включает РІ себя следующие органы: Ассамблея сторон, Совещание участников, Совет директоров Рё Рсполнительный орган.
 Ассамблея сторонона является главным органом РНТЕЛСАТ Рё РІ ее состав РІС…РѕРґСЏС‚ РІСЃРµ участники.
 Ассамблея участников рассматривает те аспекты деятельности РНТЕЛСАТ, которые, прежде всего, представляют интерес для участников как для суверенных государств. РћРЅР° обладает полномочиями рассматривать общую политику Рё долгосрочные задачи РНТЕЛСАТ, соответствующие принципам, целям Рё сфере деятельности РНТЕЛСАТ, предусмотренным РІ Соглашении.
Ассамблея участников имеет следующие функции и полномочия:
1. разрешать РЅР° основании общих правил или конкретных решений использовать космический компонент РНТЕЛСАТ Рё предоставлять спутники, для специализированных услуг СЃРІСЏР·Рё РІ пределах сферы деятельности;
2. для обеспечения соблюдения принципа недискриминации осуществлять надзор за общими правилами, устанавливаемыми в Соглашении;
3. принимать решения РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выходом участника РёР· РНТЕЛСАТ;
4. рассматривать жалобы, представленные ей участниками.
 Ассамблея участников, как правило, собирается один раз в два года.
 Кворум любого заседания Ассамблеи участников обеспечивается при наличии представителей большинства участников.
 Каждый участник имеет один голос. Решения по вопросам существа принимаются, если за них проголосовали, по меньшей мере, две трети участников, представители которых присутствуют и участвуют в голосовании.
 Помимо очередных заседаний, Ассамблея участников может собираться на чрезвычайные заседания, которые могут созываться по просьбе Совета управляющих, действующего в соответствии с положениями Соглашения, или по просьбе одного или нескольких участников, которая получает поддержку, по меньшей мере, одной трети участников, включая участника или участников, обратившихся с такой просьбой.
 Каждый участник оплачивает свои расходы на представительство на заседании Ассамблеи участников.
Совещание подписавших сторон
 В состав Совещания подписавших сторон входят все подписавшие стороны.
 В соответствии с Соглашением Совещание подписавших сторон рассматривает надлежащим образом резолюции, рекомендации и мнения, представленные ему Ассамблеей участников или Советом управляющих.
 Каждый участник имеет один голос, процедура принятия решений та же, что и на Ассамблее сторон.
 Совет управляющих
 Совет управляющих это исполнительный орган Организации, состоит из представителей участников, чьи денежные взносы, индивидуальные или групповые, соответствуют или превышают минимальный взнос, необходимый для членства в Совете и ежедневно определяемой Совещанием участников.
 Совет управляющих отвечает Р·Р° проектирование, разработку, создание, вывод РЅР° орбиту, эксплуатацию Рё обслуживание космического компонента РНТЕЛСАТ Рё РІ соответствии Соглашением, Операционным соглашением Рё такими решениями, которые РІ этом отношении могли быть приняты Ассамблеей участников, Р·Р° выполнение любых иных мероприятий, проводимых РНТЕЛСАТ.
 Генеральный директор
В Рсполнительный орган возглавляется Генеральным директором.
 Генеральный директор является главным руководителем Рё законным представителем РНТЕЛСАТ Рё отвечает непосредственно перед Советом управляющих Р·Р° выполнение всех функций управления.
 Генеральный директор действует в соответствии с политикой и инструкциями Совета управляющих.
 Генеральный директор назначается Советом управляющих при условии утверждения этого назначения Ассамблеей участников.
Штаб – квартира РНТЕЛСАТ находится РІ Вашингтоне.
Участник, РЅР° территории которого расположена штаб-квартира РНТЕЛСАТ, предоставляет соответствующие привилегии, льготы Рё иммунитеты РНТЕЛСАТ, ее должностным лицам.
Р’ пределах сферы деятельности, РНТЕЛСАТ Рё ее собственность освобождаются РІРѕ всех государствах - участниках РѕС‚ всех национальных подоходных налогов Рё прямых национальных налогов РЅР° собственность Рё таможенных пошлин РЅР° спутники СЃРІСЏР·Рё, компоненты Рё части таких спутников, которые запускаются для использования РІ рамках глобальной системы.
 Среди коммерческих организаций спутниковой СЃРІСЏР·Рё РНТЕЛСАТ занимает первое место РїРѕ количеству имеющихся РІ его распоряжении спутников. Рђ около 40 государств пользуется услугами РНТЕЛСАТ для национальной СЃРІСЏР·Рё.
 Услугами Организации в области международной связи пользуются государственные и частные компании (основные мировые вещательные компании, провайдеры транснациональной телефонной связи авиакомпании, международные банки, организации, обеспечивающие предотвращение природных бедствий, организации по здравоохранению и т.д.) почти всех стран мира.
2.РНТЕРСПУТНРРљ
В РНТЕРСПУТНРРљ – международная межправительственная организация, РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ деятельности которой является эксплуатация глобальной системы спутниковой СЃРІСЏР·Рё. Организация была учреждена РІ 1971 РіРѕРґСѓ СЃ целью создания Рё развития международной системы спутниковой СЃРІСЏР·Рё РІ интересах входящих РІ ее состав государств.
В Р’ политическом отношении РНТЕРСПУТНРРљ был учрежден РІ качестве противовеса созданной РІ те Р¶Рµ РіРѕРґС‹ РїРѕРґ СЌРіРёРґРѕР№ РЎРЁРђ Международной организации спутниковой СЃРІСЏР·Рё (РНТЕЛСАТ).
В Р’ 1971 РіРѕРґСѓ РІ состав РНТЕРСПУТНРРљ входило девять государств: Болгария, Венгрия, РљСѓР±Р°, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, РЎРЎРЎР , Чехословакия. РќР° сегодняшний день Организация объединяет 23 государства: Афганистан, Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Грузия, Казахстан, РљСѓР±Р°, Монголия, Польша, Р РѕСЃСЃРёСЏ, Украина Рё РґСЂСѓРіРёРµ.
В РНТЕРСПУТНРРљ РІ соответствии СЃРѕ статьей 8 Соглашения РѕР± В«Рнтерспутнике»[6]является юридическим лицом Рё правомочен, заключать РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹, приобретать, арендовать Рё отчуждать имущество Рё предпринимать процессуальные действия.
В РНТЕРСПУТНРРљ является субъектом международного публичного права, Рё пользуются набором соответствующих льгот Рё иммунитетов.
Статья 2 Соглашения Рѕ правоспособности привилегиях Рё иммунитетах международной организации космической СЃРІСЏР·Рё В«РНТЕРСПУТНРРљВ»[7]предусматривает что:
1. Помещения РНТЕРСПУТНРРљР° являются неприкосновенными. Его имущество Рё документы независимо РѕС‚ места РёС… нахождения пользуются иммунитетом РѕС‚ любой формы административного Рё судебного вмешательства;
2. РНТЕРСПУТНРРљ освобождается РѕС‚ всех прямых налогов Рё СЃР±РѕСЂРѕРІ, как общегосударственных, так Рё местных;
3. РНТЕРСПУТНРРљ освобождается РѕС‚ таможенных СЃР±РѕСЂРѕРІ Рё ограничений РїСЂРё РІРІРѕР·Рµ Рё вывозе предметов, предназначенных для служебного пользования.
В соответствии со статьей 3 Соглашения[8]представителям и должностным лицам при исполнении ими своих служебных обязанностей на территории государств - участников предоставляются следующие привилегии и иммунитеты:
а) иммунитет от личного ареста или задержания;
б) неприкосновенность служебной корреспонденции и документов;
в) освобождение от личных повинностей и прямых налогов и сборов.
Представители членов РНТЕРСПУТНРРљР° РІ Совете Рё Генеральный директор, Р° также его заместитель пользуются Рё РґСЂСѓРіРёРјРё привилегиями Рё иммунитетами, предоставляемыми РІ данном государстве дипломатическим представителям, СЃ согласия РЅР° это компетентных органов данного государства.
Привилегии и иммунитеты предоставляются исключительно в служебных интересах. Каждая Договаривающаяся Сторона имеет право и обязана отказаться от иммунитета своего представителя во всех случаях, когда, по мнению этой Стороны, иммунитет препятствует осуществлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для целей, с которыми он был предоставлен.
Статья 5 Соглашения[9]предусматривает что, компетентные органы государств – участников должны оказывать РНТЕРСПУТНРРљСѓ, его должностным лицам Рё представителям содействие РІ получении служебных Рё жилых помещений, РІ оборудовании служебных помещений, Р° также РІ получении медицинской помощи Рё РґСЂСѓРіРёС… социальных Рё коммунальных услуг РІ соответствии СЃ РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, установленным РІ этих государствах.
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 11 Соглашения Рѕ создании международной системы Рё организации космической СЃРІСЏР·Рё В«РНТЕРСПУТНРРљВ», руководство деятельностью Организации осуществляют следующие органы:
1. Совет - руководящий орган;
2. Дирекция - постоянный исполнительный и административный орган;
3. Ревизионная комиссия – осуществляющая контроль за финансовой деятельностью.
 Совет может учреждать такие вспомогательные органы, которые необходимы для осуществления его целей.
Совет РНТЕРСПУТНРРљР° – является главным руководящим органом РІ состав, которого РІС…РѕРґСЏС‚ РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ представителю РѕС‚ каждого члена СЃ правом РѕРґРЅРѕРіРѕ голоса, независимо РѕС‚ долевого участия РІ уставном капитале.
В соответствии с Соглашением Совет:
 утверждает план работы Организации на предстоящий календарный год;
ь рассматривает и утверждает бюджет Организации и отчет о его исполнении, а также баланс и распределение прибыли Организации;
 утверждает отчет Ревизионной комиссии.
В Р’ статье 3 Устава РНТЕРСПУТНРРљ[10]закрепляется, что совет должен стремиться принимать решения РІ присутствии всех СЃРІРѕРёС… членов. Р’ случае если РѕРґРёРЅ или несколько представителей членов Организации РІ Совете РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ участвовать РЅР° сессиях Совета, РѕРЅРё должны своевременно известить РѕР± этом председателя Совета.
 Совет правомочен, принимать решения в присутствии на сессии Совета не менее двух третей всех представителей членов Организации в Совете.
 Голосование, как правило, осуществляется поднятием рук. Однако, по предложению председателя или одного из представителей, оно может быть поименным путем опроса (в порядке названий стран по русскому алфавиту).
 Для участия в работе сессии Совета по решению Совета могут быть приглашены в качестве наблюдателей представители ООН, специализированных учреждений ООН и иных международных организаций, а также представители правительств, не являющихся членами Организации, научных и других организаций.
 Наблюдатели могут принимать участие в обсуждении рассматриваемых вопросов без права голоса.
 По итогам сессии Совета составляется протокол, который подписывается представителями членов Организации.
Дирекция
 Статья 13 Соглашения Рѕ создании РНТЕРСПУТНРРљР°[11]определяет, что Дирекция состоит РёР· Генерального директора, его заместителя Рё необходимого персонала.
 Генеральный директор, действуя на принципах единоначалия, является главным административным должностным лицом Организации и в этом качестве представляет ее в отношениях с компетентными органами Членов Организации по всем вопросам, касающимся ее деятельности, а также в отношениях с государствами, правительства которых не являются Членами Организации, и международными организациями, с которыми Совет сочтет необходимым сотрудничать.
 Генеральный директор ответствен перед Советом и действует в пределах полномочий, предоставленных ему настоящим Соглашением и решениями Совета.
Генеральный директор осуществляет следующие функции:
1. обеспечивает выполнение решений Совета;
2. по поручению Совета в рамках полномочий, установленных Советом, заключает международные и другие соглашения;
3. предоставляет в распоряжение Ревизионной комиссии все необходимые для осуществления ревизий материалы и документы;
4. обеспечивает подготовку, созыв и проведение сессий Совета.
 Генеральный директор и его заместитель избираются из граждан государств, правительства которых являются Членами Организации, сроком на четыре года.
 Генеральный директор и его заместитель не могут быть гражданами одного и того же государства.
 Персонал Дирекции комплектуется из граждан государств, правительства которых являются Членами Организации, с учетом профессиональной компетенции и справедливого географического представительства.
 Статья 4 Устава РНТЕРСПУТНРРљ[12]предусматривает, что РІСЃРµ лица, состоящие РІ штате Дирекции, являются работниками международной организации Рё своей деятельностью обязаны содействовать ее целям Рё задачам. РћРЅРё несут ответственность перед Организацией Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ получать указаний РѕС‚ национальных организаций.
 Ревизионная комиссия
Ревизионная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ осуществляет контроль Р·Р° финансовой деятельностью Организации это закрепляет Статья 5 Устава РНТЕРСПУТНРРљ.
Ревизионная комиссия состоит из трех членов, избираемых Советом сроком на три года из граждан разных государств, правительства которых являются Членами Организации. Председатель и члены Ревизионной комиссии не могут занимать каких-либо должностей в Организации.
Отчет Ревизионной комиссии представляется Совету Организации.
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 2 Соглашения Рѕ создании "Рнтерспутник" РНТЕРСПУТНРРљ является открытой международной организацией.
Р’ этом случае государство хочет стать членом РНТЕРСПУТНРРљР°, его правительство подает Совету Организации официальное заявление Рѕ том, что РѕРЅРѕ разделяет цели Рё принципы деятельности Организации Рё принимает РЅР° себя обязательства, вытекающие РёР· Соглашения Рѕ создании.
Местопребыванием Организации устанавливается город Москва.
3.Европейское космическое агентство (ЕКА)
Европейское космическое агентство (ЕКА) – международная космическая организация, образования РІ результате слияния Европейской организации космических исследований (РРЎР Рћ) Рё Европейской организации РїРѕ разработке ракет-носителей (РЛДО). РћР±Рµ эти организации были созданы РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ подписанных РІ 1962 РіРѕРґСѓ конвенций, которые вступили РІ силу РІ 1964 РіРѕРґСѓ.
Р’СЃРµ права Рё обязанности РРЎР Рћ Рё РЛДО перешли Рє ЕКА 30 октября 1980 РіРѕРґР°.
Членами ЕКА являются Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Рталия, Франция, Швейцария Рё Рґ.СЂ.
Целью деятельности ЕКА является установление и развитие исключительно мирного сотрудничества европейских стран в области космических исследований, создания технологий и практического их применения в научных целях.
Страны Западной Европы объединили в ЕКА свои усилия по реализации программ исследований и развития во всех сферах космической деятельности (научных исследований, прикладного использования, разработки ракеты-носителя «Ариан»).
По Конвенции о ЕКА деятельность этой организации должна быть направлена на установление и развитие исключительно мирного сотрудничества европейских стран в области космических исследований, создания технологий и практического их применения в научных целях и оперативных прикладных космических системах.[13]
Для выполнения этих задач ЕКА разрабатывает и реализует долгосрочную европейскую космическую политику, разрабатывает и реализует деятельность и программы в космической сфере; согласовывает европейскую космическую программу с национальными программами, добиваясь постепенной и максимально возможной интеграции национальных программ в общеевропейскую, прежде всего в отношении разработки спутников прикладного назначения; разрабатывает и реализует промышленную политику.
Ответственность за выполнение целей и задач ЕКА возложена на Совет и Генерального директора организации.
Совет ЕКАявляется главным органом организации. Он состоит из представителей всех государств-членов и, по мере необходимости, собирается на свои заседания на уровне министров или уполномоченных представителей. Совет одобряет деятельность и программы ЕКА, определяет уровень необходимых ресурсов, принимает бюджет, регулирует вопросы, касающиеся финансирования, персонала, контрактов, одобряет международные соглашения ЕКА, решает вопрос о приеме новых членов. Каждое государство имеет в Совете один голос. Решения принимаются большинством голосов, по финансовым вопросам — квалифицированным большинством в две трети голосов. Совет уполномочен создавать вспомогательные органы, призванные содействовать выполнению возложенных на него обязанностей.
Вспомогательными органами Совета, состоящими из делегатов государств-участников, являются: Комитет по научным программам. Административно-финансовый комитет, Комитет промышленной политики и Комитет по международным отношениям. В дальнейшем были созданы Советы по программам ЕКА в качестве вспомогательных органов Совета ЕКА. Председатель Совета призван согласовывать позиции делегаций и делать рекомендации Генеральному директору.
Генеральный директорявляется главным исполнительным лицом, ЕКА. РћРЅ выступает РІ качестве юридического представителя организации. Ему подчиняются РІСЃРµ учреждения ЕКА: Европейский центр исследований Рё космической технологии (ЕСТЕК) РІ Голландии, Европейский центр космических операций РІ Германии, Служба дистанционного зондирования ресурсов Земли (ЕСПРРРќ) РІ Рталии.
Генеральный директор в своей деятельности опирается на персонал и группу экспертов.
В соответствии с Конвенцией деятельность ЕКА может быть обязательной или факультативной. В обязательной деятельности, которая охватывает, в основном, научные программы, участвуют все без исключения члены организации.[14]
Помимо разработки и выполнения научных программ (в том числе по спутникам и космическим системам) обязательная деятельность включает выполнение таких основных функций, как изучение будущих проектов, проведение технологических исследований, обучение специалистов, сбор и распространение необходимой информации с целью предотвращения дублирования усилий и обеспечения гармонизации национальных и международных программ, поддержка постоянных контактов с потребителями космической техники.
Р’СЃРµ государства участвуют также РІ факультативных программах, если официально РЅРµ заявят Рѕ своем нежелании участвовать РІ РЅРёС…. 80% деятельности ЕКА посвящено реализации факультативных программ. Рти программы включают работы над средствами запуска Рё предоперационного испытания прикладных спутников (СЃРІСЏР·Рё, дистанционного зондирования, метеорологии). РџРѕ РїСЂРѕСЃСЊР±Рµ потребителей, которые берут РЅР° себя РІСЃРµ расходы, ЕКА может создать соответствующий космический комплекс Рё осуществить запуск спутников прикладного назначения. Более того, ЕКА содействовала созданию новых европейских организаций (ЕВМЕТСАТ, ЕВТЕЛСАТ).
Для обеспечения координации национальных программ и их интеграции государства-члены должны заранее предоставлять ЕКА информацию о проектах своих новых космических программ, с тем, чтобы ЕКА способствовало проведению консультаций по этим проектам и привлечению к участию в них других государств-членов.
Промышленная политика ЕКА должна отвечать потребностям европейской космической программы Рё скоординированных национальных программ сточки зрения стоимостной эффективности. Рта политика призвана улучшать конкурентоспособность европейской промышленности РЅР° РјРёСЂРѕРІРѕРј рынке Р·Р° счет развития космической технологии, Р° также гарантировать участие всех государств — членов ЕКА РЅР° справедливой РѕСЃРЅРѕРІРµ (СЃ учетом РёС… вклада) РІ европейской космической программе Рё развитии космической технологии.
РџСЂРё осуществлении СЃРІРѕРёС… планов ЕКА должно РІ максимальной степени отдавать предпочтение промышленным возможностям государств-членов. Рто касается заключения ЕКА контрактов СЃ промышленными предприятиями государств-членов. РћС‚ имени ЕКА такие контракты заключаются Генеральным директором организации. Политика ЕКА РїРѕ заключению контрактов детально регламентируется РІ Приложении VРє Конвенции.
Согласно ст. XIV Конвенции, по решению Совета ЕКА может сотрудничать с государствами не членами, их организациями и другими международными организациями. Соглашение о сотрудничестве требует единогласного одобрения Советом, который уполномочивает Генерального директора подписать его. Сотрудничество касается как обязательных, так и факультативных программ. Соглашение может наделить государств не члена правом голоса в Совете по вопросам, касающимся исключительно программы, в которой это государство участвует.[15]
Конвенция предусматривает различные формы международного сотрудничества ЕКА с государствами не членами. Одной из форм является непосредственное участие государства не члена в программе ЕКА
Другой формой является наделение государства РЅРµ члена статусом ассоциированного члена. Р’ течение определенного времени такой статус рассматривался РІ качестве первого шага РЅР° пути присоединения Рє Конвенции. Таким статусом были наделены Австрия Рё Норвегия РґРѕ РёС… присоединения Рє Конвенции. После РїСЂРѕСЃСЊР±С‹ Финляндии Рѕ наделении ее статусом ассоциированного члена Совет решил установить грань между ассоциированным статусом Рё присоединением Рє Конвенции. Следовательно, статус ассоциированного члена присваивается государству, которое РЅРµ соответствует требованиям, необходимым для присоединения Рє Конвенции. Ассоциированный статус предоставляется РЅР° 5 лет. Р’ 1986 РіРѕРґСѓ такой статус получен Финляндией. Рто облегчило предоставление Финляндии 31 декабря 1994 Рі. полного членства РІ ЕКА.
Р’ соответствии СЃ Конвенцией каждый член ЕКА участвует РІ расходах РїРѕ обязательным программам, Р° также РІ общих расходах Агентства РЅР° основании специальной шкалы, одобренной РґРІСѓРјСЏ третями голосов Совета. Шкала разрабатывается РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ средней величины национального РґРѕС…РѕРґР° каждого члена Р·Р° последние три РіРѕРґР°. Однако РЅРё РѕРґРЅРѕ государство РЅРµ обязано делать РІР·РЅРѕСЃС‹, превышающие 25% общей СЃСѓРјРјС‹. Рта общая СЃСѓРјРјР° устанавливается единогласным решением Совета. Р’ рамках этой общей СЃСѓРјРјС‹ организации Совет большинством РІ РґРІРµ трети голосов одобряет бюджеты отдельных программ. Таких бюджетов насчитывается более 70, .Факультативные программы финансируются аналогично обязательным, если государства-участники РЅРµ решат иначе.
Следует отметить заключенные ЕКА соглашения о сотрудничестве с рядом иностранных государств. В 1977 году было заключено такое соглашение с Канадой. Сотрудничество с Россией осуществляется на основе рамочного Соглашения о сотрудничестве между ЕКА и Правительством СССРот 25 апреля 1990 г.
Аналогичные соглашения заключены с Венгрией, Польшей, Румынией, Грецией и Чехией. Многочисленные другие соглашения заключены с государствами — не членами ЕКА, а также с международными организациями.
Такие соглашения заключаются в основном для сооружения на территории других государств наземных космических комплексов или с целью участия в совместных проектах. ЕКА принимает активное участие в создании международной космической станции. ЕКА предоставлен статус наблюдателя в Комитете ООН по космосу. Агентство заявило о принятии на себя прав и обязанностей, предусмотренных Соглашением о спасании космонавтов 1968 года, Конвенциями о международной ответственности за ущерб 1972 года и о регистрации объектов 1975 года.
Следует отметить роль ЕКА в содействии прогрессивному развитию международного космического права путем создания Европейского центра космического права (ЕЦКП).
12 мая 1989 г. вступил в силу Устав этого Центра. Согласно Уставу, Центр функционирует под эгидой Генерального директора Европейского космического агентства, представленного в Центре Юридическим советником ЕКА. Членами Центра могут стать физические и юридические лица государств — членов ЕКА или ассоциированных государств, которые заинтересованы в развитии космического права и согласны с Уставом ЕЦКП. Целями Центра являются: содействие проведению в Европе исследований в сфере космического права; обмен информацией и идеями и т.д.
Штаб-квартира ЕКА находится в Париже. ЕКА имеет Бюро связи с НАСА в Вашингтоне и с РКА в Москве.
За время своего существования ЕКА добилось значительных успехов в развитии международного сотрудничества по различным направлениям освоения космоса.
4.Международные неправительственные организации
 Международный комитет по исследованию космического пространства(CommitteeonSpaceResearch— COSPAR), КОСПАР, был создан в 1958 году после завершения Международного геофизического года (1957/58), проведенного Международным советом научных союзов для продолжения работ и осуществления мероприятий по сотрудничеству в исследовании космического пространства.
Создание этой организации положило начало эффективному международному сотрудничеству в практическом изучении космоса. Став первой международной организацией неправительственного характера, специально созданной для поощрения и развития сотрудничества в области космических исследований, КОСПАРявился стимулом для создания и других неправительственных органов в этой сфере, а также совершенствования уже существующих.
Устав КОСПАРбыл принят в 1959 году.
Согласно ст. 1 Устава, основная задача КОСПАРсостоит в содействии развитию всех видов научных исследований в международном масштабе, осуществляемых с помощью ракет, ракетно-транспортных средств и аэростатов. [16]
Комитет должен был заниматься главным образом результатами фундаментальных научных исследований, полученных с помощью ракет, спутников и космических аппаратов, а также политическими проблемами, возникающими в ходе изучения и освоения космического пространства.
КОСПАР, как это предусматривает его Устав, объединяет в своих рядах академии наук, национальные научные учреждения и международные научные союзы, входящие в МСНС. В него вошли национальные организации около 40 стран мира, а также 13 международных союзов (Академия наук РФ является членом КОСПАРсо времени его основания, принимает активное участие в его деятельности).
Основными органами РљРћРЎРџРђР РїРѕ его Уставу являются Общее собрание всех членов (высший руководящий орган), Рсполнительный совет Рё Бюро.
Р’ рамках КОСПАРдействует особый, характерный только для этой организации, РїРѕ сравнению, как СЃ правительственными, так Рё СЃ неправительственными, РїРѕСЂСЏРґРѕРє избрания должностных лиц. Так, РІ Уставе закреплено, что РѕРґРёРЅ РёР· вице-президентов выбирается РёР· СЃРїРёСЃРєР° кандидатов, представляемого Академией наук Р Р¤, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ — РёР· СЃРїРёСЃРєР°, представляемого Национальной академией наук РЎРЁРђ. Два члена Бюро избираются РёР· СЃРїРёСЃРєР°, предложенного РѕРґРЅРёРј вице-президентом, РґРІР° РґСЂСѓРіРёС… — РёР· СЃРїРёСЃРєР° кандидатов, предложенного РґСЂСѓРіРёРј вице-президентом. Президент КОСПАРизбирается РёР· кандидатов, выдвинутых Рсполнительным советом или Общим собранием.
Комитет регулярно проводит научные сессии (до 1980 г. проводились ежегодно, ныне — раз в два года), на которых ученые и специалисты в области космонавтики обсуждают широкий круг проблем, связанных с освоением космоса. КОСПАРиздает труды своих регулярных сессий, информационные бюллетени и другие научные исследования.
В 1961 году Комитет получил консультативный статус при Комитете ООН по космосу. С 1980 года в его рамках функционируют семь междисциплинарных комиссий, заменивших собой существовавшие до этого рабочие группы.
Штаб-квартира КОСПАРнаходится в Париже.
КОСПАРподдерживает широкие контакты с международными организациями, деятельность которых связана с осуществлением международного сотрудничества в исследовании космического пространства.
Международная астронавтическая федерация (РњРђР¤)РІ 1950 РіРѕРґСѓ РІ Париже собрала представителей РІРѕСЃСЊРјРё астронавтических Рё ракетных обществ РёР· Австралии, Аргентины, Великобритании, Дании, ФРГ, Рспании, Франции Рё Швейцарии. Здесь было принято решение учредить международную организацию для рассмотрения проблем, связанных СЃ космическими полетами.
В соответствии с ее Уставом, принятым в 1952 году (именно тогда Федерация оформилась организационно), МАФ, так же как и КОСПАР, является неправительственной космической организацией.
В 1961 году Федерацией был принят новый Устав, которым она и руководствуется в осуществлении своей деятельности.
Устав поставил перед МАФ большие задачи: способствовать развитию астронавтики в мирных целях, содействовать распространению информации, сотрудничать с национальными и международными организациями, поощрять общественный интерес к «космическим» проблемам, проводить международные астронавтические конгрессы, симпозиумы, коллоквиумы и т.д.[17]
Тем самым Федерация явилась уникальной неправительственной организацией, охватывающей широкий и разнообразный круг проблем, связанных с изучением и освоением космоса.
Высшим органом МАФ является Генеральная ассамблея, в состав которой входят имеющие право голоса представители от каждого члена Федерации.
В промежутках между заседаниями Ассамблеи деятельностью Федерации занимается Бюро МАФ, избираемое Генеральной ассамблеей, в состав которого с правом голоса входят президент Федерации, пять вице-президентов, а также последний вышедший в отставку президент МАФ.
В Бюро, кроме того, без права голоса входят президенты Международной астронавтической академии, Международного института космического права, генеральный юрисконсульт.
Следует подчеркнуть, что Уставом МАФ предусматривается, что при избрании должностных лиц Федерации «особое внимание уделяется кандидатам от стран, достигших высокого уровня развития астронавтики», а также принципу справедливого географического представительства.
Членство в МАФ отличается своеобразием: согласно ст. 4 Устава она является ассоциацией организаций и учреждений, созданных в соответствии с национальным законодательством или международным правом.
Любой член МАФ принимает участие в ее деятельности, пользуется услугами организации, вправе присутствовать на пленарных заседаниях ее Генеральной ассамблеи, участвовать в дискуссиях и содействовать решению любых вопросов деятельности организации.
В ее члены могут бытьприняты несколько учреждений и организаций из одной страны, но только один член может принимать участие в голосовании. Члены с правом голоса выбираются Генеральной ассамблеей по рекомендации Бюро на основе консультаций со всеми членами от соответствующей страны.
В соответствии с Уставом в МАФ существует три категории членов. [18]
В первую категорию, которую составляют национальные члены, входят астронавтические общества различных стран.
Вторая категория— предусматривается принятие в члены МАФ университеты, институты и лаборатории, деятельность которых связана с подготовкой кадров либо проведением исследовательской работы в области астронавтики.
Третья категориявключает международные организации, цели которых соответствуют задачам МАФ.
РњРђР¤ имеет консультативный статус РїСЂРё ЮНЕСКО Рё РРљРћРЎРћРЎ, Р° также статус наблюдателя РІ Комитете РћРћРќ РїРѕ РєРѕСЃРјРѕСЃСѓ.
Начиная с 1959 года Федерация проводит ежегодные астронавтические конгрессы, в которых принимают участие крупные ученые и специалисты многих стран. По результатам конгрессов публикуются их материалы, а также множество научных исследований, справочных, библиографических и других трудов.
 Штаб-квартира МАФ находится в Париже.
В настоящее время членами Федерации являются около 125 национальных организаций из почти 40 стран.
Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ ученые принимают активное участие РІ деятельности Федерации СЃ 1955 РіРѕРґР°. Р РѕСЃСЃРёСЏ представлена РІ РњРђР¤ Советом В«Рнтеркосмос», Главкосмосом Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј авиационным институтом.
В 1960 году в рамках Федерации и под ее руководством были учреждены две новые научные организации — Международная астронавтическая академия и Международный институт космического права.
Международная астронавтическая академия (МАА)была создана в 1960 году в рамках МАФ в качестве еще одной неправительственной организации в целях содействия развитию астронавтики и международного сотрудничества в этой сфере, осуществления программ, обеспечивающих прогресс авиационно-космической науки, поощрения лиц, имеющих особые заслуги в области астронавтики.
МАА создана на принципе индивидуального членства. Право баллотироваться в члены Академии имеют лица, которые проявили себя в одной из областей науки или техники, связанной с астронавтикой, широко известны в ней своими заслугами.
В настоящее время в МАА входят 1135 членов и членов-корреспондентов и 6 почетных членов из 60 стран.
Рчлены и члены-корреспонденты носят звание академиков, однако правом голоса обладают только члены Академии. Последние избираются пожизненно, платят членские взносы. Члены МАА обязаны самостоятельно или через учреждения, с которыми они связаны, содействовать осуществлению целей и задач организации.
Деятельность Академии осуществляется в рамках четырех секций: фундаментальные, инженерные, естественные и общественные науки.
Высшим руководящим органом МАА является Совет попечителей, который и определяет общую политику Академии. Совет состоит из 22 членов, обладающих правом голоса, включая президента, 4 вице-президентов, 4 председателей отделений, 12 попечителей и предыдущего президента. Совет попечителей проводит свои заседания два раза в год. Финансируется Академия за счет субсидий, пожертвований и доходов от публикаций. [19]
МАА является членом МАФ и КОСПАР, с которыми поддерживает тесные связи, организуя проведение различных сессий, симпозиумов, круглых столов и др.
Международный институт космического права (РњРРљРџ)— InternationalInstituteofSpaceLaw— был создан РІ том Р¶Рµ 1960 РіРѕРґСѓ вместо учрежденного РњРђР¤ РІ 1958 РіРѕРґСѓ Постоянного правового комитета. Тем самым Рнститут стал первой неправительственной организацией, РІ которой обсуждаются правовые, политические Рё социальные проблемы, связанные СЃ освоением космического пространства.
Ныне Р¶Рµ Рнститут космического права насчитывает более 400 членов РёР· 42 государств. 9-Р№ Конгресс РњРђР¤ резолюцию Рѕ создании Постоянного правового комитета, открытого для юристов различных ассоциаций или РіСЂСѓРїРї, связанных СЃ Федерацией.
Перед членами Комитета ставилась задача изучать РІСЃРµ правовые проблемы, возникающие РІ С…РѕРґРµ космической деятельности. Р’ 1959 РіРѕРґСѓ было решено преобразовать Комитет РІ Международный институт космического права (РњРРљРџ).
Его Устав был принят на 11-м Международном конгрессе по астронавтике в Стокгольме в августе 1960 года.
РџРѕРјРёРјРѕ цели поощрения сотрудничества РІ разработке проблем космического права РІ задачи Рнститута РІС…РѕРґСЏС‚ установление взаимодействия международных Рё национальных организаций РІ области правового регулирования освоения РєРѕСЃРјРѕСЃР°, проведение научных исследований Рё созыв конференций Рё коллоквиумов РїРѕ указанным проблемам, публикация РёС… материалов, Р° также присуждение премий Рё РїСЂ.
РњРРљРџ оказывает РІ случае необходимости юридические консультации Президенту РњРђР¤, имеет статус наблюдателя РІ Юридическом подкомитете Комитета РћРћРќ РїРѕ РєРѕСЃРјРѕСЃСѓ.
Ежегодно во время конгрессов МАФ проходят международные конференции по космическому праву, в которых принимают участие юристы, представляющие различные правовые школы и системы, что способствует научной разработке наиболее сложных и актуальных проблем космического права.
Важно подчеркнуть, что, как правило, РЅР° этих конференциях обсуждаются РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые находятся РЅР° рассмотрении Комитета РћРћРќ РїРѕ РєРѕСЃРјРѕСЃСѓ Рё его Юридического подкомитета. РџРѕРјРёРјРѕ связей СЃ Подкомитетом, РЅР° ежегодных сессиях которого присутствует Рё делает доклад Президент Рнститута, РњРРљРџ поддерживает контакты СЃ ЮНЕСКО Рё РњРЎР.
РњРРљРџ рассматривает, РєСЂРѕРјРµ того, РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ преподавания космического права, ставя задачу популяризации целей Рё возможностей космической деятельности. Предусматривается проведение РІ различных странах специально либо РІ рамках РєСѓСЂСЃР° общего международного права лекций, призванных повысить интерес преподавателей Рё студентов Рє космическому праву.
Руководящим органом Рнститута является Совет директоров, РІ состав которого, РІС…РѕРґСЏС‚ Президент, РґРІР° вице-президента, секретарь, казначей Рё 12 РґСЂСѓРіРёС… членов, избираемых РЅР° 3 РіРѕРґР° общим собранием Рнститута.
Все члены Совета могут быть переизбраны. Право голоса, помимо указанных лиц, имеет и Президент в отставке.
Почетные директора Рнститута Рё президенты РњРђР¤ Рё РњРђРђ, являясь членами Совета директоров, правом голоса РЅРµ обладают. РџСЂРё выборах членов Совета директоров, должно быть обеспечено представительство различных регионов РјРёСЂР° Рё различных правовых систем, РїСЂРё этом «особое внимание следует уделять тем странам, РІ которых предпринимаются значительные программы или усилия РїРѕ развитию космического права».
Совет директоров обеспечивает выполнение целей Рё задач РњРРљРџ, резолюций Рё директив, принятых РЅР° ежегодных заседаниях Рнститута, назначает членов Рнститута для занятия вакансий РІ составе Совета директоров, РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ заседания, публикует доклады Рё РґСЂСѓРіРёРµ научные исследования, одобряет бюджет Рё наблюдает Р·Р° отчетностью, выносит рекомендации Рѕ присуждении премий Рё наград, одобряет ежегодные доклады Президента Рё казначея для представления РЅР° ежегодные заседания Рнститута Рё доклады Президента Генеральной ассамблее РњРђР¤ Рё С‚.Рґ. Решения Совета принимаются РїРѕ возможности консенсусом, хотя Устав предусматривает Рё процедуру голосования.
Членами РњРРљРџ являются юристы Рё специалисты, известные СЃРІРѕРёРј вкладом РІ развитие космического права или РґСЂСѓРіРёС… отраслей общественных наук, избираемые Советом директоров РїРѕ рекомендации Директора или трех членов Рнститута. Такая Р¶Рµ процедура предусмотрена Уставом для избрания членами Рнститута корпоративных органов Рё РґСЂСѓРіРёС… учреждений, занятых или интересующихся космическим правом или РґСЂСѓРіРёРјРё общественными науками, относящимися Рє космической деятельности.
Р’СЃРµ члены платят ежегодные РІР·РЅРѕСЃС‹ РІ соответствии СЃ постановлениями, принятыми Рнститутом. РќРµ уплатившие соответствующие РІР·РЅРѕСЃС‹ члены Рнститута теряют право голоса РЅР° заседаниях.
Совет директоров может принять решение РѕР± исключении РёР· членов Рнститута Р·Р° задолженность РїРѕ уплате РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РІ течение более РґРІСѓС… лет. Совет директоров может также лишить членства РІ Рнституте любого РёР· членов, если сочтет, РїРѕ решению РґРІСѓС… третей присутствующих РЅР° данном заседании членов Совета, что РѕРЅ нарушает принципы Устава.
Ассоциация международного права— международная неправительственная научная организация юристов-международников, созданная в Брюсселе в 1873 году. В состав Ассоциации входят национальные отделения (ассоциации, имеющиеся почти в 50 странах, в том числе и в России), а также так называемые индивидуальные члены.
Российская ассоциация международного права РІС…РѕРґРёС‚ РІ состав Ассоциации международного права СЃ 1957 РіРѕРґР°. Ассоциация обладает консультативным статусом РїСЂРё РРљРћРЎРћРЎ, ЮНЕСКО, РРњРћ Рё ЮНКТАД.
Местонахождение штаб-квартиры — Лондон (Великобритания).
Высшим органом Ассоциации является созываемая один раз в два года Конференция. В рамках Ассоциации действует более 14 постоянных комитетов, в том числе Комитет космического права.
Заключение
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
Особенностью международных космических организации является то, что они представляют собой организации производственно-коммерческого типа, которые владеют собственными космическими комплексами, предоставляют на коммерческой основе услуги, выплачивают высокие дивиденды вкладчикам капитала.
Активную роль в развитии международного сотрудничества в исследовании космического пространства в мирных целях играют международные неправительственные организации, среди которых из наиболее авторитетных следует назвать Комитет по исследованию космического пространства, Международную астронавтическую федерацию, Международную астронавтическую академию, Международный институт космического права.
Важными направлениями многостороннего научного сотрудничества на неправительственном уровне стали в первую очередь, космическая связь и метеорология, космическая медицина, биология и др. В последние годы все большее значение приобретает изучение последствий космической деятельности для окружающей среды Земли.
Свою деятельность международные космические организации осуществляют на основе принципов международного права.
 Как субъект международного права международные космические организации обладает юридической правосубъектностью.
 Они пользуется в полной мере правоспособностью, необходимой для осуществления своих функций и достижения своих целей, в том числе способностью:
- заключать соглашения с государствами или международными организациями;
- заключать контракты;
- приобретать собственность и распоряжаться ею;
- быть стороной в судебном разбирательстве.
Как субъекты международного права международные космические организации также несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.
Список литературы:
I Нормативно-правовые акты:
1. Договор о принципах деятельности государств по
исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 625 - 630.
2. Соглашение Рѕ создании международной системы Рё организации космической СЃРІСЏР·Рё В«Рнтерспутник». РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ журнал международного права. 1997. N 4. РЎ. 194 - 203.
3. Устав Международной организации космической СЃРІСЏР·Рё В«Рнтерспутник» Борьба РЎРЎРЎР Р·Р° РјРёСЂРЅРѕРµ использование РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рў. 2.- Рњ.: Политическая литература, 1985. РЎ. 104 - 109.
4. Соглашение Рѕ правоспособности, привилегиях Рё иммунитетах международной организации космической СЃРІСЏР·Рё В«Рнтерспутник» Борьба РЎРЎРЎР Р·Р° РјРёСЂРЅРѕРµ использование РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рў. 2.- Рњ.: Политическая литература, 1985. РЎ. 152 - 156.
5. Соглашение Рѕ международной организации спутниковой СЃРІСЏР·Рё В«Рнтелсат». Бюллетень международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ. 1993. N 5. РЎ. 2 - 43.
6. Оперативное соглашение Рѕ международной организации спутниковой СЃРІСЏР·Рё В«Рнтелсат». Бюллетень международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ. 1993. N 5. РЎ. 43 - 62.
7. Устав комитета РїРѕ изучению космического пространства (РљРћРЎРџРђР ) международного совета научных СЃРѕСЋР·РѕРІ (РРљРЎРЈ). Борьба РЎРЎРЎР Р·Р° РјРёСЂРЅРѕРµ использование РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рў. 2.- Рњ.: Политическая литература, 1985. РЎ. 217 - 224.
8. Устав международной академии астронавтики. Борьба СССРза мирное использование космоса. Т. 2.- М.: Политическая литература, 1985. С. 238 - 244.
9. Устав международной астронавтической федерации. Борьба СССРза мирное использование космоса. Т. 2.- М.: Политическая литература, 1985. С. 224 - 235.
10. Статут международного института космического права международной астронавтической федерации. Борьба СССРза мирное использование космоса. Т. 2.- М.: Политическая литература, 1985. С. 235 - 238.
II Учебная литература:
1. Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное космическое право. Учебник. – М.: «Международные отношения», 1999 г. С. 159-164.
[1]Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 625 - 630.
[2]Оперативное соглашение Рѕ международной организации спутниковой СЃРІСЏР·Рё В«Рнтелсат». Бюллетень международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ. 1993. N 5. РЎ. 43 - 62.
[3] Соглашение Рѕ международной организации спутниковой СЃРІСЏР·Рё В«Рнтелсат». Бюллетень международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ. 1993. N 5. РЎ. 2 - 43.
[4] Соглашение Рѕ международной организации спутниковой СЃРІСЏР·Рё В«Рнтелсат». Бюллетень международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ. 1993. N 5. РЎ. 2 - 43.
[5]Соглашение Рѕ международной организации спутниковой СЃРІСЏР·Рё В«Рнтелсат». Бюллетень международных РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ. 1993. N 5. РЎ. 2 - 43.
[6]Соглашение Рѕ создании международной системы Рё организации космической СЃРІСЏР·Рё В«Рнтерспутник». РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ журнал международного права. 1997. N 4. РЎ. 194 - 203.
[7]Соглашение Рѕ правоспособности, привилегиях Рё иммунитетах международной организации космической СЃРІСЏР·Рё В«Рнтерспутник» Борьба РЎРЎРЎР Р·Р° РјРёСЂРЅРѕРµ использование РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рў. 2.- Рњ.: Политическая литература, 1985. РЎ. 152 - 156.
[8]Соглашение Рѕ правоспособности, привилегиях Рё иммунитетах международной организации космической СЃРІСЏР·Рё В«Рнтерспутник» Борьба РЎРЎРЎР Р·Р° РјРёСЂРЅРѕРµ использование РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рў. 2.- Рњ.: Политическая литература, 1985. РЎ. 152 - 156.
[9]Соглашение Рѕ правоспособности, привилегиях Рё иммунитетах международной организации космической СЃРІСЏР·Рё В«Рнтерспутник» Борьба РЎРЎРЎР Р·Р° РјРёСЂРЅРѕРµ использование РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рў. 2.- Рњ.: Политическая литература, 1985. РЎ. 152 - 156.
[10]Устав Международной организации космической СЃРІСЏР·Рё В«Рнтерспутник» Борьба РЎРЎРЎР Р·Р° РјРёСЂРЅРѕРµ использование РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рў. 2.- Рњ.: Политическая литература, 1985. РЎ. 104 - 109.
[11]Соглашение Рѕ создании международной системы Рё организации космической СЃРІСЏР·Рё В«Рнтерспутник». РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ журнал международного права. 1997. N 4. РЎ. 194 - 203.
[12]Устав Международной организации космической СЃРІСЏР·Рё В«Рнтерспутник» Борьба РЎРЎРЎР Р·Р° РјРёСЂРЅРѕРµ использование РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рў. 2.- Рњ.: Политическая литература, 1985. РЎ. 104 - 109.
[13]Колосов Ю. М., Жуков Г. П. Международное космическое право. Учебник. – М.: «Международные отношения», 1999 г. С.159-164.
[14] Колосов Ю. М., Жуков Г. П. Международное космическое право. Учебник. – М.: «Международные отношения», 1999 г. С.159-164.
[15] Колосов Ю. М., Жуков Г. П. Международное космическое право. Учебник. – М.: «Международные отношения», 1999 г. С.159-164.
В [16]Устав комитета РїРѕ изучению космического пространства (РљРћРЎРџРђР ) международного совета научных СЃРѕСЋР·РѕРІ (РРљРЎРЈ). Борьба РЎРЎРЎР Р·Р° РјРёСЂРЅРѕРµ использование РєРѕСЃРјРѕСЃР°. Рў. 2.- Рњ.: Политическая литература, 1985. РЎ. 217 - 224.
[17]Устав международной астронавтической федерации. Борьба СССРза мирное использование космоса. Т. 2.- М.: Политическая литература, 1985. С. 224 - 235.
[18]Устав международной астронавтической федерации. Борьба СССРза мирное использование космоса. Т. 2.- М.: Политическая литература, 1985. С. 224 - 235.
[19]Устав международной академии астронавтики. Борьба СССРза мирное использование космоса. Т. 2.- М.: Политическая литература, 1985. С. 238 - 244.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. bolshe.ru/