На уроке по теме «Обозначение натуральных чисел» учителю непременно понадобится следующий материал.
Для счета предметов применяют натуральные числа. Любое натуральное число РјРѕР¶РЅРѕ записать СЃ помощью десяти цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Рти цифры РёРЅРѕРіРґР° РїРѕ ошибке называют «арабскими». Дело РІ том, что РёРЅРґРёР№СЃРєСѓСЋ систему нумерации усвоили арабы, Р° труды РёРЅРґРёР№СЃРєРёС… ученых РІ Европе стали известны значительно РїРѕР·Р¶Рµ, чем труды арабских ученых. Поэтому эти цифры правильнее называть РёРЅРґРёР№СЃРєРёРјРё. Наш СЃРїРѕСЃРѕР± счета Рё записи чисел называется десятичной системой счисления. Десятичная система письменного счисления возникла РІ РРЅРґРёРё около 2000 лет назад. Р’ Европе РѕРЅР° распространилась благодаря труду РїРѕ арифметике среднеазиатского ученого Мухаммеда Хорезми (ал-Хорезми) (780–850 РіРі.).
Одним из древнейших трудов по арифметике, дошедших до нас, является учебник «Вопросы и решения» армянского философа и математика Анания Ширакаци, жившего в VII в. В его книге применяется алфавитная нумерация. Десятичная алфавитная нумерация была распространена и в Киевской Руси. В древности на Руси писали числа при помощи букв славянского алфавита, над которым ставили особый значок – титло (~).
Учитель, готовый украсить СЃРІРѕР№ СѓСЂРѕРє, перед его началом должен иметь РЅР° РґРѕСЃРєРµ красочные плакаты (естественно, закрытые РѕС‚ глаз учеников РґРѕ РїРѕСЂС‹ РґРѕ времени либо занавесками, либо газетами. Рто очень важный Рё эффективный методический прием, который следует иметь РІ РІРёРґСѓ учителю. Плакаты РЅСѓР¶РЅРѕ обязательно закрыть, иначе ученики растеряют СЃРІРѕРµ внимание перед СѓСЂРѕРєРѕРј Рё затем собрать РёС… внимание учителю будет РЅРµ РїРѕРґ силу. (Поэтому всегда, особенно РІ 5-Рј классе, следует закрывать наглядный материал, помещенный РЅР° РґРѕСЃРєРµ). РќР° РґРѕСЃРєСѓ может быть вынесен следующий материал.
В
Что касается старинных задач к этой теме, то таковых можно предложить множество. Можно, например, воспользоваться сборником «Старинные занимательные задачи» автора С.Н. Олехника, вышедшим в издательстве «Наука» в 1988 г.
Приведу здесь лишь некоторые примеры таких задач.
1. Величайший математик древности Архимед погиб в возрасте 75 лет во время осады Сиракуз (212 г. до н. э.). Определите год рождения Архимеда.
[212 + 75 = 287 Рі. РґРѕ РЅ. СЌ.]
2. Зная содержание предыдудщей задачи, определите, сколько лет назад родился Архимед.
[2002 + 287 = 2289 лет.]
Задачи из старинных русских рукописей
3. На охоте
Пошел охотник РЅР° охоту СЃ собакой. РРґСѓС‚ РѕРЅРё лесом, Рё РІРґСЂСѓРі собака увидела зайца. Р—Р° сколько скачков собака РґРѕРіРѕРЅРёС‚ зайца, если расстояние РѕС‚ собаки РґРѕ зайца равно 40 скачкам собаки Рё расстояние, которое пробегает собака Р·Р° 5 скачков, заяц пробегает Р·Р° 6 скачков? (Р’ задаче подразумевается, что скачки делаются одновременно Рё зайцем, Рё собакой.)
Решение. Если заяц сделает 6 скачков, то и собака сделает 6 скачков, но собака за 5 скачков из 6 пробегает то же расстояние, что и заяц за 6 скачков. Следовательно, за 6 скачков собака приблизится к зайцу на расстояние, равное одному своему скачку. Поскольку в начальный момент расстояние между зайцем и собакой было равно 40 скачкам собаки, то собака догонит зайца через 40ж6 =
= 240 скачков.

4. Воз сена
Лошадь съедает воз сена за месяц, коза за два месяца, овца за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?
Решение. Поскольку лошадь съедает воз сена за месяц, то за год (12 месяцев) она съест 12 возов сена. Так как коза съедает воз сена за два месяца, то за год она съест 6 возов сена. Рнаконец, поскольку овца съедает воз сена за 3 месяца, то за год она съест 4 воза сена. Вместе же они съедят за год 12 + 6 + 4 = 22 воза сена. Тогда один воз сена они все вместе съедят за
месяца.
Особенностью подачи исторического материала в 5-м классе является незагруженность его слишком сложными и объемными сведениями, его лаконичность, четкость и красочность, иллюстрирующего его материала.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ega-math.narod.ru/