Р.Р“. Захаров, доктор технических наук, профессор, контр-адмирал; Р’.Р’.Емельянов, кандидат технических наук, капитан 1 ранга; Р’.Рџ. Щеголихин, доктор технических наук, капитан 1 ранга; Р’.Р’. Чумаков, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы
К наиболее известным физическим полям кораблей относятся гидроакустическое, магнитное, гидродинамическое, электрическое, низкочастотное электромагнитное, поле кильватерного следа, проявляющиеся в основном в морской среде, а также тепловое, вторичное радиолокационное, оптико-локационное и другие поля, проявляющиеся, как правило, в пространстве над кораблем. Физические поля используются при срабатывании неконтактных взрывателей в минах и торпедах, а также для обнаружения подводных лодок, находящихся в подводном положении. Опыт второй мировой войны показывает, что большая часть потопленных кораблей подорвалась на минах.
Совершенствование шумопеленгаторов и гидролокаторов, появление минного и торпедного оружия, реагирующего на шум корабля, с особой остротой поставили вопрос об уменьшении звукоизлучения кораблей и снижении величины гидролокационного отражения, что повышает их акустическую скрытность, защиту от поражения оружием и улучшает условия работы собственных гидроакустических средств.
Р’Рѕ время Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹ ученые институтов Р’РњР¤, ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова, специалисты проектных организаций Рё судоверфей искали пути уменьшения шума подводных лодок Рё тральщиков Р·Р° счет установки виброактивных механизмов РЅР° амортизаторы Рё применения глушителей для дизельных двигателей (Р.Р.Клюкин, Рћ.Р’.Петрова). Р’РѕР№РЅР° выявила СЏРІРЅСѓСЋ недостаточность Рё несовершенство существовавших РІ то время средств акустической защиты отечественных кораблей. Поэтому СѓР¶Рµ РІ первые послевоенные РіРѕРґС‹ начали создаваться специальные лаборатории Рё научные коллективы, назначение которых определялось необходимостью уменьшения акустических параметров кораблей (Рњ.РЇ.РњРёРЅРёРЅ, Р®.Рњ.Сухаревский). Появились первые относительно малошумные гребные винты. Наиболее шумные механизмы устанавливались РЅР° амортизаторы, применялись резинометалические соединения.
Начало проектирования Рё строительства первых атомных подводных Рё быстроходных противолодочных кораблей, оснащенных гидроакустическими станциями, дало импульс развитию корабельной акустики. Рзучение физической РїСЂРёСЂРѕРґС‹ шумообразования корабля, разработка первых приближенных расчетных схем для оценки звукоизлучения РєРѕСЂРїСѓСЃР° корабля, его гребных винтов, создание более эффективных средств Р·РІСѓРєРѕ- Рё виброизоляции Рё вибропоглощения, изучение РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё источников виброактивности корабельных механизмов Рё систем, разработка Рё создание РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ Рё методик для замеров Рё исследований шумов кораблей Рё вибраций РёС… механизмов явились основными направлениями корабельной акустики. РРјРё занимались РІ ЦНРР РёРј.Рђ.Рќ.Крылова, 1-Рј ЦНРРРњРћ, Акустическом институте РђРќРЎРЎРЎР . Первые научные школы создавались РїРѕРґ руководством Р›.РЇ.Гутина, РЇ.Р¤.Шарова, Рђ.Р’.Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ-Корсакова, Р‘.Р”.Тартаковского, Р‘.Рќ.Машарского, Рќ.Р“.Беляковского, Р.Р.Клюкина. Рђ.Р”.Перника. Р’ 1956-1958РіРі. 1-Рј ЦНРРРњРћ Рё ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова проведены первые специализированные натурные акустические испытания надводных кораблей СЃ использованием измерительных гидроакустических СЃСѓРґРѕРІ. Результаты испытаний Рё исследований характеристик Рё источников гидроакустического поля кораблей позволили сформулировать обоснованные рекомендации РїРѕ проектированию акустической защиты первых атомных подводных лодок Рё снижению акустических помех работе гидроакустических станций надводных кораблей. Одновременно шла подготовка научных кадров, велось обучение специалистов РїРѕ акустической защите кораблей для проектных организаций, судоверфей Рё флотских подразделений.
РЎ начала 60-С… РіРѕРґРѕРІ стали формироваться Рё реализовываться комплексные программы РќРРћРљР , направленные РЅР° совершенствование акустических характеристик подводных лодок Рё надводных кораблей. Курирование этих программ осуществлялось Научным советом РїРѕ комплексной программе “Гидрофизика” РїСЂРё Президиуме РђРќРЎРЎРЎР (руководитель - президент РђРќРЎРЎРЎР Рђ.Рџ.Александров). Непосредственное руководство выполнением этих программ осуществляли ведущие ученые Рё организаторы научных исследований - РЇ.Р¤.Шаров, Р‘.Рђ.Ткаченко, Р“.Рђ.Хорошев, Р›.Рџ.Седаков, Рђ.Р’.РђРІСЂРёРЅСЃРєРёР№, Р’.Рќ.Пархоменко, Р.Р›.Мышинский, Р’.РЎ.Рванов.
Р’ последующие РіРѕРґС‹ работами ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова, 1-Рј ЦНРРРњРћ, институтов РђРќ РЎРЎРЎР , проектно-конструкторских организаций Рё заводов-судоверфей были достигнуты значительные успехи РІ решении задач снижения РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ шумности подводных лодок Рё надводных кораблей. Р—Р° последние 30лет СѓСЂРѕРІРЅРё РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕРіРѕ шума отечественных подводных лодок уменьшились более чем РЅР° 40РґР‘ (РІ 100 раз).
Рто стало возможным РІ результате многочисленных теоретических Рё экспериментальных исследований физической РїСЂРёСЂРѕРґС‹ распространения вибрации РїРѕ корпусным конструкциям кораблей Рё РёС… звукоизлучения РІ РІРѕРґСѓ. Была создана физико-математическая модель для РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодки Рё надводного корабля как сложного многоэлементного излучателя РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕРіРѕ шума, РЅР° базе которой РЅРµ только выполняются прогнозные оценки ожидаемых уровней шумоизлучения корабля, РЅРѕ Рё разрабатываются рекомендации РїРѕ архитектуре Рё конструкции РєРѕСЂРїСѓСЃР° Рё его элементов, РїРѕ размещению механизмов Рё систем корабля. Рљ решению проблемных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ теории вибрации Рё звукоизлучения РєРѕСЂРїСѓСЃРѕРІ кораблей Рё РёС… конструкций привлекались ученые Ростовского государственного университета, Рнститута проблем механики РђРќРЎРЎРЎР , Рнститута машиноведения РђРќРЎРЎРЎР (Р.Р.Р’РѕСЂРѕРІРёС‡, Рђ.Р›.Гольденвейзер, Рђ.РЇ.Ционский, Рђ.РЎ.Юдин, Р“.Рќ.Чернышев, Рђ.Р—.Авербух, Р“.Р’.Тарханов), которые внесли важный вклад РІ развитие представлений Рѕ виброакустике оболочечных конструкций, аппроксимирующих РєРѕСЂРїСѓСЃ РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕР№ лодки. Для снижения вибровозбудимости Рё уменьшения звукоизлучения корпусных конструкций были созданы Рё применены РЅР° кораблях специальные вибропоглощающие звукоизолирующие Рё звукопоглощающие покрытия. РС… применение обеспечило уменьшение шума внутри помещений корабля Рё улучшило условия Р¶РёР·РЅРё Рё работы экипажа. Нанесение покрытий снаружи РєРѕСЂРїСѓСЃР° уменьшило отражение РѕС‚ РєРѕСЂРїСѓСЃР° гидролокационных сигналов.
При разработке и создании покрытий был решен ряд физических и технических задач по рациональному подбору материалов покрытий и их конструкций, позволившему обеспечить наряду с требуемыми акустическими характеристиками покрытий их прочность и надежность.
Существенный прогресс достигнут РІ области создания малошумных гидравлических Рё воздушных систем. РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ теоретического обобщения РјРЅРѕРіРёС… экспериментов, проведенных РЅР° РіРёРґСЂРѕ- Рё аэродинамических стендах, были разработаны принципы создания малошумных дроссельно-регулирующих устройств Рё РґСЂСѓРіРёС… механизмов (РЇ.Рђ.РљРёРј, Р.Р’.Малоховский, Р’.Р.Голованов, Рђ.Р’.РђРІСЂРёРЅСЃРєРёР№).
Работы РїРѕ снижению вибрации Рё шума корабельных механизмов Рё систем касались, прежде всего, турбозубчатых агрегатов, насосов, вентиляторов, электромеханизмов Рё РґСЂСѓРіРѕРіРѕ оборудования. Важные работы проводились РїРѕ роторным системам, кривошипно-шатунным механизмам, подшипникам. Рзучались электромагнитные источники шума Рё вибрации РІ электродвигателях, электромашинах Рё статических преобразователях. Р’ этих работах, наряду СЃРѕ специалистами ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова Рё 1-гоЦНРРРњРћ (Рљ.Р.Селиванов, Рђ.Рџ.Головнин, РҐ.Рђ.Гуревич, Р.Р›.Мышинский, РЎ.РЇ.Новожилов, Р•.Рќ.Афонин Рё РґСЂ.), активное участие принимали ученые Рнститута машиноведения РђРќРЎРЎРЎР Рё инженеры машиностроительной отрасли (Р .Рњ.Беляков, Р¤.Рњ.Диментберг, Р.Р›.РџРѕР·РЅСЏРє, Р.Р”.Ямпольский, Р‘.Р’.РџРѕРєСЂРѕРІСЃРєРёР№ Рё РґСЂСѓРіРёРµ).
РќР° основании теоретического анализа Рё обработки большого количества экспериментальных данных были определены зависимости акустических характеристик основных типов механизмов РѕС‚ энергетических параметров Рё тем самым обеспечено проектирование оптимальной энергетической установки. Практически для каждого поколения подводных лодок Рё надводных кораблей разрабатывались средства виброизоляции: амортизаторы, РіРёР±РєРёРµ рукава, патрубки, РјСЏРіРєРёРµ подвески трубопроводов Рё муфт. РћС‚ поколения Рє поколению РёС… виброизолирующая способность удваивалась. Разрабатывались специальные виброизолирующие фундаменты, двухкаскадные схемы виброизолирующих креплений. Р’ итоге работ, проводившихся РїРѕРґ руководством специалистов ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова, 1-РіРѕ ЦНРРР’РњР¤ (Р“.Рќ.Белявский, РЇ.Р¤.Шаров, Р’.Р.РџРѕРїРєРѕРІ, Рќ.Р’.Капустин, Рљ.РЇ.Мальцев, Р.Р›.Орем, Р’.Р .РџРѕРїРёРЅРѕРІ), отечественное судостроение располагает широким набором амортизирующих Рё виброизолирующих конструкций, способных обеспечить значительное снижение вибрации Рё шума. РР· уникальных конструкций следует отметить пневматические Рё низкочастотные амортизаторы РЅР° нагрузку 0,5-100С‚, РіРёР±РєРёРµ рукава для трубопроводов СЃ давлением рабочей среды РґРѕ 10000РєРџР° Рё некоторые РґСЂСѓРіРёРµ.
Хороший эффект получен от применения средств вибропоглощения в судовом энергетическом оборудовании, трубопроводах, рамных и фундаментальных конструкциях. Так, выполненные из составных балок (типа сэндвич) пространственные рамы для агрегатных сборок механизмов обеспечили снижение шума на величину до 15дБ при полном сохранении несущей способности. Составные структуры с внутренними вязкоупругими слоями нашли применение в конструкциях трубопроводов, пиллерсов и гребных винтов. Специальные кожухи для механизмов, глушители для воздушных магистралей и трубопроводов систем забортной воды также способствовали снижению шума.
Системы активного подавления вибрации механизмов Рё шума были созданы коллективом ученых Рё специалистов ЦНРР СЃСѓРґРѕРІРѕР№ электротехники РїРѕРґ руководством Рђ.Р’.Баркова Рё Р’.Р’.Малахова. Р’ Рнституте машиностроения РЎРЎРЎР (Р РђРќ) проведены исследования Рё разработки активных устройств для снижения вибрации механизмов Рё РІ системе движитель-вал-РєРѕСЂРїСѓСЃ (Р’.Р’.Яблонский, Р®.Р•.Глазов, РЎ.Рђ.Тайгер).
Большой цикл исследований был выполнен учеными Рё специалистами ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова Рё машиностроительных предприятий СЃ целью создания компактных энергоустановок СЃ высокой удельной энергонапряженностью, обладающей эффективной системой подавления акустической энергии РЅР° всех путях ее распространения - РїРѕ корпусным конструкциям, РїРѕ Р¶РёРґРєРѕР№ среде РІ трубопроводах Рё РїРѕ окружающему воздушному пространству. Осуществлен РїРѕРёСЃРє Рё найдены варианты рационального размещения виброактивных механизмов СЃ учетом РёС… взаимодействия, оптимального использования невиброактивных конструкций, исключения резонансных режимов агрегатированных СЃР±РѕСЂРѕРє Рё РјРЅРѕРіРѕРµ РґСЂСѓРіРѕРµ. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё необходимо отметить многолетние плодотворные работы Р’.Р.РџРѕРїРєРѕРІР° Рё его научной школы.
Внедрение результатов этих исследований РІ блочные энергетические установки, созданные РЅР° Ленинградском РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј заводе (главный конструктор - Рњ.Рљ.Блинов) Рё Калужском трубном заводе (главный конструктор - академик Р’.Р.РљРёСЂСЋС…РёРЅ), позволило создать машины, обеспечивающие постройку малошумных подводных лодок.
Сформулированы принципы “равнопрочной” акустической защиты энергоустановок (РРЈ), РїСЂРё которой передача Р·РІСѓРєРѕРІРѕР№ энергии РїРѕ различным путям ее распространения оказывается приблизительно одинаковой. Огромная информация Рѕ виброакустическом состоянии механизмов, накопленная РІ период стендовых Рё натурных акустических испытаний механизмов Рё РРЈ, позволила предложить СЂСЏРґ методов контроля вибрации Рё шума, диагностики технического состояния механизмов.
Неравномерность поля скоростей в диске гребного винта, другие гидродинамические причины обусловливают появление нестационарных усилий на гребном винте, которые через валопровод и подшипники передаются на корпус корабля, вызывая его интенсивные колебания (и как следствие, ухудшая условия обитаемости на корабле), значительное звукоизлучение в воду на низких частотах.
Для решения проблемы снижения низкочастотного излучения были развернуты работы РїРѕ виброизоляции гребного винта РѕС‚ РєРѕСЂРїСѓСЃР° Р·Р° счет включения СѓРїСЂСѓРіРёС… элементов РІ систему связей винта СЃ валом Рё РєРѕСЂРїСѓСЃРѕРј, представляющей сложную научную Рё инженерную задачу. РџРѕРґ руководством РЎ.Р¤.Абрамовича, Рњ.Р”.Генкина, Рљ.Рќ.Пахомова, Р®.Р•.Глазова специалистами ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова Рё проектных организаций найден СЂСЏРґ эффективных конструктивных решений этой задачи.
Параллельно СЃ разработкой пассивных средств акустической защиты (виброизолирующие устройства, акустические покрытия Рё РґСЂ.) проводились работы РїРѕ исследованию возможностей применения активных методов гашения (компенсации) гидроакустического поля корабля. Р’ этом направлении велись работы РІ Акустическом институте РђРќ РЎРЎРЎР (Р‘.Р”.Тарковский, Р“.РЎ.Любашевский, Рђ.Р.Орлов), реализовались идеи Рњ.Р”.Малюжинца (работами руководили Р’.Р’.Тютекин, Р’.Рќ.Меркулов). Р’ ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова предложены Рё исследованы активно-пассивные устройства гашения шума РІ трубопроводах (Р’.Р›.Маслов, Р›.Р.Соловейчик), Р° также системы компенсации корабельных помех работе гидроакустических средств.
Решение проблемы снижения корабельных помех работе гидроакустических средств потребовало проведения исследований: по распространению звука и вибрации от источников на корабле к местам расположения приборов гидролокации; по статическим характеристикам турбулентного пограничного слоя на обтекателе антенн ГАС и излучению звука конструкциями обтекателей ГАС под действием сил турбулентного пограничного слоя, а также по созданию обтекателей антенн ГАС, обладающих требуемыми помехозащитными свойствами, звукопрозрачностью, прочностью и устойчивостью. Необходимо было изучить дифракцию звуковых волн на телах произвольной формы.
Для проведения исследований был разработан комплекс специализированных экспериментальных установок, макетов и стендов. На этой экспериментальной базе, а также в натурных условиях велись работы, в результате которых удалось создать теорию образования корабельных акустических помех. На ее основе созданы методики расчетной оценки уровней этих помех и прочности обтекателей, а также разработаны рекомендации и мероприятия по снижению помех. На подводных лодках внедрены помехозащитные безнаборные конструкции обтекателей основных антенн ГАС, обеспечивающие не только снижение помех гидродинамического турбулентного происхождения, особенно проявляющихся на больших скоростях, но и удовлетворяющие требованиям по звукопрозрачности и прочности.
Решение задачи снижения помех на надводных кораблях шло по пути использования экранирующих устройств корпуса судна и разработок и внедрения помехозащитных экранов (коффердамов) различной формы в т.ч. и напряженных. Выполнение комплекса теоретических и экспериментальных исследований, внедрение в проекты кораблей новых типов обтекателей и других технических решений и средств позволило, как показали натурные испытания, обеспечить снижение собственных акустических помех на подводных лодках в 40 раз, а на надводных кораблях - в 20 раз.
Решение проблемы уменьшения РїРѕРґРІРѕРґРЅРѕРіРѕ шума кораблей невозможно без исследований Рё измерений энергетических, спектральных, пространственных, статистических Рё РґСЂСѓРіРёС… характеристик шумов Рё вибрации. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова Рё 1-Р№ ЦНРРРњРћ провели цикл работ РїРѕ созданию практических методик измерений Рё исследований РїРѕ РїРѕРёСЃРєСѓ источников шума кораблей, РїРѕ разработке требований Рє соответствующим комплексам аппаратуры. Р’ итоге этих работ, выполнявшихся РїСЂРё участии предприятий Госстандарта Р’РќРРРњ РёРј. Р”.Р.Менделеева, Р’РќРРФТРРи РґСЂ., измерительные СЃСѓРґР° Рё измерительные полигоны были оснащены современными приборами. РќР° кораблях Рё заводских испытательных стендах размещены системы РІРёР±СЂРѕ- Рё шумоизмерений для контроля механизмов Рё агрегатов кораблей. Метрологическая база, включающая оригинальные методы Рё методики, Р° также средства измерений Рё исследований шумовых Рё виброакустических характеристик кораблей Рё РёС… механизмов, созданы РїРѕРґ научным руководством Рё РїСЂРё активном участии Р‘.Рќ.Машарского, Р“.Рђ.РЎСѓСЂРёРЅР°, Р“.Рђ.Розенберга, Рђ.Р•.Колесникова, Р“.Рђ.Р§СѓРЅРѕРІРєРёРЅР°, Р’.Рђ.Постникова, Р’.Р.РџРѕРїРєРѕРІР°, Рђ.Рќ.РќРѕРІРёРєРѕРІР°, Рђ.Рљ.Квашенкина, Рњ.РЇ.Пекального, Р’.Рџ.Щеголихина, Р’.Р.Теверовского, Р’.Рђ.Киршова, Р’.Рљ.Маслова Рё РґСЂСѓРіРёС….
Были организованы Рё проведены расширенные испытания практически всех серий современных подводных лодок Рё надводных кораблей (Р“.Рђ.Матвеев, Р“.Рђ.Хорошев, Р’.РЎ.Рванов, Р.РЎ.Качанов, Р.Р.Гусев), определены источники акустических Рё электромагнитных полей, оценена эффективность использованных РЅР° РЅРёС… средств защиты Рё разработаны мероприятия РїРѕ дальнейшему снижению СѓСЂРѕРІРЅСЏ этих полей.
Работы РїРѕ созданию систем магнитной защиты кораблей Рё методов РёС… размагничивания были начаты РІ 1936Рі. РїРѕРґ руководством Рђ.Рџ.Александрова. Р’ С…РѕРґРµ Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹ силами ученых Академии наук Рё военно-РјРѕСЂСЃРєРёС… инженеров РІ неимоверно короткие СЃСЂРѕРєРё были разработаны системы Рё методы магнитной защиты Рё произведено оборудование РёРјРё кораблей. Р’ РіСЂСѓРїРїСѓ ученых входили: Рђ.Рџ.Александров, Р’.Р .Регель, Рџ.Р“.Степанов, Рђ.Р .Регель, Р®.РЎ.Лазуркин, Р‘.Рђ.Гаев, Р‘.Р•.Годзевич, Р.Р’.Климов, Рњ.Р’.Шадеев, Р’.Рњ.Питерский, Рђ.Рђ.Светлаков, Р‘.Рђ.Ткаченко Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ.
На флотах и флотилиях были созданы службы размагничивания кораблей, впоследствии преобразованные в службу защиты кораблей. После окончания войны работы по совершенствованию методов и средств магнитной защиты надводных кораблей и подводных лодок продолжались. Улучшались методы безобмоточного размагничивания, строились специальные суда размагничивания, создавались новые средства измерения и контрольно-измерительные станции, велась подготовка квалифицированных кадров.
РћРґРЅРёРј РёР· важных направлений было совершенствование магнитной защиты кораблей противоминной РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹. Научное обоснование сформировано Рђ.Р’.Романенко, Р›.Рђ.Цейтлиным, Рќ.РЎ.Царевым. Р’ результате разработана высокоэффективная система магнитной защиты, РЅРµ однажды проверявшаяся РІ условиях боевого траления. Развитие средств магнитной защиты кораблей потребовало решения комплекса сложных технических проблем, РІ том числе создания Научно-исследовательского полигона Р’РњР¤ (1952Рі.). Р’ его становлении решающую роль сыграли офицеры: Р›.РЎ.Гуменюк, Р‘.Рђ.Ткаченко, Рђ.Р.Карась, Рђ.Р¤.Барабанщиков, Р“.Рђ.Шевченко, Рђ.Р’.Курленков, РЇ.Р.Криворучко, Рђ.Р’.Романенко, Рђ.Р.Ргнатов, Рњ.Рџ.Гордяев, Рќ.Рќ.Демьяненко.
Полигон сыграл значительную роль в совершенствовании защиты кораблей по физическим полям. Он был оснащен новейшими образцами измерительной техники. В его состав входили уникальные сооружения и в их числе магнитный стенд, построенный в конце 50-х годов. Аналогичные стенды в США были построены спустя 15-20лет.
Среди научно-технических проблем, решавшихся творческими коллективами ученых Рё инженеров страны, Рє наиболее важным относились: снижение магнитного поля кораблей, разработка систем автоматического управления токами РІ обмотках размагничивающих устройств, создание источников питания размагничивающих устройств, Р° также разработка аппаратуры для измерения магнитных полей кораблей. Р’ процессе работы РїРѕ этим направлениям сформировалась целая плеяда квалифицированных ученых. Без имен Р•.Рџ.Лапицкого, Рђ.Рџ.Латышева, РЎ.Рў.Гузеева, Р›.Рђ.Цейтлина, Рђ.Р’.Романенко, Р.РЎ.Царева, Рќ.Рњ.РҐРѕРјСЏРєРѕРІР°, Р.Рџ.Рамлау трудно представить становление теории магнитной защиты кораблей. РџРѕР·Р¶Рµ этот перечень дополнился такими именами, как Р’.Р’.Рванов, Р’.Рў.Гузеев, Рђ.Р”.Р РѕРЅРёРЅСЃРѕРІ, Рђ.Р’.Найденов, Рђ.Р’.Максимов, Р›.Рљ.Дубинин, Рќ.Рђ.Зуев, Рђ.Р.Ргнатов, Р.Рџ.Краснов, Рђ.Р“.Шленов, Р”.Рђ.Гидаспов, Р‘.Рњ.Кондратенко, Р›.Рђ.РџСЂРѕСЂРІРёРЅ, Р’.РЇ.Матисов, Р®.Рњ.Логунов, Р®.Р“.Брядов, Р•.Рђ.Сезонов, Р’.Рђ.Быстров, Р’.Р.Петров, Рњ.Рњ.Приемский, Рќ.Р’.Ветерков, Р’.Р’.РњРѕСЃСЏРіРёРЅ.
Р’ создании систем автоматического управления токами РІ обмотках размагничивающего устройства РІ функции магнитного поля принимали участие Рђ.Р’.Скулябин, Р®.Р“.Брядов, Р•.Рђ.Сезонов, Рћ.Р•.Мендельсон, Рђ.Р’.Романенко, Рћ.Рџ.Рейнганд, Р—.Р•.Оршанский, Р’.Рђ.Могучий. Создание источников питания размагничивающих устройств Рё импульсных генераторов для СЃСѓРґРѕРІ размагничивания являлось самостоятельной проблемой. Р’ ее решении участвовали большие коллективы РќРРсудостроительной Рё электротехнической промышленности.
Повседневная работа службы защиты кораблей РЅР° флотах тесно связана СЃ измерениями магнитного поля кораблей. Рзмерения проводятся СЃ помощью специальных магнитомеров. РћРґРЅРёРј РёР· первых магнитомеров, использовавшихся РЅР° флотах, был английский магнитомер “Пистоль”. Рзмерения магнитных полей движущихся кораблей выполнялись СЃ помощью петлевых датчиков, уложенных РЅР° грунте Рё подключенных Рє флюксметру. После второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ был создан первый отечественный магнитомер РџРњ-2, главным конструктором которого был Р“.Р.Кавалеров. Затем появились серии корабельных магнитомеров, переносных Рё стационарных. Р’ число РёС… разработчиков входили РЎ.Рђ.РЎРєРѕСЂРѕРґСѓРјРѕРІ, Рќ.Р.Яковлев, Р’.Р’.Орешников, Р.Р’.Стариков, Р .Р’.Аристова, Рќ.Рњ.Семенов, Р®.Рџ.Обоишев, Р’.Рљ.Жулев, Р° также коллектив инженеров РїРѕРґ руководством Р®.Р’.Тарбеева. Таким образом, усилиями ученых, инженеров, рабочих были созданы научные РѕСЃРЅРѕРІС‹ Рё техническая база РЅР° флотах для постоянного функционирования службы защиты кораблей РѕС‚ неконтактного РјРёРЅРЅРѕ-торпедного РѕСЂСѓР¶РёСЏ.
Новыми направлениями в области защиты кораблей по физическим полям, возникшими в 50-х годах, стали исследования низкочастотного электромагнитного и стационарного электрического полей корабля. Необходимость в этих исследованиях диктовалась тем, что такие физические поля могут использоваться как для контактного минно-торпедного оружия, так и для систем обнаружения подводных лодок. Основным информационным признаком корабля, на использовании которого построены различные активные системы наведения большинства противокорабельных ракет, считается заметность корабля в различных частотных диапазонах электромагнитного излучения, что и обусловило развитие средств снижения этой заметности.
Работы РїРѕ снижению заметности надводных кораблей РІ радиодиапазоне были начаты РІ 60-Рµ РіРѕРґС‹ РќРР Р’РњР¤ Рё промышленности. Создавались специальные стенды, РЅР° которых РІ лабораторных условиях РЅР° моделях кораблей определялись параметры вторичного (отраженного) радиолокационного поля. РЈ истоков создания стендов стояли такие ученые, как Р’.Р”.Плахотников, Р›.Рќ.Гриненко, Р”.Р’.Шанников, Р’.Рћ.Кобак, Р’.Рџ.Пересада, Р•.Рђ.Штагер (впоследствии ведущие специалисты РІ области исследования радиолокационных характеристик кораблей).
Для исследования радиолокационных характеристик РІ натурных условиях созданы специальные измерительные комплексы. Были введены РІ эксплуатацию стационарные радиолокационные полигоны РЅР° Балтийском Рё Черном РјРѕСЂСЏС…. Первый РёР· РЅРёС… РІ заливе Хара-Лахт РІ Рстонии принадлежал 1-РјСѓ ЦНРРРњРћ Рё располагал радиолокационным измерительным комплексам Р РРљ-Р‘. РќР° нем впервые исследованы параметры вторичного радиолокационного поля отечественных кораблей РІ натурных условиях. Выполнение этой работы поручалось Р“.Рђ.Печко Рё Р’.Рњ.Горшкову. Полигон РІ Севастополе был дополнительно укомплектован несколькими специализированными радиолокационными станциями СЃ высоким разрешением РїРѕ РґРІСѓРј координатам Рё трехчастотной разных диапазонов Рё назначений. Особая заслуга РІ его создании принадлежит Р•.Рђ.Штагеру. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой измерительных комплексов РІ Рстонии Рё РЅР° Украине основная нагрузка РІ части измерения параметров вторичного радиолокационного поля кораблей Р’РњР¤ ныне легла РЅР° район Рі. РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєР° Ленинградской области, РєСѓРґР° РІ 1993Рі. перебазировался полигон 1-РіРѕ ЦНРРРњРћ.
Результаты измерений радиолокационных характеристик отечественных кораблей Р·Р° период 60-90-С… РіРѕРґРѕРІ позволили создать атлас, РІ который вошло большинство кораблей Рё СЃСѓРґРѕРІ Р’РњР¤. Было установлено, что РЅР° поверхности любого надводного корабля существуют области интенсивного локального отражения, которые РІРЅРѕСЃСЏС‚ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ вклад РІ отраженное поле. Рто обстоятельство, РїРѕРјРёРјРѕ разработки метода расчета средней эффективной поверхности рассеяния корабля, обусловило развитие разработки методов Рё средств радиолокационной защиты. Рсследования, выполненные организациями Р’РњР¤ Рё промышленности, показали, что для уменьшения интенсивности отражения радиолокационных сигналов необходимо преобразовать сильноотражающие корабельные конструкции РІ малоотражающие путем придания корабельным конструкциям малоотражающих форм (архитектурные решения), Р° также использовать радиопоглощающие материалы.
Работы по созданию корабельных радиопоглощающих материалов были начаты в 50-е годы. В это время разработаны радиопоглощающие покрытия - “Тент”, “Кольчуга”, “Лист”, “Щит”. Однако первое поколение радиопоглощающих покрытий (РПП) не было внедрено в кораблестроение из-за больших массогабаритных характеристик, а также вследствие сложной технологии крепления их к защищаемым корабельным конструкциям. Для создания новых радиопоглощающих материалов привлечен более широкий круг организаций ВМФ, Академии наук, предприятий Минхимпрома, Миннефтехимпрома, Минцветмета, Минвузов и Минсудпрома. Большой вклад в эти исследования внесли такие ученые, как Ю.М.Патраков, А.П.Петренас, В.В.Кушелев, Ю.Д.Донков: они показали, что введение в стеклопластик полупроводящих углеродных тканей придает ему поглощающие свойства. В 1965г. были получены первые образцы прочного радиопоглощающего углестеклопластика, получившего название “Крыло”, из которого затем изготовлена надстройка разъездного катера. Применение этого материала позволило снизить отраженное поле судна в 5-10раз. Так был создан первый практический радиопоглощающий конструкционный материал.
Для широкого внедрения радиопоглощающих средств РЅР° корабли необходимы покрытия СЃ малым весом, малой толщины, прочные Рё стойкие Рє жестким РјРѕСЂСЃРєРёРј условиям. Рти требования наложили СЃРІРѕР№ отпечаток РЅР° характер Рё направление работ РІ этой области. Р’ 1972-1974РіРі. Р®.Рњ.Патраковым, Р .Р.Рнглином, Рќ.Р‘.Бессоновым, Р“.Р.Бякиным были разработаны первые образцы тонкослойных поглотителей (“Лак”, “Ркран”). Р’ 1976Рі. первое покрытие “Лак” установили РЅР° РѕРґРЅРѕРј РёР· малых противолодочных кораблей. Результаты натурных испытаний показали, что покрытие “Лак” позволяет снизить отраженный сигнал РІ 5-10раз.
Параллельно СЃ Р РџРџ “Лак” РІ конце 70-С… РіРѕРґРѕРІ РіСЂСѓРїРїРѕР№ ученых РїРѕРґ руководством Рђ.Р“.Алексеева осуществлена разработка Рё выполнены натурные испытания магнитоэлектрического покрытия (“Ферроэласт”). Его нанесли РЅР° большой противолодочный корабль. Рффективность этого покрытия примерно аналогична Р РџРџ “Лак”. Дальнейшие работы РїРѕ созданию третьего поколения корабельных покрытий связаны СЃ РїРѕРёСЃРєРѕРј новых более эффективных наполнителей, усовершенствованием технологии нанесения (“Лак-5М”), расширением частотного диапазона Рё повышением поглощающих свойств (“Лак-1 ОМ”), снижением массогабаритных параметров (“Лакмус”).
Работы РїРѕ тепловой защите или снижению заметности надводных кораблей для тепловых (инфракрасных) систем были начаты СЃ середины 50-С… РіРѕРґРѕРІ РІ 14-Рј РќРР Р’РњР¤ Рё 1-Рј ЦНРРРњРћ. РќР° начальной стадии разработаны методики расчета теплового излучения кораблей, измерены распределения температур РїРѕ поверхности корабля, предложен Рё испытан СЂСЏРґ средств тепловой защиты Рё ложных тепловых целей. РЎ 1965Рі. Рє работам подключился ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова РІ качестве головной организации отрасли. РЈ истоков развития этого направления стояли РЎР›.Брискин, РЎ.Р¤.Баев. Р’ 1974Рі. созданы базовые испытательные подразделения для натурных измерений температурных полей кораблей РІ Севастополе, Калининграде, Северодвинске Рё Владивостоке. Систематические измерения, РёС… анализ, методические разработки привели Рє существенному расширению номенклатуры применяемых средств тепловой защиты Рё Рє снижению СѓСЂРѕРІРЅСЏ теплового излучения кораблей РґРѕ значений, соответствующих лучшим зарубежным кораблям. Ртому значительно способствовали натурные исследования тепловых полей РЅР° полигоне 1-РіРѕ ЦНРРРњРћ РЅР° Балтийском Рё Черном РјРѕСЂСЏС…, РЅР° базе Р§Р’РњРЈ РёРј. Рџ.РЎ.Нахимова, проведенные учеными РЎ.Рџ.Сазоновым, Р’.Р.Лопиным, Р’.Р¤.Барабанщиковым, Рљ.Р’.Тюфяевым.
Р’ середине 70-С… РіРѕРґРѕРІ РІ ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова создан теплотехнический стенд для исследования процессов теплообмена РІ корабельных дымовых трубах, разработаны методики расчета температурных полей РєРѕСЂРїСѓСЃР° Рё поверхности дымовых труб кораблей, Р° также методики измерений температур РІ натурных условиях.
РЎ конца 80-С… РіРѕРґРѕРІ РњРёРЅСЃСѓРґРїСЂРѕРјРѕРј Рё Р’РњР¤ совместно СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё отраслями осуществляется переход Рє непосредственным измерениям параметров тепловых полей надводных кораблей. Разрабатываются методики сдаточных испытаний кораблей РїРѕ тепловому полю, создается контрольно-измерительная Рё исследовательская аппаратура, разрабатываются методы математического моделирования теплового поля (теплового портрета) корабля Рё оценки его защищенности РЅР° стадии технического проектирования. Определяются дальнейшие возможности снижения теплового поля кораблей. Большой вклад РІ эту работу внесли Р.Р“.Утянский, Рџ.Рђ.Епифанов.
Работы РїРѕ оптиколокационной защите, то есть РїРѕ снижению заметности надводных кораблей для лазернолокационных систем, были начаты РІ середине 70-С… РіРѕРґРѕРІ РќРР Р’РњР¤ Рё РњРёРЅСЃСѓРґРїСЂРѕРјР° СЃ последующим привлечением организаций Академии наук, РњРёРЅС…РёРјРїСЂРѕРјР°, РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅРїСЂРѕРјР° Рё РґСЂСѓРіРёС… ведомств. Неоценимый вклад РІ разработку теоретической модели рассеяния лазерного излучения РјРѕСЂСЃРєРёРјРё объектами, Р° также методики расчета РёС… защищенности внесли Рњ.Р›.Варшавчик Рё Р‘.Р‘.Семевский.
В 80-х годах была создана аппаратура для исследования оптико-локационных характеристик морских объектов в лабораторных и натурных условиях. Лабораторный стенд укомплектован аппаратурой, измеряющей коэффициенты отражения и яркости корабельных материалов как чистых, так и с поверхностной пленкой, например водной, а также материалов, расположенных в воде.
Для натурных измерений оптико-локационных характеристик кораблей Рё поверхности РјРѕСЂСЏ были введены РІ эксплуатацию РґРІР° береговых лазерных измерительных комплекса РЅР° Черном (РЅР° базе Севастопольского Р’Р’РњРЈ) Рё Балтийском (РЅР° полигоне 1-гоЦНРРРњРћ) РјРѕСЂСЏС…. Р’ создании этих комплексов Рё исследований оптико-локационных характеристик кораблей принимали участие Р®.Рђ.Солевон Рё Р•.Р“.Лебедько.
Проблема борьбы с гидродинамическими минами особенно остро встала перед отечественным ВМФ в 1945-1946гг. во время операции по освобождению Северной Кореи. Ее порты были заминированы с воздуха американцами перед вступлением СССРв войну с Японией. В ходе высадки десантов, при обеспечении боевых действий войск и продолжавшегося более года (в том числе в послевоенное время) траления, флот понес ощутимые потери. Требовалось решить ряд научно-исследовательских проблем.
Учеными Р“.Р’.Логвиновичем, Р›.Рќ.Сретенским Рё Р’.Р’.Шулейкиным были разработаны РѕСЃРЅРѕРІС‹ теории гидродинамического поля. Ее использовали для оценок придонных гидродинамических давлений РїРѕРґ кораблями, создания отечественных образцов измерительной аппаратуры Рё взрывателей РјРёРЅ, Р° также для разработки предложений РїРѕ тралению этих РјРёРЅ Рё защиты РѕС‚ РЅРёС… кораблей Рё СЃСѓРґРѕРІ. Была создана стационарная экспериментальная база, разработаны методики измерений Рё проведены систематические измерения гидродинамического поля основных кораблей Рё СЃСѓРґРѕРІ Р’РњР¤ Рё дана оценка эффективности некоторых СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ “гидродинамической” защиты кораблей (1-Р№ ЦНРР РњРћ, руководитель Рќ.Рљ.Зайцев). РћСЃРѕР±РѕРµ внимание уделено оценке допустимых уровней гидродинамичекого поля. РЎ этой целью РЅР° временных стендах РІ районах некоторых баз флота были проведены замеры параметров фонового поля. Организацией временных стендов, проведением измерений, обработкой Рё анализом результатов СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёР» Р‘.Рќ.Седых.
Специалистами 1-гоЦНРРРњРћ были разработаны теоретические РѕСЃРЅРѕРІС‹ комплексного волнового метода гидродинамической защиты кораблей. Основные положения этого метода подтверждены экспериментально РЅР° стационарном гидродинамическом полигоне. РџРѕ результатам этих исследований впервые РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ практике создан принципиально новый тип корабля противоминной РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹: опытный быстроходный, тральщик - волновой охранитель, проекта 1256. Р’ разработке метода, проектировании Рё опытной эксплуатации этих кораблей активное участие приняли специалисты 1-РіРѕ ЦНРР Р’.РЎ.Воронцов, Рњ.Рњ.Демыкин, Рћ.Рљ.РљРѕСЂРѕР±РєРѕРІ, Рђ.Рќ.Муратов, Р’.Р.Салажов, Р‘.Рќ.Седых, Рќ.Рђ.Цибульский; РќРРРџ 1-гоЦНРРРњРћ - Р’.Рђ.Дмитриев, Рќ.Р¤.Корольков, Р.Р’.Терехов; Западного РџРљР‘ - Рњ.Рњ.Корзенева, Р’.Р.Немудов; ЦНРР РёРј.академикаА.Рќ.Крылова - Рљ.Р’.Александров, Рђ.Р.РЎРјРѕСЂРѕРґРёРЅ. Результаты опытной эксплуатации подтвердили эффективность волнового метода Рё позволили наметить пути совершенствования кораблей противоминной РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ РЅРѕРІРѕРіРѕ типа.
Наряду с решением задач гидродинамической защиты проводились исследования проблемы скрытности подводных лодок от средств обнаружения по гидрофизическим полям в кильватерном следе и на свободной поверхности. В ходе этих исследований впервые в стране созданы аппаратурные комплексы и проведены надежные измерения параметров кильватерного следа подводной лодки и фона. Результаты исследований используются для выработки мероприятий по обеспечению скрытности подводных лодок.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/