Введение
Рстория фотографии - это захватывающая история зарождения Рё воплощения РІ Р¶РёР·РЅСЊ мечты Рѕ фиксации Рё длительном сохранении изображений окружающих нас явлений Рё предметов, РѕРґРёРЅ РёР· самых СЏСЂРєРёС… Рё бурных этапов развития современной информационной технологии. Только оглядываясь РЅР° прошлое фотографии, РјРѕР¶РЅРѕ оценить то РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ влияние, которое РѕРЅРѕ оказало РЅР° развитие современной культуры, науки Рё техники.
Развитие фотографии РґРѕ опубликования РІ 1839 Рі. изобретения Ньепса Рё Дагерра имело долгую Рё сложную предысторию, начиная РѕС‚ попыток упростить процесс рисования СЃ натуры путём копирования изображений, получаемых РІ камере-РѕР±СЃРєСѓСЂРµ, РґРѕ первых опытов использования светочувствительности некоторых химических соединений. Рта предыстория охватывает Рё первые шаги РїРѕ изготовлению линз, сперва РёР· естественных кристаллов, Р° затем РёР· стекла, Рё "магических зеркал" Востока, явившихся первыми проекционными оптическими устройствами.
Особые страницы истории посвящены шеренге великих изобретателей: Ньепсу и гелиографии, Дагерру - по сути, первому в мире фотографу в привычном для нас смысле, Тальботу и каллотипии, а также плеяде безвестных изобретателей, по воле судьбы не получивших ни известности, ни признательности потомков.
Рволюция фотографических процессов характеризовалась исключительным динамизмом. Дагерротипы РЅР° металлической подложке были сперва заменены фотографией РЅР° стекле, Р° затем Рё РЅР° РіРёР±РєРѕР№ плёнке, которая РІСЃРєРѕСЂРµ обрела способность регистрировать РІ цвете как статические, так Рё динамические явления. Двухступенчатый негативно-позитивный процесс обрёл конкурента РІ абсолютно одноступенном процессе Ленда. Получили развитие методы создания объёмных изображений. РќР° смену аналоговой фотографии пришла цифровая.
РћР±Рѕ всех этих СЏСЂРєРёС… страницах истории фотографии РјС‹ попросили рассказать сотрудника Р’РќР¦ "ГОРим. РЎ.Р.Вавилова", Рґ.С‚.РЅ., профессора Рњ.Р“.Томилина, побывавшего РІ крупнейших оптических центрах Рё фотографических музеях РјРёСЂР° Рё СѓР¶Рµ более 25 лет собирающего материалы РІ этой области. Перед вами - первый РёР· серии материалов, посвящённый прототипу современной фотокамеры, камере-РѕР±СЃРєСѓСЂРµ.
Предыстория фотографии: камера-обскура
Задолго до открытия фотографических процессов была известна камера-обскура, что в переводе с латыни означает "тёмная комната". Впервые она упоминается арабскими учёными конца Х века. Сперва это был просто тёмный ящик с небольшим отверстием в одной из стенок. Если обратить это отверстие к светящимся или освещённым объектам, то на противоположной стенке внутри ящика получите цветное перевёрнутое изображение предметов, передающе мельчайшие детали. Чем меньше отверстие, тем отчётливе очертания предметов, но меньше яркость изображения. Английский физик Дж. Релей показал, что наиболее резкое изображение в камере-обскуре получится в случае, когда радиус отверстия почти равен радиусу первой зоны Френеля.
Рзобретателем камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹ долгое время ошибочно считали итальянского физика Джованни Батиста делла Порта, описавшего РІ "Натуральной магии" (1560) сам РїСЂРёР±РѕСЂ Рё СЃРїРѕСЃРѕР± повышения яркости изображения РїСЂРё замене отверстия линзой. РќР° самом деле эффект, даваемой камерой-РѕР±СЃРєСѓСЂРѕР№ был скорее замечен пытливым человеческим глазом РІ естественных условиях. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, что поначалу ему придавалось религиозное, сакральное содержание. Так, например, известный польский писатель Болеслав РџСЂСѓСЃ РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ изучения большого количества древнеегипетских документов РІ своем историческом произведении "Фараон" описал, как жрецы РІ тёмной палатке показывали своему владыке картины битвы происходящей РЅР° освещённой солнцем равнине. РџСЂРё этом повелитель даже РЅРµ подозревал, что РІСЃС‘ виденное РёРј РЅРµ божественное знамение, Р° обычное физическое явление.
Крупнейшие учёные Рё С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРё прошлого Аристотель (384-322 РіРі. РґРѕ РЅ.СЌ.), Хассан РёР±РЅ Хассан (965-1038), Вите; (умер РІ 1290 Рі.), Роджер Бэкон Рё РґСЂСѓРіРёРµ СѓР¶Рµ были хорошо знакомы СЃ этим оптическим РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј Рё его применением. Джон Пенхам, архиепископ Кентерберийский (1279), высказал идею Рѕ возможности использования камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹ для наблюдения Р·Р° движением Солнца. Р’ СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЏС… Леонардо РґР° Винчи, которые были захвачены Наполеоном, привезены РІРѕ Францию Рё изданы Вентури РІ Париже РІ 1797 Рі., приведень СЂРёСЃСѓРЅРєРё камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹ Рё её описание. Р’ 1544 Рі. СЃ помощью камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹ голландский математик Гемма Фризиус наблюдал солнечное затмение. Р’ дальнейшем были предприняты многочисленные шаги РїРѕ усовершенствованию этого РїСЂРёР±РѕСЂР°. Так, поместить РІ отверстие линзу предложили профессор математики РІ Милане Джероме Кардан (1501-1576), Джованни Батиста Бенедетти (1585) Рё Даниелло Барбаро (1556), причём последний также показал возможность увеличения резкости изображения диафрагмированием объектива. Серьёзным недостатком камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹ являлось получение перевёрнутого изображения. Для его устранения Ргназио Данти предложил РІ 1573 Рі. использовать зеркало, которое вторично переворачивало изображение.
Дальнейшее усовершенствование камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹ связано СЃ именем великого астронома Роганна Кеплера (1571-1630). Р’ 1600 Рі. РѕРЅ начал применять её как инструмент для наблюдения Р·Р° движением Солнца Рё, поместив РЅР° некотором расстоянии РѕС‚ положительной линзы отрицательную, добился увеличения проецируемого изображения. Рта идея легла РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ современных телеобъективов, Р° сам Кеплер благодаря своему усовершенствованию наблюдал РІ 1607 Рі. прохождение Меркурием солнечного РґРёСЃРєР°. Р’ 1620 Рі. Кеплер предложил выполнить камеру-РѕР±СЃРєСѓСЂСѓ РІ РІРёРґРµ тента, которой широко пользовались С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРё для правильной передачи перспективы.
Камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹ ещё большего размера выполнялись РІ РІРёРґРµ комнаты. Р’ крыше такой камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹ часто помещалась линза СЃ поворотным зеркалом. Рзображение предметов проецировалось РЅР° стол РІ РІРёРґРµ последовательно возникающей панорамы, которую одновременно могло наблюдать несколько человек. Такие камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹ РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ используются для развлечения РІ местах, часто посещаемых туристами.
Однако камеры-обскуры большого размера не во всех случаях были удобны в обращении. В 1665 г. первую компактную камеру-обскуру сконструировал Роберт Бойль (1627-1691). В 1680 г. портативная камера-обскура была описана Робертом Хуком. Вариант устройства с зеркалом, расположенным в верхней части камеры для отражения лучей, исходящих от предмета, описал Зан в 1685 г.
Р’ 1812 Рі. английский физик Волластон использовал менисковую линзу СЃ диафрагмой вместо двояковыпуклой, улучшив этим качество РїРѕ краю изображения. Рспользовав тот Р¶Рµ принцип, РѕРЅ создал Рё так называемую "ландшафтную" линзу. Впоследствие миллионы таких линз использовались РІ ящичных камерах. РЎ именем Волластона связано Рё изобретение РІ 1807 Рі. камеры-люциды ("светлой камеры"). РћРЅР° представляет СЃРѕР±РѕР№ четырёхгранную РїСЂРёР·РјСѓ, располагаемую РЅР° необходимой высоте РѕС‚ бумаги. Помещая глаз вблизи верхней части РїСЂРёР·РјС‹ так, чтобы часть глаза была над РїСЂРёР·РјРѕР№, наблюдатель может видеть отражённое изображение объекта, расположенное перед РїСЂРёР·РјРѕР№ Рё кажущееся расположенным РЅР° бумаге. Его РјРѕР¶РЅРѕ обвести карандашом. Р’ оптическом отношении разница между камерой-РѕР±СЃРєСѓСЂРѕР№ Рё камерой-люцидой состоит РІ том, что РІ первой истинное изображение предмета СЃ помощью линзы проецируется РЅР° бумагу, Р° РІРѕ второй - РјРЅРёРјРѕРµ изображение кажется лежащим РЅР° бумаге.
XVIII век почти РЅРµ изменил конструкции камер-РѕР±СЃРєСѓСЂ, РЅРѕ расширил области РёС… применения. Особенно широкое использование РѕРЅРё получили Сѓ С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРІ как средство, служившее для облегчения рисования. РўРѕ мастерство, СЃ которым Р·Р° последние 300-400 лет РІ картинах передаётся перспектива, наводит РЅР° мысль Рѕ широком применении РІ Р¶РёРІРѕРїРёСЃРё камер-РѕР±СЃРєСѓСЂ. Р’ СЂСЏРґРµ случаев тому имеются прямые свидетельства. Так, С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє Рњ.Р.Махаев РІ 1746 Рі. получил "открытый лист" РЅР° снимание РІРёРґРѕРІ Петербурга Рё его окрестностей РїРѕ заказу Академии наук. Рто было связано СЃ подготовкой юбилейного альбома, намеченного Рє изданию "для славы Рё чести Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ империи" РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ пятидесятилетием Петербурга РІ 1753 Рі. Р’ силу большого объёма Рё срочности работы Махаев СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё учениками РЅРµ зарисовывал РІРёРґС‹ РіРѕСЂРѕРґР° СЃ натуры, Р° "снимал" РёС… СЃ помощью камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹, или, как её тогда называли, "махины для снимания прошпектов". Каждый лист, снятый таким образом, Махаев дорабатывал РІ деталях, добиваясь почти фотографической точности. Рзвестно, что РѕРґРЅР° РёР· таких камер-РѕР±СЃРєСѓСЂ была изготовлена РІ инструментальной мастерской Академии наук мастером Филиппом Никитичем Тирютиным.
Р’ наши РґРЅРё камеры-РѕР±СЃРєСѓСЂС‹ находят весьма необычное применение. Отсутствие линейных искажений РІ изображении, большая глубина резкости Рё поле зрения, превосходящее 90В°, позволяют применять РёС… РІ процессах фотолитографии РїСЂРё производстве интегральных микросхем Рё РІ качестве съёмочных специальных телевизионных камер. Рмеющиеся высокочувствительные фотоматериалы, используемые РІ камере-РѕР±СЃРєСѓСЂРµ РїСЂРё относительном отверстии 1:200, дают возможность экспериментирующим фотографам получать правильно экспонированные фотоснимки высокого оптического качества.
Особо важную роль сыграли камеры-обскуры в начальный период развития фотографии в экспериментах Нисефора Ньепса, Жака Дагерра и Уильяма Ф. Тальбота.
Таким образом, камера-обскура явилась одним из первых оптических инструментов, использовавшихся человеком для правильной передачи перспективы в живописи и выполнения исследований в астрономии; она вызвала настойчивое желание зафиксировать и сохранить изображения предметов, и, наконец, она явилась прообразом современной фотокамеры.
Будет справедливо сказать, что вся фотоаппаратура, включая камеру обскуру, зародилась на западе - в Германии, Америке и Англии. После войны и по сей день лидерство по производству фотоаппаратуры принадлежит Японии.
Ведущие всемирно известные фирмы Японии - это «Кэнон», «Никон» и «Минольта». Менее известна фирма «Олимпус».
В Японию известие о фотографии проникло, по всей вероятности, в 1850 г., т.е. спустя 11 лет после официальной даты изобретения фотографии. Первая фотостудия была открыта в 1859 г. на Хакодате. Однако ее пользовалась только императорская семья. Но уже в 1916-1922 гг. в университете Синдай читался курс фотографической химии. Позднее была учреждена кафедра фотографии и репродукционной техники в токийской Высшей политехнической школе. В 1926 г. возникло Токийское общество научной фотографии. В 1925 г. начал издаваться японский фотографический ежегодник. Так что Япония в этой области даже отставала от России. Как Вы помните, я приносил подшивку журнала за 1901 г.
Фирма «Кэнон» основана РІ 1933 Рі. Р’ этом Р¶Рµ РіРѕРґСѓ организовала производство однообъективных зеркальных фотоаппаратов, дальномерных фотоаппаратов Рё миниатюрных фотокамер. Для сведения первый советский однообъективный зеркальный фотоаппарат «Спорт» был выпущен РІ 1935 Рі. Сейчас фирма «Кэнон» выпускает очень СЃ высоким качеством весь спектр фотоаппаратов РѕС‚ простейших «мыльниц» РґРѕ профессиональных зеркальных Рё цифровых фотоаппаратов. Рмеет многочисленные отделения РЅР° всех континентах.
В 1936 году был выпущен первый малоформатный фотоаппарат «Минольта» одноименной по названию японско-германской фирмой, основанной в 1928 г в г. Осака. Один из фотоаппаратов фирмы, выпущенный в 1992 г., отличается непревзойденной скоростью затвора - 1/12000 сек. В настоящее время выпускает, стоящие на третьем месте после «Кэнона» и «Никона» профессиональные зеркальные фотоаппараты, а также весь спектр фототехники.
Фирма «Никон» основана в 1917 г. в результате слияния трех оптических фирм. С 1946 г. начала выпуск дальномерных фотоаппаратов. Первый «Никон» был выпущен японской фирмой «Ниппон Когаки» в 1948 г., в 1965 году приступила к выпуску автоматических фотоаппаратов. Фирма - лидер в выпуске сменных фотографических объективов, ассортимент которых превышает 100 видов. Сейчас выпускает очень популярные среди профессионалов, не уступающие по качеству «Кэнонам» зеркальные фотокамеры «Никон».
Рзвестна среди профессионалов также среднеформатная фотоаппаратура, выпускаемая СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ фирмой «Пентакс», учрежденной РІ 1919 Рі. Р’ 1957Рі. фирмой была создана фотокамера СЃ пентапризмой, давшей название фотоаппаратам «Пентакс». РљСЂРѕРјРµ среднеформатных камер, впускает также весь спектр фотоаппаратов.
Среднеформатные фотоаппараты выпускает также крупная японская фирма «Мамия», основанная в 1940 г.
Как я уже упоминал, к числу известных японских фирм в мире относится и «Олимпус» Но она более известно по производству оптических приборов - микроскопов, биноклей и т.д. Организована в 1919 г. В 1921 г. принимает название «Олимпус». Фирма является лидером авангардной концепции фотоаппаратоприборостроения «все в одном» Выпускает полупрофессиональную фотоаппаратуру и широкий ассортимент любительских фотокамер, в том числе цифровых.
Менее известны японские фирмы «Куосега», выпускающая фотокамеры «Контакс», выпускающий современные среднеформатные фотоаппараты.
В 1924 году фирма «Лейтц» в Германии выпустила впервые модель малоформатного аппарата «Лейка», рассчитанного на 35 мм роликовую пленку.
В Японии одной из старейших фирм, которые специализировались на производстве фотоматериалов, а также фотоаппаратуры, является «Конисироку-филм», основанная в 1873 г. При нейтакже существуют исследовательские лаборатории. В настоящее время фирма известна как «Коника» Завод рентгеновских и фототехнических пленок на ТАСМЕ построен специалистами фирмы «Конисироку». Одновременно с заводом были переданы современные технологии производства фотографических и рентгеновских материалов. Фирма выпускает весь ассортимент фотоматериалов, аналогичных выпускаемым другими фирмами. По качеств» фотоматериалы уступают фотоматериалам таких фирм, как «Кодак» и «Фуджи», но небольшая цена и грамотная рекламная политика делает фотоматериалы фирмы «Коника» самыми распростра- ненными в мире.
Кроме фотоматериалов, фирма «Коника» выпускает фотооборудование для минилаборагорий, профессиональные и любительские фотоаппараты.
Самой уникальной фотографической фирмой РЇРїРѕРЅРёРё является «Фуджифотофилм». Многоотраслевой концерн основан РІ 1934 Рі. Фирма сразу Р¶Рµ широко развернула научно-исследовательские Рё опытно-конструкторские работы. Специально для РЅРёС… был выстроен большой лабораторный РєРѕСЂРїСѓСЃ, оборудованный новейшей аппаратурой. Директором-руководителем С…РёРјРёРєРѕ-фотографических исследований был известный ученый РЁРёРЅ Фуджисава. Р’ РіРѕРґС‹ после второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ японская фотографическая наука промышленность значительно развилась Рё встала РїРѕ СЃРІРѕРёРј успехам вровень СЃ достижениями западного РјРёСЂР°. Рто стало РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј возможным Р·Р° счет того, что ученые «Фуджи» Рё РґСЂСѓРіРёС… фирм РЇРїРѕРЅРёРё почти РЅРµ вели поисковых исследований, Р° подхватывали основные идеи ведущих западных фирм Рё воспроизводили РёС… РЅР° более высоком СѓСЂРѕРІРЅРµ.
Фирма «Фуджи» выпускает весь ассортимент фотографической продукции, который выпускают ведущие фирмы мира, а также фотоаппаратуру и оборудование для минифотолабораторий. Причем по качеству воспроизведения цвета и структурометрическим показателям некоторые фотоматериалы фирмы «Фуджи» зачастую превосходят аналогичные фотоматериалы фирмы «Кодак».
FujiFilm выглядит на письме:

Как это выглядит в традиционном написании:

Думаю, даже самый тёмный неуч "в курсе", что именно так называется национальная святыня Японии, гора Фудзияма. Обратите внимание: Fuji - Firumu. При написании второй части названия используются не иероглифы кандзи, но катакана.
Полагаю, что желание увековечить Фудзи в названии своей компании в свое время возникало не у одного десятка4успешных японских бизнесменов. Возникло оно и у мистера Асано (Asano), владельца FujiFilm. Легенда гласит, что такое желание возникло у него во время отдыха в окрестностях Фудзи, однако, выяснилось, что к тому времени звучное имя кто-то уже "ухватил". После длительных переговоров мистер Асано все же перекупил имечко у конкурентов, выложив за это кошмарную сумму в... ?8000. Уж не знаю, сколько по тем временам "весила" эта сумма, нынче на такие деньги можно прикупить разве что DVD-RW привод. Впрочем, история сплошь и поперек изобилует такими примерами, достаточно вспомнить, например, цену, заплаченную голландскими поселенцами индейцам за остров Манхэттэн...
В маленькой деревне, расположенной у подножья горы Фуджияма была основана корпорация Фуджи Фото Филм в 1934 году.
Тридцать лет спустя РІ 1965 РіРѕРґСѓ, открыл двери офис ФуджиФотоФилм РІ РЎРЁРђ, СЃ шестью людьми РІ здании Рмпайр Стэйт Билдинг.
Национальный лидер в обеспечении всестороннего изображения информационных изделий и услуг, Фуджифилм США сегодня использует центры и лаборатории фотографий по всем США.
Быстрый рост компании на американском рынке помог увеличить значимость фирмы Фуджифилм как глобальную марку. В 1969 Морган Гарантии Траст Компании выпускает акции, которые увеличивают признание компании на международном инвестиционном рынке.
В дополнении к деловым достижениям, Фуджифилм стал активным участником общества, поддерживая национальные события. Компания стала официальным спонсором олимпийских игр в Лос-Анжелесе в 1984 году. Сегодня Фуджифилм является спонсором теннисных турниров США и турниров игр бейсбола.
Дирижабль с эмблемой Фуджифилм часто видно на соревнованиях спортивных событий и развлечений по всей стране.
Непрерывные технологические новшества основывались на базе обязательств Фуджифилм клиентам, служащим и обществу и окружающей среде.
Мокичи Морита, президент японской компании - производителя целлулоида Dainippon Celluloid Company, основанной в 1919 году, принял решение начать производство кинопленки в самом начале 1930-х годов.
В то время кинофильмы уже становились популярными в Японии, но еще не было национального их производителя. Получив грант от правительства страны, Dainippon Celluloid в 1934 году основала независимую компанию Fuji PhotoFilm Co., которая располагалась в селении Минами Ашира, недалеко от горы Фуджи.
Поначалу компания имела проблемы СЃ качеством РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёРјРѕР№ пленки, РЅРѕ благодаря помощи приглашенного РёР· Германии специалиста РїРѕ эмульсии доктора Рмиля Майерхоффа, устранила недостатки производства, выпустив качественную черно-белую пленку РІ 1936 РіРѕРґСѓ Рё первую СЏРїРѕРЅСЃРєСѓСЋ цветную пленку РІ 1948 Рі.
Между тем Fuji наладила производство 35-мм фотопленки, 16-мм кинопленки, а также рентгеновской пленки медицинского назначения. К началу 1940-х годов компания обладала четырьмя фабриками и исследовательской лабораторией в Японии. Вслед за первым иностранным предствительством, открытым в Бразилии в 1955 году, появились офисы в США (1958 г.) и Европе (1964).
Начиная с 1960 года, когда Fujifilm начала активные экспортные операции, компания является одной из лидирующих в Японии компаний, поставляющих продукцию за границу. Кроме того, что компания Fujifilm имела собственную сеть маркетинговых предприятий по всему миру, она в числе первых среди японских компаний организовала производство своей продукции не в Японии, которое началось с открытия завода цветной фотобумаги в Бразилии в 1974 году.
Fuji продолжала расширять спектр выпускаемой продукции, наладив производство магнитной пленки в 1960 году. Спустя два года, была сформирована компания Fuji Xerox, японское совместное с Rank Xerox предприятие, которое занималось продажей копировальной техники. Fuji производила также фотопленку для США, которая продавалась там и под другими торговыми марками до 1972 года. С этого времени Fuji стала активно раскручивать свою собственную торговую марку.
Р’ начале 1980-С… РіРѕРґРѕРІ Fuji направила силы СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… Рё иностранных специалистов РЅР° разработку Рё реализацию совместными усилиями производственных мощностей Р·Р° границей, которые Р±С‹ привели РІ соответствие использование уникальных технологий СЃ местными условиями. Рти усилия позволили значительно расширить Рё укрепить всемирную производственную, маркетинговую Рё сервисную сеть Fuji.
В 1980 году вице-президент по международному маркетингу Минору Ониши стал самым младшим президентом в истории компании в возрасте 55 лет. С целью уменьшения зависимости от объемов продаж пленки в Японии он увеличил продажи в США. Ключевым моментом стало спонсирование Олимпиады в 1984 году, после того, как Kodak отказался от него. Кроме того, Ониши вложил деньги в производство видеопленки, флоппи-дисков и медицинского диагностического оборудования. Fuji представила Fujicolor Quicksnap, первый в мире 35-мм одноразовый фотоаппарат, в 1986 году. Двумя годами позже с выпуска этой камеры началось производство продукции в Южной Каролине, США.
В 1990 году была открыта дочерняя компания Fujifilm Microdevices с целью производства полупроводников, используемых в области обработки изображений. В 1992 году специалисты Fuji разработали прототип искусственного "глаза", который может использоваться при разработке эффективных "глаз" для роботов. Годом позже разработана система печати Pictrostat, которая производит за одну минуту цветную фотографию со слайда, фотографии или объекта съемки.
Р’ 1994 РіРѕРґСѓ Fuji была вынуждена поднять цены РЅР° СЃРІРѕСЋ продукцию РІ РЎРЁРђ, после того как Kodak РѕР±РІРёРЅРёР» компанию РІ незаконном демпинге цен РЅР° фотобумагу, экспортируемую РІ РЎРЁРђ. Однако Fuji обошла эту проблему РІ 1995 РіРѕРґСѓ, наладив производство фотобумаги РЅР° СЃРІРѕРёС… мощностях РІ Южной Каролине. Р’ тот РіРѕРґ Kodak настаивал РЅР° экономических санкциях против Fuji Рё РЇРїРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ правительства, утвеждая, что правительство поощряет использование компанией Fuji системы эксклюзивных контрактов СЃ целью контроля дистрибуции фотопленки, тем самым РЅРµ допуская Kodak Рє продажам своей фотопленки РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… магазинах. (Рто дело было отклонено Всемирной РўРѕСЂРіРѕРІРѕР№ Организацией РІ 1997 РіРѕРґСѓ.)
В 1996 году в Гонконге была открыта компания Hong Kong Fuji Photo Logistics Limited, основными задачами которой стало расширение возможностей Fuji в области поставки и дистрибуции продукции за гарницей. Годом позже компания открыла Fujifilm Software (California) Inc., как базовое предприятие по разработке программного обеспечения в США. В настоящее время в Fujifilm Group входят промышленные, маркетинговые, софтверные, дистрибуторские и финансовые компании, расположенные более чем в 20 странах.
Фирма представила систему APS (разработанную совместно СЃ Kodak Рё еще тремя компаниями) РІ 1996 РіРѕРґСѓ. Рта система объединяет традиционную фотографию СЃ цифровыми технологиями обработки изображений Рё фотопечати. Р’ том Р¶Рµ РіРѕРґСѓ Fuji приобрела шесть оптовых предприятий Сѓ Wal-Mart (крупнейшее предприятие РїРѕ предоставлению фотоуслуг) Рё выиграла тендер РЅР° поставку продукции Рё расходных материалов РІРѕ РІСЃРµ фотолаборатории этой фирмы.
В 1997 году фирма снизила цены на пленку в США и начала ее производство в Южной Каролине. В 1999 году Fuji представила высококачественный матричный сенсор для цифровых фотоаппаратов (Super CCD) и фотоаппарат моментальной съемки Instax. В начале 2000 года совместно с Sony фирма разработала HiFD - флоппи диск с емкостью, превышающей традиционную в 140 раз. Чуть позже Fuji заявила о намерениях разработки эффективных недорогих струйных принтеров в сотрудничестве с Xerox и Sharp. В 2000 году президентом корпорации стал Шигетака Комори.
Уделяя большое внимание пониманию региональных особенностей и уважая местную культуру и приспосабливаясь к ней, Fujifilm очень высоко оценивает достижения по локализации и необходимость вложений в общество, в котором она работает. Компания рассматривает глобализацию и локализацию как два важнейших элемента своей бизнес-стратегии.
Всем известно высочайшая надежность любой японской техники, и производители минифотолабораторий тому подтверждение.
До сих пор во многих странах мира работают машины FUJI, выпущенные более 20 лет назад, причем многие из них уже много лет не вызывали инженера по ремонту, т.к. вполне достаточно регулярного техобслуживания своими силами.
Покупая лабораторию, вы должны быть уверены в будущем фирмы-производителя, т.к. рано или поздно возникнет потребность в запасных частях, а спустя несколько лет вы захотите продать аппарат за приличные деньги и приобрести новую модель для удовлетворения растущих потребностей клиентов в новых услугах. Минилабы известных японских фирм, в особенности FUJI, даже спустя много лет после снятия с производства высоко ценятся и хорошо продаются.
Безусловно, в условиях динамично изменяющегося рынка фотоуслуг в лучшем положении оказываются обладатели оборудования тех японских корпораций, производство которых менее чувствительно к колебаниям рынка, т.к. широкая диверсификация производства, охват нескольких рынков - от химикатов и фотобумаги, до медицинского оборудования и элементов питания, магнитных носителей, придает устойчивость производителю, а владельцам оборудования - уверенности в будущем своего бизнеса.
РР· трех СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… фирм-лидеров РІ производстве минилабораторий именно FUJIFILM РІ полной мере соответствует этим критериям, С‚.Рє. Noritsu, производящая оборудование, которое достойно сравнения СЃ FUJI РїРѕ качеству Рё функциональности, сильно зависит РѕС‚ конъюнктуры рынка минилабов (фирма РЅРµ занимается производством фотоматериалов).
Р’ производстве цифровых минилабораторий FUJIFILM первой сделала ставку РЅР° лазерный принцип формирования изображения. Давно известная технология С‚.РЅ. трехлампового аддитивного синтеза цвета, предусматривающая экспозицию фотобумаги источниками красного, синего Рё зеленого света, которая РІ оптических машинах уступила место конструкции СЃ РѕРґРЅРѕР№ лампой Рё вращающимся РґРёСЃРєРѕРј цветных фильтров,была РІРЅРѕРІСЊ востребована Рё реализована РЅР° РЅРѕРІРѕРј технологическом СѓСЂРѕРІРЅРµ. Проблема поддержания одинакового светопотока 3 источников света ,актуальная для ламп накаливания, была решена применением лазеров, обладающих высочайшей стабильностью Рё СѓР·РєРёРј спектром излучения. Рто сделало возможным создание машин, сочетающих ранее несовместимые характеристики - высокую скорость экспозиции Рё яркость красок, характерную для машин СЃ аддитивным синтезом цвета.
Начиная с первой модели цифровой лаборатории FUJIFILM использует в экспозиционном блоке полупроводниковые лазеры, и сегодня лазерной технологией постепенно обзаводятся и конкурирующие фирмы, ранее продвигавшие на рынок минилаборатории на базе других технологий (MLVA и т.д.),а FUJIFILM тем временем производит все новые и новые модели, двигаясь на шаг
Начиная СЃ 1970 РіРѕРґР° началось серийное производство оборудования для РїСЂРѕСЏРІРєРё Рё печати 35-РјРј пленок. Рту технику сложно было назвать минилабами РІ нынешнем понимании, Рё устанавливались РѕРЅРё РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РЅР° крупных фотопредприятиях,РЅРѕ именно СЃ РёС… появлением миллионы фотолюбителей освободились РѕС‚ утомительного приготовления С…РёРјРёРё, увеличителей Рё С‚.Рґ. Фотография становилась доступной для всех.Такие модели, как 3C350,5C353,11C450,стали РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ парка оборудования фабрик фотопечати РІ РЇРїРѕРЅРёРё.Появление доступного фотосервиса дало толчок производству широкого ассортимента цветных негативных пленок Рё фотоаппаратов, рассчитанных РЅР° любителей, РЅРµ обладающих серьезными навыками съемки. FUJIFILM Рё РІ области производства фотоматериалов стабильно занимала лидирующие позиции, постепенно Рє восьмидесятым годам выходя Р·Р° пределы СЏРїРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ рынка Рё размещая производственные мощности РІ РЎРЁРђ Рё РґСЂСѓРіРёС… странах.
Первые проявочные и печатные машины отдаленно напоминают современные минилабы. Одновременно с развитием фотофабрик рос интерес предпринимателей к новому бизнесу,тем временем специалисты FUJIFILM разрабатавали новые лаборатории, постепенно приближаясь к современной концепции минилаба как оборудования небольших габаритов,пригодного для установки в фотомагазине.
РЈР¶Рµ РІ те РіРѕРґС‹ изучался РІРѕРїСЂРѕСЃ учета РІ сети минилабораторий, состоящей РёР· нескольких машин, были созданы первые прототипы системы контроля FUJITECOM,позволяющей вести учет РЅР° удаленных машинах.Р’ программном обеспечении некоторых машин РјРѕР¶РЅРѕ обнаружить возможность ее применения, Р° также средства для анализа пленочных контрольных стрипов СЃ помощью экспозиционной лампы принтера. Рў.Рµ. проявленный пленочный стрип накладывали РЅР° специальную маску,затем вставляли РІ нег.рамку Рё делали измерения. Рто было актуально для лабораторий, которые РЅРµ могли себе позволить РїРѕРєСѓРїРєСѓ отдельного денситометра X-Rite. РќР° некоторых машинах РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ использование РЅР° выбор – карты памяти LSI или FUJITECOM, С‚.Рє. используется РѕРґРёРЅ Рё тот Р¶Рµ последовательный РїРѕСЂС‚). Подобные режимы РјРѕР¶РЅРѕ обнаружить РЅР° принтерах PP-400 Рё некоторых РґСЂСѓРіРёС….
В процессе освоения нового рынка в период до начала 80 х годов производились такие аппараты, как фильм-процессоры FNCP300, FNCP600,FNCP900, принтеры FAP-3500, FAP-4000,FAP-7000,FAP-15K и много других,подробное описание которых вряд ли будет вам интересно,поэтому перейдем сразу к первой минилаборатории,предназначенной для открытия розничного фотобизнеса – FUJI Minilab 27\28.
Названия первых лабораторий содержали в себе данные о времени обработки заказа - от зарядки в проявочную машину до получения первого отпечатка. Например, Minilab-28 позволяла обработать пленку и получить первые отпечатки примерно за полчаса. В дальнейшем, появление серии Minilab-23, которая комплектовалась фильм-процессором FP-350, работавшим по процессу CN-16Q, дало название ряду химикатов для этих машин. Т.к. процесс CN-16Q отличался от классического C-41 и C-41RA, то во избежании путаницы многие производители химикатов для проявки пленки начали включать в название отбелки и фиксажа цифру 23. Т.е. химикаты, содержащие в своем названии аббревиатуру Bleach23 или Fixer23 явно были предназначены для применения в фильм-процессорах FUJI FP-350,351,230,550,900.
Массовые продажи серии Minilab-27\28 начались в 1982 г.,но даже сегодня можно кое-где увидеть фильм-процессоры FP-500, собранные еще на транзисторах и реле, которые более всего дают представление о первых серийных лабораториях.
В течение десятилетия минилаборатории прошли длинный путь эволюции , избавились от необходимости подключения к проточной воде, уменьшились энергопотребление и габариты, и к началу 90х годов появились компактные модели,популярные до сих пор во многих странах мира.
Р’ конце 80С… РіРѕРґРѕРІ первые минилабы FUJI FILM появились Рё РІ Р РѕСЃСЃРёРё .Рто были поставлявшиеся фирмой MARUBENI(MPMS) лаборатории FUJI Minilab 23S СЃ принтером Р Р -600 (1985Рі.), Рё FUJI Minilab 23M СЃ принтером Р Р -1100,работавшие РЅР° химическом процессе EP-2 (CP-25Q), Р° также фильм-процессоры FP-350.
Спустя пару лет эти машины сменили новые модели FUJI Minilab 23MII с принтером РР-1101 , и FUJI Minilab 23LII с принтером РР-2000, (процесс EP-2 (CP-25Q)). По сути изменилсь система разметки и резки бумажной ленты на отдельные фото,была повышена надежность работы этого узла, а РР-2000 оснастили более мощной лампой (650 Вт).На многих РР1101\РР2000 (не на всех) появилась возможность простого изменения ширины направляющих для бумаги,вплоть до 152мм,и печати формата 15х21 .
Работая круглосуточно РІ течение РјРЅРѕРіРёС… лет, эти машины показали себя СЃ наилучшей стороны. Даже аппараты, имеющие немыслимый РЅР° сегодня “пробег “, после переделки РЅР° современный процесс RA-4 продолжали РјРЅРѕРіРѕ лет работать РІ различных городах Р РѕСЃСЃРёРё Рё РЎРќР“ . В РІ 1989 РіРѕРґСѓ был выпущен С…РёС‚ продаж 90С… - минилаборатория FUJI FA-Compact. Первые модели печатного принтера (Р Р -400)производились около 2 лет Рё были модернизированы,РІ результате появился универсальный принтер Р Р -401\PP-540.Рмея минимальные различия, PP-401\540 состоят РЅР° 95 % РёР· одинаковых комплектующих Рё различаются только производительностью. Модель оказалась настолько востребованной рынком,что производилась более 10 лет.
с 1991г. устаревшую серию Minilab-23 сменила унифицированная линейка машин, работающих по процессу RA-4: FA-140(принтер PP-1040),FA-170(принтер PP–1800),FA-190 (принтер PP-2600), которые обладали хорошей производительностью , пользовались большим спросом и производились до 1993 - 1995 годов. Отличаясь высокой производительностью, они оказались очень кстати в период бурного роста фоторынка, и в массовом количестве завозились б\у начиная с 1995 года.
В 1991 - 1992 гг. на мировой рынок вышли первые лаборатории с монитором - SFA-250 (принтер PP- 1250V ) SFA-270 (принтер PP-1820V ) , SFA-290 (принтер PP- 3000 ), в небольшом количестве они появились и в России, но в те годы даже в Москве лишь немногие фотолюбители могли себе позволить печать и проявку на современных фотоматериалах, и даже Фуджи Компакт вполне справлялись с работой в фотолабораториях, расположенных в наиболее людных местах города.
В 1993-1994 в России резко возросли продажи фотооборудования , причем большей частью в регионы. Например, приезжая в крупнейшие города России летом 1994 и осенью того же года,я обнаруживал рост числа лабораторий в несколько раз. Окупаемость минилабов составляла считанные месяцы, загрузка 24 часа в сутки была гарантирована при минимальных усилиях в области маркетинга новой услуги.В основном продавались Компакты,их доля составляла более 90 процентов продаж.
1994 – 1995 гг - появилась первая компактная лаборатория с ЖК- монитором, SFA-232 (принтер РР-720W), был изменен модельный ряд FA-Compact - на смену РР-540 пришел РР-541, РР-401 также претерпел изменения (узнать модифицированные машины РР-401 можно по кнопке зарядки бумаги , она оборудована защелкой, как у РР-541 и по насосам пополнения IWAKI,установленным вместо старых насосов мембранного типа).У негативной рамки появилась возможность печати панорамных кадров, размер отпечатка был увеличен с 220мм до 260мм. По этим же признакам можно отличить PP-540 последнего выпуска (1994)г.
в 1994 г. на смену снятым с производства SFA-250 \270\290 пришли SFA-255 \275\295.Модернизация была минимальной и по существу коснулась негативной рамки , в которой появилась возможность печати панорамных кадров.
В течение 1995-1996 гг. было выпущено ограниченное количество SFA-257 \277, которые так и не стали массовыми моделями.В связи с появлением системы APS - нового стандарта пленки, они были доработаны, оснащены индекс-принтером и стали широко известны под марками SFA-258 \ 278\ 298
Начиная с 1996 года почти все принтеры были модернизированы в связи с появлением системы APS - нового стандарта пленки, так и не получившей распространения в России.Появились дополнительные негативные рамки и индекс-принтеры.
SFA-255\257\275\277\295 были сняты с производства в 1996-1997 гг. и заменены на SFA-258\278\298,которые имеют значительно модернизированную плату обработки видеоизображения,индекс-принтер,улучшена и система загрузки с дискет.Впрочем, 257\277 машины уже оснащены практически всеми электронными новинками, характерными для 258\278 серии.
Рзменения произошли Рё РІ классе малогабаритных машин. SFA-232 (принтер Р Р -720W) были заменены РЅР° SFA –238 (PP-728),появилась возможность приобретения SFA-238 РІ разной комплектации – СЃ LCD или CRT монитором , СЃ индекс-принтером или без.
Модельный ряд SFA-238 \258 \ 278\ 298 производился примерно до 2003 года.
На рынках некоторых стран в эти годы появились модернизированные варианты SFA-255\275\295, которые не требовали ежедневной загрузки с дискеты, имели индекс-принтер и новую негативную рамку.
1996 г. - создан прототип серии FRONTIER - комплект SP-1000 \ LP-1000 – первая лазерная цифровая лаборатория на базе SFA-258. С самого начала лаборатории FUJIFILM используют в экспозиционном блоке полупроводниковые лазеры.В сравнении с другими системами добиться стабильной работы 3 лазеров проще, чем нескольких тысяч элементов (или даже сотен тысяч - для лабораторий на основе ЖК-матриц). Конечно, на сегодня лазерные блоки стоят недешево,но в случае неисправности их можно отремонтировать на заводе-изготовителе за разумные деньги.
Безусловно, окончательные выводы о надежности современных цифровых лабораторий можно будет сделать только спустя несколько лет эксплуатации,но лазерной технологией постепенно обзаводятся и конкурирующие фирмы, ранее продвигавшие на рынок минилаборатории на базе других технологий (MLVA и т.д.),а FUJIFILM тем временем выпускает все новые и новые модели, двигаясь на шаг впереди в совершенствовании этой наиболее совершенной технологии.
Р’ 1998 была представлена последняя РЅРѕРІРёРЅРєР° РІ области оптической печати - это SFA –248 (принтеры PP-1058 Рё PP-1060 ) – гибридная лаборатория, которая РІ зависимости РѕС‚ индекса модели или является оптической без индекс-принтера Рё возможностей APS (PP-1058V), или оборудована этими устройствами (PP-1058A), или (PP-1058D ) имеет встроенный цифровой блок РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ РЛТ – трубки. Машина является РіРёР±СЂРёРґРЅРѕР№, С‚.Рµ. печать пленок осуществляется без использования цифрового блока, РїСЂРё этом РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР·РЅРѕСЃР° экспозиционного блока. РџРѕ замыслу производителя, эта модель вместе СЃ SFA-238 должна была удовлетворить значительный СЃРїСЂРѕСЃ РЅР° оптические лаборатории РІ РіРѕРґС‹ постепенного развития рынка цифровой печати.
Полиграфия
Выставка IPEX 2002 традиционно прошла в апреле в огромном выставочном центре г. Бирмингем (Англия). В соответствии с объявленной концепцией обеспечить потребителям полную свободу выбора оборудования и материалов на основе первоклассных технологий, корпорация FujiFilm представила на выставке широкий спектр оборудования, программного обеспечения и материалов для допечатных процессов.
Центром экспозиции на стенде FujiFilm были системы СТРи CTF. Демонстрировалось оборудование, которое было освоено в серийном производстве после выставки Drupa 2000, ныне ставшее популярным у потребителей, в том числе у российских.
Были также показаны новые СТРс лазерными диодами, излучающими в фиолетовой области спектра, готовящиеся к серийному производству. Важно подчеркнуть, что поддержка разных технологий и увязка оборудования, программного обеспечения и материалов в единое целое позволяет предприятиям свободно выбирать оптимизированные интегрированные решения от FujiFilm.
Далеко РЅРµ РІСЃРµ предприятия готовы Рє полному переходу РЅР° технологию СЃ применением РІ допечатном производстве только РЎРўР . Рксперты предсказывают, что CTF еще долго Р±СѓРґСѓС‚ востребованы РІ больших количествах. Поэтому РЅР° выставке наряду СЃ новейшими СТРдемонстрировались системы фотовывода. Cистемы фотовывода Luxel F-9000 Рё Luxel F - 6000 РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ описаны ранее РІ РјРѕРёС… статьях. Поэтому здесь лишь отмечу, что это самые быстрые машины форматов Р’1+ Рё Р’2+ РІ СЃРІРѕРёС… классах. РћРЅРё успешно работают РІ СЂСЏРґРµ предприятий Р РѕСЃСЃРёРё. РС… отличительной особенностью является многолучевая запись РЅР° внутреннюю поверхность цилиндра. Рта патентованная технология удостоена награды всемирно известной американской ассоциации GATF, как новейшая, проверенная РІ промышленности Рё оказавшая существенное влияние РЅР° развитие полиграфической отрасли. Отличие ее РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… РІ том, что однолазерная модель легко модифицируется РґРѕ двухлазерной или трехлазерной, резко увеличивая производительность устройства РїСЂРё незначительных дополнительных затратах.
Многолучевая запись на внутреннюю поверхность цилиндра применяется также в СТРсистемах FujiFilm, в которых используются формные пластины с фотополимерным светочувствительным слоем, что делает эти системы также непревзойденными по производительности. СТРсистемы FujiFilm позиционированы для изготовления высококачественных печатных форм для коммерческой печати.
На IPEX 2002 демонстрировалась система Luxel P-9600CTP, которая выпускается серийно.
Рто полностью автоматизированная система формата Р’1+ (1130С…930 РјРј максималный Рё 500С…400 РјРј минимальный формат), обеспечивающая РІ стандартной комплектации изготовление 15 форм максимального формата РІ час РїСЂРё однолучевой записи Рё 27 РїСЂРё двухлучевой записи РїСЂРё разрешении 2400dpi. FujiFilm специально разработала формные пластины Brillia LP-N3 СЃ фотополимерным чувствительным слоем РЅР° алюминиевой РѕСЃРЅРѕРІРµ, которые поддерживают линиатуру растра 200 lpi (2-98%) РІ стандартном режиме растрирования Рё имеют высокую тиражеустойчивость: 200000 без дополнительного РѕР±Р¶РёРіР°, 1000000 СЃ РѕР±Р¶РёРіРѕРј Рё 100000 РїСЂРё печати красками СЃ ультрафиолетовым отверждением.
Большой интерес вызвало сообщение Рѕ том, что отныне для РЎРўР FujiFilm будет предлагаться опция Co-Res SCREENING, которая РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ оригинального алгоритма растрирования позволяет реализовывать РїСЂРё относительно РЅРёР·РєРѕРј разрешении записи высокие линиатуры растра. РџСЂРё разрешении записи 1219 dpi РјРѕР¶РЅРѕ работать СЃ линиатурой растра 175 lpi, Р° РїСЂРё 2400 dpi СЃ линиатурой 300 lpi РЅР° тех Р¶Рµ формных пластинах. Рто позволит изготавливать РЅР° Luxel P-9600 CTP 43 формы формата Р’1 РІ час РїСЂРё линиатуре растра 175 lpi. Процесс Co-Res SCREENING РЅРµ требует специальной калибровки CTP или регулировки печатной машины. Образцы представленных РЅР° выставке печатных оттисков демонстровали очень высокое качество этого новшества.
Стенд РЅР° выставке IPEX 2002 стал местом, РіРґРµ FujiFilm впервые демонстрировала системы РЎРўР СЃ записью фиолетовым лучом, которые РІ настоящее время находятся РІ стадии освоения серийного производства. Рзлучаемая лазерными диодами мощность РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ 30 РјР’С‚ позволяет вести запись СЃ высокой скоростью РЅР° слое, чувствительность которого совпадает СЃРѕ спектром излучения РґРёРѕРґР° (405 РЅРј). Новые формные пластины FujiFilm Brillia LP-NV РїРѕ характеристикам аналогичны Brillia LP-N3, РЅРѕ отличаются спектральной чувствительностью. Демонстрировалось несколько модификаций, удовлетворяющих разным требованиям потребителей. Рто Luxel V-9600 CTP, Luxel Vx-9600 CTP Рё Luxel Vx-6000 CTP.
Luxel V-9600 CTP и Luxel Vx-9600 CTP позиционированы для изготовления печатных форм практически для всех печатных машин форматов В1 и В2. Максимальный формат формных пластин 1160х960 мм, минимальный 500х400 мм. Luxel V-9600 CTP является полностью автоматической системой, начиная от загрузки пластин и кончая их обработкой в процессоре. Luxel Vx-9600 CTP в минимальной конфигурации представляет собой компактный экспонирующий модуль с ручной загрузкой пластин, который может модернизироваться путем подсоединения в линию процессора и автоподатчика пластин. Модуль с ручной загрузкой целесообразно применять, если не требуется максимальная производительность. При желтом освещении нет опасности засветки пластин, так что условия для ручной зарядки комфортные. Производительность этих систем в автоматической конфигурации составляет 19 форм максимального формата в час при записи одним лазером и 32 формы в час при записи двумя лазерами при разрешении 2400 dpi.
Luxel Vx-6000 СТРимеет максимальный формат пластин 762х675 мм, минимальный 340х317 мм. Luxel Vx-6000 CTP изготавливает 23 формы максимального формата в час при записи одним лазером и 37 форм в час при записи двумя лазерами при разрешении 2400 dpi.
Демонстрировались также системы СЃ записью РЅР° термальные пластины: Рў-9000 РЎРўР (форматВ1+) Рё Рў-6000 РЎРўР (формат Р’2+). Запись РІ РЅРёС… осуществляется линейкой ифракрасных лазерных РґРёРѕРґРѕРІ РЅР° поверхность вращающегося цилиндра. Рти системы медленнее описанных выше.
РЎРѕ времением, естественно, совершенствуются программные средства управления рабочими потоками (workflow). FujiFilm показала новые версии Celebrant Extreme 5.2 Рё Valiano Rampage 9.0. Новая версия Celebrant Extreme может поддерживать одновременно несколько Р РРџРѕРІ Рё устройств вывода FujiFilm Рё РІ то Р¶Рµ время работать совместно СЃ системами РґСЂСѓРіРёС… производителей посредством импорта Рё экспорта растрированных однобитных TIFF-файлов. РЎ клиентских станций РјРѕР¶РЅРѕ через рабочие задания (JDF job tickets) управлять прохождением работ.
Р’ Celebrant Extreme встроен модуль Enfocus Pitstop — очень простая РІ применении технология РІС…РѕРґРЅРѕРіРѕ контроля файлов. Модуль Primer осуществляет проверку файлов, встраивание шрифтов, установки треппинга Рё преобразование цвета, Р° Normaliser создает оптимизированные для печати PDF-файлы. Primer может экспортировать установки Акробата Рё профиль Pitstop`Р°. Рто дает возможность перенести проверки Рё оптимизацию для печати РЅР° станцию подготовки публикации, тем самым снижая СЂРёСЃРє ошибок Рё СѓСЃРєРѕСЂСЏСЏ прохождение задания через RIP. Celebrant Extreme позволяет перерабатывать издание пополосно Рё осуществлять СЃРїСѓСЃРє после рипования, что положительно влияет РЅР° организацию работы Рё дает возможность быстро заменять отдельные полосы РІ СЃРїСѓСЃРєРµ. Система управления цветом РЅРµ только позволяет преобразовать информацию РІ соответствии СЃ профилями печати или РїСЂРѕР±С‹, РЅРѕ Рё исправить ошибки, такие как включение РІ публикацию одновременно изображений РІ RGB Рё CMYK моделях. Важным элементом Celebrant Extreme является архиватор, позволяющий архивировать работы Р·Р° выбираемый администратором период. Вместе СЃ работами сохраняется РІСЃСЏ информация Рѕ РЅРёС…. Celebrant Extreme имеет модульное построение, потребитель может выбрать оптимальный вариант.
Valiano Rampage 9.0 аналогичен по основным характеристикам Celebrant Extreme. Следует отметить также, что на стенде демонстрировался пакет Valiano Buiseness Management System (VMBS), который предназначен для мониторинга прохождения работ в потоке и оценки эффективности производственного процесса.
В потоке с прямым выходом на печатные формы и в условиях, когда издание делается в распределенной системе, важно вовремя получать твердые копии предназначенного к выводу материала, достоверно отображающие то, что будет получено в печати. FujiFilm демонстрировала серийное цветопробное устройство Luxel Final Proof 5600, позволяюшее получать пробные оттиски формата В2 в системе CMYK на тиражной бумаге, полностью эквивалентные печати вплоть до совпадения растровых структур.
В то же время несколько меняются акценты в подходе к цветопробе. Точного совпадения цвета на оттиске и пробе теперь несложно добиться, используя соответствующие цветовые профили, и для промежуточных проб можно применять, например, цветопробное устройство Fujifilm Pictro Proof, которое выдает пробу А3 всего за полторы минуты. Для цветопробы можно использовать широкоформатные профессиональные принтеры Epson или НР. На таких пробах можно оценить все параметры, включая треппинг, шрифты и т.д. В Celebrant Extreme предусмотрена возможность печатать пробы как на промежуточных этапах, так и собирать цветную пробу из растрированных спусков.
На стенде можно было постоянно видеть посетителей, интересующихся профессиональными сканерами FujiFilm Lanovia Quattro и FineScan 2750. Серийный выпуск этих сканеров начался в 2001 году, и в том же году они были отмечены рядом престижных наград от периодических изданий.
Рто сканеры среднего Рё РЅРёР·РєРѕРіРѕ ценового диапазона СЃ впечатляющими характеристиками: формат Рђ3+/Рђ3+; максимальное оптическое разрешение соответственно 5000/2743 dpi РІ любом месте рабочего поля (технология РҐРЈ); диапазон оптических плотностей 3,9/3,7 D. Специально разработанные для этих сканеров CCD-линейки обеспечивают очень чистый сигнал РІ тенях изображения. Линейка РІ Quattro, РєСЂРѕРјРµ того, имеет четвертый канал специально для сканирования штриховых оригиналов Рё растрированных фотоформ СЃ оптическим разрешением 1200 dpi РЅР° полном формате.
Lanovia Quattro позволяет сканировать за один час 44, а FineScan 2750 – 15 оригиналов 6х7 см при конечном разрешении 350 dpi и увеличении 400%. На выставке демонстрировалась модификация FineScan 2750 XL c производительностью 30 оригиналов в час. FineScan 2750 может быть модернизирован до FineScan 2750 XL.
Сканеры поставляются с программным пакетом ColourKit. В этом пакете используются профили ICC для автоматического управления цветопередачей по всей цепочке от сканера до печатной машины. ColourKit дополнительно предоставляет возможности эффективного редактирования изображениий и самих ICC профилей. Высокая общая производительность поддерживается возможностью одновременного сканирования, программирования следующих заданий, редактирования сканированных изображений и управления очередью. Впервые был показан вариант ColourKit для РС, что несомненно делает указанные сканеры еще более привлекательными для российских предприятий.
FujiFilm в очередной раз продемонстрировала на выставке приверженность стратегическим принципам, объявленным при вступлении в 21 век:  развитие прогрессивных технологий, основанных на технических решениях FujiFilm,
предоставление первоклассных решений, оптимизированных в соответствии с требованиями потребителей,
партнерство с клиентами — гарантированная поддержка.
Полиграфические материалы FUJIFILM
С появлением официального представителя Fujifilm в России стали доступны офсетные пластины и фототехнические пленки этой фирмы. Все эти материалы предназначены для производства полиграфической продукции высшего качества. Автору хотелось бы остановиться подробнее на особенностях материалов фирмы Fuji.
Наверное, нет сегодня человека, которому не была бы известна фирма FUJI
Рзвестность РІ первую очередь, конечно, определяется присутствием Fujifilm РЅР° рынке профессиональных Рё любительских фотопленок Рё фотокамер. РќРѕ, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, намного меньше людей знают, что Fujifilm является РѕРґРЅРёРј РёР· крупнейших производителей расходных материалов для полиграфии. РћР±РѕСЂРѕС‚ фирмы РІ 1997 РіРѕРґСѓ составил более 10 млрд. долларов, РїСЂРё этом РЅР° продажи цветной фотопленки Рё фотокамер приходится около 35 процентов оборота, РІ то время, как РѕР±РѕСЂРѕС‚ подразделения Information Systems, включающий продажи расходных материалов Рё допечатного оборудования, составил более 40 процентов.
Концепция фирмы Fuji определяется двумя словами: Imaging & Information. Более 600 миллионов долларов в год компания вкладывает в исследовательские работы. В новом исследовательском центре Fujifilm Electronic Imaging (FFEI) в Англии ведутся работы над интеграцией технологий производства пленок различного типа с передовыми технологиями электронной обработки изображений.
Политика фирмы Fuji РЅР° новых рынках заключается РІ том, что РїРѕРєР° нет официального представителя Fuji РЅР° данном рынке, поставка оборудования Рё материалов туда запрещается. Рзвестные полиграфистам СЃРѕ стажем "легенды" Рѕ высоком качестве форм Fuji РІРѕСЃС…РѕРґСЏС‚ еще Рє cоветскому периоду развития нашей полиграфии. Офсетные пластины Fuji приобретались крупнейшими советскими типографиями РїСЂРё заключении контрактов РЅР° поставку оборудования РёР· РЇРїРѕРЅРёРё. Рти формы затем, хранились РІ запасах Рё использовались только для самых ответственных работ.
Фототехнические пленки четвертого поколения
Обычные пленки благодаря их характеристикам обеспечивают воспроизведение растровых точек с некоторой неравномерностью (твердостью). Неравномерность точки изменяется в зависимости от оптической плотности получаемых пленок (уровня экспозиции в ФНА). Например, если Ваш ФНА настроен и линеаризован под плотность 3.5D, а пришедший клиент просит вывести пленки с плотностью 4.0D, то необходимо, по-хорошему, не только увеличить уровень экспозиции, но и про вести линеаризацию заново.
Неравномерность точки требует при контактном копировании тщательного подбора экспозиции для точной передачи полутонов. Обычно выполняемый подбор экспозиции с помощью многопольной шкалы, не учитывая неравномерность точки, дает лишь некоторое условное значение, поэтому для точного подбора экспозиции необходим денситометрический контроль полученных с тестовой формы отпечатков. Еще больше проблем возникает при использовании стохастического (частотно-модулированного) растрирования. Хорошие растровые процессоры (RIP) имеют специальную процедуру для двухэтапной линеаризации ФНА.
Сегодня Fuji представляет пленки четвертого поколения HQ Series. Главное отличие этих пленок - очень "твердая" точка, практически вне зависимости от типа лазера.
Пленки обеспечивают высокую четкость воспроизведения, большие значения максимальной оптической плотности, облегчают процесс линеаризации ФНА и выбора экспозиции для контактного копирования как для регулярного, так и для стохастического растрирования.
Офсетные пластины фирмы Fuji используются как в Японии, так и во всем мире и имеют репутацию самых высококачественных. Технология многоуровневого зернения и специальное покрытие формы обеспечивают самую высокую производительность и качество печати.
Для Европы формы производятся на крупнейшем в мире заводе в голландском городе Тилбург. Все этапы, начиная с загрузки рулонов алюминиевой фольги и заканчивая упаковкой и складированием готовых форм, полностью автоматизированы. Самое большое внимание на заводе уделяется контролю качества форм. Высочайший уровень технологии, сквозной компьютерный и выборочный визуальный контроль, - все это и позволяет производить, вероятно, самые лучшие офсетные пластины.
Фирма Fuji предлагает различные типы как позитивных, так и негативных пластин. Позитивные офсетные пластины, использующие технологию Multigrain, обеспечивают точное воспроизведение полутонов при использовании как регулярного, так и стохастического растрирования при широком диапазоне баланса краска-вода. Специальное матовое покрытие поверхности формы обеспечивает быстрое достижение вакуума при контактном копировании.
Для российского рынка, на котором сегодня преобладают малотиражные полноцветные работы, интересными могут стать позитивные формы VPP-E с тиражестойкостью 20-30 тыс. оттисков. Они в среднем на 10 процентов дешевле, чем "стандартные" VPS-E с тиражестойкостью 100 тыс. Более дорогие формы VPD-E выдерживают до 200 тыс. оттисков. Все типы форм могут быть подвергнуты термической обработке, в результате которой тиражестойкость возрастает в два раза. Кроме позитивных офсетных пластин на российском рынке будут также предлагаться односторонние и двусторонние негативные пластины с различной тиражестойкостью.
MULTIGRAIN - технология, которая обеспечивает качество
Рзвестно, что микроструктура РѕСЃРЅРѕРІС‹ монометаллических офсетных пластин определяет качество формы. Р’ исследовательском центре фирмы Fuji были проведены эксперименты РїРѕ влиянию различных типов зернения РЅР° такие характеристики форм, как поведение РїСЂРё печати, тиражестойкость, воспроизведение полутонов Рё простота производства форм. Рксперименты показали, что РЅРё РѕРґРёРЅ "простой" метод зернения РЅРµ обеспечивает РІ полной мере всех потребностей РїСЂРё печати разнообразной полиграфической продукции.
В результате исследований была разработана комбинированная технология зернения Multigrain, использующая и механическое, и химическое, и электролитическое зернение. Крупное зернение обеспечивает качественное воспроизведение полутонов и отличное восприятие воды, среднее отвечает за тиражестойкость получаемых форм, а баланс краска-вода и износоустойчивость поверхности формы достигаются благодаря мелкому зернению. Получающаяся в результате микроструктура и обеспечивает высочайшее качество и удобство использования офсетных пластин Fuji.
FUJI Рё CROSFIELD
Еще один факт связан с именем английской фирмы Crosfield - известнейшего производителя допечатных систем класса HiEnd. В 1989 году находившаяся не в лучшем финансовом положении фирма Crosfield была приобретена компанией DuPont Fujifilm Electronic Imaging Limited (DFEI) - дочерним предприятием DuPont и Fujifilm. В 1997 году в рамках "большой реструктуризации" компания DuPont уступила свою долю в этом предприятии фирме Fujifilm. Было создано новое дочернее предприятие Fuji - Fujifilm Electronic Imaging Ltd. (FFEI), которому теперь и принадлежит фирма Crosfield.
Сканеры Celsis и фотовыводные устройства Celix поставляются теперь под маркой Fuji. Кроме того, FFEI является теперь единственным исследовательским центром Fujifilm за пределами Японии.
Производство офсетных пластин FUJIFILM
Офсет превратился РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ СЃРїРѕСЃРѕР± печати. Преимущество офсетной печати состоит РІ возможности работы РЅР° очень высоких скоростях Рё РЅР° больших форматах. Рта технология идеальна для производства больших объемов цветной продукции РїСЂРё относительно РЅРёР·РєРѕР№ себестоимости. Полиграфия значительно изменилась благодаря этому СЃРїРѕСЃРѕР±Сѓ, Р° СЃ растущими требованиями Рє качеству продукции требования Рє офсетным пластинам продолжают возрастать.
Стратегия FUJIFILM
FujiFilm крупнейший РІ РјРёСЂРµ производитель предварительно очувствленных офсетных пластин. Р’ конце 1991 РіРѕРґР° начал работать завод РїРѕ производству офсетных пластин РІ голландском РіРѕСЂРѕРґРµ Тилбург. Рто было сделано РІ соответствии СЃРѕ стратегией Fuji: снабжать РјРёСЂРѕРІРѕР№ рынок РёР· трех точек. Два РґСЂСѓРіРёС… производства расположены РІ РЇРїРѕРЅРёРё Рё РЎРЁРђ, что позволяет снабжать клиентов быстрее, обеспечивать лучший сервис Рё реагировать РЅР° требования потребителей более адекватно.
Один миллион квадратных метров
На заводе в Тилбурге, который занимает площадь 25,000 м2 , Fuji может выпускать более миллиона квадратных метров офсетных пластин в месяц, удовлетворяя потребности огромного рынка Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также Африки. Fuji через свою дистрибьюторскую сеть поставляет офсетные пластины многочисленным типографиям в этих регионах.
Специальные пластины для европейского рынка
Офсетные пластины Fuji РїСЂРёРіРѕРґРЅС‹ для печати всех РІРёРґРѕРІ продукции. Рти пластины особенно хороши РїСЂРё использовании новейших технологий, таких, как стохастическое (частотно-модулированное) растрирование Рё высоколианиатурное регулярное растрирование. Завод офсетных пластин РІ Тилбурге РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ следующую продукцию:
Позитивные офсетные пластины:
VPP-E: пластины для пробной печати, также пригодные для коротких тиражей (20 000)
VPS-E: универсальные для средних тиражей (100 000)
VPD-E: универсальные для средних и больших тиражей (200 000)
Негативные офсетные пластины:
FNS-E: универсальные для средних тиражей
FND-E: универсальные для средних и больших тиражей
Также предлагаются пластины без покрытия - FBK-E.
Пластины Fuji имеют долгий СЃСЂРѕРє хранения Рё отличаются простотой использования, чистотой воспроизведения цветов Рё стабильностью качества. Завод Fuji РІ Тилбурге разработал второе поколение позитивных офсетных пластин для Европейского рынка. РћРґРЅРёРј РёР· улучшений, РїРѕ сравнению СЃ первым поколением, является повышенный контраст получаемого РїСЂРё копировании изображения. Рто упрощает проверку пластин после копирования Рё улучшает результаты сканирования форм РІ системах предварительной настройки красочных аппаратов печатных машин.
Улучшенное воспроизведение растровых точек в пластинах VPS-E и VPD-E совместно с их стабильностью делает их исключительно пригодными при использовании технологии стохастического растрирования.
Fuji также предлагает на европейском рынке ряд специальных типов офсетных пластин, производимых в Японии:
Позитивные пластины:
VPU-E: высокотиражные, специально предназначенные для печати красками, закрепляемыми ультрафиолетовой сушкой
Негативные пластины:
FNL: специально предназначены для очень больших тиражей
FNX: специально предназначены для исключительно больших тиражей
FNCB: с двусторонним покрытием для печати коротких тиражей с обеих сторон
VNSW: для средних тиражей. Рти негативные пластины РјРѕРіСѓС‚ быть обработаны проявителем для позитивных пластин.
Специальные пластины:
LP-Y: фотополимерные пластины для прямого экспонирования в системах Computer-to-plate.


Производственный процесс - основа качества офсетных пластин
Офсетные пластины должны всегда иметь постоянно высокое качество. Fuji гарантирует требуемое высокое качество пластин, используя непрерывный производственный процесс, оснащенный самой совершенной системой контроля качества. Гарантированная стабильность пластин Fuji обеспечивает превосходные результаты печати.
Технология многоуровневого зернения MULTIGRAIN
Литографский алюминий прибывает на завод в рулонах длиной от пяти до десяти километров. Один рулон может весить до десяти тон. Рулон алюминия разматывается и проходит ряд стадий подготовки его поверхности. Поверхность алюминия обрабатывается по уникальной, разработанной Fuji, технологии многоуровневого зернения (Multigrain). Сначала поверхность обрабатывается при помощи вращающихся щёток и кусочков пемзы. Затем алюминий проходит две последовательные стадии электрохимического зернения, обеспечивающие микронеровности тонкой структуры.
Оптимальное поведение в процессе печатания
Создание РЅР° поверхности зернения СЃРѕ структурой, имеющей три различные градации (РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ, среднюю Рё РјРёРєСЂРѕ), придает пластинам Fuji специфические характеристики. Рти пластины отличаются РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… своей превосходной способностью Рє смачиванию РІРѕРґРѕР№. РћРЅРё также имеют повышенную тиражестойкость, благодаря великолепной адгезии эмульсионного слоя. РљСЂРѕРјРµ того РѕРЅРё практически нечувствительны Рє загрязнениям, возникающим РІ процессе печатания. Р’СЃРµ эти характеристики Рё обеспечивают оптимальное поведение печатных форм РІ печатном процессе.
Надежность и простота использования
Р—Р° процессом зернения следует нанесение светочувствительного слоя РЅР° шероховатую поверхность. Рта ответственная операция должна выполняться РїСЂРё специальных условиях, обеспечивающих полное отсутствие пыли. Специальное отделочное покрытие Р‰ матирующее напыление, наносится после сушки эмульсионного слоя. Рто покрытие сокращает время работы вакуумной системы копировальных рам перед экспонированием пластин. Пластины Fuji прочные, надежные Рё просты РІ использовании.
Соответствие нуждам потребителей
Обработанный алюминий разрезается РїРѕ всей ширине РЅР° первичные листы. Рти листы направляются РЅР° участок отделки, РіРґРµ РёС… разрезают РЅР° требуемые форматы Рё упаковывают.
Fuji поставляет предварительно очувствленные пластины более чем 30 крупным дистрибьюторам РІ Европе, странах Ближнего Рё Среднего Востока Рё РІ Африке. РС… клиенты предъявляют специфические требования, которым должны отвечать пластины. Завод РІ Тилбурге может производить сотни различных комбинаций пластин, различных РїРѕ толщине, форматам Рё количеству пластин РІ упаковке. Р’СЃСЏ система отделки создана таким образом, что производство может быстро Рё просто перейти РѕС‚ массовой продукции Рє выполнению индивидуальных заказов.
Постоянно высокое качество
Р’ соответствии СЃ философией Fuji, качество производственных процессов определяет качество конечного продукта. Производственный процесс должен отвечать самым строгим требованиям Рё стандартам. Для этого используется многократный контроль, РІ том числе посредством сканирующего лазера, встроенного РІ полностью автоматизированную производственную линию. Рто позволяет Fuji гарантировать постоянное высокое качество своей продукции, РЅР° которую всегда РјРѕРіСѓС‚ полагаться типографии, использующие офсетные пластины Fuji. Система производства офсетных пластин Fuji сертифицирована РїРѕ стандарту ISO-9002, который гарантирует высокое качество продукции.

Микропоры обеспечивают:
Баланс «краска-вода»
Прочность поверхности
Сотовое зернение (средние микронеровности) обеспечивает:
Тиражестойкость
Устойчивость к эмульгированию
Широту в режимах проявления
Первичное зернение (основные микронеровности) обеспечивает:
Тонопередачу
Гидрофильность
Здесь небольшой список главные успехов компании
В январе 1934 состоялось учреждение корпорации Фуджифотофилм, путем приобретения и разделения отдела фотопленки Дайниппон Целулойд, базированной на планах производства фотопленок внутри страны с капиталом 3 миллиона йен.
В феврале 1934 начало работы Завода Ашигара; начало производства фотопленки, бумаги и других фотографических чувствительных материалов.
В июне 1938 создание завода Одавара; укрепление производства в химической области, в которую включены фото чувствительные материалы как едкое серебро, краска, и другие химические обработки, и точное оптическое оборудование и материалы, в которые входят оптическое стекло и фотооборудование.
В марте 1944 присоединение Еномото Когагу Сэйки; компания переименовывается