Чтобы понять, в чем принципиальное отличие иммобилайзеров от традиционных сигнализаций, придется в очередной раз вернуться к разговору о функциональности противоугонных устройств. Набор функций сигнализаций порою бывает очень широк. Отдельные образцы имеют до 50 функций, причем немалую их часть можно назвать сервисными или вспомогательными. Даже несмотря на то, что автомобиля, способного реализовать все возможности отдельных систем, просто не существует, производители сигнализаций упорно продолжают нашпиговывать свои изделия дополнительными функциями.
Рммобилайзеры РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ широтой натуры РЅРµ отличались РЅРёРєРѕРіРґР°. Наличие охранных Рё сигнальных функций встречается Сѓ РЅРёС… очень редко, Р° те, что есть, РІ большинстве случаев РЅРµ задействуются; сервисные имеют РѕСЃРѕР±СѓСЋ специфику, Р° главный СѓРїРѕСЂ делается РЅР° противоугонные Рё защитные.
Рммобилайзер - это устройство, которое будучи установленное РЅР° автомобиле, РІ случае СѓРіРѕРЅР°, будет препятствовать его движению СЃРІРѕРёРј С…РѕРґРѕРј. Рто достигается путем блокировки (разрыва) всех основных жизненно важных цепей автомобиля – зажигания, стартера, подачи топлива. Р’ некоторых моделях иммобилайзеров схема работы несколько другая. РћРЅР° предусматривает возможность РїСѓСЃРєР° двигателя Рё начала движения автомобиля СЃРІРѕРёРј С…РѕРґРѕРј. Р’ этом случае достигается совершенно определенная цель – угонщик, начав движение, успокаивается (основная работа сделана), РЅРѕ через несколько десятков метров пути двигатель РІРґСЂСѓРі начинает работать СЃ перебоями, Р° РІ конце концов совсем глохнет. Так злоумышленник выехав РёР· спокойных условий (гаража или темного пустого РґРІРѕСЂР°) попадает СЃ неисправным автомобилем РЅР° светлую людную улицу. Р’ такой ситуации автомобиль, скорее всего будет РІРѕСЂРѕРј брошен. Основная масса иммобилайзеров имеет встроенные реле разрыва цепей (обычно РёС… 3, реже 2). Р’ последнее время для разрывов цепей используются «микроиммобилайзеры» – специальные реле, управление которыми центральный блок осуществляет используя РїСЂРѕРІРѕРґРєСѓ автомобиля Рё высокочастотные сигналы. Установленный РІ дальнем углу салона, такой микроиммобилайзер очень трудно найти Рё обезвредить, так как Рє нему РЅРµ РёРґСѓС‚ РїСЂРѕРІРѕРґР° РѕС‚ центрального блока. РџРѕ внешнему РІРёРґСѓ такое реле РЅРё чем РЅРµ отличается РѕС‚ стандартного. РРЅРѕРіРґР° даже микроиммобилайзер вставляется РІ блок предохранителей вместо штатно Рё отличить РёС… практически невозможно. Стоит отметить, что таких микроииимобилайзеров может быть РІ некоторых системах РґРѕ 10 штук, Р° следовательно РїРѕРёСЃРє вживленных РІ РїСЂРѕРІРѕРґРєСѓ автомобиля реле блокировки может быть очень долог.
Р’ последнее время РЅР° рынке автомобильных охранных систем появились иммобилайзеры СЃ транспондерным (бесконтактным) управлением системой технология TIRIS). Рто значит, что приемная антенна системы прячется РїРѕРґ обшивку салона РІ ранее оговоренном СЃ С…РѕР·СЏРёРЅРѕРј месте, Р° управляет всем иммобилайзером брелок или карточка (РїРѕ форме Рё размерам повторяющая кредитную). Садится такой С…РѕР·СЏРёРЅ РІ СЃРІРѕР№ автомобиль Рё незаметно РїРѕРґРЅРѕСЃРёС‚ СЃРІСЏР·РєСѓ ключей СЃ висящим РЅР° ней брелоком РѕС‚ иммобилайзера Рє спрятанной антенне Рё система снимается СЃ охраны Рё разблокирует РІСЃРµ цепи. Рто принцип использован РІ иммобилайзерах Motorola Car Guard 2M, Green Bux, Может быть Рё РїРѕ РґСЂСѓРіРѕРјСѓ. Водитель РЅРѕСЃРёС‚ РІРѕ внутреннем кармане карточку (Black Bug), Р° система сама узнает С…РѕР·СЏРёРЅР° РєРѕРіРґР° тот садится Р·Р° руль. Как это РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚. Р’ каждой такой системе имеется антенна, которая посылает сигнал РІ пространство. Брелок или карточка принимают этот сигнал, трансформируют его Рё отдают обратно. Естественно, что сигналы кодированные Рё каждый брелок или карточка уникальны. Транспондеры «вечные». Рто значит, что РІ РЅРёС… нет элементов питания, то есть РѕРЅРё полностью пассивны.
Вообще стоит отдельно остановиться на фирме Geolink Electronics – производителе систем Black Bug. Отечественная фирма впервые вышла на мировой уровень в производстве автомобильных охранных систем. Несомненно, при сборке своей продукции они используют комплектующие, зарубежных фирм – лидеров электронной отрасли, но такая схема – отечественные идеи + качественная элементная база дает очень хороший результат. Достигается невиданная доселе гибкость производства и, как следствие, возможность маневрировать, наиболее полно удовлетворяя потребности рынка.
Теперь подробнее об иммобилайзерах Black Bug. Существуют две модели этой системы – Black Bug 51 и Black Bug 71 (он же Black Bug Plus). Цены в наших сервисных центрах на эти системы смотрите здесь.
Модель 51 имеет одно реле, управляемое по отдельным проводам и блокирует зажигание в случае, если за рулем оказывается человек не имеющий карточки – транспондера. Система дает возможность автомобилю начать движение (это справедливо как в случае с включенным двигателем, так и с выключенным), а затем имитирует неисправность – двигатель начинает работать с перебоями, после чего совсем обездвиживает автомобиль.
71 модель РІ стандартном комплекте тоже имеет РѕРґРЅРѕ реле, РЅРѕ это СѓР¶Рµ РЅРµ просто реле, Р° микроиммобилайзер, для управления которого используется штатная РїСЂРѕРІРѕРґРєР° автомобиля. Рта модель РЅРѕСЃРёС‚ название В«PlusВ» потому, что может управлять РЅРµ только РѕРґРЅРёРј реле. РџРѕ желанию клиента РјРѕР¶РЅРѕ разорвать цепи стартера, подачи топлива, Рё С‚. Рґ. Всего РјРѕР¶РЅРѕ распихать РїРѕ автомобилю РґРѕ 10 микроиммобилайзеров. Чем РёС… больше, тем сложнее будет угонщику справиться СЃ автомобилем. Рммобилайзеры всегда были существенно дешевле, компактнее сигнализаций Рё РїРѕ этим причинам справедливо расценивались как дополнительные противоугонные устройства. Рљ примеру, иммобилайзер может стать неплохим дополнением для автомобилей, СѓР¶Рµ имеющих заводскую сигнализацию. РЎРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ ли иммобилайзеры РЅР° самостоятельность? Бесспорно. Более того, РјРѕР¶РЅРѕ отметить три качества, которые положительно выделяют РёС… РЅР° фоне традиционных сигнализаций.
Первое из них — очень высокая защищенность от попыток интеллектуального взлома. В отличие от сигнализаций, большинство из которых управляются с большого расстояния по радиоканалу, иммобилайзеры предпочитают "близкий" контакт между ключом и замком, а значит — сводят на нет работу любого "радиоперехватчика". (Правда есть исключения, например радиоканальный иммобилайзер Defa.)
Рли другая ситуация. Дорогие автомобили, как известно, нередко покидают СЃРІРѕРёС… законных владельцев после посещения сомнительных автосервисов, РіРґРµ, наряду СЃ ремонтом, РёРЅРѕРіРґР° еще присматривают автомобили для угонщиков. Дубликат ключа любой конфигурации сейчас делают Р·Р° несколько РјРёРЅСѓС‚, Р° "прошить" лишний брелок РѕС‚ сигнализации специалист может "РЅРµ отходя РѕС‚ кассы". Сделать Р¶Рµ электронную РєРѕРїРёСЋ ключа иммобилайзера, РЅРµ имея РІ распоряжении мастер-карты, практически невозможно.
Второе преимущество — компактность. Габариты и конструктивное исполнение иммобилайзеров рассчитаны на действительно скрытый монтаж, так что если установщики не схалтурят, определить тип противоугонной системы будет непросто.
Третий плюс заключается в возможности пассивной (без участия водителя) реализации функции "Защита от ограбления". Похвастаться умением защитить автовладельца в такой ситуации могут, правда, далеко не все (в нашем случае — только изделия с торговой маркой Black Bug, Pearson - см. прайс здесь), однако принципиальная возможность противодействия насильственному угону у современных иммобилайзеров есть.
СОВЕТУЕМ...
всегда иметь как минимум два активных электронных ключа: один с собой, второй — дома;
в случае утери ключа немедленно перекодировать систему;
не вешать ключ от иммобилайзера на общую связку;
для максимальной дальности распознавания транспондера-карточки или таблетки ориентировать его параллельно плоскости антенны считывающего устройства, а транспондер в виде цилиндра — перпендикулярно;
устанавливать иммобилайзер только в специализированных центрах, желательно — у авторизованных дилеров (см. наше месторасположение) ;
потратить вечер на изучение инструкции.
***
Рммобилизационная система BOSCH
Дистанционное управление
Пульт дистанционного управления состоит из маленького маломощного радиочастотного передатчика, выполненного в виде брелка для ключей, к которому для удобства, должен крепится ключ зажигания.
На пульте имеется кнопка, которую следует нажимать один раз для отключения системы. Рвзводится вручную однократным нажатием этой кнопки.
Кнопку необходимо держать нажатой по меньшей мере в течение одной секунды для того, чтобы система смогла проверить соответствует ли пульт управления модулю.
Альтернативное отключение
Рта процедура специально задумана длительной. Потребуется, РїРѕ крайней мере, полчаса, чтобы выполнить, Рё если РЅРµ следовать ей точно, может потребоваться времени РІ несколько раз больше.
1) Проверьте, взводится ли система (LED мигает: 100 млсек горит, 1,9 сек. не горит)
2) Поверните ключ зажигания в положение "включено" ( II )
3) Рндикатор LED будет мигать быстрее (РІ режиме 200 млсек РіРѕСЂРёС‚, 200 млсек РЅРµ РіРѕСЂРёС‚).
4) Спустя приблизительно 10 мин. после включения зажигания LED прекратит мигать и будет гореть. Когда это произойдет, переключите в положение "электроприборы" ( I ) и обратно в положение включенного зажигания ( II ). LED вновь начнет мигать.
5) Спустя еще 10 мин. LED прекратит мигание и останется гореть. Когда это произойдет, переключите в положение "электроприборы", а затем обратно в положение включенного зажигания. LED вновь начнет мигать.
6) В конце следующих 10 мин. LED прекратит мигание и будет непрерывно гореть в течение 3 сек. и погаснет, а система переключится из взведенного состояния в отключенное. Теперь автомобиль может быть запущен. На все требуется 30 мин.
Примечание: если РІ какой-либо момент вышеописанной процедуры выключается зажигание, необходимо повторить РІСЃСЋ последовательность действий. Ртапы 4) Рё 5) необходимо выполнить РІ течение 5 РјРёРЅ. непрерывного горения LED, РЅРѕ общее время проведения процедуры РЅРµ изменится, Рё LED будет прекращать мигание РЅР° 10-Р№ - 20-Р№ минутах, соответственно, после этапа 2.
7) Если пульт дистанционного управления, используемый для замены, не может быть доставлен немедленно, можно удержать систему в отключенном состоянии путем поворота ключа зажигания в положение "электроприборы" и оставив его в этом положении. Чтобы способствовать уменьшению тока и все еще оставаться в отключенном состоянии, как в п. 6, поверните ключ в выключенное положение и затем обратно в положение "электроприборы"
Примечание: если ключ остается в выключенном положении дольше, чем на 30 сек., иммобилизатор автоматически вновь взводится, и будет необходимо опять начинать с этапа 1, чтобы снова отключить систему.
Программирование пульта дистанционного управления
Максимум 4 пульта дистанционного управления могут быть запрограммированы на один автомобиль. Все пульты дистанционного управления одного автомобиля должны программироваться и перепрограммироваться одновременно. Для программирования иммобилизатора на прием новых пультов дистанционного управления необходимо выполнить следующую последовательность действий:
Примечание: рекомендуется внимательно прочитать нижеследующие инструкции и выполнить действия, указанные в пункте 7 до того, как приступить к полной процедуре программирования ключа.
1) Проверьте, что система взводится (LED мигает: 100 млсек горит, 1,9 сек. не горит)
2) Поверните ключ зажигания во включенное положение ( II )
3) Рндикатор LED будет мигать быстрее (РІ режиме 200 млсек РіРѕСЂРёС‚, 200 млсек РЅРµ РіРѕСЂРёС‚).
4) Спустя приблизительно 10 мин. после включения зажигания LED прекратит мигать и будет гореть. Когда это произойдет, переключите в положение "электроприборы" ( I ) и обратно в положение включенного зажигания ( II ). LED вновь начнет мигать.
5) Спустя еще 10 мин. LED прекратит мигание и останется гореть. Когда это произойдет, переключите в положение "электроприборы", а затем обратно в положение включенного зажигания. LED вновь начнет мигать.
6) В конце следующих 10 мин. LED прекратит мигание и будет непрерывно гореть в течение 3 сек. и погаснет, а система переключится из взведенного состояния в отключенное.
Примечание: если РІ какой-либо момент вышеописанной процедуры выключается зажигание, необходимо повторить РІСЃСЋ последовательность действий. Ртапы 4) Рё 5) необходимо выполнить РІ течение 5 РјРёРЅ. непрерывного горения LED, РЅРѕ общее время проведения процедуры РЅРµ изменится, Рё LED будет прекращать мигание РЅР° 10-Р№ - 20-Р№ минутах, соответственно, после этапа 2.
7) Чтобы войти в режим программирования, поверните ключ зажигания из положения включенного зажигания ( II ) в другие положения в следующей последовательности, начав пока LED еще горит (3 сек., или сразу же после последней вспышки) и закончив в течение 10 сек.: выключено ( 0 ), зажигание включено (II ), "электроприборы" ( I ), зажигание включено (II ), "электроприборы" ( I ), выключено ( 0 ), "электроприборы" ( I ), выключено ( 0 ).
Примечание: это действие должно быть выполнено в течение 10 сек. после того, как LED прекратит мигать.
8) После того, как успешно введен режим программирования, LED будет мигать в следующем режиме: 500 млсек. горит, 250 млсек. не горит.
9) Для того, чтобы запрограммировать новый пульт дистанционного управления, подержите пульт рядом с приборной панелью и нажмите кнопку….. и мигать очень быстро в следующем режиме: 100 млсек. горит, 100 млсек. не горит.
Примечание: после программирования первого пульта дистанционного управления, все предыдущие коды пульта дистанционного управления будут стерты.
10) Оставшиеся пульты управления (не более 4 шт.), которые необходимо запрограммировать, программируются по очереди, и как только код каждого из них запоминается системой, скорость вспышек LED будет изменяться до следующего режима: 100 млсек. горит, 100 млсек. не горит, и остается такой пока нажата кнопка.
11) Когда запрограммирован код последнего (4-го) ключа или когда никакой дальнейший код незапрограммированного ключа не принимается в течение 60 сек., режим программирования автоматически прекращается.
12) Режим программирования будет остановлен в любой момент, когда ключ зажигания поворачивается в положение включенного зажигания, положение запуска или положение "электроприборы".
Коды неисправностей
Если в процессе самопроверки система обнаружит неисправность то LED начнет мигать передовая код. После того, как код будет передан три раза, LED будет гореть непрерывно до выключения зажигания
Код неисправности | Зона неисправности | Устранение |
111 |  Внутримодульное реле 1 |  Проверить управление двигателем и плавкий предохранитель вспомогательных устройств зажигания. Заменить модуль |
112 | Внутримодульное реле 2 | Проверить плавкий предохранитель топливного насоса. Заменить модуль |
113 | Внутримодульное реле задержки запуска |  Проверить предохранитель реле стартера / вспомогательных устройств зажигания. Заменить модуль |
114 | неисправность контактов/внутреннего запирающего | Заменить модуль (отсутствуют соединения) |
115 | Рскажены РєРѕРґС‹ дистанционного управления или неисправен пульт |  Проверить РєРѕРґС‹. Перепрограммировать пульты |
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mondeo.km.ru/