Положение меняется при шестом царе Вавилона — Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по меркам того времени государства, включавшего в себя основную часть Междуречья.
Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников, причём нередко — чужими руками. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов.
Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и, как показали дальнейшие события, активно готовился к военным действиям.
РќР° седьмой РіРѕРґ царствования РїСЂРё поддержке Р РёРјСЃРёРЅР°, сильного эламского правителя РІ Ларсе, Хаммурапи подчинил себе южные РіРѕСЂРѕРґР° РЈСЂСѓРє Рё РСЃСЃРёРЅ. Для укрепления своего влияния РЅР° захваченных землях, дальновидный политик Р·Р° РґРІР° РіРѕРґР° строит канал, Рѕ значении которого РіРѕРІРѕСЂРёС‚ его название — «Хаммурапи изобилие».
Следующим дальновидным шагом Хаммурапи становится заключение союза с северо-западным соседом — государством Мари. Оба государства-союзника, Вавилон и Мари, теперь действовали согласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку, из которой видно, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу действий в Средней Месопотамии.
Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника на севере, Вавилон уже к 15—16 го-дам правления Хаммурапи превращается в одно из самых влиятельных государств в Месопотамии.
Рљ 30-РјСѓ РіРѕРґСѓ правления Хаммурапи удалось нанести поражение царству Ршнунне Рё его СЃРѕСЋР·РЅРёРєСѓ — войскам Рлама. Спустя РіРѕРґ царь Вавилона разгромил Р РёРјСЃРёРЅР°, правителя Ларсы. Зимрилим, правитель Мари, был хорошо осведомлен Рѕ деятельности своего СЃРѕСЋР·РЅРёРєР° благодаря наличию налаженной дипломатической службы РІ государстве Хаммурапи. РЈР¶Рµ РІРѕ время РїРѕС…РѕРґР° РЅР° Ларсу, почувствовав изменения РІ политике Вавилона, Зимрилим отказался РѕС‚ совместных боевых действий Рё отозвал СЃРІРѕРё РІРѕР№СЃРєР°. Теперь пришла очередь Рё царства Мари, РЅР° которое Хаммурапи совершил РґРІР° опустошительных набега. Несмотря РЅР° то, что Хаммурапи РЅР° 33-Рј РіРѕРґСѓ царствования захватил земли недавнего СЃРѕСЋР·РЅРёРєР°, Зимрилим РЅРµ сдавался. Через РґРІР° РіРѕРґР° Хаммурапи предпринял еще РѕРґРёРЅ РїРѕС…РѕРґ РЅР° Мари, разрушив даже стены столицы. Р’ СЂСѓРёРЅС‹ был превращен Рё великолепный царский дворец, СЃРёРјРІРѕР» былого могущества Мари, известный далеко Р·Р° пределами царства.
Так постепенно РїРѕРґ властью Вавилона оказывались РІСЃРµ новые территории. Хаммурапи завоевал также территорию РђСЃСЃРёСЂРёРё СЃРѕ столицей Ашшуром. РџРѕС…РѕР¶Рµ, что сферой влияния Вавилона стали Рё эламские замки, Рѕ чем РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ сообщения Рѕ военнопленных РёР· Рлама.
За сорок лет талантливому и удачливому политику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основную часть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первое в полном смысле этого слова в Западной Азии — Старовавилонское царство. Вавилон прочно становится новым центром Двуречья.
Таким образом, на рубеже XIX—XVIII веков до н. э. в результате ожесточенной борьбы в Двуречье стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира.
После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны — люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных.
Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей — воинов и так называемых «мушкенум».
Мушкенум считались приближёнными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкенум каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей. Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тре мя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.
Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи».
Р’ 1901 Рі. французские археологи обнаружили РІРѕ время раскопок РІ Сузах (ныне РЁСѓС€) — столице древнего Рлама, большой каменный столб СЃ изображением царя Хаммурапи Рё текстом 247 его законов, написанных клинописью. РР· этих законов РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј Рё стало известно Рѕ Р¶РёР·РЅРё Вавилонии Рё Рѕ том, как Хаммурапи управлял страной.
Во введении к законам Хаммурапи говорит: «Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей». Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, таким образом, пытается примирить интересы разных людей— тамкаров, мушкенум, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества. Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников — бог даёт людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но — через царя!..
Однако, Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына Самсуилуны Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Началась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилонское царство было уничтожено вторгшимися хеттами и касситами, которые потом правили Междуречьем около 400 лет.
Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил силу закона с силой царя и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Правда, некоторые учёные считают текст на столбе в Сузах не сводом законов, а отчётом государя перед богами.
Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. С XIX по VI столетия до н. э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра говорит то, что всю Месопотамию часто называли Вавилония. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами стали делить год на двенадцать месяцев, час — на минуты и секунды, а круг — на триста шестьдесят градусов.
В 689 году до н. э. после долгой осады ассирийцы захватили Вавилон. По приказу Синахериба в Ассирию была вывезена статуя главного бога Вавилона — Мардука. Многие жители были казнены, а тех, кто остался в живых, угнали в плен. После этого Синахериб приказал затопить город водами Евфрата.
В 605 году до н. э. Вавилонская армия под командованием сына Набопаласара Навуходоносора напала на город Каркемиш на Евфрате, который оборонял египетский гарнизон, состоявший из греческих наемников, В ходе ожесточенного сражения все защитники города были перебиты, а сам Каркемиш превращен в груду пылающих развалин. Теперь дорога к Средиземному морю была открыта, и вся Сирия и Палестина подчинились Вавилону.
В 604 году до н. э, Набопаласар умер, и Навуходоносор II стал царем огромной Нововавилонской империи.
Сразу после РїСЂРёС…РѕРґР° Рє власти Навуходоносор совершил РїРѕС…РѕРґС‹ против Египта Рё арабов РІ Северной Аравии. Р’ 598 РіРѕРґСѓ РґРѕ РЅ. СЌ. иудейский царь Роаким, ранее признавший власть Вавилона, отказался подчиняться Навухооносору Рё заключил СЃРѕСЋР· СЃ фараоном Нехо. Р’СЃРєРѕСЂРµ вавилонская армия СѓР¶Рµ стояла РїРѕРґ стенами Рерусалима. Роаким РЅРµ получил РѕС‚ египтян обещанной помощи, Рё 16 марта 597 РіРѕРґР° РґРѕ РЅ. СЌ. Навуходоносор вошел РІ РіРѕСЂРѕРґ. Роаким вместе СЃ 3 тыс. знатных евреев РІ качестве заложников отправился РІ Вавилон, Р° царем Рудеи стал Седекия. Царь Седекия правил СЂРѕРІРЅРѕ 10 лет. Как Рё его предшественник, РѕРЅ заключил СЃРѕСЋР· СЃ Египтом, который стоил ему царства. Фараон РђРїСЂРёР№ захватил Газу, РўРёСЂ Рё РЎРёРґРѕРЅ. Однако РІРѕР№-СЃРєР° Навуходоносора II оттеснили египтян обратно Рё осадили Рерусалим. Р’ 587 РіРѕРґСѓ РґРѕ РЅ. СЌ. РіРѕСЂРѕРґ был РІР·СЏС‚, разрушен, Р° его жители уведены РІ плен. Затем вавилоняне осадили РўРёСЂ, который был захвачен только спустя 13 лет, РІ 574 РіРѕРґСѓ РґРѕ РЅ. СЌ.
Царствование Навуходоносора II стало временем расцвета Нововавилонской державы. Вавилон стал самым большим городом на Древнем Востоке, численность его населения превышала 200 тыс, человек.
Однако созданное Набопаласаром Рё Навуходоносором Нововавилонское государство просуществовало недолго. Р—Р° 5 лет, прошедшие после смерти Навуходоносора II, РІ Вавилоне сменилось три царя.Р’ конце концов царем РІ 556 РіРѕРґСѓ РґРѕ РЅ. СЌ. стал Набонид, РІРѕР¶РґСЊ РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· арамейских племен. Арамейцы еще РІ VIII веке РґРѕ РЅ. СЌ. пришли РІ Месопотамию Рё постепенно оттеснили халдеев. Царь Набонид стал выступать против жречества, традиционно поддерживавшего царей Вавилона, стараясь насадить РІ государстве культ арамейского Р±РѕРіР° Луны. Рто привело Рє серьезному конфликту СЃРѕ жречеством, признававшим верховным божеством РёСЃРєРѕРЅРЅРѕРіРѕ вавилонского Р±РѕРіР° Мардука.
Царь Набонид стремился объединить вокруг себя все многочисленные арамейские племена. Он достаточно недальновидно помог молодой Персии расправиться с Мидией, захватив принадлежавший мидянам Харран. Поскольку к этому времени побережье Персидского залива было занесено песком, и кромка моря отступила от старых портов далеко вперед, что сделало невозможным морскую торговлю в этом районе. Поэтому Набонид захватил оазис Тайма в Центральной Аравии, который позволял контролировать торговые пути в Египет и Южную Аравию. Царь даже перенес в этот район свою столицу, передав управление Вавилоном своему сыну и наследнику Белшур-уцуру (Валтасару).
Политика Набонида, пренебрегавшего интересами влиятельного жречества Р±РѕРіР° Мардука, вызывала сильное недовольство РІ Вавилоне.Рменно поэтому персы, провозгласившие веротерпимость, СЃРІРѕР±РѕРґСѓ Рё равенство любой религии, СЃ такой легкостью заняли Вавилонию. Валтасар был СѓР±РёС‚ СЃРІРѕРёРјРё Р¶Рµ слугами, Рё Вавилон открыл ворота персидскому царю РљРёСЂСѓ, который РІ октябре 539 РіРѕРґР° РґРѕ РЅ. СЌ. триумфально въехал РІ столицу.Р’ соответствии СЃРѕ СЃРІРѕРёРј обычаем, РљРёСЂ сохранил Р¶РёР·РЅРё, Набониду Рё его семье, обеспечив РёРј почести, соответствующие бывшему высокому положению. Однако Вавилония превратилась РІ провинцию (сатрапию) Персидской державы Рё навсегда утратила СЃРІРѕСЋ независимость.
Рћ значимости Вавилона РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ истории РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ множество упоминаний РІ книгах РїСЂРѕСЂРѕРєРѕРІ: РєРЅРёРіРµ РїСЂРѕСЂРѕРєР° Рсайи, РєРЅРёРіРµ РїСЂРѕСЂРѕРєР° Реремии, РёРѕРґРЅРѕР№ РёР· самых загадочных РєРЅРёРі Библии, РєРЅРёРіРµ РїСЂРѕСЂРѕРєР° Даниила, которая приковывает Рє себе внимание людей РЅР° протяжении РІРѕС‚ СѓР¶Рµ 2500 лет Зловещие апокалиптические звери, огненная печь, львиный СЂРѕРІ, математические расчеты сочетаются РІ ней СЃ описанием веры бесстрашных еврейских юношей, внутренних противоречий Рё душевных терзаний древнего владыки, дворцового РїРёСЂР° накануне гибели царства. РћРґРЅРё РІРёРґСЏС‚ РІ этой РєРЅРёРіРµ интересное литературное произведение Востока, РґСЂСѓРіРёРµ — неуемную странную фантазию древнего автора, третьи — Божественное откровение, приподнимающее завесу истории человечества РЅР° 2500 лет, СЃ описанием взлетов Рё падений грядущих государств Рё народов.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ancientvavilon.narod.ru